Статья "ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В УЧЕБНО – ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ"
статья (9, 10, 11 класс)

Гниличенко Ольга Александровна

Статья на тему магистерской диссертации "Педагогические условия развития познавательных умений старшеклассников в учебно - воспитательном процессе"

Скачать:


Предварительный просмотр:

УДК – 37.025

О.А. Гниличенко

(gnilichencko.olga@yandex.ru)

Gnilichenko O.A

(gnilichencko.olga@yandex.ru)

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В УЧЕБНО – ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ 

THE PEDAGOGICAL CONDITIONS OF DEVELOPMENT OF THE SENIORS' INFORMATIVE ABILITIES IN EDUCATIONAL PROCESS

Рассматриваются особенности педагогических условий развития познавательных умений старшеклассников в учебно-воспитательном процессе. Выявляются возможности учебно – воспитательного процесса. Проводятся эмпирические исследования развития познавательных умений старшеклассников. Приводятся результаты эмпирического исследования развития познавательных умений старшеклассников в экспериментальной группе обучающихся.

Ключевые слова: педагогические условия, познание, умения, познавательные умения, учебно – воспитательный процесс, возможность.

The pedagogical conditions of development of the seniors' informative abilities in teaching and educational process are considered. The opportunities of educational process are identified. The empirical researches of development of the seniors' informative abilities are conducted. The results of an empirical research of development of seniors' informative abilities are given in experimental group of students.

Keywords: the pedagogical conditions, the knowledge, the abilities, the informative abilities, the educational process, th e opportunity.

Современное общество, характеризующееся  высоким ростом профессий, повышенными требованиями к профессионалам,  нуждается в таких специалистах, которые способны принимать различные решения быстро и самостоятельно, планируют свою деятельность, оценивают результаты проделанной работы, активно участвуют в инновационных процессах, свободно используют  различные средства технические и информационные, а также способны постоянно обогащать в сфере своей профессиональной деятельности знания и умения,  готовых компетентно решать разнообразные исследовательские задачи.

Уровень развития познавательных умений школьников играет большую роль в процессе их учебной деятельности. Познавательная деятельность человека включает в себя восприятие им окружающего мира, его осмысление, а также запоминание, поэтому развитие таких процессов как мышление, память, внимание необходимо для развития познавательной деятельности. Поэтому, в  настоящее время, роль школы в этом направлении повышается, и особая роль в этом принадлежит учителю. В Федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего образования четко прописаны требования, предъявляемые к выпускнику школы, например, владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации, владение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов, владение умениями географического анализа и интерпретации разнообразной информации, владение умениями применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к изменению ее условий [5].

Физиологические изменения, происходящие  в подростковом возрасте, приводят к изменениям в поведении детей. Например, ухудшается способность к дифференцированию. На уроках это проявляется в   ухудшении понимания излагаемого материала и усвоения информации, подросток не сразу отвечает на заданный вопрос, замедляется реакция, он не сразу  выполняет требования учителя. Во время занятий, именно поэтому, учителю необходимо стараться приводить больше понятных, ярких примеров, использовать демонстративный материал и так далее.

Анализ сложившейся ситуации показывает, что в настоящее время существуют противоречия, с одной стороны современный учебно-воспитательный процесс обладает огромными возможностями для развития внимания, памяти, мышления, воображения обучающихся, обладает  разнообразными  формами и средствами обучения, которые с другой стороны, к сожалению, не всегда реализует учитель на своем уроке и во внеклассной работе, в силу отсутствия педагогических условий, об этом свидетельствуют результаты исследований ученых педагогов, философов, психологов: И. Я. Лойфмана, В. С. Грязнова, А. Н. Ракитова. А. Н. Ростовцев уделял внимание проблеме совершенствования содержания образования на основе оптимизации, интеллектуализации и развития мышления учащихся, овладения ими грамотностью.

Психологическая сторона данной проблемы освещена в работах Б. Г. Ананьева, П. П. Блонского, Л. И. Божович, Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна. Возрастные особенности старшеклассников рассматриваются в исследованиях Ю. М. Орлова, Л. М. Зюбина, 3. И. Калмыковой, А. И. Липкиной. Как субъект обучения старший школьник изучался В. В. Давыдовым, А.В. Захаровой, А. М. Прихожан и другими. Различным аспектам проблемы познавательной активности учащихся посвящены исследования А. С. Бароненко, И. Г. Барсукова, В. А. Беликова.

Необходимость разрешения названных противоречий, позволила выделить проблему исследования, заключающуюся в выявлении  педагогических условий развития познавательных умений старшеклассников в учебно-воспитательном процессе.

Актуальность проблемы и ее значимость обусловили выбор темы исследования: «Педагогические условия развития познавательных умений старшеклассников в учебно-воспитательном процессе»

Объект исследования – учебно-воспитательный процесс школы.

Предмет исследования – особенности педагогических условий развития познавательных умений старшеклассников в учебно-воспитательном процессе.

Цель исследования – выявить особенности педагогических условий развития познавательных умений в учебно-воспитательном процессе.

Для достижения цели исследования, мы рассмотрели состав познавательных умений. Познание - процесс отражения и воспроизведения действительности в мышлении субъекта, результатом которого является новое знание о мире [3, с.420]. Под умением понимается готовность субъекта выполнять определенную  деятельность самостоятельно и осознанно, которая обеспечивает достижение конкретной цели в тех условиях, в которых  на данный момент он находится, в свою очередь  умения, согласно А. В. Усовой, считаются познавательными, в том случае если  человек самостоятельно приобретает знания с помощью них [4].

Учебно-воспитательный процесс можно рассматривать как совокупность субъективных факторов и объективных, которые оказывают непосредственное влияние на  качество формирования познавательных умений учащихся и на их  развитие. Участники образовательного процесса относятся к субъективным факторам, главными из которых являются учитель и ученики. Приёмы, пути, методы, подходы, способы преподавания, которые стимулируют у школьников старшего возраста формирование познавательной способности, и обеспечивают хорошие условия обучения, являются объективными факторами.

Представление о составе познавательных умений позволило нам выявить возможности учебно – воспитательного процесса в развитии познавательных умений.

Под возможностями мы понимаем тенденцию развития предмета [3]. Добиться наиболее эффективного развития внимания, памяти, мышления можно путем различных приемов, методов, упражнений.  К примеру, для развития памяти можно применить упражнения «Путаница», «Арифметические диктанты», игра «Лови ошибку». К упражнениям развивающим память старшеклассников относятся «Вопрос – ответ», «Лучший вопрос», «Пересказ по кругу». Упражнение «Говори наоборот» или «Волшебные палочки», мозговой штурм «Слово на букву», прекрасно развивают воображение.

Выявленные возможности учебно – воспитательного процесса в развитии познавательных умений позволили нам перейти к эмпирическому исследованию развития познавательных умений старшеклассников.

Исследование проводилось на базе МКОУ Приморская СШ с углубленным изучением отдельных предметов имени Героя Советского Союза Семенова П.А Быковского муниципального района Волгоградской области, в котором приняло участие 10 обучающихся экспериментальной группы10 класса и 36 обучающихся 9 класса контрольной группы.

Была проведена методика Мюнстерберга, которая  направлена на определение избирательности внимания с учащимися 10 класса в количестве 10 человек. По данным, полученным в результате диагностики внимания  видно, что в экспериментальной группе большая часть старшеклассников (6 человек (60 %)) обладает средним уровнем избирательности внимания. Есть учащиеся с низким уровнем (3 человека (30%))  и лишь одна ученица (10 %)  с высоким  уровнем избирательности внимания, которой потребовалось меньшего всего времени для выполнения данного задания, что позволило ей заработать самый высокий балл среди одноклассников (14 баллов). Очень высокий уровень избирательности не выявлен ни у одного учащегося.

Уровень  избирательности внимания старшеклассников

Таблица 1

Фамилия и имя учащегося

Уровень избирательности

А.

низкий

А.1

средний

Е.

низкий

З.

средний

К.

средний

С.

средний

С.1

средний

         С.2

средний

Х.

высокий

Ш.

низкий

В этом же классе была проведена методика Шульте, на выявление уровня объема памяти. По результатам, полученным в ходе эксперимента  видно, что в экспериментальной группе есть старшеклассники с низким уровнем объема внимания - 2 человека (20 %), а все остальные учащиеся обладают средним уровнем объема внимания, из них  выше среднего уровня у 3  (30 %), ниже среднего уровня у 2  (20 %). Высокий уровень объема внимания не был выявлен в экспериментальной группе (0 %).

Результаты диагностики объема внимания в экспериментальной группе старшеклассников

Таблица 2

Фамилия и имя учащегося

Суммарное время выполнения задания (сек.)

ШО

Уровень объема внимания

А.

290

3

низкий

         А.1

185

8

средний

 Е.

240

5

ниже среднего

 З.

180

10

средний

К.

144

12

выше среднего

          С.

182

10

средний

С.1

162

12

выше среднего

          С.2

280

3

ниже среднего

Х.1

161

12

выше среднего

Ш.

287

3

низкий

Интерпретация шкальной оценки

Таблица 3

ШО

Характеристика объема внимания

0-3

Низкий

4-7

Ниже среднего

8-11

Средний

12-15

Выше среднего

16-19

Высокий

Таблица  перевода времени выполнения задания в шкальную оценку

Таблица 4

ШО

Объем внимания взрослых

ШО

Объем внимания взрослых

19

<113

9

-

18

-

8

183 – 203

17

-

7

203 – 213

16

113 – 123

6

213 – 243

15

-

5

243 – 263

14

123 – 143

4

263 – 283

13

-

3

283 – 293

12

143 – 163

2

-

11

-

1

-

10

163 - 183

0

>293

Суммарное время выполнения задания по таблицам 2 и 4  мы переводим в шкальную оценку, а затем ее интерпретируем. В результате мы можем сделать вывод об уровне объема внимания испытуемых обучающихся.

По результатам диагностики мы выявили, что у старшеклассников  в исследуемой группе преобладает средний и низкий уровень избирательности внимания и средний уровень объема внимания. Такие результаты показали необходимость разработки системы методов и приемов обучения, стимулирующих избирательность и произвольность внимания, а также активную познавательную деятельность учащихся в учебно – воспитательном процессе.  Для этого мы предлагаем методы стимулирования внимания, памяти, мышления обучающихся на уроках и во внеклассной деятельности, к ним относятся: метод ассоциаций, метод умственной гимнастики, «мозговой спринт» и многие другие.

На основании анализа методической, психологической и педагогической литературы, а также обобщения опыта, мы выделили следующие основные  методы управления вниманием, памятью, мышлением учащихся. Например,  на уроках естественно – научного цикла к таким методам относятся: объяснительно-иллюстративный метод, репродуктивный метод, метод проблемного изложения, частично-поисковый, или эвристический, метод, исследовательский метод. Приемами управления  познавательными умениями являются:  показ яркого наглядного материала, образный, насыщенный рассказ, абсурдные утверждения,  проблемный вопрос, тема, отвечающая практическим интересам учеников, «Незаконченная история», внешность и поведение учителя или учащихся. Во внеклассных мероприятиях эффективное воздействие на развитие познавательных умений оказывают: тематические вечера, кружки по интересам, конкурсы и соревнования.

Так же для эффективного развития познавательных умений старшеклассников в учебно – воспитательном процессе необходимо соблюдать следующие педагогические условия:

- проведение уроков и внеклассных мероприятий в игровой форме с использованием соревнований, потому что для подросткового возраста значимым является представление о себе со стороны окружающих, способствует формированию самооценки.

- организация учебно – исследовательской и проектной деятельности, которая способствует развитию познавательных умений, связанных с подготовкой текста выступления, презентацией выступления, умением отвечать на вопросы, задавать вопросы, выделять главное, сравнивать.

- реализация условий конкурса «класс года», по результатам которого в конце учебного года обучающиеся класса выигравшего этот конкурс получают бесплатную поездку в Волгоград на экскурсию в любой музей города.

Для реализации целей и задач исследования, нами были использованы методы исследования:

- анализ психолого – педагогической, научной, методической, энциклопедической литературы, который позволил определить ключевые понятия исследования, выявить возможности учебно – воспитательного процесса в развитии познавательных умений.

-для проведения диагностики нами использовалась методика Мюнстерберга, методика определения объема внимания - «Модифицированная таблица Шульте».

Полученные результаты, отражающие специфику педагогических условий, представляют интерес для совершенствования процесса развития познавательных умений.

Литература

  1. Беспалько В.П. Слагаемые педагогические технологии. - М.: Педагогика, 1989.- 192с. 
  2. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений / Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан,  В.В. Зацепин. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 368с.
  3. Прохоров А.М. Большой энциклопедический словарь.-М.: Советская энциклопедия, 1991.-862с.
  4. Усова А.В. Психолого-дидактические основы формирования физических понятий.-Челябинск.: Челябинский рабочий, 1988.-86с.
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012г. №413)
  6. Харламов И.Ф. Педагогика.- М.: Высшая школа, 1990.-  206с
  7. Кузнецов И.С. Проектирование образовательного процесса в старшей школе: содержательный аспект//[Электронный ресурс]. URL: http://www.grani.vspu.ru/files/publics/. № 1 2017 (дата обращения 28.02.2017).
  8. Глебов А.А. Теоретические основы целостного учебно-воспитательного процесса: исторический аспект.//[Электронный ресурс]. URL: http://www.grani.vspu.ru/files/publics/ №1 2016 (дата обращения 28.02.2017).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В УЧЕБНО – ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ Исполнитель: Гниличенко Ольга Александровна

Слайд 2

Актуальность исследования: с одной стороны современный учебно-воспитательный процесс обладает огромными возможностями для развития внимания, памяти, мышления, воображения обучающихся, обладает разнообразными формами и средствами обучения, которые с другой стороны, к сожалению, не всегда реализует учитель на своем уроке и во внеклассной работе, в силу отсутствия педагогических условий

Слайд 3

Объект исследования : учебно-воспитательный процесс школы Предмет исследования: особенности педагогических условий развития познавательных умений старшеклассников в учебно-воспитательном процессе

Слайд 4

Цель исследования: выявить особенности педагогических условий развития познавательных умений в учебно-воспитательном процессе.

Слайд 5

Задачи: 1. Определить состав познавательных умений. 2. Выявить возможности учебно-воспитательного процесса в развитии познавательных умений. 3. Провести эмпирическое исследование по выявлению особенностей развития познавательных умений старшеклассников. 4. Представить приемы и методы развития познавательных умений старшеклассников в учебно-воспитательном процессе.

Слайд 6

Методы исследования: общетеоретические эмпирические статистические

Слайд 7

эмпирическое исследование по выявлению особенностей внимания учащихся подросткового возраста. методика Мюнстерберга направлена на определение избирательности внимания методика Шульте направлена на определение уровня объема памяти.

Слайд 8

Процентное соотношение уровней избирательности внимания подростков уровень Общее количество человек % Высокий 1 10 Средний 6 60 Низкий 3 30

Слайд 9

Процентное соотношение характеристик объема внимания подростков Характеристика объема внимания Общее количество человек % Низкий 2 20 Ниже среднего 2 20 Средний 3 30 Выше среднего 3 30 Высокий 0 0

Слайд 10

Практическая значимость исследования полученные результаты, отражающие специфику педагогических условий, представляют интерес для совершенствования процесса развития познавательных умений.

Слайд 11

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Мониторинг учебно-воспитательного процесса как одно из условий повышения качества образования"

Цели: 1) практическая разработка системы мониторинга  внутришкольного контроля;          2) получение систематической информации о качестве усвое...

Педагогический совет «Индивидуализация и дифференциация учебно-воспитательного процесса необходимое условие обеспечения успеваемости всех учащихся»

Повестка:Вступление «О концепции модернизации образования до 2012года» «Диагноз: неуспеваемость» «Методы стимулирования посредством воспитания» «Причины неуспеваемости детей группы риска» ...

презентация к конференции на тему: "Актуальность предшкольной подготовки в условиях модернизации учебно-воспитательного процесса".

      Одной из приоритетных задач модернизации российского образования  является повышение доступности дошкольного образования. Для выполнения этого Министерством обра...

Алгоритм организации самоподготовки в условиях учебно-воспитательного процесса

Доклад Тема Алгоритм организации самоподготовки в условиях учебно-воспитательного процесса. В современной школе в настоящее время существует множество разнообразных учебных методик и технологий для по...

«Формирование всесторонне развитой личности в учебно-воспитательном процессе в условиях введения ФГОС ООО »

1.     Формирование всесторонне развитой личности на уроках физической культуры, обеспечение возможности каждому ребенку развивать свои двигательные способности, самостоятельно при...

"ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В УЧЕБНО – ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ"

доклад на тему педагогические условия развития познавательных умений старшеклассников в учебно - воспитательном процессе....