Планирование работы в средней группы с обучающимися дошкольного, имеющими нарушения зрения
календарно-тематическое планирование

Никишина Людмила Гаджиевна

В данной работе представлено тематическое планирование коррекционно-развивающей работы с обучающимися дошкольного возраста, имеющими нарушения зрения по неделям.

План составлен в соответствии с тематическим планом, то есть на каждую неделю выбирается тема, подбираются игры и задания в соответствии с поставленными задачами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_sredn.gruppa.doc377.5 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективный план

коррекционно-развивающей работы

в средней группе.

                   

Тифлопедагог     Никишина Л.Г.

ПЕРВОЕ  ПОЛУГОДИЕ

Сентябрь 1 неделя. Тема: «Игрушки». 

Вид деятельности

Программное содержание

Дидактические игры, упражнения и задания

Социально-бытовая ориентировка

Учить выделять свойства предметов используя различные анализаторы. Обобщать знание о  различных игрушках. Учить объединять предметы по группам.

 «Что изменилось», «Подбери нужное», «Укрась словом». «Магазин игрушек».

«Назови игрушку».«Подбери пару».

«Из чего сделана игрушка?».

Развитие зрительного восприятия

Учить зрительному анализу формы и величины , цветовых отличий разных игрушек ( 3 оттенка ), правильно использовать эталоны при описании игрушек. Учить отличать знакомые геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал).

 «Подбери одинаковые по форме», «Дополни изображение до целого», «Совмести изображение», «Найди спрятанную игрушку», « Составь узор из фигур», « Составь картинку из силуэтных изображений».

Ориентировка в пространстве

Учить видеть расположение игрушек на картине, называть предметы, расположенный ближе, дальше. Учить понимать заслоненность одного объекта другим на изображении и в действительности. Учить детей ориентироваться в большом пространстве.

Картина «В магазине игрушек», « Найди свою игрушку», « Расставь игрушки на столе, как на схеме», лабиринт « Игрушки идут в гости», слух дик. « Золотой ключик»

Развитие осязания и мелкой моторики

Развивать мелкую моторику. Познакомить детей с пальчиковой гимнастикой( у жирафа пятна). Учить детей на ощупь узнавать знакомые геометрические фигуры и тела, материалы из которых сделана игрушка. Развивать тактильное восприятие.

 «Пальчики здороваются», «Узнай на ощупь игрушку, опиши что чувствуешь».

«Узор для платка матрешки( работа по точкам)», « Выложи из семян, палочек любимую игрушку.

Сентябрь 2 неделя. Тема: «Диагностика».

Вид деятельности

Программное содержание

Дидактические игры, упражнения и задания

Диагностика

Обследование уровня развития восприятия цвета.

Пособие «Разноцветные круги». « Сто цветов». «Корабль». Задание: «Зажги огоньки, как у меня».

Диагностика

Обследование уровня развития восприятия формы.

Пособие «Геометрические фигуры», «Формы», конструктор «Геометрические тела».  «Найди предмет такой же формы, как эта фигура, и положи картинку рядом с фигурой». «Какой предмет похож на шарик, круг, треугольник?» Пособие «Лодка с парусом». Ребенку показывают квадрат. Задание: «Найди такую же фигуру в парусе»

Диагностика

Обследование уровня развития восприятия величины.

Соотнесение предметов по величине: «Покажи такую же матрешку», « Расставь матрешки так как у меня». «Расставь матрешки от большой до самой маленькой»; «Разложи карандаши от самого длинного до самого короткого», «Покажи окна от самого узкого до самого широкого»; «Покажи дома от самого высокого до самого низкого», «Разложи картинки грибов, ножки от самой толстой до самой тонкой».

Диагностика

Обследование уровня развития восприятия, воспроизведение сложной формы.

 Задание «Узнай предмет. Выложи такой же» (4 части)Пособие «Геометрическая мозаика», «Разрезные картинки».

Диагностика

Обследование уровня развития восприятия пространственных отношений.

« Ближе дальше от тебя», «Поставь игрушку там, где я скажу», «Что на картине находится вверху-внизу, справа-слева,  в середине и т.д.».

Сентябрь 3 неделя. Тема: «Диагностика».

Вид деятельности

Программное содержание

Дидактические игры, упражнения и задания

Диагностика

Обследование уровня развития ориентировки в пространстве.

«Что на теле у тебя находится вверху-внизу, впереди-сзади, слева-справа», «Что относительно тебя находится вверху-внизу, слева-справа, впереди-сзади.

Диагностика

Обследование уровня развития предметных представлений (социально-бытовая ориентировка).

Пособие «Обобщение», «Четвертый лишний», логико - малыш.

Диагностика

Обследование уровня развития зрительного внимания.

Отметить объем зрительного внимания, устойчивость и концентрацию зрительного внимания. «Что изменилось?» 3 объекта (1 изменить) Задание: «Чего не стало?» 3 игрушки (1 прячется) 4 игрушки 5 Задание: «Чем отличаются?». Отличить по цвету (1 — 3 отличия). Отличить 2 признака (цвет и форма). Отличить два признака (один из них - пространственное расположение)

Диагностика

Обследование уровня развития восприятия сюжетных изображений.

Перечисление предметов по картине, а не по памяти, учитывается последовательность (выделение основных персонажей, а затем второстепенных). Акцентируется внимание на изображении предметов в зависимости от удаленности (на первом, втором и третьемплане) Ребенку предлагается сюжетные картинки, ему необходимо выделить главное, установить связи между объектами и т.д. Учитывается объем восприятия. Задание: «Расскажи, что случилось?» (перечисление,

описание, толкование

Диагностика

Обследование уровня развития мелкой моторики.

 Ребенку предлагается обвести трафарет, заштриховать рисунок, шнуровка и т.д.

Сентябрь 4 неделя. Тема: «Наш  город. Правила дорожного движения».

Вид деятельности

Программное содержание

Дидактические игры, упражнения и задания

Социально-бытовая ориентировка

Учить детей называть свой город, улицу. Учить перечислять общественные здания в ближайшем окружении. Закрепить уже имеющиеся знания. Знакомить детей с правилами дорожного движения, культурой поведения на улице. Совершенствовать умения по использованию правил дорожного движения в различных практических ситуациях. Совершенствовать знания детей о дорожных знаках и их назначении. Напомнить детям правила перехода проезжей части улицы по подземному переходу, по переходу «зебре», по сигналу светофора, там, где повешен знак «Пешеходный переход».Обогащать представления о видах транспорта.

Пособие «Наш город – Москва» «Если ты потерялся в городе». «Говорящие знаки», «Автошкола». «Дорожные знаки».«Нам на улице не страшно».«Будь внимателен

«По дороге» .«Светофор». «Автобус» (сюжетно-ролевая).

Развитие зрительного восприятия

Учить зрительному анализу формы и величины зданий. Учить отличать знакомые геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, познакомить с ф-ой прямоугольник), познакомить детей с новыми геометрическими фигурами (ромб, трапеция).

Сличение изображений, тренировать зрительные функции различения, локализации, фиксации, конвергенции, аккомодации, прослеживания.

 «Узнай знак», «Подбери одинаковые по форме», «Дополни изображение до целого», «Обведи по контуру», « Проколи»,». Рассматривание картины « Улицы города»

Ориентировка в пространстве

Учить видеть расположение зданий на картине, называть предметы, расположенный ближе, дальше от себя. Учить понимать заслоненность одного объекта другим на изображении и в действительности(2). Учить детей ориентироваться в процессе передвижения в пространстве на цветовые, световые, звуковые ориентиры. Развивать пространственное ориентирование на участке .

Картина «В городе», «Сколько раз зажегся фонарик», «Где гудит клаксон», «Какой сигнал светофора зажегся»,  « Расскажи свой путь к дому».

Развитие осязания и мелкой моторики

Развивать мелкую моторику. Познакомить детей с пальчиковой гимнастикой ( червячки). Учить детей на ощупь узнавать знакомые геометрические фигуры и тела.

 «Червячки»,«Пальчики здороваются «Узнай на ощупь геометрические фигуры и тела». «Изготовление макетов домов».

Октябрь 1 неделя. Тема: «Время года. Осень».

Вид деятельности

Программное содержание

Дидактические игры, упражнения и задания

Социально-бытовая ориентировка

Учить различать и называть 5-6 признаки осени. Выделять раннюю и позднюю осень. Закреплять в речи обобщающее понятие. Выделять осенние месяцы. Выделять  изменения в окружающем мире( природа, погода, растительный мир, грибы, ягоды).

Беседа о перелётных птицах: «Птицы осенью».

Пособие «Времена года», «Узнай и назови сезон», «Разложи  по порядку временных изменений»

 «Собираем грибы и ягоды в осеннем лесу»,

 «Узнай по описанию»,

«Найди лишнее»,

«Да – Нет», «Продолжи предложение».

Развитие зрительного восприятия

Продолжать учить различать и называть форму геометрических фигур. Учить различать форму плоскостных изображений и геометрических тел. Учить выделению оттенков и яркости желтого, оранжевого и красного спектров цвета.

Рассматривание иллюстраций и репродукций картин об осени.

«Золотая осень», «Ранняя осень», «Поздняя осень».

Составление описательных  рассказов об осени по плану. Наблюдения за погодой.

«Листопад». Учить составлять панно.

Сличение изображений, тренировать зрительные функции различения, локализации, фиксации, конвергенции, аккомодации, прослеживания.

 « 100 цветов», « Продолжи ряд», ТСО (комп.игр),«Найди такой же предмет по форме», «Собери разрезную геометрическую фигуру», «Чудесный мешочек», « Продолжи ряд».

Ориентировка в пространстве

Учить детей различать и правильно называть траектории своего движения в большом пространстве, обучить использованию ориентиров при описании место нахождения предметов. Составлять простейшие схемы пространства. Микроориентировка на листе относительно предмета.

 «Прогулка на территории дс»., « Добеги куда скажу», « « где твой друг, как до него дойти», « с какого дерева лист», лабиринт « Помоги листьям найти свое дерево».

Развитие осязания и мелкой моторики

Развивать мелкую моторику, силу и точность движений, закреплять приемы рисования, используя трафарет, точечный рисунок. Закреплять п-г жираф, червячки.

 «Обведи осенний пейзаж  и лисичку», конструирование из бумаги с элементами вырезания

Октябрь 2 неделя. Тема: «Овощи. Огород».

Вид деятельности

Программное содержание

Дидактические игры, упражнения и задания

Социально-бытовая ориентировка

Учить различать и называть 8-10 овощей. Закреплять в речи обобщающее понятие «овощи». Значение овощей, Заготовки. Экскурсия на кухню. Учить группировать предметы по признакам  цвета, величины, формы, строения, назначения. Рассказать о месте произрастания отдельных  овощей.

Пособие «овощи», «Узнай и назови овощ», «Разложи овощи по цвету, форме, величине, строению, назначению».

«Магазин овощей»

«Семья» - «Летние заготовки».

 «Раз, два, три – картинку поверни»

«Что, где растёт?»

«Узнай по описанию»

«Узнай по вкусу».

Развитие зрительного восприятия

Продолжать учить различать и называть форму геометрических фигур соотносить ее с реальным объектом. Учить различать форму плоскостных изображений и геометрических тел (закрепить понятие конус, ввести эллипс).Учить выделять величину предмета. Учить соотнесению предметов в разных модальностях. Соотносить цвета реальных овощей с эталоном цвета.

Сличение изображений, тренировать зрительные функции различения, локализации, фиксации, конвергенции, аккомодации, прослеживания.

 «Найди такой же предмет по форме», «Собери разрезную геометрическую фигуру», «Чудесный мешочек с овощами и нет», « Создай Натюрморт», « запутанный рисунок», « найди одинаковые овощи и раскрась их»,« Собери разрезную картинку», «Узнай по описанию», « Найди контурное изображение своего овоща», « Соедини линией одинаковые помидоры»

Ориентировка в пространстве

Учить детей различать и правильно называть части своего тела. Учить детей обозначать в речи пространственное положение частей своего тела: одна рука правая, другая левая, грудь впереди, спина сзади и т.д.Учить правильно использовать пространственные термины. Учить дифференцировать основные направления. Составление последовательности временных событий(рост овощей).

«Повтори за мной», «Исправь ошибку», «Целое и часть»,

« Где растет над-под», « Посади овощи, собери урожай, засоли в банке», лабиринт « Помоги кате дойти до корзинки с яблоками»

Развитие осязания и мелкой моторики

Развивать мелкую моторику, закреплять приемы рисования, используя трафарет, штриховку в направлении в-н ; приемы вырезания ,используя ножницы. Упражнять зрительно моторную координацию.

 «Обведи овощи», «Заштрихуй овощи в одном направлении», « Засоли», « Вырежи и  наклей»

( наложение, прослеживание)

Октябрь 3 неделя. Тема: «Ягоды. Фрукты. Сад».

Вид деятельности

Программное содержание

Дидактические игры, упражнения и задания

Социально-бытовая ориентировка

Учить различать и называть6- 10 видов ягод и фруктов. Закреплять в речи обобщающее понятие «ягоды. фрукты». Выделять съедобные и не съедобные ягоды, садовые и лесные. Учить группировать предметы по признакам (по1, 2-3 ) цвета, величины, формы, строения, назначения. Познакомить и закрепить знания д. о профессиях связанных с выращиванием овощей-фруктов.(пп, прктв)

Пособие «ягоды. фрукты», «Узнай и назови ягоды и фрукты в различной модальности», «Разложи объекты по цвету, форме, величине, строению, назначению», « Лишний» «Магазин фруктов».

Развитие зрительного восприятия

Продолжать учить различать и называть форму геометрических фигур. Учить различать форму плоскостных изображений и геометрических тел(шар, эллипс, цилиндр). Оттенки и тональность зеленого спектра, закрепить ж,к,ор.

Рассматривание иллюстраций с изображением фруктов и ягод, сюжетных картин.

Составление рассказа-описания по плану.

Сличение изображений, тренировать зрительные функции различения, локализации, фиксации, конвергенции, аккомодации, прослеживания.

 «Найди такой же предмет по форме», «Собери разрезную геометрическую фигуру», « Собери урожай» Наложение рис-контур-силуэт. «Целое и часть», « 4 Лишний» ,«Загадай, мы отгадаем».

«Детки на ветке», « обведи по точкам, что получилось»,«Почтальон принес посылку».

Ориентировка в пространстве

Закрепить умение ориентироваться на плоскости листа и стола. Учить детей обозначать в речи пространственное положение предмета, используя пространственные предлоги и наречия( за, над, под, между, около, из-за и и…) ориентироваться на простейшей схеме микропространства.

«Повтори за мной», «Исправь ошибку», «Посади сад», Лабиринт «  Собери ягоды», нарисуй по клеткам, « разложи овощи и фрукты на витрину»,» Что сначала, что потом».

Развитие осязания и мелкой моторики

Развивать мелкую моторику, закреплять приемы рисования, используя трафарет. Штрихования. Развивать графомоторные навыки.

 «Обведи ягоды и фрукты», «Заштрихуй фрукт в одном направлении». «Чудесный мешочек». Обводка.

Октябрь 4 неделя. Тема: «ДЕРЕВЬЯ.  ЛЕС».

Вид деятельности

Программное содержание

Дидактические игры, упражнения и задания

Социально-бытовая ориентировка

Учить различать и называть 8-10 названий деревьев. Закреплять в речи обобщающее понятие «Деревья. Лес»,закреплять знания детей о деревьях и кустарниках.

Формировать представления о разных типах лесов; о внешних отличиях деревьях и кустарниках.

 Учить группировать предметы по признакам  цвета, величины, формы, строения, назначения отдельных частей. На прогулке - учить наблюдать за происходящими изменениями в лесу осенью.

Пособие «Деревья», «Узнай и назови дерево по его части»,

«Отгадай-ка», «Найди дерево по семенам», «Краски».

Развитие зрительного восприятия

Продолжать учить различать и называть форму геометрических фигур. Учить различать форму плоскостных изображений и геометрических тел, выделять проекции тел. Ввести понятие призма. Учить сличение по принципу сходства и различия. Выделять форму листьев используя сенс.эталоны.

Сличение изображений, тренировать зрительные функции различения, локализации, фиксации, конвергенции, аккомодации, прослеживания.

«Найди такой же предмет по форме», «Собери разрезную геометрическую фигуру», «Раз листок, два листок», « Части дерева», « составь изображение из прозрачных картинок», « найди , что не верно», «Найди одинаковые листья», « подбери листья к дереву», « Узнай сто нарисовано и дорисуй», « Составь картину».

Ориентировка в пространстве

Закреплять умение ориентироваться относительно себя в большом пространстве( участок). Учить составлять схемы и читать их.

«Повтори за мной», «Исправь ошибку», «Целое и часть». « По команде  иди», « найди правильный путь», « Размести по схеме фигуры», « выложи макет лесопарка», « Срисуй картину».

Развитие осязания и мелкой моторики

Развивать мелкую моторику, закреплять приемы рисования, используя трафарет. Развивать графомоторные навыки. Обучать приемам обследования, развивать тактильное восприятие при описании листьев.

 «Обведи листочек», «Заштрихуй дубовый лист…».

                                                               

Ноябрь 1 неделя. Тема: «Наш город – Москва».

Вид деятельности

Программное содержание

Дидактические игры, упражнения и задания

Социально-бытовая ориентировка

Учить детей называть свой город, улицу, улицу на которой расположен детский сад. Учить перечислять общественные здания в ближайшем окружении (достопримечательности, памятники архитектуры, древности, площади и улицы). Формировать представление о том, что наша страна очень большая, что самый большой и главный город – Москва. Закрепить уже имеющиеся знания.

Пособие «Наш город - Москва». «Я потерялся», «Если ты потерялся в городе».

 

Развитие зрительного восприятия

Учить зрительному анализу формы и величины зданий. Учить отличать знакомые геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал), познакомить детей с новыми геометрическими фигурами (ромб, трапеция). Закрепить название куб, шар и  ввести понятие новой объемной геометрической фигуры  - конус.

Сличение изображений, тренировать зрительные функции различения, локализации, фиксации, конвергенции, аккомодации, прослеживания.

 «Подбери одинаковые по форме», «Дополни изображение до целого», «Совмести изображение».

«Кремлевская стена», « Сложи квадрат , круг из частей»

« Найди пару» , « Подружились –поссорились», « Сгруппируй по …».

Ориентировка в пространстве

Учить видеть расположение зданий на картине, называть предметы, расположенный ближе, дальше. Учить понимать заслоненность одного объекта другим на изображении и в действительности. Учить детей ориентироваться в процессе передвижения в пространстве на цветовые, световые, звуковые ориентиры. Продолжить знакомить с перспективой.

Картина «Улицы Москвы», «Сколько раз зажегся фонарик», « Пройди по улице» ,

 « Нарисуй свой путь», « Дома в далеке».

Развитие осязания и мелкой моторики

Развивать мелкую моторику. Учить детей на ощупь узнавать знакомые геометрические фигуры и тела. Развивать силу и точность мускулатуры рук (работа с ножницами и бумагой).

 «Пальчики здороваются», «Узнай на ощупь геометрические фигуры и тела». «Кремлевская стена - рисуем по точкам»,

«Веселые иголочки».

Ноябрь 2 неделя. Тема: «Моя  квартира.  Мебель».

Вид деятельности

Программное содержание

Дидактические игры, упражнения и задания

Социально-бытовая ориентировка

Закрепить знания детей о предметах мебели, их предназначении. Воспитывать интерес к предметам окружающей нас обстановки, учить оценивать удобство и функциональность вещей.

Формировать представления детей о создании некоторых видов мебели; о создании интерьеров.

Воспитывать бережное отношение к вещам.

Обогащение словаря детей. Составление рассказов-описаний по картинке. Закреплять в речи обобщающее понятие «мебель»,выделять разновидности мебели. Учить группировать предметы  мебели по признакам  цвета, величины, формы, строения, назначения. 

Пособие «Квартира», «Мебель», «Разложи по  признаку», «Откуда стол пришел»

«Отгадай-ка», «Узнай по описанию», «Подбери пару», «Что изменилось?».

 «Путешествие по мебельной фабрике».

Развитие зрительного восприятия

Продолжать учить различать и называть форму геометрических фигур. Продолжать учить различать форму плоскостных изображений и геометрических тел.Учить находить отличия. Соотносить плоскостное изображение с реальным предметом. Составление рассказов-описаний по картинке. Учить группировать предметы  мебели по признакам  цвета, величины, формы, строения, назначения.

Сличение изображений, тренировать зрительные функции различения, локализации, фиксации, конвергенции, аккомодации, прослеживания.

 «Найди такой же предмет по форме», «Собери разрезную геометрическую фигуру», Логико-малыш, « 4 Лишний», « Узнай по описанию», «Продолжи ряд».

«Подбери цветовую гамму для кресла»

Ориентировка в пространстве

Учить детей различать и правильно называть части предметов мебели. Учить детей обозначать в речи пространственное положение мебели в группе и т.д. Учить различать и выделять глубину пространства, зрительно и логически определять положение предметов, используя  эффект заслоненности. Познакомить со схематическим изображением предметов. Учить работать со схемой и планом.

«Повтори за мной», «Исправь ошибку», «Целое и часть», « Дорисуй», « Что ,за чем», « Схема комнаты, квартиры»,

 « Расставь мебель », « Какой план соответствует рисунку»,лабиринт « помоги Маше дойти до магазина», « Найди отличия», « Повтори рисунок»,

« Смоделируй кукольную комнату».

Развитие осязания и мелкой моторики

Развивать мелкую моторику, закреплять приемы рисования, используя трафарет, штриховку рисование по точкам.

 «Обведи стол, диван..» , «Заштрихуй мебель в одном направлении»., « Узнай на ощупь», « Узор для обивки дивана»

Ноябрь 3 неделя. Тема: «Неделя «Игры и игрушки». 

Вид деятельности

Программное содержание

Дидактические игры, упражнения и задания

Социально-бытовая ориентировка

Закреплять навыки группировки предметов по сходным признакам. Упражнять  умение обращаться с разными предметами в быту. Выделять группы внутри класса.

Карточки, реальные предметы. Игры проведенные ранее.

Развитие зрительного восприятия

Продолжать учить различать и называть форму геометрических фигур. Учить различать форму плоскостных изображений и геометрических тел.

Сличение изображений, тренировать зрительные функции различения, локализации, фиксации, конвергенции, аккомодации, прослеживания.

 «Найди такой же предмет по форме», «Собери разрезную геометрическую фигуру», «Чудесный мешочек».

Ориентировка в пространстве

Учить детей обозначать в речи пространственное положение предметов: ориентир «от себя», « от предмета», по схеме.

« Саймон говорит», « Веселый паровоз»,

« Вагоны перепутались».

Развитие осязания и мелкой моторики

Развивать тактильное восприятие. Упражнять в динамической координации.

 « Пройди не ошибись», « Что ты чувствуешь на ощупь».

Ноябрь 4 неделя. Тема: «Посуда».

Вид деятельности

Программное содержание

Дидактические игры, упражнения и задания

Социально-бытовая ориентировка

Закрепить и уточнить знания детей о названиях посуды, её предназначении.

Формировать представления о материалах, из которых производят посуду.

Ознакомление с трудом взрослых. Пополнять запас знаний о профессиях.

Расширять кругозор и обогащать словарный запас детей.

Учить различать и называть предметы посуды. Закреплять в речи обобщающее понятие «Посуда». Выделять кухонную, столовую посуду, столовые приборы. Учить группировать предметы по признакам  цвета, величины, формы, строения, назначения.

Пособие «Посуда», «Узнай и назови посуду», «Разложи посуду по цвету, форме, величине, строению, назначению».

«Я – повар», «Магазин посуды», «Приглашаем на обед!»

Развитие зрительного восприятия

Продолжать учить различать и называть сенсорные эталоны. Учить создавать композиции/узоры по образцу и замыслу.

Учить описывать предметы и сюжетные изображения по плану-алгоритму. Познакомить с оттенками синего  цвета. Закрепить знание гемм объемных тел - куб., круг, конус - ввести цилиндр.

Сличение изображений, тренировать зрительные функции различения, локализации, фиксации, конвергенции, аккомодации, прослеживания.

 «Найди такой же предмет по форме», «Собери разрезную геометрическую фигуру», «Чудесный мешочек», « Палочки Кюизенера», картина « Посудная лавка» 

 «Узнай по описанию», «Найди лишнее», «Для чего нужен предмет?», « Дорисуй и раскрась посуду», « Какие предметы спрятались на рисунке», « Подбери по оттенку», « Подбери половинку».

«Разложи по полочкам».

Ориентировка в пространстве

Закреплять умение ориентироваться на плоскости. Упражнять в составлении простейших схем. Познакомить с клеткой.

«Повтори за мной», «Исправь ошибку», «Целое и часть», « Накрой стол для чаепития», « Рассади гостей по схеме»,

« Что изменилось», слух. Диктант Чашка.

Развитие осязания и мелкой моторики

Развивать мелкую моторику, закреплять приемы рисования, штриховки. Закреплять навыки обследования. Развивать полисенсорное восприятие мира.

 «Обведи половник, кастрюлю и др.», «Заштрихуй кружку в одном направлении».

« Укрась узором посуду», «Из чего, и кем сделано?»

 

Декабрь 1  неделя. Тема: «Домашние животные и птицы».

 

Вид деятельности

Программное содержание

Дидактические игры, упражнения и задания

Социально-бытовая ориентировка

Закрепить знания детей о видах домашних животных и птиц, их детёнышах; о пище, которой они питаются; какую пользу приносят человеку.

Формировать представление о правильном уходе за домашними животными и птицами, познакомить с « животноводческими « профессиями»

Активизация и обогащение словаря детей.

Учить различать и называть 6-8 видов животных и птиц. Закреплять в речи обобщающее понятие «домашние животные, птицы». Учить группировать предметы по признакам  цвета, величины, формы.

Пособие «животные, птицы», «Узнай и назови животных, птиц», «Разложи по цвету, форме, величине», «Узнай по описанию», «Животноводы», « Кто где живет».

Развитие зрительного восприятия

Продолжать учить различать и называть форму геометрических фигур. Учить различать форму плоскостных изображений и геометрических тел. Соотносить сенсорные эталоны с реальными предметами.

Группировать сходные геометрические фигуры. Развивать зрительную память и логическое мышление. Развитие сюжетного восприятия. Познакомить с оттенками желтого и коричневого цвета.

Сличение изображений, тренировать зрительные функции различения, локализации, фиксации, конвергенции, аккомодации, прослеживания.

  «Что изменилось?», « Угадай по контуру»,

«Да – нет», «Похож – не похож», «Летает – не летает» «Найди такой же предмет по форме», «Собери разрезную геометрическую фигуру», «Чудесный мешочек», «Через рамочку смотрю»,

« Собери целое»,  « Чей след»

Ориентировка в пространстве

Закреплять умение детей обозначать в речи пространственное положение частей тела животных и птиц: правое - левое ухо, задние или передние ноги, грудь впереди, спина сзади и т.д. Временные ориентировки маленький –молодой, большой-взрослый-старый. Родители-детеныши.

« Лабиринт- ферма», «Исправь ошибку», «Целое и часть», макет ферма. Проследи по линиям кто что любит есть, « Составь изображение из прозрачных картинок»

Развитие осязания и мелкой моторики

Развивать мелкую моторику, силу и точность мускулатуры рук, графомоторные навыки. Развитие тактильного восприятия и навыков обследования.

 «Обведи корову и утку», «Заштрихуй лошадей в одном направлении», « Проколи дорожки», « Узнай на ощупь( барельефы животных и птиц)».

Декабрь 2  неделя. Тема: «Дикие животные».

Вид деятельности

Программное содержание

Дидактические игры, упражнения и задания

Социально-бытовая ориентировка

Закрепить и пополнить знания детей о диких животных.

Развивать познавательный интерес, логическое мышление.

Закреплять представление детей о среде обитания диких животных.

Развивать умение строить высказывание типа рассуждений.

Активизация и обогащение словаря детей. Учить различать и называть 10 видов животных. Закреплять в речи обобщающее понятие «животные: дикие животные- животные разных зон». Учить группировать объекты  по признакам  цвета, величины, формы, строения, места обитания.

Пособие «животные, птицы», «Узнай и назови животных», «Разложи животных по цвету, форме, величине, строению, месту обитания», «Звериная семья»,

  «Придумай предложение».

Развитие зрительного восприятия

Продолжать учить различать и называть оттенки цветов основного спектра . Выделять насыщенность цвета. Различать цвета  окружающего мира.

Сличение изображений, тренировать зрительные функции различения, локализации, фиксации, конвергенции, аккомодации, прослеживания.

 «Найди такой же предмет по цвету», «100 цветов», «Будь внимателен», «Похож – не похож», «Отвечай быстро». « Собери животных  в группы по оттенкам  шерсти».

Ориентировка в пространстве

Учить детей ориентироваться на плоскости. Различать глубину пространства по вторичным признакам. Учить детей обозначать в речи пространственное положение объектов.  Научить составлять схемы пространства.

«Повтори за мной», «Исправь ошибку», «Цепочки следов проследи и найди животного», « Нарисуй где чей дом», Макет лес.

Развитие осязания и мелкой моторики

Развивать мелкую моторику, развивать приемы обследования предметов, тактильное восприятие. Чтение рельефных рисунков.

 «Обведи по точкам зайца и волка», «Заштрихуй животных в одном направлении». « Кто это?»

Декабрь 3 неделя. Тема: «Ребенку  о  нем  самом».

Вид деятельности

Программное содержание

Дидактические игры, упражнения и задания

Социально-бытовая ориентировка

Продолжить формировать у детей представление о человеческом облике.

Пособие «пазл-человек», «Узнай часть тела».

Развитие зрительного восприятия

Продолжать учить различать и называть сенсорные эталоны, группировать по нескольким признакам. Находить в человеческом облике знакомые сенсорные эталоны, использовать их в речи при  описании человека. Закреплять представления об индивидуальных отличиях. Научить схематически изображать человека.

Сличение изображений, тренировать зрительные функции различения, локализации, фиксации, конвергенции, аккомодации, прослеживания.

 « Составь человека из геометрических фигур» фигуру», « матем .планшет»,  « Я и мои друзья». « выполни движения по инструкции», « Зачеркни лишние», « какие предметы спрятались в картинке»,

« Последовательности».

Ориентировка в пространстве

Закрепить умение детей различать и правильно называть части своего тела. Учить детей обозначать в речи пространственное положение частей своего тела. Закреплять парно-противоположные направления. Научить определять пространственное положение между собой и другими предметами.

«Повтори за мной», «Исправь ошибку», «Целое и часть»,Пазл человек., Чья дорожка ведет к зеркалу», « Замри»

Развитие осязания и мелкой моторики

Обучение предметно практическим действиям с помощью осязания и других сохранны анализаторов.  Учить обследовать себя и сверстников применяя знакомые характеристики. Закрепление  приемов обследования животных, птиц и т.д.  Формировать прием использования осязания при знакомстве с человеком.

 «Отгадай кто перед тобой».

Декабрь 4 неделя (январь 1 неделя).

Тема:  «Время года. Зима. Народные праздники на Руси. Русские обычаи».

Вид деятельности

Программное содержание

Дидактические игры, упражнения и задания

Социально-бытовая ориентировка

Продолжить знакомить с явлениями общественной жизни, особенностями местных природных условий, познакомить с народными праздниками и обычаями. Уточнить и закрепить знания детей о русских народных традициях и обычаях, праздниках и их проведении.Формировать представления о Рождественских и Новогодних обычаях на Руси.

Воспитывать интерес и положительное отношение к традициям наших предков; чувство гордости за родную страну.

Знакомство детей с устным народным творчеством на Руси: колядки, потешки, легенды, частушки. Разучивание колядок. Уточнить и закрепить знания детей о смене времён года, о зиме и зимних месяцах; приметах  и  признаках зимы.

Формировать представления детей о свойствах снега; о природных явлениях зимой; о зимних развлечениях.

 «Семья» - «В магазин за

подарками к Новому году».

 «Назови слово»,

«Выделение существенных признаков предмета»,

«Найди лишнее», «Продолжи предложение»,

 

Развитие зрительного восприятия

Продолжать учить чтению иллюстраций, пониманию изображения перспективы на рисунке и срисовывать их. Закреплять сенсорные представления.

Сене-голубые оттенки.

Сличение изображений, тренировать зрительные функции различения, локализации, фиксации, конвергенции, аккомодации, прослеживания.

 « Зазеркалье», Украшение построек из снега.

 « Зимние забавы», « дорисуй снежинку»,

 « Помоги похожим снежинкам найти друг друга», « Совмести изображение»,

 «Выложи картинку на доске».

Ориентировка в пространстве

Учить определять местонахождение предметов  на расстоянии 1,2, 3..5 метров от ребенка. Определять и сравнивать расположение предметов по отношению друг к другу. Совершенствовать  умение передвигаться в пространстве с использованием ориентиров.

« Что на елочке», « Кто и где?», Пройди не задень»,

 « Пройди по инструкции»

Развитие осязания и мелкой моторики

Развивать мелкую моторику, тонкую координацию для плоскостного письма.

 «Дорога к дому»,  « Обведение букв, соединение точек в заданном порядке».,

« Составь снежинку»

Второе полугодие.

Январь 1 (выходные) 2-3 неделя.  Диагностика. 

Вид деятельности

Программное содержание

Дидактические игры, упражнения и задания

Диагностика

Обследование уровня развития восприятия цвета.

Пособие «Разноцветные круги», Игра «Цвета», «100 цветов».ТСО

Диагностика

Обследование уровня развития восприятия формы.

Пособие «Геометрические фигуры», «Формы», конструктор «Геометрические тела», « Проекции» ТСО.  

Диагностика

Обследование уровня развития восприятия величины.

Соотнесение предметов по величине: «Расставь матрешки от большой до самой маленькой»; «Разложи карандаши от самого длинного до самого короткого; «Покажи окна от самого узкого до самого широкого»; «Покажи дома от самого высокого до самого низкого», «Разложи картинки грибов, ножки от самой толстой до самой тонкой». « Палочки кюизенера».ТСО.

Диагностика

Обследование уровня развития восприятия, воспроизведение сложной формы.

 Пособие «Геометрическая мозаика», «Разрезные картинки», « веселые коврики»ТСО.

Диагностика

Обследование уровня развития восприятия пространственных отношений.

«Поставь игрушку там, где я скажу», «Что на картине находится вверху-внизу, справа-слева,  в середине и т.д.».

Диагностика

Обследование уровня развития ориентировки в пространстве.

«Что на теле у тебя находится вверху-внизу, впереди-сзади, слева-справа», «Что относительно тебя находится вверху-внизу, слева-справа, впереди-сзади.

Диагностика

Обследование уровня развития предметных представлений (социально-бытовая ориентировка).

Пособие «Обобщение», «Четвертый лишний», ТСО.

Диагностика

Обследование уровня развития зрительного внимания.

Отметить объем зрительного внимания, устойчивость и концентрацию зрительного внимания. Картинки, « 10 отличий»

Диагностика

Обследование уровня развития восприятия сюжетных изображений.

Ребенку предлагается сюжетные картинки, ему необходимо выделить главное, установить связи между объектами и т.д. Учитывается объем восприятия.

Диагностика

Обследование уровня развития мелкой моторики.

 Ребенку предлагается обвести трафарет, заштриховать рисунок, шнуровка и т.д.

Январь 2 неделя (диагностика) . Тема: «Одежда, обувь, головные уборы».

Вид деятельности

Программное содержание

Дидактические игры, упражнения и задания

Социально-бытовая ориентировка

Закрепить знания детей об обобщающих понятиях «одежда», «обувь». Формироваь представления о материалах, из которых изготавливают одежду и обувь. Прививать навыки самообслуживания.  Учить различать и называть 8-10 видов одежды, обуви. Закреплять в речи обобщающее понятие «одежда ,обувь, головные уборы.». Выделять  признаки  и группировать по ним. Дать детям представление о труде портного, швее, дизайнера и т.д.

Пособие «Одежда и обувь», «Узнай и назови предмет одежы..», логико-малыш. 

«Семья» - «Магазин обуви», «Магазин одежды».

Развитие зрительного восприятия

Продолжать учить различать и называть сенсорные эталоны. Учить создавать узоры, предметные изображения, сложные геометрические фигуры. Учить различать форму плоскостных изображений и геометрических тел. Зрительно выделять оттенки и насыщенность в реальных предметах.

Сличение изображений, тренировать зрительные функции различения, локализации, фиксации, конвергенции, аккомодации, прослеживания.

 «Укрась платье», « Дорисуй, раскрась соблюдая последовательность»,

« Заплатки», « Что на картинке не верно»,

« Продолжи арнамент».

Ориентировка в пространстве

Учить детей различать и правильно называть части одежды. Учить детей обозначать в речи пространственное положение частей одежды. Закреплять умение использовать пространственные термины.

«Повтори за мной», «Исправь ошибку», «Целое и часть», « Дорисуй», « Повесь одежду в шкаф».

Развитие осязания и мелкой моторики

Развивать мелкую моторику, закреплять приемы рисования, используя трафарет. Ориентировать на плоскости используя осязание.

 «Обведи брюки, ботинки», «Заштрихуй платье в двух направлениях». «Плетение ковриков», « Разложи нити по образцу».

Январь 3  неделя  (диагностика). Тема: «Инструменты».

Вид деятельности

Программное содержание

Дидактические игры, упражнения и задания

Социально-бытовая ориентировка

Приобщать к труду взрослых, ознакомление с явлениями общественной жизни. Формировать представление о содержании труда и использование различных инструментов. Уточнить и закрепить знания детей об обобщающем понятии  «инструменты».

Формироать представления детей о названиях и использовании инструментов в быту, труде взрослых.

Воспитывать положительное отношение к труду.

Учить различать и называть до 10 видов инструментов. Закреплять в речи обобщающее понятие «инструменты». группировать предметы по признакам строения, назначения.

«Инструменты. Какие они?»

«Мастерская сапожника»

Развитие зрительного восприятия

Продолжать учить целенаправленному осмысленному зрительному наблюдению предметов и явлений окружающей действительности, формировать умение поиска, анализа и синтеза увиденного.  Продолжать учить различать и называть форму геометрических фигур. Учить различать форму плоскостных изображений и геометрических тел( ромб, трапеция, призма, эллипс).

Сличение изображений, тренировать зрительные функции различения, локализации, фиксации, конвергенции, аккомодации, прослеживания.

 «Ремонт дома», «Подбери нужное», «Найди лишнее», «Узнай по описанию», «Бывает – не бывает»,  « Узнай в модальностях»,Тсо.

 

Ориентировка в пространстве

Развивать пространственное воображение . Закреплять представление детей об относительности пространственных представлений (повороты на 90 и 180 гр.)Располагать и находить предметы в реальном пространстве т , ориентируясь на схему.

« Расскажи ,что где находиться», « Найди спрятанный инструмент по схеме».

Развитие осязания и мелкой моторики

Развивать мелкую моторику. Закреплять умение обследовать предметы и их изображения ,используя сохранные анализаторы. Учить выделять сенсорные эталоны осязательного ряда. Развивать графомоторные навыки.

 «Теплый -холодный, мягкий -твердый..», «Заштрихуй инструменты в различных  направлении», « Обведение по точкам в заданном направление».

Январь 4 неделя. Тема: «Сфера обслуживания (магазин, почта, кафе, библиотека и т. д.)».

                                                                   

Вид деятельности

Программное содержание

Дидактические игры, упражнения и задания

Социально-бытовая ориентировка

Уточнить и закрепить знания детей о различных сферах обслуживания (магазин, почта, кафе, библиотека и т. д.) и их значении для человека.

Расширить представления детей о профессиях в сферах обслуживания.

Воспитывать положительное отношение и интерес к работе взрослых в различных сферах обслуживания. Активизировать и обогащать словарный запас детей.

Учить различать и называть 10 типов профессий.

 «Мастерская», «Парикмахерская», «Магазин», «Кафетерий».

 «Подбери нужное»,«Найди лишнее»,

«Что изменилось?»,«Испорченный телефон»,«Для чего нужен предмет?». 

Развитие зрительного восприятия

Находить детали и целый предмет, составлять и дополнять из частей целый предмет, сюжетное изображение.

Сличение изображений, тренировать зрительные функции различения, локализации, фиксации, конвергенции, аккомодации, прослеживания.

« Подбери вторую половину», « Составь узор», « Кто по профессии», « найди пару», тсо.

Ориентировка в пространстве

Учить располагать предметы в заданных направлениях микропространства., последовательно выделять, словесно обозначать и воспроизводить взаимное расположение предметов.

« Постройте здание точно по проекту», « Разложи предметы на полки магазина», « Подели продукты на части».

Развитие осязания и мелкой моторики

Развивать мелкую моторику, закреплять приемы рисования, используя трафарет.

 «Обведи по точкам в заданном направлении»», « Нарисуй и раскрась».

Февраль 1 неделя. Тема: «Я познаю своё тело (части тела, органы чувств).

Вид деятельности

Программное содержание

Дидактические игры, упражнения и задания

Социально-бытовая ориентировка

Уточнить и закрепить знания детей об особенностях человеческого организма.

Формировать у детей потребность в физическом и нравственном самосовершенствовании, в здоровом образе жизни.

Прививать навыки личной гигиены, профилактики болезней, первой медицинской помощи.

Развивать умение предвидеть возможные последствия опасных ситуаций.

Воспитывать уважительное отношение к жизни другого человека;

Пособие « Мир эмоций»

 «Больница».

 «Опасно – не опасно»,

«Что ты знаешь?»,

«Пишем письмо заболевшему другу»,

«Подбери нужное».

Развитие зрительного восприятия

Учить использовать при обследовании и ориентировке в окружающем мире все доступные ребенку анализаторы.

Сличение изображений, тренировать зрительные функции различения, локализации, фиксации, конвергенции, аккомодации, прослеживания.

« Угадай на вкус, цвет, ощупь..»,

« Изобрази органы чувств».

Ориентировка в пространстве

Учить детей различать и правильно называть части своего тела. Учить детей обозначать в речи пространственное положение частей своего тела, органов чувств: одна рука правая, другая левая, грудь впереди, спина сзади, два уха  и т.д.

«Повтори за мной», «Исправь ошибку», «Целое и часть», Лабиринт « чем что определяем».

Развитие осязания и мелкой моторики

Развивать мелкую моторику, закреплять приемы рисования, используя трафарет. Развивать умение ориентироваться в предметном мире при помощи органов чувств, логически складывать целый образ.

 «Обведи подосиновик и лисичку», «Заштрихуй грибы в одном направлении».

Февраль 2  неделя. Тема: «Электробытовые приборы».

Вид деятельности

Программное содержание

Дидактические игры, упражнения и задания

Социально-бытовая ориентировка

Уточнить и закрепить знания детей об электроприборах и их использовании в бытовых условиях. Закрепить знания детей о безопасном использовании электроприборов. Формировать представления детей об электричестве.

Учить различать и называть 8-10 электроприборов. Закреплять в речи обобщающее понятие «электроприборы». Учить обращению в быту с электроприборами. 

«Магазин электротоваров».

 «Опасно – не опасно»

«Найди лишнее»

«Назови слово»

«Придумай предложение»

«Узнай по описанию».Пособие «электроприборы», «Узнай и назови».

Развитие зрительного восприятия

Продолжать учить различать и называть форму геометрических фигур. Учить различать форму плоскостных изображений и геометрических тел.

Развивать умение определять форму и цвет окружающих предметов., сравнивать предметы.

Сличение изображений, тренировать зрительные функции различения, локализации, фиксации, конвергенции, аккомодации, прослеживания.

 « Посчитай сколько приборов нарисовано», « закрась чайник включенный в розетку», «Найди такой же предмет по форме», «Собери разрезную  картинку».

Ориентировка в пространстве

Развивать активное использование детьми  пространственной терминологии при обозначение расположения предметов в комнате. Закреплять парно-противоположные направления с точкой отсчета от себя и предмета.

 «Исправь ошибку», «Целое и часть», « Что есть , что было», Логика-малыш, « Найди нужные»,.

Развитие осязания и мелкой моторики

Развивать мелкую моторику, закреплять приемы рисования, используя трафарет, штриховку. Тонкую координацию.

 «Обведи подосиновик и лисичку», «Заштрихуй утюг направлении сверху вниз, фен слева на право, пылесос справа вниз», « Проведи между линий».

Февраль 3 неделя. Тема: «Наша Родина».

Вид деятельности

Программное содержание

Дидактические игры, упражнения и задания

Социально-бытовая ориентировка

Закрепить знания детей о названии нашей страны; символике; президенте; столице нашей Родины.

Познакомить детей с понятиями: Родина, отечество, гражданин.

Воспитывать любовь и чувство привязанности к своему Отечеству, родному краю, природе.

Учить различать и называть 5-6 видов военных профессий.

«Пограничники». «Доскажи словечко»,

«Найди пару»,«Узнай по описанию»,

«Где, кто живёт»,«Буквенное лото».Пособие Логика -малыш

Развитие зрительного восприятия

Продолжать формирование представлений о сенсорных эталонах. Воспринимать и воспроизводить предметы сложной формы. Учить видеть расположение предметов на картинке. Развивать зрительное внимание и память.

Сличение изображений, тренировать зрительные функции различения, локализации, фиксации, конвергенции, аккомодации, прослеживания.

 « Продолжи ряд», « Расскажи , что ты видишь», « найди недостающую фигуру»,» Соедини и раскрась», « Найди отличия».

Ориентировка в пространстве

Учить детей выделять в окружающем пространстве ориентиры, отображать их на схеме.

Закреплять умение ориентироваться на схеме.

« Пройди минное поле», « Попади в лагерь врага»

Развитие осязания и мелкой моторики

Развивать мелкую моторику, графомоторные навыки.

 «Обведи нужный предмет», «Обведи пограничника». лепка

Февраль 4 неделя. Тема: «Транспорт».

Вид деятельности

Программное содержание

Дидактические игры, упражнения и задания

Социально-бытовая ориентировка

Уточнить,  закрепить знания  и представления детей о видах транспорта (наземный, подземный, воздушный, водный, пассажирский, грузовой, легковой)

Закрепить представления детей о профессиях людей, работающих на транспорте. Учить различать и называть 10 видов транспорта. Закреплять в речи обобщающее понятие «транспорт». Учить  дифференцировать группировать транспорт по признакам  цвета, величины, формы, строения, назначения.

Пособие «транспорт», «Узнай и назови транспортное средство», «Лётчики», «Водитель». «Скажи по-другому»

«Похож – не похож»,«Разведчики»

«Найди клад по карте»,«Испорченный телефон»,Строительная игра: «Пожарная машина».

Развитие зрительного восприятия

Продолжать учить анализу сложной формы, оттенков цвета, с помощью вписывания сенсорных эталонов. Описание сюжетного изображения при помощи эталонов.

Сличение изображений, тренировать зрительные функции различения, локализации, фиксации, конвергенции, аккомодации, прослеживания.

 « Собери транспортное средство»,

« Гаражи», « Дорисуй недостающие детали», « подбери оттенок»

Ориентировка в пространстве

Учить составлять схемы пути, развивать умение моделировать пространство..

Сл. диктант « Машина», « В каком ряду»,

« Что ты встретил на пути»

Развитие осязания и мелкой моторики

Развивать мелкую моторику, закреплять приемы рисования, используя трафарет, штриховку. Обучать работе с ножницами.

 «Обведи по точкам», «Заштрихуй  направление пути»

Март 1 неделя. Тема: «Время года. Весна».

Вид деятельности

Программное содержание

Дидактические игры, упражнения и задания

Социально-бытовая ориентировка

Уточнить и закрепить знания и представления детей о весне; названиях весенних месяцев;  признаках, приметах весны.

Формировать представления детей об изменениях, происходящих в природе весной. Воспитывать любовь к природе и познавательный интерес к сезонным изменениям. Учить различать и называть -6 признаков весны. Видеть причинно следственные связи изменений в природе.

«Весенние репортажи с улиц Москвы».

«Огородники».

 «Танграм», «Да – нет», «Зашифрованное слово», «Узнай по описанию».

Развитие зрительного восприятия

Продолжать учить различать и называть форму геометрических фигур. Учить различать форму плоскостных изображений и геометрических тел(конус).

Закреплять умение видеть расположение предметов на картине. Учить детей наблюдать явления природы и устанавливать простейшие связи между ними, определять состояние погоды:

  • изменения в неживой природе (становится теплее, идут дожди, проталины и т. п.);
  • изменения в растительном мире (набухают почки, листья распускаются и т. п.);
  • элементарные изменения в жизни животных и птиц изменения в одежде людей;
  • характерные для сезона занятия и труд людей.

Учить выделять информативные признаки сезонов в природе и в изображении (выделение главного, описание сюжета).

Сличение изображений, тренировать зрительные функции различения, локализации, фиксации, конвергенции, аккомодации, прослеживания.

 Серия картинок « Три периода весны», « Что  сначала, что потом», « Составь по частям рисунок и зарисуй его», « 100 цветов».

Ориентировка в пространстве

Закреплять умение ориентироваться после поворота. Совершенствовать умение ориентироваться в микро и макропространстве с ориентиром от предмета.

« Расставь картинки по порядку , объясни», « Синие оттенки-весны».

Развитие осязания и мелкой моторики

Развивать мелкую моторику, графомоторные навыки. Представления о переходах материалов.

 «Обведи сосульки», « снег-лед-вода-пар»

Март 2 неделя. Тема: «Моя семья». 

                                                                           

Вид деятельности

Программное содержание

Дидактические игры, упражнения и задания

Социально-бытовая ориентировка

Закрепить знания детей о понятиях, обозначающих родственные отношения в семье. Воспитывать любовь и уважение к родным: маме, папе, сестре, брату, бабушке, дедушке и др.

Формировать представление о том, что семья должна быть дружной, сплочённой. Дети должны знать имя и отчество своих родителей, имена других членов семьи, называть близких взрослых по имени и отчеству.

 «Семья: Телерепортаж о жизни семьи».

 «Придумай предложение», «Скажи по-другому», «Не ошибись».

Развитие зрительного восприятия

Продолжать учить различать и называть форму геометрических фигур. Учить различать форму плоскостных изображений и геометрических тел.

Учить составлять свой словесный портрет и описывать близких родственников

Сличение изображений, тренировать зрительные функции различения, локализации, фиксации, конвергенции, аккомодации, прослеживания.

 «Найди такой же предмет по форме», «Собери разрезную геометрическую фигуру», «Чудесный мешочек».

Ориентировка в пространстве

Закреплять умение ориентироваться во времени, микропространстве. Учить рассказывать о своем возрасте и возрасте членов семьи

« Наши предки», « Опиши родственника», « Найди и обведи лицо человека»,

Развитие осязания и мелкой моторики

Развивать мелкую моторику, силу и точность мускулатуры рук, тактильные ощущения.

 

« Выложи по контуру»

 пластилинография, бусы или природные материалы (зерна).

Март 3 неделя. Тема: «Профессии».

Вид деятельности

Программное содержание

Дидактические игры, упражнения и задания

Социально-бытовая ориентировка

Закреплять знания о труде взрослых и общественных явлений. Уметь называть 6 профессий. 

Расширять представления детей о труде своих родителей, взрослых в детском саду: воспитателя, помощника воспитателя, заведующей, повара, шофера, врача, медсестры

Пособие «профессии»,

мини-игра «Профессии»

Развитие зрительного восприятия

Закреплять умение выделять сенсорные эталоны в окружающем мире. Закреплять умение описывать  картину по плану. Выделять перспективу и  находить закономерности.

Знакомить детей с информативным признаками профессий в изображении: спецодежда, орудия труда, специальный транспорт, интерьер учреждения, поза, характерная для трудового действия.

Сличение изображений, тренировать зрительные функции различения, локализации, фиксации, конвергенции, аккомодации, прослеживания.

 Картина с изображением людей разных профессий за работой.» путешествие в город мастеров»

Лабиринты. Повторение изученных зрительных гимнастик.

Ориентировка в пространстве

Закреплять умение ориентироваться в пространстве с различными ориентирами , составлять схемы пространства. 

При наблюдении за работой людей разных профессий учить выделять: последовательность их деятельности, организацию рабочего места

« Путешествие  на завод, фабрику..»

Развитие осязания и мелкой моторики

Развивать умение дифференцировать различные осязательные признаки предметов. Составление совокупной характеристики  предмета по данным различных анализаторов.

 « Чудесный мешочек», « Таблички»,

Повторение изученных пальчиковых гимнастик.

Манхэттен

Замочки

Март 4 неделя. Тема: «Мы  разные ( эмоции, мимика, жесты)».

Вид деятельности

Программное содержание

Дидактические игры, упражнения и задания

Социально-бытовая ориентировка

 Закрепить и уточнить знания и представления детей о выражении чувств с помощью мимики и жестов; об эмоциях.

Формировать понятия: настроение, эмоции.

Учить выражать свои эмоции и чувства словами, жестами.

Пособие «мир эмоций»,

 «Перед зеркалом», «Найди лишнее»,

 «Да – нет», «Назови эмоции», «Придумай предложение».

Развитие зрительного восприятия

Научить ребенка зрительно выделять  эмоциональное настроение человека.

Сличение изображений, тренировать зрительные функции различения, локализации, фиксации, конвергенции, аккомодации, прослеживания.

 Рассматривание иллюстраций: «Мимика человека», «Настроение», «Наши эмоции»,

 

Ориентировка в пространстве

Учить детей различать и правильно называть положение мимических операций.

«Повтори за мной»

Развитие осязания и мелкой моторики

Развивать мелкую моторику, осязательные способности.

 «Узнай на ощупь , что чувствует человек»».

Апрель 1 неделя. Тема: «Птицы».

Вид деятельности

Программное содержание

Дидактические игры, упражнения и задания

Социально-бытовая ориентировка

Закрепить и уточнить знания детей о птицах: зимующих, перелетных.

Уточнить названия часто встречающихся птиц, их особенности, выделить существенные различия. Закрепить представление детей о пользе птиц. Учить различать и называть 10 видов птиц. Закреплять в речи обобщающее понятие «птицы». Учить группировать птиц по различным признакам.

 «Зоомагазин».  «Назови птицу по описанию». «Отгадай-ка». «Найди лишнее». «Репортаж о птицах весной».

Развитие зрительного восприятия

Закреплять зрительный анализ и синтез объектов. Зрительное внимание и память. Закреплять сенсорные эталоны. Предметное восприятие.

Сличение изображений, тренировать зрительные функции различения, локализации, фиксации, конвергенции, аккомодации, прослеживания.

Наблюдение за птицами.

Рассматривание иллюстраций и репродукций картин по теме. Домино « Птицы», Лото теней « Птицы», « сколько одинаковых», « Проследи за птичкой», « дорисуй клювы и хвосты»

Лабиринты. Повторение изученных зрительных гимнастик.

Ориентировка в пространстве

Закреплять навыки ориентировки на частях тела птицы. Закреплять навыки умения работы со схемой.

« Найди перышко», « Где чей дом» «Исправь ошибку», «Целое и часть».

Развитие осязания и мелкой моторики

Развивать мелкую моторику, силу и точность мускулатуры рук.

 Вылепи, вырежи.

Повторение изученных пальчиковых гимнастик.

Замочки.

Пособие «Моторика».

Апрель 2 неделя. Тема: «Мы  во  вселенной».

Вид деятельности

Программное содержание

Дидактические игры, упражнения и задания

Социально-бытовая ориентировка

Закреплять знания детей о планетах солнечной системы, о том, что наша планета – Земля. Расширять представления детей о космических полетах и космонавтах нашей страны, о первом космонавте, полетевшем в космос . Воспитывать чувство гордости за свою страну, интерес к космонавтам и астрономии.

Называть планеты солнечной системы, некоторые созвездия. 

«Космос».

«Наш дом во вселенной».

Развитие зрительного восприятия

Продолжать учить различать и называть форму геометрических фигур. Учить различать форму плоскостных изображений и геометрических тел.

Сличение изображений, тренировать зрительные функции различения, локализации, фиксации, конвергенции, аккомодации, прослеживания.

 «Назови планету», «Узнай свое созвездие», «Соедини точки по порядку»,.

 

Зрительные гимнастики.

Ориентировка в пространстве

Развивать пространственное воображение детей.

Закреплять представление об относительности пространственных отношений.

«Вселенная» (размести планеты по своим местам), игра «Земля – Луна».

Развитие осязания и мелкой моторики

Развивать мелкую моторику, графомоторные навыки.

 

«Обведи систему», «Заштрихуй планеты»,

Пальчиковые гимнастики.

Лепим из цветного теста.

Апрель 3 неделя. Тема: «Комнатные растения».

Вид деятельности

Программное содержание

Дидактические игры, упражнения и задания

Социально-бытовая ориентировка

Закрепить и уточнять знания детей о видах комнатных растений, их названиях. Формировать и закреплять представление детей о внешнем виде, особенностях ухода, строении и размножении комнатных растений. Воспитывать бережное отношение к растениям, эстетические чувства. Учить различать и называть 10 видов комнатных растений. Учить группировать предметы по признакам  цвета, величины, формы, строения листьев, цветков и стеблей.

«Магазин цветов».

 «Найди лишнее».

«Придумай предложение».

« Найди пары».

« Чей лист, цветок..» игры ТСО.

Развитие зрительного восприятия

Закреплять сенсорные представления. Предметное восприятие. Восприятие сюжетных изображений « На подоконнике у Маши».

Сличение изображений, тренировать зрительные функции различения, локализации, фиксации, конвергенции, аккомодации, прослеживания.

 « Цветы по цвету в ряд», « Угадай лист по форме», « От большого к маленькому,  от длинного к короткому..», « Обведи и дорисуй вторую половину»

« Сгруппируй по …цвету…форме..», « Что спряталось», « Пройди по лабиринту и полей нужный цветок». Лабиринты. Повторение изученных зрительных  гимнастик.

Ориентировка в пространстве

Закреплять у детей глубинное видение пространства. Закрепить умение работать со схемой и планом. Развивать пространственное воображение. Закреплять умение ориентироваться в небольшом замкнутом пространстве, с опорой на ориентиры, используя различные анализаторы ( на звук, запах, тактильные ощущения).

 «Целое и часть». « Составление букета из цветов», Расставь растения по комнате.

« Отгадай где ты»

Развитие осязания и мелкой моторики

Развивать мелкую моторику, силу и точность мускулатуры рук.

« Обведи, заштрихуй, вырежи , наклей»,

 « Проколи по точкам»

Апрель 4 неделя. Тема: « Скоро в школу».

Вид деятельности

Программное содержание

Дидактические игры, упражнения и задания

Социально-бытовая ориентировка

Закрепить и уточнить знания и представления детей о школе, школьных принадлежностях. Формировать социальную позицию «школьника». Способствовать развитию познавательного интереса, учебной мотивации. Формировать представление об учителе и значении обучения в школе для ребенка.

Активация и обогащение словаря детей.

«Школа». «Кому что нужно?».

 

Развитие зрительного восприятия

Закреплять целенаправленное и осмысленное восприятие окружающего мира, используя все доступные анализаторы. Закреплять умение выделять перспективу в сюжетном изображении составлять описательный  рассказ, раскладывать  в правильной последовательности части изображения. Выделять главных героев сюжета, отображать логические последовательности, додумывать конец. Развитие ВПФ.

Сличение изображений, тренировать зрительные функции различения, локализации, фиксации, конвергенции, аккомодации, прослеживания.

 « Что нам в школе Пригодится», « Обведи и раскрась», « Найди различия»,

« Школьный класс(фото)-составь рассказ»,

«Что для чего, и отчего».

Соотнесение, выделение различий, лабиринты, «Отметь только заданную букву и тд.».  Лабиринты. Повторение изученных зрительныхгимнастик.

Ориентировка в пространстве

Закрепить умения составлять план и схему пространства. Закреплять умение ориентироваться в большом пространстве. Закреплять умения ориентироваться в помещениях сада. Отрабатывать перестроения совместно с муз рук.

« Твой класс», « Путь в школу», « На музыкальном занятии»

Развитие осязания и мелкой моторики

Развивать мелкую моторику, закреплять приемы плоскостного письма.

Развивать тактильное восприятие.

 «обводки, штриховки, линии», « Рисунок на руке, спине..», « Какая это буква»

Май 1 неделя. Тема: Тема: «Цветы».

Вид деятельности

Программное содержание

Дидактические игры, упражнения и задания

Социально-бытовая ориентировка

Учить различать и называть до 10 видов цветов.  Учить обобщать «цветы дикорастущие- плевые , лесные; Садовые цветы». Закреплять и систематизировать знания детей о садовых и полевых цветах. Закрепить и уточнить знания и представления детей о строении цветка. Воспитывать бережное отношение к цветам; умение оценить красоту цветов.

Упражнять в согласовании существительных с прилагательными, числительными и глаголами.

Обогащение и активизация словаря. «Полевые цветы».

«Садовые цветы».

«Цветочный магазин».

 «Придумай предложение».

«Узнай по описанию цветок».

« 10 отличий», « Найди место»

Развитие зрительного восприятия

Закреплять зрительное выделение цвета , формы, размеры. У реального объекта. Различать отличия в движении. Закреплять умение воспринимать сюжетное изображение, описание картины по плану. Закрепить умение выделять предмет в различных модальностях. Закреплять умение работать с зашумленными , наложенными объектами. Закреплять умение зрительно выделять сенсорные свойства предметы.

Сличение изображений, тренировать зрительные функции различения, локализации, фиксации, конвергенции, аккомодации, прослеживания.

«Цветы» (цветовосприятие), «Разложи цветы по разноцветным  ящикам», логико-малыш цвет в природе, цветы.

« Серединка-лепесток», « сколько кисточка трудилась».

Ориентировка в пространстве

Закрепить понятие относительности пространства.  Ориентировка в большом пространстве при помощи ориентиров, относительность в большом пространстве.

« Цветочная поляна», « Найди самый короткий путь в цветочный сад»

Развитие осязания и мелкой моторики

Развитие мелкой моторики и силы и точности мускулатуры рук,  тренировка графомоторных навыков. Развитие тактильного восприятия, умения проводить обследование предметов.

 Трафарет цветы, обведи ромашку, Заштрихуй розу, проколи колокольчик.

« Пощупай и скажи , что было проколото», « Нарисуй на руке цветок»

Май 2 неделя. Тема: ««Рыбы».

.

Вид деятельности

Программное содержание

Дидактические игры, упражнения и задания

Социально-бытовая ориентировка

Учить различать и называть 10 видов рыб. Закрепить умение обобщать в группу « Рыбы». Закрепить и уточнить знания детей о рыбах: строение, питание, способ размножения, названия.

Учить выделять характерные признаки различных рыб; классифицировать рыб (пресноводные, морские, аквариумные).

 

 «Отвечай быстрее».

«Похож – не похож».

«Кто больше знает?».

« Аквариум»

Развитие зрительного восприятия

Закреплять выделение и словесное обозначение  сенсорных признаков у реального объекта. Учить анализировать и синтезировать предмет сложной формы. Учить зрительно выделять характерные признаки различных рыб.

Сличение изображений, тренировать зрительные функции различения, локализации, фиксации, конвергенции, аккомодации, прослеживания.

Пособие « Рыбы»,«Рыбаки и рыбки»,

« Аквариум», « Найди пару», « Целое и его часть».

Ориентировка в пространстве

Закрепить умение ориентироваться на плоскости. Используя элементы пространственной ориентировки. Закреплять парно-противоположные направления, ориентировку при поворотах, в движении на плоскости. Закреплять умение словесно обозначать место нахождения объекта.

 «Морское дно», «Куда плывет малек»,

« Повернись- осмотрись», « А в аквариуме сом…»

Развитие осязания и мелкой моторики

Развитие мелкой и общей моторики.

« Выбери и соедини», « Дорисуй»,  Рыбий глаз.

Май 3-4 неделя. Итоговая диагностика.

Июнь 1 неделя. Тема: «Я  человек  (культура общения). 

Вид деятельности

Программное содержание

Дидактические игры, упражнения и задания

Социально-бытовая ориентировка

Учить детей быть внимательными друг к другу, замечать в друзьях положительные качества характера.

Воспитывать уважение к старшим, посторонним и друг к другу.

Формировать у детей понимание того, что вежливость является важным составляющим качеством человека живущего в обществе.

«Волшебные слова».

«Как вести себя за столом».

«Как понять друг друга?».

 «Комплименты».

«Что лишнее?».

«Так бывает или нет?».

Развитие зрительного восприятия

Закреплять видение перспективы, проекций различных предметов на предметных и сюжетных изображениях. Определять состояние человека по мимическим гримасам. Учить контролировать при помощи зеркала выражение своего лица.

Сличение изображений, тренировать зрительные функции различения, локализации, фиксации, конвергенции, аккомодации, прослеживания.

« Школа вежливости», « Маша потерялась». « Трамвай», « Давай знакомиться», « Не подходи»

Ориентировка в пространстве

Развивать слуховое восприятие. Закреплять умение ориентироваться в различных помещениях и на территории сада. Определять свое место нахождения при помощи различных анализаторов.

« Дети на улице», « Мы в музыкальном зале, театре», « Что рядом»

Развитие осязания и мелкой моторики

Развитие общей моторики и зрительно-двигательной координации.

« Гости»

Июнь 2 неделя. Тема: «Время года. Лето. Лесная аптека». 

Вид деятельности

Программное содержание

Дидактические игры, упражнения и задания

Социально-бытовая ориентировка

Закрепить знания о временах года, о сезонных изменениях в природе, происходящих летом. Закрепить знания детей о названиях летних месяцев и признаках лета. Закрепить и уточнить знания детей о лекарственных растениях, их пользе для человека.

Воспитывать бережное отношение к растениям, насекомым и животным. Активизация и обогащения словаря.

Ознакомить детей с возможными опасностями летом.

« Лето в городе»

 «Семейный отдых на даче».

 «Подбери нужное».

« Найди пару»

Развитие зрительного восприятия

Закрепление различений и называние сенсорных эталонов при описании  наблюдаемого окружающего пространства, с использованием всех сохранных анализаторов. Развитие логического мышления. Закреплять умение составлять из отдельных фрагментов большой сюжет.

Сличение изображений, тренировать зрительные функции различения, локализации, фиксации, конвергенции, аккомодации, прослеживания.

« Что я вижу, слышу, чувствую»,

« Летом дети…»

Ориентировка в пространстве

Ориентировка в пространстве детского сада с опорой на различные ориентиры. Продолжать учить ориентироваться по схеме-плану.

 «Клад»

Развитие осязания и мелкой моторики

Развитие мелкой моторики(лепка рисование аппликация).

Лето на грядке,  поле, даче, море..…

Июнь 3 неделя. Тема: «Насекомые».

Вид деятельности

Программное содержание

Дидактические игры, упражнения и задания

Социально-бытовая ориентировка

Обобщать и закреплять представления детей о многообразии насекомых. Учить различать и называть 10 видов насекомых.

Упражнять в различении и назывании наиболее часто встречающихся насекомых в нашей местности. Уточнить представление детей о пользе насекомых и вреде насекомых. Опасные насекомые.

 «Семья – прогулки на лесной поляне».

 «Найди лишнее».

«Узнай насекомое».

«Да – нет».

Развитие зрительного восприятия

Закрепить умение работать с увеличительными приборами.

Сличение изображений, тренировать зрительные функции различения, локализации, фиксации, конвергенции, аккомодации, прослеживания.

« Жук», « Летает-ползает», логика малыш.

« Рассмотри-ка»

Ориентировка в пространстве

Закреплять ориентировку  на различных объектах , ориентировку на плоскости с разными точками отсчета.

« Рука-Лапа», « Светки на ветку», лабиринты

Развитие осязания и мелкой моторики

 Развивать мелкую моторику,  зрительно-моторную координацию.

 Оригами–жук, бабочка..

Июнь 4 неделя « Грибы».

Вид деятельности

Программное содержание

Дидактические игры, упражнения и задания

Социально-бытовая ориентировка

Учить различать и называть 10 видов грибов. Познакомить детей с разнообразием грибов, выделив группы съедобных и несъедобных. Уточнить и закрепить знания детей о полезных свойствах грибов; рассказать о том, что некоторые опасны для человека, но приносят пользу насекомым и животным.

Формировать представление о строении грибов и как правильно их собирать.

 «Грибные заготовки на зиму».

«Белкина работа», « Съем , не съем»

Развитие зрительного восприятия

Выделять  мелкие детали и отличия в строение предметов , используя знакомые эталоны. Закреплять умение в описании предмета-гриба  по плану.

Сличение изображений, тренировать зрительные функции различения, локализации, фиксации, конвергенции, аккомодации, прослеживания.

 Макеты грибов.  « Спрятался грибок»,

 « Собери лукошко», « Гриб-какой он»

Ориентировка в пространстве

Закреплять глубинное видение пространства. Определение положения предмета по вторичным признакам, используя логические приемы.

 Макет Леса.

Развитие осязания и мелкой моторики

Развивать мелкую моторику,  зрительно-моторную координацию. Силу и точность мелкой мускулатуры.

Лепка, рисование ,работа с ножницами.

                                                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РЕФЕРАТ СПЕЦИФИКА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЯ ЗРЕНИЯ

В реферате раскрыта актуальность данной темы, её цели и задачи. Дано объяснение тому, что специфика, содержание занятий, формы организации, приемы, способы и средства коррекционного воздействия, опред...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ, ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЯ ЗРЕНИЯ, В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

В ПРЕЗЕНТАЦИИ ИЗЛАГАЮТСЯ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ,  ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЯ ЗРЕНИЯ, В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ. ЧЕТКО ПОСТАВЛЕНЫ  ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КЛАССОВ...

Консультация для педагогов "Коррекционная работа с детьми, имеющими нарушения зрения, на прогулке".

Консультация предназначена для педагогов, которые работают в детских садах компенсирующего видадля детей с нарушением зрения. В предложенном материале даются описания видов коррекционной работы, котор...

Комплексное коррекционное занятие для детей подготовительной к школе группы, имеющих нарушения зрения "Загадочные животные".

Занятие позволяет закрепить и расширить словарный запас детей по темам "Зоопарк", "Дикие и домашние животные", умение составлять и решать математические задачи. Большое внимание уделяется развитию зри...

Специфика работы учителя-логопеда с детьми, имеющими нарушения зрения и речи.

Доклад посвящен особенностям коррекционно-логопедической работы учителя-логопеда с дошкольниками, имеющими нарушения зрения и речи. Описаны принципы работы, предложены наглядные схемы для составления ...

Методические рекомендации к уроку истории с обучающимися, имеющими нарушение зрения, в общеобразовательном учреждении

Доступная среда для детей с ограниченными возможностями по зрению, обеспечение доступа к образовательным ресурсам и совместный процесс их обучения в обычных школах. ...

Здоровеьесберегающие технологии в работе учителя с учащимися с ограниченными возможностями здоровья, имеющими нарушение зрения.

На сегодняшний день в школах наблюдается большой процент учащихся, имеющих нарушение зрения. Контингент таких учеников обучается в гимназиях, лицеях, коррекционных  школах и классах. Дети данной ...