Система Монтессори – как метод работы с детьми ОВЗ
творческая работа учащихся

Система Монтессори – как метод работы

  с детьми ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx40.3 КБ

Предварительный просмотр:

Система Монтессори – как метод работы

  с детьми ОВЗ

"Помоги мне это сделать самому"

(девиз методики М. Монтессори)

Мария Монтессори родилась и работала в Италии. Девочка жила в богатой семье с нестандартным подходом к её воспитанию. Маленькую итальянку растили в свободных условиях, позволяя реализовывать себя, что было недопустимо в католической Италии XIX века.

Такое воспитание породило молодую бунтарку, пробившую себе дорогу в медицину, где раньше не было места женщинам. Мария стать первой итальянкой-врачом, и в 26 лет она уже получила собственную частную практику. Частью её работы стали умственно отсталые дети, не получавшие в ту пору вовсе никакого образования.  Врач пришла к выводу, что слабоумие — проблема не столько медицинская, сколько педагогическая и это открытие определило профессиональную деятельность Монтессори. Так, в ходе работы Мария Монтессори выдвинула гипотезу, что дети должны развиваться в специально созданной обучающей среде, которая включит в себя все базовые знания о мире.

Мария Монтессори была согласна и с предположением Эдуарда Сегена, что дети с особенностями в развитии отличаются от "нормальных" только тем, что лишены естественной инициативности, которая может быть им возвращена с помощью специального стимульного материала и положила это в основу работы с детьми, которых в ее время, называли идиотами. Главная задача взрослого - помочь детям научиться сосредотачиваться на интересной для них работе.

         Согласно Монтессори-педагогике для детей должна быть создана специальная развивающая среда (комната). В этой среде на специальных полках, открытых для всех детей группы, в определенном порядке расположены дидактические материалы, являющиеся стимулами к развитию.

Комната разбита на 5 зон, в каждой из которых находится материал определенного типа.

  1. Зона практической жизни, где ребенок учится обслуживать себя и других.
  2. Зона сенсорного развития, где ребенок может получить все ощущения связанные с чувствами, а главное научится различать предметы по определенным признакам.
  3. Математическая зона, где сосредоточен материал для развития математических представлений и операций.
  4. Языковая зона. В ней происходит обучение письму и чтению.
  5. Космическая зона. Здесь ребенок может получить познания и представление о взаимосвязях и взаимодействии всего в мире. Все ощущения, которые ребенку так не достает в жизни, он может безопасно получить здесь.

Сегодня принято выделять ещё зоны активных игр, танцев, рисования — тех, что не были включены Марией, но имеющих огромное значение в жизни ребёнка.

Зоны в комнате заполненные дидактическим материалом. Такое деление помогает малышу найти нужный предмет без суеты и в гармонии с собственными желаниями. Направляясь в определённую зону, он, возможно, ещё не подозревает, какой именно предмет его там заинтересует, он просто движется навстречу своим наклонностям. Приемущественно, занятия проводятся на полу, но если ребёнку комфортнее сидеть на стуле, его никто не ограничивает.

Зона практических навыков

Это дом для маленького человека. Тут он учится самостоятельно обслуживать себя: стирать и гладить вещи, ухаживать за собой и своим жилищем. Множество замочков и застёжек, какие только можно встретить на одежде или в повседневной жизни, тоже расположены тут. Благодаря приобретённым в этой зоне навыкам, ребёнок приспосабливается к быту и без труда выполняет весь комплекс действий по уходу за собой.

Зона сенсорного развития

Тут расположены различные материалы, помогающие малышу разобраться с формами, размерами, понятиями больше-меньше. Также задача этой зоны развить все чувства: слух, обоняние, зрение. Игрушки в этой части выполнены из различных материалов, призванных возбуждать осязание. Научиться концентрации внимания и усидчивости тоже можно в этой части комнаты.

Математическая зона

Тут всё просто и понятно из названия. На стеллажах в этой части комнаты собраны карточки с цифрами, материал по обучению счёту. Главная цель математической зоны, объяснить ребёнку понятие количества. Как и всегда в изучении математики, во время занятий в этом блоке у малыша развивается логическое и пространственное мышление, активизируется память и воспитывается внимательность.

Языковая зона

Этот блок в комнате очень схож с математическим. Тут тоже много карточек, алфавит, картинки со слогами. Монтессори в своё время обнародовала идею, ставшую революционной, о том, что первично письмо, а не чтение. Как бы то ни было, задача этого блока — научить малыша писать и читать в игровой форме

Зона естествознания (космического развития)

Тут сосредоточена информация об окружающем мире. О животных, планетах, истории, обычаях разных народов. Знакомясь с материалами этого блока, малыш получает основные знания, которые помогут ему ориентироваться в географии, истории, биологии

В классах нет групповых занятий, потому разница между детьми в возрасте не имеет в этой части никакого значения. Зато более старшие дети часто берут на себя роль учителей и помощников, а малыши тянутся к немного более взрослым товарищам и быстрее развиваются.

Несмотря на возраст, хоть с года, ребёнку предоставляется право выбора. Он играет тем, что привлечёт его внимание. Чтобы оно — внимание — не рассеивалось, всё в классе находится на виду, в порядке и расположено в уже описанных зонах.

Изготовлены все обучающие предметы из дерева или тканей, приятных и разнообразных на ощупь. Предназначены они для разных периодов развития и используются ребёнком тогда, когда он сам готов воспринимать получаемые в ходе обучения знания. Это могут быть пуговицы со шнуровками, мешочки с фигурками, рамки-вкладыши различной сложности.

Для организации Монтессори-класса выбирается просторное помещение, где ребёнок может ощущать пространство вокруг и самого себя в большом мире. Обязательно наличие больших окон, пропускающих много света. Стеллажи открыты, а любая вещь в них доступна и заметна. У всего есть своё место, но во время работы каждый предмет можно перенести туда, где более комфортно. С тем условием, что всё обязательно возвращается туда, откуда было взято.

Несмотря на абсолютную свободу действий, в классе недопустимо нарушение дисциплины. Активные игры, танцы проводятся только в отведённых местах, чтобы не мешать работе других детей.

На сегодняшний день существует огромный выбор методик обучения и воспитания детей, которые значительно отличаются друг от друга. Но педагогика Марии Монтессори, пожалуй, самая распространенная образовательная методика именно в современной дефектологии.

Монтессори - уникальный метод воспитания и развития детей. Применяя элементы методики М. Монтессори в работе с детьми с ОВЗ, можно отметить положительную динамику в развитии детей. Система М. Монтессори доказывает, что каждый ребёнок индивидуален, его нужно принимать таким какой он есть, не сравнивая с другими детьми. Методика М. Монтессори вовлекает детей в интересную для них деятельность, предоставляет уникальный и в то же время простой дидактический материал, который соответствует естественным потребностям ребенка.

Разработанная более ста лет назад методика, сегодня находится на пике популярности, а школы, работающие по ней, открываются в каждом городе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы из опыта работы по теме "Формы и методы работы с детьми девиантного поведения"

в материалах представлен аналитический материал по обобщению опыта работы социального педагога...

Эффективные формы и методы работы с детьми, имеющими низкую мотивацию к учебно-познавательной деятельности

Волшебное слово для работы с детьми - мотивация. Основу ее составляет потребность ребенка в чем-либо. Поэтому ответить на вопрос «Что такое мотивация?» можно так: мотивация – это процесс побужден...

Приемы и методы работы с детьми с ОВЗ

Данные приемы и методы работы с детьми с ОВЗ позволяют включить их в общеобразовательную школу....

Интерактивные методы работы с детьми на уроках иностранного языка

В программе базового курса обучения немецкому языку 5 – 9 классов в качестве главной  цели обучения обозначается достижение школьниками достаточного уровня коммуникативной компетенции, то есть го...

Формы и методы и методы работы с детьми оставшимися без попечения родителей

Методическая разработка для социальных педагогов, классных руководителей...

Опыт работы педагога дополнительного образования «Изготовление театральных кукол - один из методов работы с детьми в области художественного образования»

Изготовление театральных кукол - один из методов работы с детьми в  области художественного образования....