Инновационные образовательные технологии на уроках истории и обществознания
статья

Попова Галина Федоровна

Использование инновационных технологий позволяет повысить мотивацию обучающихся к изучению истории и обществознания, усилить наглядность преподавания и активизировать деятельность обучающихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл innovatsionnye_obrazovatelnye_tehnologii.docx28.11 КБ

Предварительный просмотр:

ИННОВАЦИОННЫЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ  ТЕХНОЛОГИИ

НА  УРОКАХ  ИСТОРИИ  И  ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

 «Если ученик в школе не научился сам ничего творить,
то и в жизни он будет только подражать, копировать»

(Л.Н. Толстой)

     Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования - их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности.

        Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего новый стандарт. Также изменяются и технологи обучения, внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) открывает значительные возможности расширения образовательных рамок по каждому предмету в общеобразовательном учреждении, в том числе и по математике.

       Уход от традиционного урока через использование в процессе обучения новых технологий позволяет устранить однообразие образовательной среды и монотонность учебного процесса, создаст условия для смены видов деятельности обучающихся, позволит реализовать принципы здоровьесбережения. Рекомендуется осуществлять выбор технологии в зависимости от предметного содержания, целей урока, уровня подготовленности обучающихся, возможности удовлетворения их образовательных запросов, возрастной категории обучающихся.

       Часто педагогическую технологию определяют как:

 

•          Совокупность приёмов – область педагогического знания, отражающего характеристики глубинных процессов   педагогической   деятельности, особенности их взаимодействия, управление которыми      обеспечивает необходимую эффективность учебно-воспитательного        процесса;

•         Совокупность форм, методов, приёмов и средств передачи социального опыта, а также техническое оснащение этого процесса;

•         Совокупность способов организации учебно-познавательного процесса или последовательность определённых действий, операций, связанных с конкретной деятельностью учителя и направленных на достижение поставленных целей (технологическая цепочка).

        

       В условиях реализации требований ФГОС ООО наиболее актуальными становятся технологии:

  • Информационно – коммуникационная технология
  • Технология развития критического мышления
  • Проектная технология
  • Технология развивающего обучения
  • Здоровьесберегающие технологии  
  • Технология проблемного обучения
  • Игровые технологии
  • Модульная технология
  • Технология мастерских
  • Кейс – технология
  • Технология интегрированного обучения
  • Педагогика сотрудничества. 
  • Технологии уровневой дифференциации 
  • Групповые технологии. 
  • Традиционные технологии (классно-урочная система)

       Остановимся на некоторых из них.

       Технология проблемно-диалогического обучения – метод введения нового знания в современном обществе.

       Проблемно-диалогическое обучение, как и вообще обучение, двусторонний процесс. Оно включает, с одной стороны, проблемное преподавание (сфера деятельности учителя), с другой – проблемное учение (сфера деятельности обучающихся).

     Действия ученика при создании учителем проблемной ситуации проходят в следующей логической последовательности:

-  анализ проблемной ситуации;

-  формулировка (постановка) проблемы или осознание и принятие формулировки учителя);

-  решение проблемы: выдвижение предположений;

-  обоснование гипотезы (обоснованный выбор одного из предположений в качестве вероятного пути решения проблемы;)

-  доказательство гипотезы (теоретическое или экспериментальное);  проверка правильности решения.

       Технология проблемно-диалогического обучения способствует развитию у обучающихся следующих компетенций:

-  способность самостоятельно ставить цель и предполагать способы её решения;

-  самостоятельность в поиске учебного материала;

-  развитие мышления обучающихся;

-  способность высказывать и аргументировать свою позицию;

-  способность работать в группе, выслушивать аргументы товарищей, вести цивилизованную дискуссию.

       Проблемно-диалогическое обучение успешно применимо при изучении обществознания на всех  ступенях образования. Приведём примеры.

       Тема урока: «Человек. Природа. Общество». 8 класс.

Постановка проблемы: многие учёные занимаются проблемой происхождения и развития человека. Биологи утверждают, что человек – это высшее животное. Психологи, историки, обществоведы говорят, что человек – это общественный организм. Какой же точки зрения придерживаться? Как вы считаете?

       При этом обучающиеся высказывают свои предположения. Далее ученикам предлагается разобраться в проблеме. Самостоятельно, работая в парах или группах, доказать, что человек – это часть общества. После выполнения работы обучающиеся высказывают свои позиции, подтверждая аргументами свою точку зрения. Учитель контролирует ведение дискуссии и порядок изложения своих позиций с точки зрения уважения друг друга.

       После представления обеих позиций ставится вопрос: Можно ли отделять биологическую сущность человека от общественной?

       Ученики делают вывод, что человек – это биосоциальное существо. При этом они самостоятельно определили черты сходства и отличия человека от животного.

       

       Другой проблемой, которую можно поставить в рамках указанной темы, является проблема происхождения человека. целесообразно поставить её в конце урока, что станет домашним заданием. Проблема:  Многие учёные до сих пор спорят, откуда появился человек, как он превратился в современного представителя человеческого рода. Ребятам предлагается самостоятельно, используя дополнительную литературу и Интернет-ресурсы, определить точки зрения на происхождение человека. при этом представление точек зрения на происхождение человека станет элементом актуализации изученного материала.

       Раздел «Форма государства». 9 класс.

       В начале изучения раздела обучающимся напоминаем, что существует большое количество государств разных по своему устройству (при этом понятия перечисляются без отнесения к элементам формы государства):  монархии, демократии, федерации, союзы, республики. Современный человек должен разбираться в разновидностях государства. После изучения раздела мы с вами сможем решить эту проблему.

       В конце изучения раздела даётся домашнее задание: описать государство по элементам формы государства: административно-территориальное устройство, политический режим, форма правления. При этом свою позицию по каждому элементу необходимо подтвердить конкретными сведениями. Таким образом, в качестве обобщения материала обучающиеся самостоятельно не только получают информацию, но и применяют её, что делает её более ценной.

Информационно – коммуникационная технология

        Применение ИКТ  способствует  достижению основной цели модернизации образования – улучшению качества обучения, обеспечению гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве, приобщенной к информационно-коммуникационным возможностям современных технологий и обладающей информационной культурой, а также представить имеющийся опыт и выявить его результативность.

       Достижение поставленных целей я планирую  через реализацию следующих задач:

-   использовать информационные - коммуникационные технологии в учебном процессе;

-  сформировать у учащихся устойчивый интерес и стремление к самообразованию;

-   формировать и развивать коммуникативную компетенцию;

-   направить усилия на создание условий для формирования положительной мотивации к учению;

-  дать ученикам знания, определяющие их свободный, осмысленный выбор жизненного пути.

       В последние годы всё чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в средней школе. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Внедрение ИКТ в педагогический процесс повышает авторитет учителя в школьном коллективе, так как преподавание ведется на современном, более высоком уровне. Кроме того, растёт самооценка самого учителя, развивающего свои профессиональные компетенции.

       Педагогическое мастерство основано на единстве знаний и умений, соответствующих современному уровню развития науки, техники и их продукта – информационных технологий.

       В настоящее время необходимо умение получать информацию из разных источников, пользоваться ей и создавать ее самостоятельно. Широкое использование ИКТ открывает для учителя новые возможности в преподавании своего предмета, а также в значительной степени облегчают его работу, повышают эффективность обучения, позволяют улучшить качество преподавания.

Система применения ИКТ

Систему применения ИКТ можно разделить на следующие этапы:

1 этап:  Выявление учебного материала, требующего конкретной подачи, анализ образовательной программы, анализ тематического планирования, выбор тем, выбор типа урока, выявление особенностей материала урока данного типа;

2 этап: Подбор и создание информационных продуктов, подбор готовых образовательных медиаресурсов, создание собственного продукта (презентационного, обучающего, тренирующего или контролирующего);

3 этап: Применение информационных продуктов, применение на уроках разных типов, применение во внеклассной работе, применение при руководстве научно - исследовательской деятельностью учащихся.

 4 этап: Анализ эффективности использования ИКТ, изучение динамики результатов, изучение рейтинга по предмету.

 Разноуровневое обучение – технология, позволяющая учителю помогать слабому, уделять внимание сильному, реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании. Сильные учащиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, повышается уровень мотивации ученья.

Основу данной технологии составляют:

-  психолого- педагогическая диагностика учащегося;

-  сетевое планирование;

-  разноуровневый дидактический материал.

       Подводя итог вышеизложенному, можно отметить, что использование инновационных технологий позволяет повысить мотивацию обучающихся к изучению истории и обществознания, усилить наглядность преподавания и активизировать деятельность обучающихся на уроках. Современные приёмы и методы работы на уроках истории и обществознания способствуют тому, что из школы выходят выпускники, которые понимают и критически осмысливают общественные процессы и ситуации.

 

Литература:

Каратаева Е.В. Обучающие технологии в познавательной деятельности. Школьников. / Е.В. Каратаева – М., 2003.

Ларина В.П., Ходырева Е.А., Окунев А.А. Лекции на занятиях творческой лаборатории «Современные педагогические технологии».- Киров: 1999 – 2002.

Манвелов С.Г. Конструирование современного урока. - М. - Просвещение, 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные образовательные технологии на уроках истории и обществознания

В данной статье  представлены современные образовательные технологии, которые целесообразно применять на уроках истории и обществознания...

«Использование инновационных педагогических технологий на уроках истории и обществознания»

Приоритетным направлением исторического образования   считаю формирование у учащихся ключевых компетенций, общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности....

Использование современных образовательных технологий на уроках истории и обществознания в условиях перехода на ФГОС

Данный материал будет интересен истории и обществознания, так как в нём показаны все положительные моменты использования  кейс- технологиии....

Использование современных образовательных технологий на уроках истории и обществознания

В данной статье представлены современные образовательные технологии использование которых необходимо при реализации системно-деятельностного подхода на уроках истории и обществознания....

Использование инновационных педагогических технологий на уроках истории и обществознания для повышения качества знаний

В настоящий момент в школьном образовании применяют самые различные педагогические инновации.  В своей работе я  использую различные технологии и хочу о некоторых рассказать....

Распространение опыта «Использование инновационных педагогических технологий на уроках истории и обществознания для повышения качества знаний ».

В настоящее время в России происходит становление новый системы образования. Требования сегодняшнего дня, связанные с реформированием образования ( инициатива «Наша новая школа», переход на ФГОС новог...