Уроки развития речи в 6 классе
методическая разработка (6 класс)

Ядревская Ирина Александровна

Подготовка к сочинению по картине А. М. Герасимова «После дождя (Мокрая терраса)».

Подготовка к сочинению по картине Т.Н. Яблонской «Утро»"

Сочинение-описание «Моя любимая игрушка»

Подготовка к сочинению "Описание местности"

Сочинение. Описание природы по личным впечатлениям.

"Что в имени тебе моем"

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка в 6 классе.

Тема: «Подготовка к сочинению по картине А. М. Герасимова «После дождя (Мокрая терраса)».

Цели

образовательные: познакомиться с краткой  биографией художника, учить «читать» картину, собирать рабочие материалы к сочинению;

развивающие: развивать устную и письменную связную речь, творческие способности и эмоциональную сферу, интерес к живописи, расширять словарный запас, формировать навыки совместной работы в группе;

воспитательные: воспитывать чувство любви к природе, родному краю.

Тип урока: урок развития речи

Технология: урок-мастерская

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная, групповая (ребята работают в группе)

Оборудование: презентация; репродукция картины «После дождя», портрет художника, мольберт, кисти, краски, аудиозапись  «Гроза.  Затишье. Радостное пение птиц», раздаточный материал – отрывок из повести Л. Н. Толстого «Отрочество», учебник, толковые и орфографические словари.

Ход урока.

1. Вступительное слово учителя.

- Здравствуйте ребята. Вы находитесь в мастерской художника. Что вы здесь видите? (Мольберт, краски, эскизы, холсты…) С их помощью  художник создаёт картину, настоящее чудо, которое живёт и радует нас веками. Мы с вами сегодня тоже попробуем себя в роли художников, да только не обычных, а художников инструментом которых будет слово.

2. Обращение к эмоциональной и зрительной памяти детей. Индукция.

- Закройте, пожалуйста,  глаза. Послушайте записи.

(Включается запись «Гроза.  Затишье. Радостное пение птиц».)

- Какую картину вы представили? Расскажите.

- Нравится ли вам летний дождь? Представьте, что вы вышли после грозы на улицу. Что вы увидели? Что ощутили? (Обмен впечатлениями.)  Вот и сегодня мы с вами будем готовиться к сочинению по картине А. М. Герасимова «После дождя (Мокрая терраса)» (Слайд 1 ) и поговорим о том,  что увидел художник А. М. Герасимов после дождя, когда вышел на свою террасу.

- Давайте повторим. Какие жанры живописи вы знаете? Какие типы текста? (слайд 3)

- Вам интересно узнать о художнике и о том, как появилась эта картина?

3. Рассказ о художнике и его картине. (слайды 4-7)

А.М. Герасимов родился  в купеческой семье в Козлове (ныне Мичуринск), учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Портретист, пейзажист, мастер тематической картины. Народный художник СССР, действительный член АХ СССР, доктор искусствоведения.

Художник А. М. Герасимов долгое время жил в Москве и был кремлёвским живописцем: писал картины вождей Сталина, Ленина, других руководителей страны. Но вскоре он переезжает в родной город Козлов (сейчас это город Мичуринск Тамбовской области). Он очень любил свой дом, сад. Особенно ему нравилось наблюдать за природой во время дождя или после него. Его сестра вспоминала, что однажды его потряс вид их сада после сильного летнего ливня. Художник закричал своему помощнику, чтобы тот быстрее дал ему кисть и палитру. Так за три часа была создана картина «После дождя», которую Герасимов считал одной из лучших своих полотен.

- Что интересного о художнике и его картине вы услышали? (Картина «После дождя» была создана за три часа!)

4. Формулировка темы и задачи урока.

- Художник работает с помощью красок, а мы будем в нашей мастерской работать с помощью слова. Скажите, а что можно придумать из слов? Правильно. Словосочетания, предложения, текст. А какой текст можно составить о картине? (Рассказ, сочинение.) Сформулируйте тему урока. («Подготовка к сочинению по картине А. М. Герасимова «После дождя».)

- Что, по-вашему, значит - написать сочинение по картине?

- Понять замысел художника. Проследить, как художник осуществил свой замысел в картине (композиция, цветовая гамма). Передать свое отношение к изображенному на полотне, свои мысли, чувства.

- А как подготовиться к сочинению?

- Нужно собрать необходимые слова, словосочетания, предложения, чтобы получился хороший текст;  составить план сочинения. Тогда нам легче будет написать его.

- Вот вы и сказали задачи нашего урока. Скажите, а зачем мы сели группами?

- Мы будем работать вместе, слушать друг друга и помогать друг другу.

-  Правильно. Но не спешите взять себе чужое, может быть, ваш вариант тоже хороший, ведь девиз нашей мастерской – «Вы все способны!».

5.  Лексическая работа. Деконструкция.

Выделите ключевые слова в названии картины. Запишите их в столбик. Дождь, терраса, мокрая. Объясните слово «терраса». Можете посмотреть значение слова в толковом словаре. (Летняя открытая (без стен) пристройка к дому, зданию.) Обратите внимание, как пишется это слово.

- Можно ли увидеть в нашей местности террасы?

- Террасы строят в средней полосе России, на юге, у нас же, на севере, рядом с домами стоят веранды.

- Подберите синонимы к словам «дождь», «мокрая». (Чтение вслух синонимов.) Для чего нужно их подобрать? Чтобы избежать повторов. Подберите прилагательные к  существительным «терраса», «дождь». Прилагательные обогащают содержание предложения, с помощью которых будем составлять текст.

6. Повторное рассматривание картины. Деконструкция и социализация (слайд 8)

- Что изображено на картине?

  -  К какому жанру вы отнесете картину А.М. Герасимова?

  - По каким деталям картины мы догадываемся,  что только что прошел дождь?

   -Удалось ли художнику передать ощущение свежести после дождя?

   -У картины два названия. Как вы думаете почему? Какое из названий более точно передает авторский замысел?

   -К какому типу текста будет отнесено ваше сочинение?

- Опишите, что видите (слайд 9) Круглый стол, букет цветов в кувшине,  резные ножки стола, опрокинутый стакан, блеск мокрых поверхностей, тени от предметов. 

7. Проведём словарную работу (слайд 10): Запись в тетрадях

Летний дождь; всё напоено влагой; всё блестит; свежая, умытая ливнем листва; на переднем и заднем плане; пламенеют в стеклянном графине розы; влажный блеск,  неяркий солнечный свет; вспоминаются строки из стихотворения А.Я.Яшина; опрокинутый стакан; сквозь густую зелёную листву видна крыша сарая; ощущается свежесть воздуха и тишина; терраса, перила.

8. Обращение к дополнительным источникам. Разрыв. (слайд 11)

О том, что происходит в природе после дождя, пишут и поэты, и писатели  - мастера слова. Послушайте одно стихотворение (читает наизусть подготовленный ученик). Что общего в стихотворении и на картине?  Это стихотворение поэта А. Яшина «После дождя». Оно есть у вас в учебнике. Какие необычные слова нашёл поэт, чтобы ярче показать изменения в природе? Сравните со своим текстом, есть ли у вас какие-то необычные слова. Посмотрите в группе, какие слова из стихотворения подойдут к нашей картине. Выпишите их. Подумайте, есть ли здесь художественные средства. («Капли на ветках висят, как серёжки» - сравнение, «В чашечках листьев, на каждой травинке по огонёчку, по серебринке» - метафора.) Какова роль этих художественных средств? Можно ли использовать эти строчки в сочинении? Как это оформить?

Синтаксис. Пунктуация. Составим предложения и запишем их в тетрадь, проверим написанное. (слайды 12-13)

  1. Вспоминаются строки из стихотворения А.Я.Яшина «После дождя»: «Капли на ветках висят , как серёжки», «В чашечках листьев, на каждой травинке по огонёчку, по серебринке».
  2. Всё блестит на переднем плане: перила, скамья, пол на террасе и крышка стола.
  3. Пламенеют в стеклянном графине розы, на них тоже висят капельки дождя.
  4. Кругом влажный блеск и неяркий солнечный свет, и отчётливо ощущается свежесть воздуха и тишина того момента, который наступает сразу после дождя.

Перед вами отрывок из повести Л. Н. Толстого «Отрочество». Прочитайте его выразительно (слайд 14):

«Но вот дождь становится мельче; туча начинает разделяться на волнистые облака, светлеть в том месте, в котором должно быть солнце, и сквозь серовато-белые края тучи чуть виднеется клочок ясной лазури. Через минуту робкий луч солнца уже блестит в лужах дороги. Я испытываю невыразимо отрадное чувство надежды в жизни. Душа моя улыбается так же, как и освежённая, повеселевшая природа. Я высовываюсь из брички и жадно впиваю в себя душистый воздух. Всё мокро и блестит на солнце, как покрытое лаком. Я не могу усидеть в бричке, бегу к кустам, рву мокрые ветки распустившейся черёмухи, бью себя ими по лицу и упиваюсь их чудным запахом».

- Какое настроение у героя Толстого рождает весенний дождь?

- Похожи ли ваши ощущения, которые вы испытываете, глядя на картину, и ощущения героя?

- Найдите те сочетания, которые можно использовать в сочинении.

- Обратите внимание, какие удивительные слова находят мастера слова, чтобы выразительнее показать картину, точнее выразить ощущения героев. Будем учиться такому мастерству.

Подберём синонимы, чтобы избежать повторов (слайд 15)

  • Картина  -полотно, пейзаж
  • Художник - живописец, пейзажист 
  • Нарисовал - изобразил, показал 

9.  Обсуждение путей анализа картины.

- Что вам в первую очередь бросилось в глаза, когда вы посмотрели на картину? (Терраса.) Значит, как лучше описать картину? (Сначала передний план, а потом задний план.)

- О чём ещё мы говорим, когда описываем картину художника? (О красках, которые использовал художник)

- А для чего создаются картины? (Художник своей картиной хочет сказать о том, как красива наша земля. Мы, зрители, наслаждаемся созданными образами, проникаемся хорошим настроением.)

 - Правильно. Значит, в сочинении нужно ещё и выразить своё настроение.

10. Разговор о цветовом оформлении картины. (слайд 16)

- Какие краски использовал  художник? Запишите  в тетради. Выскажитесь в группе и скажите вслух.

- Почему художник использовал именно эти краски?

- Как автор картины показал с помощью красок, что всё мокро и сыро?

Цвет в картине имеет большое значение. Художник с помощью цвета создает образ, передает свое отношение к герою, вызывает определенное настроение. Мы видим неяркие, спокойные краски: светло-зелёную и тёмно-зелёную гамму, розовато-жёлтые, бордовый  тона. Эти сочетания создают летнее настроение. Серебристый оттенок на всех предметах рождает ощущение прохлады.

- А что вы можете сказать о художнике – авторе картины? (Он очень любит свой сад, родную природу. Ему нравится изображать изменения в природе.)

11. Разговор о настроении зрителей (учащихся).

- Ещё раз внимательно посмотрите на картину. Нравится ли вам она? Чем? Какое настроение она создаёт? Ваши ощущения? Запишите 1-2 предложения.

12. Составление плана. Социализация. (слайд 17)

- Как будем располагать материал, который вами собран? Составьте свой план. Затем обсудите их в группе и выделите лучшие. Прочитайте их вслух. (Может быть примерно такой план:

1. Перед нами картина А. М. Герасимова «После дождя».

2. Мокрая терраса.

3. Сад после дождя.

4. Колорит картины.

5. Настроение, которое создаёт картина.

13. Составление текста. Реконструкция.

- Скажите, можем ли мы теперь составить текст?  Составьте свой текст, опираясь на имеющийся материал. Затем прочитайте его в группе. Обсудите.   Решите, чьи тексты удачнее. Мы их с удовольствием послушаем. Удачи вам! Помните: вы все способны!

14. Заслушивание лучших текстов, выступления групп. Оценка других групп. Афиширование. (слайд 18)

- Что понравилось в сочинении? Удачные моменты?

- Чем нужно дополнить?

15. Домашнее задание. (слайд 19)

Дополнить текст записями из тетради, образными средствами, индивидуальными впечатлениями и написать черновик сочинения.

    16. Рефлексия.

- Чему вы сегодня научились?

- Какое открытие вы сегодня сделали?

- Какое у вас настроение?

- Понравилось ли работать группой?

- Кто из товарищей удивил? Чем?

- Что не очень получилось в групповой работе? Как думаете, почему?

Список использованной литературы.

1.Русский язык. 6 класс. Учеб. Для общеобразоват. учреждений. В 2ч. /( М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.Т. Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М.Шанский) - М.: Просвещение, 20013.

 2. Ходякова Л.А. Использование живописи в преподавании русского языка. -

 М.: Просвещение. 1983

3. Музиянова Л. А. Творческие мастерские // Русский язык в школе. – 2003. - № 6.

Интернет-ресурсы:

703e63b498f830bd94adb2d3e1d019ba/view.pic 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовка к сочинению по картине А.М. Герасимова «После дождя»

Слайд 2

Цели: познакомить учеников с произведением русской живописи начала 20 века; собрать материалы, необходимые для написания сочинения; способствовать обогащению речи учащихся, расширению их кругозора путем ознакомления с произведениями живописи

Слайд 3

Давайте повторим Жанры живописи Портрет Натюрморт пейзаж Типы текстов Повествование Описание Рассуждение

Слайд 4

Александр Михайлович Герасимов

Слайд 5

Семейный портрет А.М. Герасимов родился в купеческой семье в Козлове (ныне Мичуринск), учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Портретист, пейзажист, мастер тематической картины. Народный художник СССР, действительный член АХ СССР, доктор искусствоведения.

Слайд 6

К 1935 году, написав множество портретов В. И. Ленина, И. В. Сталина и других советских руководителей, А. М. Герасимов, устав от борьбы за официальное признание и успех, уехал отдохнуть в свой родной и любимый город Козлов. Здесь и была создана « Мокрая терраса ».

Слайд 7

История создания картины «После дождя» Я сделал этюд в два часа . Произошло это так: я писал на террасе групповой портрет моей семьи. Припекало солнце, яркими пятнами разбегаясь по зелени. И вдруг набежали тучи. Порывистый ветер, срывая лепестки роз и рассыпая их по столу, опрокинул стакан с водой. Хлынул дождь, и моё семейство скрылось в доме. А меня охватил неожиданный восторг. От свежей зелени и сверкающих потоков воды, залившей стол с букетом роз, скамейку и половицы. К счастью, оказался под руками подрамок с холстом, и я лихорадочно начал писать. Не понадобилось ничего переставлять или добавлять, - настолько было прекрасно всё, что находилось перед моими глазами.

Слайд 8

Беседа по картине Что изображено на картине? К какому жанру вы отнесете картину А.М. Герасимова? По каким деталям картины мы догадываемся, что только что прошел дождь? Удалось ли художнику передать ощущение свежести после дождя? У картины два названия. Как вы думаете почему? Какое из названий более точно передает авторский замысел? К какому типу текста будет отнесено ваше сочинение? А. М. Герасимова «После дождя (Мокрая терраса)»

Слайд 9

Опишите, что вы видите. Круглый стол , букет цветов в кувшине , резные ножки стола , опрокинутый стакан , блеск мокрых поверхностей , тени от предметов.

Слайд 10

Словарная работа. Летн ий дождь; всё напоен о влагой; всё бл е стит; свеж ая , умыт ая ливнем листва; на передн ем и задн ем плане; пл а м е неют в стекля нн ом гр а фине розы; влажный блеск , нея ркий солнечный свет; всп о м и наю тс я строки из стих о творения А.Я.Яшина; опр о кинутый ст а кан; скво з ь густую з е лёную л и ству в и дна крыша с а рая; ощ у щае тс я свеж е сть воздуха и тиш и на; те рр аса, п е рила.

Слайд 11

А. Яшин После дождя Дождик прошёл по садовой дорожке. Капли на ветках висят, как серёжки. Тронешь берёзку — она встрепенётся И засмеётся. До слёз засмеётся. Дождь прошуршал по широкому лугу. Даже цветы удивились друг другу: В чашечках листьев, на каждой травинке По огонёчку, по серебринке .

Слайд 12

Синтаксис. Пунктуация. Запишите предложения, расставьте знаки препинания: Вспоминаются строки из стихотворения А.Я.Яшина После дождя Капли на ветках висят как серёжки В чашечках листьев на каждой травинке по огонёчку по серебринке . Всё блестит на переднем плане перила скамья пол на террасе и крышка стола. Пламенеют в стеклянном графине розы на них тоже висят капельки дождя. Кругом влажный блеск и неяркий солнечный свет и отчётливо ощущается свежесть воздуха и тишина того момента который наступает сразу после дождя.

Слайд 13

Проверь себя Вспоминаются строки из стихотворения А.Я.Яшина «После дождя»: «Капли на ветках висят , как серёжки», «В чашечках листьев, на каждой травинке по огонёчку, по серебринке ». Всё блестит на переднем плане: перила, скамья, пол на террасе и крышка стола. Пламенеют в стеклянном графине розы, на них тоже висят капельки дождя. Кругом влажный блеск и неяркий солнечный свет, и отчётливо ощущается свежесть воздуха и тишина того момента, который наступает сразу после дождя.

Слайд 14

Отрывок из повести Л . Н. Толстого « Отрочество» «Но вот дождь становится мельче; туча начинает разделяться на волнистые облака, светлеть в том месте, в котором должно быть солнце, и сквозь серовато-белые края тучи чуть виднеется клочок ясной лазури . Через минуту робкий луч солнца уже блестит в лужах дороги. Я испытываю невыразимо отрадное чувство надежды в жизни. Душа моя улыбается так же, как и освежённая, повеселевшая природа . Я высовываюсь из брички и жадно впиваю в себя душистый воздух . Всё мокро и блестит на солнце, как покрытое лаком . Я не могу усидеть в бричке, бегу к кустам, рву мокрые ветки распустившейся черёмухи, бью себя ими по лицу и упиваюсь их чудным запахом ».

Слайд 15

Подберем синонимы, чтобы избежать повторов. Картина - полотно, пейзаж Художник - живописец, пейзажист Нарисовал - изобразил, показал

Слайд 16

Цвет и настроение Цвет в картине имеет большое значение. Художник с помощью цвета создает образ, передает свое отношение к герою, вызывает определенное настроение. Мы видим неяркие, спокойные краски: светло-зелёную и тёмно-зелёную гамму, розовато-жёлтые, бордовый тона. Эти сочетания создают летнее настроение. Серебристый оттенок на всех предметах рождает ощущение прохлады. Художник очень любит свой сад, родную природу. Ему нравится изображать изменения в природе .

Слайд 17

Примерный план 1. Перед нами картина А. М. Герасимова «После дождя». 2. Мокрая терраса. 3. Сад после дождя. 4. Колорит картины. 5. Настроение, которое создаёт картина.

Слайд 18

«После дождя» — один из лучших пейзажей художника Александра Михайловича Герасимова. К ак и другие, эта картина отличается простотой, ясностью и праздничностью. Только что прошел сильный летний дождь. Он оставил свои следы на всем. Пропитались влагой кусты и деревья. На мокрых ветках блестит свежая, умытая ливнем листва. «Капли на ветках висят, как сережки», так написал поэт А. Я. Яшин. И еще вспоминаются строки из его стихотворения «После дождя»: «В чашечках листьев, на каждой травинке по огонечку, по серебринке ». Блестит всё: и крыша сарая, вдали, на заднем плане, и то, что находится на переднем плане: перила, скамья, пол на террасе, крышка стола. Всё напоминает о бушевавшей стихии. На всех этих предметах еще много воды. Пламенеют в стеклянном графине розы, на них тоже висят капельки дождя. А рядом лежит опрокинутый стакан: видно, дождь был сильный. Кругом влажный блеск, неяркий солнечный свет, пробивающийся сквозь расступающиеся облака, и отчетливо ощущается свежесть воздуха и тишина того момента, который наступил сразу после дождя.

Слайд 19

Домашнее задание Написать черновик сочинения

Слайд 20

СПАСИБО ЗА РАБОТУ

Слайд 21

Литература: Русский язык. 6 класс. Учеб. Для общеобразоват . учреждений. В 2ч. /( М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская , Л.Т. Тростенцова и др.; науч . ред. Н.М.Шанский ) - М.: Просвещение, 20013. Ходякова Л.А. Использование живописи в преподавании русского языка. - М.: Просвещение. 1983 Интернет-ресурсы: Российский общеобразовательный портал. Коллекция: МХК. Герасимов А.М. - http://artclassic.edu.ru/catalog.asp?ob_no=%2016527 шаблон - http://whynotra.moy.su/_nw/14/15329.jpg Картины А.М.Герасимова: http://www.amgerasimov.michmuzei.ru/paints/ger00avtoportret.jpg http ://artclassic.edu.ru/attach.asp?a_no=6487 http://artclassic.edu.ru/attach.asp?a_no=6457 http://www.amgerasimov.michmuzei.ru/paints/ger04tropinka.jpg http://www.tstu.ru/win/kultur/kul_img/mus_img/ger_img/terrasa.jpg Дом-музей - http://www.tstu.ru/win/kultur/kul_img/mus_img/ger_img/terr.jpg После дождя - http://www.e1.ru/fun/photo/view_pic.php/p/ 703e63b498f830bd94adb2d3e1d019ba/view.pic


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

русский язык 6 класс Сочинение по картине Т. Яблонской " Утро"

Слайд 2

Татьяна Ниловна Яблонская 1917 - 2005

Слайд 3

Татьяна Ниловна Яблонская родилась 24 февраля 1917 года в Смоленске. Ее отец Н.А. Яблонский был преподавателем словесности в смоленской классической гимназии, а также известным в городе художником. В 1928 году семья Яблонских переехала на Украину. C 1935 по 1941 год Татьяна Яблонская училась в Киевском художественном институте . После войны началась ее творческая и преподавательская работа в Киеве: она работала в том же институте, в котором ранее училась (с 1947 по 1973 год; с 1967 года — профессор). Официальное признание Яблонской принесла картина «Хлеб» (1949, ГТГ) . В сюжете и композиции картины художница идеализирует труд колхозного крестьянства. За это произведение Татьяна Яблонская была представлена в 1950 году к Государственной премии СССР, а в 1958 году получила бронзовую медаль на Всемирной выставке в Брюсселе.

Слайд 4

В полотнах Татьяны Ниловны Яблонской раскрываются жизнеутверждающие образы современников и родной природы, звучит тема свободного труда.

Слайд 7

Почта

Слайд 8

Старая теплая печь

Слайд 9

Тенистый сад

Слайд 10

Гаянэ Атаян

Слайд 11

Утро

Слайд 12

Почему картина называется «Утро»? Что вы можете сказать о девочке,изображенной на картине? Как обстановка комнаты характеризует её хозяйку?

Слайд 13

Интервью с дочерью Татьяны Яблонской Еленой В известной картине "Утро" Татьяны Яблонской вы, 13-летняя девочка, изображены во время зарядки у открытого окна. Говорят, что какой-то мальчик, увлеченный живописью, повесил репродукцию "Утра" у себя дома в Алма-Ате, а спустя десятилетие вы с ним поженились? Что это, красивая семейная легенда? - Это правда, - говорит Елена Бейсембинова. - В мамином "Утре" был такой жизнеутверждающий сюжет, что репродукцию сразу же напечатали все журналы, в том числе "Огонек

Слайд 14

Картина «Утро» написана в 1954 году.Ясное солнечное утро.Лучи солнца врываются в комнату через распахнутое окнои освещают девочку, которая только что встала с постели и делает зарядку.Легкая стройная фигурка девочки ,простота и изящество её движений показывают умение девочки радоваться жизни.

Слайд 15

Мирный, послевоенный шум наполнял душу радостью. Звонки вагоновожатых, клаксоны машин и музыка из репродукторов, доносившиеся в открытые окна квартиры, вызывали восторг всех жильцов! из воспоминаний Елены Яблонской

Слайд 17

Как изображены окно ,стены ,дверь на балкон ,каков общий вид комнаты? Окно – высокое ,дугообразное, выходит на северо-восток ,рама белая ,под окном- батареи центрального отопления, карниз над окном Стены – высокие ,толстые ,светло-желтые с сероватым оттенком ,бежевые ,оклеены обоями или покрашены краской ,на стене эстамп ,кашпо с цветами резеды Дверь – двухстворчатая, стеклянная, арочная, выходит на балкон, оградительная решетка, Цветы на балконе и над дверью. Комната (общий вид) – большая, просторная, уютная ,светлая ,много воздуха и света

Слайд 18

Мебель(стол ,стул ) Стол (круглый, возможно овальный, обеденный, покрытый скатертью , льняная скатерть с бахромой, на столе глиняный кувшин, тарелка-хлебница, накрытая салфеткой, нож, чашка. Стул («венский», легкий, овальное сидение, прямоугольная изогнутая спинка, круглые тонкие ножки, на стуле аккуратно сложена школьная одежда девочки

Слайд 19

Как изображены кровать ,пол ? Кровать – деревянная,низкая, еще не убрана,освещенная ярким утренним солнцем Пол – паркетный , «в ёлочку»,блестящий, натертый до блеска, светло-желтый,чистый, длинные тени на полу говорят о раннем утре

Слайд 20

Идея картины (что мы должны отразить в сочинении – т.е.сделать идеей своего сочинения Красота обыкновенной жизни является идеей(основной мыслью) этой картины . Художница нас учит видеть прекрасное в простой обстановке ,в обыденных вещах, окружающих нас ,радоваться жизни ,как радуется ей девочка ,словно взлетающая ввысь.

Слайд 21

Стиль сочинения – художественный Тип речи – сочинение - описание

Слайд 22

Аккуратный, опрятный, чистоплотный, стройный ,статный ; Карниз ,бахрома ,кашпо ,эстамп ,резеда; Находиться ,располагаться , размещаться, пристроиться ,стоять; В центре ,посередине ,прямо ,напротив , вдоль ,налево ,направо ,вверху ,внизу. словарик



Предварительный просмотр:

Сочинение-описание  «Моя любимая игрушка»

Цели урока: подготовить учащихся к самостоятельному описанию игрушки (учить подчинять материал основной идее сочинения);

отработать элементы композиции сочинения;

составить словари опорных слов;

познакомить с историей русской игрушки;

вызвать у учащихся интерес к нашей истории, к нашим национальным истокам.

Форма урока: театрализованное представление

Оборудование: запись на доске вспомогательных материалов к уроку; музыкальное сопровождение к театрализованной части урока; русские народные игрушки.

  1. Ход урока.
  2. 1. Орг. момент.
  3. 2. Слово учителя.

- Сегодня, ребята, на уроке мы должны будем с вами приготовиться к сочинению-описанию “Моя любимая игрушка”.

Откройте тетради, запишите тему урока.

Игрушка… Конечно, у каждого из вас есть игрушки, были они и у нас, взрослых. Ведь игрушка от слова играть – забавляться, развлекаться, резвиться, проводить время в каком-либо занятии, служащем для отдыха.

Кто тот человек, который создал первую игрушку, теперь, конечно, не выяснить. Но игрушка сопутствует человеку с древних времён. И у каждого народа – свои любимые игрушки, забавы. Но в одном мы можем быть уверены, что этот человек был добр, весел, жизнелюбив и талантлив. Ведь создать хорошую игрушку может только добрый человек.

– А кто может сказать, а в какие же игрушки играли наши предки?

Хорошо, знаете, в какие игрушки играли раньше на Руси. А ведь интересно узнать, как их создали, какова их история?

  1. 3. Музыкальная зарисовка

Входят девочки с подносами, на которых русские игрушки. Они рассказывают об этих игрушках.

  1. 4. Учитель: 

Заходите, гости дорогие. С чем вы к нам пожаловали? Ах, с игрушками!

Положите и расскажите нам о них, а мы послушаем да поудивляемся.

  1. 5. Рассказ учащихся про игрушки:

Матрёшку, свистульки, Ваньку-встаньку.

  1. 6. Учитель:

Спасибо, гости дорогие. Игрушки ваши нам понравились. Можете ли вы их нам оставить? Спасибо. До свидания.

А теперь давайте посмотрим, в какие игрушки играют современные дети. Достаньте их, ребята, расскажите о ваших любимцах.

  1. 7. Рассказы детей об игрушках.

(Откуда взялась игрушка, как она выглядит, почему вы её любите, как играете с ней).

Вот эти- то игрушки нам предстоит с вами описать и оформить альбом.

  1. 8. Учитель:

– Давайте вспомним, какие стили речи вы знаете? (разговорный, художественный, научный)

– В каком стиле мы будем описывать наши игрушки? (в художественном)

– А какие типы речи вы знаете? (рассуждение, описание, повествование).

– Что значит описание? (этот текст отвечает на вопрос какой? Потребуется одна фотография)

– Какова композиция описания?

– общее впечатление

– описание деталей

– оценка

  1. 9. Учитель:

Название нашего сочинения “Моя любимая игрушка”. Не просто игрушка, а любимая. Скажите, заложена ли в формулировке темы сочинения его идея, основная мысль. Да – любимая. (т.е. за описанием игрушки должен чувствоваться автор, его интерес, ведь выбор игрушки не случаен).

– А в каком стиле должно быть выдержано описание? (в художественном)

Представьте себе, что игрушечная фабрика выпускает много разных игрушек и посылает их краткое описание в магазины, чтобы получить заказы.

Щенок – мягкая игрушка из искусственного меха. Предназначена для детей 5-12 лет. Длина – 25см., высота – 20см. Цвет коричневый с белым. Неозвученная, с механическим заводом.

Соответствует ли данный текст нашей теме? (нет, здесь идёт речь об игрушке вообще, а не о любимой вещи; дана информация, но не выражено авторское отношение).

А если про эту же зверушку написать так:  Моя любимая игрушка - это плюшевый пес. Для меня это что-то больше чем просто игрушка, это мои воспоминания, которые хранят в себе множество положительных эмоций. У этого пёсика есть чёрненькое пятнышко вокруг левого глаза, большие уши, чёрный маленький носик, и чётко выраженные контуры глаз, сам он молочного оттенка, и шерстка у него кудревата. Хвостик, словно маленький шарик, упирается в прямую, словно как у собаки на посту спину. Множество раз заштопанный, гордый, щенок всегда будет вселять в меня радость своим добрым взглядом.

– В каком стиле дано описание? (художественном).

– Докажите, что данный текст описание? (в этом тексте есть “данное” – назван предмет, есть новое – признаки предмета, отвечает на вопрос какой?, потребовалась бы одна фотография).

Найдите композиционные части. (Общее впечатление, описание деталей, оценка) – на доске.

В каких словах выражается авторское отношение к игрушке, как можно понять, что это любимая игрушка?

А можно ли повествование совместить с описанием? Какова будет композиция такого сочинения?

Завязка – развитие действия – кульминация – спад действия – развязка. (на доске).

В чём может состоять завязка, развитие действия? (как появилась игрушка).

А можно сочинение начать сразу с кульминации? (т.е. с описания).

Да, можно. Эта игрушка меня сразу очаровала, как только я её увидела. 

А как вы понимаете: очаровала, очаровательный? (обаятельный, пленительный).

Каков корень слова, как его нужно написать?

  1. 10. Словарный диктант:

Пластмассовая, металлическое, прекрасное, чудесное, занимательное, удивительное, механическое, увлекательное, забавное, симпатичное, интересное, автоматическое, заводное.

Выделите слова нейтральные и те, которые несут оценку.

Каждому слову, ребята, в тексте нужно будет найти своё место, иначе потеряется его значение и красота.

  1. 11. Предупредим речевые ошибки.

Текст. Прочитайте текст №1. Какие ошибки совершил автор текста №1, №2.

  1. 12. Итог.

Сейчас на черновиках вы напишите сочинение, помните, что за описанием должен стоять автор, помните о композиции сочинения, избегайте тех речевых ошибок, которые встретили в текстах.

  1. 13. Написание сочинения.



Предварительный просмотр:

ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА, русский художественный промысел, возникший на основе местных гончарных традиций. Название игрушки происходит от слободы Дымково, ныне район города Вятки, где производство игрушек уже в начале 19 в. приобрело самостоятельное значение. Промысел имел семейную организацию — игрушку лепили женщины и девочки, приурочивая ее изготовление к весенней ярмарке.

Игрушечный промысел в Вятке, видимо, возник в глубокой древности. Многие исследователи связывают изготовление глиняных свистулек с вятским весенним праздником «свистопляской», имеющим языческие корни и посвященным солнцу. Участники праздника свистели в глиняные игрушки и перекидывались расписными глиняными шариками.

                                       

                            

О Матрешке

Всем хорошо известна эта «Девочка в платочке», но, оказывается, «кукла в кукле» пришла к нам из Японии. Прообраз её – деревянную пустотелую куклу, в которую вкладывались несколько таких же кукол, но поменьше, -  художник Сергей Васильевич Малютин увидел в стране  восходящего солнца. Но кукла эта, понятно, была японкой, точнее даже японцем – сердитым на вид, узкоглазым  стариком. Малютин переодел куклу в русский костюм и показал народным умельцам – понравится ли? В России с незапамятных времён привыкли из белой, пахучей, прочной липы точить деревянную посуду. Почему бы и забавную куклу не выточить? Заморская пришелица прижилась у нас на диво быстро. Яблоками лёг на щёки румянец, прикрыл голову алый платочек, свесилась из-под него толстая коса. Так и хотелось назвать куклу русским именем. Дуняша? Маняша? Матрёша! И стали новые игрушки матрёшками.

Начали точить матрёшки по русским сёлам – там, где издавна работали умельцы с деревом, как в Сергиевом Посаде, о котором мы сегодня уже упоминали, или в селе Полховский Майдан в Нижегородской области, или в соседнем с ним селе с названием Крутец.

Особо крупные экземпляры матрёшек включают 60 кукол.

Стала эта «Девочка в платочке» популярным русским сувениром. Многие писатели рассказывали о ней в своих произведениях.



Предварительный просмотр:

Моя любимая детская игрушка

1

Когда мне было пять лет, в день рождения мне подарили фарфорового тигренка. Он был очень маленький, мог поместиться на ладошке. Я захотел взять его и поиграть, но мама сказала, что это не игрушка. Его поставили в шкаф на верхнюю полку рядом с хрустальной вазой. Я заплакал, но и это делу не помогло. Через некоторое время сестра взялась перемывать все в посудном шкафу, и достала моего тигренка. Я уже мог дотянуться до него. Я схватил тигренка и стал бегать с ним по квартире. Мама и сестра пытались меня поймать. Я споткнулся, упал и выронил тигренка. Он разбился, и я по-настоящему почувствовал горе.

2

   В детстве у меня было две любимых игрушки: плюшевая белка и пластмассовый петух на тележке, который поворачивал голову и хлопал крыльями, когда тележка двигалась.

    Белочка была рыженькая, с глазами-пуговками, черным носом и длинным пышным черным хвостом. Она была небольшая, сантиметров двадцать-тридцать. Ушки белки заканчивались кисточками.

    Петух был ярко окрашенный в разноцветные тона. По размерам он был чуть побольше белки, с красивым красным гребнем и бородкой. Белка досталась мне в наследство от мамы, а петуха купили мне, когда отмечали мой второй день рождения.

    Белку я любил дергать за уши и отрывать глаза. Кончилось это тем, что глаза я ей все-таки оторвал. Петуха приятно было грызть. И я обгрыз местами всю краску.

    Эти игрушки мне очень нравились, но я очень скоро с ними разделался. К сожалению, они остались только на фотографиях. Сейчас не делают таких интересных игрушек.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовка к сочинению. Описание местности. Улица моего детства

Слайд 2

Словарная работа ПАНОРАМА – вид местности, обычно открывающийся с высоты . ПЕРСПЕКТИВА – вид местности с какого-нибудь отдалённого пункта наблюдения; видимая даль.

Слайд 3

ТОЧКА ОБЗОРА – место, с которого смотришь на местность. НА ПЛОСКОСТИ : стою в начале улицы, в середине её и т.д. НА ВЫСОТЕ : смотрю из окна, с горы, с вышки и т. д. МОЖЕТ МЕНЯТЬСЯ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ : иду, подхожу, останавливаюсь и т. д.

Слайд 4

ОПРЕДЕЛИТЕ ЗАМЫСЕЛ, ИДЕЮ СОЧИНЕНИЯ. Для чего пишете? Чем хотите поделиться? О чём хотите рассказать?

Слайд 5

ТЕМЫ: «Прошлое и настоящее моей улицы» «Чем интересна моя улица» «А у нас всё новое» «Чем я любуюсь на своей улице и что меня огорчает»

Слайд 6

Публицистический стиль Основная цель: воздействие на людей Односоставные предложения: 1)определённо-личные; 2)неопределённо-личные; 3)безличные Предложения с однородными членами, обращениями. Побудительные и вопросительные предложения.

Слайд 7

СЛОВАРНАЯ РАБОТА Переулок, на пересечении улиц, асфальтированная дорога; поток транспорта; напряжённый ритм; в начале улицы; вначале напишу о …; силуэт здания; прямо передо мной; за ним виднеется; как бы в дымке; повторяет рельеф местности; увидеть перспективу улицы; уходят вдаль дома; достопримечательность.

Слайд 8

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН СОЧИНЕНИЯ Краткое введение в тему. Цель и предмет описания. Рассказ об улице с включением конкретного места описания. Заключение. Обобщение впечатлений: положительных и отрицательных.



Предварительный просмотр:

Тема урока: Сочинение. Описание природы по личным впечатлениям.

Тип урока: урок развития речи

Технологии: здоровье сбережения, поэтапного формирования умственных действий, развития творческих способностей, развития навыков обобщения и систематизации знаний.

Цели:

развивающие: развивать монологическую и диалогическую формы  речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

обучающие: учить воплощать музыкальное содержание в слова, находя равноценные ему изобразительно-выразительные средства языка, продолжить знакомство с особым; предметом описания в сочинении – с музыкальным произведением Бетховена «Лунная соната», подготовить учащихся к самостоятельной работе над сочинением-миниатюрой;

воспитывающие:  учить видеть красоту окружающего мира, любить родную природу.

Оборудование урока:

- записи музыкальных произведений: Бетховен «Лунная соната», Свиридов «Тройка»,  музыкальные иллюстрации к повести А.С.Пушкина «Метель»;

- фотографии  зимней природы, репродукции картин;

- стихи о снеге на карточках;

- дополнительные задания на карточках;

-толковые словари на столах.

Предварительная подготовка к уроку:

- понаблюдать за снегом;

- наизусть или выразительное чтение стихов о снеге.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя (эмоциональный настрой)

- В этом году зима оказалась удивительно щедрой на мороз и снег. Проснешься утром, посмотришь в окно и вспомнишь знакомые строки:

Мороз и солнце; день чудесный!

Или

Под  голубыми  небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит (А.С.Пушкин)

Снег да снег. Всю избу занесло.

Снег белеет кругом по колено.

Так  морозно, свежо и бело!  ( А.Блок)

- Давайте же отправимся в путешествие по этому беспредельному, великолепному, пышному царству и возьмем в попутчики чуткий слух музыканта, пристрастный взгляд натуралиста, зоркий – художника, пусть будет вместе с нами яркое , образное слово поэтов и писателей.

2. На фоне музыкальной пьесы «Тройка» Свиридова к повести «Метель» учитель читает отрывок

«Разговор о снеге»  Б.Петрова

«Вдруг земля становится белой на долгие месяцы. Покрыта чем-то пушистым, холодным, духовным. Снег. Снега. Белые снега. Снегурочка. Снежень. Снеговик. Снега во всю Россию.

Сами эти слова своим звучанием вызывают у меня ощущение , будто возносишься на качелях. Представляются вдруг молчаливые заснеженные просеки, заснеженные поля с темными лесными островками. Снег ты наш, снежище, снежок! Снега во всю Россию»

3. Сообщение цели урока.

- Вот и мы с вами постараемся сегодня на уроке научиться передавать красоту окружающего мира, находя слова , достойные того, чтобы выразить его неповторимость. Тема  сочинения-миниатюры, над которой мы будем работать «Снег да снег…»

4. Беседа

- По моей просьбе вы наблюдали за снегом. Поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями.

( дети приводят примеры прилагательных к слову снег)

- Каков же снег?

( чистый. Рыхлый, сверкающий, пушистый и т. д )

- Всегда ли он одинаков?

-От чего зависит состояние, вид снега?

( от времени года, времени суток, погоды)

- Перевернем страничку зимы назад и вспомним  самое  ее начало.

Стихи о первом снеге читают подготовленные учащиеся

1.Утром кот принес на лапах

Первый снег, первый снег!

Он имеет вкус и запах

Первый снег, первый снег.

Он кружится , легкий, новый,

У ребят над головой,

Он успел платок пуховый

Расстелить на мостовой  ( Я.Аким)

2. «Самый первый снег робок и тих. Ложится на черную землю: «Ой, извините!» И тает. Лишь кое-где притаится по бороздкам, оставшимся от змеиного следа последнего велосипедиста.

       Первый снег. Он лежит словно просто для красоты, чтобы лишь подчеркнуть, как черна напившаяся осенней воды земля, как озимое поле свежо сверкает.

       Небо серое, снежок белый и легкий, словно на акварельном рисунке»  ( С. Иванов)

3. Спит первый снег.

Открыт букварь зимы.

Его еще не прочитали мы.

Но вот уже на первую страницу

Вспорхнула пестрой буковкой синица.

Она звенит как маленький звонок,

Как будто первый начался урок   ( А. Горбунова)

4. «Тонко пахло свежим снегом и хвоей, славно было чувствовать себя близким этому снегу, лесу, зайцам, которые любят объедать молодые побеги елочек. Небо мягко затуманилось чем-то белым и обещало долгую тихую погоду. Отдаленный, чуть слышный гул сосен сдержанно и «немолчно» говорил о какой-то вечной величавой жизни»  (И.Бунин)

- Как охарактеризован первый снег в прослушанных отрывках?

(дети  записывают на доске и в тетрадях)

(1. легкий, новый, платок пуховый;

2. робок и тих, для красоты;

3. первый снег- букварь зимы;

4. пахло свежим снегом и хвоей)

- Почему снег робок и тих?

-Какие слова и выражения вам показались интересными и необычными?

( синица –пестрая буковка, маленький звонок, букварь зимы, гул сосен- говорил, снежок- на акварельном рисунке)

-Это метафора – слова , употребленные в переносном значении, так как между предметами есть сходство.

5. Анализ текста ( у каждого ученика на карточке)

- Так было в начале зимы. Мы с вами живем в ее середине. Что же вы увидели, проведя наблюдения за снегом?

- Что вы увидели на заснеженных улицах?

( звучат ответы детей)

- А вот что рассказал о январском снеге С. Иванов, чьи наблюдения о снеге вы уже слышали:

«    Силен и спокоен январский снег. Тяжелым холодным одеялом накрывает он поля. Тянет к земле деревья.

      Солнце выглянет утром, загорится высоко, поднимется в небо. А небо синее, бездонное. Глянешь из окна – что за день чудесный! Прямо Весна!

       Но потом выйдешь,  и дух захватывает. И сейчас же пожалеешь. Что не взял  вторых рукавиц.

Мороз, ну и морозище! Много снегу, много холоду. Солнце висит вверху, словно лампочка в холодильнике: светит, а не греет.

      Через поле проложена синяя тропинка. Идешь по ней, ногу ставишь осторожно, как канатоходец, чуть неверный шаг – по колено, а то и по пояс провалился в сыпучее снежное болото»

Вопросы:

- Каким увидел автор январский снег?

(силен, спокоен, тяжелое холодное одеяло, синяя тропинка, сыпучее снежное болото)

-Что еще показалось вам интересным в этой зарисовке?

-А теперь посмотрите на снег глазами художника.

Рассмотрите репродукции картин с зимним пейзажем, подберите цветную лексику.

( Дети подбирают  прилагательные к слову снег)

Молочный, жемчужный, опаловый - белый;

Небесный, лазурный, бирюзовый  -  голубой;

Пепельный, серебристый -  серый;

Зеленый, синий – сапфировый;

Фиолетовый, лиловый, розовый, сиреневый и. т. д

- Справьтесь в толковых словарях о значениях непонятных слов.

- Переходим к самой трудной части работы

Вы слышали когда-нибудь имя  Бетховена и его фортепьянную пьесу «лунная соната»?

6. Опережающее задание. Сейчас  вы прослушаете замечательное музыкальное произведение, попытайтесь представить зимний пейзаж. Что вы видите, когда слушаете музыку?

( дети слушают  пьесу Бетховена «Лунная соната»)

7. Беседа

- Какие картины возникают в вашем воображении, когда вы слушали музыку?

( Ответы детей. «Представляю небольшую заснеженную деревеньку. Снег падает тихо большими хлопьями».

«Вижу зимний лес. Ясно представляю заснеженную тропинку, которая ведет меня в самую глушь.»

«Я вижу заснеженные ели, сосны. Слышу , как падает снег»  )

Учитель: Музыка передает, как зима хозяйкой ходит по лесам, по полям, укрывает деревья и землю белым ковром снега, который блестит на солнце разноцветными огнями. Снежная метель поземкой вьется по земле.

Музыка очень плавная, спокойная, задушевная . Она наводит на грустные воспоминания или радужные мечты. В пьесе мы слышим  тихую радость. Стоит тихий зимний вечер, небо усыпано звездами, ярко светит луна. Можно представить маленькую заснеженную деревеньку, в которой весело встречают Рождество.

8. Составление плана

- Что делает нашу речь выразительной

- Какие сравнения, олицетворения, эпитеты вам встретились в стихах и рассказах о снег?

- Подберите синонимы к слову блестеть

( блистать, сверкать, искриться, переливаться всеми цветами радуги, светиться, сиять)

_ Чтобы логично , красиво организовать наши мысли, мы обратимся к плану.

1.Вступление. Как зима беспредельна!

2. Основная часть. Снежное покрывало

                                    Снег на деревьях и домах

                                    Снежные забавы

3. Заключение. Снег да снег кругом

  1. Домашнее задание.  Работа над черновиком сочинения

  1. Методическая разработка урока русского языка в 6-м классе по теме "Имя прилагательное" (описание природы)

Разделы: Русский язык

Цель: знакомство с понятием пейзаж, умение различать типы речи, использовать в письменной речи особенности данного стиля, развитие речи, творческих способностей учащихся.

Используемые средства и методические материалы: Русский язык (учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений, авторы: Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов), мультимедийный аппарат для показа слайдов с текстами и картиной.

План

1. Ориентационно-мотивационный этап

(обоснование темы, определение цели и желаемого конечного результата, план работы)

2. Операционно-исполнительский этап

1) Словарная работа (работа с упражнением 276)

Пейзаж

Работа с картиной (ПРИЛОЖЕНИЕ)

  1. Подберите словарные слова, которые можно использовать для описания данного пейзажа. Составьте предложение(слова записываются на доску)
  2. Используя словарные слова коллективно опишите картину так, чтобы получился текст (каждое следующее предложение должно быть продолжением предыдущего; один ученик – одно предложение)

2) Повторение типов речи.

Определите тип речи (тексты выносятся на интерактивную доску) Приложение.

  1. На опушке леса в одну ночь высыпали дивные цветы. На высоких упругих стеблях тянулись к утреннему солнцу изящные, сверкающие золотом миниатюрные розы. Они и сами были крохотным подобием солнца – такие лучистые, радостные, до яркого блеска умытые росой. И название у этих милых цветков под стать их красоте: купальницы. Купавки. Разбежались купавки по росистой траве, как беспечные, шаловливые дети. Глядел бы и глядел на этих златоглавых детишек земли, впитывая глазами и душой их веселую свежесть и праздничные краски. Короткий и потому бесценный дар юного лета в пору его цветения!
  2. В мае Новосибирск отметил традиционный День ассоциации. Новосибирская ассоциация лицеев и гимназий существует уже одиннадцать лет. Пожалуй, инновацией ее не назовешь. Но организации, подобной ей, существующей реально, а на бумаге, действующей весомо, интеллигентно, зримо, в Сибири нет.
  3. Слово поляны является именем существительным.

Во-первых, оно обозначает предмет. Что? Поляны. Начальная форма – поляна.

Во-вторых, имеет постоянные морфологические признаки: нарицательное, неодушевленное, женского рода, 1 склонения.

Употреблено в винительном падеже, во множественном числе – это непостоянные признаки.

В-третьих, в предложении является дополнением.

3) Творческий диктант

Вспомним, что такое эпитет.

Задание: вставьте подходящие по смыслу эпитеты, выраженные именами прилагательными. Подчеркните их как члены предложения.

Толстой ----------- крышей закрыл мороз пруды, реки, озера. Только в проруби, как в отдушине, видна ----------вода. В ---------- реке сумрачно и глухо. Не просвечивает солнце сквозь ------ воду, не блестит песок, не цветут ---------- травы.

В ----------- тишине среди холмов речного дна стоят неподвижные рыбы. Они стоят ----------- стаями, головами все в одну сторону. Ни плавником не шевельнут, ни хвостом.

Толстой ледяной крышей закрыл мороз пруды, реки, озера. Только в проруби, как в отдушине, видна прозрачная вода. В зимней реке сумрачно и глухо. Не просвечивает солнце сквозь темную воду, не блестит песок, не цветут водяные травы.

В глубокой тишине среди холмов речного дна стоят неподвижные рыбы. Они стоят большими стаями, головами все в одну сторону. Ни плавником не шевельнут, ни хвостом.

4) Диктант по аналогии

Задание: опишите по аналогии другую птицу

Зимой в тундре падают с веток и зарываются в снег белые куропатки. На деревьях они клюют почки, а под снегом ищут мерзлые ягоды и спасаются в пургу. Зимой куропатки совсем белые.

5) Сочинение-миниатюра

Рассмотрите картину (слайд). Приложение.

Что изображено на картине?

Подумайте, какую основную мысль вы хотите передать в своем сочинении.

Какие языковые средства помогут вам в этом?

Задание: Напишите сочинение-миниатюру, используя тип речи описание.

3. Рефлексивно-оценочный этап

Подведение итогов урока.

  1. Какие цели ставили? Что изучили? С какими понятиями познакомились? Что понравилось? Что вызвало затруднения?
  2. Задание: Рассказать об именах прилагательных с точки зрения использования их в речи. Для аргументации пользуйтесь словами: во-первых, во-вторых, в-третьих, например, следовательно, значит (повторение темы «Доказательства в рассуждении»).
  3. Рецензия на ответ ученика.

4. Домашнее задание


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Что в имени тебе моём»

Слайд 2

ГЛАВА 1. Родословная имени В Нет меж живущих людей, да не может И быть безымянных: В первый же миг по рождении каждый, Убогий и знатный, Имя, как сладостный дар, от родимых Своих получает… Гомер

Слайд 3

Науки, изучающие имена собственные Ономастика – наука, которая изучает имена собственные, т.е. имена людей, названия животных, народов, географических объектов. Антропонимика - наука, которая занимается изучением происхождения, развития и закономерности использования личных имён.

Слайд 4

Древнерусские ( православные) имена порядок рождения детей: Первух, Вторак, Третьяк , Четвертуха; внешность и особенности характера младенца : Улыба , Светлая, Чернуха; время года: Метелица , Ярец; чаяния родителей : Ждан, Неждан, Нечай; защитные имена: Некрас, Несмел.

Слайд 5

ГЛАВА 2. Имена в «святцах» русской православной церкви. 1) Греческие 2) Латинские (римские) 3) Еврейские 4) Славянские( Вера, Надежда, Любовь, Владимир, Владислав, Всеволод, Богдан, Людмила и другие ) отличаются смысловой лёгкостью.

Слайд 6

«Святцы» русской православной церкви Положительные качества: Акакий - «незлобивый», Модест - «скромный» , Никита - «победитель», Агния - «чистая», Анфиса - «цветущая», Глафира - «гладкая», Светлана – «светлая».

Слайд 7

«Святцы» русской православной церкви Отрицательные качества: Варвара - «грубая», Клавдия - «хромоногая», Фома - «морская собака» и т.д.

Слайд 8

ГЛАВА 3. Именины и святые покровители имён. У Светланы (Фотины, Фотинии) Палестинской , преподобной, именины 26(13)февраля.

Слайд 9

ГЛАВА 4 Влияние исторических событий на популярность имён. Искра, Победа, Свобода, Октябрина, Ким, Радий Владлен, Нинель, Вилена, Маркс, Спартак…

Слайд 10

Необычные послереволюционные имена: Ренат – « РЕ волюция, НА род, Т руд» Нинель – зеркально « Ленин » Владлен – « ВЛАД имир ЛЕН ин» Славина – « СЛАВ им Лен ИНА » Новомир – « НОВ ый МИР »

Слайд 11

Что требуется от имени? Нашему сердцу милее такие имена, как Иван, Илья, Алексей, Мария, Елена и др., потому что в памяти нашего народа живут и «Иван-Царевич», и «Илья Муромец», и «Алёша Попович», и «Марья Краса», и «Елена Премудрая». Что требуется от имени? - прежде всего, оно должно быть не слишком длинным и трудным. - имя обязано звучать красиво, быть изящным по своей форме. - при выборе имени нельзя считаться только с собственным вкусом: ведь носить имя будут не родители, а судить о нём – не только родители. - надо помнить, что имена у нас, русских, тройные: само имя, отчество, фамилия.

Слайд 12

Самуил Яковлевич Маршак написал очень весёлое стихотворение «В защиту детей» Если только ты умён, Ты не дашь ребятам Столь затейливых имён, Как Протон и Атом . Удружить хотела мать Дочке белокурой, Вот и вздумала назвать Дочку Диктатурой . Хоть семья её звала Сокращенно Дита , На родителей была Девушка сердита.

Слайд 13

Значение имени Надежда Надежда — это древнее славянское имя с греческими корнями, раньше оно звучало как «Надежа». Имя является калькой с древнегреческого имени Элпис — одной из трех сестер, считающимися главными христианскими добродетелями. Сестры Вера (Харис), Надежда (Элпис) и Любовь (Пистис) приняли мученическую смерть за свою непоколебимую веру во Христа. Раньше все три имени считались нарицательными, и практически не употреблялись. Перелом произошел в 1740 году, во время правления императрицы Елизаветы Петровны. Имена оказались практически единственными, которые звучат по-русски во всем перечне святых. Наибольшую популярность имя Надежда получило в конце 19 века, а в 20 веке пик популярности пришелся на 20-60 годы. На сегодняшний день имя стоит в конце второй десятке по популярности.

Слайд 14

Именины и святые покровители Покровительницей всех Надежд считается Надежда Римская — отроковица и мученица, обезглавленная за веру во Христа в десятилетнем возрасте. Во 2 веке в Риме проживала вдова София с тремя дочерями — Верой, Надеждой и Любовью. Девушки были воспитаны матерью в глубокой любви и почтении к Иисусу Христу. Император Адриан, правивший в то время, захотел познакомиться с благочестивым семейством. Император попытался обратить девочек и их мать в языческую веру, а когда ему это не удалось, приказал жестоко пытать девочек на глазах их матери Софии. Это не сломило сильных духом христианок, они не отреклись от веры. Девочки были обезглавлены, а их мать скончалась от скорби спустя три дня прямо на их могиле. Именины Надежда празднует 14 и 20 марта, 30 сентября и 21 октября .

Слайд 15

Древнерусская форма имени: Надежя. Разговорные формы имени: Надежа, Надёжа. В советское время в пору увлечения именами-неологизмами (1920-е — 1930-е годы) фиксировалось имя Нади́я, которое было образовано от усечённой основы имени — Над(ежда) — с присоединением финали -ия, традиционной для русских женских имён. Наиболее известная краткая форма имени — Надя. Именно в такой форме имя было заимствовано из русского во многие европейские языки. Формы имени

Слайд 16

Краткая форма имени Надежда: Надя, Наденька, Надёна, Надёха, Надюха, Надюша, Надюня, Надюра, Надюся, Надина, Дина, Динуся, Надиша, Надеждушка. Синонимы имени Надежда: Надежа, Надина, Хоуп, Эсперанса, Спес, Сперанца, Надзее, Надее, Нада, Надия. Происхождение имени Надежда. Имя Надежда русское, православное, католическое, греческое.

Слайд 17

Вывод - Оказывает ли имя влияние на судьбу? Безусловно, ведь каждое имя обладает своим собственным смыслом и способствует формированию тех или иных черт личности и развитию различных способностей. - Характер человека зависит не только от имени и его характеристик. Влияние оказывают: год рождения, знак зодиака, отчество, время года, в которое человек был рожден и даже звучание имени.

Слайд 18

В заключении… - Уважайте свое имя! - Попытайтесь сделать свое имя знаменитым! - Относитесь к выбору имени ответственно!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока развития речи, 2 класс коррекционной школы первого вида

Представлен конспект урока по развитию речи для 2 класса коррекционной школы для глухих детей по теме "Составление рассказа по данному концу "Заморозки"....

"Описание как тип речи" Материалы к уроку развития речи. 5 класс.

По вопросам и заданиям, содержащимся в данной публикации, можно организовать работу школьников при изучении темы "Типы речи. Описание". Листы с текстами и заданиями удобно использовать как раздаточный...

Урок развития речи. 6 класс. Тема урока:"Описание природы. Зима"

Методическая разработка урока по развитию речи в 6 классена конкурс«Современный урок как средство эффективного и качественного образования»«Описание природы. Зима»....

Урок развития речи в 5 классе. Тема урока. Учимся говорить правильно, точно, выразительно. Урок развития речи 5 класс

Методическая разработка на заочный  районный конкурс по проблеме формирования культуры речи обучающихся....

Типы речи урок развития речи 5 класс

Урок развития речи 5 класс...