Научно-исследовательская работа школьников.
презентация к уроку

Манечкина Татьяна Юрьевна

Методические рекомендации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon issledovatelskaya_rabota.ppt456 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Научно-исследовательская работа школьников Методические рекомендации .

Слайд 2

Какие вопросы мы рассматриваем? Как подготовить научно-исследовательскую работу? Как проводить научное исследование? Как определить и уточнить тему? Как изучать литературу? Как определить гипотезу? Как сформулировать цель и задачи исследования? Как определить методы исследования? Как оформить работу? Какие требования к защите результатов исследования?

Слайд 3

“ Исследовать - значит видеть то, что видели все, и думать так, как не думал ни кто" А. Сент-Дьердьи Смысл нельзя дать, его нужно найти. В. Франкл «Доводы до которых человек додумался сам, убеждают больше чем, те которые пришли в голову другим» Луи Паскаль

Слайд 4

Как подготовить научное исследование? Определение объектной области, объекта и предмета исследования Выбор и формулировка темы, проблемы и обоснование их актуальности Изучение научной литературы, первоисточников, сбор информации (информации) и уточнение темы Формулирование гипотезы Формулирование цели и задач исследования

Слайд 5

Н аучн ое исследовани е - процесс выработки новых научных знаний … В его основе деятельность... интеллектуально-исследовательская - В нее входят собственно интеллектуальные операции и собственно исследовательские действия. К ним относятся, например, такие умственные действия, как сравнение, анализ, синтез, обобщение или более сложные: систематизация, моделирование, выдвижение гипотезы, постановка целей и задач исследования . Здесь происходит проектирование научного исследования,

Слайд 6

информационно-рецептивная - включает в себя действия с информацией, которую необходимо воспринять и обработать соответствующим конкретным исследовательским задачам образом. Общей целью при работе с информацией в рамках подготовки к любому исследованию является возможность извлечь важную информацию из различных источников . продуктивн ая - составляет действия по проведению научной работы, фиксацию и обработку ее результатов и закрепления их в научном тексте Рефлексия отдельных глав, разделов... Н аучн ое исследовани е - процесс выработки новых научных знаний …

Слайд 7

Объектная область исследования — это сфера науки и практики, в которой находится объект исследования. Объект исследования — это определенный процесс или явление действительности, порождающее проблемную ситуацию. Объект - это своеобразный носитель проблемы, то, на что направлена исследовательская деятельность . Предмет исследования — это конкретная часть объекта, внутри которой ведется поиск. Предмет исследования должен характеризоваться определенной самостоятельностью, которая позволит критически оценить соотносимую с ним гипотезу. В каждом объекте можно выделять несколько предметов исследования Разберёмся с понятиями …

Слайд 8

Тема исследования - объект изучения, в определенном аспекте, характерном для данной работы. Она «указывает на предмет изучения, а ключевое слово или словосочетание в теме указывает на его объект». В теме отражается проблема в ее характерных чертах. Удачная , точная в смысловом отношении формулировка темы уточняет проблему, очерчивает рамки исследования. Тема конкретизирует основной замысел, создавая тем самым предпосылки успеха работы в целом.

Слайд 9

Р яд практических шагов-приемов помогающих самостоятельно выбрать тему: А налитических обзор достижений той или иной научной области под авторством компетентных специалистов. Р уководство принципом повторения. Этот принцип подразумевает следование теме, логике уже проведенных исследований, но с использованием усовершенствованных методов исследования, которые позволили бы уточнить и расширить имеющиеся знания об объекте и предмете, а также проверить их. .

Слайд 10

П оисковый способ . Он предусматривает ознакомление исследователя с первоисточниками: специальной литературой, новейшими работами в той или иной научной отрасли, а также смежных отраслей науки, и формировании темы на основе анализа актуальных проблем этих смежных отраслей или дисциплин. Т еоретическое обобщение существующих исследований, теорий, практических результатов исследований, критико-аналитических и описательных материалов. Отправным пунктом для выбора и формулировании темы могут послужить ранее выдвинутые в науке гипотезы, которые нуждаются в уточнении, проверке и доказательстве. Поиск темы может вестись в «естественных» условиях научно-творческого общения начинающего исследователя с компетентными специалистами в избранной или области изысканий.

Слайд 11

1. П ров едение поиск а нужной информации. 2. С оставлен ие предварительн ого списк а изданий. 3. Н епосредственн ая работ а с интернет источниками. Определив тему и проблему своей работы исследователю следует овладеть понятийным аппаратом, соотносимы с выбранной объектной областью : 1. Возможно, описать основные понятия и логические связи между ними, выстроив, таким образом, понятийную систему будущего исследования. 2. Дать анализ, сравнить, сопоставить различные толкования одного и того же понятия, обозначив границы его возможных значений и применения. 3. Классифицировать понятия по каким-либо параметрам, определив сферу их использования в исследовании. Поиск информации ...

Слайд 12

Определение актуальности исследования Обязательное требование к любой научно-исследовательской работе. Актуальность может состоять, например, в необходимости получения новых данных; необходимости проверки новых методов и т.п. Актуальность темы всегда обосновывается с учетом практической необходимости разрешения поставленных вопросов.

Слайд 13

Гипотеза... Определяется как научно обоснованное предположение о непосредственно наблюдаемом явлении . Это утверждение вида: «если А, то В», которое описывает, как намереваемся разрешить проблему. О сновные свойства гипотезы : 1. Н еопределенность истинного значения; 2. Н аправленность на раскрытие данного явления; 3. В ыдвижение предположения о результатах разрешения проблемы; 4. В озможность выдвинуть «проект» решения проблемы. “ Гипотезы - это леса, которые возводят перед зданием и сносят, когда здание готово, они необходимы для работника, но он не должен принимать леса за здание " И. Гете

Слайд 14

Требования к гипотезе... В нее включа ют понятия и категории , являющиеся неоднозначными Она не должна включать слишком много положений: как правило, одно основное, редко больш е Гипотеза должна соответствовать фактам, быть проверяемой и соответствовать широкому кругу явлений, (лучше избегать ценностных суждений) Правдоподобность, т.е. соответствие уже имеющимся знаниям по проблеме П роверяемость

Слайд 15

Цель исследования – это конечный ожидаемый результат, которого хотел бы достичь исследователь в завершении своей работы. Цель формулируется кратко и предельно точно, выражая то основное, что намеревается сделать исследователь, она конкретизируется и развивается в задачах. Цель соответствует теме исследования. Можно поставить целью: выявить…установить… ообосновать… уточнить…разработать…

Слайд 16

Разработка эксперимента для проверки гипотезы: гипотеза бесполезна, если нет способа подтвердить ее. Не всякая мысль является гипотезой, а только та, которая дает свет для дальнейших поисков. Кроме того, гипотеза опирается на какие-то уже имеющиеся факты, т.е. у нее имеется определенный базис “ Научная методика также нужна ученому, как техника пианисту или скрипачу” А.А. Абрамзон

Слайд 17

Как определить методы исследования? Метод – это способ достижения цели исследования; « путь постижения, познания истины, сущности предметов и явлений Теоретические методы характеризуются обобщенностью и абстрактностью. Они определяются по основным мыслительным операциям, какими являются: анализ и синтез, сравнение, абстрагирование и конкретизация, обобщение, формализация, аналогия, моделирование Эмпирических метод ы . Предмет эмпирического познания – практика и результаты ее деятельности. Результаты исследовательской работы на уровне эмпирики выражаются в обобщении полученного опыта, формировании норм и правил, получении фактов (информации) об объекте, их анализ и систематизация

Слайд 18

Общенаучные методы: Наблюдение, Эксперимент, Анализ, Синтез, Индукция, Дедукция Моделирование и др. М етоды должны быть научными, нельзя полагаться только на «здравый смысл» . Чем сложнее объект исследования, тем сложнее метод.

Слайд 19

работа имеют определенную структуру: Титульный лист Оглавление (план работы) Введение (анализ литературы,проблемы, гипотеза, цели, задачи) Основная (содержательная) часть по разделам, главам (в соответствии с задачами) Выводы по каждой главе З аключение Б иблиографического спис ок, список интернет ресурсрв Приложение (графики, схемы , и ллюстрации, т аблицы) Как оформить научно-исследовательскую работу?

Слайд 20

Основные требования к выступлению... - Оно должно строго соответствовать заявленной теме. - Ответьте на вопрос «Почему Вы выбрали именно эту тему?» - Раскройте её актуальность и значимость для себя и для ... Обоснуйте это. - Предъявите гипотезу (Если она есть). - Представьте цели и задачи работы. - Назовите какие методы исследования использованы Вами и как его проводили. - Сообщите что самого важного и интересного принесла Вам работа. - Чётко сформулируйте выводы.Они обязательно должны быть связаны с целями и задачами работы

Слайд 21

Пожелания выступающему.. - Говорите убеждённо, чётко и громко. - Сообщая наиболее важную информацию говорите: “ Я подчёркиваю... Хотел бы заметить, что... Я акцентирую Ваше внимание, что“ - Ваше исследование – это совместный труд с научным руководителем, поэтому говорите чаще: “Наше исследование... Мы пришли в выводу... Нами было сделано...” - Не уходите от заданной темы. - Приветствуйте слушателей и жюри в начале и благодарите за внимание в конце речи. - Интересно, когда выступающий говорит о мыслях возникших после завершения работы. Озвучивает “последействие“.

Слайд 22

Типичные ошибки в работах участников конкурса Тема взята очень широко, в ней не отражается проблема. Чрезмерное увлечение биографическими данными и, как следствие, отступление от темы. Все разделы исследования должны работать на раскрытие заявленной темы. Не рекомендуется предложенные Оргкомитетом «направления исследования» использовать в качестве темы . Их обязательно надо максимально конкретизировать.

Слайд 23

Типичные ошибки в работах участников конкурса Цель работы сформулирована неточно и не выражает то основное, что намеревается сделать исследователь. Не всегда поставленные цели и вытекающие из них задачи соответствуют теме и полученным выводам. Перечитайте Вашу работу и постарайтесь согласовать эти два раздела работы.

Слайд 24

Типичные ошибки в работах участников конкурса Задачи должны конкретизировать цель, а не представлять план действий. Часто первой задачей автор ставить прочтение литературы, что совсем не отражает цель. Предполагается, что тема работы родилась (уточнилась) уже после изучения некоторой литературы.

Слайд 25

Типичные ошибки в работах участников конкурса Важным шагом в исследовательской работе является выдвижение гипотезы. Гипотеза : это утверждение вида «если А, то В», которое описывает, как намеревается автор разрешить проблему. Она отражает научный подход, и не должна быть субъективной. Не имеет смысл, например, гипотеза «Если я найду, то…». Если автор не нашел, это не значит, что выдвинутое предложение не верно, просто он не там искал . Любая гипотеза бесполезна, если нет способа ее подтвердить.

Слайд 26

Типичные ошибки в работах участников конкурса Наиболее распространенная ошибка – отсутствие выводов в заключении, или их несоответствие поставленным задачам. Желательно иметь выводы к каждой главе. Надо чётко представлять разницу между рефератом, исследованием, практикумом и лабораторной работой. Иногда без всяких объяснений описывается ход лабораторной работы или проведение опытов, которые не подкреплены необходимым научным аппаратом, не аргументированы и не имеют теоретических оснований..

Слайд 27

Типичные ошибки в работах участников конкурса Зачастую в работах авторы не называют методы исследования , или не знают их. Ценным в работе является, если спланированы, и представлены обоснованные, используемые методы исследования. Значительно выигрывают работы показывающие актуальность темы исследования. Работы, в которых анализируются исследования по данной теме, сделанные ранее.

Слайд 28

Типичные ошибки в работах участников конкурса Заметно, что на различных этапах работы автор и его научный руководитель не соотносят наработанное с заявленной темой. Не желают отказаться от лишнего – несоответствующего теме. Рефлексия каждого наработанного раздела, каждой главы – обязательное условие успешной работы. Надо уметь взглянуть на работу как бы « с верху» для того чтобы не выходить за обозначенные целей и задачами рамки. Постоянное согласование проделанной работы с поставленными целями и задачами, гипотезой исследования и темой наиболее сложная работа. Она приводит часто к отказу от каких-то материалов.

Слайд 29

Если мозг не засевать зерном, то он зарастет чертополохом. Д.Ж. Герберт поэт XVII века.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Летний экологический лагерь как эффективный метод развития научно-исследовательского интереса у школьников"

опыт организации эколого-краеведческой исследовательской деятельности...

Проблема педагогической нравственности в рассказе В. Распутина «Уроки французского» (научно-исследовательская методическая работа, в помощь учителю к уроку литературы)

Одной из главных тем в творчестве В Распутина является тема "нравственности человека". Предметом исследования литературы является человек со своими страстями, радостями и горе...

Статья преподавателя английского языка Михальковой Т.Л.: «Информатизация на уроках английского языка в формировании навыков научно-исследовательской проектной работы у студентов»

В статье рассматриваются причины информатизации на уроках английского языка, развитие проектной деятельности студентов в колледже. Раскрываются вопросы общеучебных умений и межпредметных связей.Описыв...

Аннотация "Методические рекомендации для учителя по формированию исследовательских навыков школьников через интегрированную проектную деятельность по английскому языку и предметам естественно-научного цикла на примере научно-исследовательской работы

Аннотация "Методические рекомендации для учителя по формированию исследовательских навыков школьников через интегрированную проектную деятельность по английскому языку и предметам естественно-нау...

Научно-исследовательская работа позволяет каждому школьнику испытать, испробовать, выявить и актуализировать хотя бы некоторые из своих дарований. Дело учителя – создать и поддержать творческую атмосферу в этой работе. Научно-исследовательская деятельност

Научно-исследовательская работа позволяет каждому школьнику испытать, испробовать, выявить и актуализировать хотя бы некоторые из своих дарований. Дело учителя – создать и поддержать творческую ...

Развитие научно-исследовательских навыков у школьников.

В данной статье говорится о том, как надо совершенствовать работу по привлечению школьников в научную работу. Рассматриваются определённые этапы вовлечения школьников в эту работу....