Статья "Развитие эмоционального интеллекта в обучении взрослых"
статья

Измайлова Наталья Владимировна

В статье обоснована актуальность проведения исследований развития эмоционального интеллекта в обучении взрослых, являющегося составляющей (социальной и эмоциональной) компетентности сотрудника, неотъемлемым компонентом эффективной профессиональной деятельности. Подчеркнута значимость изучения эмоционального интеллекта как компонента общего интеллекта. Обобщены основные представления об эмоциональном интеллекте (теория эмоционально-интеллектуальных способностей, некогнитивная теория эмоционального интеллекта, теория эмоциональной компетентности, двухкомпонентная теория эмоционального интеллекта). Представлены зарубежные и отечественные диагностические методики определения количественных показателей эмоционального интеллекта, основанные на самоотчете и выполнении заданий. Автором рассмотрена возможность развития эмоционального интеллекта в обучении взрослых за счет дистанционного обучения и современных обучающих программ по его совершенствованию, приведены особенности эффективного процесса развития эмоционального интеллекта в обучении взрослых (мотивированность и опора на опыт обучающегося; продолжительность, системность, осознанность, индивидуализация и приоритет самостоятельного обучения; принцип совместной деятельности; использование всех каналов восприятия информации; ведение «дневника эмоций»; актуализация результатов обучения; поддержка участников после окончания процесса обучения). Обобщены результаты проведенного теоретического исследования, подчеркнута значимость развитого эмоционального интеллекта как для формирования коммуникативной культуры личности, так и для осуществления профессиональной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_emotsionalnogo_intellekta_v_obuchenii_vzroslyh.docx14.29 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие эмоционального интеллекта в обучении взрослых

Аннотация. В статье обоснована актуальность проведения исследований развития эмоционального интеллекта в обучении взрослых, являющегося составляющей (социальной и эмоциональной) компетентности сотрудника, неотъемлемым компонентом эффективной профессиональной деятельности. Подчеркнута значимость изучения эмоционального интеллекта как компонента общего интеллекта. Обобщены основные представления об эмоциональном интеллекте (теория эмоционально-интеллектуальных способностей, некогнитивная теория эмоционального интеллекта, теория эмоциональной компетентности, двухкомпонентная теория эмоционального интеллекта). Представлены зарубежные и отечественные диагностические методики определения количественных показателей эмоционального интеллекта, основанные на самоотчете и выполнении заданий. Автором рассмотрена возможность развития эмоционального интеллекта в обучении взрослых за счет дистанционного обучения и современных обучающих программ по его совершенствованию, приведены особенности эффективного процесса развития эмоционального интеллекта в обучении взрослых (мотивированность и опора на опыт обучающегося; продолжительность, системность, осознанность, индивидуализация и приоритет самостоятельного обучения; принцип совместной деятельности; использование всех каналов восприятия информации; ведение «дневника эмоций»; актуализация результатов обучения; поддержка участников после окончания процесса обучения). Обобщены результаты проведенного теоретического исследования, подчеркнута значимость развитого эмоционального интеллекта как для формирования коммуникативной культуры личности, так и для осуществления профессиональной деятельности. Ключевые слова: общий интеллект; эмоциональный интеллект; структура эмоционального интеллекта; компетентность; диагностические методики; развитие эмоционального интеллекта Рост исследовательского интереса к проблематике эмоционального интеллекта (далее − ЭИ) обусловлен, во многом, необходимостью больше уделять внимание психологическим ресурсам личности сотрудника, способным обеспечить его конкурентное преимущество, 2016, Том 4, номер 4 (499) 755 50 99 ISSN 2309-4265 http://mir-nauki.com 2 38PDMN416 повысить личную эффективность и трудовой потенциал организации. ЭИ как сложный психологический феномен, рассматриваемый во взаимосвязи когнитивной и эмоциональной сфер, не представляет собой нового для современной науки понятия, однако акцентирование зависимости социального успеха, умения работать с информацией, высокой компетентности в коммуникациях от гармоничного ЭИ на настоящий день достаточно актуально. Безусловно, область научного исследования ЭИ привлекала интерес как зарубежных ученых, в числе которых Дж. Гилфорд, Г. Гарднер, А. Нойбауэр, Х. Фройдентхалер, Дж. Майер, П. Сэловей, Д. Карузо, Р. Бар-Он, Х. Вайсбах, К.В. Петридес, Э. Фернхем, так их отечественных коллег − Д.В. Люсина, О.И. Власовой, Г.В. Юсуповой, М.А. Манойловой, А.П. Лобанова, И.Н. Андреевой, Е.А. Орел и других. Работы последних лет, освещающие отдельные аспекты становления и реализации ЭИ, в частности в зависимости от возрастной периодизации (К.С. Кузнецова, Нгуен Минь Ань, Ю.В. Давыдова, Л.Н. Вахрушева); особенностей направления подготовки (И.Н. Мещерякова, О.А. Айгунова); профессиональной специфики (Т.И. Солодкова, Р.А. Кудрин); взаимосвязи с лидерством и эффективностью профессиональной деятельности (А.С. Петровская, О.В. Белоконь), а также общетеоретические исследования (И.С. Степанов, Т.В. Манянина) доказывают потребность в изучении ЭИ как составляющей общего интеллекта. Многогранность интеллекта позволяет дифференцировать ряд его видовых форм: практический интеллект (Р. Стернберг), абстрактный, конкретный, социальный (Э. Торндайк) [15, с. 8-9], натуралистический, духовный, экзистенциальный интеллект (Х. Гарднер), адаптивный интеллект (С. Берт, Д. Уотсон), синтезированный интеллект (Ф. Дитман-Коли, П. Болтс), профессиональный интеллект (М. Смульсон), ЭИ (Дж. Мэйер, П. Сэловей) [3, с. 123], представляющий «все некогнитивные способы познания и управления окружающей действительностью, частью которой является и сам человек» [7, с. 94].


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод эмоционального погружения на уроках литературы как один из путей постижения учащимися идейно-художественного своеобразия произведения и развития их эмоционального интеллекта.

Статья для участия в межрегиональной научно-практической конференции "Проблемы и перспективы гуманитарного образования в современной России"...

Развиваем эмоциональный интеллект ребенка с помощью игры

Эмоциональный интеллект, или EQ, - это способность эффективно разбираться в эмоциональной сфере человеческой жизни: понимать эмоции и эмоциональную подоплеку отношений, использовать свои эмоции для ре...

Статья "Эмоциональный интеллект как один из механизмов эффективного взаимодействия между участниками образовательного процесса"

Статья освещает понятие эмоционального интеллекта и его значимость в сфере коммуникаций. На личном опыте описано исследование уровня развития эмоционального интеллекта участников образовательного учре...

«Метод эмоционального погружения на уроках литературы и во внеурочной деятельности как один из путей развития эмоционального интеллекта обучающихся»

Литература –  предмет, который способствует развитию эмоционального интеллекта, развивающий душу. Принципиальным отличием преподавания литературы в контексте нового ФГОС является «мод...

Статья на тему "Формирование эмоционального интеллекта учащихся 9–х классов на уроках литературы и во внеурочной деятельности как фактора повышения эффективности обучения"

Внимание исследователей к проблеме эмоционального интеллекта связано с тем, что данный конструкт хорошо согласуется с представлениями житейской психологии и расширяет сложившиеся научные представления...

Родительское собрание на тему: "Почему при обучении важен эмоциональный интеллект?"

Тест IQ неспособен  предсказать успешность человека в карьере и в жизни.Доказано, что УСПЕШНЫЕ ЛЮДИ способны к ЭФФЕКТИВНОМУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЮс другими людьми, основанному на...