Виртуальная лаборатория как средство реализации ФГОС НОО и ООО на уроках физики
статья на тему

Новоселова Галина Михайловна

Развитие новейших технологий в промышленности и переход к информационному обществу требуют качественно новой подготовки учащихся не только к выпускным и вступительным экзаменам, но и к самому процессу обучения в технических ВУЗах страны. Этот процесс сочетает в себе как серьезную теоретическую подготовку, так и практический аспект, связанный с исследованием этих технологий на производстве.

В свете сказанного можно сделать вывод, что с помощью новых ИКТ необходимо активизировать творческие способы деятельности по усвоению учебного материала учащимися. С помощью этих технологий можно не только повысить эффективность обучения по предмету, но и значительно облегчить восприятие сложных физических законов и явлений.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Виртуальная лаборатория как средство реализации ФГОС НОО и ООО на уроках физики

Новоселова Галина Михайловна

учитель математики и физики

МОУ  «Гимназия №4»

городского округа Электросталь

Быстрый рост и развитие информационных технологий в программном и аппаратном обеспечении, свободный доступ к информационным ресурсам, возможность использования интерактивных моделей и удаленного доступа – все это является востребованным в процессе реализации ФГОС на уроках физики. Эти технологии сами формируют новые механизмы развития образовательной среды. Отличительной особенностью новых информационно-коммуникационных технологий является то обстоятельство, что они позволяют не только сопровождать изучение физических законов и формул, но и способствовать фундаментальному пониманию физических процессов и явлений, а также развивать активную исследовательскую позицию учащихся.

Развитие новейших технологий в промышленности и переход к информационному обществу требуют качественно новой подготовки учащихся не только к выпускным и вступительным экзаменам, но и к самому процессу обучения в технических ВУЗах страны. Этот процесс сочетает в себе как серьезную теоретическую подготовку, так и практический аспект, связанный с исследованием этих технологий на производстве.

В свете сказанного можно сделать вывод, что с помощью новых ИКТ необходимо активизировать творческие способы деятельности по усвоению учебного материала учащимися. С помощью этих технологий можно не только повысить эффективность обучения по предмету, но и значительно облегчить восприятие сложных физических законов и явлений.

Использование виртуальных лабораторий по физике позволяет успешно решать эти задачи, а также демонстрировать (даже при отсутствии необходимого оборудования) различные физические ситуации и явления.

На уроках физике могут быть использованы такие программные среды как:

  • «Интерактивные учебные пособия. Лабораторные работы по физике 7 класс» от « Экзамен-Медиа» -  В каждую лабораторную работу пособия входит: теоретический материал; описание хода работы с возможность ввода результатов эксперимента с клавиатуры в соответствующие таблицы; блок таблиц необходимых для выполнения лабораторных работ; инструкцию по выполнению отдельных операций по ходу работы; экспериментальные задачи с использованием оборудования лабораторной работы; отчётный лист результатов выполнения лабораторной работы можно распечатать или сохранить PDF-формате. Лабораторные работы обеспечены комплексом функций: управление экспериментом; фиксирование результатов; обработка полученных данных самостоятельно.

  • Virtulab.Net - один из развитых специализированных порталов, посвященных виртуальным образовательным лабораториям. На сайте предложены образовательные интерактивные работы, позволяющие учащимся проводить виртуальные эксперименты по физике, химии, биологии, экологии и другим предметам.

  •  Интерактивные лабораторные работы по физике и другим предметам, ресурс находится на сайте Единая коллекция ЦОР. Данным образовательным ресурсом можно пользоваться как on-line, так и off-line. 

При использовании данных программ учащиеся изучают физику с точки зрения ученых-исследователей, лучше усваивают абстрактные идеи (например, гравитационные взаимодействия, электромагнитные поля). Учитель получает возможность сопровождать свое изложения материала и формировать понятную структуру задачи.

Учащиеся, в свою очередь, могут провести не только исследования разнообразных физических явлений и процессов, но и организовать проверку теоретических предположений (гипотез).

Программы также позволяют вести статистический анализ и обработку данных - построить график, диаграмму, сформировать таблицу. Особую роль играют встроенные мультипликации и видео-демонстрации.

Преимущества проведения эксперимента и мини-исследования на уроках на лицо: ученик вовлечен в активный творческий процесс получения новых знаний; самостоятельно выполняет тот вид работы, который выбран им самим, участвует в совместном труде и в процессе общения, коммуникации; повышает мотивацию к изучению предмета; приобретает исследовательские навыки.

Применение на уроках интерактивных заданий в Лаборатории позволяет решить ряд важных задач: индивидуализацию обучения, дифференцированный подход, повышение мотивации и познавательной активности за счет разнообразия форм работы. Такие задания позволяют создать ситуацию успеха, вселяют уверенность в ученика, реализуют деятельностный подход в обучении.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Новоселова Галина Михайловна учитель математики и физики МОУ «Гимназия № 4» городского округа Электросталь Московской Области Применение ИКТ на уроках физики

Слайд 2

Природа так обо всем позаботилась, что повсюду ты находишь, чему учиться. Леонардо да Винчи Человек не может по-настоящему усовершенствоваться, если не помогает усовершенствоваться другим. Диккенс Ч. Ничему тому, что важно знать, научить нельзя, — все, что может сделать учитель, это указать дорожки. Олдингтон Р.

Слайд 3

Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) – это обобщающее понятие, описывающее различные устройства, механизмы, способы, алгоритмы обработки информации. Важнейшим современным устройствами ИКТ являются компьютер, снабженный соответствующим программным обеспечением и средства телекоммуникаций вместе с размещенной на них информацией .

Слайд 4

Дидактические задачи, решаемые с помощью ИКТ 1. Совершенствование организации преподавания, повышение индивидуализации обучения; 2. Повышение продуктивности самоподготовки учащихся; 3. Индивидуализация работы самого учителя; 4. Ускорение тиражирования и доступа к достижениям педагогической практики; 5. Усиление мотивации к обучению; 6. Активизация процесса обучения, возможность привлечения учащихся к исследовательской деятельности; 7. Обеспечение гибкости процесса обучения.

Слайд 6

Применение ИКТ на уроках Применение компьютера: На уроках можно с успехом применять компьютер, экран, проектором, электронную доску. Инновационное программное обеспечение позволяет продемонстрировать на уроке множество наглядных материалов: рисунки, схемы, таблицы, тексты , видеозаписи, анимации, физические модели. На уроках применяются такие электронные пособия как: «Физика, 7-11 классы» Физикон , «Физика, 7-11 кл. Библиотека наглядных пособий», «Уроки физики Кирилла и Мефодия », «Электронные уроки и тесты «Физика в школе" и другие. Ресурсы программ могут быть использованы для подготовки и проведения уроков физики, для самостоятельной работы учащихся во внеурочное время.

Слайд 7

Компьютерные модели Модели, созданные компьютером, разрешают управлять объектами на экране монитора (электронной доски), изменять числовые характеристики физических процессов и явлений. Модели могут строить и изменять параметры графиков функций, описывающих эксперимент.

Слайд 8

Видео-демонстрации явлений и экспериментов

Слайд 9

Компьютерные виртуальные лаборатории


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практические уроки по физике как одно из эффективных средств реализации ФГОС нового поколения

Для реализации ФГОС нового поколения необходимы новые формы работы с учащимися, новое оборудование. Многие школы Санкт-Петербурга оснащены лабораторным оборудованием L-MIKRO. В работе описан мастер-кл...

Применение метода проблемного обучения на уроках физики, как средство реализации ФГОС

Применение метода проблемного обучения на уроках физики, как средство реализации ФГОС...

Современные педагогические технологии, как средство реализации ФГОС на уроках физики. (из опыта работы)

Краткий обзор современных технологий , которыя я и применяю на уроках физики...

Открытая физическая лаборатория, как пример реализации ФГОС во внеурочной деятельности учащихся

Целью статьи является описание методики «Открытой физической лаборатории», которая может быть использована при организации внеурочной деятельности по предмету физика в 7-10 классах для угл...

Проблемное обучение на уроках физики, как средство реализации ФГОС

Выпускники современной школы заинтересованы в получении знаний, которые необходимы им для дальнейшей адаптации в социуме.  Сегодня особенно важно обеспечить развитие каждого ученика с учето...

Технология деятельностного подхода как средство реализации ФГОС ООО при проектировании уроков физики и подготовке учащихся к ОГЭ

В данной презентации содержится разработка лабораторной работы "Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний маятника". Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС О...

"Технология деятельностного подхода, как средство реализации ФГОС в процессе обучения на уроках физики"

Деятельностный подход при изучении физики ориентирует учащихся не только на усвоение отдельных понятий, положений и законов физики, и вообще знаний, но и на способы этого усвоения, на развитие творчес...