Статья "Организация проектной деятельности на уроках русского языка и литературы"
статья

обобщение опыта по проектной деятельности на уроках

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация проектной деятельности

на уроках русского языка и литературы.

(обобщение опыта)

Согласно ФГОС второго поколения, основным подходом в современном образовании является системно - деятельностный подход. Основное отличие нового Стандарта заключается в изменение результатов, которые мы должны получить на выходе (личностные, предметные и метапредметные). Инструментом достижения данных результатов являются универсальные учебные действия. Всесторонне и  наиболее эффективно реализовать данный подход позволяет проектная деятельность. В то же время через проектную деятельность формируются абсолютно все универсальные учебные действия, прописанные в Стандарте.

Таким образом, проектная деятельность учащихся очень логично вписывается в структуру ФГОС второго поколения и полностью соответствует заложенному в нем основному подходу.

Что же такое проект? Проект – временная целенаправленная деятельность на получение уникального результата. Проектная деятельность является частью самостоятельной работы учащихся. Качественно выполненный проект – это поэтапное планирование своих действий, отслеживание результатов своей работы.

Целью проектной деятельности является понимание и применение учащимися знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов.

Задачи проектной деятельности:

  • Обучение планированию (учащийся должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы);
  • Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (учащийся должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать);
  • Умение анализировать (креативность и критическое мышление);
  • Умение составлять письменный отчет (учащийся должен уметь составлять план работы, презентовать четко информацию, оформлять сноски, иметь понятие о библиографии);
  • Формирование позитивного отношения к работе (учащийся должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы).

К важным положительным факторам проектной деятельности относятся: повышение мотивации учащихся при решении задач, развитие творческих способностей, формирование чувства ответственности, создание условий для отношений сотрудничества между учителем и учащимся. Повышение мотивации и развитие творческих способностей происходит из-за наличия в проектной деятельности ключевого признака – самостоятельного выбора. Формирование чувства ответственности происходит подсознательно: учащийся стремится доказать, в первую очередь, самому себе, что он сделал правильный выбор. Стремление самоутвердиться является главным фактором эффективности проектной деятельности. При решении практических задач естественным образом возникают отношения сотрудничества ученика с учителем.

Через проектную исследовательскую деятельность формируются следующие умения.

1. Рефлексивные умения:

  • осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;
  • отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?

2. Поисковые (исследовательские) умения:

  • самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;
  • самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;
  • запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста);
  • находить несколько вариантов решения проблемы;
  • выдвигать гипотезы;
  • устанавливать причинно-следственные связи.

3. Умения и навыки работы в сотрудничестве:

  • коллективного планирования;
  • взаимодействовать с любым партнером;
  • взаимопомощи в группе в решении общих задач;
  • делового партнерского общения;
  • находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.

5. Коммуникативные умения:

  • инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.;
  • вести дискуссию;
  • отстаивать свою точку зрения;
  • находить компромисс;
  • навыки интервьюирования, устного опроса и т.п.

6. Презентационные умения и навыки:

  • строить монологическую речь;
  • уверенно держать себя во время выступления;
  • артистично вести себя на публике;
  • использовать различные средства наглядности при выступлении;
  • отвечать на незапланированные вопросы.

Среди различных видов самостоятельных работ учащихся ближе всего по жанру к проектам стоят доклады, рефераты и учебные исследования. Может быть, поэтому их часто путают.

Проект - работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата  (в отличие от исследовательской работы, где результат заранее неизвестен). Проект может включать элементы докладов (устных выступлений, дающих общую информацию по какой-либо теме), рефератов (представление исчерпывающей информации по теме из разных источников), исследований и любых других видов самостоятельной творческой работы учащихся, но только как способов достижения результата проекта. Проектный метод   можно использовать в любой школьной дисциплине, а также и во внеурочной деятельности (например, в профориентационной или социальной работе)

При работе с проектом нужно выделить ряд характерных особенностей этого метода обучения. Это  наличие проблемы, которую предстоит решить в ходе работы над проектом. Причем проблема должна иметь личностно значимый для автора проекта характер, мотивировать его на поиски решения.

Проект обязательно должно иметь ясную, реально достижимую цель. Этой целью является проектный продукт, который создается автором в ходе его работы и также становится средством решения проблемы проекта.

В работе с проектом есть и еще одно отличие - предварительное планирование работы. Весь путь от исходной проблемы до реализации цели проекта необходимо разбить на отдельные этапы со своими промежуточными задами для каждого из них; определить способы решения этих задач и найти ресурсы.

Осуществление плана работы над проектом  связано с изучение литературы и других источников информации, отбора информации; возможно, с проведением различных опытов, экспериментов, наблюдений, исследований, опросов; с анализом и обобщением полученных данных; с формулированием выводов и формированием на этой основе собственной точки зрения на исходную проблему проекта и способы ее решения.

Проект обязательно должен иметь письменную часть - отчет о ходе работы, в котором описываются этапы работы, принимавшиеся решения с их обоснованием; возникшие проблемы и способы их преодоления; анализируются собранная информация, проведенные эксперименты и наблюдения, приводятся результаты опросов и т.п.; подводятся итоги, делаются выводы, выясняются перспективы проекта.

Непременным условием проекта является его публичная защита, презентация результаты работы. В ходе презентации автор не только рассказывает о ходе работы и показывает ее результаты, но и демонстрирует собственные знания и опыт проблемы проекта, приобретенную компетентность. Элемент самопрезентации - важнейшая сторона работа над проектом, которая предполагает рефлексивную оценку автором всей проделанной им работы и приобретенного ее в ходе опыта.

Включаются школьники в проектную деятельность постепенно, начиная с первого класса. Вначале они выполняют доступные творческие задания, а уже в 3-4 классах – небольшие  проекты. В среднем звене учащиеся выполняют более сложные проектные работы.

Приведу некоторые примеры проектной деятельности детей в рамках урочных и внеурочных занятий.

Так в 5 классе на уроке-концерте по теме «Русские поэты XIX века о Родине и родной природе» провожу защиту творческих проектов «Времена года в разных видах искусства».

Цель проекта: развитие эмоций, фантазии, воображения при сравнительном восприятии словесных, музыкальных и художественных произведений.

Задачи проекта: отработать навыки выразительного чтения стихотворных текстов; развить умение отбирать художественные и музыкальные произведения по теме; научить создавать и использовать при защите презентацию, созданную в программе Power Point; сформировать интерес к высшим достижениям литературы, музыкального и изобразительного искусства, воспитать чувство прекрасного.

Ожидаемые результаты.

  • Выразительное чтение стихотворений наизусть.
  • Музыкальное сопровождение.
  • Электронная презентация с использованием репродукций картин русских и советских художников-пейзажистов.

Социальный проект «Подари жизнь книге».

Цель проекта: отремонтировать книги библиотечного фонда школы.

Задачи проекта: обучить практическим навыкам по ремонту книг, сделать памятки о правильном обращении с книгой, научиться работать в команде, сформировать у детей понимание значимости книги в жизни людей, сформировать потребности к чтению.

Ожидаемые результаты.

  • Практические результаты деятельности по проекту: отремонтированные книги в библиотеке, памятки о правильном обращении с книгой.
  • Практические результаты для участников проекта: приобретение навыков ремонта книг, приобретение навыков систематизации и оформления документов, приобретение навыков общения с людьми разного возраста, приобретение навыков проведения социологических опросов и анкетирования, приобретение опыта работы в команде.
  • Воспитательные результаты: воспитание понимания значимости книги в жизни человека, воспитание потребности к чтению.

Сроки реализации проекта. На первом собрании актива мы решили, что проект должен быть реализован в течение 2-х месяцев, то есть на реализацию проекта мы отвели всю вторую четверть учебного года.

  1.  Сбор и анализ информации по избранной проблеме.

Каждая группа получила свое задание:

Группа 1 – занимается ремонтом книг.

Группа 2 – собирает информацию о том, как изготавливались первые книги и как производятся сейчас, собирает народную мудрость о книгах, а также готовит печатный материал.

Группа 3 – встречается с людьми, с которыми придется сотрудничать в ходе реализации проекта; проводит социологический опрос и анкетирование.

Группа 4  - занимается изготовлением памяток о правилах пользования книгами.  

  1. Программа действий

Мы определили, с кем будем сотрудничать. Наши социальные партнеры: администрация и учителя школы, родительский комитет класса, учащиеся школы, библиотекарь.

Для реализации проекта нам потребуются деньги. Мы решили попросить их у администрации школы и родительского комитета класса. Также мы рассчитали материальные затраты и составили смету.

Основные направления, формы и методы нашей работы мы оформили в виде плана действий. Определили ответственных и сроки выполнения.

План действий.

1

Встреча с директором школы Михалкиной М.Н. и членами родительского комитета.

2

Поиск и анализ информации по данной проблеме в СМИ

3

Анкетирование детей

4

Ремонт книг

5

Изготовление и распространение буклетов с правилами обращения с книгой

6

Ремонт книг

7

Экскурсия в школьную библиотеку

8

Составление «Книги мудрости»

9

Подведение итогов. Награждение активных участников

  1. Реализация плана действий

Подготовительный этап

1 ноября мы встретились с директором школы,  Михалкиной М.Н., которая согласилась выделить деньги на покупку канцтоваров и предложила после завершения проекта как результат деятельности организовать группу экскурсоводов, которая провела бы экскурсию для младших школьников. Тем самым, мы бы показали малышам, какую ощутимую пользу принес наш проект. Родительский комитет также не отказал нам в помощи, пообещав приготовить награды для участников и помочь с приобретением канцтоваров.

В дни каникул, со 2 по 10 ноября мы продолжали трудиться: нами была найдена информация по данной проблеме в СМИ. Решили, что для ремонта книг лучше использовать прозрачный скотч. Нашли и распечатали необходимую информацию для памяток и буклетов.

Сразу после каникул с 11-18 ноября мы провели анкетирование учащихся школы по данной теме. Опрашиваемым были представлены следующие вопросы:

  • Любите ли вы читать? Если нет, то почему?
  • Читали вам родители в детстве?
  • Обсуждаете ли вы с родителями прочитанную книгу? Если нет, то почему?
  • Есть ли у вас домашняя библиотека?
  • Вы знаете правила обращения с книгой? Назовите их.
  • Пожелание школьной библиотеке.

Ответы респондентов.

 1 вопрос: только 20% опрошенных любят читать, остальные предпочитают смотреть фильмы, поставленные по книгам.

2 вопрос: 100% опрошенных слушали в детстве чтение книг родителями. В основном, это были сказки.

3 вопрос: обсуждают книги с родителями только 12% опрошенных.

4 вопрос: имеют домашнюю библиотеку только 5 % учащихся.

5 вопрос: 50% не знают правила обращения с книгой, 12% не хотят их знать, остальные учащиеся знакомы с правилами и назвали такие как « не пачкать», «не рвать», «не загибать страницы». Это еще раз доказывает, что проблема, которую мы подняли, очень актуальна.

Основной этап.

С 20 ноября мы начали ремонт книг.

                                                 

Сначала мы обследовали библиотечный фонд и выявили книги, нуждающиеся в ремонте. В день нам приходилось работать лишь по 1-1,5 часа. За это время мы успевали подклеить лишь 20-25 книг.

На ремонт мы потратили больше времени, чем рассчитывали. Привлекать к данному виду работы приходилось и ребят из других групп. Всего нами было  «вылечено» около 300 книг.

                 С 28 ноября по 4 декабря мы разрабатывали эскиз буклета, в котором отразили правила работы с текстом.  Затем  изготавливали буклеты  и дарили учащимся нашей школы. Мы распространили 50 буклетов. Надеемся, материал, опубликованный нами, поможет ребятам правильно читать тексты.

12 декабря мы пригласили всех желающих в школьную библиотеку и рассказали им о том, как изготавливались книги раньше и как их печатают сейчас, сколько людей участвует в создании книг и сколько средств на это затрачивается. Познакомили ребят с правилами обращения с книгой.

 А потом  мы устроили рейд по среднему звену с целью выявить состояние учебников у наших сверстников и научить их устранять «болезни» книг.

  Также мы собрали все мудрые выражения о книге, которые встречались нам на пути реализации проекта и поместили их в один альбом, назвав его «Книгой мудрости». Он будет храниться в нашем классе, и туда мы будем записывать все мудрые мысли.

21 декабря все участники соцпроекта «Подари жизнь книге» получили грамоты.

  1. Оценка результативности проекта

Реализовав проект, мы добились желаемых результатов:

  • Получили навыки ремонта книг.
  • Сделали и распространили памятки о правильном обращении с книгой.
  • Приобрели навыки систематизации и оформления документов.
  • Приобрели навыки общения с людьми разного возраста.
  • Приобрели навыки проведения социологических опросов и анкетирования.
  • Научились работать в команде.
  • Сформировали  понимание значимости книги в жизни человека.
  • Сформировали потребность к чтению.

Учебный проект «Готовлюсь к экзамену: как писать изложение?»

(выполнил ученик 9 А класса Берглезов Дмитрий)

Цель  проекта: подготовиться к выполнению первой части экзаменационной работы по русскому языку в форме ОГЭ, помочь в подготовке своим одноклассником.

Актуальность выбранной мной темы я вижу в том, что изучение волнующих меня вопросов поможет лучше подготовиться к экзамену по русскому языку. Умение выразить информацию в краткой, логически стройной форме необходимо  не только при написании сжатого изложения, но и при подготовке сообщений, аннотаций, составлении тезисов, конспектировании.

Задачи проекта: 

  • рассмотреть понятия «изложение» и «сжатое изложение», изучить литературу по теме,
  • изучить приемы сжатия текста,
  • определить те виды упражнений, которые помогут мне подготовиться к выполнению первого вида задания ОГЭ по русскому языку
  • выяснить, знакомы ли мои одноклассники с терминами «изложение» и «приемы сжатия текста», умеют ли они сокращать текст и какие приемы сжатия используют чаще.
  • Разработать буклет-памятку для своих одноклассников.

Реализация плана действий

1. Подготовительный этап

В начале учебного года наш класс писал работу в форме ОГЭ. Многие ребята были удивлены и огорчены ее результатами, так как им были снижены баллы за сжатие текста.  Я обратился на сайт ФИПИ и изучил «Критерии оценивания сжатого изложения». Оказывается, за сжатие текста можно получить до 3-х баллов; все зависит от того, сколько приемов сжатия и в скольких микротемах использовано.

Я провел социологический опрос своих одноклассников, в  ходе которого  я установил, что:

  • 95% моих друзей знакомы с таким видом работы как изложение,
  • 85,7%  - знакомы с термином «сжатое изложение»,
  • 61,1%  опрошенных знают приемы сжатия текста,
  • Но 45% из них (почти половина) испытывают трудности в выполнении этого вида работы.

Следовательно, зная приемы сжатия текста, не все могут применять их на практике. И работа по отработке навыков компрессии текста необходима.

2. Основной этап.

 Я проанализировал изложения моих одноклассников и выявил типичные ошибки, которые они допускают при выполнении данного вида работы. Мной было установлено, что:

  • некоторые из моих одноклассников путают понятия «краткий пересказ» и «короткий», так как пытаются не сократить текст, а укоротить его, недописав или упустив важные микротемы (на первой диаграмме видно, что таких 20 % учащихся),
  • не все  мои одноклассники умеют сокращать текст, так как не знают приемы сжатия или не умеют применять их на практике (на второй диаграмме видно, что только 48 % учащихся сжали все три микротемы,  24% сжали 2 микротемы, 12% сжали одну микротему и 16% учащихся вообще не сжимали текст),
  • большинство учащихся используют такой прием сжатия, как «исключение» (на четвертой диаграмме видно, что это 60% учащихся), 20 % использовали 2 приема сжатия, 4% учащихся использовали все три приема).
  • На третьей диаграмме видно, что были также допушены логические ошибки (порядок построения текста, повторение одной и той же мысли) и неправильно выделяли абзацы.

После изучения литературы по теме мной были составлены инструкции «Как писать сжатое изложение» и «Как проверить текст», определены типы заданий, направленные на формирование умения сокращать текст.

Как писать сжатое изложение.

1. Выделите в тексте существенные (т.е. важные, необходимые) мысли.

2. Найдите среди них главную мысль.

3. Разбейте текст на части, сгруппировав его вокруг существенных мыслей, выделите микротемы.

4. Озаглавьте каждую часть и составьте план.

5. Подумайте, что можно исключить в каждой части, от каких подробностей отказаться.

6. Какие факты (примеры, случаи) можно объединить, обобщить в соседних частях текста?

7. Обдумайте средства связи между частями.

8. Переведите отобранную информацию на «свой» язык.

9. Запишите этот сокращенный, «отжатый» текст на черновике, прочитайте, исправьте ошибки.

10. Перепишите отредактированный текст на чистовик.

Как проверить текст

1.После написания текста на черновик, прочитай его как минимум 3 раза. 
2.Первый раз читай с целью проверки содержания. 

Ответь на вопросы:

  • Передано ли основное содержание исходного текста? 
  • Нет ли повтора мысли или пропуска важной информации? 
  • Можно ли написанный текст назвать кратким изложением исходного? 
  • Все ли микротемы исходного текста отражены в изложении? 

3.Второй раз читай с целью корректировки текста. 

Ответь на вопросы: 

  • Можно ли текст назвать связным? 
  • Правильно ли выделены абзацы? 
  • Нет ли грамматических ошибок? 
  • Нет ли речевых ошибок? 
  • Выразительна ли речь? 

4.Третий раз читай с целью проверки орфографической пунктуационной грамотности. Используй словарь! 

5.После переписывания текста на чистовик так же проверь чистовой вариант.

Типы заданий, направленные на сжатие текста:

1.Сократите текст на одну треть (вдвое, на три четверти...).

2. Сократите текст, передав его содержание в одном-двух предложениях.

3. Уберите в тексте лишнее с вашей точки зрения.

4. Составьте на основе текста «телеграмму», т.е. выделите и очень коротко (ведь в телеграмме дорого каждое слово) сформулируйте главное в тексте.

На основе данных материалов  я разработал буклет-памятку, который раздал своим одноклассникам, чтобы помочь им подготовиться к экзамену.

       Таким образом, проект для ученика - это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, которая позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат.

Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися. Результат этой деятельности - найденный способ решения проблемы - носит практический характер и значим для самих открывателей.

А для учителя - это дидактическое средство, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования: проблематизация, целеполагание, планирование деятельности, рефлексия и самоанализ, презентация и самопрезентация, а также поиск информации, практическое применение академических знаний, самообучение, исследовательская и творческая деятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии проектного обучения на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности 2012

Использование технологии проектного обучения на уроках русского языка и литературы и во твнеурочной деятельностиМастеркласс 2012 год....

Проектно-исследовательские технологии на уроках русского языка и литературы

Проектно-исследовательская технология как система интегрированных процедур в образовательном процессе включает многие известные методы и способы активного обучения: метод проектов, метод погружения, м...

Проектная деятельность как средство мотивации на уроках русского языка и литературы

Подготовка молодёжи к будущему заключается не только  в плане «готовности работать». Ученики должны освоить новые жизненно необходимые навыки в связи с тем, что современные технологии всё глубже ...

Методическая разработка "Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы"

                   В соответствии с требованиями  стандартов второго поколения во главу образования ставится личность ученика, её са...

Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.

В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...