Использование кейс-технологии на уроках английского языка
статья

Лобанова Екатерина Александровна

Выступление на методическом семинаре на тему: "Использование кейс-технологии на уроках английского языка"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Лобанова Е.А.

Учитель английского языка

МОУ «СОШ № 39 им. Г.А. Чернова» г. Воркуты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Здравствуйте, уважаемые коллеги.

Учителем английского языка я работаю недолго. Мой стаж работы в системе образования составляет 4 месяца. Свою педагогическую деятельность я начала в стенах 39 школы, здесь меня встретил доброжелательный, поддерживающий педагогический коллектив и удивительные учащиеся.

Я очень рада, что работаю с классами среднего и старшего звена, т.к. именно с выпускниками у меня есть возможность создания общения на иностранном языке. Однако, я столкнулась с такой проблемой, что мою речь ученики понимают, но многие затрудняются ответить. Ответы носят односложный, клишированный характер. Я предложила учащимся старших классов выполнить задания с целью подтверждения мох наблюдений. Пример таких заданий, использованных мной для 9ых классов, вы можете увидеть на слайде, среди них такие как условный диалог-расспрос. Согласно заданию ученики должны позвонить в кафе и получить информацию по ряду вопросов. При этом ученикам предлагается пользоваться ключевыми словами. Вопросы должны быть прямые. Следующее задание – описание картинки. В задании №3 необходимо построить законченное связное монологическое высказывание на определённую тему с опорой на план. Этот монолог должен обязательно содержать вступление, развернутые ответы по каждому пункту плана и завершение.

 Результаты выполнения заданий вы можете видеть на слайде Лучше всего ученики во всех классах справились с первым заданием – 11 учеников показали высокий уровень, 18 – хороший и 8 ответили удовлетворительно, с заданием справились все. Наибольшие трудности возникли при выполнении последнего задания, по итогам которого только семеро учеников сумели ответить на высоком и среднем уровнях, 23 – справились на низком уровне, некоторые ученики вовсе не смогли выполнить его – семь человек. Среди типичных ошибок: отсутствие вступительной и/или заключительной фразы; средства логической связи практически не используются; тема раскрыта в ограниченном объеме (1 или 2 аспекта содержания не освещены); объем высказывания 5 и менее предложений; лексико-грамматические и фонетические ошибки (более 5).  

Исходя из данных результатов, я сделала вывод, что на вопрос, требующий развернутого ответа и подтверждающего точку зрения ответить ученикам сложнее всего. С этим заданием справились только единицы. Тогда я провела анкетирование среди учащихся, чтобы определить возможные причины трудностей, возникающие при выполнении заданий на говорение. К наиболее распространенным причинам в 9ых классах можно отнести стеснение говорить на языке при всех; боязнь сделать ошибку и слышать критику от одноклассников/учителя; нехватка языковых и речевых средств для решения поставленных задач; недостаточный опыт общения на языке.

Многие из этих трудностей можно объяснить тем, что у учащихся практически отсутствует реальная возможность постоянного общения с носителями иностранного языка, на уроках учащиеся не в достаточной степени вовлекаются в групповые формы работы, речевая ситуация не всегда является актуальной и личностно-значимой для учеников.

Так как я не имею достаточного опыта, то на своих уроках пробую применять различные технологии для того, чтобы найти наиболее эффективные. С точки зрения развития умений говорения, я старалась подобрать технологию, позволяющую активно вовлекать учащихся в процесс коммуникации. Такой, по моему мнению, является кейс-технология.

 Кейс-технология – это современная образовательная технология, в основе которой лежит анализ какой-то проблемной ситуации. Она объединяет в себе одновременно и ролевые игры, и метод проектов, и ситуативный анализ. Цель данной технологии заключается в максимальном вовлечении каждого ученика в самостоятельную работу по решению проблемы или задачи.

Кейс-технология:

  • ориентирована на развитие у учащихся умений самостоятельно принимать решения и находить правильные и оригинальные ответы на проблемные вопросы;
  • предполагает созидание, творческий подход со стороны учеников;
  • нацелена на сам процесс получения знаний и представлений об иноязычной культуре;
  • подразумевает использование учителем большого количества аутентичного, актуального языкового и речевого материала;
  • создает условия для реального общения на иностранном языке.

Авторам разработок данной технологии являются такие ученые и методисты, как Андюсев Борис Ермолаевич, Ильина Ольга Карловна, Гончарова Мария Вячеславовна и др. Значительный вклад во внедрение этой технологии внесли Екатеринославский Юрий Юдкович, Козлова Ольга Владимировна, Красовский Юрий Дмитриевич, Платов Валерий Яковлевич и др.

Кейс-технология основывается на использовании различных методов. По моему мнению, наиболее подходящий для развития умений говорения у старшеклассников - дискуссия. Данный метод я стараюсь активно внедрять на своих уроках и во внеурочной деятельности. Он предполагает обмен мнениями; осознание учащимися противоречий, связанных с обсуждаемым вопросом; актуализацию и творческое применение ранее полученных знаний и умений на лексическом и грамматическом уровнях языка. Таким образом, систематическое применение метода дискуссии способствует созданию рабочей атмосферы, где каждый не боится выразить свою точку зрения, адекватно реагирует на критику и стремится к решению поставленной проблемы, обсуждаемой темы.

На слайде вы можете ознакомиться с примерами вопросов, рассматриваемых мной с учениками на занятиях.

In groups, answer the questions:

Is graffiti common in your town or city? Where?

What do you think of it? Is it beautiful or ugly?

Discuss if you think graffiti is art or vandalism.

Сейчас говорить о конкретных результатах моей работы рано, вероятнее всего, смогу поделиться ими только в конце учебного года. Не смотря на это, все же могу представить некоторые положительные моменты. Я повторно провела данное задание. Результаты вы можете видеть на слайде

Показатели первого задания практически не изменились. Что касается последнего задания, выполнение которого вызвало у учащихся наибольшие трудности в первой четверти, то здесь ситуация улучшилась. С этим заданием справились все ученики. Большинство показали высокий и средний уровень, 12 учеников выполнили задание удовлетворительно. Ответы всех учащихся включали вступительную и заключительную фразы; старались использовать средства логической связи; количество лексико-грамматических ошибок снизилось, фонетические – практически отсутствовали; темы были раскрыты (только в некоторых случаях 1 из 3ех аспектов содержания не был освещен); объем высказывания 8-10 предложений, но не менее 7.

Таким образом, анализ повторно-проведенного мной задания свидетельствует об улучшении качества владения учащимися умениями говорения.

Учащиеся стали больше говорить на английском языке, у них появился интерес выражать свое мнение в классе. И что немало важно, наблюдается положительная динамика в плане произношения, ученики делают меньше ошибок, как в говорении, так и в чтении; при аудировании на понимание текста им нужно уже меньше времени. Конечно, учащиеся еще допускают ошибки, выполнение тех или иных заданий еще представляет для некоторых сложность, но тем не менее, я с большим удовольствием продолжу помогать ученикам справляться с трудностями как в изучении ими английского языка, так и с теми препятствиями, которые они встречают на своем жизненном пути. Это пока только начало моего профессионального пути, к которому я тщательно готовилась, но полюбила свою профессию я задолго до учебы в колледже и университете. Совсем как маленький мальчик из притчи про учителя, с которой, думаю, многие из присутствующих знакомы.  А этот короткий мультик вам напомнит о ней.  

Благодарю за внимание.

Я готова к ответам на вопросы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование компьютерных технологий на уроках английского языка. Выступление на РМО учителей английского языка 01.11.2012

Обучение с помощью компьютера дает возможность организовать самостоятельные действия каждого ученика. При обучении аудированию, каждый ученик получает возможность слышать иноязычную речь, при об...

Методическая разработка к урокам английского языка "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка"

Данный материал помогает организовать работу на уроке в средней школе, большое внимание уделяется ролевым играм....

Современный урок английского языка в контексте ФГОС. Использование интерактивной доски на уроках английского языка.

Урок с использованием интерактивной доски способен повысить эффективность и результативность урока....

Использование игровых технологий на уроках английского языка. учитель английского языка Елькина Вера Михайловна

Происходящие в обществе глубокие преобразования всех сторон материальной и духовной жизни поставили перед полной средней школой проблему подготовки качественно новых, высокообразованных, творчески мыс...

Сорокина Г.В., учитель английского языка "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ-ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ К ПРЕДМЕТУ"

Сорокина Г.В., учитель английского языкаИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ-ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ К ПРЕДМЕТУ Образование сегодня является важнейшей ...

Индивидуальный план самообразования учителя английского языка Тема: «Использование инновационных технологий на уроках английского языка»

Индивидуальный план  самообразования  учителя английского языка  Тема:  «Использование инновационных технологий на уроках английского языка»...

Обобщение опыта "Тема: «Использование интерактивных технологий на уроках английского языка. Технология модерации и активные методы обучения» в условиях работы с детьми-инвалидами на дому с использованием дистанционных образовательных технологий (ДОТ)»

Учебная деятельность детей с ограниченными возможностями здоровья формируется по тем же законам, что и у обычных детей, и осуществляется на протяжении всего обучения ребенка в школе. Дистанционное обу...