Легенда о Чингис-Хане и Соколе
материал

Саая Сылдыс Александрович

Оценивание межличностных отношений

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uprazhnenie.docx17.6 КБ

Предварительный просмотр:

Упражнение "Легенда о Чингисхане".

Цель: напомнить учащимся о том, как важно прислушиваться к предостережениям людей, которые способны более правильно, чем они, оценивать те или иные ситуации, особенно в сфере межличностных отношений.

Учащимся зачитывает текст легенды о Чингисхане и Соколе, которая в образной форме дает учащимся представление о трагедии, к которой могут привести действия человека, идущего на поводу у собственных желаний.

Легенда (читает учащийся)

“... Жил некогда могущественный повелитель Чингисхан. Он много воевал и покорил много стран, так что его империя простерлась от Восточной Европы до Японского моря.
Однажды Хан поехал на охоту и взял с собой своего любимого Сокола. Птица кружила высоко в небе и, едва заметив добычу, камнем кидалась вниз, чтобы настичь ее.
День был жаркий, и к полудню Хана сморила жажда. Он принялся искать родник, на который как-то раньше наткнулся в этом лесу. Наконец, он заметил тонкую струйку воды, что стекала с кручи, и понял: родник где-то наверху.
Вода сочилась медленно, капля за каплей. Ее было совсем мало, но это была вода, а великий Хан испытывал сильную жажду. Он достал небольшую серебряную чашу и подставил ее под падавшие капли. Чаша стала медленно наполняться.
Хану не терпелось примкнуть к воде, ощутить ее прохладу, смочить пересохшие губы, язык и горло. Он не стал ждать, пока чаша наполнится до краев, и уже поднес ее к губам, как вдруг что-то стремительное пронеслось в воздухе и выбило чашу из рук Хана. Драгоценная влага пролилась на землю.
Пораженный, Хан поднял голову и увидел Сокола, своего любимца, который перелетал с дерева на дерево с гордым видом. Сверкнув на него глазами, Хан поднял чашу и снова принялся собирать воду. На этот раз он дал чаше наполниться лишь до половины. Его губы уже коснулись края чаши, он почти ощутил вкус воды, но тут Сокол вновь ринулся с высоты вниз и вышиб чашу с водой.
Хан очень рассердился на Сокола. В третий раз он наполнил чашу – и в третий раз Сокол помешал ему напиться. Лицо Хана налилось кровью.
Устремив гневный взор на птицу, сидевшую поблизости на ветке дерева, он в бешенстве закричал: "Как ты посмел разлить мою воду!
1' Он нагнулся, чтобы поднять с земли чашу, и проговорил тихим, полным злобы голосом: "Только попадись мне, и я сверну тебе шею!"
Великий Хан снова принялся набирать воду в чашу, но на этот раз он держал наготове вынутую из ножен саблю. "Если ты опять осмелишься опрокинуть мою чашу, – сказал он соколу, – поплатишься жизнью!"
Нетрудно догадаться, что было дальше. Едва Хан поднёс чашу к губам, сокол ринулся вниз и выбил ее из рук Хана. Но Хан взмахнул саблей и точным ударом сразил птицу в полете. Сокол упал к ногам хозяина и, не сводя с него полных любви глаз, истек кровью.
"Ты получил то, что заслужил”, – сказал "Хан и переступил через тело птицы, чтобы найти среди камней свою чашу. Но чаша завалилась в расщелину между камнями, и Хан, как ни старался, не смог ее достать.
"Ничего, – подумал Хан. – Я все равно утолю жажду. Эта струйка воды приведет меня наверх, к самому источнику".
И хан полез на кручу. Чем выше он взбирался, тем сильнее ему хотелось пить. На самом верху он, наконец, увидел небольшое озерцо и в нетерпении бросился к нему, но, достигнув кромки воды, вдруг с ужасом отпрянул: в воде лежала огромная мертвая змея, ничтожной капли яда которой было достаточно, чтобы убить человека.
Хан снова окаменел. Он уже не чувствовал жажды. Все его мысли устремились теперь к бездыханному соколу, лежащему на земле далеко внизу, "Этой птице я обязан жизнью, –подумал Хан. – Сокол был мне верным другом, а я убил его".
Хан пустился бежать с горы, то и дело скользя по крутому склону. Внизу он бережно поднял с земли и уложил в охотничью сумку тело птицы, сел в седло и медленно, в горьком раздумье поехал домой”.

Вопросы к учащимся для обсуждения:

  • Какое отношение они имеют к нам?
  • Какие уроки можно извлечь из этой легенды?
  • А как вы относитесь к тем, кто оберегает вас от опасностей?
  • Прислушиваетесь ли вы к советам этих людей?

Вывод: Для того чтобы избежать рискованных жизненных ситуаций, необходимо прислушиваться к предостережениям людей, которым мы доверяем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме: "Разравнивание раствора соколом"

Предмет: Трудовое обучение «Штукатурно – малярное дело»Класс:  5 класс  Специальная (коррекционная)общеобразовательная школа – интернат №4 VIIIвида  г. ОсинникиСпециальность : штукатур ...

Положение о проведении спортивного праздника "Взвейтесь соколы с орлами"

Спортивный интегрированый праздник, посвящённый дню защитника Отечества. В программе праздника спортивные эстафеты викторина по предметам кубановедение и история....

Внеклассное мероприятие по литературе "Песня о Соколе" (М.Горький и Н.И.Кузнецов)

Методическая разработка внеклассного мероприятия по литературе может быть использована  также  для проведения урока внеклассного чтения по произведениям М.Горького (6-7 классы)  и темат...

И. Соколов - Микитов "Осень в лесу"

урок чтения и развития речи в 3 классе по программе В.В.Воронковой, коррекционной школы VIIIвида...

Презентация к уроку литературы в 8 классе "В чем смысл человеческой жизни? Противопоставление Ужа и Сокола. Идейное своеобразие "Песни о Соколе" М.Горького"

Презентация к уроку литературы в 8 классе содержит вопросы для беседы, иллюстрации к произведению М.Горького "Песня о Соколе"...

Урок краеведения "Овеянный легендами курган. Легенда о Саур-Могиле « Легендарный курган»"

Урок позволяет познакомить детей с легендарным местом в Донецкой Народной Республике, названным Саур-Могилой,заглянуть за завесу истории и легенд, раскрыть творческие способности наших учеников....

Легенды и мифы Древней Греции. Геродот «Легенда об Арионе».

Дистанционное обучение с использованием ЭР. Разработка урока литературы в 6 классе. Легенды и мифы Древней Греции. Геродот "Легенда об Арионе"...