В саду расходящихся тропок или менторские нотки в симфонии образования
статья

Устянина Злата Юрьевна

Статья отражает опыт работы педагога руководителя десткого пресс-центра в учреждении дополнительного образования по тьюторскому сопровождению учащихся

Скачать:


Предварительный просмотр:

В «САДУ РАСХОДЯЩИХСЯ ТРОПОК»:

ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ В УСЛОВИЯХ УДО. МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ДЕТСКОГО ПРЕСС-ЦЕНТРА

Устянина З.Ю.

(Кемерово)

Кто много хочет – мало получит.

(Народная мудрость)

Острая проблема современных подростков – нехватка времени. Они не способны создавать дополнительное время, и имеющиеся временные ресурсы не используют. В школе их не учат главному: определять свои интересы, ставить цели и реализовывать стратегии по их достижению, поэтому подросткам нужны опытные наставники – тьюторы.   

Должность тьютора вошла в Единый квалификационный справочник, но является скорее экзотикой, нежели широко принятой практикой в российской системе образования. Очевидно потому, что тьюторство –педагогика сопровождения, основанная на канонах античности и средневековых университетов, и тьютор работает только там, где устроена соответствующая среда. Прежде всего вариативная, где тьютор – проводник в лабиринте изучения предметов, исследований, экзаменов. Во-вторых, среда не структурированная, в которой ребенок сам выбирает, над чем работать, а потом анализирует результаты, получая первые пробы и опыт. В-третьих, среда избыточная, так как ребёнок должен видеть и знать, что мир разный, и есть разные миры. И наконец, среда открытая, где педагог исходит из интересов детей. Тьютор расширяет кругозор учеников и так организует среду, чтобы ученик понял, что ему ближе. В каждом человеке есть что-то, чего он о себе не знает, и надо создать условия, когда это проявится. Важно показать ребёнку многообразие векторов и возможностей собственного развития! На сегодняшний день такая развивающая среда может быть спроектирована и реализована в условиях дополнительного образования детей на основе склонностей учащихся и их самообразования.

В образовании сегодня используются замечательные технологии опережающего и проблемного обучения, проектная и исследовательская деятельность, развитие эмоционального интеллекта, технологии ТРИЗ. Но самое важное для ребёнка – планирование и реализация индивидуальной образовательной программы, отвечающей целям его самоидентификации и самореализации, успешной социализации, создание образа Себя в будущем.

Говорят, в жизни нужно попробовать всё. Утверждение спорное, но мы не будем его оспаривать, так как относительно детства, это правильно. В ограниченный отрезок времени, обычно с 3 до 18 лет, человек должен выбрать для себя первый путь к профессиональному становлению, попутно усвоив правила и традиции своей семьи, общества и государства. Детство самый напряжённый в смысле обучения период – и по образовательной нагрузке, и по её концентрации. Тьютор может стать помощником во всех затруднениях, особенно в решении проблемы дефицита времени.

Герой рассказа Х.Л. Борхеса «Сад расходящихся тропок» Цюй Пэн «…верил в бесчисленность временных рядов, в растущую, головокружительную сеть расходящихся, сходящихся и параллельных времен. И эта канва времён, которые сближаются, ветвятся, перекрещиваются или век за веком так и не соприкасаются, заключает в себе все мыслимые возможности…». Задача тьютора помочь подопечным не хвататься за все возможности сразу, а выбирать то, что можно охватить в настоящем времени, то есть здесь и сейчас. Актуализация настоящего, приведение подопечных к осознанности каждого момента жизни для построения образа будущего – смысл тьюторского сопровождения детей.

А. Фет писал: «Учись у них – у дуба, у берёзы…» Тьюторство основано на принципе природосообразности, и первое, с чем знакомит тьютор ученика – периодичность. Он актуализирует знания, полученные нами в детском саду: есть день и ночь, лето и зима, юность и старость. Смена жизненных циклов и есть жизнь, вечное круговое движение, но, если вы не хотите бегать по кругу, а хотите взлететь на вершину конуса, – не распыляйтесь! Выбрать направления движения, конечные цели и средства оценки результатов – значит реализовать проект своего будущего успеха.

Каждый ребёнок изобретатель и должен реализовать творческий потенциал. Самое сложное в работе тьютора – помочь каждому ученику изобрести свой велосипед и набраться терпения на то время, пока он будет его изобретать. Время, потраченное на опыт создания, изобретения, – это приобретённое время. Оно будет работать как инвестиция в будущее.  

Не хочется быть банальными, но всё новое – это хорошо забытое старое. Тьюторство уходит корнями в нелюбимую школьниками древность. Первым тьютором стал Ментор – старик с острова Итаки, которому Одиссей поручил воспитание сына Телемаха. Когда олимпийские боги-интриганы хотели обмануть Одиссея, они принимали наружность Ментора, которому Одиссей безгранично доверял. Сегодня имя Ментор употребляется как нарицательное, в смысле наставника, сопровождающего юношество, доверенного лица недорослей и их родителей, а менторство получило распространение в бизнесе, в раскрутке стартапов, где менторы, люди с личным опытом успеха, делились с подопечными секретами удачи. Ментор перед участниками бизнес-проектов выступал в роли коуча (тренера), психолога, учителя, советника и консультанта, становился партнёром и другом. С педагогикой эта деятельность долгое время не ассоциировалась – в основном из-за растоптанного имиджа профессии учителя. Действительно, о каком опыте личного успеха может идти речь, когда принадлежность к педагогике расценивается в обществе как жизненный крах? Сам перевод слова «педагог» чего стоит – «ведущий ребёнка, раб». Однако в последние годы, когда мы перестали учить, а стали оказывать образовательные услуги, в том числе платные, менторские нотки зазвучали и в симфонии образования. В российском обществе принято пестовать детей до усов: делать задания с ними вместе, а зачастую и вместо них. Опытный тьютор корректирует траекторию личностного роста старшеклассников, исправляет ошибки семьи и школы, создаёт дополнительные возможности.

Но наставник не будет работать по расписанию и ФГОС, как учитель. Уникальность работы тьютора в том, что нет единых методик, у каждого специалиста свой набор педагогических технологий, а главным принципом взаимодействия с учениками является доверие, глубокие личные контакты и общая цель – успех. Подростки хотят всё и сразу, и теряются во времени и пространстве. Тьютор помогает им отсекать лишнее, совместно с ребёнком и родителями определяет, в чём нуждается его подопечный, какая именно педагогическая коррекция ему необходима: психологическая, коммуникативная, поведенческая, организационная. При необходимости он привлечёт профессионалов из других сфер. При этом тьютор не решает проблемы своих учеников, он предоставляет возможность выявить проблему и взглянуть на неё со стороны. Он не предлагает готовых решений, а заставляет ученика самостоятельно найти решение, которое подойдёт лично ему, и которое он сам сможет принять и реализовать, а главное – нести за решение ответственность. Но при этом он готов поддержать в любой момент. Страховка – очень симпатичный инструмент!

Свобода действий привлекает в тьюторстве педагогов, свобода выбора – учеников. Однако мы сталкиваемся с острой этической проблемой. Можно ли оплатить бесценные вещи? Коллеги ссылаются на институт репетиторства. Но тьютор – не репетитор. Могут ли его услуги стоить дороже или дешевле? И как оплачивать эти услуги – по часам? Но общение тьютора с подопечным не регламентируются почасовой нагрузкой, оно неформальное и практически круглосуточное, благодаря гаджетам и соцсетям. Вопрос оплаты каждый тьютор решает по-своему: использует индивидуальные часы, берёт почасовую оплату, заключает договор на оказание платных образовательных услуг. Свобода оборачивается анархией и финансовой незащищённостью тьютора. С другой стороны, большинство педагогов, использующих тьюторские технологии, официально тьюторами не являются, так как в учреждении нет такой ставки, и, по факту выполняя тьюторское сопровождение, они получают оплату обычного педагога.

В любой сфере – научной, спортивной, творческой – человек стремится к успеху. Многие известные люди признаются, что без опытного советчика не достигли бы таких высот. Тьютор сначала помогает ученику познать самого себя и выбрать сферу деятельности и будущего успеха, погружает подопечного в выбранную среду, оказывает психологическую поддержку. Он вдохновляет и дисциплинирует ученика, определяет стратегию и тактику его движения к победам, открывает для него невидимые возможности для самовыражения и самореализации и учит видеть эти возможности в мимолётных идеях, в случайных встречах, даёт советы по реализации этих возможностей. В этой работе тьюторство отличается от традиционной школы как велосипед от велотренажёра: двигаясь на велосипеде, вы можете упасть, но, когда научитесь ездить, станете быстрее достигать цели, а на тренажёре вы не упадёте, но и никуда не уедете. Тьютор обеспечивает движение каждого из учеников и для каждого открывает «сад расходящихся тропок» – новых возможностей.

Приведём конкретный пример. Я руковожу детским пресс-центром и студией литературного творчества. С юными журналистами всё просто – они пришли на профпробы, открыты для общения и готовы влиться в реализацию медийного направления пилотной площадки РДШ. Другое дело литераторы. С годами убеждаюсь, что вербальная одарённость развивается у человека не от хорошей жизни, а как результат чудовищного одиночества и желания быть услышанным. Художественные тексты – чёткий слепок с человеческой личности, раскрывающий перед специалистом внутренние конфликты, мечты и разочарования автора. Начинаем с юным автором беседовать по тексту. Почему пишешь фанфик, а не авторский сюжет? Почему герой такой агрессивный (инфантильный, больной и т.п.)? Почему он не живёт в семье? Почему у него нет друзей? Почему в его жизни так много насилия и оружия? К чему ты хочешь привести героя – к успеху или к пропасти и почему? Первый коуч я называю «влажным», поскольку он обычно заканчивается слезами ученика, осознающего наличие в своей жизни глубинных проблем, мешающих жить, и творчество как побег от них.

На втором этапе ищем выход из тупика. Если тебе дадут грант, какую тему ты бы разрабатывал? Почему ты решил, что это невозможно, ведь ты уже пишешь? Если хочешь услышать мнение специалистов, давай отправим работу на конкурс, если хочешь услышать мнение общества – давай откроем блог, и ты выставишь своё творчество на обсуждение в форуме. Кстати, кто твоя целевая аудитория? И что именно ты хочешь им сказать? Кем ты видишь себя завтра? А через двадцать пять лет? Кто ты? Чего ты хочешь?

Ответьте сами себе на вопрос: «Кто я?». Легко? Вот и детям трудно.

На третьем этапе мы работаем над авторским сюжетом и стилем, над развитием речи и абстрактно-логического мышления, разрабатываем синонимические ряды, изучаем способы сжатия и обогащения текста, встречаемся с узкими специалистами, мэтрами, ездим на экскурсии, работаем с инструментарием психологического тестирования. Итогом становится определение места литературного творчества в жизни – как хобби, как часть само-терапии или всё же как будущей профессии, что приводит нас к выбору ВУЗа и запускает этап подготовки к поступлению.

Эта работа не уложится ни в одно расписание!

Иногда вы нужны своему подопечному даже ночью: просто ваш голос в телефоне способен разогнать демонов из его головы, и кроме вас он никому не откроется. В любом случае эти отношения выходят за рамки школьного общения учителя и ученика и по времени, и по содержанию. Это отношения партнёров, объединённых общими целевыми установками. Ребёнок хочет достичь успеха. Его успех – ваш успех. Хотя бы потому, что завтра сегодняшние дети будут определять качество жизни пенсионеров.

Тьютор развивает в учениках конкурентоспособность и на начальном этапе обеспечивает некоторое преимущество своим подопечным благодаря знаниям и опыту, а главное – связям и информированности в своей сфере.

Чтобы обеспечить каждому ребёнку векторы индивидуального развития, самопознания и самосовершенствования, нужно «разгадать» его, пройти по лабиринту его сознания, сквозь текст увидеть отражение менталитета. Здесь ваша задача не только редактура, но и совместный поиск жанровой ниши, авторского стиля, определение мировоззрения, этичное фактообразование художественных произведений, конкурсное оформление. Эта работа «жрёт время», поэтому максимально приемлемое число подопечных – «8», как два колеса пресловутого велосипеда. Возможно курировать и большее количество учеников, но не забывайте, что каждый из них – это «сад расходящихся тропок», и восьмёрка будет постоянно спиралью раскручиваться в геометрической прогрессии на новые темы и жанры, новые жизненные и творческие авторские проекты – в вашей голове.  

Прабабушка говорила: «женщина может иметь столько детей, сколько у неё рук, чтобы поднять их самой – без мужа, семьи и деревни». Так и тьютор – его интересует не охват детей, а охват несколькими детьми всех возможностей их развития в настоящее и ближайшее будущее время.

Литературное творчество не может быть массовым, как забег или заплыв, потому что не может быть прямолинейным и однозначным. У каждого листа своя траектория полёта. Даже если собрать их в букет, они не станут ближе. В пресс-центрах мало детей – они не выносят толпы, им нужно внимание, они «махровые» индивидуалисты. Оптимальный вариант модели пресс-центра – тьюторское сопровождение авторов – он логичен. Модель моего пресс-центра – это «сад расходящихся тропок» авторских проектов учеников, занимающихся по индивидуальным учебным планам.  

Одна из результативных форм работы тьютора – коуч-сессия, на которой в ходе грамотно простроенной беседы ребёнок осознаёт слабые и сильные стороны. Я использую такие инструменты, как «колесо развития», «стрела времени», «мишень ста целей», тестовый инструментарий. Мозг мой устроен подобно мозгу шизофреника, так как я держу в голове не два, а десятки различных творческих проектов и жизненных целей учеников.    

Как определить, сможете ли вы быть тьютором? На одной почве, под одним дождём растут трава или травинки? Если для вас трава – вы традиционный учитель и привыкли работать фронтально, если травинки – у вас есть потенциал стать тьютором и творить множество образов будущих времён с учениками в «саду расходящихся тропок» – в творческой студии...


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обеспечение преемственности между дошкольным и начальным образованием и воспитанием через координацию деятельности педагогических коллективов коррекционной школы и коррекционных групп детского сада по подготовке детей к обучению в первом классе.

Осуществление непрерывности и преемственности в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья дошкольного и начального образования; уменьшение негативных проявлений адаптационного...

Программа дополнительного образования детей "Веселые нотки"

Программа для занятий с детьми музыкальным театром была создана мной, как специальный курс для старших дошкольников. Она предусматривает участие детей в различных видах деятельности, с учетом их ...

Мой взгляд на дошкольное образование: как, чему и зачем учить в детском саду статья

Статья  о ценности дошкольного возраста. Поднимаются вопросы о том, как учить, чему учить и зачем учить в детском саду....

Разработка музыкального занятия «Нотка к нотке – будет песенка»

           Методическая разработка музыкального занятияТема: «Нотка к нотке – будет песенка»Цели: - познакомить детей, в доступной форме, с нотной грамотой....

"Симфония грядущей Победы". Седьмая симфония "Ленинградская" Д.Шостаковича.

В презентации представлена информация о композиторе, фото блокадного Ленинграда, где композитор создавал симфонию....

Программа дополнительного образования по развитию музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста «Весёлые нотки».

Программа дополнительного образования по  развитию музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста «Весёлые нотки»....

Программа менторской сессии

Цель программы: Повышение компетенций педагогов в работе со слабоуспевающими детьми и детьми со статусом ОВЗ.Задачи программы:Поделиться опытом работы с детьми, испытывающими трудности обучения.Дать р...