Исследование мотивационного и индивидуально-психологического компонентов мышления школьников
опыты и эксперименты (7, 8, 9 класс) по теме
В данном исследовании обобщены результаты изучения мотивационного и индивидуально-психологического компонентов мышления учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
ТЕМА:
ОСОБЕННОСТИ ФОМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИОННОГО И ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОМПОНЕНТОВ МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ
специальной (коррекционной) школы (VIII вид)
Исследование подготовила и провела:
учитель русского языка (олигофренопедагог)
высшей квалификационной категории, заместитель директора по УВР ГКОУ школы № 8 г.Лабинска
СКОРИКОВА АННА ВЛАДИМИРОВНА
2017 г.
Цели данного исследования:
1)Изучить мотивационные и индивидуально-психологические особенности мышления учащихся разных типологических групп.
2)Выработка рекомендаций для учителей.
ХОД ИССЛЕДОВАНИЯ
В данном исследовании обобщены результаты изучения мотивационного и индивидуально-психологического компонентов мышления учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида.
В эксперименте приняли участие учащиеся старшей возрастной группы (14 лет) с разными типологическими особенностями развития:
-учащиеся с неосложнённой структурой дефекта;
-учащиеся с недоразвитием личности;
-учащиеся с психопатоподобной формой поведения.
Учащимся были предложены конверты с заданиями разного характера. На конвертах значилось: «Лёгкое задание», «Интересное задание», «Трудное задание».
Из 100% учащихся, принимавших участие в эксперименте, лёгкие задания выбрали 48%, интересные-31%,трудное-20%.
Из данных показателей видно, что к доминирующим принадлежат мотивы выбора лёгких и интересных заданий.
Мотивационные проявления у учащихся с неосложнённой структурой дефекта
Из учащихся, имеющих неосложнённую структуру дефекта, интересные и трудные задания выбрали 63% из 100%, лёгкое задание выбрали 36%. Однако, 10% учащихся пожелали выполнить ещё дополнительное задание, выбрав на этот раз интересное и трудное задания.
Вывод: учащиеся с неосложнённой структурой дефекта имеют заметную выраженность мотивов получения знаний.
Мотивационные проявления у учащихся с осложнённой формой недоразвития
Из 100% учащихся, имеющих осложнённую форму недоразвития личности лёгкие задания выбрали 50% учащихся, интересные -20%, трудные-30% учащихся. 20% учащихся, выбрав трудные задания, на деле проявили низкую готовность включиться в мыслительную деятельность и с заданием не справились.
Вывод: учащиеся с недоразвитием личности имеют низкую выраженность мотивов получения знаний. Выбор трудных заданий носит демонстративный характер.
Мотивационные проявления у учащихся с психопатоподобной формой поведения
Из 100% учащихся, имеющих психопатоподобную форму поведения, лёгкие задания выбрали 85% учащихся, интересные- 14%, трудные задания никто не выбрал.
Вывод: у учащихся с психопатоподным поведением менее выражена мотивация притязания-учащиеся не стремятся испытать свою собственную самостоятельность и способности.
АНАЛИЗ И ВЫВОД ПО ЭКПЕРИМЕНТАЛЬНОМУ ИССЛЕДОВАНИЮ
Индивидуально-психологические особенности мышления учащихся находятся в тесной зависимости от структуры дефекта.
В ходе исследования было отмечено, что учащиеся с осложнённой структурой дефектов (недоразвитием личности) с трудом самостоятельно ориентируются в задании, так как имеющиеся знания не могут выстроить в целостную совокупность, что позволило бы осмысленно и самостоятельно ими пользоваться. В связи с этим наблюдается шаблонность выполняемых заданий.
У учащихся с неосложнённой структурой дефектов отмечалось адекватное понимание задания. Испытуемые меньше задавали нецеленаправленных вопросов. В процессе деятельности учащиеся имели более высокую работоспособность, большую эмоциональную уравновешенность. Деятельность учащихся носила более целенаправленный характер.
У учащихся с психопатоподобным поведением обнаруживалась меньшая работоспособность, низкая готовность преодолевать возникающ0ие трудности, более низкий уровень самостоятельности (со стороны учителя требовалось подбадривание).
РЕКОМЕНДАЦИИ:
- Учителю при выборе учебного задания учитывать типологические особенности и структуру имеющегося у ученика дефекта в развитии.
- Задания подбирать разные по уровням сложности.
- Для самостоятельной работы давать учащимся задания доступные и интересные.
- Постепенно адаптировать учащихся к заданиям повышенной сложности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/11/01/picture-28999.jpg)
Исследование мотивационной сферы с помощью теста юмористических фраз (ТЮФ)
Проблема формирования мотивации учения лежит на стыке обучения и воспитания, является важнейшим аспектом современного обучения. Это означает, что здесь в поле внимания учителя оказывается не только ос...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/28/picture-179778-1390886249.jpg)
Педагогический совет "Изучение индивидуально-психологических особенностей личности школьников"
Теоретический материал, презентация и рекомендации, готовые для использования педагогами...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/28/picture-289330-1448699661.jpg)
Формирование общеучебных компонентов труда школьников - путь к повышению качества образования
Данный материал является выступлением на методическом объединении учителей математики по теме «ВЛИЯНИЕ РАЗЛИЧНЫХ АСПЕКТОВ МЕТОДИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ НА КАЧЕСТВО МАТЕМАТИЧЕСКИХ ЗНАНИ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/05/picture-398957-1391609071.jpg)
Развитие компонентов мышления учащихся при изучении показательных уравнений
В статье представлены аспекты развития интуитивных, логических и творческих компонентов мышления учащихся на примере изучения показательных уравнений....
![](/sites/default/files/pictures/2020/12/12/picture-1298064-1607783963.jpg)
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Часть 1. Процедура исследования и анализ результатов
Приведены результаты анкетирования школьников по вопросам эдорового образа жизни....
![](/sites/default/files/pictures/2020/12/12/picture-1298064-1607783963.jpg)
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Часть 2. Анализ эффективности деятельности по формированию у младших школьников представлений о здоровом образе жизни
Приводится анализ эффективности педагогической деятельности по формированию правильных представлений о здоровом образе жизни. Анализ выполнен на основе анкетирования учащихся....