Докладе "Здоровьесберегающие технологии на уроках математики"
методическая разработка

«Здоровье – это самое ценное ‚ что есть у человека. Н.К. Семашко»-  об этом должны помнить  дети и взрослые всю свою жизнь.  Систематическое использование  здоровьесберегающих технологий на каждом уроке, проведение внеклассной работы с детьми , бесед  с родителями ,   позволит не только укрепить здоровье нашего молодого поколения  , но и  позволит повысить культуру образа жизни и отношения к своему здоровью.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                          Муниципальное   бюджетное    общеобразовательное    учреждение

                                                             « Гимназия №97г. Ельца ».

          Выступление на педагогическом совете по теме :

« Здоровьесберегающие технологии на уроках      математики.»

                                                                                            Подготовила учитель  математики                                                                  

                                                                                                            Филатова О.Ф.

        

                                         Елец   2015 г.

 

«Здоровье - не всё, но всё без здоровья ничто.»  

Сократ

В соответствии с Законом «Об образовании» здоровье детей и подростков относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования. Здоровье - это  состояние,  которое позволяет вести активную, полноценную жизнь: иметь хорошие  душевные, физические качества,  материальное и социальное благополучие.  

                По данным всероссийской диспансеризации к 7-10 годам доля детей с 3-й группой здоровья увеличивается в 1,7 раза и составляет 14,9%, а в возрасте 15-17 лет – 22%, т.е. увеличивается в 2,5 раза по отношению к детям в возрасте до 1 года. В подростковом возрасте каждый пятый ребенок имеет хроническое заболевание или является ребенком-инвалидом

         Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 6 до 17 лет этой средой является система образования, т.к. с пребыванием в учреждениях образования связаны более 70% времени его бодрствования. В то же время в этот период происходит наиболее интенсивный рост и развитие, формирование здоровья на всю оставшуюся жизнь, организм

       По данным Института возрастной физиологии РАО, школьная образовательная среда порождает факторы риска нарушений здоровья, с действием которых связано 20-40 % негативных влияний, ухудшающих здоровье детей школьного возраста.

    Исследования ИВФ РАО позволяют проранжировать школьные факторы риска по убыванию значимости и силы влияния на здоровье учащихся:

1. Стрессовая педагогическая тактика;

2. Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;

3. Несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса;

4. Недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;

5. Провалы в существующей системе физического воспитания;

6. Интенсификация учебного процесса;

7. Функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья;

8. Частичное разрушение служб школьного медицинского контроля;

9. Отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и

ребенка наиболее чувствителен к экзогенным факторам окружающей среды  здорового образа жизни

        Таким образом, традиционная организация образовательного процесса создает у школьников постоянные стрессовые перегрузки, которые приводят к поломке механизмов саморегуляции физиологических функций и способствуют развитию хронических болезней.   Здоровьесберегающие технологии реализуются на основе личностно-ориентированного подхода. Осуществляемые на основе личностно-развивающих ситуаций, они относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым учащиеся учатся жить вместе и эффективно взаимодействовать. Предполагают активное участие самого обучающегося в освоении культуры человеческих отношений, в формировании опыта здоровьесбережения, который приобретается через постепенное расширение сферы общения и деятельности учащегося, развитие его саморегуляции (от внешнего контроля к внутреннему самоконтролю), становление самосознания и активной жизненной позиции на основе воспитания и самовоспитания, формирования ответственности за свое здоровье, жизнь и здоровье других людей.

      «Здоровьеформирующие образовательные технологии», по определению Н.К. Смирнова, - это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.

Здоровьесберегающая технология, по мнению В.Д. Сонькина, - это:

1. условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);

2. рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);

 3. соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка;

4. необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.

         Проблемы сохранения здоровья учащихся стали особенно актуальными на современном этапе. Кризисные явления в обществе способствовали изменению мотивации образовательной деятельности у учащихся, снизили их творческую активность, замедлили их физическое и психическое развитие, вызвали отклонения в их социальном поведении.

В создавшейся обстановке естественным стало активное использование педагогических технологий, нацеленных на охрану здоровья школьников. По словам профессора Н. К. Смирнова, «здоровьесберегающие образовательные технологии - это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся».

          От правильной организации урока, уровня его рациональности во многом зависят функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления.

         Наибольшую нагрузку ребёнок испытывает на уроках математики. Многие годы ученик проводит в стенах классных комнат, и поэтому ценностное отношение к здоровью не может формироваться без комплекса работы учителя и ученика. Конечно, здоровье учащихся определяется исходным состоянием его здоровья на момент поступления в школу, но не менее важна и правильная организация учебной деятельности, а именно:

-строгая дозировка учебной нагрузки;

-построение урока с учетом работоспособности учащихся;

-соблюдение гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота);

-благоприятный эмоциональный настрой;

-проведение физкультминуток и динамических пауз на уроках.

           Ученик способен сосредоточиться лишь на том, что ему интересно, нравится, поэтому моя задача – помочь ученику преодолеть усталость, уныние, неудовлетворенность. Часто приходиться слышать от своих учеников: “Мне тогда все понятно, когда интересно”. Значит, ребенку должно быть интересно на уроке. Неудовлетворенность, не облагороженная разумом, может привести к агрессивности, мнительности, тревожности. Учитель должен постоянно заботиться о сохранении психического здоровья детей в норме, повышать устойчивость нервной системы учащихся в преодолении трудностей. Необходимо постоянно заботиться о том, чтобы привести в согласие притязания ученика и его возможности.

              Урок — это основа учебного процесса. В соответствии со здоровьесберегающими технологиями к организации урока предъявляются следующие требования, с учетом которых я его строю.

1. Плотность урока. Должна быть от 60% до 70%

2. Чередование видов учебной деятельности от 4 до 7.

3. Наличие, место, содержание и длительность оздоровительных моментов.

На уроке должно быть 2 физ.паузы по 1 минуте из трёх лёгких упражнений с 3-4 повторами. Физ. паузы должны быть обоснованными: если писали – для глаз и пальцев, если слушали — для снятия напряжения, смены позы.

4. Наличие эмоциональных разрядок.

( Шутки, улыбки, стих, музыка должны быть 2-3 раза за урок.)

5. Виды учебной деятельности должны чередоваться 4-7 раз за урок и не продолжаться более 10 минут каждая.

6. Поза учащихся и её чередование

7. Наличие в содержательной части урока, вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни

8. Гигиенические условия в кабинете во время урока (температура, свежесть воздуха, освещённость и др.)

9. Темп окончания урока. На заключительную часть урока необходимо оставлять времени, достаточного для того, что бы дети успели записать, понять домашнее задание и задать вопросы. Недопустимо затягивать урок на перемене.

10. Место и длительность применения  интерактивного оборудовыания: нельзя, чтобы дети все 40-45 минут смотрели кино или на экран. Статистика: при несоблюдении гигиенических норм при использовании ТСО, здоровье ухудшается в 2,5 раза.

          С первых минут урока, с приветствия нужно создать обстановку доброжелательности, положительный эмоциональный настрой, т.к. у учащихся развита интуитивная способность улавливать эмоциональный настрой учителя. Не составляет исключения в этом смысле и организация начала урока математики. На уроках математики практически вся учебная деятельность связана с классной доской. Очень важно, чтобы к началу урока были уже сделаны необходимые записи на доске: задания для устного счета, опроса, быть может, план работы на уроке. Четкая организация урока способствует выработке у учащихся умений планировать, организовывать свою деятельность.

         Ещё один организационный момент начала урока связан с проверкой состояния кабинета, учебного оборудования, рабочих мест и проверкой отсутствующих. Ещё на перемене необходимо проверить подготовку кабинета к работе: состояние парт, доски, освещённость, а также при необходимости – проветрить помещение.

         Огромное значение в предупреждении утомления является четкая организация учебного труда. Не всем учащимся легко дается математика, поэтому необходимо проводить работу по профилактике стрессов. Хорошие результаты дает работа в парах, в группах, как на местах, так и у доски, где ведомый, более “слабый” ученик чувствует поддержку товарища. Хорошим антистрессовым моментом на уроке является стимулирование учащихся к использованию различных способов решения, без боязни ошибиться, получить неправильный ответ. При оценке такой работы необходимо учитывать не только полученный результат, но и степень усердия ученика. Очень эффективно проводить физкультминутки для снятия мышечной усталости, состоящие из 2-3 упражнений по 3-4 раза повторений.

     С целью создания здорового психологического климата на уроке, и одновременно для профилактики нарушения зрения, учитель периодически может объявлять минутки разрешенных подсказок. Ученику, стоящему у доски, можно подсказать ответ, написав его глазами.

В технологии здоровьесбережения можно широко использовать цвета и запахи.  Так, в хромотерапии (лечении цветом) установлено, что различные цвета по-разному влияют на физическое и психическое состояние. «Синий цвет снимает головную боль, красный — повышает работоспособность, желтый — улучшает настроение, зеленый цвет используют для коррекции зрения» .

Снятие  нагрузки  ,развитие чувства общей и зрительной координации и их синхронизация, развитие зрительно-моторной реакции, в частности, скорости ориентации в пространстве позволяет проведение  тренингов для глаз. Занимают все эти упражнения не более 3–4-х минут урока и проводятся на материале учебного предмета.

Рассмотрим несколько таких упражнений, составленных с учетом рекомендаций В. Ф. Базарного.

Упражнение 1

Используется при изучении геометрических фигур, графиков функций. Детям предлагают обвести глазами контур фигуры, например многоугольника. Провести глазами его диагональ AC, затем BD и т. д. аналогично. Нарисовать глазами график. Пройти вдоль оси абсцисс, затем вдоль оси ординат.

Упражнение 2

Используется при изучении действий с целыми числами и определении знака суммы или произведения. Учитель читает пример, учащиеся показывают знак ответа глазами. Минус — глазами водят влево-вправо, рисуя глазами знак минус, а плюс — вверх-вниз, а затем влево-вправо, рисуя глазами знак плюс.

Упражнение 3

Используется при изучении тригонометрических формул приведения. Учитель называет угол, а учащиеся глазами осуществляют круговое вращение, как бы путешествуя по единичной окружности, осуществляя поворот на названный угол.

Упражнение 4

Используется при изучении графиков функций. Учитель называет аналитическое выражение, учащиеся рисуют глазами нужный график

   Важно научить ребёнка  анализировать ситуации  ,которые могут нанести вред здоровью ,сформировать правильное отношение к проблеме  его сохранения . С этой целью регулярно предлагаю решить задачи на профилактику  вредных привычек, соблюдения правил техники безопасного поведения на дороге , водоёмах, в экстремальных ситуациях.

Задачи ,формирующие культуру  отношения  к своему здоровью. 

Тема: Десятичные дроби

ЗАДАЧА Во время экскурсии учащимся 5 класса было куплено 13 пакетов чипсов по 17,8 руб. за пакет, 8 стаканов попкорна по 12,6 руб. за стакан и 17 бутылок сладкой газировки по 11,6 руб. за бутылку. После окончания экскурсии родителями было куплено активированного угля на 54,3 рубля, фосфалюгеля на 264,9 рубля и мезима на 189,5 руб. На что больше было потрачено денег: на развлечение или на преодоление последствий развлечения? Ответ: 529,4 руб. на развлечения 508,7 руб. на лечение Безопасное поведение на дорогах

Задачи на движение. Большая часть детей не способны оценить свои силы. Хорошей скоростью спортивного бега для возраста 10лет считается 4,5 м/с.

Задача 1. Ширина улицы-45м, сигнал перехода горит 30 с. Успеет ли ученик 5 кл. перейти улицу, если к моменту включения зеленого сигнала он находился на расстоянии 27 м от перехода, а его скорость 80 м/мин? Ответ: ему потребуется 54 с. на весь переход.

Профилактика инфекционных заболеваний

Тема: Десятичные дроби

Задача 1. Из 30 учеников 5 кл. прививки от гриппа была сделана 20 учащихся, из них во время эпидемии заболели 2. Из числа учащихся, не сделавших прививку заболели 9 чел. Какую часть составили больные из группы, делавшей прививку? Какую часть составили больные из группы, не делавшие прививку? В какой группе часть заболевших больше, на сколько? Ответ: 0,1 и 0,75; на 0,65.

Предупреждение употребления психоактивных средств

 Тема: «Повторение»

Практическая задача. Если кто-то из ваших близких курит, выясните, сколько сигарет они выкуривают в день и на сколько они укорачивают свою жизнь.

1.Задача. Если средняя продолжительность жизни в России 72 года, то на сколько её сокращает курильщик, выкуривающий в день 20 сигарет? Одна сигарета сокращает жизнь на 6 мин. Ответ: минимум 6 лет.

2.Задача. В России ежегодно умирает 500 000 мужчин среднего возраста. 42% из них умирает из-за болезней, связанных с курением. Сколько человек могли бы продолжить жить, если бы своевременно бросили курить? Ответ: 210 000 человек.

  С обучающимися на уроках математики  организуется исследовательская  деятельность по профилактике вредных привычек и их статистическому описанию по темам : «Математика о вреде курения»,  « Смертельная опасность  - СПАЙС.»

        «Здоровье – это самое ценное ‚ что есть у человека. Н.К. Семашко. »-  об этом должны помнить  дети и взрослые всю свою жизнь.  Систематическое использование  здоровьесберегающих технологий на каждом уроке, проведение внеклассной работы с детьми  , бесед  с родителями ,   позволит не только укрепить здоровье нашего молодого поколения  , но и  позволит повысить культуру образа жизни и отношения к своему здоровью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования учителя математики по теме «Применение инновационных технологий на уроках математики для развития творческой инициативы, мотивации учащихся с целью повышения качества обучения»

«Воспитание, полученное человеком, закончено, достигло своей цели, когда человек настолько созрел, что обладает силой и волей самого себя образовывать в течение дальнейшей жизни, и знает способ и сред...

Интегрированный урок математики и информатики. 8-й класс. Использование информационных технологий на уроке математики. Тема "Геометрический метод определения количества корней квадратных уравнений "

Психологические исследования подтверждают, что некоторые обучающиеся испытывают значительные трудности при работе с информацией,  представленной в формализованном и формальном виде,  не восп...

Личностно-ориентированная технология на уроках математики. Урок математики в 5 классе по теме «Решение задач с помощью уравнений»

Личностно-ориентированный подход создает особые отношения между школьниками, между учителем и учеником. Совместное проектирование деятельности (учебной, познавательной) – процесс, соединяющий норматив...

« Применение компьютерных технологий на уроках математики» (МО учителей математики Заокского района Тульской области»)

Выступление на МО учителей математики Заокского района Тульской области Рожковой Е.И.          Предмет математики в курсе основного общего образования явля...

Доклад «Использование информационно-коммуникативных технологий и интернет технологий на уроках математики».

Учитель способен добиться идеальной дисциплины на уроке, но без пробуждения интереса у учеников, без внутренней мотивации  - освоения знаний не произойдет. Как  же пробудить у детей желание ...

Элементы здоровьесберегающей технологии на уроках математики Комплекс физпауз для уроков в 5-6 классах по математике

Элементы здоровьесберегающей технологии на уроках математикиКомплекс физпауз для уроков в 5-6 классах по математике...