Профессиональный стандарт педагога
статья

Бебешина Наталья Михайловна

В российском образовании внедряется концепция и содержание профессионального стандарта педагога, который вызывает у педагогического сообщества неоднозначные эмоции. Попробуем разобраться в сути вопроса.

Скептики утверждают, «функции и действия педагога, обозначенные в стандарте, чрезвычайно велики», «требования к педагогу, предусмотренные проектом стандарта, слишком широки, одному и тому же человеку непосильны», «универсальных учителей и воспитателей не существует в природе» и т.д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3_statya_n.m.i_k.s._2016.docx21.64 КБ

Предварительный просмотр:

Бебешина Наталья Михайловна

МБОУ СОШ №3 города Чехова Московской области

                         Профессиональный стандарт педагога.

В российском образовании внедряется концепция и содержание профессионального стандарта педагога, который вызывает у педагогического сообщества неоднозначные эмоции. Попробуем разобраться в сути вопроса.

Скептики утверждают, «функции и действия педагога, обозначенные в стандарте, чрезвычайно велики», «требования к педагогу, предусмотренные проектом стандарта, слишком широки, одному и тому же человеку непосильны», «универсальных учителей и воспитателей не существует в природе» и т.д.

Но в работе над проектом концепции и содержания профессионального стандарта педагога приняли участие заслуженные педагоги, ведущие представители экспертного сообщества. Рабочую группу по разработке концепции и содержания профессионального стандарта педагога возглавил Е.А. Ямбург, директор Центра образования № 109 города Москвы, член Общественного совета при Министерстве образования и науки Российской Федерации. Работа над стандартом шла почти два года. Компетентность задействованных лиц и продуманность этапов вопросов не вызывают уже потому, что люди, занимающиеся разработкой – действующие педагоги-практики, а не отстраненные теоретики. Они не только отлично знакомы с системой образования и ее технологиями, но и тонко чувствуют, что перемены необходимы.

А что если посмотреть на проблему без негативного отвержения и попытаться понять ее актуальность…

Нельзя говорить о реформировании какой либо сферы, отрасли, не затрагивая тех, кто за нее отвечает. Если мы, педагоги, с желанием принимаем изменения, касающиеся образовательных приоритетов, технологий, взаимоотношений в системе субъектного взаимодействия, то почему мы отрицаем необходимость изменений в себе?

Современному ребенку, растущему в современном образовательном пространстве необходим современный учитель. Тот, который способен не только понять, но и помочь. Причем помощь эта должна распространяться на всех детей с их индивидуальным выражением своеобразия во всем. Будь то одаренный ученик, будь то ребенок с отклонениями. Многие педагоги полагают, что специалист в обучении ярко одарённых детей может не быть столь же хорошим мастером в обучении умственно отстающих  или слепых и глухих детей. Почему? Когда педагог получает профессию, разве в его дипломе указывается, с детьми одаренными от природы он будет работать или с детьми с ограниченными возможностями здоровья? Причем вторая категория учеников может быть не менее способной.  Другой вопрос: готово ли государство создать условия для инклюзивного обучения, потому что одного педагогического мастерства в таких условиях явно недостаточно.

Еще одно распространившееся мнение: если профессия педагога творческая, нестандартная, то стандарт педагога так же невозможен, как и стандарт писателя, живописца, пианиста. Позвольте, но какое положение стандарта устраняет творческую составляющую педагогического мастерства? Кто запрещает обучать нестандартно? Другой вопрос, что результат должен быть объективен. Недаром Министр образования РФ  Д.В.Ливанов считает, что «главное, чтобы стандарт не стал шагом к увеличению внешнего давления на школу и учителя, а, наоборот, раскрепостил педагога, разгрузил его от несвойственных видов деятельности и пробудил внутреннюю мотивацию».

Профессиональный стандарт педагога предназначен для установления единых требований к содержанию и качеству профессиональной педагогической деятельности, для оценки уровня квалификации педагогов при приёме на работу и при аттестации, планирования карьеры, для формирования должностных инструкций. Что в этом дурного? И почему мнение двух экспертов, приезжающих к педагогу на аттестацию, следует считать более авторитетным?

Что плохого в требовании иметь высшее образование, уметь планировать и проводить уроки, анализировать их эффективность, разрабатывать и применять современные психолого-педагогические технологии, основанные на знании законов развития личности и поведения в реальной и виртуальной среде? Учитель будущего прекрасно владеет компьютером, может проводить видеоконференции, видео презентации, разбирается в социальных сетях. Что ж, требование современное и необходимое «информационным» детям.

Воспитательная работа всегда была частью педагогического труда. Педагог обязан эффективно вовлекать учеников в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность, ставить воспитательные цели, способствующие развитию учеников, независимо от их происхождения, способностей и характера. Так же как уметь проектировать психологически безопасную и комфортную образовательную среду, знать и уметь проводить профилактику различных форм насилия в школе. Так же как применять психолого-педагогические технологии, необходимые для адресной работы с различными контингентами учащихся.

Может быть, не стоит отрицать, не попробовав? Если мы, педагоги, не можем мотивировать на изменение самих себя, то, какие технологии будут эффективными при формировании положительной учебной мотивации у наших учеников?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Имидж педагога как составляющее профессионального стандарта педагога"

Профессиональный стандарт призван повысить мотивацию педагогических работников к труду и качеству образования.    При формировании имиджа учителя реальные качества тесно переплетаются с...

К ВОПРОСУ О ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ «ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА ПЕДАГОГА»

В настоящей статье рассматривается вопрос о профессиональных компетенциях учителя русского языка в условиях введения «Профессионального стандарта педагога» с января 2017 года. Самой важной компетенцие...

Лист самооценки профессионального развития педагога в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог» по уровню «педагог–методист»

Характеристика уровня профессионального развития педагога-методиста в соответствии с требованиями профессионального стандарта Педагог...

Лист самооценки профессионального развития в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог» по уровню «педагог-наставник»

Лист самооценкипрофессионального развития в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог» по уровню «педагог-наставник»...

"Повышение качества обученности и воспитанности обучающихся через повышение профессионального уровня педагога в соответствии с профессиональным стандартом педагога и внедрением ФГОС

Выступление на педагогическом совете ГБОУ Школа № 1056 на тему "Повышение качества обученности и воспитанности обучающихся через повышение профессионального уровня педагога в соответствиис профес...

Профессиональный стандарт педагога и требования к профессиональной деятельности педагога

Выстувление на педсовете о тредованиях к профессиональной дечтельности педагога....