Закономерности компетентностного подхода в исследованиях категории профессионализма А. К. Марковой.
статья

Бабарин Ярослав Николаевич

                                                    

Скачать:


Предварительный просмотр:

Закономерности компетентностного подхода в исследованиях категории профессионализма А. К. Марковой.

 

Система образования выступает одной из профессиональных сфер жизнедеятельности и в этом плане закономерности компетентностного подхода общие для разных групп тоже выполнимы.

Компетентность – степень соответствия личности требованиям конкретной выполняемой деятельности. А. К. Марковой выделяется четыре вида компетентностей:

  • Специальная
  • Социальная
  • Личностная
  • Индивидуальная

1.        Специальная, или деятельностная компетентность подразумевает владение собственно профессиональной деятельностью на достаточно высоком уровне, способность проектировать свое дальнейшее профессиональное развитие;

2.      Социальная компетентность характеризует владение совместной (групповой, кооперативной) профессиональной деятельностью, а также принятыми в данной профессии приемами профессионального общения; социальная ответственность за результаты своего профессионального труда;.

3.      Личностная компетентность – компетентность человека в содержании его внешней оценки. Она характеризует владение способами самовыражения и саморазвития, средствами противостояния профессиональной деформации. Сюда же относят способность специалиста планировать свою профессиональную деятельность, самостоятельно принимать решения, видеть проблему.

4.      Индивидуальная компетентность – компетентность с позиции самого человека для их управляемого изменения. Она подразумевает владение приемами саморегуляции, готовность к профессиональному росту, неподверженность профессиональному старению, наличие устойчивой профессиональной мотивации.

Из этих видов компетентности выделяется специальная компетентность, она является обобщающей, а остальные являются ее важными структурными составляющими.

В качестве одной из важнейших составляющих компетентности А.К.Маркова называет способность самостоятельно приобретать новые знания и умения, а также использовать их в практической деятельности.

Рассмотрим структуру компетенции на примере компетенции учителя. Деятельность учителя - является главной составляющей учебного процесса, в ходе которой формируются компетентности учащихся. Анализируя и оценивая деятельность учителя можно говорить о его эффективной или неэффективной работе, рассматривая ее как совокупность трех компонентов:

  • педагогическая деятельность;
  • педагогическое общение;
  • личность учителя.

Расскажем подробней о каждом из этих компонентов.

Под педагогической деятельностью понимаем процесс взаимодействия учителя на учащихся, происходящий для достижения основных целей образования. Существуют различные виды педагогической деятельности: обучающая, воспитательная, организаторская, пропагандистская, управленческая, консультационно-диагностическая, деятельность по самообразованию и так далее. Все эти виды деятельности имеют некоторое общее строение.

Так или иначе процесс педагогической деятельности не может протекать без постановки задач.

Задачи — это проблемная ситуация с явно заданной целью, которую необходимо достичь. Педагогическая деятельность заключается в постановке учителем перед собой педагогических целей и задач, сформированных для конкретных педагогических ситуаций, а после - переноса их в задачи учащихся, что вызовет стимулирование их активности и обеспечит их развитие.

Для решения педагогических задач учитель должен пройти следующие этапы:

  • аналитический этап (диагностика педагогической ситуации и выделение задач, а так же их конкретизация);
  • конструктивный этап (поиск путей решения поставленной задачи с учетом содержания конкретной деятельности учащихся);
  • исполнительный этап (реализация решения задач).

Способность выделения всех педагогических задач, их дальнейшая конкретизация и решение является одной из главных составляющих компетенции учителя, необходимой для его эффективной работы.

Кроме того, учитель будет являться компетентным, если он:

  • способен работать с содержанием учебного материала;
  • способен выделять, анализировать и учитывать личные качества каждого учащихся;
  • способен отбирать и применять различные способы, формы и приемы обучения, разбираться в их структуре и адаптировать к данной ситуации.

Это еще одна из сторон компетентности учителя, без которой его работа станет малоэффективной или вовсе будет наносить вред в учебно-воспитательном процессе.

Стремление к постоянной рефлексии и оценке определяется самой сутью деятельности учителя: человек не будет способен разобраться в мотивах и чувствах другого человека, если он не может разобраться в себе. Получаем,  что педагогическая деятельность не будет являться полноценной без постоянных рефлексии и самоанализа.

В итоге получаем, что в каждой педагогической деятельности можно выделить три компонента:

1) определение и постановка целей и задач педагогической деятельности;

2) поиск и реализация способов воздействия на учащихся;

3) рефлексия и оценка этих воздействий.

Выходит, что учителем будет осуществляться эффективная педагогическая деятельность тогда, когда будут развиты на высоком уровне все ее компоненты: определение целей и задач; поиск способов и реализация воздействий на учащихся; постоянный самоконтроль своей педагогической деятельности.  Если же хотя бы один из компонентов педагогической деятельности развит недостаточно, то можно говорить о неэффективной работе педагога, и как следствие о неэффективной работе учащихся.

Итак, одной из составляющей профессиональной компетенций эффективной работы педагога является способность осуществления эффективной педагогической деятельности.

Под педагогическим общением понимаем атмосферу, которую создает учитель для благоприятного развития личности ученика. Именно от общения зависит уровень и качество сформированности личности учащегося.

В ходе педагогического общения учитель овладевает новыми гранями профессиональной позиции как субъект равноправного общения, гуманист, психотерапевт и актер.

Третьим компонентом является личность учителя – центральная составляющая труда учителя. Именно личность учителя задает направление движения педагогической деятельности и педагогического общения: какие задает цели деятельность, какие он ставит задачи, какие способы их решения выбирает итак далее.

Структура личности учителя включает:

  • мотивацию личности;
  • свойства личности;
  • характеристики личности, определяющие неповторимость и уникальность личности учителя.

 Итак, можно говорить о компетентности учителя как о совокупности трех основных компонентов деятельности учителя, развитых на достаточном для его эффективной работы уровне.

Осуществление педагогической деятельности, педагогического общения, самореализация личности учителя составляет процесс его деятельности. Однако, она заключена не только в воздействии на учащихся, но и в результатами этих воздействий. Поэтому к этим трем компонентам необходимо добавить еще один, характеризующий изменения в учащихся, которые проявляются в процессе деятельности учителя: положительные результаты в обучении и воспитании школьников.

Получаем, что компетентность учителя складывается из четырех основных блоков:

  • педагогическая деятельность;
  • педагогическое общение;
  • личность учителя;
  • результаты в обучении и воспитании школьников.

И при всем при этом в каждом из блоков будет сохраняться единая структура, каждый из них включает в себя:

  • профессиональные психологические и педагогические знания;
  • профессиональные педагогические умения;
  • профессиональные психологические позиции, установки учителя, требуемые от него профессией;
  • личностные особенности, обеспечивающие овладение учителем профессиональными знаниями и умениями.

Профессиональные знания учителя — это спектр знаний из области педагогики и психологии, в которых заключается сущность педагогической деятельности учителя и общения, личности учителя, об особенностях учащихся и так далее. В профессиональных знаниях учитель черпает эталоны для своего индивидуального профессионального развития.

Педагогические умения — это педагогические воздействия учителя, выполненные на высоком уровне и приводящие к высокому результату.

Профессиональные позиции — это устойчивые системы отношений учителя (к ученику, к себе, к коллегам), определяющие его поведение. Профессиональная позиция выражает также профессиональную самооценку, его отношение к тому месту в школе, которое он занимает, и то, на которое он претендует. Профессиональная позиция тесно связана с мотивацией учителя, с осознанием смысла своего труда.

Психологические особенности касаются как познавательной сферы учителя (его педагогического мышления, наблюдательности, рефлексии и самооценки), так и мотивационной сферы (целеполагание, мотивационная направленность личности и другие).

Получаем, что компетентность учителя можно представить графически в виде таблицы:

Блоки компетентности

Проф. знания

Проф. пед. умения

Проф. позиции

Личност. особенности

Процесс

Педагогическая деятельность учителя

Педагогическое общение учителя

Личность учителя

        

Результат

Результаты в обучении и воспитании учащихся

Таблица 1

Значимость отдельных составляющих компетентности неодинакова. Одни из них являются приоритетными: к ним относятся результаты деятельности учителя с точки зрения психологического развития учащихся. Процессуальные характеристики деятельности учителя являются в этом плане средством достижения результата. Внутри процесса деятельности учителя приоритетная роль принадлежит личности учителя, его ценностным ориентациям, идеалам.

Результативные показатели не равноценны: среди них более важным является обучаемость (способность к самообучению), воспитуемость (способность к саморазвитию) и лишь их предпосылкой, основанием являются обученность и воспитанность школьников.

Компетентным будет являться человек, если имеет собственную адекватную профессиональную самооценку, тогда любая оценка работника извне не сможет поколебать его профессиональную устойчивость, не разрушит его деятельность, не снизит его самоуважение в целом.

При самооценивании профессиональной компетентности следует стремиться на анализ прежде всего направленности его вида деятельности. Человеку важно быть в курсе накопленных в науке и практике закономерностей — это дает ему систему некоторых эталонов и норм. Вместе с тем из этого фонда общего опыта человек черпает то, что созвучно его индивидуальным задачам. Он начинает активно строить перспективу и пространство своего профессионального будущего, но делает это уже не по наитию, а профессионально, не только для того, чтобы выполнять поставленные цели и задачи, но и для того, чтобы строить самого себя. Главный вывод — человек может выбрать то, что соответствует его личной концепции компетентности, построить свою, индивидуальную программу профессионального саморазвития.

Сущность компетентностного подхода состоит в анализе деятельности всякого человека в определенной сфере и с позиции повышения его эффективности, а его цель – активная и эффективная деятельность в сфере жизнедеятельности, в системе социальных ролей общества, в системе межличностных взаимодействий в коллективе.

Фактически в компетентностном подходе учащиеся являются субъектами деятельности. Субъект – ставит цели, планирует деятельность, осуществляет рефлексию, фиксирует опыт деятельности.

Анализируя учебную деятельность школьников, важно обратить внимание на целостность этой деятельности, есть ли выраженная индивидуальность ее выполнения. Свободное и самостоятельное осуществление учебной деятельности свидетельствует об определенном важном уровне умственного развития - сформированности компетентности учащегося. В школьной практике предлагается учитывать при оценке результатов учения не только знания, но и деятельность учащихся, которая их и обеспечивает, и тем самым оценивать компетентность учащихся.

Одной из важнейший сторон обучения является учение - активная деятельность школьников по усвоению знаний, способов их самостоятельного приобретения. Процесс учения включает в себя следующие этапы, совершаемые самими учащимися:

  • усвоение учеником учебной задачи;
  • использование активных учебных действий;
  • рефлексия и самооценка.

Таким образом, целостная учебная деятельность обязательно включает в себя все эти компоненты — учебную задачу, учебные действия, действия самоконтроля и самооценки.

Вся совокупность приемов и способов учебной работы, а так же правильность их использования является главным критерием эффективного выполнения учебной деятельности, или компетентностью.

Осуществление рефлексии и самооценки учащимися необходимо для успешного выполнения учебных действий.

Если рефлексия — это выделение школьником этапов работы и их последовательности, то самооценка — это оценка учеником ее результатов.

Итак, учение — это сложная деятельность, обязательно включающая в себя в развернутом или свернутом виде:

  • модуль создания готовности (принятия учебной задачи, ориентировки в ней);
  • модуль учебных действий (преобразований учебного материала (а позднее и своей деятельности));
  • модуль контроля (рефлексия и оценки своей учебной работы).

Выделим концептуальные идеи, которые затем реализуются в содержании конкретных компетенций:

  1. Учащийся должен быть готовым к учебной деятельности (готовность);
  2. Учащийся должен уметь работать с учебными действиями (действие);
  3. Учащийся должен проводить рефлексию своей деятельности (рефлексия);
  4. Учащийся должен проводить оценку своей деятельности (оценка).

Выделим составляющие компоненты учебной деятельности учащихся:

  • иметь хорошие основы знаний, умений и навыков;
  • ставить задачи и выдвигать гипотезы;
  • понимать значение науки для решения различных задач, возникающих в теории и практике; широту и в то же время ограниченность применения методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;
  • понимать значение практики и вопросов, возникающих в самой науке для формирования и развития этой науки;
  • понимать универсальный характер законов логики рассуждений, их применимость во всех областях человеческой деятельности;
  • понимать вероятностный характер различных процессов окружающего мира;
  • способность ученика проверять себя после окончания работы (итоговый самоконтроль);
  • способность проверять себя в середине и в процессе работы (пошаговый самоконтроль);
  • способность планировать работу до ее начала (прогнозирующий самоконтроль);
  • владение учащимся адекватной глобальной самооценкой;
  • владение дифференцированной самооценки отдельных частей своей работы.
  • уметь выполнять простейшие действия, сочетая устные и письменные приемы, применение вычислительных устройств;
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;
  • восприятие, запоминание и понимание предъявляемого учебного материала;
  • изготовление учебного продукта на основе предъявленного учебного материала;
  • рефлексия изготовления учебного продукта;
  • оценка учебного продукта учеником, на основе оценки учителя;
  • иметь учебные достижения;
  • понимание школьником задачи учителя, понимание смысла деятельности и активное принятие для себя учебной задачи;
  • самостоятельная постановка школьником учебных задач;
  • самостоятельный выбор ориентиров действия в новом учебном материале.

Таким образом, можно выделить компетенции, необходимые учащимся для эффективного выполнения учебной деятельности:

  • способность самостоятельного изготовления продукта учебной деятельности на основе представлений, полученных от учителя и переосмысленных для себя;
  • способность самостоятельно устанавливать соответствие между теоретическими закономерностями, изучаемой дисциплины и закономерностями объективного мира;
  • способность самостоятельно строить, изучать и изменять модели определенной предметной области.

Список этих компетенций не обладает свойством полноты, и составляет малую часть учебно-познавательных компетенций, составляющих целостную систему ключевых компетенций учащихся:

  • ценностно-смысловая компетенция;
  • общекультурная компетенция;
  • учебно-познавательная компетенция;
  • информационная компетенция;
  • коммуникативная компетенция;
  • социально-трудовая;
  • компетенция личностного совершенствования.

Главным же фактором в формировании этих компетенций является активное включение учащихся в деятельность: именно в ней решаются задачи развития личности данного ученика. В ходе активной деятельности ученик превращается в ее субъекта, а это означает, что у него складываются новые особенности умственного и нравственного развития, формируется четкое мировоззрение.

Итак, эффективность выполнения учащимися учебной деятельности зависит от уровня сформированности всех блоков компетенций у школьника, а сформированность, в свою очередь, зависит от активности. Но обратим внимание, что если учащийся будет мотивирован для выполнения конкретной деятельности, если он будет проявлять к ней интерес, то как следствие повысится его активная включенность в деятельность, а результат этой деятельности будет много выше того, который мог получиться без наличия внутреннего стремления, без внутренней системы ценностей. Потому, следует уделить особое внимание тем внутренним качествам личности, которые побуждают учащихся к работе и помогают в достижении учащимися положительного эффекта деятельности, а именно, мотиву выполнения деятельности.

Мотив — это направленность ученика на различные стороны учебной деятельности. Если активность ученика направлена в ходе учения на отношения с другими людьми, то речь идет, о различных социальных мотивах. То есть одних учеников в большей мере мотивирует сам процесс познания в ходе учения, других — отношения с другими людьми в ходе учения.

Стоит отметить, что социальные и познавательные мотива не равномощны, и зависят от содержания внутренних качеств личности учащегося и  вида выполняемой им деятельности.

Подытоживая получаем, что мотивация является катализатором формирования компетенций у учащихся, и чем она выше, тем более активно он будет включаться в деятельность, и, как следствие, более полно будет сформирована его компетентность. Поэтому первоочередной задачей учителя в компетентностном подходе в образовании является мотивирование учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа самообразования «Компетентностный подход в формировании здорового образа жизни лицеистов»

Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Для того, чтобы учить ...

Творческая работа на высшую квалификационную категорию «Реализация компетентностного подхода в исследовательской и проектной деятельности объединения «Волшебный краснотал»

Ведущая идея моей работы: Процесс активизации познавательной и учебной деятельности, базирующейся на практическом  опыте и  знаниях об окружающей жизни, является залогом формирования ключевы...

Реализация компетентностного подхода при обучении химии.Компетентностно-ориентированные задания для 8 и 9 класса

Данный материал содержит статью о компетентностном подходе в преподавании химии в школе и дидактические материалы для учащихся 8-9 класса....

Применение компетентностного подхода через решение компетентностно-ориентированных задач на уроках математики в условиях перехода на стандарты второго поколения.

В представленном проекте изложены теоретические аспекты по теме и примеры компетентнстно-ориентированных заданий...

Компетентностный подход в образовании и результаты школьников в Международном исследовании PISA.

Выступление по материалам Центра оценки качества образования института содержания и методов обучения Российской Академии образования....

Компетентностный подход в образовании и результаты школьников в Международном исследовании PISA.

По материалам Центра оценки качества образования  института содержания и методов обучения  Российской Академии образования...