номинация "Эссэ" конкурса "Учитель года"
методическая разработка

Саенко Сергей

Здесь представлены эссэ, которое я представлял на муниципальном этапе конкурса "Учитель года 2019" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse.docx24.62 КБ

Предварительный просмотр:

Саенко Сергей Петрович, МАОУ СОШ №56

Эссе «Я - учитель»

        Свою педагогическую деятельность я начал в 2009 году, после окончания Воронежского государственного университета. Специальность, полученная в учебном заведении, не была связана с преподавательской деятельностью. Основным направлением была «Оптика и спектроскопия».

        Почему же я стал учителем? Что привело меня в школу?

        Обучаясь на втором курсе университета, я решил получить второе высшее образование по специальности «Преподаватель».

Вместе с тем,  моя учительская история началась еще со школы. Она связана с первым и единственным учителем физики - Бобневым Валентином Викторовичем. Это человек - Учитель с большой буквы, Учитель от Бога.

        Все мои одноклассники приходили на его уроки не ради оценок, а для получения знаний. У нас был физико-математический класс. Половина ребят мало интересовалась как физикой, так и математикой, а по окончании школы оказалось, что по физике и астрономии у всех были четверки и пятерки.

        Валентин Викторович умел поддерживать интерес к предмету. Он находил подход абсолютно ко всем учащимся, даже к «заядлым» гуманитариям, биологам, медикам. Любой материал объяснялся простым и понятным языком. Вот тогда, наверное, и заронил Учитель в мою душу первые семена желания передавать свои знания юному поколению.

        Следующий этап – учёба в университете. Более углубленное познание науки привело меня к мысли стать учителем, стать посредником между большой наукой и подрастающим поколением.

Мое педагогическое кредо: преподаватель не может успешно учить кого-то, если не учится сам.

Часто прихожу к мысли: «Не я их чему-то учу, а это они меня учат», -  и я готов учиться… Нет. Стремлюсь быть на полшага впереди, иначе перестану быть интересен. Иными словами, обучая других – учусь и сам. Но мир не стоит на месте, а это значит, что изменяться должны и учителя.

Поэтому на постоянной основе повышаю свою квалификацию по различным направлениям (в 2012 г. окончил курсы переподготовки для учителей информатики, в 2014 г. освоил образовательную робототехнику и микроэлектронику, в 2018 г. – специальность учителя астрономии).

Конкурентоспособность учителя – это можно так сказать его степень профессиональной компетентности. Педагог, не знакомый с современными научными достижениями не может рассчитывать на успех в практической деятельности, следовательно, его конкурентоспособность будет невелика.

Я полагаю, что сочетание таких естественных наук как физика, информатика, робототехника, микроэлектроника дает огромные плюсы учителю физики, и помогает  достичь положительных результатов в изучении предметов, а реалии современной жизни заставляют нас по-новому взглянуть на процесс обучения.

Как показывает практика, многие педагоги в школах предлагают ученикам выключить телефон или сдать его. При этом тратится драгоценное время урока.

А есть ли в этом проблема? Нужно ли требовать отключать телефон на уроке или забирать его вообще?

Уверен, что нет.

Учитель должен изменить свое отношение к гаджетам, выстроить урок таким образом, чтобы смартфон помогал получать знания на уроке, а не мешал. В современных электронных устройствах много различной информации и контента, в том числе ненужного. Учитель должен объяснить ученику, как использовать гаджет для его же блага.

Смартфоны, планшеты – это устоявшая часть жизни современных детей, это их комфортная среда. В этом есть позитивный момент. Учителю необходимо построить учебный материал в этой новой, современной среде учащихся. Полагаю, что мы сможем получить качественное обучение и мотивацию к познанию. А также все те результаты, о которых мы пишем в пояснительной записке рабочей программы.

Как я использую телефоны учащихся на уроке?

При закреплении и быстрой проверке знаний я использую сервисы электронного голосования Kahoot, Quzizz, Padlet, Plickers. При изучении нового материала и на обобщающих уроках создаю для учащихся образовательный квест. Например, при изучении темы «Кодирование мультимедийной информации» по информатике, учащиеся, используя смартфоны с различными приложениями, окунулись в квест. Они выполняли различные интерактивные задания по сборке пазлов на LearningApps, заполняли интерактивный кроссворд, осваивали технику игры «Кто хочет стать миллионером» и сервис викторин Triventy и Jeopardy Labs («Своя игра»). Сканируя с телефона QR-код, содержащий ссылку на задания, учащиеся проходили по секциям к финалу игры.

Также на обобщающих уроках, в процессе обучения применяется сервис по созданию дополненной реальности WallaMe.

В пятых классах, при изучении темы «Кодирование информации» была использована следующая методика в игровой форме. Ходя по кабинету и школе, ученики считывали смартфоном различные шифры, коды на стенах и предметах. Каждое задание было закодировано. Это очень увлекательно, интересно для детей. Происходит постоянная смена деятельности в той среде, к которой они привыкли.

Выполнение проекта по теме «устройство телефона» позволяет учащимся буквально разобрать смартфон «по проводкам». Ребята узнают много нового, интересного о функциях своего смартфона, о которых раньше даже и не подозревали. Причем сам проект на уроке оформлялся с помощью облачных сервисов Google непосредственно на смартфоне. Этот урок - один из ярких примеров метапредметных связей физики, информатики, электроники, робототехники, экологии, биологии  и т.д. Каждый ученик открывает для себя что-то новое.

Еще 35 лет назад знаменитый писатель-фантаст Айзек Азимов в статье канадскому журналу «The Star» сделал прогноз – как изменится наш мир к 2019 году. Многие его пророчества уже сбылись и продолжают сбываться:

1) Айзек Азимов предсказал массовую компьютеризацию, т.е. когда общество не сможет существовать без компьютеров. Сейчас мы наблюдаем использование компьютера в экономике, промышленности,  в том числе и в образовании.

2) Второй значимый прогноз – исчезновение некоторых профессий. Как мы знаем, многие процессы в нашем мире компьютеризированы.

3) Смена концепции образования. Наступление компьютеров потребовало кардинальных изменений в подходе к образовательной области, в том числе школьном образовании.

Сейчас мы живем в эпоху 4-ой цифровой информационной научно-технической революции. Любой образованный учитель обязан применять в своей деятельности компьютерные устройства и цифровые сервисы. Уже сейчас достаточно большой процент людей и в мире, и в России получает знания посредством дистанционного образования. В школьном образовании в последние годы также есть востребованность в дистанционной форме обучения.

В связи с этим, я полагаю, как бы печально это ни звучало, что в ближайшем будущем профессия учитель, в привычной нам форме, будет исчезать. Произойдет постепенный переход учителя из роли лектора в другие роли. Например:

1) роль создателя дистанционных курсов. Учащимся достаточно будет только зайти на соответствующий ресурс и проходить обучение в любом месте в своём индивидуальном темпе, без отвлечения на лишний материал;

2) роль проверяющего. Проверка работ также является автоматической, как и выставления оценок. Лишь некоторые виды работ создатель будет проверять вручную.

3) роль путеводителя (тьютора) в огромном мире информации и знаний.

Всё это не должно нас пугать, потому что в данных изменениях заложены огромные возможности для профессионального роста учителя, расширения его творческого потенциала. Но главное – помнить, что все это мы делаем ради детей, для их разностороннего развития.

Прав был Б. Паскаль, который писал: «Природа повторяет себя. Зерно, посеянное в тучную землю, плодоносит; мысль, посеянная в восприимчивый ум, плодоносит...». Поэтому, я не устану учить детей логически мыслить, выдвигать гипотезы, доказывать, спорить, анализировать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экзаменационная работа для проведения государственной итоговой аттестации выпускников 8 классов общеобразовательных учреждений 2009 года (в новой форме) по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ демонстрационный вариант 2009 года

При ознакомлении с демонстрационным вариантом 2009 года следует иметь в виду,  что приведенные в нем задания не отражают всех вопросов содержания, которое будет проверять...

Сценарий районного конкурса «Вожатый года» и «Актив года»

Цель: - совершенствование развития детского движения в районе;- выявление талантливых вожатых и передового педагогического опыта;- поиск педагогических идей по обновлению содержания воспита...

Презентация. Народный характер Отечественной войны 1812 года в произведениях русской литературы 1812 года

В презентации представлен демонстрационный материал, расскрывающий особенности произведений поэтов и писателей современников участников событий Отечественной войны 1812 года...

Всероссийский Урок Победы, посвященный Году Памяти и Славы – 75-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. «Поклонимся великим тем годам»

Цели:формирование патриотизма; воспитание чувства гордости за свою Родину на примере героического прошлого ветеранов и участников Великой Отечественной войны, а так же тружеников тыла; воспитание чувс...

Урок Победы, посвященный Году Памяти и Славы – 75-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. «Поклонимся великим тем годам»

Мероприятие нацелено на формирование патриотизма; воспитание чувства гордости за свою Родину на примере героического прошлого ветеранов и участников Великой Отечественной войны, а так же труженик...