"Технология деятельностного метода обучения"
проект на тему

Филатова Елена Владимировна

Доклад на тему: "Технология деятельностного метода обучения"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon доклад102 КБ

Предварительный просмотр:

___________________________________________________________________________________

Технология деятельностного  метода  обучения

Когда людей станут учить не тому, что они должны делать,

а тому, как они должны думать, то тогда исчезнут всякие недоразумения.

                                                                                                                       Г. Лихтенберг.

Какие качества необходимы современному выпускнику?

Разные люди отвечают на этот вопрос по-разному. Кто-то говорит о глубоких и прочных знаниях, другие - о воспитании, третьи - о развитии интеллектуальных и творческих сил детей, их умении учиться, формировании способности к саморазвитию... Однако все и всегда сходятся в том, что школа должна помочь каждому ребенку стать счастливым: найти свое место в жизни, приобрести верных друзей, построить семью, самореализоваться в выбранной профессии.

Способность человека к реализации социально значимой деятельности является базовой для его личностного развития. Понимание этого сформировалось в культуре уже сотни лет назад. “Главная цель воспитателя, - считал А. Дистервег, - должна заключаться в развитии самодеятельности, благодаря которой человек может впоследствии стать распорядителем своей судьбы, продолжателем образования своей жизни...” Об этом писали  Д.И. Писарев, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой,  П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Л.В. Занков и многие другие известные педагоги и психологи в нашей стране и за рубежом.

Анализ исторического развития образовательной сферы показывает, что требования к подготовке выпускников со стороны общества менялись в зависимости от того, как менялся социально значимый уровень сформированных деятельностных способностей, определяющих востребованность человека в общественном производстве.

Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации. Таким образом, идеальный тип человека современности и ближайшего будущего  - это самостоятельный, предприимчивый, коммуникабельный, толерантный, способный видеть и решать проблемы автономно, а также в группе, готовый и способный постоянно учиться новому, работать в команде.

Исследование актуальных вопросов обучения было проведено в Ассоциации “Школа 2000...” и Центре системно-деятельностной педагогики “Школа 2000...”  в 2000-2006 гг. В результате был построен предикат учебной деятельности, описывающий процессы формирования деятельностных способностей, которыми должен овладеть выпускник школы. Построенная структура учебной деятельности включает в себя систему деятельностных шагов – технология деятельностного метода обучения.

Ознакомившись с различными современными педагогическими технологиями я  пришла к выводу, что технология деятельностного  метода  обучения является наиболее приемлемым методом обучения для нашей школы. Именно в условиях гендерного обучения технология деятельностного метода обучения дает возможность осуществить более эффективное, прочное, глубокое усвоение знаний обучающимися.

Данный метод позволяет добиться требуемых результатов к уровню подготовки выпускников 9 и 11 классов. Технология деятельностного метода обучения отвечает  главным  целям и задачам при подготовке к ГИА и ЕГЭ.

Таким образом  конструктивно выполнить задачи образования 21 века в полном объеме помогает деятельностный метод обучения – это метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности.

Дидактическая модель деятельностного метода обучения  позволяет осуществлять:

-формирование мышления через обучение деятельности: умение адаптироваться внутри определенной системы относительно принятых в ней норм (самоопределение), осознанное построение своей деятельности по достижению цели (самореализация) и адекватное оценивание собственной деятельности и ее результатов (рефлексия);

-формирование системы культурных ценностей и ее проявлений в личностных качествах;

-формирование целостной картины мира, адекватной современному уровню научного знания.

Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:

1) Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.

3) Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).

4) Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).

5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

6) Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.

Представленная система дидактических принципов обеспечивает передачу детям культурных ценностей общества в соответствии с основными дидактическими требованиями традиционной школы (принципы наглядности, доступности, преемственности, активности, сознательного усвоения знаний, научности и др.). Разработанная дидактическая система не отвергает традиционную дидактику, а продолжает и развивает ее в направлении реализации современных образовательных целей. Одновременно она является саморегулирующимся механизмом разноуровневого обучения, обеспечивая возможность выбора каждым ребенком индивидуальной образовательной траектории; при условии гарантированного достижения им социально безопасного минимума.

Сформулированные выше дидактические принципы задают систему необходимых и достаточных условий организации непрерывного процесса обучения деятельностной парадигме образования.

                 Каждый раз, составляя проект очередного урока, учитель задает себе одни и те же вопросы:

- как сформулировать цели урока и обеспечить их достижение;

- какой учебный материал отобрать и как подвергнуть его дидактической обработке;

- какие методы и средства обучения выбрать;

- как организовать собственную деятельность и деятельность учеников;

- как сделать, чтобы взаимодействие всех этих компонентов привело к определенной системе знаний и ценностных ориентаций.

             Основной из главных задач учителя является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями.

Применяя технологию деятельностного метода обучения, структура урока введения нового знания имеет  следующий вид:

Постановка учебной задачи

  Этап постановки учебной задачи - это этап мотивации и целеполагания деятельности. Учащиеся выполняют задания, актуализирующие их знания. В список заданий включается проблемный вопрос,  проблемная ситуация, личностно значимая для ученика и формирующая у него потребность освоения того или иного понятия (Не знаю, что происходит. Не знаю, как происходит. Но могу узнать - мне это интересно!).

Четко формулируется цель урока. - на  уроках совместно с учениками формулирую проблемный вопрос;
- учащиеся выходят на постановку целей, анализируя домашнее задание;
- на доске записываю только ключевые и вопросительные слова типа: а) Что? Как? Почему? От чего зависит? Как влияет? Что общего? б) Определить, вывести, выявить закономерность, доказать и т.д., а учащиеся на основе данного клише составляют картину целей на занятии.
Можно просто показать презентацию о достопримечательностях города Томска, акцентировав внимание на фотографии «Пушкинской развязки», тем самым подводя к теме «Скрещивающиеся прямые». В 5 классе урок начинаю с рассказа о величайших архитектурных памятниках Древнего Египта, среди которых одно из «семи чудес света» - пирамида Хеопса выводит на  тему урока - «Пирамида». 
         В курсе Наглядной геометрии в 5 классе можно показать презентацию, в которой показан многоэтажный дом, акцентировав внимание ребят на том, как мы говорим о доме: «Это дом, длиной в 3 подъезда, шириной в два окна, высотой в 6 этажей». Тем самым подводя к теме «Трёхмерное пространство».

В 5 классе на уроке математики можно начать рассказа о Пифагоре и Эратосфене, которые предположили, что Земля имеет шарообразную форму, подводя к теме «Окружность и диаметр». Вспоминаем с ребятами определение  экватора Земли, которые они должны знать из курса географии. Ребятам предлагается решить задачу: «Длина земного экватора приближённо равна 40.000км. Найти диаметр экватора.

«Открытие» детьми нового знания

          Это  этап работы над понятием - решение проблемы, которое осуществляется самими учащимися в ходе дискуссии, обсуждения, диалога. Учитель предлагает систему вопросов и заданий, подводящих детей к "открытию" нового знания. В завершение обсуждения он подводит итог, знакомя с общепринятой терминологией и общепринятыми алгоритмами действий.

          Данный этап включает учеников в активную работу, в которой нет незаинтересованных, ибо диалог учителя с классом - это диалог учителя с каждым учеником, ориентация на степень и скорость усвоения искомого понятия и корректировка количества и качества заданий, которые помогут обеспечить решение проблемы. Диалогическая форма поиска истины - важнейший аспект деятельноcтного метода.

   Например приведу фрагмент урока в 7 классе по теме: «Уравнение и его корни». На доске приведено решение уравнения:  

  5*(х-10)=2х+10

  5х-5=2х+10 (умышленная ошибка),

  5х-2х=10+5

   3х=15

    х=5

Ребята делают проверку уравнения  и видят, что ответ не сходится. Каждый решает уравнение самостоятельно в тетради. В мыслях у них нет, что учитель может допустить такую грубую ошибку. Поэтому они с восторгом находят правильный ответ.

   В качестве ещё одного примера приведу фрагмент урока по геометрии на тему «Площадь параллелограмма».

Пример: Фрагмент урока по геометрии по теме «Площадь параллелограмма»

Учитель: Я предлагаю вам решить следующую задачу:  Найти площадь многоугольника ABCDEF, если известны длины сторон АВ=ED= 18см, ВС=AF=8см, CD=FE=10см.

                                                      А                                                   В

                 

                                        F                                                    C

                 

                               

                                        E                                                   D

Учитель: Можем ли мы найти площадь данного многоугольника, используя имеющиеся знания?

Ответы учащихся: Для того, чтобы найти площадь многоугольника ABCDEF необходимо воспользоваться свойством площади фигуры (сформулировать его) и найти сначала площадь прямоугольника CDEF по формуле S=ab, а затем  необходимо вычислить площадь параллелограмма ABCF и сложить полученные значения.

Учитель: Вы верно ответили на вопрос. Сможете ли вы завершить решение данной задачи?

Учащиеся: Нет, так как  нам  не известна формула для вычисления площади параллелограмма.

Учитель: Таким образом, возникает проблема: как найти площадь параллелограмма?

Ответы учащихся: наверное, существует специальная формула для вычисления площади параллелограмма;

можно также воспользоваться свойством площади фигуры и разбить параллелограмм на такие фигуры, площади которых мы умеем находить.

 

Учитель: Возникает следующая проблема: как можно разбить параллелограмм на части, из которых можно было бы составить фигуру, площадь которой мы уже умеем находить? Постройте в тетрадях параллелограмм и подумайте.

Учащиеся думают, работают в тетрадях, а затем выходят по одному к доске и предлагают свои варианты  разбиения фигуры (заранее на доске построены параллелограммы).

Учитель: Все рассмотренные вами варианты верные, но, как вы сами сказали, конечно, существует формула для нахождения площади параллелограмма. Внимательно посмотрите на чертежи, представленные на доске, и ответьте на вопрос: как найти площадь параллелограмма?

Ответы учащихся: ….

                                 Из рисунка в) видно, чтобы найти площадь параллелограмма, нужно сложить площади двух одинаковых треугольников, а  площадь треугольника вычисляется по формуле

S=  ah, следовательно Sпарал.= 2( ah) = ah (ученик выходит к доске и записывает вывод формулы).

Учитель: можем мы теперь решить задачу, которую разбирали в начале урока, и найти площадь многоугольника ABCDEF?

Учащиеся: да.

Учитель: вызывает ученика к доске, остальные решают самостоятельно в тетрадях.

Краткий анализ данного фрагмента урока с использованием деятельностного метода в обучении

Применение деятельностного метода обучения предполагает следующую роль  учителя на уроке:  Создать проблемную ситуацию и направить учащихся на путь к её решению.

Вашему вниманию был предложен фрагмент урока  введения нового знания по теме «Площадь параллелограмма».

Этап данного урока: «Открытие» детьми нового знания

  Это  этап работы над понятием - решение проблемы, которое осуществляется самими учащимися в ходе обсуждения, диалога, выполнения самостоятельных действий.  Учитель предлагает систему вопросов и заданий, подводящих детей к "открытию" нового знания. В завершение обсуждения учитель  подводит итог.

  Данный этап урока я начала с того, что предложила учащимся решить задачу. И при построении математической модели решения данной задачи, которую предложили сами учащиеся, возникла проблемная ситуация: как найти площадь параллелограмма?

Мы уже говорили о том, что реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается системой дидактических принципов. Решение поставленной на уроке проблемы обеспечивает принцип вариативности –  формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

В ходе обсуждения данной проблемы возникает следующий вопрос: как можно разбить параллелограмм на части?

Решение данной проблемы обеспечивает Принцип деятельности и Принцип творчества.

В конце данного этапа урока мы пришли к выводу формулы площади параллелограмма.

И здесь должен реализовываться Принцип минимакса, который заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне  и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).

Т.е. мы рассмотрели на уроке различные приемы нахождения площади параллелограмма, но главная задача учащихся: запомнить формулу для нахождения площади фигуры.

Рассмотрим следующий пример. Можно предложить учащимся прочитать определение параллелограмма. Призыв: «Вдумайтесь!» -  для большинства бесполезен. Чтобы в действительности побуждать учащихся к вдумчивому чтению, создадим проблемную ситуацию. Прочитайте в учебнике определение прямоугольника и установите, можно ли его видоизменить таким образом: «Параллелограмм, у которого есть прямой угол, называется прямоугольником». Предлагаю сличить две формулировки:
 
Окружностью называется фигура, которая состоит из всех точек плоскости, равноудаленных от данной точки.
Окружностью называется фигура, которая состоит из  точек плоскости, равноудаленных от данной точки.

 
Выясняем, что во второй формулировке отсутствует слово «всех». Задаемся вопросом, правильно ли будет определена окружность без этого слова. Ясно, что задания такого рода учащиеся не могут выполнить без вдумчивого чтения, без анализа сопоставления обеих формулировок.

 Первичное закрепление (комментирование)

Первичное закрепление осуществляется через комментирование каждой искомой ситуации, проговаривание вслух установленных алгоритмов действия (что делаю и почему, что идет за чем, что должно получиться).

          На этапе внешней речи (проговаривание алгоритма решения вслух)  происходит усиление эффекта усвоения материала, так как ученик не только подкрепляет письменную речь, но и озвучивает речь внутреннюю, посредством которой ведется поисковая работа в его сознании.

          Эффективность первичного закрепления зависит от полноты предъявления существенных признаков, варьирования несущественных и многократности проигрывания учебного материала в самостоятельных действиях учащихся.

    Я считаю, что важным моментом в системе «учитель – ученик» является объяснение нового материала. Хотя часто считают, что «формулы говорят сами за себя», это не всегда верно. Формулы чаще молчат. И, как правило, я как учитель могу заставит их «заговорить». Вот почему большое значение приобретает, чисто эстетический вопрос о культуре речи. Часто говорят, что математику надо излагать кратко. При этом сказать все необходимое невозможно без высокой культуры речи. Развитие данной компетенции я требую от своих учеников. Именно на уроках математики учащийся должен привыкать к краткой, четкой, логически обоснованной речи. На уроках я приучаю ребят к тому, что даже в обычной речи следует избегать слов и фраз, которые не несут смысловой нагрузки. Академик П.Александров сказал: «Нигде, как в математике, ясность и точность формулировки вывода не позволяет отвертеться от ответа разговорами вокруг вопроса».

Самостоятельная работа с проверкой в классе

          Задача четвертого этапа - самоконтроль и самооценка. Самоконтроль побуждает учащихся ответственно относиться к выполняемой работе, учит адекватно оценивать результаты своих действий.

          В процессе самоконтроля действие не сопровождается громкой речью, а переходит во внутренний план. Ученик проговаривает алгоритм действия "про себя", как бы ведя диалог с предполагаемым оппонентом.

          Важно, чтобы на этом этапе для каждого ученика была создана ситуация успеха (я могу, у меня получается) и у него возникло желание закрепить удачный результат.

Перечисленные выше четыре этапа работы над понятием лучше проходить на одном уроке, не разрывая их во времени. Обычно на это уходит до 20 - 25 мин урока. Оставшееся время посвящается, с одной стороны, закреплению знаний, умений и навыков, накопленных ранее, и их интеграции с новым материалом, а с другой - опережающей подготовке к следующим темам. Здесь же в индивидуальном порядке дорабатываются ошибки по новой теме, которые могли возникнуть на этапе самоконтроля; положительная самооценка важна для каждого ученика, поэтому надо сделать все возможное, чтобы откорректировать ситуацию на том же уроке.

Повторение и закрепление ранее изученного материала (решение тренировочных упражнений)

На последующих уроках происходит отработка и закрепление изученного материала, выведение его на уровень автоматизированного умственного действия.

Контроль (принцип минимакса)

          Завершающая контрольная работа должна быть предложена ученикам на основе принципа минимакса (готовность по верхней планке знаний, контроль - по нижней). При таком условии будет сведена к минимуму негативная реакция школьников на оценки, эмоциональное давление ожидаемого результата в виде отметки. Задача же учителя вывести оценку усвоения учебного материала по планке, необходимой для дальнейшего продвижения.

          Заметим, что успешность контроля знаний зависит не только от качества методического обеспечения обучения, но и от эмоционального фона, на котором оно проходит - от уверенности учеников в своих силах, их познавательных интересов, их умения и желания преодолевать трудности. Другими словами, от степени реализации в обучении принципа психологической комфортности.

          Технология  деятельностного метода обучения может применяться при изучении любого предмета. Главным его отличием от традиционного "наглядного" метода является то, что он обеспечивает включение детей в деятельность:

-целеполагание и мотивация осуществляются на этапе постановки учебной задачи;

-учебные действия детей - на этапе  открытия  нового знания;

-действия самоконтроля и самооценки - на этапе самостоятельной работы, которую дети проверяют здесь же в классе.

 Кроме того, деятельностный метод создает благоприятные условия для разноуровневого обучения и практической реализации всех дидактических принципов деятельностного подхода (то есть принципов деятельности, минимакса, психологической комфортности, целостного представления о мире, непрерывности, вариативности, творчества).

            Таким образом, деятельностный метод отвечает необходимым требованиям к технологиям обучения, реализующим современные образовательные цели. Он дает возможность осваивать предметное содержание в соответствии с единым подходом, в соответствии с единой установкой на активизацию как внешних, так и внутренних факторов, определяющих развитие.

Какова же роль учителя на уроке?  Создать проблемную ситуацию и направить учащихся на путь к её решению.

Для создания проблемной ситуации  учителем могут использоваться  различные методы и приёмы:    

- учитель излагает  различные точки зрения на один и тот же вопрос, привлекает к высказываниям личного мнения учащихся и предлагает в практической деятельности выбрать правильное решение;

-предлагает  классу рассмотреть определённые явления с позиций имеющихся знаний, побуждая к сравнению, обобщению, сопоставлению фактов, умению делать выводы в создавшейся ситуации;

-учитель ставит  конкретные вопросы, требующие обобщения, логики рассуждения, обоснования;

-дает  проблемные теоретические и практические задания исследовательского характера (для учащихся с продуктивным мышлением);

-учитель дает задания с заведомо допущенными ошибками по исходным данным.

В связи с обновлением содержания математического образования  организация управления обучением должна быть направлена не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие личности, его познавательных и созидательных способностей.  Психологические исследования Л. В. Выгодского, А. Н. Леонтьева, П. Я. Гальперина показали, что знания приобретаются лучше всего не с помощью совершенного изложения учителем материала, а в ходе работы ученика с этими знаниями самостоятельно.

Стремительные социально-экономические преобразования, которые произошли в общества за последние десятилетия, кардинально изменили не только условия жизни людей, но и образовательную ситуацию.

Двадцатилетний опыт практической апробации в школах страны дидактической системы деятельностного метода обучения показал, что данная технология даёт реальную многоуровневую основу не только для эффективного обучения учеников базовым навыкам предметов, но и для комплексного своевременного развития многогранной личности гражданина 21 века. Именно поэтому технология деятельностного метода обучения взята за основу системно-деятельностного подхода, являющегося основным методическим принципом ФГОС  второго поколения.

Список литературы:

Петерсон Л.Г. «Деятельностный метод обучения: образовательная система «Школа 2000…». Москва, УМЦ «Школа 2000…», 2007

Дорофеев Г.В., Чечель И.Д. Математика для каждого: технология, дидактика, мониторинг. Москва,  УМЦ “Школа 2000…”, 2004

Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Кудряшова Т.Г. Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. Москва,  2006  

Петерсон Л.Г. Программа “Учусь учиться” Москва,  2007


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология деятельностного метода обучения на уроках математики

Самой острой проблемой школы на сегодня я считаю, является снижение интереса учащихся к учению. Это ведет к росту неуспеваемости, падению качества знаний, умений и навыков, неудовлетворенности у...

Технология деятельностного метода обучения на уроках математики

Самой острой проблемой школы на сегодня я считаю, является снижение интереса учащихся к учению. Это ведет к росту неуспеваемости, падению качества знаний, умений и навыков, неудовлетворенности у...

Доклад по теме "Технология деятельностного метода обучения"

Выступление на педагогическом совете "Современные педагогические технологии". В данном материале описана дидактическая модель деятельностного метода обучения, система дидактических принципов, с помощь...

Урок по математике в 5 классе с применением технологии деятельностного метода обучения . Тема: Сложение и вычитание смешанных чисел.

Математика-наука, требующая активной мысли.Поэтому надо организовать обучение математике так, чтобы у ученика возникло желание заниматься, чтобы ученик занимался сам и получал от знаний удовольствие. ...

Технология деятельностного метода обучения

Главная задача современной сис­темы образования – создание условий для качественного обучения. В Концепции модернизации российского образования  зафиксировано положение о том, что «…общеобраз...

Применение технологии деятельностного метода обучения на уроках биологии.

Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к сам...