Одаренные дети - будущее России
проект

Лопатина Татьяна Владимировна

Представлена система раьоты с одаренными детьми

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sistema_raboty_s_odarennymi.doc164 КБ

Предварительный просмотр:

   

                                                         

Система работы с одаренными детьми

Содержание

 1. Вступление…………………………………………………………………....2

 2. Взаимодействие со структурами социума для создания благоприятных

      условий  развития одарённости……………………………………………..4

      2.1. Взаимодействие  с Информационным центром ………………………6

      2.2. Музей – как социальный институт……………………………………10

      2.3. Парк чудес Галилео   ………………………………………………….14

      2.4. Проведение экскурсий в НИИ  ………………….................................14                                                              

      2.5. Новосибирский  автогородок – наш социальный партнёр   ………...16

     2.6. Библиотека - базовая структура социальной среды……………….17

      2.7. Встреча с интересными людьми ……………………………………...18

      2.8. Посещение зоопарка…………………………………………………...20

      2.9. Школа + Сад…………………………………………………………....21

      2.10. Посещение  Банка  …………………………………………………...22

      2.11. Участие в краевой программе «Новые имена»……………………..23

      2.12. Сотрудничество с Барнаульским центром «Потенциал» ………….24

      2.13. Театр – средство социальной ориентации…………………………..26

   3.1.Школа и ВУЗ – территория сотрудничества …………………………...27

   3.2.  Участие в Фестивале «Мир науки» в АлтГУ………………………….29

   4. Поездка в Лейпциг…....................................................................................30

   5. Заключение ………………………………………………………………. ..31                                                                                          

   6. Приложение 1………………………………………………………………34-36

       Приложение 2………………………………………………………………33

       Приложение 3………………………………………………………………37-38

       Приложение 4………………………………………………………………39

       Приложение 5………………………………………………………………40-41

       Приложение 6………………………………………………………………42

       Приложение 7………………………………………………………………43

       Приложение 8………………………………………………………………44

       Приложение 9………………………………………………………………45

       Приложение 10-11………………………………………………………….46

       Приложение 12……………………………………………………………..47-50

       Приложение 13……………………………………………………………..51-52

       Литература………………………………………………………………….53

1. Вступление

Переход страны на качественно новый, инновационный уровень развития требует, прежде всего, развития образования, соответствующего современным потребностям общества. Именно через образование закладываются гражданские основы, социальная активность, взаимная поддержка, успешная социализация, полноценная самореализация, высокая социальная мобильность каждого человека.
      Школа – в широком смысле этого слова – должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности. В развивающемся обществе возрастает потребность в современно образованных, нравственных, предприимчивых людях, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовы к социальному взаимодействию, обладают чувством ответственности за судьбу страны, за ее социально-экономическое процветание.

Сегодня школа не может быть оторванной от влияния общественных сил, ибо она окажется в стороне от реальных потребностей жизни. Образовательная политика школы должна быть основана на социальных интересах. Только во взаимодействии семьи, школы и других государственных и общественных структур будут эффективно решаться проблемы социализации детей, воспитания их гражданского сознания. Такое взаимодействие школы с другими общественными структурами и социумом в образовательном пространстве для достижения общей цели – обеспечения оптимальной социализации - получило название социального партнерства.

Социальное партнерство в образовании – примета нового времени. Современная школа находится в таких условиях, когда без установления взаимовыгодного социального партнерства невозможно выжить и развиваться. Образовательное учреждение должно стать открытой системой, расширяющей сотрудничество с различными социальными институтами. Дети нуждаются в том, чтобы взрослые разделили между собой ответственность за их обучение и воспитание.

Одним из направлений  Программы развития нашей школы является работа по проекту «Одаренные дети». Проект предусматривает возможность проводить специальную работу с одаренными детьми с тем, чтобы стимулировать развитие наиболее продвинутых школьников, способствовать их обучению, расширять базу познавательных интересов и интеллектуальных умений, дать возможность остальным учащимся работать в режиме освоения образовательного минимума.  

         Мы стараемся помочь каждому ребенку узнать себя, самореализоваться в области дополнительного образования, приобрести собственный опыт культурной деятельности, опыт совместной работы со сверстниками и взрослыми.

        Содержание деятельности проекта «Одарённые дети» в нашей школе  направлено  на реализацию дополнительных образовательных программ, на удовлетворение  постоянно изменяющихся индивидуальных  социально- культурных  и образовательных потребностей воспитанников, на развитие  мотивации к познанию и творчеству, профессиональное самоопределение,

адаптацию воспитанников в обществе, что позволяет  воспитанникам приобрести новый социальный опыт, способствует профориентации и жизненному самоопределению, развитию творческих способностей и познавательного интереса воспитанников.

Обзор современных отечественных и зарубежных исследований, посвящённый исследованию одарённости, показал, что современные дети эпохи информационных технологий особенно остро испытывают дефицит простого человеческого общения, когда родителям бывает просто некогда, а школы зачастую гоняются за формальными показателями. Они прекрасно владеют компьютером и разнообразными мобильными гаджетами, но часто не могут найти общий язык со сверстниками и взрослыми, не умеют работать в команде.

Высокоодаренным детям в большей степени свойственны высокие интеллектуальные способности: сверхчувствительность к знаниям, интерес к дивергентным задачам, высокая концентрация внимания. По мнению К. Хеллера, высокоодаренные дети обладают феноменальной памятью, высокой способностью к быстрому усвоению знаний, интеллектуальным любопытством. Их отличают выдающиеся креативные способности, оригинальность мышления, продуктивность мышления, ассоциативность мышления. 

Однако, неординарные особенности детей могут быть восприняты окружающими как нарочитое желание выделиться, что, в свою очередь, может вызвать неодобрение учителей и насмешки сверстников

Дж. Фримен пишет о том, что одарённые дети постоянно сталкиваются с эмоциональными и социальными трудностями. Кроме того, некоторые группы детей (например, из неблагополучных семей, исключительно высокоодарённые) могут попадать в зону риска неуспешной социальной адаптации.

Е.И. Щебланова отмечает, что,  было доказано, что дети с показателями интеллекта выше 170-180 часто обладают значительно большими трудностями в социальной адаптации, чем умеренно одаренные дети.

Мы считаем, что социокультурная среда является тем фактором, что способствует социализации личности. Социализация подразумевает интеграцию человека в систему социальных отношений, усвоение человеком элементов культуры, социальных норм и ценностей.

        Успешность социализации личности зависит от того, находит ли личность место в обществе, где ее внутренний потенциал будет востребован, созданы ли предпосылки для ее дальнейшего развития в социуме. Необходимо создать условия для саморазвития личности школьника, реализации его потребностей в группе.

В настоящее время трудно самостоятельно одной организации решать какую-либо задачу или проблему. И поэтому, возникает необходимость поиска единомышленников и помощников, то есть партнеров. Мы считаем, что социальное партнёрство является одним из условий социализации и самореализации личности школьника.

Социальное партнерство в образовании – особый тип взаимодействия образовательных учреждений с различными институтами социума, то есть с органами культуры и здравоохранения, физической культуры и спорта, психологическими службами, предприятиями-работодателями, общественными

организациями, высшей школой. Основная цель такого социального партнерства – это содействие процессу подготовки выпускников школ социально адаптированных, способных к самореализации, которые в дальнейшем должны стать конкурентно способными квалифицированными специалистами.

           Наша школа имеет опыт взаимодействия и сотрудничества с родителями обучающихся, с учреждениями дополнительного образования. Сотрудничая с музыкальной школой, библиотеками, музеями школа расширяет диапазон поиска и открытий, новых жизненных устремлений ребенка и удовлетворяет его образовательные потребности.

В данной работе обобщён опыт социального партнёрства с социальными институтами, находящимися вне посёлка,  в  Барнауле и Новосибирске.

Основными  направлениями совместной деятельности  школы с социальными партнерами мы считаем:
- выстраивание стратегии сотрудничества;
- выполнение совместных проектных разработок;
- организация единой информационно-образовательной среды, обеспечивающей открытость, непрерывность, доступность образования;
- реализация комплексного подхода к воспитанию как неотъемлемой составляющей образовательного процесса, организация конкурсов, олимпиад, смотров и совместное участие в них всех заинтересованных сторон сотрудничества.

2. Взаимодействие со структурами социума для создания благоприятных условий развития одарённости

        Как показывают результаты проведенных специальных исследований, доступное и качественное образование может быть получено только в определенной социокультурной среде ОУ – открытой, развивающей и развивающейся. Мы понимаем среду как систему возможностей для развития человека, целенаправленно создаваемых и формируемых в процессе жизнедеятельности личности.

Социокультурная среда предполагает совокупность условий, направленных на удовлетворение потребности населения в социальном и культурном развитии, сохранении и укреплении здоровья, повышения образовательного уровня. Социокультурная среда является, как известно, важнейшим фактором социализации подрастающего поколения, предупреждения социальной дезадаптации, расширения поля возможностей для самореализации личности.

        Один из лучших способов увеличения знаний и приобретения жизненного опыта – выездные занятия, формы которых могут быть самые разнообразные. Во время таких занятий учащиеся не только знакомятся с новыми достопримечательностями, но и общаются со своими учителями,  товарищами из группы, они учатся  взаимодействовать в группе,  и, наконец,  знакомятся с новыми людьми.

        Конечно, результаты от таких поездок не одинаковы для разных детей, но тем не менее, каждый получает что-то полезное для себя. Учащиеся могут не запомнить все факты, которые им сообщили, но, по крайней мере, каждый

получает пусть не большой, но опыт как справляться с той или иной проблемой. Поэтому вполне очевидно, что любая поездка является  в какой-то степени образовательной.

Работая с одарёнными детьми, мы применяем технологию образовательных путешествий, используя опыт томской школы «Эврика-развитие». По мнению Т.М. Ковалёвой, директора Центра образовательных технологий, создателя  и научного руководителя томской школы «Эврика-развитие»,  образовательное путешествие – навигатор в образовательном пространстве. Цель образовательного путешествия – заключается не только в том, чтобы обогатить подростка новыми впечатлениями, расширить кругозор, дать возможность увидеть незнакомые места.

Прежде всего такие путешествия призваны научить ребёнка путешествовать в безграничном пространстве культуры: находить ориентиры, способы « приоткрыть дверь в прошлое» и объяснить настоящее, прокладывать собственные маршруты, читать те послания, которые содержат объекты культурной среды. Если научить ребят быть активными и заинтересованными зрителями, тогда даже небольшой краеведческий музей может оказаться источником неожиданных открытий. 

 Путешествие – это не только средство освоения мира, но и способ найти себя, обрести свое собственное «Я». Оно позволяет соотнести себя с другими, расширяет границы общения, дает ученикам возможность проверить себя на жизненную зрелость и оценить свою готовность к различным нестандартным ситуациям. Путешествие становится образовательным в том случае, когда из простого передвижения в пространстве в поисках новых впечатлений оно превращается в процесс познания мира. Главным результатом такого путешествия становится пробуждение личности, ее самоопределение в культурном пространстве.

Главное – самопознание, самосовершенствование, вот почему Т. М. Ковалёва называет образовательное путешествие – путешествием в поисках себя. Образовательное путешествие – это метод, направленный на развитие личности. Поэтому для образовательного путешествия сам процесс приобретения знания является не менее важным, чем его результат – освоение культурных текстов и понятий.

Мы часто совершаем поездки в г.Барнаул и г.Новосибирск. Эти большие культурные, образовательные и научные центры располагаются недалеко от нашего посёлка, поэтому мы - частые их гости. Планируя поездку, мы ждём от учащихся, что они увидят достопримечательности, о которых узнали предварительно от учителей. У учащихся появится мотивация изучать тот или иной предмет и улучшить свои знания, появятся навыки работы в группе. Цель путешествия - не просто географическая точка на карте, это шанс найти там ответ на Вопрос - индивидуально значимый для каждого школьника, отправляющегося в путешествие.

 Мы тщательно готовимся к поездке.

Предварительная подготовка выездного занятия включает:

  • определение темы и содержание занятия;
  • определение места проведения занятия;

  • выезд педагога на предполагаемое место занятия для разработки конкретной практической работы детей (задания) и определение оптимального пути проезда до места занятия;
  • оформление проекта приказа директора образовательного учреждения на проведение выездного занятия.
  • рассказ о месте проведения занятия;
  • изложение содержания учебных заданий
  • обсуждение формы выполнения заданий;
  • обсуждение формы одежды, времени занятия, места встречи детей с педагогом и окончания занятия.

Очень важным является подведение итогов выездного занятия.

Проведение и подведение итогов выездного занятия:

  • в ходе самого занятия необходимо постараться предоставить детям «творческую свободу», позволить им максимально использовать полученные знания и умения в освоении мира;
  • на следующем (после выездного) занятия необходимо в любой форме проверить у детей выполнение заданий, обсудить с ними впечатления от поездки, обговорить тему и место следующего выездного занятия;
  • обобщенные материалы выезда мы  вместе с детьми оформляем  в виде стенгазеты, альбома, страницы в нашем альбоме «Одарённые дети».

2.1. Взаимодействие с Информационным центром по атомной энергии

        С Информационным центром  по атомной знергии  у нас давно сложились дружеские отношения. Информационный центр по атомной энергии сочетает в себе черты, характерные для современных компьютерных 3D – игр – полная интерактивность всех участников  и  моделирование процессов в реальном времени (real-time графика). Современный кинозал с панорамным экраном, стереоскопической проекционной системой. Звуком Dolby Surround и различными спецэффектами. Для детей демонстрируются различные  образовательные мультимедийные программы, а персональные мониторы и интерактивные консоли помогают получать и закреплять информацию в форме увлекательной игры.

Участники нашегопроекта посмотрели разнообразные программы:

Не покидая своего кресла, ребята  смогли  побывать на луне и на Солнце, в Антарктиде и тропиках, посмотреть на атомную станцию с высоты птичьего полета и своими руками собрать атомный реактор, увидеть цепную реакцию и оказаться на глубине 400м под землей.

Ребята  познакомились  с предпосылками возникновения в России феномена Петербурга, историей города и его современной жизнью, поучаствовали  в космическом путешествии и даже смогли  заглянуть в Петербург будущего.

Ребята узнали что такое радиоактивные отходы, как они образуются, почему их необходимо грамотно утилизировать, что будет с накопленными отходами через 100, 300 и 100 тысяч лет. Программа выполнена в жанре документальной научно-познавательной передачи. Она повествует о российском и мировом опыте обращения с отработавшим ядерным топливом.

Программа позволяет увидеть как выглядит Земля из космоса и что находится на обратной стороне Луны, узнать о планетах — гигантах, а так же поучаствовать в нескольких викторинах.

Программа - экскурс в историю астрономии и космонавтики. Ребята узнали о том, как возникли эти науки, приняли  участие в путешествии по планетам Солнечной системы и собственными глазами увидели , как люди изучают космос, а также знаменитые космические аппараты и спутники.

В считанные секунды ребята перенеслись  в разные страны и регионы мира, где познакомились  с национальной культурой и традициями населяющих их народов, узнали многое о достопримечательностях и истории крупнейших городов.

Благодаря таким интерактивным урокам у ребят расширяется кругозор, они углубляют свои знания по предметам, о знакомятся с новыми людьми, людьми различных профессий, людьми науки.

Помимо интерактивных уроков, мы участвуем в конкурсах, которые проводит центр. Летом прошлого года нам предложили принять участие в конкурсах «Мой атом» и «Наука и спорт: полный контакт». В течение летних каникул ребята готовили презентации по этим темам. Они изучили литературу, сделали презентации, написали работы, которые были признаны лучшими и были отправлены в Москву.

17 сентября 20013 года в центре атомной энергии в городе Новосибирске состоялась церемония награждения победителей и призёров всероссийского конкурса «Мой атом». В конкурсе приняли участие более 200 детей. Майс Анастасия ученица 5 а класса заняла 2 место во Всероссийском конкурсе творческих проектов «Мой Атом» в номинации  «Компьютерные технологии» и получила электронную книгу. Помимо детей дипломы, благодарственные

Победитель регионального этапа Всероссийского конкурса «Атомная наука и техника»  Козьмина Анна даёт интервью

Учащиеся нашей школы  являются постоянными гостями центра и испытывают неподдельный интерес к деятельности и мероприятиям центра атомной отрасли. Весной этого года участники нашего проекта принимали участие  в региональном этапе Всероссийского конкурса исследовательских и реферативных работ «Атомная наука и техника». Конкурс в 2013–2014 учебном году был приурочен к 60-летию первой советской АЭС, запуск которой состоялся в г. Обнинске в 1954 году.

26 марта в Информационном центре атомной отрасли подвели итоги и провели церемонию награждения участников. В номинации эссе-размышление «Мир без атомной энергии» победила наша ученица Козьмина Анна. Жюри оценили актуальность, соответствие темы и содержания, оригинальность раскрытия  работы, качество устного изложения, а так же отметили  умение Ани отвечать на вопросы, которые поступали как от других участников, так и от самих членов жюри. Со своей работой выступил ученик нашей школы Подаруев Егор. Ребята подкрепили  свои выступления теми знаниями, которые получили в Информационном центре, институте ядерной физики и на экскурсиях на ОАО «НЗХК» (См. Приложение 1).

Сотрудничество с Информационным центром атомной энергии - яркий пример социального партнерства, который помогает не только повысить качество преподавания, мотивацию учащихся, построить индивидуальные маршруты, но и найти новых друзей.

2.2. Музей – как социокультурный институт

        Интересен наш опыт сотрудничества с музеями города Новосибирска. Музей выполняет особую роль в системе социального воспитания, обеспечивающую сопряжение и неразрывность внешних, отражённых в памятниках культуры и искусства событий и явлений, с внутренним, личностным миром человека. Социальная ценность музея связана с предъявлением  уникальных исторических памятников, предметов реального мира в качестве документальных средств социальной истории, что определяет специфику деятельности музея, направленную на расширение и обогащение социально-воспитательного пространства.

 Важным моментом для гармоничного развития и воспитания ребенка является знакомство  с музеем изобразительных искусств. Мы стараемся организовать экскурсии так, чтобы во время посещения музея у ребят  не пропал интерес к изобразительному искусству, и его не одолела скука от просмотра картин, ведь очень часто в воспоминаниях о картинных галереях у многих детей  остаётся только то, что было вокруг много картин, нарисованных яркими красками. Наша цель - заинтересовать ребенка, вовлечь его в мир искусства.

        В музей мы идём группой, а для ребёнка  имеет огромное значение поделиться мнением и впечатлением от увиденной картины со своим сверстником, с которым он находится на равных в плане понимания происходящего. Детям легче общаться друг с другом, нежели с взрослыми, которые могут и осудить, и не правильно понять мнение ребенка, и пожурить его за его непосредственные высказывания.

        Когда ребенок идет в музей в первый раз, он относится к этому, как очень важному событию своей жизни. И нужно сделать так, чтобы это событие стало радостным. Заранее предупреждаем  учащихся,  что скоро их  ждет интересный поход в музей. Пусть они настраиваются и готовятся.

Они могут  расспрашивать нас о том, что они смогут увидеть в музее, какие картины там есть, и кто их автор. Если мы не можем ответить на все вопросы, можно ведь вместе с ребятами поискать нужные ответы. Сейчас это довольно просто сделать при помощи интернета. Там же можно найти информацию о самом музее, куда мы  собираемся  пойти, работы каких авторов представлены на выставке, можно изучить биографию некоторых художников и посмотреть знаменитые репродукции. С такой подготовкой вы и ваш ребенок сможете смело наслаждаться шедеврами классики в картинной галерее.

Музейная среда расширяет представление человека о мире, дает возможность прикоснуться к исторической эпохе и почувствовать своё место в истории. В современных условиях музеи располагают богатым потенциалом социально- воспитательной работы с детьми и подростками, который состоит в возможностях освоения ими новых социальных ролей как в свободное время, так и в процессе обучения по различным школьным дисциплинам; накопления опыта интеллектуального общения; развития познавательных интересов, творческого начала,  умственных способностей; расширения кругозора, духовного обогащения досуга; решении задач личностной релаксации, отдыха и эстетического наслаждения.

        Мы знакомим ребят с  правилами  поведения в музее: все люди ведут себя очень тихо и разговаривают вполголоса.

         Мы заказываем экскурсию задолго до поездки, готовимся, изучаем литературу, Так, мы с ребятами побывали в единственном в мире Музее бересты, Музее археологии и палеонтологии, Этнографическом музее, Музее паровозов города Новосибирска.

В феврале 2013 в Новосибирском государственном художественном музее мы посетили  уникальную  выставку работ Леонардо да Винчи.  В экспозиции были представлены макеты изобретений и проектов Гения эпохи Возрождения, а также факсимиле и репродукции выдающихся работ Леонардо, созданные спустя пять столетий с использованием высоких технологий и раскрывающие тайны многих шедевров. Экспозиция продемонстрировала ребятам весь диапазон невероятной одаренности Леонардо да Винчи как изобретателя, художника, анатома, скульптора, инженера, музыканта и архитектора.

        На выставке можно было  увидеть более 65 спроектированных Леонардо машин и механизмов, воссозданных на основании многолетних исследований его таинственных зашифрованных дневников (Кодексов), которые хранятся в королевских и национальных библиотеках, музеях и архивах Англии, Франции и Испании, а также находятся в закрытых частных коллекциях представителей высших слоев мировой элиты.

Выставка произвела на ребят огромное впечатление, ведь это своего рода обращение к нам сегодняшним. Прошло 500 лет. Какими мы стали? Можем ли мы похвалиться своими достижениями? Об этом задумались и дети и взрослые.

   

                                   

Мы побывали в музее "Сибирская береста", который является единственным в мире экспозиционно-выставочным центром, обладающим уникальной коллекцией предметов декоративно-прикладного творчества и произведений современного искусства из бересты. Ребята окунулись в тёплую и, вместе с тем, поистине фантастическую атмосферу. Они увидели неповторимые изделия из бересты — предметы быта, украшенные узорами и самыми разнообразными сюжетами, единственные в своём роде авторские работы, являющиеся подлинными произведениями искусства.

 В фондах музея представлены различные работы из берёсты сибирских мастеров: картины и иконы, посуда и украшения, сувениры, игрушки и др. В произведениях сибирских художников по берёсте отражены не только древние бытовые традиции работы с берёстой, но и представлен новый взгляд на возможности использования берёсты в современном декоративном искусстве.

Ребята были просто очарованы и удивлены: как из простой коры можно делать такие вещи? Оказывается, мастера работающие с берестой и деревом не  канули в лету,  оказывается Русь, как всегда, славится различными мастерами. Опытный экскурсовод много рассказала об этом ремесле, ответила на вопросы ребят. Теперь они знают, что из бересты можно делать не только лапти и короба, но и такие изумительные вещи, и, наконец,  они будут правильно ставить ударение: не береста, а берёста.

В академгородке  Новосибирска в Институте Археологии и этнографии мы посмотрели палеонтологическую экспозицию и послушали беседу  о могуществе  земли и о тайнах, которые до сих пор скрываются под огромными слоями льда.

Мы увидели папу-мамонта и узнали интересные подробности о том, как собираются макеты животных и о том, что в Сибири ежегодно у рек разрушаются берега, поэтому можно найти еще много интересных останков древних животных.

2.3. Парк чудес Галилео

        В январе этого года мы побывали в Парке Чудес Галилео в Новосибирске. Галилео – это интерактивная выставка экспонатов, которые смоделированы на основе физических явлений, возможностях человеческого организма и на особенностях восприятия человеком окружающей среды. Основное достоинство парка чудес заключается в том, что все экспонаты действующие, на все кнопки можно нажимать и наши ребята   чувствовали  себя не просто зрителями, а участниками  всех экспериментов.

        Желающие  поэкспериментировали  со звуком, цветом, светом, движением и пространством с помощью приспособлений самых немыслимых и фантастических конструкций. Ребята были в восторге от  многочисленных залов, комнат и переходов, заполненных чудесами, которые привели нас,  посетителей «Галилео» в один из крупнейших в Европе зеркальный лабиринт иллюзий. 

        Стараниями ученых, фокусников и инженеров получилась другая реальность, иной мир, не только развлекательный, но и познавательный! Именно поэтому Парк чудес «Галилео» - это познавательно-развлекательный центр, где в увлекательной форме ребята  узнали, как работают и устроены те или иные явления. После посещения выставки у ребят появилось множество вопросов, ответы на которые они искали в учебниках, энциклопедиях, в Интернете. (См. Приложение 2).

2.4. Проведение экскурсий в НИИ

Экскурсии в НИИ - неоценимое подспорье в развитии учащихся, т.к. во время хорошо организованной экскурсии учащиеся получают новую информацию сразу по многим каналам восприятия (рассказ специалиста, показ современного оборудования в работе, ощущение реальной творческой обстановки).

Мы проводим  тщательную подготовку к экскурсии, заключающуюся в следующем:
а) создание высокой степени мотивации по отношению к предстоящему визиту (как много мы можем получить от этой экскурсии!);

б) определить состав группы и распределить роли каждого участника, например, следующим образом: основные потребители информации; лица, которые могут получить сопутствующую информацию; «журналисты», имеющие задание написать об этой интересной встрече; фотографы;

в) тщательно  обдумать и осуществить организационную сторону обдумать и осуществить организационную сторону мероприятия (время и место встречи «команды», каков маршрут движения туда и обратно, нужно ли письмо-отношение; будет ли обеспечено присутствие на местах нужных специалистов, нужны ли пропуска на территорию НИИ; какова оплата за мероприятие;

предусмотреть возможное получение в дар тех или иных образцов биоматериалов, для чего запастись соответствующей тарой, этикетками и т.п.);

г) во время экскурсии не упустить свои ключевые интересы и попытаться наладить сотрудничество;
д) после проведения экскурсии необходимо поблагодарить хозяев встречи, а затем с учащимися попытаться отрефлексировать мероприятие и обсудить план собственных дальнейших действий. В лабораториях Института генетики и цитологии СО РАН

        В ноябре 2012 года нам посчастливилось побывать в Федеральном государственном бюджетном  учреждении науки Институте  цитологии и генетики СО РАН , который был организован в числе первых 10 институтов в 1957 году.

        Нам рассказали, что в институте много талантливых, заслуженных людей, отмеченных наградами разного уровня. Но большое внимание уделяется  молодёжи — творческой, преданной науке, студенты и аспиранты активно выступают на отечественных и международных научных. Ребята узнали о многих открытиях, сделанных в стенах Института. Ребятам показали новейшее оборудование и показали,  как оно работает.

 Всё это прямо или косвенно способствует развитию социального интеллекта, помогает успешной социальной адаптации детей.

 2.5. Новосибирский  автогородок – наш социальный партнёр

        Полезен опыт сотрудничества с Новосибирским автогородком, где обучение, проверка и закрепление знаний проводится по образовательным  программам. Мы прослушали программы «Дети – безопасность-дорога» и "Юные инспекторы дорожного движения".

Одним  из элементов обучения является практическая  деятельность по правилам безопасного поведения обучающихся на дороге (компьютерные тесты, вождение веломобиля) и после теоретической части ребята попробовали применить полученные знания на практике.

2.6. Библиотека – базовая структура социальной среды

В настоящее время современная библиотека стала базовой структурной компонентой виртуальной среды.         Современная библиотека ставит своей целью удовлетворение реальных проблем и запросов своих пользователей. Современное библиотечное обслуживание ориентировано на личность, ее динамично изменяющиеся потребности, основывается на равноправном сотрудничестве библиотечного специалиста и пользователя. Библиотека играет важную роль общественного «места». Она не только позволяет людям вступать в неформальные контакты, обеспечивает возможность комфортного общения с другими людьми, но становится «уголком для отдыха», где можно спрятаться от давления технологического мира. В этом случае библиотека выполняет социальную функцию.

        Мы считаем, что большую роль в социализации личности играет библиотека, потому что  в  современном обществе, для которого характерно размывание (а то и отсутствие) чётких нравственных ориентиров, важно приобщать детей к чтению и формировать у них читательскую культуру. Вовремя сказанное слово и хорошая книга развивает воображение и чувства, расширяет кругозор, учит думать и сопереживать, осваивая чужой жизненный опыт.

Мы очень часто бываем в районной библиотеке, а  в прошлом году нас пригласила в гости Новосибирская  библиотека  имени Л. Н. Толстого, где нас  тепло встретили, рассказали историю создания библиотеки, показали раритетные издания  и провели по всем залам.

                                 2.7. Встреча с интересными людьми

В течение двух лет наши учащиеся читали книги детской писательницы Юлии Корнеевой, автора  сказочно-приключенческих книг про Ромку и Вельку. Летом 2013 года юные читатели встретились со своей любимой писательницей в г. Новосибирске. Ребятам было интересно  слушать её, так  они  прочли все  её книги. Они заинтересовались произведениями молодой писательницы и им захотелось узнать о  ней  больше.  Конечно, интереснее слушать рассказ самого писателя, чем читать о нем в книгах или Интернете, потому что он  может рассказать разные интересные подробности, которые нигде не прочитаешь. Ребята задавали Юлии Корнеевой  вопросы о её жизни и работе,  о её книгах, о любимых писателях. Юлия с радостью на них отвечала.

        

На детей встреча произвела большое впечатление. Им было очень интересно беседовать со столь образованным человеком, с человеком, любящим детей. Сама она сказала: «Когда я пишу, то стараюсь смотреть на мир глазами ребенка».  Писательница дала советы, которые ребята   не забудут,  потому что они помогут им вырасти добрыми и умными людьми.

2.8 Посещение зоопарка

Каждый год мы с учащимися посещаем зоопарк г. Новосибирска.  Детям всегда  интересно увидеть необычных, диких зверей. Отношение к зоопаркам в обществе всегда было неоднозначным. Одни считают, что только глубокий эгоизм человека мог заставить собрать обитателей джунглей, пустынь, тайги в противоестественной для них обстановке, климате и что человеку, понимающему психологию диких животных, неприятно их видеть в клетке или вольере, где все их инстинкты подавлены, поведение искажено. У других противоположная точка зрения. У нас сложилось своё мнение. Многочисленные посещения  зоопарка г. Новосибирска  убедили нас в том, что в хороших зоопарках животным  живётся хорошо. Дети видят, с какой добротой  служители относятся к животным, с какой заботой  за ними ухаживают. Ребята узнали, что  некоторые животные в зоопарке живут   втрое дольше, чем на воле, а некоторые виды  животных только зоопарки и сохранили.

        Посещение зоопарка – это не только приобщение к Природе, но и приобщение к Доброте.

                             

                           

                                                       

                                         

                                         

                                   

                                                   2.9. Школа + Сад

        Примером сотрудничества образовательного учреждения и учреждения науки является сотрудничество с крупнейшим ботаническим научно-исследовательским учреждением на территории Азиатской России — Центральным  сибирским ботаническим садом СО РАН. Экскурсии экологической направленности  раскрывают  новые возможности социума для создания культурно –образовательной среды новой школы.

        Мы дважды посетили   Новосибирский Ботанический сад. За несколько часов экскурсии учащиеся побывали  в лесных зарослях Северной Америки, заглянули в китайский сад. Оказались  на несколько минут в сибирской тайге среди елей, пихт, лиственниц, кедров и можжевельника. Потрогали пробковое дерево, а уже через несколько минут любовались японской айвой. Все это стало  возможным в в Новосибирском Ботаническом  саду. Здесь на десяти гектарах собраны образцы деревьев и кустарников из разных частей света - от Средней Азии до Америки. И практически каждое деревце в дендрарии уникально и по-своему интересно. Каждый получил заряд бодрости и хорошее настроение.

    Ребята не только видят  уникальные  растения, но у них формируется бережное и ответственное отношение к окружающей среде.

2.10. Посещение  Банка

        7 июня 2013 г. в рамках проекта «Одарённые дети» посетили  Новоалтайское отделение №7492, филиал банка Сбербанк России

 Экскурсию посетили 22 человека проекта «Одарённые дети»

 Ребят ознакомили с деятельностью банка. Экскурсию проводили сотрудники банка, руководители отделов.  Ребятам показали работу банковского отделения "изнутри", рассказали, что  основой бизнеса Сбербанка является привлечение средств частных клиентов и обеспечение их сохранности, а залогом его многолетней успешной работы - развитие взаимовыгодных отношений с вкладчиками. Разработаны новые проекты, которые должны повысить качество обслуживания клиентов. И первые "офисы будущего" можно увидеть уже сейчас. Круглосуточные банкоматы, зона  экспресс-услуг, электронная очередь. Словом, будущие экономисты, финансисты и банкиры увидели действительно офис будущего.

        Впечатлениями делятся участники проекта  "Нас встретила сотрудница Сбербанка, которая рассказала и показала, как многое возможно с новейшими технологиями 21 века. Удивительно было и то, какая царит атмосфера в банке: дизайн помещений словно из фильмов про будущее. Все предназначено для качественного и комфортного приема посетителей. Хоть экскурсия была короткая, она не оставила нас равнодушными.  У многих даже появилось желание в будущем стать пользователем именно такого банка.  Разумеется, нам удалось увидеть, так сказать, «внутренний мир» новейшего банка, а многие даже почувствовали себя настоящими членами привилегированного общества -  посидели за суперкомпьютерами, отдохнули в конференц-залах и пообщались с сотрудниками банка!"

Во время беседы с представителями Сбербанка ребята задавали вопросы, связанные с характером работы банка.

        Ученикам проведенная экскурсия очень понравилась. Наши ученики имели возможность убедиться в том, что Сбербанк  действительно современный  банк, удовлетворяющий потребности различных групп клиентов в широком спектре банковских услуг.

2.11. Участие в краевой программе «Новые имена»

Третий год мы сотрудничаем с КГБОУ ДОД «Алтайский краевой дворец творчества детей и молодежи». В рамках краевой программы «Новые имена» с 22 по 25 марта  2014 г. в  КГБОУ ДОД Алтайский краевой дворец творчества детей и молодежи» состоялись финальные игры краевого конкурса интеллектуального творчества «Одиссея разума».

По итогам отборочных игр на краевой этап конкурса в г.Барнаул приглашены команды школьников в 2-х возрастных группах: 6-8 классы, 9-11 классы. Всего- 411 человек. Были представлены 17 районов и 6 городов края. От нашей школы выступили 2 команды. Команда учащихся 6-8 классов одержала победу. (См. Приложение 3).

Цель проведения конкурса - создание благоприятной социокультурной среды для раскрытия и развития одаренности школьников в интеллектуальной сфере. Участники игры старались  найти оригинальные, продуктивные идеи в процессе осмысления социально ценностных перспектив и общественно значимых проблем, продемонстрировали  целеустремленность в самообразовании и самосовершенствовании. 

 

На игре «Одиссея разума»

2.12. Сотрудничество с Барнаульским центром «Потенциал»

             С ноября 2012 года мы участвуем в дистанционной интеллектуально-развивающей игре для школьников – «Ума палата», которая проходит на сайте Городского центра «Потенциал» с ноября по март каждого  года. Каждую неделю в пятницу на сайте выставляются задания для участников по возрастным категориям: 3-4классы., 5-6 классы,  7-8 классы.. Задания не занимают слишком много времени, вместес тем они развивают, обучают, расширяют кругозор.         Новые серии заданий размещаются на сайте каждую пятницу в 16 часов. Участники выполняют и сдают задание в любое время в течение недели до 10-00 часов пятницу (предпочтительно в четверг). За эту неделю участник имеет возможность думать, решать, разгадывать, искать, советоваться с кем угодно и ответить на любое количество вопросов (не обязательно на все). Результаты, правильные ответы и новая серия заданий появляются в пятницу в 16 часов.

               Кроме этого каждую неделю на сайте появляется рейтинг сильнейших за неделю. Каждый месяц объявляется рейтинг сильнейших за месяц. Поэтому вероятность попасть в список лучших велика у каждого участника каждую неделю.На сайте  публикуется  только позитивная информация об успехах участников. Если кто-то из участников не справился с заданием, это никому не станет известно.Все участники игры «Ума палата» могут принять участие в очном интеллектуальном клубе,  который проводится  один раз в месяц.

               

     Все участники, прошедшие игру от начала до конца, в конце учебного года 2012-2013 года получили  сертификат с собственным рейтингом. 6 апреля  в Барнауле МБОУ ДОД «Городской детский  оздоровительно-образовательный (профильный) центр «Потенциал» состоялся «Мозговой штурм», в  котором приняли участие учащиеся нашей школы и двое наших учащихся стали победителями. Участие в таких конкурсах способствует развитию у ребят  логичности и нестандартности мышления, сообразительности, поисковой активности и любознательность.

Театр – средство социальной ориентации

Посещение театра – всегда незабываемое событие для наших ребят, которое они всегда с нетерпением ждут. Специфика психологической атмосферы театра, энергетический обмен актёра и зрителя, массовость восприятия и непосредственная спонтанность реакции публики даёт основания утверждать, что театр воздействует на общественное мнение и вообще связан с жизнью общества более других видов искусств.

Театр – средство социальной ориентации, потому что именно эмоционально-творческий характер восприятия, помогает зрителю использовать полученную театральную информацию в арсенале жизненного опыта. Человек получает наглядный урок того, как можно и как нельзя выражать свои чувства, как должно поступать в той или иной ситуации. Так с помощью отождествления себя с героем, зритель ставит себя в сравнение с носителем социальных норм, у него появляется стимул приблизиться к нравственному идеалу. Через чувство свободного выбора, эстетическое наслаждение и творческую активность зритель даёт свою оценку множеству вариантов человеческого поведения.

Зритель получает концентрированный жизненный опыт, переживая за один вечер ряд человеческих жизней. При этом сохраняется форма непосредственного житейского происшествия, ведь всё происходящее в театре наглядно, конкретно и разворачивается прямо на глазах у зрителя. Спектакль- это разновидность «социального эксперимента». В итоге зритель осознаёт то, что не всегда может осознать в реальной жизни. Таким образом, театр моделирует общественное поведение зрителя и выступает в качестве нормативного образца общения.

К.С. Станиславский говорил о том, что зритель, пришедший из театра, должен видеть мир и будущее глубже, чем до посещения театра.

                                3.1. Школа и ВУЗ – территория сотрудничества

        В рамках довузовского образования осуществляется социальное партнерство с Алтайским государственным университетом. Уже давно ни для кого не секрет, что поступление в престижный вуз - это победа, одержать которую под силу только работоспособным и целеустремленным учащимся старшей школы. Знания, получаемые учащимися в школе и требования, предъявляемые при поступлении в ВУЗ, зачастую далеки друг от друга. Помочь в преодолении барьера талантливому ученику может обучение в хорошей профильной школе. В связи с такими значительными переменами взаимодействие "Вуз - школа" активно развивается. Вузы заинтересованы в подготовке к поступлению школьников старшей ступени обучения и проводят большую подготовительную работу.

        Сотрудничество школы и вуза дает учащимся хорошие знания по профильным предметам, возможность участия в олимпиадах и других интеллектуальных соревнованиях, а также целенаправленную подготовку в ВУЗ. Вопросы взаимодействия школ и вузов волнуют в равной степени и школьных учителей, и преподавателей вузов. Вуз принимает школьных выпускников, школы готовят вузовских абитуриентов, т.е. школа и вуз делают одно общее дело.

        В нашей школе традиционно уделяется большое внимание вопросам взаимодействия школы и вуза.  Мы находимся в постоянном контакте с представителями Алтайского Государственного университета,  постоянно ищем новые формы работы и партнерства.

В феврале 2014 года мы заключили договор с АлтГУ. (См. Приложение 13) . Совместными действиями на основе сотрудничества мы осуществляем  комплекс организационно-методических мероприятий по профессиональной и  общенаучной подготовке учащихся, обеспечиваем  процесс непрерывного образования молодежи, довузовской подготовки выпускников и совершенствования методики отбора абитуриентов и формирования контингента студентов Университета.

        Согласно договору университет обязуется:

  • Знакомить учащихся с образовательными программами, направлениями подготовки и специальностями Университета.
  • Проводить профориентационную работу, нацеленную на формирование возможности у  учащихся школы сделать осознанный выбор профессии и формы продолжения обучения в Университете.
  • Обмениваться научной информацией, научной литературой и результатами проведенных исследований с целью развития научно-исследовательской работы преподавателей и учащихся школы.
  • Организовывать совместные научные мероприятия: конференции с публикацией тезисов докладов, семинары, исследовательские проекты.
  • Информировать и приглашать к участию в мероприятиях по предмету сотрудничества.
  • Формировать систему непрерывного образования по линии взаимодействия «Школа-ВУЗ».

        Школа  обязуется:

  • Участвовать в проведении совместных научных мероприятий (обмен научной литературой, совместные научные конференции с публикацией тезисов докладов).
  • Содействовать  проведению профориентационной работы среди учащихся по профилю основных образовательных программ Университета.
  • Участвовать в организации и проведении совместных с Университетом конкурсов, выставок, конференций, семинаров и других проектов, направленных на выявление инициативной молодежи и продвижения  результатов ее инновационной деятельности.
  • Участвовать в формировании системы непрерывного образования «Школа-ВУЗ»

Такая форма взаимодействия позволяет школе сделать скачок в развитии, так как высшая школа делится опытом научно-исследовательской деятельности и знаниями о достижениях современной науки. Мы тесно сотрудничаем с преподавателями кафедры иностранных языков Алтайского государственного университета. В прошлом году в школе побывали старший преподаватель кафедры иностранных языков исторического факультета Пьянзина Ирина Викторовна  и преподаватель-стажёр из США  Элизабет Блэк. (См. Приложение 4).Ирина Викторовна Пьянзина принимает участие в работе летней школы «Одарённые дети», проводит занятия с ребятами  на языке и по страноведению. 24 апреля Макеева Ксения приняла участие в студенческой научной конференции в АлтГУ, где выступила с работой «Спрсобы обновления сдоварного состава современного  английского языка на основе эвфемистических слов и выражений» на секции «Формирование лингвокультурной компетенции: проблемы и решения».

3.2. Участие в Фестивале «Мир науки» в АлтГУ

        В третий раз  в 2013 году учащиеся 9-11 классов нашей школы участвовали в Фестивале науки в Алтайском государственном университете. В течение двух дней в АлтГУ работали 58 площадок, на которых для школьников, студентов, магистрантов и аспирантов вузов Алтайского края были организованы мастер-классы, демонстрации опытов, экскурсии по научным лабораториям и музеям университета.

    Школьники получили прекрасную возможность узнать больше об университете, об условиях поступления и обучения в нём и познакомиться с материально- технической

базой университета. Во время таких встреч ребята интересуются проходными баллами, количеством бюджетных мест, об условиях проживания в студенческих общежитиях, о профессорско – преподавательском коллективе.

Осенью 2013 года группа учащихся начальной школы получили возможность прикоснуться к новому, неизведанному для себя миру химии и биологии в АлтГУ.  У ребят была уникальная возможность определить

содержание нитратов в овощах и фруктах, определить качество коровьего молока с использованием экспресс-методов, приготовить своими руками  микропрепараты объектов растительного мира, Ребята увидели под микроскопом крыло бабочки и коготок мухи, заглянули в глаза шершню. Они участвовали в увлекательной экскурсии по зоологическому музею АлтГУ, познакомились с коллекцией птичьих гнёзд, жуков и бабочек.

Участие в таких мероприятиях, несомненно, помогает школьникам определиться в выборе будущей профессии и, конечно, у ребят повышается мотивация заниматься исследовательской деятельностью.

                                               

                                                      4.  Поездка в Лейпциг

Наши ребята путешествуют не только по стране, но и совершают поездки за рубеж. Мы считаем, что путешествия за границу - это путешествия не только в пространстве - в другие страны, а и во времени - к очагам культуры, к истокам, в эпохи, где хранится то наследие, на которое может опираться современная культура. Это - путешествия в историю народов, приобщение к исканиям наших прародителей, предшественников. Предмет нашего интереса - не сиюминутные приключения, а вечные истины и их историческое прочтение, запечатленные в памятниках культуры.

Летом 2014 года три ученицы нашей школы были приглашены принять участие в мероприятиях, посвящённых 200-летнему  юбилею Лейпцигского сражения (Битвы народов) и 100-летнему  юбилею памятника в честь Лейпцигского сражения. Ребята жили в международном лагере вместе со своими

сверстниками из Франции, Венгрии, Литвы, Украины. Это была прекрасная возможность попрактиковаться в английском, узнать об исторических событиях, найти друзей  из других стран (См. Приложение 5).

5. Заключение

        Складывающиеся на современном этапе качественно новые партнерские отношения социума и школы   позволяют обеспечивать осознанное цельное саморазвитие одарённой  личности.

        Одним из путей повышения качества образования мы видим в установлении прочных связей с социумом, как главного акцентного направления школьного образования, от которого, на наш взгляд, в первую очередь зависит его качество. Считаем, что развитие социальных связей школы с культурными и научными центрами дает дополнительный импульс для духовного развития и обогащения личности ребенка с первых дней пребывания в школе. Знакомство с историей, культурой своей страны, развитие кругозора школьников, получение раннего опыта взаимодействия с социумом – залог успешной адаптации ребенка в современном мире.

        

Одновременно этот процесс способствует росту профессионального мастерства всех специалистов школы, работающих с детьми, поднимает статус учреждения, указывает на особую роль его социальных связей в развитии каждой личности и тех взрослых, которые входят в ближайшее окружение ребенка. Это в конечном итоге ведет к повышению качества образования, об этом свидетельствует повышение количества участников и победителей районных, краевых и Всероссийских конкурсов, олимпиад, конференций (См. Приложение 6, 7, 8, 9, 10, 11,12).

Таким образом, внедрение модели социального партнерства способствует не только формированию конкурентно способной личности школьника и его успешной социализации в современных экономических условиях, но и повышению конкурентно способности самого образовательного учреждения.
       Результат социального партнерства - выпускник школы – личность, обладающая ключевыми компетенциями, убежденная в необходимости непрерывного образования и продуктивной деятельности, уважающая собственную индивидуальность и осознающая многообразие личностных проявлений в социуме, обладающая эмпатией, толерантностью, умением сотрудничать.


                                                                                             

         

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Федеральная энциклопедия "Одарёные дети - будущее России"

Статья о нашей школе в федеральной энциклопедии "Одарённые дети - будущее России" - 2010...

Одаренные дети - будущее России

основна мысль статьи заключается в том, что сотрудничество учителя и ученика приводит к развитию обеих сторон и к эволюции педагогической системы в целом....

Наши дети - будущее России

«Русь! куда несешься ты, дай ответ!» - вопрошал великий Н.В. Гоголь. Действительно, пора  остановиться и осмыслить будущее нашей страны. В любом государстве дети – это богатство нации, его ...

Страница энциклопедии "Одаренные дети-будущее России"

Информация об участнике энциклопедии...

Программа "Одаренные дети -будущее России"

Программа "Одаренные дети - будущее России"...

Программа "Одаренные дети - будущее России"

Актуальность данной программы обусловлена требованиями, предъявляемыми к современной школе, а именно потребностью в создании условий для полноценного развития потенциальных возможностей каждого ребенк...

Программа "Одаренные дети - будущее России"

Выявление, поддержка, развитие и социализация одаренных детей является одной из приоритетных задач современного образования в России. Данная проблема становится особенно  актуальной и в образоват...