Кодификатор как средство оценки успешности школьника в соответствии с требованиями ФГОС с использованием средств педагогической метрологии.
статья

Конышева Татьяна Валерьевна

В основе ФГОС нового поколения лежит системно - деятельностный подход, основной целью которого является: научить учащихся самостоятельно учиться и помочь освоить ключевые компетенции (умения), которые позволят им успешно социализироваться в современном мире. Термин "competence" означает "способность, умение.

В связи с новыми ФГОС к учителю предъявляются новые требования.

Учитель должен знать ФГОС как системную инновацию

Скачать:


Предварительный просмотр:

Кодификатор как средство оценки успешности школьника в соответствии с требованиями ФГОС с использованием средств педагогической метрологии.

В основе ФГОС нового поколения лежит системно - деятельностный подход, основной целью которого является: научить учащихся самостоятельно учиться и помочь освоить ключевые компетенции (умения), которые позволят им успешно социализироваться в современном мире. Термин "competence" означает "способность, умение.

В связи с новыми ФГОС к учителю предъявляются новые требования.

Учитель должен знать ФГОС как системную инновацию:

  • способы, механизмы, инструменты, технологии, используемые  в ФГОС для достижения новых планируемых результатов;
  • методы оценки планируемых результатов.

Учитель должен уметь разработать:

  • новые тексты заданий для текущего и итогового контроля;
  • тестовые контрольные задания;
  • задания для компьютерного контроля.

Учитель должен уметь правильно действовать на практике:

  • Оценивать результативность деятельности учеников по освоению новой для них технологии учебной деятельности;
  • Оценивать степень достижения учениками запланированных результатов и выявлять причины типичных и индивидуальных недостатков у учеников.

В современных условиях оценка качества образования или уровня обученности   учащихся играет большую роль. Это привело к кардинальному изменению подходов к контрольно-оценочной деятельности при аттестации школьников. В настоящее время существует два метода оценки качества знания учащихся (уровня обученности): традиционный метод контроля и тестовый компьютерный.

Часто отличие между тестом и контрольной работой трактуются только формой задания и тем, что преподаватель устранен из контрольно-оценочного процесса. Но это не так, ибо различия значительно глубже.

Принципиальное различие между традиционной системой оценивания знаний и системой, основанной на компьютерном тестировании учеников, состоит в том, что первая система выполняет качественную оценку учебных достижений обучающихся, а вторая дает количественные показатели уровня (обученности) достижений учеников.

Цель разработки автоматизированной организационно-технологической системы мониторинга (АСМ) результативности процесса обучения школьников основам научных знаний заключается в обеспечении процесса общественно-государственного измерения качества образования в рамках локальных (школьных) образовательных систем.

Задачи нашей работы – облегчить обработку полученных результатов проведённых диагностических работ с помощью средств  педагогической метрологии.

Компьютерные тесты, как показывает практика, являются единственным способом педагогических измерений, позволяющих получать объективные оценки уровня обученности и воздействовать на педагогический процесс с целью создания положительной динамики в учебном процессе. Использование компьютерной технологии в образовательном процессе требует серьезной проработки новых условий обучения.

В нашем инновационном продукте представлен  итоговый кодификатор по математике составленный для 5 класса в соответствии ФГОС-2.

Предметный кодификаторструктурированная в форме таблицы модель содержания учебного предмета, распределенного по подсистемам (блокам) и дидактическим единицам (элементам в блоках) применительно ко времени обучения (четверть, полугодие, год, ступень).

Предметный кодификатор служит основой разработки оценочных шкал, средств измерения сертификационных показателей (тестов) и основой сравнительного анализа результативности обучения.

Рассмотрим пример кодификатора.

Мы выделили 4 блока :

I.Действия с натуральными числами.

II. Действия с обыкновенными дробями.

III. Десятичные дроби.

IV. Инструменты для вычислений и измерений.

Каждому блоку соответствуют свои дидактические единицы.

Каждой дидактической единице – свое задание в тесте.

Более детально рассмотрим первый блок. В нем 8 дидактических единиц.

ПОДСИСТЕМЫ

(БЛОКИ)

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ЕДИНИЦЫ

(ЭЛЕМЕНТЫ В БЛОКАХ)

I. Действия с натуральными числами.

  1. Сложение натуральных чисел  и его свойства.
  2. Вычитание натуральных чисел.
  3. Умножение натуральных чисел и его свойства.
  4. Деление натуральных чисел. Деление с остатком.
  5. Решение уравнений.
  6. Упрощение  выражений.
  7. Степень числа. Квадрат и куб числа.
  8. Формулы (пути, периметра, площади, объема)

Каждой дидактической единице соответствует свое задание в тесте.

                                                ИТОГОВЫЙ ТЕСТ

Математика  (5 класс)

Вариант 1

Блок А.

Задание 1. Если к числу 880 прибавить число 226, то в результате суммы получится число …

1)… 1106.

2)… 1006.

3)…   906.

Задание 2. Разность чисел 7003 и 398 равна

1)…6715.

2)… 6605.

3)… 7401.

Задание 3. Если число 403 увеличить в 201 раз, то получится число …

1)….8463

2)…604.

3)… 81003.

Задание 4. Частное от деления чисел 24080 и 40 равно …

1)…24040.

2)…602.

3)…62.

Задание 5. Если 240:Х+44=50, то Х  равен…

1)…40.

2)…1440.

3)…234.

Задание 6. Если упростить выражение 2а+7а-а, то получится…

1)…9а.

2)…8а.

3)…10а.

Задание 7. Результат выражения 2³ + 2·3² равен…

1)…18.

2)…44.

3)…26.

Задание 8. Применив формулу для вычисления периметра прямоугольника со сторонами а и b, где а=4дм и b=10см, он равен …

1)…28дм.

2)…10дм.

3)…28см.

Тестирование проводится в режиме онлайн, расчет баллов проводится автоматически и представляется испытуемому сразу после завершения процесса в виде таблицы и столбчатой диаграммы.

Здесь можно увидеть с какой темой ребенок справился лучше, а какая западает. Конкретно с каким заданием справился, а с каким нет. И какую он получил отметку по 100 бальной и по 5 бальной системе.

Результат можно получить как по каждому ученику, так и по коллективу класса и даже по параллели.

Такое тестирование можно проводить несколько раз в течении года для того, чтобы выполнять сравнительный анализ результативности обучения и вовремя делать корректировку в образовательном процессе.

Таким образом, методика педагогического измерения, разработанная кафедрой ГЦМСОС НИУ ИТМО под руководством С. А. Бояшовой, на наш взгляд, облегчает обработку оценки достижения планируемых результатов учеников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы внеурочной работы с младшими школьниками в соответствии с требованиями ФГОС

В данной статье показан опыт внеурочной работы с младшими школьниками в соответствии с требованиями ФГОС....

Реализация системно-деятельностного подхода в обучении английскому языку в начальной школе. Формирование УУД у младших школьников в соответствии с требованиями ФГОС.

Современная образовательная среда требует обязательного применения здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе....

Расширение возможностей для развития умений чтения: рекомендации по успешному овладению в соответствии с требованиями ФГОС. Предметные и метапредметные аспекты обучения чтению на иностранном языке.

Расширение возможностей для развития умения оценивать полученную в процессе чтения текста/книги информации, а также выражать свое мнение по прочитанному (предметные результаты овладения чтением) реали...

Современные способы контроля и оценки учебной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС

Система контроля и оценки как повышения качества образования в целом и уровня образовательных достижений каждого ученика является важной в условиях введения новых ФГОС. Новый стандарт предполагает так...

«Формирование метапредметных и предметных компетенций младших школьников в соответствии с требованиями ФГОС на уроках и во внеурочное время»

«Формирование метапредметных и предметных компетенций младших школьников в соответствии с требованиями ФГОС на уроках и во внеурочное время»...

Формирование учебной мотивации школьников в соответствии с требованиями ФГОС

Мотивационный механизм - это система психофизиологических, психических и социальных предпосылок мотивации как направленного побуждения человеческого поведения и деятельности....