Активные методы обучения
материал

Обобщение сведений по активным методам обучения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon aktivnye_metody_obucheniya.doc71 КБ

Предварительный просмотр:

Понятие и классификация активных методов обучения.

       Активные методы обучения (АМО) – это методы, характеризующиеся высокой степенью включенности обучающихся в учебный процесс, активизирующие их познавательную и творческую деятельность при решении поставленных задач.

       Отличительными особенностями АМО являются:

 целенаправленная активизация мышления, когда обучаемый вынужден быть активным независимо от его желания;

 достаточно длительное время вовлечение обучаемых в учебный процесс, поскольку их активность должна быть не кратковременной или эпизодической, а в значительной степени устойчивой и длительной, т. е. в течение всего занятия;

 самостоятельная творческая выработка решений, повышенная степень мотивации и эмоциональности обучаемых;

 интерактивный характер (от англ. interaction – взаимодействие), т. е. постоянное взаимодействие субъектов учебной деятельности (обучаемых и преподавателей) посредством прямых и обратных связей, свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы.

Рассмотрим подробно следующие активные методы:

   Неимитационные: проблемное обучение, презентация (фотокросс), проектная и исследовательская деятельность.

Имитационные неигровые: кейс-технологии, ИКТ – технологии, имитационные упражнения (ментальные карты).

Имитационные игровые: деловые игры (дебаты).

Активные методы обучения

ИКТ – технологии.

     Процессы информатизации современного общества и тесно связанные с ними процессы информатизации всех форм образовательной деятельности характеризуются процессами совершенствования и массового распространения современных информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Подобные технологии активно применяются для передачи информации и обеспечения взаимодействия преподавателя и обучаемого в современных системах открытого и дистанционного образования. Современный преподаватель должен не только обладать знаниями в области ИКТ, но и быть специалистом по их применению в своей профессиональной деятельности.

    Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) – это обобщающее понятие, описывающее различные устройства, механизмы, способы, алгоритмы обработки информации.

     Основным средством ИКТ для информационной среды любой системы образования является персональный компьютер, возможности которого определяются установленным на нем программным обеспечением. Основными категориями программных средств являются системные программы, прикладные программы и инструментальные средства для разработки программного обеспечения. К системным программам, в первую очередь, относятся операционные системы, обеспечивающие взаимодействие всех других программ с оборудованием и взаимодействие пользователя персонального компьютера с программами. В эту категорию также включают служебные или сервисные программы. К прикладным программам относят программное обеспечение, которое является инструментарием информационных технологий – технологий работы с текстами, графикой, табличными данными и т.д.

    Дидактические задачи, решаемые с помощью ИКТ:

  • Совершенствование организации преподавания, повышение индивидуализации обучения;
  • Повышение продуктивности самоподготовки учащихся;
  • Индивидуализация работы самого учителя;
  • Ускорение тиражирования и доступа к достижениям педагогической практики;
  • Усиление мотивации к обучению;
  • Активизация процесса обучения, возможность привлечения учащихся к исследовательской деятельности;
  • Обеспечение гибкости процесса обучения.

Технология проблемного обучения.

     Технология проблемного обучения не нова: она получила распространение в 20-30-х годах в советской и зарубежной школе. Проблемное обучение основывается на теоретических положениях американского философа, психолога и педагога Дж.Дьюи (1859-1952), основавшего в 1894 г. в Чикаго опытную школу, в которой учебный план был заменен игровой и трудовой деятельностью.

     Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

     В современной теории проблемного обучения различают два вида проблемных ситуаций: психологическую и педагогическую. Первая касается деятельности учеников, вторая представляет организацию учебного процесса.

    Педагогическая проблемная ситуация создается с помощью активизирующих действий, вопросов учителя, подчеркивающих новизну, важность, красоту и другие отличительные качества объекта познания. Создание психологической проблемной ситуации сугубо индивидуально. Ни слишком трудная, ни слишком легкая познавательная задача не создает проблемной ситуации для учеников. Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле. 

     Учитель создает проблемную ситуацию, направляет учащихся на ее решение, организует поиск решения. Таким образом, ребенок ставится в позицию субъекта своего обучения и как результат у него образуются новые знания, он овладевает новыми способами действия. Трудность управления проблемным обучением в том, что возникновение проблемной ситуации - акт индивидуальный, поэтому от учителя требуется использование дифференцированного и индивидуального подхода.

          Методические приемы создания проблемных ситуаций:

-   учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения;

-   сталкивает противоречия практической деятельности;

-   излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;

-   предлагает классу рассмотреть явление с различных позиций (например, командира, юриста, финансиста, педагога);

-   побуждает обучаемых делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;

-   ставит конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения);

-   определяет проблемные теоретические и практические задания (например: исследовательские);

-   ставит проблемные задачи (например: с недостаточными или избыточными исходными данными, с неопределенностью в постановке вопроса, с противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками, с ограниченным временем решения, на преодоление «психологической инерции» и др.).

      Для реализации проблемной технологии необходимы:

-   отбор самых актуальных, сущностных задач;

-   определение особенностей проблемного обучения в различных видах учебной работы;

-   построение оптимальной системы проблемного обучения, создание учебных и методических пособий и руководств;

-   личностный подход и мастерство учителя, способные вызвать активную познавательную деятельность ребенка [3].

Кейс-технологии

     Кейс – разновидность производственной или экономической ситуации, специально сформулированной преподавателем для анализа, решения, оценки обучаемыми. В понятие кейс-технологии входит порядок рассмотрения, анализ, поиск решения, выработка экспертной оценки, опирающейся на определенные критерии. Характерной особенностью кейс-технологии является ее ориентация на оценочные характеристики. Кейсы, по сравнению с обычными учебными задачами, обладают определенными особенностями.

 1. В основе кейса, как правило, лежит конкретная ситуация – реальная или специально сформулированная преподавателем, материал которой подкреплен результатами специальных исследований, формами статистической отчетности и другой

 дополнительной информацией.

2. Для кейса не является характерным или примерным наличие четко сформулированных вопросов; при разборе кейса не всегда очевидно, что является главным и требует первоочередного анализа; одним из наиболее важных и трудных этапов в анализе кейса и поиске решения является определение главной проблемы.

3. Кейс может не иметь однозначного решения. Конкретная ситуация, лежащая в основе кейса, может предполагать множество решений, более или менее близких к оптимальному.

4. Когда решение в общепринятом понимании этого слова выработать нельзя, решением можно считать выявление и уяснение проблемы, ее анализ и определение линии поведения в сложившейся обстановке.

      Таким образом, в основе метода анализа конкретных ситуаций, как правило, лежат свершившееся событие, реальные факты, отражающие уже осуществленные решения, которым в ходе учебных занятий дается оценка. Кейс-технология, в свою очередь, строится на анализе кейса – сложившейся ситуации (например, реальной рыночной конъюнктуры) или специально сформулированных условий осуществления того или иного вида деятельности, в которых еще не существует готового решения.

        Применение кейс-технологии рекомендуется в целях:

 развития навыков анализа и критического мышления;

 изучения теории принятия управленческих решений на конкретных примерах;

 отработки типовых схем выработки управленческих решений в проблемных ситуациях;  развития творческого мышления;

 развития навыков работы в команде.

      Данный метод характеризуется высокой степенью активности обучаемых, дает возможности контроля и текущей оценки формируемых компетенций.

     Применение кейс-технологии предполагает существенный объем методической работы, связанной с разработкой кейсов. При разработке кейса следует учесть ряд рекомендаций:

 соответствие четко поставленной цели создания;

 наличие определенного уровня сложности;

 иллюстрирование типичной ситуации в различных жизненных аспектах;

 провоцирование дискуссии;

 возможность выбора нескольких альтернативных решений;

 сохранение общего стержня изложения проблемы.

       В зависимости от сложности и объема кейса данный метод может успешно использоваться в различных организационно-временных рамках.

Дебаты: игровая, развивающая, образовательная технология

       Дебаты - это прения, обмен мнениями на каком-либо собрании, заседании.

      "Дебаты" ведут свое начало из Античности. В Древней Греции спор считался и средством обучения, и способом познания, и важным элементом демократии. Специальные курсы ораторского мастерства и дебатов существовали и в Средние века. В самом начале истории США дебаты укоренились в университетах, а в 1960 г. первые телевизионные дебаты между кандидатами на президентское кресло привлекли особое внимание аудитории (считается, что Дж. Кеннеди - один из популярнейших президентов США - выиграл предвыборную кампанию именно благодаря дебатам.). Сегодня дебаты проходят в университетах и школах всего мира.

        В России дебаты появились в 1993 г. На сегодняшний день в программе участвуют около 20 городов страны, объединенных в 5 регионов. Ежегодно проводятся соревнования команд на уровне города, региона, России, а также международные соревнования.

     Эта технология по праву принадлежит открытой педагогике, в которой учеба рассматривается как процесс развития способностей, умений и личностных качеств ученика, а учитель выступает как руководитель этого процесса.

Технология "Дебаты" предполагает:

  • активное включение самого ученика в поисковую учебно-познавательную деятельность, организованную на основе внутренней мотивации;
  • организацию совместной деятельности, партнерских отношений обучающих и обучаемых; включение детей в педагогически целесообразные воспитательные отношения в процессе учебной деятельности;
  • обеспечение диалогического общения не только между учителем и учениками, но и между учащимися в процессе добывания новых знаний.

Целевые функции и возможности технологии "Дебаты" очень широки:

        Социализирующее значение данной технологии выражается в том, что дебаты являются педагогическим средством, механизмом приобщения участников к нормам и ценностям гражданского общества, позволяют учащимся адаптироваться к условиям современного общества, предполагающего умение конкурировать, вести полемику, отстаивать свои интересы на основе знания правовой базы и умения применять свои знания.

       Воспитывающая функция проявляется в том, что дебаты позволяют участникам вырабатывать самостоятельность оценок, нравственно-мировоззренческую позицию и поведенческие установки. Участники дебатов, как показывают опросы и наблюдения, обладают более высокой коммуникативной культурой, общительностью, способностью найти компромисс.

      Развивающее значение выражается в том, что дебаты позволяют участникам развивать волю, память, мышление, включая умение сопоставлять, сравнивать, анализировать, находить аналогии, самостоятельно добывать и анализировать разноплановую информацию по актуальным для человека и общества проблемам и др.

    Дидактическая функция данной технологии состоит в том, что дебаты являются основой для формирования у учащихся общеучебных умений и практических навыков, а также важнейших качеств, необходимых современному человеку.

Участие в дебатах основывается на соблюдении трех основных принципов.

Принцип первый: уважение необходимо.

Принцип второй: честность обязательна.

Принцип третий: проигравших нет.

     Основное назначение дебатов - обогатить образование участников и одновременно доставить удовольствие. Поэтому первое предназначение игры - обучение. Иными словами, обучение имеет большее значение, чем победа, так как желание учиться и совершенствоваться исключает использование недозволенных приемов, что поможет проявить характер и приобрести уважение окружающих. Участие в дебатах только для того, чтобы выиграть - неправильная цель. Это может отвлечь время и силы от самой игры и помешать ей.

     Действующие лица игры:

    Команда - состоит из 3 человек, которых принято называть спикерами. Команда, защищающая тему игры, называется утверждающей, а ее спикеры обозначаются как У1, У2, У3, а команда, опровергающая тему, называется отрицающей, ее спикеры О1,О2, О3 .

   Судьи - решают, какая из команд оказалась более убедительной в доказательстве своих позиций. Судьи заполняют протокол игры, в котором отмечают области столкновения позиций команд, указывают сильные и слабые стороны выступлений спикеров. По желанию комментируют свое решение, обосновывая его.

    Таймкипер - это человек, который следит за соблюдением регламента и правил игры.

    Тренеры (тьютеры) - в дебатах обычно учителя или опытные дебатеры, прошедшие полный курс тьютерской подготовки и имеющие сертификат, дающий право работать с командой.

    Суть дебатов - убедить нейтральную третью сторону (судей) в том, что ваши аргументы лучше, чем аргументы вашего оппонента. Хотя суть проста, стратегии и техника, с помощью которой достигается желаемый результат, могут быть сложными.

                        Таблица 1.  Обязанности спикеров во время дебатного раунда.  

У1-дает речь (5 мин)

О1- записывает все свои мысли-возражения по речи У1

О2 - конспектирует речь У1

ОЗ - слушает и готовит вопросы для перекрестного опроса

Перекрестный Опрос: У1 отвечает на вопросы О3 (2 мин.)

О1 - записывает свои выводы

О2 - конспектирует ответы У1

У1- конспектирует речь 01

У2 - записывает все свои мысли-возражения по речи 01

УЗ - слушает и готовит вопросы для перекрестного опроса

О1 - дает речь (5 мин.)

У1 - конспектирует х-опрос

У2 - записывает свои выводы

Перекрестный Опрос:

О1 отвечает на вопросы УЗ (2 мин.)

У2 -дает речь (4 мин.)

О1 - слушает и готовит вопросы для перекрестного опроса

О2 - записывает все свои мысли-возражения по речи У2

ОЗ - конспектирует речь У2

Перекрестный Опрос:

У2 отвечает на вопросы О1 (2 мин.)

О2 - записывает свои выводы

О3 - конспектирует х-опрос

У1 -слушает и готовит вопросы для перекрестного опроса

У2 -конспектирует речь О2

УЗ - записывает все свои мысли-возражения по речи О2

О2 - дает речь (4 мин.)

У2- конспектирует х-опрос УЗ - записывает свои выводы

Перекресный Опрос:

О2 отвечает на вопросы У1 (2 мин.)

УЗ - дает речь (3 мин.)

О1 - конспектирует речь УЗ

О2 - записывает все свои мысли-возражения по речи УЗ

ОЗ - записывает идеи и мысли по предстоящемуанализу

У1 , У2, УЗ - записывают идеи и мысли (для анализа после игры)

О3 - дает речь (3 мин.)

Фотокросс.

     Фотокросс — соревнование фотографов, гонка с тематическими и временными рамками. Он стоит где-то посередине между спортом и фотоконкурсом, сочетая в себе оценку скорости, креативности и зачастую ориентирования на местности.

    Фотокросс — это не просто фотоконкурс. Организаторы предлагают всем желающим заняться художественной фотографией со спортивным азартом: нужно сделать несколько снимков по определенным заданиям за ограниченное время.[6].

    В педагогике фотокросс можно применять на обобщающих уроках и во внеурочной деятельности. Форма работы групповая. Для проведения фотокросса необходимо оборудование: ноутбуки, цифровые фотоаппараты, переходники, носители информации, проектор, компьютер. Тематика и территория проведения фотокросса объявляется непосредственно на уроке. Учащиеся за определенное время производят фотосъемку на указанной территории, снимков может быть неограниченное количество, затем группы возвращаются в аудитории и готовят презентацию только из 5 фотографий и защищают свои проекты.

 Ментальные карты

      Интеллект карта – это техника представления любого процесса или события, мысли или идеи в комплексной, систематизированной, визуальной (графической) форме.

   Mind-maps (термин может переводиться как «интеллект карты», «карты ума», «карты мыслей», «карты мышления», «ментальные карты», «карты памяти»  или «карты разума») – информация, изображаемая в графическом виде на большом листе бумаги.

    Она отражает связи (смысловые, причинно-следственные, ассоциативные и т.д.) между понятиями, частями и составляющими рассматриваемой области. Это понятнее, чем привычное изложение мыслей словами в письменном виде. Ведь словесное описание порождает массу лишней информации, заставляет наш мозг работать в несвойственной ему манере. В итоге это приводит к потере времени, к снижению концентрации и к быстрой утомляемости.

     Хотя первые примеры создания интеллект карт можно встретить в научных трудах, созданных еще столетия назад, широкое их применение началось во второй половине двадцатого века благодаря английскому психологу Тони Бьюзену. Бьюзен систематизировал использование ментальных карт, разработал правила и принципы их конструкции и приложил массу усилий для популяризации и распространения этой технологии.

      Цель создания карты мыслей – навести порядок в голове, получить целостную картину и отыскать новые ассоциации. Тони Бьюзен считает, что интеллект карты помогают лучше управлять мыслительными процессами и дают большую свободу мысли.

       Карты ума позволяют на одном листе собрать всю необходимую информацию, относящуюся к решению проблемы, и окинуть ее одним взглядом.

       Карты ума не дают упустить из виду все минусы и плюсы того или иного решения.

       Карты ума активизируют ассоциативное мышление, которое позволяет увидеть важные факторы, упущенные при традиционном анализе.

       Плюс ко всему использование в ментальных картах образов и цветов активизирует интуицию, а это так же может оказать влияние на правильность принимаемых решений.

       Индивидуальные ментальные карты становятся частью коллективных карт мыслей, являясь достигнутым внутри группы графическим воплощением консенсуса.

     Область применения ментальных карт: при конспектировании лекций, написании курсовых работ (рефератов, дипломов, диссертаций), анализе, понимании и запоминании больших объемов информации использование ментальных карт просто необходимо. Информация, изложенная в форме привычных конспектов (кипа исписанных листов, друг от друга внешне ничем не отличающихся) ведет к большим временным потерям. На запись, а в дальнейшем на поиск и прочтение необходимой информации уходит много времени. А вот составление интеллект карт помимо того, что способствует лучшему усвоению и запоминанию текста, еще и влечет за собой развитие творческого и креативного мышления, являясь своеобразной зарядкой для ума.

      Правила составления ментальных карт:

  • Всегда используйте центральный образ.
  • Для центрального образа используйте три и более цветов.
  • Как можно чаще используйте графические образы.
  • Чаще придавайте изображению объем, а также используйте выпуклые буквы
  • Пользуйтесь комбинированием всех видов эмоционально-чувственного восприятия.
  • Варьируйте размеры букв, толщину линий и масштаб графики.
  • Стремитесь к тому, чтобы расстояние между элементами интеллект карты было соответствующим.
  • Ассоциируйте
  • Используйте стрелки, когда необходимо показать связи между элементами ментальных карт.
  • Используйте цвета.
  • Используйте кодирование информации.
  • Стремитесь к ясности в выражении мыслей
  • Придерживайтесь принципа: по одному ключевому слову на каждую линию.
  • Используйте печатные буквы.
  • Размещайте ключевые слова над соответствующими линиями.
  • Следите за тем, чтобы длина линии примерно равнялась длине соответствующего ключевого слова.
  • Соединяйте линии с другими линиями и следите за тем, чтобы главные ветви карты соединялись с центральным образом.
  • Делайте главные линии плавными и более жирными.
  • Выделяйте блоки важной информации с помощью линий.
  • Следите за тем, чтобы ваши рисунки (образы) были предельно ясными.
  • Держите бумагу горизонтально перед собой, предпочтительно в положении «ландшафт».
  • Старайтесь все слова располагать горизонтально .

 Проектная и исследовательская деятельность

       Проектная деятельность обучающихся — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.

         Исследовательская деятельность обучающихся — деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением.   Исследование предполагает наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, нормированную исходя из принятых в науке традиций: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы. Любое исследование, неважно, в какой области естественных или гуманитарных наук оно выполняется, имеет подобную структуру. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по теме самообразования «Повышение уровня мотивации обучения через внедрения активных методов обучения и нестандартных форм проведения уроков математики и физики в 5-9 классах»

Я знаю и понимаю стратегию развития образования в России и принципы образовательной политики.Основным условием усиления политической и экономической роли России и повышения благосостояния её населения...

Активные Методы Обучения - выяснение ОЖИДАНИЙ и ОПАСЕНИЙ обучения в новом классе

Мы предлагаем Вам один из моментов сглаживания этапа перехода из начальной школы в среднюю.  Уже во время первой встречи, после активных игр знакомства, была проведена игра «Дерево ожиданий...

Активные методы обучения. Метод конкретных ситуаций

Возникает много нареканий на сложившуюся систему образования, дающую знания оторванные от жизни. Предлагаю Вашему вниманию один из способов решения этой проблемы...

Выступление на площадке ГМО г. Орска по теме "Активные методы обучения в начальной школе на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС: понятие активных методов обучения и их виды на разных этапах современного урока".

Современная образовательная среда должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключе...