Главные вкладки

    Рабочие программы на 2019-2020 гг.
    рабочая программа

    АФАНАСЬЕВА Елена Александровна

    Рабочие программы по истории для 5, 6, 7, 10 (углубленный) кл., по обществознанию для 5, 6, 7, 10 (углубленный) кл., по ОРКСЭ для 4 классов.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл afanaseva_e.a._programmy_2019-2020uch.g.rar444.48 КБ

    Предварительный просмотр:

    муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    «Кулундинская средняя общеобразовательная школа №2»

    Кулундинского района Алтайского края

    Согласовано

    методический совет школы

    протокол №5 от   «30» 05.2019г.

                 Утверждено

                 приказом директора школы

                от «29» 08.2019г. №50-Д            

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

    учебного предмета

    "Основы религиозных культур и светской этики»  

    Модуль: Основы светской этики.

    4 класс, начальная общеобразовательная школа.

    на 2019-2020 учебный год

    Составитель программы:

    Афанасьева Е.А.  

    учитель истории  

    с.Кулунда 2019

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

               Рабочая программа учебного предмета «ОРКСЭ» разработана для преподавания в 4 классе по модулю «Основы светской этики».                                                                Нормативные документы и материалы, на основе которых был разработан документ:                                                                                                                                                            - Федеральный перечень учебников 2018                                                                                                        - Основы религиозных        культур и светской этики. Сборник рабочих программ./ А.Я.Данилюк, Т.В.Емельянова, О.Н.Марченко –М.:Просвещение,2014г.                                                  -    Положение о Рабочей программе МБОУ КСОШ №2                                                                               -     Учебный план школы на 2019-2020 учебный год.                                                                   

               Цель и задачи учебного курса: Проблема воспитания толерантности и нравственной идентификации подрастающего поколения сегодня волнует общественность во всём мире и в нашей стране в частности. Вполне очевидно, что воспитательную составляющую наряду с научными знаниями, информацией об обществе, его интересах и законах, культуре и искусстве невозможно оставить вне рамок школьной программы без существенного ущерба для качества образования, становления личности.

    Вопросы, связанные с введением в школьную программу информации об основах религиозных культур, рассматриваемых в рамках культурологического подхода, имеют сегодня важное значение, поскольку характер светской школы определяется в том числе и её отношениями с социальным окружением, религиозными объединениями, признанием свободы вероисповедания и мировоззрения участников образовательного процесса. Запрос на современное образование, решающее, помимо прочего, задачи духовно-нравственного воспитания граждан России, достаточно высок, чтобы остаться без ответа.

    В то же время преподавание основ религиозной и нерелигиозной культуры в общеобразовательной школе приводит к необходимости решения труднейших культурологических, этических, правовых, психологических, дидактических и воспитательных проблем.

    В этой связи актуальным становится включение в школьную программу курса «Основы религиозных культур и светской этики», имеющего комплексный характер, знакомящего школьников с основами различных мировоззрений и опирающегося на нравственные ценности, гуманизм и духовные традиции.                                                                Цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» — формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.                        Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10—11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Основные задачи комплексного учебного курса:

    • знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
    • развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
    • обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
    • развитие способностей младших школьников к общению в полиэтничной и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

    Учебный курс создаёт начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни.

    Освоение школьниками учебного содержания каждого из модулей, входящих в учебный курс, должно обеспечить:

    • понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества;
    • формирование первоначальных представлений об основах религиозных культур и светской этики;
    • формирование уважительного отношения к разным духовным и светским традициям;
    • знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;
    • укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей.

                Срок реализации: 1 год (2019-2020гг.)

                                                                                                            Место комплексного учебного курса в учебном плане.

    В соответствии с приказом Минобрнауки РФ № 69 от 31.01.2012 предмет «Основы религиозных культур и светской этики» является обязательным для изучения учебным предметом наряду с такими предметами, как русский язык, литературное чтение, иностранный язык, математика, окружающий мир, изобразительное искусство, музыка, технология, физическая культура.

             Комплексный учебный курс «ОРКСЭ»  изучается в объёме 1 ч.в неделю (модуль: Основы светской этики в 4 классе за 1-2 полугодие). Общий объём учебного времени составляет 34ч. Но! Согласно учебного плана ОУ, при 1 ч. изучения предмета и при 35 ч. учебной неделе в году, на курс отводят 35ч. В рабочей программе добавляется 1 ч. резерва (итого 35ч.).

    Основные содержательные модули курса:

    • Основы православной культуры
    • Основы исламской культуры
    • Основы буддийской культуры
    • Основы иудейской культуры
    • Основы мировых религиозных культур
    • Основы светской этики (модуль выбран учащимися и родителями МБОУ «КСОШ №2»)

    Предмет «Основы религиозных культур и светской этики» изучается на переходной стадии от начальной к основной ступени общеобразовательной школы.                                         

         УМК:

    - Шемщурина А.И. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4 класс.-М.: Просвещение, 2019г.

        - Основы религиозных культур и светской этики. Сборник рабочих программ./ А.Я.Данилюк, Т.В.Емельянова, О.Н.Марченко –М.:Просвещение,2014г.                                                                                                  

    -   Шемшурина А.И. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. Методическое пособие. 4 класс. М.: Просвещение, 2015                                                                                                                                          - Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и                 светской этики. Книга для учителя. 4-5 классы/ В.А.Тишков, Т.Д.Шапошникова.-М.: Просвещение, 2010г.

    - Электронное приложение Основы светской этики.

     

    ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

    Обучение детей по программе курса «Основы религиозных культур и светской этики» должно быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.

    В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы начального общего и основного общего образования и положениями Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России преподавание предмета «Основы религиозных культур и светской этики» направлено на достижение обучающимися комплекса личностных, метапредметных и предметных результатов.

    Воспитательные результаты деятельности школьников распределяются по трём уровням:

    • первый уровень — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни;
    • второй уровень — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом;
    • третий уровень — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.

    Достижение трёх уровней воспитательных результатов способствует формированию у школьников коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентностей и социокультурной идентичности в её национально-государственном, этническом, религиозном, гендерном и других аспектах.

    Требования к личностным результатам:

    • формирование основ российской гражданской идентичности, развитие чувства гордости за свою Родину;
    • формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; воспитание доверия и уважения к представителям разных народов и вероисповеданий, уважительного и бережного отношения к их культуре;
    • становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; осознание ценности человеческой жизни;
    • формирование национальной и гражданской самоидентичности, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
    • развитие самостоятельности и ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах и общечеловеческих ценностях, социальной справедливости и свободе;
    • развитие этических чувств как регулятора морального поведения;
    • воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания;
    • развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний и рефлексии;
    • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов, искать компромиссы в спорных ситуациях и договариваться о конструктивном решении спорных вопросов;
    • развитие мотивации к продуктивной созидательной деятельности;
    • формирование бережного отношения к материальным и духовным ценностям.

    Требования к метапредметным результатам:

    • овладение способностью понимания и сохранения целей и задач учебной деятельности, поиска оптимальных средств их достижения;
    • формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять и находить наиболее эффективные способы достижения результата, вносить соответствующие коррективы в процесс их реализации на основе оценки и учёта характера ошибок, понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
    • совершенствование умений в различных видах речевой деятельности и коммуникативных ситуациях; адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
    • совершенствование умений в области работы с информацией, осуществления информационного поиска для выполнения учебных заданий;
    • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
    • овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
    • формирование готовности слушать собеседника и вести диалог, готовности признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою собственную, умений излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
    • совершенствование организационных умений в области коллективной деятельности, умения определять общую цель и пути её достижения, умений договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

    Требования к предметным результатам:

    • знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия — как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России;
    • знакомство с общечеловеческими нормами морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
    • понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
    • формирование первоначальных представлений о традиционных религиях, об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; формирование первоначального представления об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального и многоконфессионального народа России;
    • освоение основополагающих понятий учебного модуля «Основы буддийской культуры»; знакомство с историей возникновения и распространения буддийской культуры; знание и понимание основ духовной традиции буддизма;
    • формирование умений устанавливать связь между религиозной культурой и повседневным поведением людей, анализировать жизненные ситуации, нравственные проблемы и сопоставлять их с нормами религиозной культуры; формирование личностной и гражданской позиции по отношению к различным явлениям действительности;
    • знакомство с описанием содержания священных книг, с историей, описанием и архитектурно-художественными особенностями священных сооружений, с историей и традициями основных религиозных праздников;
    • осознание места и роли буддийской культуры в истории России;
    • формирование умения проводить параллели между различными религиозными культурами на основе понимания общечеловеческих духовных и этических ценностей;
    • развитие эстетической сферы, способности к эмоциональному отклику на произведения искусства, ценностного отношения к памятникам истории и культуры; формирование общекультурной эрудиции;

    формирование умений устанавливать связь между культурой, моралью и повседневным поведением людей, анализировать жизненные ситуации, нравственные проблемы и сопоставлять их с нормами культуры и морали; формирование личностной и гражданской позиции по отношению к различным явлениям действительности.                                       

    СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

                  Модуль «Основы светской этики» (Шемшурина А. И.)

    Добрым жить на свете веселей. Правила общения для всех. От добрых правил — добрые слова и поступки. Каждый интересен Премудрости этикета. Красота этикета. Простые школьные и домашние правила этикета. Чистый ручеёк нашей речи. В развитии добрый чувств — творение души. Природа — волшебные двери к добру и доверию. Чувство родины. Жизнь протекает среди людей. Чтобы быть коллективом. Коллектив начинается с меня. Мой класс — мои друзья. Ежели душевны вы и к этике не глухи. Жизнь священна. Человек рождён для добра. Милосердие — закон жизни. Жить во благо себе и другим. Следовать нравственной установке. Достойно жить среди людей. Уметь понять и простить. Простая этика поступков. Общение и источники преодоления. Ростки нравственного поведения. Доброте сопутствует терпение. Действия с приставкой «со» — вместе. С чего начинается Родина... В тебе взрослеет патриот и гражданин. Человек как чело века. Слово, обращённое к себе.

    ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

    №п/п

    Тема урока

    Количество часов

    Дата проведения

    Примечание

    Часть 1. Раздел 1. Этика общения 4ч.

    1

    Добрым жить на белом свете веселей

    1

    2

    Правила общения для всех

    1

    3

    От добрых правил добрые слова и поступки

    1

    4

    Каждый интересен

    1

    Раздел 2. Этикет (4 ч)

    5

    Премудрости этикета

    1

    6

    Красота этикета

    1

    7

    Простые школьные и домашние правила этикета

    1

    8

    Чистый ручеёк нашей речи

    1

    Раздел 3. Этика человеческих отношений (4 ч)

    9

    В развитии добрых чувств — творение души

    1

    10

    Природа — волшебные двери к добру и доверию

    1

    11

    Чувство Родины

    1

    12

    Жизнь протекает с людьми

    1

    Раздел 4. Этика отношений в коллективе (4 ч)

    13

    Чтобы быть коллективом

    1

    14

    Коллектив начинается с меня

    1

    15

    Мой класс — мои друзья

    1

    16

    Скажи себе сам

    1

    Часть 1. Раздел 1.                                                          Простые нравственные истины (5 ч)

    17

    Ежели душевны вы и к этике не глухи

    1

    18

    Жизнь священна

    1

    19

    Человек рождён для добра

    1

    20

    Милосердие — закон жизни

    1

    21

    Жить во благо себе и другим

    1

    Раздел 2. Душа обязана трудиться (4 ч)

    22

    Следовать нравственной установке

    1

    23

    Достойно жить среди людей

    1

    24

    Уметь понять и простить

    1

    25

    Простая этика поступков

    1

    Раздел 3. Посеешь поступок — пожнёшь характер (4 ч)

    26

    Общение и источники преодоления обид

    1

    27

    Ростки нравственного опыта поведения

    1

    28

    Доброте сопутствует терпение

    1

    29

    Действия с приставкой «со» — вместе

    1

    Раздел 4. Судьба и Родина едины (4 ч)

    30

    С чего начинается Родина...

    1

    31

    В тебе рождается патриот и гражданин

    1

    32

    Человек — чело века

    1

    33

    Слово, обращённое к себе

    1

    34

    35

    Итоговое творческое сочинение.

    Резерв (защита творческих проектов)

    1

    1

    Лист внесенных изменений в Рабочую программу.

            

    №п/п

    ч.по плану

    ч.по факту

    выпол-нение

    коррекция

    причина

    1

    2

    3

    4

    5


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочие программы на 2019-2020 учебный год.

    Рабочие программы на 2019-2020 учебный год (5, 6, 11 классы)...

    Рабочие программы на 2019-2020 учебный год

    Пояснительная  записка  к рабочей программе по физике для 7-9классов.Пояснительная записка к рабочей программе по физике для 10-11 классов...

    Рабочая программа на 2019-2020 учебный год. Т.о."Мастерская солнца"1 год обучения

    Система работы творческого объединения на учебный год....

    Рабочая программа на 2019-2020 учебный год. Т.о."Мастерская солнца"2 год обучения

    Система работы творческого объединения на учебный год....

    Рабочая программа на 2019-2020 учебный год. Т.о."Мастерская солнца"3 год обучения

    система работы творческого объединения на учебный год...

    Рабочие программы на 2019-2020 учебный год

    Рабочая программа по химии 8 класс на 2019-2020 учебный год...

    Рабочие программы на 2019-2020 учебный год

    Рабочие программы на 2019-2020 учебный год...