Моя педагогическая философия
статья

Гордиенко Светлана Ринатовна

Эссе - Моя педагогическая философия

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moya_pedagogicheskaya_filosofiya.doc33 КБ

Предварительный просмотр:

Гордиенко Светлана Ринатовна

МОУ «Лазурненская СОШ»

Эссе «Моя педагогическая философия»

Стремительно меняется время, меняется общество и отношения между людьми. Но неизменной остается роль учителя, не только как человека, передающего знания, но и как наставника, помогающего ответить на вопросы: Как жить? Зачем жить? Именно это имел в виду А. С. Пушкин, посвящая своему любимому лицейскому учителю А. П. Куницыну волнующие строки:

Он создал нас, он воспитал наш пламень,

         Поставлен им краеугольный камень,

         Им чистая лампада возжена...

Учитель должен быть примером во всем.  Знания, полученные в школе, важны, но не менее ценно, если в учителе видят человека, друга. Чтобы быть настоящим другом для ребят, учитель должен быть способен эмоционально отзываться  на  переживания  других  людей,  ценить  их  внутренний  мир, понимать их мысли и чувства. Основной смысл доверительного общения учеников с учителем - не в получении той или иной информации. Главное - найти    понимание,    сочувствие,    помощь    в    том,    что    волнует,    что переживается как наиболее интимное и значимое. Особенно тогда, когда собственные попытки разобраться в себе, своих чувствах, переживаниях, взаимоотношениях   с   окружающими   заходят   в   тупик,    и   появляется ощущение безысходности. Это та ситуация, смысл которой тонко и точно подметил поэт Е. Евтушенко:

 Как важно, чтобы в миг той немоты

 За сильного тебя хоть кто-то принял,

 От широты своей душевной придал

 Тебе значенье большее, чем ты.

Пожалуй, это и есть главная задача педагога - создать условия для раскрытия индивидуальности каждого ученика, помочь ему реализоваться в учебе, общении, совместной деятельности коллектива. Решить эту задачу можно только любя свою работу, только тогда, когда ты всё своё сердце отдаёшь детям.           Новая социальная ситуация предъявляет сегодня школе высокие требования. Если дети хотят учиться, то в хорошей школе, у хороших учителей.

Моя задача – помочь ученику найти себя, сделать первое и самое важное открытие – открыть свои способности, а может быть, и талант. Я понимаю, что это требует от меня знаний, навыков, педагогического мастерства. Есть множество способов сделать свои уроки интересными и красивыми, но самым главным на этом пути, на мой взгляд, является вера в себя, вера в свои возможности, вера в свое большое предназначение. Не ошибается только тот, кто ничего не делает. Надо лишь научиться воспринимать свои ошибки как опыт.

      Показать ребенку, что он – личность, что никто и никогда не сделает эту работу лучше, чем он, - в этом моя педагогическая философия. Главный смысл моей деятельности – создание ситуации успеха каждому ученику на каждом уроке. Мой небольшой опыт работы подсказывает, что даже разовый успех положительно влияет на психологическое состояние ребёнка, изменяет его деятельность в лучшую сторону.

       Доброжелательная улыбка, замечание, не вызывающая обиды и нетерпения, не вербальное общение, иногда в процессе урока бывает достаточно жеста, взгляда, интонации, чтобы успокоить и подбодрить ошибающихся, поддержать неуверенных и наградить знающих и думающих учеников – всё это способствует созданию положительных эмоций во время занятий. Я прочно усвоила главное правило поведения: нужно вести себя так, чтобы ученик был уверен, что учитель его любит, потому что их душа подобна бутону цветка, который только раскрывается, согретый теплом солнца, выращенный на благодатной почве, «напоенный и накормленный», он растёт, цветёт и радует людей. Так и ребёнок, согретый теплом сердца, ухоженный, чувствующий любовь и уважение к нему окружающих людей, воспитанный на добрых примерах сочувствия, сопереживания, будет расти счастливым.

Нам не дано предугадать,

Как наше слово отзовётся.

Посеять в душах благодать,

Увы, не всякому даётся.

Но мы обязаны мечтать

О дивном времени, о веке,

Когда цветком прекрасным стать

Сумеет личность человека.

И мы обязаны творить,

Презрев все тяготы мирские,

Чтоб истин светлых заложить

Зачатки в души молодые.

Чтоб верный путь им указать,

Помочь в толпе не раствориться…

Нам не дано предугадать,

Но мы обязаны стремиться.

Процесс обучения – это взаимодействие двух субъектов: учителя и ученика. Нередко, говоря о педагогической концепции, философии, подразумевают ответы на вопросы: «Кого учить?», «Чему учить?» и «Как учить?». А мне хочется определиться с вопросами: «Кто учит ребят?» и «Каким  я должна быть учителем?»

            Итогом моих размышлений стал своеобразный кодекс: в нём и требования, которые я предъявляю лично к себе, как к учителю; и правила, и цели – всё для того, чтобы стать учителем.

            Учитель это не просто человек, передающий свои знания. В настоящем учителе должны сочетаться многие профессии. Он и режиссер каждого учебного занятия, и учёный-аналитик, и  актёр, а самое главное, в учителе совмещаются мастерство и уникальность человеческого общения – такова многоплановая роль настоящего учителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Моя педагогическая философия

Размышления по поводу......

Моя педагогическая философия

В материале описываются основные педагогические идей и система работы....

"Воспитание успехом. Концепция педагогической философии"

Методическая разработка может быть использована учителями, классными руководителями при организации учебного процесса, основанного на деятельностном подходе...

Эссе «Моя педагогическая философия».

Давным-давно зимой, а может летомИли когда тоскливый дождик моросилСвоей душой всем солнышком согретыйВ мое ты сердце лучик поместил. Учитель! (Гаджаева Айша,  4класс)...

Педагогическое эссе "Моя педагогическая философия"

Мировоззренческая и психолого-педагогическая позиция учителя....

Педагогическое эссе "Моя педагогическая философия"

Педагогическое эссе учителя английского языка "Моя педагогическая философия"...

Педагогическое эссе на тему: «Моя педагогическая философия».

Человек способен сделать путь великим, но великим человека делает путь.Конфуций...