Презентации
презентация к уроку

Жергалова Оюна Доржеевна

В результате использования ИКТ в учебной и внеклассной деятельности мною создана методическая копилка мультимедийных материалов, презентации по бурятскому языку

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

2 1 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 Сэсэн мэргэн Викторина

Слайд 2

1 Асуудал : Малгайн оройн улаан шүрэ юу тэмдэглэнэб? Харюу : Нара

Слайд 3

Асуудал : Хүндэтэй айлшаниие юугээр угтадаг бэ? 2 Харюу: Төөлэй

Слайд 4

Асуудал : Оршуулагты “Без труда не вынешь рыбку из пруда” 3 Ответ : Ябаһан хүн , яһа зууха”

Слайд 5

Асуудал : Табан хушуу мал нэрлэгты 4 Ответ : морин, үхэр,хонин,ямаан, тэмээн

Слайд 6

Таагты : Хазаха аматай залгиха хоол үгы. 5 Харюу: Хайша

Слайд 7

Асуудал : Буряад үхибүүдэй мэдээжэ наадан 6 Харюу: Шагай

Слайд 8

Асуудал : Янтарь буряадаар юун бэ? 7 Харюу: Хуба

Слайд 9

Асуудал : Дэгэлэй энгэр али таладаб? 8 Харюу: Баруун

Слайд 10

Асуудал : Мори уядаг модон 9 Харюу: Сэргэ

Слайд 11

Асуудал : 10 Харюу:

Слайд 12

Асуудал : Буряад ороной амитан - h Y лдэ тэмдэг . 11 Харюу : морин

Слайд 13

Асуудал : Гэрэй х Y ндэтэй тала 12 Харюу: хоймор

Слайд 14

Асуудал : Эрын гурбан наадан 13 Харюу : мори урилдаан , h ур харбаан , б Y хэ барилдаан

Слайд 15

Асуудал : Буряад зоной зунай наадан 14 Харюу : сурхарбаан

Слайд 16

https://encrypted-tbn3.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcSx-sx7qOOnZumHHpnBaX-PVtWx0NyNszL62jVk9GvcBfEEym2PRg - сова https://encrypted-tbn3.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcRgbSd_y029D4pu_6EtxcjINE_95gm0-99inDCgg9_kvV7tiJsh – вопрос При использовании шаблона, просьба этот слайд оставлять! Ссылки


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Безопасный Интернет Материалы к уроку безопасного интернета © Лига безопасного интернета v.0.99

Слайд 2

Осторожно, подделка! 2 ВКонтакте ? Переходить или нет? Яндекс? Чем опасны сайты-подделки? крадут пароли распространяют вредоносное ПО навязывают платные услуги Проверяй адрес сайта! Обрати внимание на настоящий адрес сайта! При наведении мыши реальный адрес отображается во всплывающей подсказке . Используй функционал браузера : «избранное », « закладки »! Как не стать жертвой мошенников? Как определить подделку? Как обезопаситься?

Слайд 3

Осторожно, подделка! 3 Где правда? Как распознать обман? Как обманывают в Интернете? Просят подтвердить логин/пароль. Предлагают бесплатный антивирус. а устанавливают вредоносное ПО, вирусы. Просят отправить СМС (платное). Сомневаешься? Закрой страницу, блокировка пропала? Все в порядке! Проверь систему антивирусом! Авторизуйся под своими аккаунтами и убедись, что все в порядке! Смени пароли к аккаунтам, которые используешь!

Слайд 4

4 Осторожно, спам! Будь внимателен ! Первоначально слово «SPAM» появилось в 1936 г. Оно расшифровывалось как SPiced hAM ( острая ветчина) и было товарным знаком для мясных консервов. Cпам – это массовая рассылка незапрашиваемых получателем электронных сообщений коммерческого и некоммерческого содержания. ПОМНИ: идя на поводу у СПАМа есть риск: Отправить платное СМС, оплатить навязанную услугу. Получить платную подписку на ненужную информацию. Потерять учётные и (или) иные данные. Стать жертвой обмана. Настрой безопасность браузера и почтовой программы (подключи антифишинг , защиту от спама и др. встроенные средства защиты)! Используй дополнительные расширения браузеров, например AddBlock (позволяет блокировать СПАМ и рекламные блоки ), WOT (показывает рейтинг сайта среди интернет-пользователей )! Используй Антивирус и файерволл ! Проверяй надёжность поставщика услуг, используй информационные сервисы « who is »!

Слайд 5

5 Персональные данные и личная информация в Интернете 5 Персональные данные охраняет Федеральный Закон № 152 – ФЗ «О персональных данных» Персональные данные – твоя частная собственность, прежде чем публиковать их и (или) передавать третьим лицам, подумай, стоит ли ? Кому и зачем нужна твоя персональная информация? При регистрации в социальных сетях следует использовать только Имя или Псевдоним (ник)! 80% преступников берут информацию в соц. сетях. Личная информация используется для кражи паролей. Личная информация используется для совершения таких преступлений как: шантаж, вымогательство, оскорбление, клевета, киднеппинг , хищение! Хорошо подумай, какую информацию можно публиковать в Интернете! Не публикуй информацию о своём местонахождении и (или) материальных ценностях ! Настрой приватность в соц . сетях и других сервисах Не доверяй свои секреты незнакомцам из Интернета!

Слайд 6

Анонимность в сети 6 Официальные аккаунты знаменитостей всегда проходят процедуру верификации ЗАПОМНИ! АНОНИМНОСТЬ В ИНТЕРНЕТЕ - ЭТО МИФ! Следы пребывания в Интернете хранятся долго, даже прокси и анонимайзеры не помогут скрыться! Веди себя в интернете вежливо, как в реальной жизни Задумайся, с кем ты общаешься в интернете, кто скрывается под ником ? ВНИМАНИЕ: Будь осторожен при общении с незнакомцами в сети! Ими могут оказаться: Маньяки, педофилы, извращенцы. Завлекают в свои сети, склоняют к совершению развратных действий! Такое общение может быть опасным для жизни! Интернет-ХАМЫ (Тролли) провоцируют на необдуманные поступки и необоснованную агрессию! Киберпреступники зачастую обманом похищают чужое имущество! Хакеры используют анонимность для распространения вредоносного программного обеспечения, завладения учётными данными, платёжными реквизитами, персональной информацией!

Слайд 7

7 Открытые сети, чужая техника Небрежное отношение к личной информации может привести к её утере! ПОМНИ : Будь осторожен в открытых и небезопасных сетях. Подключение к ложной сети может моментально лишить тебя всей персональной информации, хранящейся в твоем электронном устройстве: преступнику станут доступны пароли, и другая информация . Опасно оставлять свои учётные данные на устройстве, которое тебе не принадлежит, этими данными могут воспользоваться в преступных целях. Несколько простых правил, которые следует соблюдать при работе в открытых сетях или с использованием «чужой» техники: При работе с публичным устройством используй пункт «чужой компьютер». Используй режим «приватного просмотра» в браузере. Всегда используй кнопку «выйти» при завершении работы с ресурсом. Отказывайся от сохранения пароля при работе на «чужом компьютере». Используй безопасное соединение с почтой и сервисами (безопасное соединение обозначено замком с зелёным текстом). Не оставляй без присмотра устройства доступа в сеть (телефон, планшет, ноутбук). Используй шифрованные хранилища данных, которые помогут защитить твои личные файлы. Используй сложные пароли, состоящие из прописных и заглавных латинских букв и цифр, а также символов. Используй только открытые сети в надежности которых ты уверен.

Слайд 8

8 Условия использования программного продукта Подтверждая соглашение «вслепую» ты можешь: Оформить платные подписки/услуги; Предоставить приложению/программе обширные права; Лишиться персональных данных, хранящихся на электронном устройстве; Стать звеном ботнета и (или) СПАМ сети; Стать жертвой мошенников. Любая услуга в Интернете имеет лицензионное соглашения и (или) условия использования. При установке программных продуктов (особенно от неизвестных производителей) следует внимательно читать тексты соглашений, ведь после принятия соглашения вся ответственность и последствия использования программного продукта ложатся на тебя! ПОМНИ: любые соглашения об использовании программных продуктов и услуг, даже от проверенного производителя, требуют внимательного изучения! Использовать лицензионные продукты проверенного производителя; Внимательно знакомиться с лицензионным соглашением; Не использовать подозрительное ПО. Чтобы не стать жертвой злоумышленников :

Слайд 9

9 Мобильные устройства/Мобильный интернет Внимание! Персональные данные! Сегодня мобильные устройства содержат важную информацию: Список контактов; Личные фотографии/видеозаписи; Данные доступа к электронной почте и иным аккаунтам в сети; Данные о банковских картах/платежах; Имеют привязку к балансу сим-карты оператора связи. Знай: Современный мобильный телефон/планшет - это не просто средство связи или красивая игрушка, а полноценное коммуникационное устройство не уступающее по производительности и функционалу персональному компьютеру. Соблюдай простые правила использования мобильных устройств : установи мобильную версию антивируса на своё мобильное устройство; установи приложения, шифрующие твои данные - они защитят личные файлы ; у станавливай приложения только из проверенных источников, внимательно читай отзывы пользователей отключи функцию автоподключения к открытым Wi-Fi сетям используй только защищённые Wi-Fi сети; обязательно правильно завершай работу с публичным Wi-Fi ; внимательно изучай права, запрашиваемые мобильными приложениями; используй только проверенные мобильные сервисы.

Слайд 10

10 Осторожно, МОШЕННИКИ! Предупреждён – значит, вооружён ПОМНИ: Чем больше Всемирная Паутина проникает в жизнь людей, тем больше появляется злоумышленников, пытающихся всеми возможными путями лишить тебя денег! Кардинг и Фишинг Кардинг - способ мошенничества с использованием банковских карт. Преступники похищают реквизиты карты со взломанных серверов интернет-магазинов, платежных систем или с персонального компьютера пользователя. Фишинговые сообщения - это уведомления, отправленные от имени администраторов банковских или других платежных систем. Они призывают пользователей пройти по фальшивой ссылке, чтобы украсть конфиденциальные данные. Действия подобного рода нацелены на банковский счет или учетную запись в виртуальной платежной системе. Как только преступники получают необходимую им информацию, они моментально используют ее для доступа к банковскому счету.

Слайд 11

11 Осторожно, МОШЕННИКИ! Предупреждён – значит, вооружён Уведомления о выигрыше: В письме сообщается о том, что ты выиграл крупную сумму денег. Цель мошенника - выманить у тебя деньги за получение выигрыша. Обычно он списывает это на налог. Потеряв бдительность, ты можешь перевести крупную сумму на счет мошенников. Попрошайничество: Мошенники давят на жалость и отправляют письма с просьбой о помощи якобы от благотворительных организаций или нуждающихся людей. В действительности такие сообщения содержат ссылки на реальные организации и фонды, но реквизиты для перечисления денежных средств указываются ложные . «Нигерийские» письма: В тексте такого письма обычно содержится информация о том, что у автора письма есть много денег, полученных не совсем законным путём, и поэтому он не может хранить деньги на счету в банках своей страны. Ему срочно необходим счет за рубежом, куда можно перечислить деньги. Авторы подобных писем попросят тебя обналичить крупную денежную сумму, в качестве вознаграждения обещая от 10% до 30% от заявленной в письме суммы. Идея мошенничества заключается в том, что пользователь предоставит доступ к своему счету, с которого позже будут списаны все денежные средства . «Нигерийские» письма, невероятная удача и попрошайки!

Слайд 12

12 Защита от мошенничества! Чтобы не стать жертвой мошенника, соблюдай простые правила: Удаляй письма, которые содержат не относящуюся к тебе информацию, связанную с денежными средствами, особенно от неизвестных людей. Не переходи по ссылкам, указанным в подозрительных письмах. Не сообщай посторонним лицам свои персональные данные, номера счетов, пин -коды и т.п. Не будь слишком доверчивым, проверяй всю информацию, содержащую просьбы о помощи, иначе помощь потом потребуется тебе самому.

Слайд 13

13 Как ВИРТУАЛЬНАЯ сеть может влиять на РЕАЛЬНУЮ жизнь ПОМНИ: за ВИРТУАЛЬНЫЕ преступления отвечают по РЕАЛЬНОМУ закону ст. 272 УК РФ - Неправомерный доступ к компьютерной информации (до 5 лет лишения свободы); ст. 273 УК РФ – Создание, использование и распространение вредоносных программ для ЭВМ (5 лет лишения свободы); ст. 274 УК РФ – Нарушение правил эксплуатации ЭВМ, систем ЭВМ или их сети (до 5 лет лишения свободы); ст. 129 – Клевета (до 5 лет лишения свободы); ст. 130 – Оскорбление (до 3 лет лишения свободы); ст. 159 – Мошенничество (до 10 лет лишения свободы); ст. 165 – Причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием (до 5 лет лишения свободы); ст. 146 – Нарушение авторских и смежных прав (до 10 лет лишения свободы); ст. 242 – Незаконное распространение порнографических материалов или предметов ( до 5 лет лишения свободы); ст. 242 (1) – Изготовление и оборот материалов или предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних (до 15 лет лишения свободы).

Слайд 14

Запомни простые правила безопасности: 14 http://www.ligainternet.ru/encyclopedia-of-security Не уверен в своих знаниях? Используй учетную запись с ограниченными правами! Не работай от имени администратора ( root ) - это убережет от большинства заражений; без необходимости не делай « джелбрейк », « разлочку », « рутование » Учитывай рекомендации программ защиты (не заходи на сайты, которые помечены как опасные, не открывай файлы, которые блокирует антивирус); Ограничивай время работы в Интернете – живи реальной жизнью! Настрой дополнительные функции (блокировку рекламы в браузере, функции антифишинга , блокировку всплывающих окон, режим безопасного поиска); Используй официальное лицензионное и (или) свободное программное обеспечение ; Используй антивирусную защиту (лучше бесплатный антивирус, чем никакого; коммерческие программы предоставляют дополнительные функции и удобства); Регулярно обновляй систему и антивирус; Подробнее о правилах читай в Энциклопедии безопасности

Слайд 15

Вопросы для обсуждения 15 Чем опасны сайты подделки? Как распознать подделку? Что такое Спам? Как бороться со Спамом? Какие существуют методы блокировки Спам рекламы? Что относится к персональным данным, а что к личной (конфиденциальной) информации? Какую информацию можно публиковать в сети? Почему не стоит публиковать свои полные данные? Анонимность в сети: правда или вымысел? Какие правила поведения в сети нужно соблюдать? Какие опасности подстерегают нас в открытых сетях? Как не стать жертвой преступника при использовании открытых сетей? Какие правила пользования чужой техникой нужно помнить? Лицензионное соглашение/правила пользования: читать или нет? Почему важно знать правила использования программного продукта/ и нтернет-ресурса ? Виды Интернет-мошенничества (объекты мошенничества)? Какие виды преступлений распространены в Интернете? Как не стать жертвой киберпреступника ?

Слайд 16

Хочешь сделать Интернет безопаснее? Используй специальные инструменты! 16 Присылай ссылки на опасные сайты в Единый Реестр запрещённых сайтов: eais.rkn.gov.ru Отправляй сообщения об опасном контенте на горячие линии Лиги безопасного интернета: ligainternet.ru/hotline Сообщай о полезном контенте: ligainternet.ru/encyclopedia-of-security/included-white- list.php Регистрируйся в социальной сети, посвящённой к ибербезопасности : social.ligainternet.ru Используй WEB -фильтр: www.ligainternet.ru/proxy Читай энциклопедию безопасности: www.ligainternet.ru/encyclopedia-of-security

Слайд 17

Лига безопасного интернета Мы делаем интернет чище 17 Выявляем и блокируем опасный контент, способствуем поимке киберпреступников Поддерживаем полезные сайты и способствуем их развитию Представляем Россию в мире Подробнее о нас читайте на сайте: WWW.LIGAINTERNET.RU Разрабатываем и бесплатно внедряем полезное программное обеспечение

Слайд 18

Спасибо за внимание! 18 WWW.LIGAINTERNET.RU


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Радио болон телевидени манай Буряад орондо

Слайд 2

Сэнхир экран ба радио

Слайд 3

Ямар каналнууд бииб ? БГТРК- Буряадай гүрэнэй телерадио компани АРИГ УС ТИВИКОМ АТВ МИР Бурятия

Слайд 4

БГТРК Теледамжуулганууд буряад хэлэн дээрэ :

Слайд 5

Радио дамжуулганууд Түрэл дайда ( Земля родная ) . Передача для тружеников села, о проблемах и буднях сельского хозяйства. Главное достоинство этого цикла в том, что его героями становятся простые работники агропромышленного комплекса, которые каждодневным упорным и нелегким трудом обеспечивают республику продовольствием. Найдалай ошон . Программа для молодежи выходит в эфир один раз в месяц. Автор поднимает вопросы, которые приходится решать молодым людям в современном обществе, проблемы молодых специалистов, молодых семей, и т.п., приглашает в студию экспертов и молодежь. « Номын хyрдэ » («Колесо учения»). Передача о буддизме, затрагивающая темы нравственного воспитания, соблюдения традиций бурятского народа, толерантного отношения к разным религиям и вероисповеданиям. Программа также информирует о хуралах и молебнах, проводимых в дацанах Бурятии.

Слайд 6

« Гуламта » (Очаг). О традициях бурятского народа, толерантном отношении к людям другой национальности и вероисповедания. “Баян талын аялга” ( Степные мелодии ) Еженедельный радиожурнал включает блок новостей из области культуры и искусства , также включает музыкальные поздравления по заявкам . Сагай амисхаал.(Дыхание времени). Орьёл.(Вершина) “Мүнхэ алдар” “Элүүр энхэ ябая” о здоровье “Эдиршүүл” хүүгэдэй дамжуулга.(детская передача) “Мэндэ амар, минии Буряад орон”

Слайд 7

Ариг ус б уряад хэлэн дээрэ о род хэлэн дээрэ

Слайд 8

ТИВИКОМ зурхай

Слайд 9

АТВ

Слайд 10

тобшолол Буряад хэлэн дээрэ олон дамжуулганууд Буряадай гурэнэй телерадио компани харуулна. Үхибүүдтэ зорюлһан дамжуулганууд тон үсөөн.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сонин , сэтг үү л

Слайд 2

сонин

Слайд 3

сэтг үүл

Слайд 4

Буряад хэлэн дээрэ тон үсөөн сонин ба сэтгүүлнүүд хэ б лэгдэнэ . Юундэб гэхэдэ …………. тобшолол


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Шалга я

Слайд 2

Конкурс « Гуламта » Телевидени / радио 10 20 30 40 интернет 10 20 30 40 Сонин/ сэтг үүл 10 20 30 40

Слайд 3

“Толи” дамжуулгын хүтэлэгшэ. Энэ хэн бэ? Баярма Раднаева

Слайд 4

Ямар дамжуулгаб? “Баян талын аялга”- “Степные мелодии”

Слайд 5

Юунэй байшан бэ? БГТРК

Слайд 6

Юун гэжэ нэрэтэй дамжуулгаб? Хүтэлэгшэнь хэн бэ? Валерий Скосырский

Слайд 7

“Бурятские сказки” Э нэ ямар интернет приложени гээшэб?

Слайд 8

Буряад хүгжэм дуунуудай онлайн-радио.

Слайд 9

Ямар дамжуулгаб? ЗУРХАЙ –астрологический прогноз

Слайд 10

Ямар интернет приложени гээшэб?

Слайд 11

Как переводится на бурятский язык газета,журнал, теле ф он? Газета-сонин Журнал-сэтг үүл Телефон – гар утаһан

Слайд 12

Буряадаар оршуулагты. Буряад үнэн

Слайд 13

Ямар сэтгүүл бэ ?

Слайд 14

Буряад хэлэн дээрэ хэблэгдэдэг сэтгүүл.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Шалга я

Слайд 2

Конкурс « Гуламта » Телевидени / радио 10 20 30 40 интернет 10 20 30 40 Сонин/ сэтг үүл 10 20 30 40

Слайд 3

“Толи” дамжуулгын хүтэлэгшэ. Энэ хэн бэ? Баярма Раднаева

Слайд 4

Ямар дамжуулгаб? “Баян талын аялга”- “Степные мелодии”

Слайд 5

Юунэй байшан бэ? БГТРК

Слайд 6

Юун гэжэ нэрэтэй дамжуулгаб? Хүтэлэгшэнь хэн бэ? Валерий Скосырский

Слайд 7

“Бурятские сказки” Э нэ ямар интернет приложени гээшэб?

Слайд 8

Буряад хүгжэм дуунуудай онлайн-радио.

Слайд 9

Ямар дамжуулгаб? ЗУРХАЙ –астрологический прогноз

Слайд 10

Ямар интернет приложени гээшэб?

Слайд 11

Как переводится на бурятский язык газета,журнал, теле ф он? Газета-сонин Журнал-сэтг үүл Телефон – гар утаһан

Слайд 12

Буряадаар оршуулагты. Буряад үнэн

Слайд 13

Ямар сэтгүүл бэ ?

Слайд 14

Буряад хэлэн дээрэ хэблэгдэдэг сэтгүүл.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Викторина для учащихся 5 класса МАОУ «СОШ №19» Подготовила и провела учитель Жергалова О.Д. « Сэсэн бэрхэ "

Слайд 2

Конкурс « Гуламта » А 10 20 30 40 Б 10 20 30 40 В 10 20 30 40

Слайд 3

Какая птица установлена на развязке в 20 «а» квартале? Беркут

Слайд 4

Один из наиболее распространенных летних праздников монголоязычных народов. Сур харбаан

Слайд 5

Как называется жилище бурят? юрта

Слайд 6

Назовите имя героя бурятского народного эпоса.

Слайд 7

ольхон Самый большой остров на Байкале

Слайд 8

Какая рыба водится только в Байкале? Омуль

Слайд 9

Символ чистоты, пожелания добра – это какое блюдо? молочная пища-сагаан эдеэн

Слайд 10

Самое вкусное мясное угощение бууза

Слайд 11

Буддийский Новый год сагаалган

Слайд 12

Какой год начинает 12-летний цикл восточного календаря? хулгана

Слайд 13

Какие формы имеет головной убор у бурят? Конусообразная, полусфера

Слайд 14

Какое животное является особо почитаемым у бурят? К нему относятся как к «близкому другу», называя «эрдэни» - драгоценность. Морин-эрдэни

Слайд 15

Конкурс «К тайнам слова» Пословицы 10 20 30 40 спорт 10 20 30 40 Тайны слова 10 20 30 40

Слайд 16

«А» узэг эрдэмэй дээжэ, Аяга …. эдеэнэй дээжэ

Слайд 17

h ура h ан далай , h ураагуй балай Ученье свет, а не ученье тьма

Слайд 18

Прочитай пословицу и определи тему « Танилтай х γ н талын шэнээн,танилг γ й х γ н альганай шэнээн » 1.О Родине 2.О дружбе 3.О лени и нерадивости 2.О дружбе

Слайд 19

Что означает пословица: Яба h ан х γ н , я h а зууха Кто работает, тот и ест

Слайд 20

Бронзовая чемпионка олимпийских игр 2012 из Бурятии Любовь Волосова

Слайд 21

Перевдите на бурятский язык три игры мужей Скачки Борьба Стрельба из лука 1.Мори урилдаан 2.Б γ хэ барилдаан 3. h ур харбаан

Слайд 22

Какой танец исполняет выигравший в национальной бурятской борьбе? Танец Орла

Слайд 23

Волейбольная команда г. Улан-Удэ 1.Улан-Удэнка 2.Сагаан морин 3.Хара морин Хара морин

Слайд 24

Игра в кости на бурятском языке. Шагай наадан

Слайд 25

Какой металл считается национальным металлом бурят? М γ нгэн- серебро

Слайд 26

Эжы-о маме Определи , о ком говорится в этом стихотворении. Ута хара гэзэгэтэй , Урихан хара нюдэтэй , Х γ н б γ хэндэ х γ ндэтэй Х γ хюун минии ……

Слайд 27

Правильно пронумеруйте и сосчитайте. 1. Бишыхан шэгшүүдэй 2. Барбаадай 3. Тоохон тобшо 4. Толи байса 5. Батан туулай Ответ:2,5,3,4,1

Слайд 28

АМАРШАЛНАБДИ!!!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Методика работы над текстом в старших классах средней школы Г.В. Рогова, Ж.И. Мануэльян Выполнила: Жергалова Оюна Доржеевна , учитель МАОУ СОШ №19, г.Улан-Удэ

Слайд 2

Обучение каждому виду чтения имеет свои особенности. Проблемой того, как должно быть организовано данное обучение и с помощью каких упражнений, занимались такие исследователи как Галина Владимировна Рогова, Жанна Ивановна Мануэльян .

Слайд 3

Г.В. Рогова и Ж.И. Мануэльян выделяют 4 ступени в работе над любым текстом: 1) действие по антиципации текста; 2) действие по выделению основного содержания текста; 3) действие по сокращению текста; 4) действие по интерпретации текста.

Слайд 4

Действие по антиципации читаемого состоит из предвосхищения предмета сообщения и содержания текста с помощью заголовка и выборочного чтения. Выделение основного содержания текста осуществляется с помощью: 1) нахождения ответов на вопросы; и 2)выполнение заданий-инструкций, подводящих к лексико-грамматической догадке в процессе чтения

Слайд 5

Р абота по сокращению текста состоит из 4 операций: 1.Нахождение субъекта отношения и главных предикатов к нему. Сюда относятся такие задания, как «Скажите, о ком идет речь в 1-м абзаце»; «Прочитайте вслух то, что сказано, например, о проблеме европейской безопасности в четвертого предложении 2-го абзаца» и т.п.

Слайд 6

2. Определение отношений, в которые вступают субъекты и предикаты сообщения между собой. Здесь можно перечислить следующие здания: «Прочитайте вслух те предложения, которые детализируют основную мысль данного абзаца»; «определите, между какими предложениями в данном абзаце наблюдаются отношения противопоставления»; «прочитайте вслух те предложения, которые являются иллюстрацией по отношению к данной мысли абзаца».

Слайд 7

3. Выполнение заданий, подводящих к пониманию читаемого через осознание языковых форм: лексических, грамматических и стилистических. При работе с художественным текстом учащиеся выполняют, например, следующие задания: « Прочитайте все глаголы, передающие динамику передвижения героя »; « выберите из данного абзаца те прилагательные и наречия, которые описывают внешность героя ».

Слайд 8

К научно-популярному тексту предлагаются, например, задания: « Прочитайте вслух интернациональные слова и скажите, какая мысль выражена с их помощью»; «прочитайте пассивную конструкцию и укажите, для выражения какой мысли она используется ».

Слайд 9

Некоторые лексико-грамматические задания к публицистическому тексту : «Прочитайте вслух сокращение и объясните, что оно выражает в данной статье»; «прочитайте вслух дополнение, употребленное в начале предложения, и укажите, какие мысли предыдущего и последующего предложений это дополнение связывает».

Слайд 10

Выполнение всевозможных языковых замен с целью изложения основных мыслей более экономными способами. Большинство заданий здесь являются идентичными для разножанровых текстов. Например: «Замените данный оборот более кратким синонимичным оборотом»; «замените повторяющиеся слова соответствующими местоимениями или относительными словами»; «объедините два, три или более предложения в одно, используя необходимые для этой цели союзы». Данные задания призваны подготовит учащихся к пересказу прочитанного.

Слайд 11

По мнению Г.В. Роговой и Ж.И. Мануэльян , работа над любым текстом завершается действием интерпретации читаемого , в ходе которого объясняются причины и мотивы, общественное значение поступков людей, определяется познавательная ценность текста для учащихся, формулируется обобщенный вывод о прочитанном. Действие интерпретации текста целесообразно представить следующими операциями: выделение в тексте фактов, оказывающих влияние на формирование у учащихся определенного отношения к прочитанному; выражение отношения читающего к тексту; видоизменение или варьирование заголовка текста. Все задания к вышеперечисленным операциям, как отмечают Г.В. Рогова и Ж.И. Мануэльян , составляются в зависимости от характера текста.

Слайд 12

Так для научно-популярного текста они предлагают следующие задания: «выделите то новое, что вы узнали из текста о…»; «выразите свое отношение к прочитанному. Что нового вы узнали из данного текста»; «замените данный заголовок на такой, который точнее выражает основное содержание текста». К публицистическому тексту Г.В. Рогова и Ж.И. Мануэльян приводят примеры таких заданий как: «прочитайте вслух те предложения, которые иллюстрируют мнение автора статьи по вопросу…»; «выразите мнение автора статьи по данному вопросу»; «прочитайте вслух сокращение и объясните, что выражает в данной статье».

Слайд 13

Также Г.В. Рогова и Ж.И. Мануэльян приводят некоторые задания для художественного текста: «Прочитайте вслух те предложения, которые объясняют название рассказа»; «выберите из данного абзаца те прилагательные и наречия, которые описывают внешность героя (обстановку; время действия, характер героя)»; «замените данный заголовок на такой, который прямо выражает основную мысль рассказа». Вывод: Изучив подходы таких исследователей как Г.В. Рогова, Ж.И. Мануэльян к обучению чтению, мы хотели бы сравнить упражнения, предлагаемые данными методистами. Для этого мы представим их в таблице, из которой видно, что среди упражнений есть как, общие так и различные.

Слайд 14

Вывод: Изучив подходы таких исследователей как Г.В. Рогова, Ж.И. Мануэльян к обучению чтению, хотелось бы сравнить упражнения, предлагаемые данными методистами. Для этого представим их в таблице, из которой видно, что среди упражнений есть как, общие так и различные.

Слайд 15

Упражнения для обучения чтению Г.В. Рогова Ж.И. Мануэльян Антиципация текста (с помощью заголовка, иллюстраций, выборочного чтения) + Задания-инструкции, подводящие к лексико-грамматической догадке + Вопросы по тексту + Видоизменение заголовка + Нахождение различных доказательств в тексте + Установление логических связей между частями + Вопросы по тексту + Анализ языковых форм + Нахождение основной мысли текста, определение замысла автора + Сокращение текста + Пересказ + Выражение отношения к прочитанному +

Слайд 16

Литература: 1. Рогова Г.В., Мануэльян Ж.И. Методика работы над текстом в старших классах средней школы // Иностр . яз. в школе. - 1993. - №5. - С.28-42. 2. Нанзатова Э.П., Н.В. Языкова Методика обучения бурятскому языку как государственому.У-У ., изд.БГУ.-2008.

Слайд 17

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Методическое содержание работы над текстом различного характера в старших классах средней школы. Г.В.Рогова, Ж.И. Мануэльян Выполнила Жергалова Оюна Доржеевна , Учитель бурятского языка МАОУ СОШ №19, Города Улан-Удэ

Слайд 2

Суть чтения как учебной деятельности раскрывается в следующих четырех действиях: Действии по антиципации (предвосхищению) сообщения; Действии по вычленению единиц смысловой информации; Действия по сокращению текста; Действии по интерпретации читаемого

Слайд 3

Указанные действия предполагают овладение определенным перечнем умений . Действие по антиципации предмета сообщения предусматривает формирование элементарных умений. Умение предвосхищать текст Общест.-политич . Научно-попул . Художеств. 1.Предмет сообщения С помощью заголовка + + + + + 2.Основное содержание 3.Подтекст + 4.Предмет сообщения При выборочном чтении + 5.Основное содержание + + + 6.Подтекст + 7. Подтекст С помощью заголовка и выб.чтения +

Слайд 4

Каждое умение формируется с помощью специальных заданий; нацеливающих учащихся не только на простое воспроизведение материала, но и на максимальную активизацию их мыслительной деятельности, актуализацию имеющихся у них опыта. Примером задания , формирующего действия по антиципации, может быть: «Прочитайте заголовок и скажите, о ком (о чем) будет идти речь в данном тексте» Для развития умения предвосхищать предмет сообщения и содержания текста:

Слайд 5

Для развития умения предвосхищать предмет сообщения и содержания текста: « Прочитайте заголовок и скажите, каково, по вашему мнению, основное содержание текста». «Прочитайте первые предложения…абзацев и назовите те вопросы, которые будут рассматриваться при описании…». «Прочитайте последний абзац текста и скажите, какое содержание может предшествовать данному выводу». В некоторых случаях целесообразно указывать учащимся, какого функционального стиля текст они будут читать.

Слайд 6

Действие по вычленению единиц смысловой информации направлено на формирование умения понимать текст в широком смысле этого слова умения текст Обществ.-полит . Научно-попул . Художест-венный . 1.Преодолевать трудности, вызванными языковыми средствами эмоцион.воздействия + 2.Вычленять оцен.-эмоцион . и побудительную инф-цию + + 3.Преодолевать трудности, вызванные языковыми средствами интеллектуального воздействия + + + 4.Вычленять категориально-познав . и ситуат.-познават . информацию + + + 5.Обходить трудности, вызванные языковыми средствами интеллект. воздействия +

Слайд 7

Примерные задания , направленные на формирование указанных выше элементарных умений: «Прочитайте …абзац и найдите предложение, показывающее то, что … выражение…, ведь оно состоит из известных вам слов…» «Прочитайте …абзац и найдите предложение, в котором выражена оценка поведения героя. Обратите внимание на сравнения(эпитеты, метафоры и т.д.)» « Прочитайте …абзацы и найдите предложения, характеризующие то, что…Обратите внимание на слова…, которые понадобятся вам при этом» «Прочитайте… абзацы и выделите действия, которые предприняты с целью…Обратите внимание на глаголы…, употребленные в пассивной конструкции»

Слайд 8

Действие по сокращению предусматривает формирование умения «сжимать» текст. умения текст Общ.-полит . Научно-попул . Художест . 1.Использовать форм.-е показатели для выделения новой информации в предложении. + + + 2.Распологать в логической последов.-ти новые сведения, раскрывающие основн . инф.-цию . + + + 3.Выделять в абзаце новые сведения, уточняющие содержание. + + + 4.Распозновать разнообразные типы логических отношений между предложениями и абзацами. + + + 5.Использовать связующие слова для определения логических отношений между частями текста + + 6.Определить, к чему характеризуют отступления и разъяснения, вклинивающиеся в логическое изложение текста +

Слайд 9

умения текст Общ.-полит . Научно-попул . Художест . 7.Образно представлять и описывать события + 8.Формулировать мысль, выраженную в подтексте + 9.Передавать основную мысль диалога в косвенной речи + + 10.Передавать в логической последовательности факты и сведения без критического отношения 11.Передавать факты и сведения, способные оказать влияние на убеждение читающего + 12.Излагать прочитанное + 13.Кратко излагать прочитанное + + + 14.Кратко излагать прочитанное, сохраняя слова и предложения + +

Слайд 10

Задания: «Прочитайте… абзацы и расположите в хронологическом порядке события, касающиеся…» «Найдите в …абзаце предложения, между которыми наблюдаются причинно-следственные отношения. Укажите на связующее слово, использованное при этом» «Прочитайте … предложение, и передайте важные сообщения, содержащиеся в нем, в … более простых предложениях»

Слайд 11

Действия по интерпретации на формирование умения толковать сообщения. умения текст Общ.-полит . Научно-попул . Художест . 1.Находить в тексте информацию, раскрывающую основной смысл + + + 2.Находить в тексте познавательную информацию, то, о чем читающий узнал впервые + + + 3.Находить в тексте информацию. Объясняющую подтекст заголовка + 4.Находить в тексте художественные выразительные средства + 5. Находить в тексте опорные языковые средства, передающие осн.информ.-ю + + + 6. Находить в тексте опорные языковые средства, передающие наиболее значимые детали содерж.-я + + + 7.Передавать авторскую оценку сообщения + +

Слайд 12

умения текст Общ.-полит . Научно-попул . Художест . 8.Давать собственную оценку изложения фактам и событиям + + + 9.Давать оценку познавательной ценности информации для читающего + 10.Выражать чувства, возникающие при чтении текста + 11.Передавать влияние изложенной в тексте информации на убеждение читателя + 12.Составлять заголовок, полнее передающий основную информацию + 13.Составлять заголовок, подчеркивающий фактическую сторону содержания текста + 14. Составлять заголовок, называющий только предмет сообщения +

Слайд 13

Указанные элементарные умения формируются с помощью заданий, примеры которых мы здесь приводим: «Прочитайте текст и подчеркните предложения, которые помогают понять заголовок, употребленный в переносном значении» «Прочитайте…абзац и подчеркните в нем слова и выражения, с помощью которых передаются основные сведения о…» «Укажите , какие факты и сведения из текста, как вам кажется, были уже известны большинству ваших одноклассников» «Скажите, что во внешности и в поведении героя вызывает симпатию у читателей» «Озаглавьте текст по-другому, полнее передав основную мысль»

Слайд 14

Предлагаемая методика работы над текстом является достаточно гибкой. Она даёт возможность более точно соотнести приемы работы с характером текста и определить, какие тексты позволяют лучше овладеть тем или иным действием и тем или иным «набором» умений. Таким образом, данная методика не предполагает использования всех действий учебного чтения в строго определенной последовательности и применительно к одному тексту -это было бы нереально по времени и нецелесообразно. Конкретизация умений по каждому из указанных действий создаёт большие возможности для варьирования приёмов работы над текстом и индивидуализации обучения.

Слайд 15

Спасибо!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Наадан ба ИКТ буряад хэлэ заалгада хэрэглэлгэ (ажалай дүршэлһөө) Жергалова О.Д. – Улаан – Үдэ хотын 19-хи һургуулиин буряад хэлэнэй багша

Слайд 2

Повышение эффективности обучения бурятскому языку в условиях общеобразовательной школы через использование в учебном процессе игровых и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ )

Слайд 3

ИКТ реализуют один из важнейших принципов обучения – наглядность. Преимущества использования компьютера на уроках бурятского языка : -Повышение мотивации изучения бурятского языка . -Создание благоприятного психологического климата . -Большая степень интерактивности . -Графические возможности компьютера делают обучение более наглядным . -Возможность выбрать уровень и темы выполняемых заданий, что способствует индивидуализации обучения

Слайд 4

«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». А. В. Сухомлинский

Слайд 5

Игры на уроках бурятского языка можно разделить на следующие категории: 1. лексическ э нааданууд ; 2. грамматическ а нааданууд ; 3. фонетическ э нааданууд ; 4. орфографическ а нааданууд ; 5. зүжэглэмэл нааданууд .

Слайд 6

Хэшээлэй ямаршье шатада ИКТ хэрэглэмээр Шэнэ темэ бэхиж үүлгэ дабталга шалгалта

Слайд 7

ИКТ хэрэглэлгэ Һургалгын программа презента ц и тренажёрнууд интернет

Слайд 8

Использование ИКТ позволяет учителю: -повысить качество усвоения учебного материала; -сделать урок интересным, наглядным, -повысить мотивацию к обучению; -повысить объём работы;

Слайд 9

Функции ИКТ для ребенка -объект обучения; -игровая среда -реализация себя в ходе игры;

Слайд 10

С какой целью я использую презентации на уроках бурятского языка? 1. Презентация имеет учебный сюжет, сценарий и структуру, организованную для удобного восприятия информации. 2. Презентация повышает интерес к предмету, развивает умственную активность, способствует развитию интереса к изучаению языка. В ходе урока бурятского языка презентации Microsoft Power Point можно применять разными способами: 1)на уроке контроля знаний, повторения и закрепления для автоматизации процесса и экономии времени обработки данных. 2)на уроке объяснения нового материала для демонстрации моделей, схем и т.д. 3)на внеклассных мероприятиях для развития творческих способностей учащихся. 4)проведение фоноречевой зарядки, изучение лексики, обучение чтению, обучение диалогической и монологической речи, отработка грамматических явлений .

Слайд 11

Что же представляет собой игра на уроке бурятского языка. Во-первых, это речевое упражнение с точки зрения словесного материала. И во-вторых, игра – это ситуативно-вариативные упражнения, где создается возможность для многократного повторения речевого образца в условиях, приближенных к реальному речевому общению с присущими ему признаками: эмоциональностью, спонтанностью, целенаправленностью речевого воздействия.

Слайд 12

Функции использования игры на уроках Используя игры, нужно помнить: 1. Выбор формы игры должен быть педагогически и дидактически обоснован. Нужно всегда знать цель использования игры. 2. В игре должно быть задействовано как можно больше учащихся. 3. Игры должны соответствовать возрасту и языковым возможностям детей. 4. Игры служат развитию всех видов речевой деятельности и проводятся на бурятском языке

Слайд 13

Функции использования ИКТ ИКТ багшые һэлгэнэгүй, харин багшада туһаламжа болоно. Һурагшадай буряад хэлэ үзэхэ шалтагаа дэшэлүүлнэ. Һуралсалай ажал һонин ба хүнгэн болгоно. ИКТ не заменяет учителя , а только дополняет. Разумное использование на уроках у силивает положительную мотивацию обучения Активизация познавательной деятельности учащихся

Слайд 14

Наадан « харюусагты » ССЫЛКИ эхилэе

Слайд 15

Для продолжения кликни на рыбку Л е о п о л ь д з а г а h а ш а л н а Амитад-животные М Y н ѳѳ сагай глаголнууд-глаголы наст. вр .

Слайд 16

Асуудал шэлэгты 30 40 50 30 10 20 40 50 20 10 30 40 50 10 20 30 40 50 10 20 30 40 50 10 20

Слайд 17

шара улаан

Слайд 18

Энэ юун бэ ? ном шугам дэбтэр

Слайд 19

Далан табан

Слайд 20

ТАНДА БЭШЭГ ЕРЭБЭ

Слайд 21

Выполни гимнастику для глаз по схеме:

Слайд 22

Огородой хэрэгсэлнүүд хүрзэ тармуул

Слайд 23

2 1 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 Сэсэн мэргэн Викторина

Слайд 24

Конкурс « Гуламта » А 10 20 30 40 Б 10 20 30 40 В 10 20 30 40

Слайд 25

Буряад орондомнай хэды хотоб? а) табан в) хоёр с) зургаан

Слайд 26

Б УРУУ

Слайд 27

ЗҮБ

Слайд 28

3 . зэбсэгэй падеж 1 - ые 2 - аар 3 - е 4 - ай

Слайд 29

Хүндэтэ наадагшад , конверт шэлэн абагты . 2 3 4 5 6 7 8 9 10 12 11 1

Слайд 30

В настоящее время использование ИКТ является необходимым средством, служащим для построения занятий. Внедрение ИКТ в образовательный процесс стимулирует познавательный интерес к бурятскому языку , создавая условия для мотивации к изучению этого предмета, способствуют повышению эффективности обучения и самообучения, повышению качества образования.

Слайд 31

БАЯРТАЙ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме: "Мультимедийные интерактивные презентации. Дизайн презентации и макеты слайдов. "

Данный урок рассматривается первым по счету в разделе «Компьютерные презентации». На данном уроке  учащиеся знакомятся с программой POWERPOINT, учатся изменять дизайн и макет слайдов....

Презентация "Использование мультимедийных презентаций как универсального средства познания"

В презентации "Использование мультимедийных презентаций как универсального средства познания" даются советы по оформлению и наполнению презентаций....

Разработка урока и презентации "The Sightseeng Tours" London and Saint-Petersburg c презентацией

Цели: развитие речевого умения (монологическое высказывание); совершенствование грамматических навыков чтения и говорения (прошедшее неопределенное время, определенный артикль) Задачи: учи...

Презентация "Рекомендации по созданию мультимедийных презентаций"

§Предложить рекомендации по подготовке презентаций; §научить профессиональному оформлению слайдов. ...

Презентация к уроку "Обобщение по теме презентации"

Урок – деловая игра «Работа  с пакетом презентаций Power Point». В ходе урока организовано повторение материала "электронные таблицы" с использованием КИМов, повторение технологи...

Презентация "Лица Победы". Данную презентацию можно использовать на уроках литературы в день памяти о тех, кто сражался и погиб в годы Великой Отечественной войны.

Данная презентация посвящена событиям Великой Отечественной войны и может быть использована в средних и старших классах  как на уроках литературы, так и на внеклассных мероприятиях  для пров...

Проектная деятельность на уроках литературы. 7 класс. Стихи Н.А.Некрасова .Презентация. презентация

Презентация к уроку"Проектная деятельность на уроках литературы.Стихи Н.А.Некрасова.7класс"...