Урок русского языка в 5 классе на тему "Какие знаки есть в русском языке"
план-конспект урока (5 класс)

Нестерова Наталья Андреевна

Урок открытия новых знаний

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka_v_5_klasse.doc77 КБ

Предварительный просмотр:

Нестерова Наталья Андреевна

МБОУ Бичурская СОШ №4

 Урок в 5 классе

по системе  Д.Б.Эльконина- В.В.Давыдова .

Тема: «Какие знаки есть в языке».

Цели: Формирование представления о знаковой системе языка, слове как системе знаков.

План урока:

1. Ситуация успеха (общеклассное обсуждение).

- О чем мы говорили на прошлом уроке?

(Каждое слово – это языковой знак).

-Сколько, например, языковых знаков в скороговорке?

Проворонила ворона вороненка. – Читаем 3 раза.

-Что это такое? (предложение, слова)

- Что такое языковой знак?

2.Ситуация разрыва. («знание» и «незнание»)

Если иметь  только словесные знаки, то это правильный ответ.

Постановка учебной задачи:

- Но нет ли в языке еще каких-нибудь других знаков, кроме слов?

- Что мы сегодня должны узнать?

Новая тема (проблемный вопрос):  

Какие знаки есть в языке?

Этапы введения материала.

Способ оформления.

3.  Фиксация лексического значения слова избенка. Корень как указатель на общее содержание в лексическом значении родственных слов.

- Что такое изба?

- Какая она? Большая? Маленькая?

- Новая или старая?

а) Запишите слово избенка.

- А какая она?

Какая часть слова указывает на сходство? (корень)

б) Запишите слово избушка.

-Что общего?

Вывод: Корень содержит основное лексическое значение слов.

4.Выявление словообразовательного значения слова избенка. 

- Чем отличаются слова  избушка, избенка?

-Одинаково ли называют один и тот же тип жилого строения эти слова?

-Какие морфемы помогают увидеть разное лексическое значение слов? (суффикс)

-Есть ли словообразовательное значение у слова изба?

-Можем ли употреблять это слово для обозначения любой избы?

--У любого слова есть словообразовательное значение? Лексическое?

Вывод: В суффиксе содержится словообразовательное значение.

 

5.Выявление грамматических значений слова избенка.

-Есть ли еще какие-нибудь особенности называемого слова?

-О каком количестве названных предметов сообщается в слове избенка? Об одном или нескольких?

-Какая часть слова выражает это значение? (окончание)

-Указывает окончание эта часть на какое-нибудь другое грамматическое значение? (действующий предмет, адресат действия, орудие действия) в предложении :

От ураганного ветра наша избенка покосилась. (запись на доске и в тетради)

Вывод: Окончание содержит грамматическое значение слова.

Можете ли вы теперь дать полный ответ на вопрос: каково значение слова избенка?

6.Запись значений слова  избенка в виде математического выражения.

-Какой схемой или математическим выражением это удобно записать?

Вывод о разных типах значения слова и необходимости их изучения.

7.Запишите предложение:

Миша подарил братику свои машинки.

-Возьмем слово братику.

-Сколько значений обнаружили?

-Их столько же , сколько в слове избенка?

Вывод: Грамматическое значение-грамматика;

             Словообразовательное значение-словообразование;

             Лексическое значение-лексика.

8.Вернемся к слову избенка.

 а)Если у каждой части слова есть значение, можно ли считать его словесным знаком?

 б)А что же такое слово?(набор знаков)

 в)Случайный ли это набор?

-Поменяйте местами морфемы.

Вывод о слове как системе знаков.

Слово избенка – случайный набор знаков или система связанных между собой знаков, каждый из которых стоит на своем месте и выполняет определенную работу в слове?

Показать это можно с помощью схемы:

            «Изба»       «неважная»

                                                   «один»

Избенка                                          «Действующий                                           предмет»          

-Может быть каждая часть слова- это тоже система знаков?

Делим на мелкие части.(слоги, звуки)

-Можем ли считать слог, звук знаком?

Вывод: Морфема- наименьший знак.

 

9.Нахождение других знаков языка, кроме морфем и слов (словосочетаний и предложений).

Вернемся к скороговорке.

-Сколько языковых знаков  в скороговорке?

Проворонила ворона вороненка.

10.Вывод о языке как системе знаков.

Упражнение №27

Домашнее задание : Упр. № 29

Изба

Избенка    «Крестьянский

                                  дом»

Избушка 

(работа в парах)

(групповая работа)

Избенка - «плохонькая»

Избушка – «маленькая»

(общеклассное выступление)

                    «один»

Избенка

                             «действующий

 предмет»

(Групповая работа)

Варианты детей  +

Вариант из учебника.

                          лекс.зн.

Слово          словооб.зн.

                    граммат.зн.

              форма

морфема             знак

                знач.

(общеклассное  обсуждение)

(общеклассное обсуждение)

Морфемы

Слова               языковые

Слово-                 знаки

Сочетания

Предложения 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка. 11 класс. Бессоюзные предложения. Знаки препинания в бессоюзных предложениях.

Урок русского языка в 11 классе. Тема:" Бессоюзные предложения. Знаки препинания в бессоюзных предложениях"...

Русский язык 8 класс "Обращение и знаки препинания при нём"

В данном уроке изложен материал по теме "Обращение и знаки препинания при нём"....

Таблицы по русскому языку.8 класс.Тема" Выделительные знаки препинания при вводных словах,вводных сочетаниях слов и вводных предложениях. "

Русский язык.8 класс. Выделительные знаки препинания при вводных словах,вводных сочетаниях слов и вводных предложениях. Таблицы....

Технологическая карта урока русского языка 5 класс, О пользе знаков препинания

Умение ставить и формулировать цель деятельности, планировать последовательность  действий; осуществлять самоконтроль, самокоррекцию; оформлять свои мысли в устной форме, слушать  речь други...

Технологическая карта урока русского языка. 5 класс. Тема « Обращение. Знаки препинания в предложении с обращением»

Технологическая карта урока русского языка. 5 класс. Тема « Обращение. Знаки препинания  в предложении  с обращением»...