"Использование инновационных технологий в работе педагога"
материал

Астраханцева Марина Константиновна

Виды педагогических технологий и их эффективность использования в работе с детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_innovatsionnyh_tehnologiy_v_rabote_pedagoga.docx142.52 КБ

Предварительный просмотр:

Использование инновационных технологий в работе педагога.

Воспитатель: Астраханцева Марина            Константиновна.                .

детский сад

                                                                          2018г

Современный педагог — это тот, кто постоянно развивается, самообразовывается, ищет новые пути развития и образования детей. Все это становится возможным благодаря его активной позиции и творческой составляющей.

Сегодня я хочу рассказать  о педагогических технологиях и их эффективном использовании в работе с детьми. Вначале давайте вспомним, что же означает сам термин «технология».

Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).

Педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно - методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачёв).

Сегодня насчитывается больше сотни  образовательных технологий. 

К числу современных образовательных технологий можно отнести:

здоровьесберегающие технологии;

технологии проектной деятельности;

технологии исследовательской деятельности;

информационно-коммуникационные технологии;

личностно-ориентированные технологии;

игровые технологии.

1.Здоровьесберегающие технологии направлены на укрепление здоровья ребенка, привитие ему здорового образа жизни.

Стараюсь применять здоровье сберегающие технологии в различных видах деятельности. Для укрепления здоровья детей ежедневно провожу утреннюю гимнастику, занятия по физическому развитию, подвижные игры, которые  на специальных занятиях и во время прогулки. Для этого имеются атрибуты такие как: кегли, пластмассовые мячи, скакалки, обручи; а так же нетрадиционное спортивное оборудование: мячики из носков и султанчики. Дневной сон тоже немаловажен для здоровья детей и проходит он в заранее проветриваемом помещении. Для профилактики усталости в режимные моменты включаю упражнения для глаз, физ. минутки, пальчиковые игры.  С детьми провожу такие беседы как: «Чистота залог здоровья», «Как сберечь зубы?», «Чисто жить, здоровым быть», «Полотенце – наш судья» и др. В своей работе я использую музыкотерапию. Выполнение движений под музыку, помогает корректировать поведение детей, их эмоциональное состояние.

2.Информационно - коммуникативные технологии позволяют обогатить и качественно обновить  воспитательно-образовательный процесс и повысить его эффективность.

Информационно - коммуникативные технологии помогают мне:

- Подбирать иллюстрированный и познавательный материала к занятиям и материал для оформления.

-С помощью компьютера я могу смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать на занятии либо увидеть в повседневной жизни (например, воспроизведение звуков животных; природы, работу транспорта, сезонные изменения и т. д.): «Дождь», «Пение птиц», «Шум морского прибоя», «Звуки города  села» и др.

-Создавать и использовать в работе презентаций  для повышения эффективности образовательных занятий с детьми. Мною были использованы такие презентации как: «Профессии наших мам», «Всемирный день китов», «Викторина о животных», «Транспорт специального назначения»,  Цветочная викторина «Хоровод цветов» и др.

-Обмениваться опытом, знакомиться со сценариями праздников и других мероприятий, наработками других педагогов: Страна мастеров http://stranamasterov.ru/applikacija, Социальная сеть работников образования https://nsportal.ru/, Международный образовательный портал http://www.maam.ru/ и др.

-Знакомиться с периодическими печатными изданиями в электронном виде.

- Участвовать в международных и всероссийских конкурсах для детей и педагогов в сети интернета. «Преемственность в образовании» https://preemstvennost.ru/konkursy, «Арт-талант» https://www.art-talant.org/ и др.

- Обобщать свой педагогический опыт работы, размещая конспекты занятий на страницах сайта www.nsportal.ru,  «Продлёнка»  https://www.prodlenka.org/diploms.html.

3.Личностно-ориентированные технологии обеспечивают условия для развития индивидуальности ребенка, комфортных, безопасных условий на основе уважения личности ребенка, учета особенностей его развития, где каждый ребенок является активным участником образовательного процесса со своим индивидуальным темпом деятельности и способностью к усвоению материала, со своими интересами, склонностями.

На моих занятиях прослеживается акцент на личностно - ориентированный подход в общении. Занятия, совместную деятельность с детьми планирую так, чтобы она была направлена не на выяснение того, что знает ребёнок, а на то, насколько развиты его “сила ума”, наклонности и способности рассуждать, критически мыслить, находить правильное решение, применять знания на практике.

Считаю, что каждый ребёнок уникален в своей индивидуальности и имеет право развиваться в собственном темпе. При применении технологии уровневой дифференциации делю детей на условные группы с учетом индивидуальных  особенностей, так как дети имеют разный уровень развития. При формировании групп мною учитываются личностное отношение воспитанников к окружающей действительности, степень освоения программного материала, интерес к изучению нового материала, особенности развития психических процессов. Применяю дидактический материал, различающийся по содержанию, объему, сложности, методам и приемам выполнения заданий.

4.Игровые технологии.

Игровая технология – это организация педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Это понятие отличается от игр тем, что они имеют четко поставленную цель и соответствующий ей результат.

Игра – это тот вид деятельности, где дети  учатся общаться друг с другом, дружить, уважать мнение сверстника. Игра  позволяет  развивать лидерские качества у застенчивых и неуверенных в себе детях, а детям с завышенной самооценкой помогает научиться договариваться и брать на себя второстепенные роли.

В своей работе использую широкий выбор форм проведения игр. (игры – путешествия, конкурсы, викторины, развлечения, сюрпризный момент, сюжетно – ролевые игры, игры фантазии и импровизации, дидактические, настольно-печатные). При этом, игры имеют множество познавательных, обучающих функций. Среди игровых упражнений можно выделить те,

-которые помогают выделять характерные признаки предметов: то есть учат сравнивать; «Что изменилось», «Похож - не похож», «Было - будет», «Найди такую же» и др.

-которые помогают обобщать предметы по определенным признакам; «Кто быстрее?», «Кто быстрее?», «Кому что нужно» и др.

-которые учат ребенка отделять вымысел от реального; «Чего на свете не бывает?», «Реальность и фантазия» и др.

-которые воспитывают общение в коллективе: «Просьба», «Отказ», «Приглашение» и др.

-развивают быстроту реакции, смекалку «Найди пару», «Найди вой цвет» и другие.

Поэтому этот вид деятельности вызывает наибольшее количество откликов и эмоций.

5.Социо-игровая технология — это технология, основанная на взаимодействии детей в малых группах, смене лидера и  видов деятельности (социализация, коммуникация, продуктивная, поисковая), а также взаимодействии микро групп между собой посредством игры.

Социо-игровой стиль обучения ищет способы такого общения детей со взрослыми, при котором утомительная принудиловка уступает место увлеченности. Подобное происходит, когда на занятии используется работа малыми группами и когда обучение сочетается с двигательной активностью детей. Соединение этих двух условий создает социо-игровую атмосферу на занятиях.

Классификация игр социо- игровой технологии.

- игры для рабочего настроя;

- игры для социо-игрового приобщения к делу;

- игры разминки;

- игры для творческого самоутверждения;

- игры вольные.

Давайте представим себя детьми и поиграем в игры, которые предлагают авторы данной технологии. Поскольку в технологии существует определённая последовательность, первая игра для рабочего настроя.

Игры для рабочего настроя.

Задачи: пробудить интерес детей друг к другу, поставить участников игры в какие-то зависимости друг от друга. В процессе таких игр детям легче будет преодолеть страх, враждебную настороженность, решить скандальный спор и нежелание совместно играть и решать поставленные задачи.

«Волшебная» шкатулка».

Вам приятно, когда вам говорят добрые, приятные слова? У меня в руках «Волшебная» шкатулка. Я вам предлагаю по очереди передавать шкатулку по кругу при этом говорить друг другу комплименты. Постепенно наша шкатулка наполнится добрыми, ласковыми словами.

Игры для социо-игрового приобщения к делу.

Задачи: развивать познавательную мотивацию, умение сотрудничать, принимать решение самостоятельно; формировать стремление достижения успеха; повышать уверенность в себе.

Игры-разминки.

Задачи: снять напряжение у ребенка; поднять настроение, дать возможность размяться, развивать координацию движений.

Предлагаю распределиться на команды по сезону рождения ( кто родился летом – одна команда, осенью - другая и т.д.)

 «Дракон, девочка и самурай». 

Она по смыслу похожа на детскую игру «Камень-ножницы-бумага». Игра проходит в три кона. Каждый кон команда показывает одну из фигур: Девочку, Самурая или Дракона.

Девочка: Участники переминаются с ноги на ногу, руки как будто бы держатся за края воображаемой юбочки, проговаривая при этом характерный звук: «Ля-ля-ля-ля».

Дракон: Ноги на ширине плеч, руки подняты над головой, пальцы растопырены как когти. Характерный агрессивный звук: «А-А-А-А!!!».

Самурай: Тренер встает в боевую стойку: одна нога выпадом вперед, одна рука также вперед, как будто бы самурай держит воображаемый меч и направляет его в противника. При этом характерный звук: «У-У-У-У!!!») (все участники повторяют вместе со мной, чтобы запомнить фигуры.)

Возможные раскладки:

Дракон-Самурай – Самурай побеждает Дракона – команда, показавшая Самурая,  получает одно очко.

Дракон-Девочка – Дракон съедает девочку – команда, показавшая Дракона, получает одно очко.

Девочка – Самурай – Девочка соблазняет Самурая – команда, показавшая Девочку, получает одно очко.

У каждой команды 10 секунд на принятие решения. Время мной фиксируется. Если команда задержалась более чем на 5 секунд – очко засчитывается противоположной команде.

По моей команде выстраивайтесь в шеренги друг напротив друга, спиной к центру. На счет «Три»– команды показывают свои фигуры. Подводим итоги, после чего начинаем следующий тур.

Игры для творческого самоутверждения.

Задачи: Развивать умение выражать свои чувства и способности, используя разные средства: пластику, мимику, жесты; умение владеть своим телом. Учить понимать внутренний мир окружающих людей.

Игры вольные.

Задачи: Развивать интерес к подвижным народным играм, хороводам; способствовать развитию внимания, воображения, активности, уверенности в себе. Формировать чувство группового единства.

Я показала Вам некоторые игры и приемы социо-игровой технологии. Их можно использовать и на занятиях, и при организации свободной деятельности детей. И самое главное, мы все должны помнить главный принцип в работе с детьми: «Не рядом и не над, а вместе!»

Важное место в использовании технологий сохранения и стимулирования здоровья отводится методам арттерапии и сказкотерапии.

6.Сказкотерапия – «это терапия средой, особой сказочной обстановкой». Ребенка дошкольного и младшего школьного возраста отличает высокая эмоциональность, вера чудеса. Сказка для ребенка обладает особой притягательной силой. В сказке «добро побеждает зло» - этот нравственный посыл становится основным средством этой технологии.

Сказкотерапия – процесс переноса сказочного смысла в реальность, образование связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Метод сказкотерапии способствует развитию навыка налаживания дружеских отношений со сверстниками, коррекции поведения детей.

Ребенок, находясь в сказке, взаимодействует с разными сказочными персонажами, ищет пути решения проблемы, встающей перед ним. В сказках есть положительные герои, добрые и щедрые, а есть и отрицательные, злые и хитрые. Сказка определяет модель поведения, подталкивает к поиску путей выхода из проблемной ситуации, побуждает сопереживать персонажам. В результате, у ребенка появляется свой эмоциональный опыт, формируются новые представления о людях и окружающем мире, о добре и зле. Благодаря сказкам, в сознании ребенка формируется своеобразный «банк» жизненных ситуаций.

Таким образом, мы ненавязчиво формируем неприятие у дошкольника отрицательных качеств в себе и развиваем положительные нравственные качества, стремление к «правильным поступкам», к позитивным межличностным отношениям.

7.Метод арт-терапии. 
Основные цели арт-терапии – самовыражение, самопознание, расширение личного опыта, гармонизация личности. Арт-терапия помогает развивать у ребенка творческое и образное мышление, речь, мелкую моторику рук, помогает снять эмоциональное напряжение, отработать беспокоящие ситуации. Ребенок создает на бумаге мир, принадлежащий только ему.

Художественное творчество - особенный вид деятельности. Из опыта работы организую изо деятельность с использованием нетрадиционных техник рисования, нетрадиционными материалами такими как: поролон, восковые мелки, листья деревьев, мятая бумага  могу сделать вывод, что использование их позволяет детям ощутить незабываемые эмоции, развивает творческие способности ребенка, его креативность, что способствует общему психическому и личностному развитию детей. Нетрадиционные способы рисования: монотипия, кляксография, рисование пальчиками, ладошками, и т. д. развивают мелкую моторику, вызывают целый комплекс эмоций, помогают проявить характер ребенка, его индивидуальность.

Большое внимание уделяю нетрадиционным технологиям по работе с бумагой: бумагопластике и оригами, что развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера. Работа с бумагой способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат. Имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса, стимулирует и развитие памяти, так, как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания.

Во время занятия провожу с детьми упражнения для мышц рук, пальчиковые гимнастики, физ.минутки. Дети с удовольствием воспринимают музыкотерапию, поэтому на занятиях использую классическую и современную мелодичную спокойную музыку. Применение музыкального сопровождения поднимает настроение детей, они становятся более спокойными, увлеченными творческим процессом.

Таким образом, использование в работе инновационных образовательных технологий позволяет повысить уровень физического, интеллектуального и эмоционально – личностного развития детей, адаптировать их в обществе, воспитать у них привычку к здоровому образу жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование инновационных технологий в работе с дошкольниками"

Статья подготовлена для выступления на Районном методическом объединении работников дошкольного образования с. Александров-Гай, Александрово-гайского района, Саратовской области. В данной работе описа...

Доклад на тему: «Использование инновационных технологий в работе педагога-психолога»

Внедрение инноваций в работу образовательного учреждения – важнейшее условие совершенствования и реформирования системы образования. Инновационная деятельность – процесс, который позволяет учреждению ...

Использование инновационных технологий при работе с детьми с ОВЗ

Особую роль в процессе профессионального самосовершенствования педагога играет его инновационная деятельность. В данной статье рассказывается об использовании инновационных технологий при работе с дет...

"Использование инновационных технологий в работе педагога"

Использование иновационных технологий в работе с детьми....

Использование инновационных технологий в деятельности педагога-организатора

В условиях модернизации системы образования предъявляются определенные требования к профессиональной компетентности педагогических работников. Современный педагог-организатор должен уметь на высоком у...

«Использование инновационных технологий в работе педагога дополнительного образования»

В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождении в мировое образовательное пространство.     Этот процесс сопровождается существ...