Использование иллюстраций на уроках истории России в 7 классе
статья

Ситак Артем Олегович

Разбор такого приема на уроке истории, как иллюстрации, с помощью которых можно объяснить ученикам любую тему в самом доступном варианте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon illyustratsiya.doc734.5 КБ

Предварительный просмотр:

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Наглядность в преподавании истории……….…………………....7

1.1. Виды наглядных средств обучения…………………...…….…………...…7

1.2.Правила использования наглядности………………………..……….….….9

Глава 2. Психолого-педагогические основы применения иллюстраций в обучении школьников 7-го класса…………………………………….….…13

2.1. Возрастные особенности у учащихся 7-го класса………….………….....13

2.2. Цель, правила и примеры использования иллюстраций на уроке истории в 7-ом классе .………………………………………………………………..….14

Глава 3. Пример урока истории в 7-ом классе с использованием иллюстраций……………………………………………………………….…..19

Заключение………..…………………………………………………….…..….29

Список литературы………………………………….…………………….…..31

Приложения ……………………………………………………………………33

Введение

Актуальность темы

Наглядность - один из ведущих принципов обучения. Наглядность в обучении способствует тому, что у школьников, благодаря восприятию предметов и процессов окружающего мира, формируются представления, правильно отображающие объективную действительность, и вместе с тем воспринимаемые явления анализируются и обобщаются в связи с учебными задачами.

Урок истории невозможно провести на должном уровне, не пользуясь картами, схемами, иллюстрациями, меловыми рисунками и другими видами наглядности. Они позволяют представить исторический материал понятным для учащихся. Наглядность активизирует их внимание, мышление и память, заставляет переключать внимание с одного элемента урока на другой, не утомляя школьника.

Я подробнее расскажу о таком приеме на уроке  истории, как иллюстрации, с помощью которых можно объяснить ученикам любую тему в самом доступном варианте.

Степень изученности  темы

Этой проблемой занимался Я.А. Коменский, которого называют отцом современной педагогики[1]. Его наиболее выдающейся работой в этой области был «Мир в картинках» — первый в мире иллюстрированный учебник. Когда Коменский ввел иллюстрации в некоторые из своих книг и в педагогических целях связал непосредственно слово и изображение, он проявил себя блестящим новатором. Эта книга стала   школьным учебником, подобного которому ранее не было. В своем  учебнике «Мир в картинках» Я.А.Коменский разработал систему обучения детей чтению, очень напоминающую широко распространенный в наши дни «метод целых слов». Таким образом, говорит он, «дети будут заняты уроками, которые доставят им столько же удовольствия, сколько они получили бы, проведя день в играх». Предметы, о которых учитель рассказывает ученикам, должны быть наглядно показаны. Следовательно, Коменский, отец метода наглядного обучения. «Мир в картинках» - первый учебник, в котором иллюстрации не просто придают книге привлекательность и интерес, а являются основой всей работы с ней. В этом смысле Коменский может быть назван отцом иллюстрированного учебника[2].

 Принцип наглядности отражен также в трудах Г. Песталоцци. Отстаивая необходимость наглядности в обучении, он считал, что органы чувств сами по себе доставляют нам беспорядочные сведения об окружающем мире. Обучение должно уничтожить беспорядочность в наблюдениях, разграничить предметы, а однородные и близкие снова соединить, то есть сформировать у учащихся понятия[3].

В педагогической системе великого педагога К.Д. Ушинского использование наглядности в обучении связано с преподаванием родного языка. Как писал К. Д. Ушинский: «Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова, начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно…»[4].

Учитель истории должен обладать большим набором иллюстраций, картин, фотографий, настенных карт и др. Они позволяют иллюстрировать рассказ учителя, дополнять текстовый материал учебника. Методист В.Н. Вернадский говорил, что картина представляет собой "параграф учебника, написанный кистью"[5].

Методическая работа на уроке с картиной зависит от ее содержания и типа. Вагин А.А. выделил несколько типов исторических картин: событийные, отражающие неповторимые исторические факты-события, происходившие лишь однажды, типологические, отражающие многократно повторяющиеся исторические факты-явления, описательные картины с изображением городов, сооружений, ансамблей, архитектурных памятников и исторические портреты. Отсюда Вагин А.А. выделил пять способов применения картины на уроке истории:

1.  сюжетное изображение в сочетании с рассказом;

2.  изучение деталей на картине;

3.  анализ картины с целью серьезных обобщений;

4.  эмоциональное воздействие на учащихся во время просмотра;

5.  дополнительный информативный ряд[6].

 В советское время о приемах использования наглядности в преподавании истории было написано немало дельных книг и методических статей. Несколько лет назад вышло в свет практическое пособие М.В. Коротковой "Наглядность на уроках истории", представляющее собой широкий обзор педагогического опыта работы с исторической картой, хронологическими комплексами, карикатурами, схемами, таблицами, меловыми рисунками, репродукциями художественных произведений[7].

Но настоящий этап развития образования и общества заставляет иначе посмотреть на требования, предъявляемые к наглядным пособиям. Эту проблему можно решить, пользуясь неограниченными возможностями компьютера.

Таким образом, новое время и новые ученики требуют создания новой школьной наглядности.

Объектом исследования является использование иллюстраций на уроках истории России в 7 классе.

Предмет исследования – методы, цели и эффективность использования иллюстраций на уроках истории России в 7 классе.

Целью моей  работы является описание нового опыта работы с иллюстрациями на современном уроке истории России в 7 классе.

Для раскрытия вопроса поставлены следующие задачи:

1. Охарактеризовать роль, функции иллюстраций в учебнике истории России 7 класса;

2. Показать возможности использования иллюстраций на уроках истории для решения образовательных, развивающих и воспитательных задач урока;

3. Изучить иллюстрации одного из разделов школьного учебника истории России 7 класса, определить цели их включения в учебник, их соответствие содержанию параграфа учебника, целям и задачам урока, данного курса истории;

4. Представить результаты работы по теме в виде конспектов уроков.

Практическая значимость

Данная работа может быть использована на уроках истории в школе и на внеурочных занятиях.

Структура работы

Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

Глава 1. Наглядность в преподавании истории

1.1. Виды наглядных средств обучения

Наглядные методы обучения - это такие методы обучения, при которых усвоение учебного материала в процессе обучения зависит от применения наглядных пособий и технических средств.

Наглядное обучение развивает наблюдательность, воображение, память и речь учащихся, поддерживает постоянный интерес к историческому прошлому.

Наглядное обучение на уроках истории играет значительную роль. Учащиеся не имеют возможности непосредственно воспринимать события прошлого. Поэтому так важны разнообразные наглядные средства. Прежде всего, с помощью наглядных средств обучения у учащихся создаются достоверные, зрительные образы исторического прошлого.

Наглядность необходима для формирования основных исторических понятий и закономерностей, обеспечивает более глубокое их усвоение учащимися.Наглядные средства обучения эмоционально воздействуют на учащихся. 

Среди наглядных методов обучения выделяют наблюдение, иллюстрацию и демонстрацию. Благодаря наблюдению у учащихся появляется интерес к окружающей жизни, и они учатся анализировать природные и социальные явления, а также концентрировать внимание на главном, выделять особые признаки. Благодаря демонстрации внимание учащихся направляется на существенные, а неслучайно обнаруженные, внешние характеристики рассматриваемых предметов, явлений, процессов. Иллюстрацию особенно хорошо использовать при объяснении нового материала[8].

В целом, наглядные методы обучения условно  можно  подразделить  на  2  большие группы: метод иллюстраций и метод демонстраций.

Метод иллюстраций предполагает показ ученикам иллюстративных  пособий: плакатов, таблиц, карт, зарисовок на доске и пр.

Внедрение  новых  технических   средств   в   учебный процесс (видеомагнитофонов, компьютеров) расширяет  возможности  наглядных  методов обучения. 

В обучении используются многообразные  наглядные средства. Согласно работам советских методистов, выделяются три группы наглядных средств обучения: предметная, изобразительная, условно-графическая.

Классификация наглядных средств по их содержанию является одной из наиболее распространенных. В соответствии с данным критерием выделяют:

• естественную монументальную наглядность – подлинные монументальные памятники прошлого и памятные места (например, пирамиды Древнего Египта, Колизей, Софийский собор в Новгороде, Красная площадь в Москве и др.);

• подлинные предметы материальной культуры (археологические находки, вещественные остатки: орудия труда, зерна, плоды, кости, денежные знаки, оружие, украшения и др.);

• специально изготовленную предметную наглядность (макеты, модели, реконструкции предметов быта, труда);

• изобразительную наглядность (учебные картины, репродукции);

• условно-графическую наглядность (схематические рисунки, карты, аппликации, схемы, графики, диаграммы, печатно-раздаточный материал);

• технические средства обучения – кинофильмы (кинофрагменты), диафильмы, диапозитивы, аудиозаписи, авторские видеозаписи, компакт-диски[9].

Предметная наглядность имеет огромную познавательную ценность, предполагает непосредственное восприятие подлинных вещественных памятников прошлого или его материальных следов. Однако, в неизменном виде таких памятников дошло до нас из далекого прошлого немного, но и они не могут быть широко использованы для большинства учащихся. К вещественным памятникам прошлого и более близкого исторического времени относятся орудия труда, предметы быта, одежда, украшения, транспортные средства, оружие и т. д. Степень их доступности для использования в учебном процессе значительно выше: они экспонируются в даже в школьных музеях. Изобразительная наглядность предполагает использование научно обоснованных реконструкций архитектурных памятников, предметов труда и быта, художественных композиций. К композиционным изобразительным средствам относятся учебные картины, репродукции, художественные кинофильмы и т. д.

Изобразительные средства в наглядном обучении истории занимают главное место. Это иллюстрации, карты, схемы, графики, диаграммы[10].

1.2.Правила использования наглядности

К наглядным средствам, используемым в процессе обучения, предъявляются определенные требования[11]:

1) точное соответствие реальному объекту или явлению;

2) ясное осознание преподавателем цели, времени и места введения наглядности;

3) эстетическое оформление наглядного средства;

4) адекватность объекта или его изображения стоящей учебной задаче;

5) учет уровня развития и обученности студентов;

6) наглядность должна использоваться в меру и показывать ее следует постепенно и  только  в  соответствующий  момент   урока;

7) необходимо четко  выделять  главное,  существенное при показе иллюстраций.

Одни изображения учитель использует в ходе изложенного в качестве наглядных иллюстраций своего рассказа (например, фотография Софийского собора в Новгороде); другие анализирует вместе с учащимися, чтобы объяснить сущность, основные черты исторического явления (сюжетный рисунок «Продажа крепостных»); с помощью третьих формирует четкие представления об историческом факте (изображения оружия и орудий труда). Сравнение нескольких иллюстраций, изображающих одно и то же явление в разные исторические эпохи, позволяет проследить их в развитии (фотографии завода конца XIX в. и магнитогорского металлургического комбината 30-х гг. XX в.).

Обязательное требование в работе с иллюстрациями – соотнесение их с текстом учебника. Учитель может предложить учащимся задание: определить, что изображено на иллюстрации, найти описание в тексте и сравнить с изображением; найти, что новое можно узнать из иллюстрации. Учащиеся должны уметь описывать иллюстрацию или рассказать об изображенном на ней событии. Необходимо обратить внимание на названия иллюстраций, текст под ними, дополняющий основной текст параграфа.

В преподавании истории, в частности в 7 классе, большое место занимают картины на исторические темы, дающие целостное, конкретное и красочное представление об историческом явлении, событии, герое. К учебным картинам относятся наглядные пособия, специально созданные художниками к определенным темам школьного курса истории. Эти картины соответствуют возрасту учащихся и отражают существенные явления или события прошлого. На уроках истории могут использоваться и художественные произведения исторической живописи, созданные художниками как произведения искусства определенного жанра. Выделяют четыре группы иллюстраций:

1.        Событийные картины отражают важные события, неповторимые факты общественной жизни, военного прошлого, классовой борьбы («Войско Болотникова под Москвой», «Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе») (приложение 1).

2.        Типологические картины отражают явления, типичные для определенной исторической эпохи, многократно повторяющиеся («Жатва», «Русская мануфактура») (приложение 2).

3.        Исторические пейзажи – это изображения древних городов, сооружений, архитектурных памятников и ансамблей («Церковь Ильи Пророка в Ярославле», «Церковь св. Георгия в Еднове», «Кремль при Дмитрии Донском») (приложение 3).

4.        Исторические портреты передают образы типичных представлений общественных групп и классов, выдающихся исторических деятелей («В.В.Голицын», «Петр Великий»).

Событийная картина чаще всего используется учителем как основа для построения яркого сюжетного, повествовательного рассказа, который сможет более глубоко раскрыть драматизм и динамику изображенного события.

Типологические картины дают богатый материал для развернутой беседы с учащимися, помогающей им самостоятельно извлекать знания (возможен рассказ или описание учителя с опорой на картину).

Таким образом, используя сюжетную картину на уроке, учитель не только формирует исторические представления и понятия, но и учит школьников подходить к картине как к источнику исторических знаний.

Исторический пейзаж лучше всего сочетается с описанием и объяснением учителя. При рассмотрении памятников культуры целесообразно использовать картинное описание.

Исторический портрет занимает большое место в средствах наглядности. Он необходим при изучении историко-биографических сведений. Портрет конкретизирует образ исторического деятеля, отражает черты его личности, передает особенности эпохи (через костюм, прическу, обстановку и т. п.).

Итак, различным видам исторических картин, используемых на уроках, соответствует и многообразие приемов работы с ними[12].

Глава 2. Психолого-педагогические основы применения иллюстраций в обучении школьников 7-го класса

2.1. Возрастные особенности у учащихся 7-го класса

Для каждого возраста существует своя специфическая социальная ситуация развития, т.е. определенное соотношение условий социальной сферы и внутренних условий формирования личности. Строить работу на уроке с учащимися 7- го класса довольно сложно, так как их поведение на уроках почти невозможно регулировать, они легко возбуждаются и не всегда могут справиться со своим состоянием. Это может приводить к ухудшению дисциплины, особенно на последних уроках или после контрольных работ. Семиклассники требует к себе повышенного интереса и внимания, поэтому построить эффективный урок учителю очень сложно[13].

Однако, в этом возрасте подростки начинают мыслить быстрее (развивается формально-логическое мышление), с радостью воспринимают задания, в которых нужно поразмышлять, поспорить, придумать различные варианты решения, пытаются соревноваться в решении каких-либо сложных задач.

Седьмой класс – это время больших возможностей. В подростковом возрасте происходит изменение характера познавательной деятельности: появляется способность к более сложному восприятию предметов и явлений, формируется способность самостоятельно мыслить, рассуждать, сравнивать, делать относительно глубокие выводы и обобщения, происходит интенсивное развитие произвольной памяти[14].

Педагогу необходимо продумывать свой урок так, чтобы в нём были задания на соревнования, на логические размышления. Простая подача в виде изложения материала в устной форме им становится неинтересной. У учащихся подросткового возраста уже отчетливо проявляется способность к абстрактному, понятийному мышлению, что повышает востребованность наглядных средств, иллюстраций, таблиц и схем, связанных с раскрытием и углублением исторических понятий разной степени сложности и обобщенности.

Важно для привлечения внимания использовать яркие и образные методы, такие как наглядные средства обучения. Именно использование наглядности в обучении будет способствовать лучшему восприятию и запоминанию материала, так как это привлечёт внимание подростков и поможет построить с ними более эффективный урок.

2.2. Цель, правила и примеры использования иллюстраций на уроке истории в 7-ом классе

Иллюстрации используются на уроках истории в основном для улучшения эффективности образования, для того, чтобы семиклассник лучше представлял тот или иной исторический материал. Кроме того, иллюстрации используются как средство привлечения внимания. Использование иллюстраций эффективно способствует не только запоминанию материала, но и развития умственных способностей учеников. Развивается самостоятельность, увеличивается нагрузка на память и мышление семиклассника. Правильное использование наглядности способствует улучшению качества образования и повышению эффективности учебного процесса. Важно правильно применять наглядные средства обучения и уметь активизировать деятельность учащихся седьмого класса на уроках истории.

Иллюстрации учебника органически входят в его содержание, создавая конкретный зрительный образ исторических фактов. Иллюстрации учебника истории многообразны. К ним относятся рисунки отдельных предметов, изображения архитектурных памятников, репродукции произведений искусства, сюжетные и бытовые композиции, портреты, плакаты, документальные фотоснимки. Ни одна иллюстрация, относящаяся к теме урока, не должна остаться не разобранной, т. к. сами учащиеся забывают к ним обратиться.

На уроке иллюстрация используется с различными целями: как исходный источник знаний или как зрительная опора в рассказе учителя; как иллюстрирование изложения рассказа или как средство закрепления.

Важно использовать правильную последовательность работы с иллюстрацией на уроке? Методист В.Г.Карцов предложил следующие действия:

1) учитель открывает или вывешивает иллюстрацию в тот момент, когда по ходу объяснения подходит к описанию изображенного на ней;

2) дает учащимся некоторое время для восприятия в целом только что появившегося перед ними изображения;

3) начиная рассказ, указывает место и время действия;

4) дав общее описание обстановки, фона, на котором развернулось действие, останавливается на главном;

5) выявляет детали и частности;

6) в заключение делает общий вывод, указывает существенные признаки явления[15].

Возможен также искусствоведческий анализ произведения художника. На уроках анализируются иллюстрации по специально разработанным памяткам. Одну из таких памяток предлагает Н.И. Запорожец:

1. Имя автора и время создания произведения.

2. Содержание произведения: его сюжет, кто изображен, что изображено (передний план, центр, задний план, обстановка, в которой изображены люди, — интерьер помещения, пейзаж).

3. Средства выражения: объемность, пропорциональность, перспективность, цвет.

4. Какие чувства и идеи вложил художник в свое творение?

Возможно такое задание учащимся: рассказать, какие исторические легенды и реальные события лежат в основе картин, созданных художниками.

Для анализа семиклассникам могут быть предложены картины Э.Лисснера «Войско Болотникова под Москвой», А.Рябушкина «Семья купца XVII в.», Б.Кустодиева «Бунт горожан в XVII в.», В.Сурикова «Утро стрелецкой казни»; Н.Ге «Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе», И.Репина «Письмо запорожцев турецкому султану».

Методисты И.В.Гиттис, В.Н.Вернадский, А.А.Вагин описывают различные приемы работы по иллюстрациям. Учитель показывает иллюстрацию, а учащиеся называют все, что на ней изображено; по заданию учителя дают описание отдельных элементов и картины в целом; придумывают за действующих лиц слова и инсценируют отдельные сюжеты картины; пытаются представить, что было раньше того момента, который изображен на картине, или позже.

По иллюстрациям возможно проведение итогового повторения, например, по теме «Петр I». Ученикам 7 класса предлагаются иллюстрации: портреты Петра I разных лет, Б.П.Шереметева, А.Д.Меншикова, П.И.Ягужинского,  картины Н.Ге «Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе», В.Серова «Петр Великий», В.Сурикова «Утро стрелецкой казни», гравюры «Гангутское сражение».

При этом ученикам задаются вопросы: 1. Особенности личности Петра I? 2. Какие исторические события связаны с его именем? 3. Какое влияние оказывало на эти события окружение царя? и другие.

Для отработки умений можно привлекать на урок несколько картин, но не более двух-трех. Обилие иллюстративного материала, особенно впервые используемого, ослабит интенсивность восприятия детей, а многочисленные образы перепутаются в их сознании и осложнят восприятие нового.

Учащихся надо приучать видеть в иллюстрациях не «развлекательную картинку», а важный, научно достоверный источник знаний. Ни одна иллюстрация, относящаяся к теме урока, не должна остаться без внимания[16].

Например, работая над темой «Реформы Петра I» и используя иллюстрацию картины Н.Ге «Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе», не следует мешать ученикам составить свое впечатление от картины. На первом этапе работы с картиной надо дать возможность ученикам говорить вслух о том, что они видят. Так они накопят материал для последующего анализа. Управлять этим процессом надо тактично, не давая пока учительских суждений и подсказок.

На втором этапе главным будет поиск ответов на вопрос: "Кто изображен, и какие у них проблемы?" Цель его - определение социальных ролей персонажей и отношений между ними. Вопросы: Кого вы видите? Что происходит на картинке? Герои разговаривают, ссорятся? и т.п.

На третьем  этапе нужно описать не только часть видимого пространства, но и попытаться описать то, что осталось за пределами картины.

На следующем этапе попытаемся представить, что предшествовало изображенному эпизоду и что будет дальше. Это позволит сосредоточиться на развитии события, его этапах, причинах и целях действий персонажей, а также даст возможность решить вопрос, почему художник выбрал именно этот эпизод из жизни Петра I.

Рассказывая об авторе картины, времени ее создания, можно оценить, на чем основано свидетельство - на собственных наблюдениях или на изучении исторического материала. Во втором случае мы понимаем, что многое художник домыслил[17].

Коротковой М.В. была определена методика и основные этапы работы над картиной на уроке:

1.  обязательная подготовка к восприятию картины, обычно сопровождающаяся сообщение названия и автора, и замечанием о смысле ее демонстрации;

2.  первичное восприятие картины, которому отвечают вопросы: Что? Где? Когда?;

3.  осмысление отдельных деталей картины, их анализ;

4.  обогащенное понимание целостной картины: обобщение на основе установленных связей между отдельными частями и вывода из анализа деталей[18].

3. Пример урока истории в 7-ом классе с использованием иллюстраций

Тема: «Реформы Петра I» (параграф 15 учебника А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной «История России. Конец XVI – XVIII век» 7 класс)[19].

Цель: Определить историческое значение проведенных Петром реформ.

Задачи:

-Изучить основные положения реформ;

-Определить причины их появления;

- Оценить итоги проведенных реформ.

Ход урока:

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания (предыдущий параграф – Северная война).

1) На доске указаны основные даты Северной войны, необходимо к каждой из них указать событие. (1 или 2 человека выполняют задние у доски, в ходе одновременного опроса учащихся фронтально)

1703 г. (Основание крепости Санкт- Петербург)

1702 г. (штурм крепости Орешек (Нотебург)

1720 г. (битва у острова Гренгам)

1709 г. (битва под Полтавой)

1714 г. (морское сражение у мыса Гангут)

1721 г. (Заключение Ништадтского мирного договора)

1711 г. (Прутский поход)

1700 г. (битва под Нарвой)

2) Фронтальный опрос:

1. Какие направления внешней политики Петра I Вы можете назвать? (Западное и Южное (Азовское))

2. По каким причинам, именно эти направления стали ключевыми, какие цели ставил себе Пётр? (Западное – получение опыта иностранных держав, связанных с развитием государства и проведением дальнейших реформ, поиск союзников для войны со Швецией, получение выхода к Балтийскому морю; Южное – выход к морю, расширение сферы влияния.)

3.Расскажите о причинах Северной войны. (1.Прекратить влияние Швеции в районе Балтики, в том числе и на принадлежавших влиянию России территориях Финского залива  2. Получить выход к морю для создания флота на этих территориях и усиления международного авторитета России).

4. Каковы итоги Ништадтского мирного договора (1.Россия возвращала Швеции Финляндию (кроме Выборга) 2.Россия получала балтийское побережье от Выборга до Риги с огромными территориями Лифляндии, Эстляндии и Ингерманландии)

III. Изучение нового материала

- Итак, мы с вами на предыдущих уроках говорили о личности Петра Алексеевича и о его деятельности в сфере международных отношений, которая, безусловно, позволила поднять престиж государства среди других стран.

Личность Петра 1 по праву занимает одно из главенствующих мест в истории Российского государства. И дело даже не в том, что именно этот человек основал Империю как таковую, а в том, что в годы правления Петра Россия получила совершенно новый вектор развития. Написаны тысячи исторических и биографических книг, создающих портрет Петра 1, но однозначно охарактеризовать деятельность этого человека ученые-историки не могут и по сей день. Часть из них обожествляет первого российского императора, описывая его инновации в государственной системе и внешней политике. Другие же, наоборот, стараются показать его тираном и деспотом, ссылаясь на излишнюю резкость и жестокость по отношению к своим подданным[20].

 Давайте обратимся к иллюстрации на стр.118. Перед нами картина художника И. Никитина «Петр Великий». Давайте попробуем составить описание этой личности, опираясь только на данную иллюстрацию. Каким вам представляется этот человек? (Дается возможность ученикам высказать свое мнение).

- Одно название картины напоминает нам о том, что он был великим человеком, удачливым полководцем, дальновидным политиком и мудрым правителем. 

Петр I изображен на портрете в темной одежде, с белым шарфом на шее и лентой ордена Андрея Первозванного на груди.
На картине у царя необыкновенно сильное, но в то же время крайне уставшее лицо.

Вполне вероятно, что портрет был написан с натуры. Исследователи связывали его появление с записью в походном журнале Петра I от 3 сентября 1721: „На Котлине острову перед литоргиею писал его величества персону живописец Иван Никитин", и на этом основании приписывали авторство И. Н. Никитину. Однако в последнее время в этом высказаны сомнения, на основании того, что портрет написан в технике не петровского времени, а более позднего периода XVIII века[21].

Художник Никитин изобразил Петра так, что мы видим волевого, мощного и властного, но глубоко искреннего человека.

- Теперь давайте подробно ознакомимся с политикой внутри государства, рассмотрев основные направления реформ, их содержание и итоги.

Рассмотрим схему основных реформ внутригосударственного устройства.

Рассказывается о каждой из реформ, учащиеся в ходе урока заполняют таблицу.

Название реформы

Изменения

Дата

Реформа центрального управления

1.Смена статуса главы государства (присвоение титула «император»)

2.Упразднение ряда гос. органов, либо их замена на иные. (Боярская дума, Земский собор, приказы)

3.Создание Сената, Коллегий.

1699-1720

Областная реформа

1.Раздел страны на 8 губерний

2.Введение должности губернатора

3.Создние 50 провинций во главе с воеводами.

4.Создание Малороссийской коллегии, для контроля за деятельностью гетмана Украины.

1708-1719

Реформа городского управления

1.Передача посадского населения из ведения воевод, выборным бурмистрам

2.Создание Главного магистрата за контролем над деятельностью бурмистров.

3.Деление населения на низших и высших

1720

Реформа несения государственной службы

1.Получения чина вне зависимости от происхождения

2.Появление наследственного и ненаследственного дворянства.

1722

Реформа порядка наследования дворянского имущества

1.Запрет на продажу поместья

2.Наследование 1 потомком недвижимого имущества

1714

Церковная реформа

1.Упразднение патриаршества

2.Создание Синода

1721

- Итак, первой реформой, о которой мы с вами поговорим, была реформа центрального управления. Тенденция к абсолютизму потребовала еще большей централизации власти. В 1711 г. был создан Правительствующий сенат. Остановимся кратко на личности П.И.Ягужинского, портрет которого приведен в данном параграфе.

- Давайте обратимся к портрету графа Российской Империи Ягужинского Павла Ивановича, которого называли «окон государевым» в Сенате. Как вы думаете, почему? Наводит ли что-нибудь нас на эту мысль представленный портрет? (Дается возможность ученикам высказать свое мнение).

Рассказ учителя о содержании областной реформы в рамках учебника.

Итак, реформа центрального управления заключалась в упразднении ряда существующих органов власти, либо их замене.

Рассмотрим таблицу:

Гос. аппарат в XVII в.

Гос. аппарат в XVIII в. (1-я четверть)

Царь

Император (1725)

Боярская Дума

Сенат (1711)

Земский собор

Губернаторы (1708)

Приказы

Коллегии (1718-1720)

Воеводы

Воеводы

Патриархия

Синод

Ученикам задаются вопросы:

Какие должности не были отменены и почему? (должность воевод, т.к. ведение войны приоритетный способ ведения внешней политики).

В чём, по-вашему, заключались причины таких изменений в системе управления (В стремлении укрепить абсолютизм власти императора).

Для чего нужна была областная реформа, делившая страну на губернии? (для усиления местного аппарата власти  и повышения его авторитета и роли в деле управления).

- Рассмотрим особенности городской реформы:

- деление населения на «низших и высших»;

- изъятие посадского населения из ведения воевод;

- создание Главного магистрата в 1720 г. для управления выборными бурмистрами, управлявшими посадским населениям.

Важнейшим шагом в деятельности Петра Алексеевича стало реформирование порядка получения должностей и званий. В чём же оно заключалось? В 1722 г. был принят  «Табель о рангах», содержащий перечень соответствий между военными, гражданскими и придворными чинами, ранжированными по 14 классам.

На экран выводится таблица с указанием классов и должностей службы.

Ученикам задаются вопросы:

1.Как можно было получить новый чин? (благодаря заслугам)

2.Какое наказание следовало за присвоение или требование неположенного чина? (штраф размером 2 жалования)

3.Как подтверждалось право на определённую должность? (патент)

4.Сколько классов должностей существовало? (14)

5.Как Вы считаете, какое значение имел новый порядок получения должностей? (Позволял проявить себя действительно талантливым военным или политикам вне зависимости от своего происхождения).

Помимо наведения порядка при получении статуса на гражданской и военной службе, Пётр Алексеевич считал важным сохранить о разорения дворянские поместья, в связи с этим он издал закон «О единонаследии».

Обратимся к отрывку данного документа в учебнике на стр.121.

Ученикам задаются вопросы:

1.Какой запрет получили дворяне (на продажу поместья, либо его части)

2.Какой порядок наследования определялся Петром? (движимое имущество можно делить между всеми сыновьями, недвижимость наследовал только 1 потомок)

Не менее важным шагом стало решение вопроса и значительном снижении роли церкви. Это проявилось в запрете на избрание нового патриарха в 1700 г., а затем и окончательном упразднении этой должности.

Все церковные вопросы решал новый орган власти – святейший Синод, под руководством обер-прокурора.

Мы можем сделать вывод:

1.Все реформы были взаимосвязаны между собой;

2.Реформы способствовали укреплению личной самодержавной власти.

- Как вы считаете, все ли были сторонниками преобразований правителя?

Одним из противников стал его собственный сын – Алексей. В  поисках поддержки он даже бежал в Австрию, но был возвращён домой, где предстал перед судом, за заговор против императора.

Давайте подробнее остановимся на приведенной в параграфе иллюстрации картины художника Н.Ге «Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе».

- Что вы видите перед собой? Кто изображена картине, и какие, по-вашему мнению, у них проблемы? Что предшествовало изображенному эпизоду? Зачем эта иллюстрация включена в учебник?

После ответов учеников, подводится итог.

Художник представил полотно как драму столкновения личностей -  приверженцев противоположных жизненных ценностей. Царевич Алексей был прекрасно образован, знал несколько иностранных языков и, в сущности, он ни в коей мере не противился реформам, но ему претили деспотические и жесткие форты правления Петра I. В историческом полотне живописец передает внутреннее состояние персонажей. Показное спокойствие обоих, без жестов и внешних эффектов, - обманчиво. Это драма переживаний, драма душевной муки и нелегкого выбора.

Ге очень точно выбрал момент, который отразил в своей картине. После изучения документов и бурного спора Петр уже не гневается, а с горечью уверяется в предательстве сына. Но прежде чем подписать приговор, он всматривается в лицо Алексея, все еще не теряя надежды увидеть в нем раскаяние. Царевич под взглядом отца опустил глаза, но молчаливый диалог продолжается. Символичен свисающий край скатерти кровавого цвета: он не только разделяет персонажей, но словно предвещает трагическое разрешение этого конфликта.

Алексей, уверенный в том, что император не решится поднять против себя общество и не сможет переступить через отцовские чувства, упрямо молчит. Он до конца остается противником Петра.

Художник хотел, главным образом, донести до зрителя, что смертный приговор был подписан не венценосным палачом, а раненным в самое сердце родителем, который принял решение в интересах государства.

«От этой картины веет холодом. Темные стены и холодный зев камина, каменный пол, бледный холодный свет, едва рассеивающий полумрак большого зала. Но главный холод – в отношениях отца и сына, ставших непримиримыми противниками. Расчерченный на черно-белые квадраты пол напоминает шахматную доску, а реальные персонажи на нем – как две противоборствующие фигуры в исторической шахматной партии.

В этой трагической коллизии для художника самой важной оказалась проблема нравственного достоинства личности. В 1892 он писал в своих «Записках»: «Десять лет, прожитых в Италии, оказали на меня свое влияние, и я вернулся оттуда совершенным итальянцем, видящим все в России в новом свете. Я чувствовал во всем и везде влияние и след петровской реформы. Чувство это было так сильно, что я невольно увлекся Петром… Исторические картины тяжело писать… Надо делать массу изысканий, потому что люди в своей общественной борьбе далеки от идеала. Во время писания картины «Петр I и царевич Алексей» я питал симпатии к Петру, но затем, изучив многие документы, увидел, что симпатии не может быть. Я взвинчивал в себе симпатию к Петру, говорил, что у него общественные интересы были выше чувства отца, и это оправдывало жестокость его, но убивало идеал…»[22].

- Итак, по предъявленным обвинениям царевич был казнён, а Пётр I изменил порядок наследования, разрешив правителям наследника назначать по своему усмотрению.

IV. Закрепление изученного материала.

-Какие реформы внутреннего устройства страны вы можете назвать?

-Какую главную цель этих изменений вы можете назвать?

-Была ли она достигнута?

-Как изменилось положение простого населения (городского/ нёсшего гос. службу)

-Как изменился порядок наследования имущества дворян?

-Как изменился порядок наследования гос.власти?

V. Домашнее задание

Параграф 15, читать. Знать основные реформы, их содержание и даты проведения.

Заключение

У современного педагога на вооружении существует масса видов наглядного материала и средств его предоставления. А результативность и мастерство деятельности учителя зависит от его желания преподавать и любви к ученикам и своей профессии.

Для развития мышления учащихся в процессе усвоения ими знаний, большое значение имеют иллюстрации учебника, которыми пользуются как на самом уроке, так и при подготовке домашнего задания. Особенно ценными являются иллюстрации, содержание которых связано с текстом учебника. Краткие объяснительные тексты к иллюстрациям являются очень важными. Они помогают учащимся анализировать иллюстрации и содействовать более глубокому усвоению содержания изучаемого материала.

 Иллюстрация в учебниках является наиболее массовым и доступным средством наглядности, как для учителя, так и для ученика. Большинство иллюстраций отражают изучаемую на уроках эпоху. Есть иллюстрации, которые запечатлели картины выдающихся художников, произведения скульпторов и архитекторов. Имеются также иллюстрации, специально созданные в дидактических целях. Все иллюстрированные изображения в учебниках, помогают раскрыть типичные исторические события, будь то классовые отношения и классовая борьба, завоевательные и освободительные войны, революции и восстания, развитие экономики, науки и искусства, географические открытия, религиозные отношения и т.д.

Для ученика, иллюстрация является большим источником для представления конкретного исторического события. О том, как жили наши предки, как выглядели, как развивалось их хозяйство, чем занимались, все это ученик может себе наглядно представить, пользуясь иллюстрациями. Работая с ними, ученик развивает в себе способность анализировать изображение изучаемого исторического события, и из всевозможных изображений (таких как картин, фотографий, рисунков и т.д.) получать большую историческую информацию.

 Изучение иллюстраций учебника позволяет учителю определить, когда, на каких моментах урока следует обратить внимание учеников на отдельные изображения, и какую работу следует с ними провести. Нельзя и невозможно использовать на уроке все имеющиеся в учебниках иллюстрации. Нужно отобрать из них наиболее важные для самостоятельной работы учащихся, для развития их мыслительной деятельности[23].

Историческую картину или иллюстрацию можно подобрать к любой исторической теме. Будь то тема, касающаяся государственного строя страны или, ее экономическое развитие, или тема, касающаяся какого-либо восстания. И не нужно думать, что это не обязательно. Учащиеся, которые изучают теорию предмета наряду с иллюстративным дополнением, более четко усваивают материал. У них формируются наглядный образ истории, а не просто образ науки, события которой остались далеко в прошлом[24].

Но, пожалуй, самое главное, это воображение учителя, его собственное видение урока, его умение преподнести материал таким образом, чтобы учебная картина действительно стала продуктивным средством наглядности.

Список литературы

  1. Баева В. Николай Николаевич Ге. [Электронный ресурс]/ - Режим доступа: http://www.tanais.info/art/story/gay12.html, свободный.
  2. Вагин А. А. Методика обучения истории в школе. – М.: 1972. [Электронный ресурс]/ - Режим доступа: http://pandia.ru/text/78/591/10935.php, свободный.
  3. Виды наглядных средств обучения [Электронный ресурс]/ - Режим доступа: http://studme.org/38890/psihologiya/vidy_naglyadnyh_sredstv_obucheniya, свободный.
  4. Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. Конец XVI – XVIII век» 7 класс. – М.: Просвещение, 2012 – 240 с.
  5. Идрисов А.Е. Приемы развития мыслительной деятельности учащихся 5–7-х классов на уроках истории. [Электронный ресурс]/ - Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/213803/, свободный.
  6. Использование ИКТ на уроках истории в специальном (коррекционном)классе VIII вида [Электронный ресурс]/ - Режим доступа: http://yandex.ru/clck , свободный.
  7. Коджаспирова Г. М. Педагогика: учебник. – М., 2004.  [Электронный ресурс]/ - Режим доступа http://studme.org/38890/psihologiya/vidy_naglyadnyh_sredstv_obucheniya, свободный.
  8. Коменский Я.А. - Отец современной педагогики [Электронный ресурс]/ - Режим доступа: http://культурный-портал.рф/razdely/kultura/yan-amos-komenskij-otets-sovremennoj-pedagogik, свободный.
  9. Короткова М. В. Наглядность на уроках истории: Практ. пособие для учителей. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 176 с., [Электронный ресурс]/ - Режим доступа: http://pandia.ru/text/78/591/10935.php, свободный.
  10. Кулаков А.И. «Развитие самостоятельности на уроке труда и степень самостоятельности в 9 классе» [Электронный ресурс]/ - Режим доступа: http://скоши.рф/main/2827.htm, свободный.
  11. Мухаметова Н.Ш. Приемы работы с иллюстративным материалом учебника истории для специальной школы VIII вида. [Электронный ресурс]/ - Режим доступа: http://nsportal.ru/shkola/istoriya/library/2013/03/25/priemy-raboty-s-illyustrativnym-materialom-uchebnika-istorii-dlya, свободный.
  12. Наглядное обучение истории. [Электронный ресурс]/ - Режим доступа: http://magref.ru/naglyadnoe-obuchenie-istorii, свободный.
  13. Никитин, Портрет Петра 1. Исторический портрет Петра 1.  [Электронный ресурс]/ - Режим доступа: http://fb.ru/article/159289/portret-petra-nikitin-portret-petra-istoricheskiy-portret-petra, свободный.
  14. Параграф учебника, написанный кистью [Электронный ресурс]/ - Режим доступа: http://pandia.ru/text/78/591/10935.php, свободный.
  15. Подросток. Возрастная психология для родителей. [Электронный ресурс]/ - Режим доступа: http://nsportal.ru/shkola/psikhologiya/library/2015/10/25/podrostok-vozrastnaya-psihologiya-dlya-roditeley, свободный.
  16. Портрет Петра I. И.Н.Никитин. [Электронный ресурс]/ - Режим доступа: http://www.nearyou.ru/nikitin/petr.html, свободный.
  17. Работа с иллюстрациями на уроках истории. [Электронный ресурс]/ - Режим доступа: http://studopedia.ru/18_6421_rabota-s-illyustratsiyami-na-urokah-istorii.html, свободный.
  18. Формирование научного мировоззрения в процессе преподавания истории и обществоведения / Под ред. Л.Н.Боголюбова. М. Просвещение, 1985. [Электронный ресурс]/ - Режим доступа: http://privetstudent.com.html, свободный.

Приложение 1

Н.Н.Ге. Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе

Приложение 2

Г.Никитин. Жатва

Приложение 3

Церковь Ильи Пророка в Ярославле

Приложение 4

В.В.Голицын


[1]Ян Амос Коменский - Отец современной педагогики [Электронный ресурс]/ - Режим доступа: http://культурный-портал.рф/razdely/kultura/yan-amos-komenskij-otets-sovremennoj-pedagogik, свободный.

[2] Ян Амос Коменский - Отец современной педагогики [Электронный ресурс]/ - Режим доступа: http://культурный-портал.рф/razdely/kultura/yan-amos-komenskij-otets-sovremennoj-pedagogik, свободный.

[3] Кулаков А.И. «Развитие самостоятельности на уроке труда и степень самостоятельности в 9 классе» [Электронный ресурс]/ - Режим доступа:http://скоши.рф/main/2827.htm, свободный.

[4] «Использование ИКТ на уроках истории в специальном(коррекционном)классе VIII вида» [Электронный ресурс]/ - Режим доступа: http://yandex.ru/clck , свободный

[5] «Параграф учебника, написанный кистью» [Электронный ресурс]/ - Режим доступа: http://pandia.ru/text/78/591/10935.php, свободный

[6] Вагин А. А. Методика обучения истории в школе. – М.: 1972. [Электронный ресурс]/ - Режим доступа: http://pandia.ru/text/78/591/10935.php, свободный

[7] Короткова М. В. Наглядность на уроках истории: Практ. пособие для учителей. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 176 с., [Электронный ресурс]/ - Режим доступа: http://pandia.ru/text/78/591/10935.php, свободный

 

[8] Кулаков А.И. «Развитие самостоятельности на уроке труда и степень самостоятельности в 9 классе» [Электронный ресурс]/ - Режим доступа:http://скоши.рф/main/2827.htm, свободный.

[9] Виды наглядных средств обучения [Электронный ресурс]/ - Режим доступа: http://studme.org/38890/psihologiya/vidy_naglyadnyh_sredstv_obucheniya, свободный.

[10] Наглядное обучение истории. [Электронный ресурс]/ - Режим доступа: http://magref.ru/naglyadnoe-obuchenie-istorii, свободный

[11]  Коджаспирова Г. М. Педагогика: учебник. – М., 2004. – С. 311 . [Электронный ресурс]/ - Режим доступа http://studme.org/38890/psihologiya/vidy_naglyadnyh_sredstv_obucheniya, свободный

[12] Мухаметова Н.Ш. Приемы работы с иллюстративным материалом учебника истории для специальной школы VIII вида. [Электронный ресурс]/ - Режим доступа: http://nsportal.ru/shkola/istoriya/library/2013/03/25/priemy-raboty-s-illyustrativnym-materialom-uchebnika-istorii-dlya, свободный.

[13] Формирование научного мировоззрения в процессе преподавания истории и обществоведения / Под ред. Л.Н.Боголюбова. М. Просвещение, 1985. [Электронный ресурс]/ - Режим доступа: http://privetstudent.com/kursovyye/pedagogika-kursovye-raboty/2865-naglyadnyy-metod-v-prepodavanii-obschestvoznaniya-v-7-om-klasse.html, свободный

[14] Подросток. Возрастная психология для родителей. [Электронный ресурс]/ - Режим доступа: http://nsportal.ru/shkola/psikhologiya/library/2015/10/25/podrostok-vozrastnaya-psihologiya-dlya-roditeley, свободный.

[15] Наглядное обучение истории [Электронный ресурс]/ - Режим доступа: http://magref.ru/naglyadnoe-obuchenie-istorii, свободный

[16] Наглядное обучение истории. [Электронный ресурс]/ - Режим доступа: http://magref.ru/naglyadnoe-obuchenie-istorii, свободный

[17] Работа с иллюстрациями на уроках истории. [Электронный ресурс]/ - Режим доступа: http://studopedia.ru/18_6421_rabota-s-illyustratsiyami-na-urokah-istorii.html, свободный

[18] Короткова М. В. Наглядность на уроках истории: Практ. пособие для учителей. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 176 с., [Электронный ресурс]/ - Режим доступа: http://pandia.ru/text/78/591/10935.php, свободный

[19] А.А.Данилов, Л.Г.Косулина. История России. Конец XVI – XVIII век» 7 класс. – М.: Просвещение, 2012 – 240 с.

[20] Никитин, Портрет Петра 1. Исторический портрет Петра 1.  [Электронный ресурс]/ - Режим доступа: http://fb.ru/article/159289/portret-petra-nikitin-portret-petra-istoricheskiy-portret-petra, свободный.

[21] И.Н.Никитин. Портрет Петра I. [Электронный ресурс]/ - Режим доступа: http://www.nearyou.ru/nikitin/petr.html, свободный

[22]В.Баева. Николай Николаевич Ге. [Электронный ресурс]/ - Режим доступа: http://www.tanais.info/art/story/gay12.html, свободный

    [23]
  1.  Идрисов А.Е. Приемы развития мыслительной деятельности учащихся 5–7-х классов на уроках истории. [Электронный ресурс]/ - Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/213803/, свободный

[24] «Параграф учебника, написанный кистью». [Электронный ресурс]/ - Режим доступа: www.istorik-ermolenko.ru, свободный


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

тематическое планирование уроков Истории России 9 классов

Тематическое планирование уроков Истории России  в 9 классе  52,5 часов авторы учебника А.А. Данилов, Л.Г. Косу...

урок истории России 10 класс

Урок по истории России "В борьбе за единство и независимость" - 10 класс. Посвящен теме борьбы Руси  против монголо- татарского ига. Дмитрий Донской и битва на Куликовом поле....

Обобщающие уроки "История России" 10 класс

Конспект уроков по теме: ""Киевская Русь", "Московская Русь", тест "Внутренняя политика России в период правления Николая I"...

Использование схем на уроках истории России.

На протяжении последних десяти с лишним лет предметом жесткой критики является объем школьных учебников истории, которые  сильно перегружены незначительными фактами, второстепенными деталями, дат...

Урок истории России 7 класс (с использованием технологии развития критического мышления)

Предлагаемый урок строится на основе технологии развития критического мышления (далее - ТРКМ).  ТРКМ представляет собой совокупность разнообразных приемов, направленных на то, чтобы сначала заинт...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА. ИСТОРИИ РОССИИ 7 КЛАСС. Тема урока: Внешняя политика Ивана IV

Цель урока: Формирование представлений о внешней политике России во второй половине XVI в....