Технология развития критического мышления.
статья (11 класс)

Нестерова Наталья Андреевна

Из опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл krit_myshlenie.docx18.82 КБ

Предварительный просмотр:

Технология развития критического мышления.


          Сегодня в российской педагогике особое внимание уделяется повышению уровня информационной культуры учеников. Это вызвано не только появлением в государственной программе требования «формировать коммуникативную компетенцию» ученика, но и тем, что на выпускных экзаменах учащиеся демонстрируют своё умение работать с текстом.
     Однако практика показывает, что слишком малый процент выпускников реально владеет информационной культурой, культурой работы с текстом.
    Таким образом, возникает противоречие между потребностью личности в саморазвитии, самореализации, заказом общества на человека социально активного, способного отстаивать свою гражданскую позицию и возможностями ребенка.

    За время  работы я применяла различные технологии: информационные, проектной и исследовательской деятельности, личностно-ориентированные, проблемное обучение.
     Но разрешить названное противоречие, на мой взгляд, помогает именно технология РКМ.
      Актуальность моего опыта заключается в том, что ТРКМ имеет коммуникативную направленность деятельности, повышает информационную грамотность, способствует активному восприятию информации, учит мыслить творчески, самостоятельно, развивает умение работать в группе и в атмосфере партнерства.
    Ведущая идея опыта заключается в том, что развитие творческого потенциала учащихся и создание партнерской атмосферы обучения способствуют формированию грамотного, культурного, творческого и талантливого выпускника.
     Уроки ориентированы на развитие самостоятельной активности ребёнка.
Ученик   является соавтором, соучастником процесса обучения.
На выходе – это выпускник, способный успешно адаптироваться в современном обществе.
Диапазон опыта достаточно широк. Это урочная и внеурочная деятельность.
Своеобразие опыта заключается в следующем: не объем знаний или количество информации является целью образования, а то, как ученик умеет управлять этой информацией. Совместно с ребятами мы сформулировали главное правило работы с любым текстом - правило 3-х П: познакомиться-понять-применить.
     Информация - в основе всего. Это позволяет использовать самые разнообразные приемы прогнозирования, восприятия информации, работы с текстом, творческой интерпретации информации на всех трех стадиях урока: стадии вызова, стадии осмысления, стадии размышления.
    Приемов, которые позволяют привлечь внимание учащихся к теме урока на стадии вызова, достаточно много. Это и мозговой штурм, и ключевые слова, и перепутанные логические цепочки, и прием «Знаю-хочу,  знать-узнал», и прогнозирование по

фотографии, и корзина идей, и соцопрос и многие другие приемы.
  Один из них я использовала при изучении творчества М.Цветаевой в 11 классе. Суть приема заключается в том, что известное стихотворение, положенное на музыку, помогает учащимся самостоятельно сформулировать тему урока, что и является стадией вызова.
   Прогнозирование – еще один прием, который развивает творческое воображение ребят. Это может быть прогнозирование по фотографии, по музыке, по фрагменту текста.
Активизировать работу учащихся на стадии осмысления мне позволяют следующие приемы: маркировка текста INSERT, кластер, «толстые» и «тонкие» вопросы, перекрестная дискуссия, чтение с остановками, двойной дневник, шесть шляп мышления, бортовой журнал и другие.
      Наиболее эффективными из них считаю кластер. Он позволяет графически систематизировать материал, учит отделят главное от второстепенного.
     Интересна организация перекрестной дискуссии с использованием видеофрагмента, особенно при изучении биографии классиков.
    Довольно часто при анализе текста предлагаю ведение двойного дневника, который предполагает запись цитаты и собственное толкование ее учащимися.
    Подвести итог работы на уроке помогают приемы, используемые мною на стадии рефлексии: закончи фразу, письмо по кругу, нарисуй счастье, мозаика, синквейн, диаманта, эссе, я к Вам пишу…
   Это обязательно результат, будь то индивидуальная работа- «Нарисуй счастье» или коллективное творчество - «Письмо по кругу», где логически завершенный текст создается путем добавления каждым учащимся своей фразы.
   Прогнозируемый результат моей работы - выход на Федеральные Государственные Образовательные Стандарты Основного Общего Образования и формирование УУД. Но уже сейчас можно говорить о том, что приведенные мною приемы полностью соответствуют новым принципам построения урока:
- вовлечение всех участников образовательного процесса в действие;
- максимальная активность в процессе обучения;
- максимальная достоверность информации;
- партнерское общение.
    Это способствует формированию УУД: познавательных, личностных, регулятивных, коммуникативных.
   Особенно важными является  способность школьника к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений.
    Важным вопросом моей работы является мониторинг деятельности учащихся в процессе изучения, обобщения и закрепления учебного материала. Использование листов оценки, анкет позволяет мне быстро, четко и объективно оценить знания и активность каждого.
   Я применяю следующий педагогический инструментарий: программы-тренажеры, on-line тесты, рассказы-предположения по ключевым словам, кластеры, таблицы.
 Это дает возможность оценить уровень учебной мотивации, познавательной активности, межличностных отношений.
  Кроме того, следует отметить, что возрастает словесная ассоциативная способность и оригинальность воображения школьников, увеличивается скорость мыслительных процессов.
    С 9 по 11 класс у одних и тех же учащихся прослеживается динамика роста таких показателей, как осмысленная работа с информационным текстом, умение самостоятельно задавать вопросы, решать проблемы, выработка собственного мнения на основе различных представлений, аргументирование своей точки зрения, умение принять мнение другого человека.
   Сейчас, когда на дворе 21-й век, с одной стороны учителю сложнее, с другой – проще. В моем арсенале школьная локальная сеть, мой кабинет, как и все кабинеты школы, имеет точку доступа в Интернет, что позволяет создать базу мультимедийного сопровождения к уроку.
   Максимально используя все эти возможности, благодаря чему мои ученики добиваются неплохих результатов: становятся призерами и победителями творческих конкурсов различных уровней, имеют публикации. Среди моих выпускников есть студенты филологического факультета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игровых, здоровьесберегающих, групповых способов обучения, информационно-коммуникативных технологий и технологий развития критического мышления на уроках математики и во внеурочной деятельности

Данная работа представляет собой  описание опыта применения различных современных образовательных технологий на уроках алгебры, геометрии и во внеурочной деятельности....

Статья "Современные образовательные технологии в условиях ФГОС. Технология развития критического мышления. (из опыта работы)"

В статье рассматривается технология развития критического мышления в условиях введения ФГОС. Материалы представлены из опыта работы учителя русского языка и литературы....

Приемы технологии развития критического мышления на уроках истории как метод формирования исторического мышления

педагогическая концепция учителя истории и обществознанияПриемы технологии развития критического мышления на уроках истории как метод формирования исторического мышления.Главной целью своей педагогиче...

Технология развития критического мышления. Прием "Шесть шляп критического мышления"

Тезисы мастер-класса "Прием  "Шесть шляп критического мышления""...

О теории развития критического мышления (ТРКМ). Особенности использования технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) на уроке английского языка (из опыта работы учителя)

На смену знаниесуммирующей ориентации в обучении приходит личностная и интеллекторазвивающая, призванная преодолеть инертность традиционного обучения....