Особенности работы над учебным исследованием в контексте школьной проектной деятельности: написание тезисов доклада.
статья

Русина Вероника Андреевна

 В настоящее время к учебно-исследовательским работам предъявляются все более строгие и жесткие требования: оформление печатной работы, соблюдение всех этапов исследования и норм представления своего опыта, объем работы и многое другое. Среди прочего стоит отметить трудности, с которыми учащиеся сталкиваются, когда речь заходит об оформлении тезисов учебно-исследовательской работы. Изначально следует признать, что и среди педагогов немногие имеют конкретные представления о том, что должны включать в себя и как должны быть оформлены тезисы к работе. А это значит, что зачастую работа с тезисами становится сильно затруднена.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_tezisy_k_issledovaniyu.docx15.79 КБ

Предварительный просмотр:

     Особенности работы над учебным исследованием в контексте школьной проектной деятельности: написание тезисов доклада.

     В настоящее время во многих учебных заведениях среднего образования – школах, лицеях, гимназиях – предпринимаются активные действия по внедрению, отработке и совершенствованию различных разновидностей учебно-исследовательской деятельности. Это важный этап становления будущей научной деятельности, который учащиеся преодолевают постепенно. В учебных заведениях разрабатываются целые системы по работе над учебными проектами и исследованиями, целью которых является постепенное освоение всех ступеней самостоятельной проектной работы. В программы и разделы УМК входят особые задания, способствующие развитию навыков исследования и написания проектных работ.

     Кроме каждодневного учебного процесса учащиеся принимают участие в различного рода учебных конференциях и семинарах, круглых столах и дебатах, где представляют свои работы, исследования, результаты своего творчества и интеллектуального труда.

     В настоящее время к подобным учебно-исследовательским работам предъявляются все более строгие и жесткие требования: оформление печатной работы, соблюдение всех этапов исследования и норм представления своего опыта, объем работы и многое другое. Среди прочего стоит отметить трудности, с которыми учащиеся сталкиваются, когда речь заходит об оформлении тезисов учебно-исследовательской работы. Изначально следует признать, что и среди педагогов немногие имеют конкретные представления о том, что должны включать в себя и как должны быть оформлены тезисы к работе. А это значит, что зачастую работа с тезисами становится сильно затруднена.

     Для точного и полного понимания сути понятия «тезис» обратимся к справочным данным:

В науке, философии, логике и лингвистике

  • Тезисы — обычно приведённые в аннотации кратко сформулированные основные положения, главные мысли научного труда, статьи, доклада, курсовой или дипломной работы и т. д.

(по материалам Википедии)

     Основная трудность возникает из-за того, что для оформления тезисов к учебно-исследовательской работе следует максимально сжато изложить основные этапы исследования и важные идеи, изложенные в докладе. После многочасовой работы над подбором материалов и их сортировки, после шлифования вариантов текста доклада, дополнения, уточнения,  предстоит максимально сократить изложение и представить его в виде сухого остатка.

     Тезисы призваны дать читателю основное представление о теме доклада, его цели и главных выводах. Именно этим обусловлена их сжатая структура.

     В основном, требования к оформлению тезисов учебного доклада гласят о том, что их объем не должен превышать одного печатного листа. Иногда уточняется также оформление (размер шрифта, ширина полей и т.д.). Для наилучшего представления о требованиях следует всегда обращаться к положениям о семинарах, конференциях и пр. Кроме того, есть стандартный набор информации, которая должна быть представлена в тезисах:

- информация об авторе доклада и его научном руководителе,

- информация об ОУ, которое представляет докладчик,

- тема доклада,

- его цель (что в итоге требуется узнать? раскрыть?) и (кратко) задачи (что нужно сделать, чтобы достичь цели?),

- гипотеза (предположение, утверждение, требующее всестороннего рассмотрения и доказательства; часто содержит противоречие),

 - актуальность исследования (чем эта тема актуальна для современного общества? для конкретного учащегося?),

- основные этапы работы и методы,

- главные выводы (кратко).

     Следует помнить, что тезисы к учебному исследованию не раскрывают всей сути и особенностей работы, а лишь являются предисловием к ней. Написание тезисов – это особый навык краткого изложения мысли, которому стоит обучать уже на этапе школьного исследования.

10.10.2019 г.                                                                 Русина Вероника Андреевна,

                                                      учитель ГБОУ СОШ № 263 г. Санкт-Петербурга.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование учебно - познавательной компетентности учащихся через проектную деятельность

Материал статьи закомит с направлениями работы педага по формированию учебно-познавательной компетентности учащихся...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По учебной дисциплине УД.01 «Технология проектной деятельности» По профессии СПО 46.01.03 «Делопроизводитель»

Рабочая  программа учебной дисциплины является частью программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих  в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом средне...

Технологическая карта урока в 5 классе «Методы исследования в биологии». Урок проектной деятельности.

Технологическая карта урока в 5 классе «Методы исследования в биологии».Урок проектной деятельности. Дата проведения сентябрь 2017 г. Учитель биологииМакарова Анна МихайловнаОУМБОУ &l...

Комплект контрольно-оценочных средств по учебной дисциплине ПОО.03. Основы проектной деятельности

Комплект контрольно-оценочных средств разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего  профессионального образования по профессии СПО 15.01.05  «...

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ПОО.03. Основы проектной деятельности

Программа учебной дисциплины разработана c учетом Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (далее – ФГОС СОО) в пределах  соответствующей ОПОП СП...

Алгоритм работы над учебным исследованием по русскому языку и литературе

Методическая разработка «Алгоритм работы над учебным исследованием по русскому языку и литературе» является большим подспорьем в работе педагогов, которые занимаются проектной деятельность...

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ УЧАЩИХСЯ В ХОДЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ГЕОГРАФИИ

Публикация  посвящена вопросу  формирования универсальных учебных действий  у учащихся. Автор рассматривает проектную деятельность, как один из возможных приемов для формирования УУД. В...