Современные педагогические технологии на уроках русского языка и литературы.
статья

Богачева Ольга Сергеевна

В статье представлен опыт применения современных педагогических технологий на уроках русского языка и литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovremennye_ped_tehnologii._bogacheva_-_pechat.docx43.76 КБ

Предварительный просмотр:

Современные педагогические технологии на уроках русского языка и литературы.

Богачева О.С., учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №20 им. А.А. Хмелевского»  г. Курска

Готовясь к урокам или конкурсам, собирая документы на аттестацию, каждый учитель  сталкивается с вопросом: какими современными пед технологиями он  владеет . Вопрос этот актуален, поэтому именно ему посвящено моё выступление. Я расскажу о современных пед технологиях и подробнее покажу, как можно применять на уроках русского языка возможности технологи развития изобретательских задач.

    Русский язык – один из самых трудных школьных предметов. Несмотря на то, что знание родного языка даётся ребёнку с детства, это сложная дисциплина, требующая большого труда. Главная задача обучения русскому языку – развивать школьника как личность, умеющую полноценно владеть устной и письменной речью.

     Современное обучение должно проводиться таким образом, чтобы у учащихся пробуждался интерес к знаниям, возрастала потребность в более полном и глубоком их усвоении, развивалась инициатива и самостоятельность в работе. В процессе обучения учащиеся должны не только овладевать знаниями, умениями и навыками, но и развивать свои познавательные способности и творческие силы.

    Для этого необходимо, чтобы в школе особое место занимало использование таких технологий, которые обеспечивают активное участие в уроке каждого ученика, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность школьников за результаты учебного труда.

Слово «педагогическая технология» многозначное. Одно из значений – такое построение деятельности педагога, в которой все входящие в него действия представлены в определенной последовательности и цельности, а выполнение предполагает достижение необходимого результата и имеет прогнозируемый характер». Т.е. технология – это достаточно жестко зафиксированная последовательность действий, гарантирующих получение заданного результата. Технология содержит определенный алгоритм решения задач.

  В настоящее время насчитывается больше сотни образовательных технологий, которые можно классифицировать по разным основаниям.

К числу современных образовательных технологий можно отнести :

- развивающее обучение;

- проблемное обучение;

 -разноуровневое обучение;

- коллективную систему обучения;

- технологию изучения изобретательских задач (ТРИЗ);

-  исследовательские методы в обучении;

- проектные методы в обучении;

- игровые технологии;

- обучение в сотрудничестве;

- информационно – коммуникационные технологии;

- здоровьесберегающие технологии.

Главная задача всех современных пед технологий – уменьшение доли репродуктивной деятельности в учебном процессе , более эффективное использование учебного времени, снижение нагрузки обучающихся и обеспечение тем самым личностное развитие ребёнка и повышение качества образования.

1. Технология личностно-ориентированного развивающего обучения.
Технология личностно-ориентированного развивающего обучения предполагает максимальное развитие (а не формирование заранее заданных) индивидуальных познавательных способностей ребенка на основе использования имеющегося у него опыта жизнедеятельности.
Задача педагога – не «давать» материал, а пробудить интерес, раскрыть возможности каждого, организовать совместную познавательную, творческую деятельность каждого ребенка.
Подготовка учебного материала предусматривает учет индивидуальных особенностей и возможностей детей, а образовательный процесс направлен на «зону ближайшего развития» ученика.

2. Технология проблемного обучения

Проблемное обучение – вид развивающего обучения, сочетающий самостоятельную   поисковую деятельность обучающихся с усвоением ими готовых знаний.

Цель – способствовать обеспечению активной направленности педагогического процесса, усвоение способов самостоятельной деятельности, развитие познавательных и творческих способностей.

Сущность проблемного обучения состоит в том, что преподаватель, систематически создавая проблемные ситуации и организуя деятельность обучающихся по решению учебных проблем, обеспечивает оптимальное сочетание их самостоятельной поисковой деятельности с усвоением готовых выводов науки.

Результат – положительные изменения общего состояния учащихся – повышение уровня мотивации к деятельности; - повышение уровня психологического комфорта на уроке; - усвоение учениками системы знаний и способов умственной и практической деятельности.

3. Технология проектного обучения – представляет собой описание системы действий по воплощению в жизнь замысла, идеи проекта, реализации поставленных задач.

Проектная деятельность оказывает содействие развитию инициативы, самостоятельности, организаторских способностей, стимулирует процесс саморазвития.. Учащийся оказывается вовлечённым в активный познавательный и творческий процесс на основе методики сотрудничества. Он погружается в процесс выполнения творческого задания, а вместе с ним и в процесс получения новых и закрепления старых знаний по предмету, в рамках которого и проводится проект.

Результат – проектное обучение стимулирует истинное учение самих учеников, потому что оно личностно ориентировано, использует множество дидактических подходов, самомотивируемо, что означает возрастание интереса и вовлечённости в работу по мере её выполнения , позволяет учиться на собственном опыте и опыте других, приносит удовлетворение ученика, видящим продукт своего труда.

4. Здоровьесберегающие технологии – система, создающая максимально возможные условия для сохранения. Укрепления и развития духовного, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования.

Реализуется через включение обучающихся в осознанную деятельность по формированию культуры здорового образа жизни личности, оснащение этого процесса учебно – методическим обеспечением, вовлечение всех участников образовательного процесса в разнообразные формы деятельности по сохранению и укреплению здоровья.

Результат – активизация собственных сил организма, использование его ресурсов.

5. Игровая технология – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением ( Г.К. Селевко).

Основой игровых технологий являются психологические механизмы игровой деятельности, которые опираются на фундаментальные потребности личности в самовыражении, самоутверждении, самоопределении и самореализации.

Результат – в процессе игровой деятельности происходит формирование и развитие личности, подготовка человека к жизни. Игра объединяет обучающихся для совместного группового сотрудничества, речевого и предметного взаимодействия, направленного на решение совместной задачи.

6. Информационные технологии обучения – это процессы и методы взаимодействия с информацией, которые осуществляются с применением современных технических средств обучения. Предполагают активное использование в образовательном процессе компьютерных и Интернет – ресурсов, компьютерного тестирования и др.

Результат – непрерывное поэтапное развитие интереса обучающихся , повышение мотивации к учению, повышение эффективности образовательного процесса за счёт высокой степени наглядности, активизация познавательной деятельности, развитие навыков самообразования и самоконтроля, возможность выбрать индивидуальный темп обучения.

Приемы ТРИЗ-технологий на уроках русского языка и литературы

    ТРИЗ — теория решения изобретательских задач, начатая Генрихом Сауловичем Альтшуллером и его коллегами в 1946 году.
Цель технологии – формирование мышления обучающихся, подготовка их к решению нестандартных задач в различных областях деятельности, обучение творческой деятельности.

Технология ТРИЗ создавалась как стратегия мышления, позволяющая делать открытия каждому хорошо подготовленному специалисту. Автор технологии исходит из того, что творческими способностями наделен каждый (изобретать могут все).
Процесс изобретательской деятельности представляет собой основное содержание обучения.
Принципы технологии ТРИЗ:
- снятие психологического барьера перед неизвестными проблемами;
- гуманистический характер обучения;
- формирование нестандартного образа мышления;
- практико-ориентированное внедрение идей.
             Особенность ТРИЗ-педагогики заключается в том, что она предлагает алгоритмические методы формирования осознанного, управляемого, целенаправленного и эффективного процесса мыследеятельности, то есть работает на повышение культуры мышления. 
       В результате у учащихся формируется мышление, способное оперировать наиболее общими фундаментальными закономерностями, осваивать на их основе частные законы различных наук и объяснять явления окружающей действительности.
Познавательные и практические задания, включенные в ход урока, способствуют лучшему усвоению знаний и формированию необходимых предметных умений и навыков.

На уроках с использованием ТРИЗ знания, умения и навыки не транслируются от учителя к детям, а формируются в результате самостоятельной работы с информацией.

            Активность как самостоятельной, так и коллективной деятельности учащихся возможна лишь при наличии стимулов. Поэтому в числе принципов активизации познавательной деятельности особое место отводится мотивации учебно-познавательной деятельности.

Ребёнок усваивает какой-либо материал в форме учебной деятельности, когда у него есть внутренняя потребность и мотивация такого усвоения. Одна из составляющих мотивации – умение ставить цель. В начале года спрашиваю, доволен ли ты  прошлым учебным годом? Какие темы и задания вызвали наибольшее затруднение. А что давалось легко? Что нужно сделать, чтобы этот год был успешным? Какую оценку по предмету ты хотел бы иметь? В своём классе прошу выбрать один предмет и  карандашом выставить оценку в дневник за четверть. Некоторых это стимулирует.

 Для развития мотивации я использую , например, приём «Линия времени»: черчу на доске линию, на которой обозначаю этапы изучения темы, формы контроля, проговариваю о самых важных периодах, требующих от детей стопроцентной самоотдачи, вместе находим уроки, на которых можно «передохнуть». «Линия времени» позволяет детям увидеть, что именно является конечным продуктом изучения темы, что нужно знать и уметь для успешного усвоения.

     Когда я начинаю изучать какое-нибудь произведение по литературе, обязательно говорю, что по этому произведению будет тестирование, анализ образных средств, отрывок наизусть, как итог – написание домашнего сочинения. Как правило, ученики просят сказать, когда будет тот или иной вид работы. Они планируют свою деятельность: читают и обращают внимание на художественные особенности, выделяют отрывок для заучивания, пишут план к сочинению, таким образом это приучает   распределять своё время так, чтобы не оставлять всё на последний день.

        Я пришла к выводу, что списки текстов для летнего чтения недостаточно эффективны: дети теряются в обилие книг, читают мало  и без интереса. Вместо этого я предлагаю «перспективные» планы для чтения на ближайшее время: называю тексты, говорю, какие большие по объёму, какие маленькие, каких нет в учебнике - значит, надо брать в библиотеке. В результате тексты прочитывают все, есть , конечно, те, кто читает в интернете и даже в телефоне, но во время урока они хуже ориентируются в тексте, медленнее находят нужный отрывок и таким образом сами приходят к осознанию преимущества печатных изданий.

     На уроках русского языка и литературы мы учим составлению плана: простой, сложный, цитатный. Я говорю своим ученикам, что можно и нужно планировать и свою деятельность, в частности подготовку уроков. В субботу я уделяю 5 минут, чтобы записать в дневники расписание на 3 дня, уточнить домашние задания по всем предметам , вместе разбираем, когда какие уроке целесообразнее готовить. На следующие 3 дня дети делают так уже самостоятельно. В конце недели анализируем оценки каждого, приучаю детей к ответственности, к тому, что оценка – это их личный труд и результат.

   Основа ТРИЗ – это функционально-системный подход. Выявляя причинно-следственные связи и обнаруживая скрытые зависимости, системный подход выступает в качестве инструмента для анализа ситуаций и объектов, а также дает возможность организовать информацию и сделать выводы. Выполнение анализа по определенным правилам позволяет сформировать навыки такого умения и затем по аналогии использовать их при анализе любых ситуаций и объектов.

 Методы и приёмы технологии ТРИЗ

  Для активизации познавательной деятельности и повышения мотивации к учению на уроках русского языка и литературы эффективно использовать следующие методы технологии ТРИЗ:

1) системный оператор;

2) типовые приемы фантазирования;

3) дихотомия (сужение поля поиска);

4) системный лифт;

5) морфологическая копилка;

6) создай паспорт;

7) метод маленьких человечков;

8) составление плана (раскадровка);

9) методы создания речевых творческих продуктов (лимерики, загадки, метафоры, творческие сочинения по картине).

     

Многолетний опыт работы показывает, что дети с большим интересом осваивают предложенные алгоритмы и успешно применяют их в самостоятельной учебной деятельности, что позволяет обеспечить творческое применение полученных знаний, способствует повышению активности и мотивации учащихся, предоставляет школьникам возможность успешной самореализации.

      Особое значение в ТРИЗ-педагогике придается «встрече с чудом», под которой понимается получение сильного эмоционального впечатления при столкновении с загадкой, тайной, необычным явлением. Удивление, восторг, радость, испытанные при этом, пробуждают любознательность ребенка, оставляя след на всю жизнь.

 Более подробно предлагаем рассмотреть использование элементов методики ТРИЗ на уроках русского языка.

 Работу по активизации познавательной деятельности на уроках русского языка при изучении нового материала с использованием элементов технологии ТРИЗ можно строить по следующей модели:

1. Создание эмоционального настроя.

2. Повторение изученного.

3. Активизация полученных знаний.

4. Постановка проблемы урока.

5. Знакомство с новой темой.

6. Первичное закрепление нового материала.

7. Подведение итогов урока.

8. Рефлексия.

Для создания эмоционального настроя учащихся на уроке эффективно использование приема «Сужение поискового поля».

Игра «Да-нетка» относится к методу сужения поиска посредством постановки вопросов, на которые можно отвечать «да» или «нет». Главная задача заключается в том, чтобы задать вопрос, который отсекает половину всех остальных вопросов.  Учитель может отвечать лишь фразами: «Да», «Нет», «Нет информации», «Не имеет значения». Игра развивает умения выделять различные признаки объектов, осуществлять классификации по различным основаниям, формирует умение систематизировать уже имеющуюся информацию, умение слушать и слышать друг друга. Использовать можно в разных областях знаний: загадывать часть речи, часть слова, писателя, произведение, значение незнакомого слова. Такое начало захватывает необычностью, яркостью, активизирует детскую познавательную потребность и активность. Каждый хочет угадать объект, который задумал учитель. Идет обмен репликами, вопрос одного ученика активизирует мысль другого, стимулирует активность.

       Например, при изучении членов предложения в 8 классе, с которыми учащиеся уже хорошо знакомы  , учитель задумывает один из них.

- Я загадала объект. Это член предложения, который мы будем сегодня изучать на уроке русского языка. Угадайте его, задавая вопросы, на которые я смогу отвечать «да» или «нет».

Возможные вопросы учащихся:

- Это главный член предложения? ( нет, значит второстепенный)

- Этот член предложения отвечает на вопросы косвенных падежей? (нет)

- Этот член предложения отвечает на вопросы какой? чей?(да).

Школьники  пытаются найти ответ, задавая вопросы. В результате происходит сужение поля поиска и постепенно самостоятельно  ученики «раскрывают»  секрет задумки. Игра развивает умения выделять различные признаки объектов, осуществлять классификации по различным основаниям, формирует умение систематизировать уже имеющуюся информацию, умение слушать и слышать друг друга. Такое комфортное  начало урока  способствует положительному эмоциональному настрою учащихся. Объект угадан, это определение.

 У: Как вы думаете, что нужно делать дальше?  ( Нужно повторить все изученное об определении,  обобщить и систематизировать учебный материал, определить границы своих знаний по теме).

Так как  изучение  темы « Определение» базируется на уже имеющихся у обучающихся знаниях,  вместо традиционных вопросов, позволяющих выявить, что помнят ребята по данной теме, предлагаю приём «инсерт».  

Во время самостоятельного знакомства с теоретическим материалом (обычно параграфом учебника) учащиеся делают на полях пометки:

«V» - знаю;

«+» - новое для меня;

«-« - думал иначе;

«?» - не понял, есть вопросы.

Затем результаты этой работы обсуждаются всеми учениками. Этот приём помогает устранить пробелы в знаниях учащихся. Очень важно, чтобы учащиеся задавали вопросы, замечая некоторые противоречия в сложившейся для них системе знаний. Так, изучая тему «Определение» в 8 классе, ребята делают «открытие» для себя: вдруг выясняется, что определение может мыть выражено именем существительным.

        Нетрадиционным началом урока может стать приём «верные – неверные утверждения» (или «Верите ли вы?»). Учащимся предлагаются утверждения, с которыми они работают дважды: до чтения текста параграфа и после знакомства с ним. Полученные результаты совместно обсуждаются, некоторые из обучающихся бывают удивлены: кто-то невнимательно читал утверждения, кому-то казалось, что он всё знает по обсуждаемой теме, а в итоге оказалось обратное.

 Такая работа с информацией позволяет обучающимся, встречаясь с любой информацией, рассматривать её вдумчиво и  критически.

 После изучения параграфа учебника   используем  прием ТРИЗ технологии модель  "Элемент- Имя признака - Значение признака».  

 

Элемент (объект)

Имя признака

Значение признака

Определения

Что такое определение?

Второстепенный член предложения.

Что обозначает имя определение?

Признак , качество, свойство предмета.

На какие вопросы отвечает?

Какой? Чей? Который?

Чем выражается в предложении?

Имена прилагательные, причастия, имена числительные, местоимения, имена существительные.

Какие виды определений бывают?

Согласованные, несогласованные, приложения.

Элемент - это все, что мы рассматриваем, анализируем, изучаем, в нашем случае – это определение.. Любой элемент можно описать через признаки (вопросы) и их значения (ответы). Школьники  составляют паспорт объекта.

 Модель «Создай паспорт» целесообразно использовать для систематизации, обобщения полученных знаний; для выделения существенных и несущественных признаков изучаемого явления; создания краткой характеристики изучаемого понятия, сравнения его с другими сходными понятиями. Это универсальный прием составления обобщенной характеристики изучаемого явления по определенному плану. Может быть использован для создания характеристик частей течи, членов предложений, частей слова.

Итак,  знания школьников обобщены, выделены существенные признаки и  составлена краткая характеристика определения как второстепенного члена предложения.  

 На этом этапе урока уместно применить еще один прием этой методики. Модель «Системный лифт» используется для рассмотрения частей изучаемого объекта и объекта как части другого более крупного объекта. Системный лифт позволяет «кататься» вверх и вниз, влево и вправо. Например, звук (буква) – слог – слово - предложение – текст – речь. Этот приём на этапе повторения, актуализации знаний позволяет учащимся не только вспомнить материал, но и сделать это в необычной форме.

Например, определение – имя прилагательное( предупреждаем подмену понятий, говорим о том, чем кроме  имени прилагательного может быть выражено определение)  - придаточное определительное.

Таким образом, на уроках с использованием ТРИЗ знания не передаются от учителя к детям,  а формируются в результате самостоятельной работы с информацией.  

После того, как знания школьников будут обобщены, выделены существенные признаки и составлена краткая характеристика объекта, наступает этап актуализации знаний.

На этом этапе для привлечения внимания детей к новому материалу поможет работа с копилкой.

Модель «Морфологическая копилка» применяется для создания информационной копилки и последующего построения определений при изучении лингвистических понятий.

Модель служит для сбора и анализа информации по заданным признакам, выявления существенных и несущественных признаков изучаемого явления.

•        сбор частей слова для конструирования новых слов;

•        сбор лексических значений многозначных слов;

•        составление синонимических и антонимических рядов;

•        копилка фразеологизмов и их значений;

•        копилка слов, содержащих определенную орфограмму;

•        копилка родственных слов.

Наиболее эффективно копилку собирать за несколько уроков до изучения темы.  Слова пишутся маркером на карточках крупными печатными буквами, которые затем вывешиваются для всеобщего ознакомления и проверки на соответствие заданию. Учащиеся проверяют, все ли слова подходят к заданной теме или орфограмме.

 Проводится исследование копилки и повторяются изученные орфограммы. Проводятся игровые тренинги: «Мои друзья», «Я беру тебя с собой», «Теремок», «Держи вора» или «Расселение».

  Игра «Расселение»:

-Вам даны словосочетания, распределите их на группы по какому- то признаку.

Знаменитый врач, брюки из кожи, пятидесятая квартира, дом деда, кареглазый юноша, роман «Война и мир», мужчина с бородой, город-крепость, чтение вслух, комната поменьше, гора Эверест, искусственное освещение, яйца всмятку, тёплая осень, наши друзья, платье электрик, привычка с детства, глаза навыкате, доброе утро, желание почитать, опера «Пиковая дама».

      На этом этапе уместно вспомнить типы подчинительной связи и заменить один вид другим, где это возможно.

    Работа с копилками дает хороший учебный результат при изучении орфографии. Задания на систематизацию слов помогают выделять характерные признаки орфограмм, подбирать проверочные слова, а это прямой путь к грамотному письму. Здесь ситуация «знает правило, но не применяет его при письме», исключается.

 

 Для закрепления изученного материала учащимся предлагается составить алгоритм проверки написания слов. Используем модель: «Если…, то…». Указывается признак орфограммы и признак классификации.

Правильность составленного алгоритма проверяется в первичном закреплении изученного. Учащиеся работают в парах или индивидуально.

Таким образом, активизируя познавательную деятельность на уроке, учитель не объясняет учащимся новую тему, они сами должны увидеть проблему, понаблюдать и сделать выводы.

Приёмы для активизации воображения и создания творческой среды

Особое место занимает курс развития творческого воображения (РТВ), предназначенный для преодоления стереотипов, выработки умения работать с нетривиальными идеями.

Для развития творческого мышления учитель должен руководствоваться пятью принципами, которые лежат в основе ТРИЗ-педагогики:

1. внимательное отношение к необычным вопросам;

2. уважительное отношение к необычным идеям;

3. показать детям, что их идеи имеют ценность;

4. представлять удобные случаи для самостоятельного обучения и хвалить за это;

5. дать время для неоцениваемой практики или обучения.

Цели предлагаемых заданий - не только активизировать воображение, но и создать творческую обстановку, при которой происходит совместная работа учителя с учащимися, возникает общее переживание-действо, что также создает эмоциональное отношение к изучаемому предмету.

Приёмы фантазирования

 Рассмотрим еще один метод технологии ТРИЗ – метод создания речевых творческих продуктов (лимерики, загадки, метафоры, творческие сочинения по картине).

  Не секрет, что у учащихся вызывают затруднения описание предметов, составление рассказов по картинам, использование в речи средств выразительности русского языка (сравнений, метафор и т.д.)

  Методы создания речевых творческих продуктов могут осуществляться посредством составления загадок, метафор, лимерик, работой с противоречиями будут незаменимыми помощниками на уроке русского языка для развития речи, для подготовки к написанию сочинений.

Лимерики - это короткие стихотворения, состоящие из пяти строк. Они пишутся в жанре нонсенса (нелепицы) и рифмуются таким образом: первые четыре строчки – парной рифмой, пятая строка является выводом и может не рифмоваться.

Жила-была технология,

Нет, не филология!

Называлась странно: ТРИЗ.

В ней задания – на любой каприз!

Эта технология помогает развивать мышление детей. Учащийся, овладев основными мыслительными операциями по созданию творческого продукта, умеет и сам хочет учиться, характеризуется высоким познавательным уровнем активности, самостоятельностью, у него ярко выраженное творческое мышление. 

.     Планомерное использование приёмов и методов технологии ТРИЗ позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся  в процессе повышения мотивации к учению.

   Уроки, на которых используется ТРИЗ технология, носят ярко выраженный деятельностный характер, школьники сравнивают, проводят классификацию объектов, выбирают основания и критерии для сравнения языковых понятий, устанавливают причинно-следственные связи в языке, строят логические цепи рассуждении. Развивается устная и письменная речь школьников, формируются умения чётко излагать свои мысли.

   Эта технология обеспечивает школьникам умение учиться, формирует способность к саморазвитию и самосовершенствованию, учит планированию и прогнозированию. В обсуждении изучаемого материала, происходит «изобретение» или открытие знаний, создается ситуация успеха. Учащиеся, овладев основными мыслительными операциями по созданию творческого продукта, умеют и хотят учиться. Они характеризуются высоким познавательным уровнем активности, самостоятельностью, ярко выраженным творческим мышление и воображение. Происходит корректировка эмоционально-волевой сферы. Используя на уроках русского языка элементы технологии ТРИЗ, можно заметить, что учащиеся раскрепощаются, перестают бояться дать неверный ответ, поскольку его просто не бывает, в эту работу включаются даже самые слабоуспевающие, замкнутые ученики. Таким образом, технология ТРИЗ помогает повысить эффективность уроков русского языка.        

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных педагогических технологий на уроках русского языка и литературы. Из опыта работы.

Из опыта работы использования современных педагогических технологий на уроках русского  языка и литературы...

Современные педагогические технологии на уроках русского языка и литературы

Современные педагогические технологии на уроках русского языка и литературы...

Современные педагогические технологии на уроках русского языка и литературы

В данной статье рассказывается о применении современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы. Об эффективном использовании приёмов и методов на уроках...

«Современные педагогические технологии на уроках русского языка и литературы в старших классах как условие обеспечения современного качества образования»

       В последние годы жизнь предъявляет школе определённые требования. В качестве самой большой ценности признается свободная, развитая и образованная личность, спосо...