Экскурсия как инновационная технология в образовательном пространстве
план-конспект занятия (6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Автор знакомит с тем, как можно на базе школьных экспонатов краеведческого музея подготовить и провести экскурсию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx31.33 КБ

Предварительный просмотр:

ЭКСКУРСИЯ КАК ИННОВАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ                                                                                                            

 Геда Н. В.

 МОАУ Новопетровская СОШ учитель истории и обществознания

                     

Проблема приобщения школьников к историко-культурному наследию актуальна во все времена, поскольку она закладывает основы нравственного воспитания. Становление личности ребёнка, его социальная и национальная идентификация, превращение его в сознательного члена общества и гражданина невозможны вне определённой культурно-исторической традиции народа.

В стремительно меняющемся мире критерием выбора позиции в настоящем, ориентации в нём, определения направлений деятельности в будущем, является опыт прошлого, который отражается в историческом сознании личности.

Музей истории села и школы начал создаваться в 1985 году, его основоположником стал директор школы Титаренко Александр Фёдорович, собраны интересные и оригинальные экспонаты.

                                                            Основные экспозиции:

1.«Никто не забыт, ничто не забыто».

2.«Наши земляки – Герои Советского Союза».

3.«Становление и развитие колхоза»

4.«Преданья старины глубокой…»

     Длинный ряд выставочных шкафов хранят находки, обнаруженные при археологических раскопках в окрестностях села Новопетровка. В 1962-1964гг. здесь работала экспедиция Сибирского филиала Академии наук под управлением профессора Окладникова.

5.«Учитель! Перед именем твоим…»

 Музейные экскурсии достаточно разнообразны и различаются по месту проведения и объектам пока­за, по характеру тематики, по целевой направленности, по составу экскурсантов. Музейная экскурсия – форма культурно-образовательной деятельности музея, основанная на коллективном осмотре музея под руководством специалиста по заранее намеченной теме и специальному маршруту. Экскурсия по музею включает в себя множество объектов показа. Маршрут экскурсии определяется ее целью и связан с последовательностью показа объектов. Особенностью музейной экскурсии является сочетание показа и рассказа при главенствующей роли зрительного восприятия, которое дополняется впечатлениями и моторного характера: осмотр с разных точек зрения, на различном расстоянии.

История нашей Родины для каждого человека начинается с порога родительского дома, с родной улицы, родного села, района, города. Место, где мы родились, дорого нам на протяжении всей нашей жизни. Оно невидимыми нитями притягивает к себе и не знать его историю, не помнить и не заботиться о нём нельзя.

Мы думаем, что  изучение истории всегда актуально, а изучение истории развития малой родины несет большой теоретический и практический вклад в изучение истории страны.  

Оказывается,  Новопетровская  археологическая культура, экспонаты которой представлены в нашем музее,  занесена во все каталоги мира! Экскурсоводы нашего школьного музея( а это учащиеся 11 класса) разработали для учеников школы  и провели собственную экскурсию на археологическую стоянку.

Стоянка археологическая расположена на юго-востоке села. Территория издавна была местом поселения древних людей. Они не случайно выбрали эту высокую террасу на берегу реки Дунайки. Ей не грозит разушительная сила амурских паводков, сильные и частые ветры обдувают мыс и уносят с него полчища комаров и гнуса, а почва – рыхлая супесь – позволяет легко выкопать простейшими каменными орудиями котлованы для жилищ. Новопетровская неолитическая культура была обнаружена академиком А.П. Окладниковым в 1961- 1965 годах. Были проведены раскопки.

НОВОПЕТРОВСКАЯ КУЛЬТУРА была распространена в западной части Приамурья, преимущественно по берегам Амура. Относится к началу и раннему неолиту региона (по данным радиоуглеродного датирования, XIV-VlI тыс. до н. э., или 15,8-8,5 тыс. лет назад.  В бассейне Амура известны четыре хронологически последовательные неолитические культуры: новопетровская, громатухинская, осиноозерская и нижнеамурская.

Племена Новопетровской культуры жили оседло, занимались охотой и рыболовством. Жилища у них были полуподземными, прямоугольными в плане. В центре жилища располагался очаг, вокруг которого стояли столбы, поддерживающие коническую крышу. Вверху было отверстие, одновременно служившее входом и отверстием для выхода дыма. Жилища представляли собой каркасно-столбовые конструкции, сооружены в котловане (глубиной 0,4—0,7 м), подпрямоугольной формы с округлыми углами. Их площадь составляла 30—45 кв. м. Кровля усеченно-пирамидальная. Очаги устраивались в центре камеры, иногда делался 2-й очаг в углу.

Почти все каменные изделия жителями Приамурья изготавливались из ножевидных пластин. Из них делались скребки, резцы, ножи, наконечники стрел и дротиков. Плоскодонная посуда новопетровской культуры украшалась орнаментом из налепных валиков. На поселениях встречается масса конических двусторонних и призматических нуклеусов.

 Из пластин изготавливали скребки и скобели. Десятки, сотни ножевидных пластин нашли археологи  на полу во время раскопок. Многие из них, прочные и тонкие, имели настолько острые лезвия, что не требовали никакой дополнительной обработки; у других же лезвие отделано тонкой ретушью. Они, несомненно, служили вкладными лезвиями для ножей, кинжалов и копий с костяной или деревянной основой. Из тонких пластин выделывались также проколки, разнообразные острия и прочие инструменты. Пришлось так и назвать эту новую для археологов археологическую культуру новопетровской культурой пластин! Обнаружены комбинированные орудия — ножи-резцы, ножи-скребки, проколки-сверла и другое. Рубящие орудия представлены шлифованными топорами, асимметрично-овальными в поперечном сечении теслами и орудиями типа мотыг, обработанными сколами, массивными мотыгообразными орудиями. Найдены булавы, абразивы, наковальни и отбойники, грузила и якоря. На поселениях встречается большое количество речных галек, расколотых термическим путем: камень использовали для кипячения воды и приготовления пищи в посуде из органического материала. Носители Новопетровской культуры вели оседлый образ жизни, занимались рыболовством и охотой.

Из воспоминаний археологов: « Жизнь древних людей в районе Новопетровки раскрылась с неожиданной разносторонностью. За первым жилищем найдено второе, а за ним и другие — целый поселок из десяти жилищ. Поселок у Новопетровки располагается на древней, сильно размытой террасе, круто спускающейся к долине реки Дунайки. Терраса сложена из светло-желтых супесей, под которыми залегают желто-коричневые суглинки, переходящие в мощные напластования коричневых глин. Люди каменного века не случайно выбрали именно эту высокую террасу в двух-трех километрах от Амура: ей не грозила разрушительная сила амурских паводков, сильные и частые ветры обдували мыс и уносили с него полчища гнуса и комаров — этого грозного бича амурских прерий .Поселок имел своеобразную и характерную планировку. Жилища располагались на самом краю речной террасы. Поэтому некоторые из них начали уже оплывать вниз под обрыв. Большая часть жилищ ориентирована с запада на восток.

От жилищ сохранились только впущенные в материковый слой песка неглубокие котлованы. Наземные части жилых построек, естественно не сохранились, и о конструкции домов можно судить только по расположению ям от столбиков и очагов. Первый ряд ям от столбиков встречался по краю котлована. Из воспоминаний Бориса Сапунова, археолога:

« Мы увидели пол, остатки костра, горевшего когда-то посредине жилья. А еще удивительнее была новая находка. В центре торчал крупный валун, на первый взгляд самый обыкновенный, но на его поверхности виднелись какие-то странные углубления и ямки, местами они сплошь покрывали его — совсем как мельничный жернов. Рядом в изобилии рассыпаны осколки вулканического туфа и готовые поделки: скребочки и проколки, удивительные по тонкости отделки, настоящие каменные шилья. Здесь, на этом самом месте, сидел искусный и терпеливый мастер, который в совершенстве понимал свой материал — хрупкий и твердый камень, знал его душу и мог предвидеть его капризы, — ведь одно неудачное движение сводило на нет весь труд мастера. В жилище удалось найти немало обломков и заготовок, свидетельствовавших и о том, что не всегда единоборство с камнем заканчивалось победой человека.

Характерны для рыбаков эпохи неолита и крупные грузила, имевшие форму, подобную гире. Видимо, эти большие грузила эффективно использовались на Амуре и других реках с быстрым течением для оснащения и сетей, и тяжелого невода. В 1961 г. на Среднем Амуре у села Новопетровки руководитель археологической экспедиции академик А. П. Окладников нашел при раскопках поселка эпохи неолита оригинальную блесну из нефрита, самую древнюю из найденных при раскопках блесен.

Ученик Окладникова, член-корреспондент Академии наук СССР Анатолий Пантелеевич Деревянко рассказал об этой находке, свидетельствующей о мастерстве и изобретательности древних рыболовов: «Из нефрита древние амурские мастера делали различные украшения. Из него изготовлены и блесны нежного беловатого цвета со светло-зелеными прожилками. Форма блесны имеет вид желобчатой пластины: одна сторона ее вогнутая, другая выпуклая. Конец блесны овальный и слегка приострен. К противоположному концу блесна слегка утолщена. На одном конце есть сверленое отверстие для лесы».

Когда Окладников нашел первую блесну, «было много предположений о назначении этого орудия, но все они по разным причинам отвергались. Блесна долго лежала у Алексея Павловича на столе. Как-то раз к нему зашел его молодой сосед по квартире. Увидев изделие, удивленно воскликнул: «Откуда, Алексей Павлович, у вас такая роскошная блесна?!» Это и решило судьбу неизвестной по назначению находки. Немедленно была налита в ванну вода, к блесне приделана нитка, и блесна действительно заиграла в воде точно так же, как играют ее современные сестры-блесны на спиннингах у рыболовов»

В Новопетровке работали археологи из Южной Кореи, Новосибирска, и мы, ученики, с удовольствием помогали им!

Памятники древних людей, открываемые археологами, рассказывают нам о далеком прошлом.  Проходили века, тысячелетия, человек развивал свою культуру, совершенствовал орудия труда, осваивал все новые и новые территории в жестокой борьбе с природой, стихией, дикими зверями. В то время не было письменности. Но у людей формировались и развивались свои традиции, появлялись свои герои, сказания, которые передавались из поколения в поколение. Многое, связанное с их жизнью, представлениями, мыслями, чувствами, мы уже не узнаем. Но благодаря археологии из тьмы веков, из забвения, хотя и по крупицам, проявляются дела далеких поколений, первых землепроходцев, покорителей тайги и тундры.

Литература

1.История Амурской области с древнейших времен до начала 20 века. Благовещенск, 2008

2.История Амурской области (Учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений) Под редакцией А. В. Баранова, И. Е. Федоровой Благовещенск, 2005

3.Амурская область. Опыт энциклопедического словаря Науч.ред .В. В. Воробьев,А. П. Деревянко. Благовещенск: Амурское отделение Хабаровского книжного издательства, 1989   2. Интернет-источники

Без использования возможностей музейной педагогики сложно говорить о результатах, воспитательной деятельности образовательного учреждения.

        Итак, наш школьный музей является основой патриотического воспитания ребят разных возрастов, сплачивает их нужным для всех общим делом. В наказе ветеранов учащимся есть слова: «Любите своё Отечество, всегда будьте готовы защитить его. Храните связь времён».

        Школьный музей помогает познакомить учащихся с земляками, тружениками, деятелями науки и культуры, представителями общественного движения, непосредственными участниками прошлого и наших дней и, тем самым, в известной мере, преодолеть имеющуюся безликость, безымянность.

        Учащиеся соприкасаются с историческими первоисточниками, непосредственно работают с подлинными документами.

Расположена на юго-востоке села. Территория издавна была местом поселения древних людей. Они не случайно выбрали эту высокую террасу на берегу реки Дунайки. Ей не грозит разушительная сила амурских паводков, сильные и частые ветры обдувают мыс и уносят с него полчища комаров и гнуса, а почва – рыхлая супесь – позволяет легко выкопать простейшими каменными орудиями котлованы для жилищ. Новопетровская неолитическая культура была обнаружена академиком А.П. Окладниковым в 1961- 1965 годах. Были проведены раскопки.

 В последнее время остро встал вопрос о сохранении исторического наследия.  Ушёл в прошлое 20 век, а вместе с ним уходят в прошлое воспоминания о былой эпохе. Стареют и умирают люди, и становится важным сохранение исторической памяти народа, как составной части национальной культуры нашей Родины. С изменениями в экономической и политической сферах общества тесно связаны изменения в его духовной жизни. И, нередко, эти изменения носят негативный характер, связанный тесно с падением нравственности людей, особенно молодёжи. Не без чьей – то помощи рушатся исторические памятники , осквернены многие исторические святыни.

 Именно поэтому необходимо усилить и возродить патриотическое воспитание школьников через создание краеведческих кружков, объединений музеев. Вовлечь подрастающее поколение в сохранение историко–культурных ценностей родного края. Сохранение прошлого имеет большое значение, ведь без прошлого нет будущего.

 Амур с древнейших времён является одним из наиболее удобных путей миграции племён с запада на восток и, наоборот, с востока на запад. Берега великой реки изобиловали зверем, птицей, съедобными растениями, воды – рыбой. Все это, естественно, привлекало сюда древних людей, о чём ярко говорят памятники нового каменного века. Наиболее древними из известных неолитических культур в Приамурье является новопетровская и осиноозёрская. В музее Новопетровской школы есть экспозиция, посвященная этим археологическим культурам. Длинный ряд выставочных шкафов хранят находки, обнаруженные при археологических раскопках в окрестностях села. Местонахождение археологических находок занесено во все историко–музейные каталоги мира.

 

Ученики Новопетровской школы в течении многих лет являются активными участниками археологических экспедиций. Из благодарственного письма к 100 – летию школы Института археологии и этнографии Сибирского отделения Российской академии наук: «Новопетровская школа стоит в оазисе древнейшей человеческой цивилизации. И об этом знает весь археологический мир. Открытая на вашей земле неолитическая культура является историческим феноменом. Археологические исследования, проводимые около Новопетровки в начале 60-х годов, оставили свой незгладимый след в памяти её жителей… Раскопки2003 года показали, что интерес, заложенный 40 лет назад экспедициями Академии Наук, сохранился и у современной молодёжи, которая приняла активное участие в исследовании древнего археологического памятника. Такая связь поколений радует и обнадёживает в том, что мы растим хорошую смену для Родины!»

История нашей Родины для каждого  человека начинается с порога родительского дома, с родной улицы, родного села, района, города. Место, где мы родились, дорого нам на протяжении всей нашей жизни. Оно невидимыми нитями притягивает к себе и не знать его историю, не помнить и не заботиться о нём нельзя.

Я думаю, что  изучение истории всегда актуально, а изучение истории развития малой родины несет большой теоретический и практический вклад в изучение истории страны.  

Оказывается,  Новопетровская  археологическая культура занесена во все каталоги мира! Мне захотелось об этом узнать побольше, приготовить и провести собственную экскурсию для моих одноклассников в нашем музее по этой теме!

Сначала я задалась вопросом, а актуальна ли эта тема, имеет ли она практическую значимость? Думаю, что да. Жители Новопетровки гордятся своими известными земляками, историческими местами. Но мои одноклассники мало об этом знают ,а  я считаю, что мы  должны знать историю своей малой родины.

 Моя работа имеет практическое значение: она может быть использована на уроках истории и обществознания, на внеклассных занятиях, в воспитательной работе, в работе краеведческого кружка, служить  материалом для краеведческого музея.

Готовясь к конкурсу, я училась работать  с источниками (литературой, фотографиями),училась  оформлять  и систематизировать  материал, делать презентацию своей работе. Думаю, что эти навыки пригодятся мне в учебе.

Предмет моего исследования- новопетровская археологическая культура.

Цель-Изучить и систематизировать материал и подготовить экскурсию в музее.

Основная часть

Изучением  этой темы занимались известные ученые: Алексе́й Па́влович Окла́дников и Анато́лий Пантеле́евич Деревя́нко.

Сначала я выяснила, что такое археологическая культура.

 Археологи́ческая культу́ра  — совокупность материальных памятников, которые относятся к одной территории и эпохе и имеют общие черты. Обычно археологическую культуру называют по какому-либо характерному признаку, которым она отличается от других: по форме или орнаменту керамики и украшений (например, воронковидных кубков культура), обряду погребения (например, катакомбная культура) и т. д. или по той местности, где были впервые найдены наиболее типичные памятники данной культуры (например, днепро-донецкая культура).В археологии понятию культура придают значение, которое несколько отличается от общепринятого и принятого в других научных дисциплинах. Сходные материальные памятники, которыми характеризуется археологическая культура, не обязательно принадлежат единому обществу, а различный набор материальных памятников — разным общностям людей. В связи с этим некоторые археологи отказываются от самого термина «археологическая культура», предпочитая ему термин «технологический комплекс» или «технокомплекс». Когда археологи используют термин «культура», они предполагают, что их находки свидетельствуют об определённом образе жизни людей, оставивших те или иные памятники прошлого. Если речь идёт об однотипных орудиях труда или иных артефактах, используется также термин «индустрия». Термин «археологическая культура» является основным при описании доисторической эпохи, о которой нет письменных источников. Механизмы распространения археологической культуры могут быть разными.  Иногда при раскопках в одном и том же месте находят признаки, характерные для разных культур, что может означать столкновение или сосуществование их носителей, а может — эволюцию одной культуры в другую. Профессиональные археологи сегодня всё чаще стали использовать новый термин «археологический горизонт».

Вот что я узнала о Новопетровской культуре.

НОВОПЕТРОВСКАЯ КУЛЬТУРА была распространена в западной части Приамурья, преимущественно по берегам Амура. Относится к началу и раннему неолиту региона (по данным радиоуглеродного датирования, XIV-VlI тыс. до н. э., или 15,8-8,5 тыс. лет назад). Открыта А.П Окладниковым.  В бассейне Амура известны четыре хронологически последовательные неолитические культуры: новопетровская, громатухинская, осиноозерская и нижнеамурская.

Племена Новопетровской культуры жили оседло, занимались охотой и рыболовством. Жилища у них были полуподземными, прямоугольными в плане. В центре жилища располагался очаг, вокруг которого стояли столбы, поддерживающие коническую крышу. Вверху было отверстие, одновременно служившее входом и отверстием для выхода дыма. Жилища представляли собой каркасно-столбовые конструкции, сооружены в котловане (глубиной 0,4—0,7 м), подпрямоугольной формы с округлыми углами. Их площадь составляла 30—45 кв. м. Кровля усеченно-пирамидальная. Очаги устраивались в центре камеры, иногда делался 2-й очаг в углу.

Почти все каменные изделия жителями Приамурья изготавливались из ножевидных пластин. Из них делались скребки, резцы, ножи, наконечники стрел и дротиков. Плоскодонная посуда новопетровской культуры украшалась орнаментом из налепных валиков. На поселениях встречается масса конических двусторонних и призматических нуклеусов. Что же такое нуклеус?

Ну́клеус (от лат. nucleus — ядро, англ. core, фр. nucléus, нем. Kern) — ядрище, осколок камня (кремня, обсидиана, яшмы и др.), находящийся на какой-то стадии «первичного раскалывания» (англ. knapping, фр. taille, débitage) при производстве каменных орудий. Как и полностью отработанное ядрище, относящееся к категории отходов. Для орудий или сколов-заготовок (англ. blanks, фр. supports) используются отщепы и пластины, скалываемые с ядрища. Сам нуклеус  также может использоваться как орудие, сразу или после некоторой доработки. К ядрищным орудиям относятся ручные рубила и древнейшие топоры.

Исходным материалом для нуклеусов служат желваки, валуны, гальки, плитки или целые куски породы. Крупные отщепы также могут использоваться для т. н. «вторичных ядрищ». Готовое для начала снятий изделие называют «пренуклеус» или «облупень». Для снятия отщепов использовались древнейшие «дисковидные» нуклеусы.

 Керамика встречается крайне редко. Это плоскодонная, слабопрофилированная посуда баночных форм, украшенная налепными валиками, рассеченными поперечными насечками, или неорнаментированная. Облик каменного инвентаря из вулканического туфа светлых оттенков весьма архаичен. Индустрия преимущественно пластинчатая. Нуклеусы призматические и клиновидные. Из пластин изготавливали наконечники стрел, в том числе шлифованные. Своеобразны изделия с выемчатым насадом. Из массивных пластин делали наконечники дротиков. Многочисленны ножи и вкладыши для ножей, угловые, срединные и боковые резцы, скребки, оформленные крутой ретушью, концевые скребки с узким рабочим лезвием. Из пластин изготавливали скребки и скобели. Десятки, сотни ножевидных пластин нашли археологи  на полу во время раскопок. Многие из них, прочные и тонкие, имели настолько острые лезвия, что не требовали никакой дополнительной обработки; у других же лезвие отделано тонкой ретушью. Они, несомненно, служили вкладными лезвиями для ножей, кинжалов и копий с костяной или деревянной основой. Из тонких пластин выделывались также проколки, разнообразные острия и прочие инструменты. Пришлось так и назвать эту новую для археологов археологическую культуру новопетровской культурой пластин! Обнаружены комбинированные орудия — ножи-резцы, ножи-скребки, проколки-сверла и другое. Рубящие орудия представлены шлифованными топорами, асимметрично-овальными в поперечном сечении теслами и орудиями типа мотыг, обработанными сколами, массивными мотыгообразными орудиями. Найдены булавы, абразивы, наковальни и отбойники, грузила и якоря. На поселениях встречается большое количество речных галек, расколотых термическим путем: камень использовали для кипячения воды и приготовления пищи в посуде из органического материала. Носители Новопетровской культуры вели оседлый образ жизни, занимались рыболовством и охотой

Из воспоминаний археологов: « Жизнь древних людей в районе Новопетровки раскрылась с неожиданной разносторонностью. За первым жилищем найдено второе, а за ним и другие — целый поселок из десяти жилищ. Поселок у Новопетровки располагается на древней, сильно размытой террасе, круто спускающейся к долине реки Дунайки. Терраса сложена из светло-желтых супесей, под которыми залегают желто-коричневые суглинки, переходящие в мощные напластования коричневых глин. Люди каменного века не случайно выбрали именно эту высокую террасу в двух-трех километрах от Амура: ей не грозила разрушительная сила амурских паводков, сильные и частые ветры обдували мыс и уносили с него полчища гнуса и комаров — этого грозного бича амурских прерий. Верхние отложения террасы — довольно рыхлая супесь — позволяли легко выкапывать простейшими каменными и костяными орудиями котлованы для жилищ, дождевая или снеговая вода быстро поглощалась песчаной почвой или стекала вниз, в долину речки Дунайки.

Поселок имел своеобразную и характерную планировку. Жилища располагались на самом краю речной террасы. Поэтому некоторые из них начали уже оплывать вниз под обрыв. Большая часть жилищ ориентирована с запада на восток.

От жилищ сохранились только впущенные в материковый слой песка неглубокие котлованы. Наземные части жилых построек, естественно не сохранились, и о конструкции домов можно судить только по расположению ям от столбиков и очагов. Первый ряд ям от столбиков встречался по краю котлована. Второй прослеживался вокруг очага.

Жилища первожителей Амура, судя по всему, напоминали полуземлянку. Несмотря на то, что котлован сравнительно неглубокий, зимой во время метелей он играл немалую роль. Столбики первого ряда, по-видимому, поддерживали земляные стенки котлована и одновременно являлись опорами для внешней обвязки, к которой крепились нижние концы балок перекрытия. Верхние концы крепились ко второй внутренней обвязке, опиравшейся на столбы, расположенные вокруг очага. Снаружи стены и крышу покрывали, вероятно для большей плотности, травой, возможно, даже и берестой, и шкурами животных, и все это тщательно засыпали землей. Ни в одном из жилищ не обнаружено входа. По-видимому, хозяева пользовались для этого дымовым отверстием. Из воспоминаний Бориса Сапунова, археолога:

« Мы увидели пол, остатки костра, горевшего когда-то посредине жилья. А еще удивительнее была новая находка. В центре торчал крупный валун, на первый взгляд самый обыкновенный, но на его поверхности виднелись какие-то странные углубления и ямки, местами они сплошь покрывали его — совсем как мельничный жернов. Рядом в изобилии рассыпаны осколки вулканического туфа и готовые поделки: скребочки и проколки, удивительные по тонкости отделки, настоящие каменные шилья. Здесь, на этом самом месте, сидел искусный и терпеливый мастер, который в совершенстве понимал свой материал — хрупкий и твердый камень, знал его душу и мог предвидеть его капризы, — ведь одно неудачное движение сводило на нет весь труд мастера. В жилище удалось найти немало обломков и заготовок, свидетельствовавших и о том, что не всегда единоборство с камнем заканчивалось победой человека.

Такие жилища-полуземлянки не раз встречались археологам на Амуре. Попадались и мастерские, где камень обрабатывался людьми неолитической эпохи. амурские племена и одежду изготавливали из рыбьей шкуры. Значение для них рыболовства нашло отражение и в местной мифологии, и в местном фольклоре. Среди каменных изделий эпохи неолита на Амуре ученые обнаружили непонятного назначения просверленные круглые камни, каменные палицы и кастеты. Назначение этих предметов стало понятно только после разъяснения стариков — местных жителей ульчей и гиляков. Оказывается, эти изделия и в эпоху неолита, и в не совсем давнем прошлом предназначались для добивания раненных ударом гарпуна пойманных в сеть или на крючок огромных рыб — осетров или калуг. Учитывая, что амурские рыбаки неолита плавали на довольно легких лодках, другой способ для этого было трудно придумать.

Характерны для рыбаков эпохи неолита и крупные грузила, имевшие форму, подобную гире. Видимо, эти большие грузила эффективно использовались на Амуре и других реках с быстрым течением для оснащения и сетей, и тяжелого невода. В 1961 г. на Среднем Амуре у села Новопетровки руководитель археологической экспедиции академик А. П. Окладников нашел при раскопках поселка эпохи неолита оригинальную блесну из нефрита, самую древнюю из найденных при раскопках блесен.

Ученик Окладникова, член-корреспондент Академии наук СССР Анатолий Пантелеевич Деревянко рассказал об этой находке, свидетельствующей о мастерстве и изобретательности древних рыболовов: «Из нефрита древние амурские мастера делали различные украшения. Из него изготовлены и блесны нежного беловатого цвета со светло-зелеными прожилками. Форма блесны имеет вид желобчатой пластины: одна сторона ее вогнутая, другая выпуклая. Конец блесны овальный и слегка приострен. К противоположному концу блесна слегка утолщена. На одном конце есть сверленое отверстие для лесы».

Когда Окладников нашел первую блесну, «было много предположений о назначении этого орудия, но все они по разным причинам отвергались. Блесна долго лежала у Алексея Павловича на столе. Как-то раз к нему зашел его молодой сосед по квартире. Увидев изделие, удивленно воскликнул: «Откуда, Алексей Павлович, у вас такая роскошная блесна?!» Это и решило судьбу неизвестной по назначению находки. Немедленно была налита в ванну вода, к блесне приделана нитка, и блесна действительно заиграла в воде точно так же, как играют ее современные сестры-блесны на спиннингах у рыболовов» В Новопетровке работали археологи из Южной Кореи, Новосибирска, и мы, ученики, с удовольствием помогали им!

Заключение

Считаю, что я достигла поставленной цели. Экскурсия разработана и проведена.

Памятники древних людей, открываемые археологами, рассказывают нам о далеком прошлом.  Проходили века, тысячелетия, человек развивал свою культуру, совершенствовал орудия труда, осваивал все новые и новые территории в жестокой борьбе с природой, стихией, дикими зверями. В то время не было письменности. Но у людей формировались и развивались свои традиции, появлялись свои герои, сказания, которые передавались из поколения в поколение. Многое, связанное с их жизнью, представлениями, мыслями, чувствами, мы уже не узнаем. Но благодаря археологии из тьмы веков, из забвения, хотя и по крупицам, проявляются дела далеких поколений, первых землепроходцев, покорителей тайги и тундры.

Долг историков и археологов — сохранить память о давно ушедших временах и поколениях людей. День сегодняшний есть следствие дня вчерашнего. Все в жизни и судьбах людей и поколений имеет свое начало. День завтрашний — продолжение дня сегодняшнего, умноженное талантом и трудом грядущего поколения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РЕАЛИЗАЦИЯ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ШКОЛЫ

Работа выполнена в соавторстве с учителем химии МОУ "СОШ № 73" г. Саратова Дувановой Татьяной Викторовной...

Современные образовательные технологии в образовательном пространстве. Технология учебного проектирования.

«Любая деятельность может быть либо технологией, либо искусством. Искусство основано на интуиции, технология - на науке. С искусства все начинается, технологией заканчивается, чтобы затем все началось...

Современные образовательные технологии в образовательном пространстве. Технология портфолио.

Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя.Элберт Хаббард...

Современные образовательные технологии в образовательном пространстве. Технология портфолио. Часть 2

Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя.Элберт Хаббард...

"Интегративно - дифференцированный подход в обучении физики - современная инновационная идея развития образовательного пространства"

При традиционном подходе к образовательному процессу по предмету "Физика", который ориентирован на формирование определенной системы знаний, умений и навыков не всегда дает возможность...

Урок - сайт как инновационная форма организации образовательного пространства

Материал содержит информацию о преимуществах такой организации учебного пространства, как урок-сайт...

Инновационный проект "Внедрение инновационной деятельности в образовательное пространство муниципального района"

Инновационная деятельность в образовательном учреждении — это один из аспектов его работы в режиме развития, под которым понимается последовательность определенных стадий процесса...