Методы развития познавательной активности
статья (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Статецкая Вера Васильевна

Когда школьники приступают к занятиям иностранным языком, ни один учитель не может пожаловаться на отсутствие у них познавательной активности во время учебного процесса. Увлекательность учебного процесса, новизна предмета не оставляют детей равнодушными.Но на средней и на старшей ступени  падает интерес к предмету и снижается качество знаний.Причина понятна: материал усложняется, нужно больше учить, формы уроков становятся скучными и не интересными. Задача педагога в таком случае состоит в том, чтобы в процессе обучения добиваться постоянства и устойчивости познавательной активности обучающихся.Выбрать такие методы обучения, которые  обеспечивали бы у школьников активную деятельность, направленную на приобретение знаний, повышали бы их познавательную активность и работоспособность, творческую инициативу и давали в результате высокое качество знаний. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

         Методы развития познавательной активности

Когда школьники приступают к занятиям иностранным языком, ни один учитель не может пожаловаться на отсутствие у них познавательной активности во время учебного процесса. Увлекательность учебного процесса, новизна предмета не оставляют детей равнодушными.Но на средней и на старшей ступени  падает интерес к предмету и снижается качество знаний.Причина понятна: материал усложняется, нужно больше учить, формы уроков становятся скучными и не интересными. Задача педагога в таком случае состоит в том, чтобы в процессе обучения добиваться постоянства и устойчивости познавательной активности обучающихся.Выбрать такие методы обучения, которые  обеспечивали бы у школьников активную деятельность, направленную на приобретение знаний, повышали бы их познавательную активность и работоспособность, творческую инициативу и давали в результате высокое качество знаний. Существует множество образовательных технологий, форм и методов работы, но на практике, опираясь на свой педагогический опыт, наиболее эффективными, соответствующими современным требованиям, на мой взгляд, являются нижеперечисленные.

В своей работе я применяю игровую технологию, которая не только является одним из способов повышения мотивации к изучению иностранного языка в школе, формированию познавательного интереса,  но и позволяет преодолевать барьер неуверенности, повышает активность и желание общаться на языке. В практике игровая деятельность выполняет не только развлекательную функцию, но и коммуникативную.Многие выдающиеся педагоги справедливо обращали внимание на эффективность использования игр в процессе обучения.  В игре проявляются особенно полно и порой неожиданно способности человека, а ребенка в особенности. Игра всегда предполагает принятие решения – как поступить, что сказать, как выиграть? Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность играющих. В игре все равны. Она посильна даже слабым ученикам. Более того слабый по языковой подготовке ученик может стать первым в игре: находчивость и сообразительность здесь оказываются порой более важными, чем знание предмета. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий - все это дает возможность ребятам преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка и благотворно сказывается на результатах обучения. Незаметно усваивается языковой материал, а вместе с этим возникает чувство удовлетворения. Мои наблюдения показывают, что игра повышает эффективность урока только в том случае, если она была правильно организована. При  планировании уроков с использованием игры я учитываю физиологические и психологические особенности детей данного класса, трудности, с которыми учащиеся встречаются в ходе игры ( фонетические, лексические, грамматические), посильность игровых заданий, виды игровой деятельности, формы контроля. В соответствии с системой обучения немецкому языку на своих уроках я использую  грамматические игры ( «Вставь букву» «Собери слова» «Найди начало»),  лексические игры («Убери лишнее» «Веселые художники») ,                                                                                                                                                                                                                                                        фонетические игры («Слышу не слышу» «Выбери слова»), игры с пословицами («Угадайка» «Снежки»),  ролевые игры (сценки «Знакомство»  «Мы встречаем гостей»  При изучении темы в 8кл «Мы готовимся к путешествию по Германии» , я предлагаю учащимся следующую ситуацию: К нам приехали немецкие школьники, задайте им вопросы, расспросите их о географическом положении в Германии. При обобщении темы в 7 классе « Мы все вместе заботимся о нашей планете» Я провожу пресс- конференцию по теме « Экологические проблемы» одни ученики играют роль журналистов которые задают вопросы , а другие – представители властей, врачей, экологов, лесников, которые находятся за столом в центре класса. В 7- 8 классах была проведена игра по теме « Добро пожаловать в Покровское» где были экскурсоводы гид, историк и корреспондент.).                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

 Ролевые игры способствуют развитию речевых навыков и умений.                                                    

Я считаю, что успех использования всех типов игр зависит, прежде всего, от заинтересованности  предложенной ситуации.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

 Центральное место в работе по развитию познавательного интереса отвожу внеклассной деятельности, так как считаю, что овладение учащимися коммуникативной компетенцией невозможно, без привлечения культуроведческого компонента, который знакомит с общечеловеческими ценностями, повышает их познавательную мотивацию и формирует их способность к общению на иностранном языке. Учащиеся ориентируются не только на заучивание страноведческой информации и на анализ культурных особенностей истории, быта, но и на сравнение культурных особенностей родной страны и страны изучаемого языка. В процессе чтения(чтение газет журналов или немецкой литературы, которые есть в кабинете) и аудирования страноведческих и культуроведческих текстов учащиеся развивают такие  важные навыки и умения, как умение анализировать, сравнивать, сопоставлять, аргументировать, суммировать информацию. Актуальная тематика и современный материал, отвечающий интересам и уровню школьников – все это позволяет заинтересовать учащихся, вызвать у них желание изучать и знать иностранный язык. Исполнение песен и танцев на нем языке повышает интерес учащихся.

        В  своей деятельности  для формирования познавательного интереса применяю метод проектов, который не только создает условия для развития коммуникативных  навыков, но и помогает активизировать стремление ребят к контакту друг с другом Особое место в реализации личностно - ориентированного подхода в процессе обучения занимает использование проектной методики. Важно подчеркнуть, что проектная методика имеет большую практическую направленность. Метод проектов активизирует все стороны личности обучаемого: его интеллектуальность , целеустремленность, настойчивость, любознательность, трудолюбие, толерантность, его коммуникативные умения, чувства и эмоции.

Положительной стороной такой формы работы является и то, что создание проекта – это, прежде всего, творческий процесс, где каждый ребенок становится равноправным участником. Это приводит к созданию ситуаций успеха и играет важную роль в процессе обучения и воспитания.

Известно, что проектная работа является одной из инновационных  технологий, позволяющих учащимся применить накопленные знания по предмету. Учащиеся расширяют свой кругозор, границы владения языком, получая опыт от практического его использования, учатся слушать иноязычную речь и слышать, понимать друг друга при защите проектов. В одиннадцатом классе, также широко применяется проектная технология. Уровень исполнения проекта заметно отличается от других ступеней обучения. При работе над проектным заданием обучаемые применяют не только языковые знания, но и знания, полученные на других уроках, например, искусство, информатики и т.д. Такие работы отличаются объёмностью, грамотностью, своеобразностью исполнения. Ярким примером являются работы, выполненные по темам “Учёба”, “Выбор профессии”, “Роль иностранного языка в нашей жизни” в форме презентаций. Мои дети работают со справочной литературой, словарями, Интернет – ресурсами, тем самым для них создается возможность прямого контакта с аутентичным языком, чего не дает изучение языка только с помощью учебника на уроке в классе. Создание информационных проектов позволяет учащимся включаться исследовательскую, поисковую, практическую деятельность, использовать  современные технологии для сбора и обработки информации, а также интегрировать знания из различных  предметных областей.                                      

Современный урок и внеклассное мероприятие требует от учителя владения техническими средствами обучения. Использование на уроке компьютера, создание мультимедийных презентаций – все это позволяет сделать процесс обучения интересным, более эффективным и продуктивным. Информационные компьютерные технологии заняли прочное место в процессе обучения. Практика использования ИКТ показывает, что они имеют немало преимуществ перед традиционными методами. Среди них индивидуализация обучения и интенсификация самостоятельной работы учащихся, повышения познавательной активности и мотивации. На своих  уроках и внеклассной деятельности  я использовала  интерактивную доску, компьютер, проектор.В прошлом году проводила урок в 5 классе с использованием  интерактивной доски. Виден подъем интереса, который сохраняется у учащихся до конца урока.Исходя из сказанного , можно утверждать, что  использование инновационных технологий делает обучение более интересным, оживляет атмосферу на уроке, развивая познавательный интерес. Использование даже самых современных методик и технологий будет малоэффективным, если не отслеживать результаты работы, не проводить мониторинг качества обученности и успеваемости. Контроль овладения знаниями, умениями и навыками, являясь заключительным этапом определенных действий, выступает, прежде всего, индикатором эффективности использования той или иной метода. Можно рассматривать контроль как один из способов формирования познавательной активности учащихся.

Из вышесказанного следует, применение различных методик способствует совершенствованию и повышению качества учебного процесса позволяют сделать урок интересным и запоминающимся, повышает познавательную активность учащихся.

                                                                                                Статецкая Вера Васильевна

                                                                                              учитель иностранных языков

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность и метод проектов как средство развития познавательной активности учащихся

Обучение в школе должно быть организовано таким образом, чтобы ученикам было интересно на уроках, чтобы они сами стремились получить новые знания. Для организации продуктивной работы учащихся на урока...

Метод проектов как средство развития познавательной активности учащихся во внеклассной деятельности.

Развитию познавательной активности учащихся школы  способствуют многие факторы. Современные школьники заинтересованы в получении практико-ориентированных знаний. Метод проектов-это один из способ...

Эффективные методы закрепления учебного материала, как фактор развития познавательной активности учащихся при подготовке к итоговой аттестации

Разработка "Эффективные методы закрепления учебного материала, как фактор развития познавательной активности учащихся при подготовке к итоговой аттестации".Целью данной статьи стало обобщение моего оп...

Описание педагогического опыта по теме: «Использование интерактивных методов обучения как средства развития познавательной активности учащихся на уроках обществознания».

В материале изложены теоретические аспекты интерактивной технологии обучения и практический опыт реализации данной технологии на уроках обществознания для развития познавательной активности учащихся....

Роль метода проектов в развитии познавательной активности личности.

Современные условия развития общества требуют переориентации обучения с усвоения готовых знаний, умений и навыков - на развитие личности ребенка, его творческих способностей, самостоятельности мышлени...

Театрализация как эффективный метод развития познавательной активности на уроках истории

Театрализация как эффективный метод развития познавательной активности на уроках истории...