Тестирование как одна из методик формирующего оценивания
статья

Воркунова Ольга Михайловна

С 2019 года наша школа участвует в проекте МУОО администрации ГО «Город Волжск» «Методическое сопровождение учителя в условиях введения профессионального стандарта». В этой статье я рассказываю об одной из методик формирующего оценивания - тестировании.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovremennye_formy_otsenivaniya._testirovanie.docx18.53 КБ

Предварительный просмотр:

Тестирование как одна из методик формирующего оценивания

Вы, наверное, согласитесь со мной, что одна из задач педагога в учебном процессе, - это правильно оценить деятельность ученика. Но каждый из вас, возможно, сталкивался с тем, что современной, пятибалльной, системы оценивания вам не хватало. Например, вроде бы ученик, всё рассказал, всё подчеркнул, но на дополнительный вопрос не смог ответить или ответил не сразу… И вот перед вами дилемма: «пять» или «четыре»? Конечно, в ближайшее время мы не уйдём от пятибалльной системы оценивания, которая существует в России (с небольшими перерывами и изменениями) с 1837 года.

Какими бы разными ни были системы оценок в разных странах, везде они вызывают нарекания специалистов, потому что непонятно, как оценивать творческие и физические успехи ребенка, так как они напрямую зависят от его индивидуальных особенностей. Также для многих детей и родителей оценки превращаются в самоцель. Они забывают о том, что суть образования заключается не в добывании пятерок, а в приобретении знаний. «Отлично» вовсе не гарантируют прекрасной карьеры. 

И новые стандарты образования призваны расширить систему оценивания.

В чём суть нового похода? Мы должны научить ребёнка оценивать себя, свои удачи и неудачи, анализировать новую информацию, оценивать не только свои результаты учёбы, но и работу одноклассников. То есть планирование, контроль, оценка учебных действий, освоение познавательной и личностной рефлексии – это метапредметные результаты, которые формируются через универсальные учебные действия.

Поэтому, когда мы говорим о современном оценивании, мы должны сказать о формирующем оценивании. Это непрерывный процесс наблюдения за действиями ученика. Он основывается на оценивании в соответствиями с определёнными критериями.

Существуют разные техники формирующего оценивания. Одна из них – составление тестов. Тесты сейчас очень популярны. В форме тестов у нас проводятся уроки и экзамены. Конечно, такая форма не идеальна, но тесты имеют и ряд преимуществ. Например, они быстро проводятся и быстро проверяются. Формат онлайн-тестов используют многие педагоги в своей практике.

При формирующем оценивании ученики сами должны попробовать составить тесты: Какие вопросы я задал бы ученикам, если бы я был учителем, чтобы проверить, поняли ли они материал? Правильно составить тест при всей, казалось бы, простоте нелегко: вопрос должен быть лаконичным, но ёмким; должен быть продуман вариант ответов (с выбором ответов или с развёрнутым высказыванием); материал, знание которого проверятся, должен быть знаком ученикам и т.д. Но есть и ещё одна проблема: ученики настолько привыкают пользоваться Интернетом, что придумать что-то самим им бывает трудно. Следовательно, если мы просим составить ученика тест, то должны предупредить его о плагиате или о необходимости работать с несколькими источниками, а они подчас этого не умеют делать.

Таким образом, тест - эффективная форма самостоятельной работы, которая  улучшает успеваемость по предмету и способствует формированию общих компетенций: понимать и анализировать материал; развивать мышление, овладевать умениями применять знания в стандартных и нестандартных ситуациях. Образцом составления собственных тестов, конечно, являются тесты учителя, с которыми ученик систематически работает.

Например, мои ученики привыкают к тому, что содержание прочитанной книги я проверяю с помощью тестов. Иногда они сами составляют вопросы по содержанию. Так, для итогового урока по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» ребята должны были составить по 10-15 вопросов. Во время урока, когда класс был разделён на команды, ребята обменивались вопросами, зарабатывая очки для своей команды.

Составлять тесты по русскому языку лучше тематические: например, в 7 классе «Причастие», «Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных»; в 8 классе – «Односоставные предложения» и т.д.

В старших классах иногда я прошу самих учеников провести опрос по заранее составленным ими вопросам. Конечно, предварительно я проверяю качество их тестов.

Можно продумать уровень сложности. Например, одной группе поручить составить вопросы с выбором ответов, второй группе – вопросы с кратким ответом, третьей – с развёрнутым ответом. Кстати, по такому принципу нашим ШМО составляются вопросы для школьной олимпиады, т.е. предусматривается базовый уровень сложности, высокий и повышенный. По такому принципу сейчас составляются разноуровневые контрольные работы по математике и русскому языку как итоговые на конец учебного года. Думаю, что ученикам будет полезно побывать в роли учителей, преподавателей, которые составляют тесты. Пусть ученики (индивидуально или в групповой форме) составят тесты, которые попробуют решить их же одноклассники. Временные затраты – значительные, поэтому составление тестов лучше задавать в качестве домашнего задания.

Как говорит Пинская Марина Александровна, ведущий научный сотрудник Института развития образования ВШЭ: «Позвольте ученикам написать по какой-либо теме вопросы для теста и возможные ответы к ним… Это позволит им оценить пройденную тему, отфлексировать, что они поняли и какие вопросы подходят для теста». Всё это будет способствовать учебной самостоятельности для создания прочного фундамента последующего обучения. Умение правильно формулировать вопросы – показатель развитости интеллекта.

Методики Формирующее оценивание https://compedu.ru/publication/priemy-formiruiushchego-otsenivaniia.html 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие "Формирующее оценивание в программе МУР"

              Программа Международного Бакалавриата в средней школе ставит перед собой цель – всестороннее интеллектуальное, творческое и нравственное р...

Учебно-методический материал Использование методики формирующего оценивания на уроках химии

Формирующее оценивание предполагает самооцениваний учащимся своей деятельности в процессе урока и при выполнении домашнего задания по предложенным учителем криитериям. Это позволяет повысить ответстве...

Формирующее оценивание как способ развития компетентности педагога в педагогическом оценивании.

В 2013 году был утвержден  профессиональный стандарт педагогической деятельности, который представляет собой систему минимальных требований к знаниям, умениям, способностям и личностным качествам...

Использование систем электронного опроса и тестирования в формирующем оценивании

Конспект урока "Информация вокруг нас" . В ходе урока используется интерактивная доска, система голосования....

Выступление по теме "Использование методики «составление тестов» как одной из техник формирующего оценивания на уроках иностранного языка"

Выступление "Использование методики "составление тестов" как одной из техник формирующего оценивания на уроках иностранного языка" в рамках педсовета...

Формирующее оценивание: оценивание для обучения

Данная презентация знакомит с теоретической концепцией формирующего оценвания в школе. К презентации дано полное описание....

Мастер-класс «Критериальное оценивание как основа формирующего оценивания»

Оценивание знаний – важнейший неотъемлемый элемент образовательного процесса для определения степени усвоения обучаемыми знаний, умений и навыков в соответствии с требованиями программ. Процесс ...