Формирование учебной мотивации обучающихся в условиях совершенствования качества образования
статья

Статья посвящена одной из основных внутренних  причин нежелания детей учиться - отсутствию стойкой положительной мотивации к учебной деятельности, а также путям решения этой проблемы. Материал может быть использован при подготовке к педагогическим советам, выступлениям на методических объединениях, в практической работе учителя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_motivacii.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Федорченко Маргарита Арнольдовна, учитель ВКК,

МБОУ гимназия им. академика Н. Г. Басова, г. Воронеж

Формирование учебной мотивации  обучающихся в условиях совершенствования качества  образования

Думаю, что тема совершенствования качества образования и круг связанных с ней проблем актуальны и личностно значимы для каждого педагога. Понимая, что качество знаний – один из основных показателей успешности работы образовательного учреждения в целом и каждого учителя в частности,  мы продумываем до мелочей рабочие программы, осваиваем инновационные педагогические технологии, используем всевозможные активные формы и методы обучения и т.д. Однако, каждому из нас знакомо горькое ощущение, что порой все наши титанические усилия словно уходят в песок. Почему? Отвечу словами Василия Александровича Сухомлинского: «Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться». О причинах этого нежелания можно говорить долго, но я выделю лишь одну, основную внутреннюю причину – это отсутствие положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности. Действительно, традиционная диагностика показывает, что у большей части нынешних детей (по статистике, у 80%) отсутствует учебно-познавательная мотивация.  Отсюда понятно, что одним из важнейших путей повышения качества образования является формирование устойчивой учебной мотивации, кропотливая работа со слабо мотивированными обучающимися.

Что вообще понимают под мотивацией? Это совокупность стойких мотивов, побуждений, определяющих содержание, направленность и характер деятельности личности, её поведения. Принято различать две большие группы учебных мотивов: познавательные (связанные с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения) – внутренние (интринсивные)   и социальные (связанные с различными социальными взаимодействиями школьника с другими людьми) - внешние (экстринсивные).

Познавательные мотивы включают:

1)   широкие познавательные мотивы, состоящие в ориентации школьников на овладение новыми знаниями.

2)  учебно-познавательные мотивы, состоящие в ориентации школьников на усвоение способов добывания знаний.

3) мотивы самообразования, состоящие в направленности школьников на самостоятельное совершенствование способов добывания знаний.

Социальные мотивы включают:

1)     широкие социальные мотивы, состоящие в стремлении получать знания на основе осознания социальной необходимости, долга, ответственности, чтобы быть полезным обществу, семье, подготовиться к взрослой жизни.

2)     узкие социальные, так называемые позиционные мотивы, состоящие в стремлении занять определенную позицию, место в отношениях с окружающими, получить их одобрение, заслужить у них авторитет. Разновидностью таких мотивов считается мотивация благополучия, проявляющаяся в стремлении получать только одобрение со стороны учителей, родителей и товарищей.

3) социальные мотивы, называемые мотивами социального сотрудничества, состоящие в желании общаться и взаимодействовать с другими людьми, стремлении осознавать, анализировать способы, формы своего сотрудничества и взаимоотношений с учителем и товарищами по классу, совершенствовать их.

В ходе обучения учителю необходимо стремиться к тому, чтобы у учащихся формировались прежде всего внутренние мотивы.

Учебно-познавательные мотивы формируются в ходе самой учебной деятельности, поэтому важно как эта деятельность осуществляется.

Основными факторами, влияющими на формирование положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности, являются:

—  содержание учебного материала;

—  организация учебной деятельности;

—  коллективные формы учебной деятельности;

—  оценка учебной деятельности;

—  стиль педагогической деятельности учителя.

Содержание учебного материала. Содержание обучения выступает для учащихся в первую очередь в виде той информации, которую они получают от учителя, из учебной литературы и тому подобных средств. Однако сама по себе информация вне потребностей ребенка не имеет для него какого-либо значения, а, следовательно, не побуждает к учебной деятельности. Поэтому, давая учебный материал, нужно учитывать имеющиеся у школьников данного возраста потребности.

Учебный материал должен подаваться в такой форме, чтобы вызывать у школьников эмоциональный отклик, задевать их самолюбие, т. е. быть достаточно сложным, активизирующим познавательные психические процессы, хорошо иллюстрированным. Содержательно и иллюстративно бедный материал не обладает мотивирующей силой и не способствует пробуждению интереса к учению.

Учебный материал должен опираться на прошлые знания, но в то же время содержать информацию, позволяющую не только узнать новое, но и осмыслить прошлые знания и опыт, узнать уже известное с новой стороны. Важно показать, что имеющийся у каждого учащегося жизненный опыт часто обманчив, противоречит научно установленным фактам; объяснение наблюдаемых явлений природы придаст новому материалу значимый смысл, разовьет потребность в научном познании мира.

Организация учебной деятельности. Ученые считают, что изучение каждого раздела или темы учебной программы должно состоять из трех

основных этапов: мотивационного, операционально-познавательного и рефлексивно-оценочного.

Мотивационный этап — это сообщение, почему и для чего учащимся нужно знать данный раздел программы, какова основная учебная задача данной работы. Этот этап состоит из трех учебных действий.

1.   Создание учебно-проблемной ситуации, вводящей в содержание предстоящей темы. Это достигается с помощью следующих приемов: а) постановкой перед учащимися задачи, которую можно решить, лишь изучив данную тему; б) рассказом учителя о теоретической и практической значимости предлагаемой темы; в) рассказом о том, как решалась эта проблема в истории науки.

2.   Формулировка основной учебной задачи как итога обсуждения проблемной ситуации. Эта задача является для учащихся целью их деятельности на данном уроке.

3.   Рассмотрение вопросов самоконтроля и самооценки возможностей по изучению данной темы. После постановки задачи намечается и обсуждается план предстоящей работы, выясняется, что нужно знать и уметь для изучения темы, чего учащимся не хватает, чтобы решить задачу. Таким образом, создается установка на необходимость подготовки к изучению материала.

Операционально-познавательный этап. На этом этапе учащиеся усваивают

тему, овладевают учебными действиями и операциями в связи с ее содержанием. Роль данного этапа в создании и поддержании мотивации к учебной деятельности будет зависеть от того, ясна ли учащимся необходимость данной информации, осознают ли они связь между частными учебными задачами и основной, выступают ли эти задачи как целостная структура, т. е. понимают ли они предложенный учебный материал. Существенное влияние на возникновение правильного отношения к учебной деятельности на данном этапе могут оказать положительные эмоции, возникающие от процесса деятельности («понравилось») и достигнутого результата. Поэтому важно не рассуждать об учебе, ее важности и пользе, а добиваться, чтобы учащийся начинал действовать.

Рефлексивно-оценочный этап связан с анализом проделанного, сопоставлением достигнутого с поставленной задачей и оценкой работы. Подведение итогов надо организовать так, чтобы учащиеся испытали удовлетворение от проделанной работы, от преодоления возникших трудностей и познания нового. Это приведет к формированию ожидания таких же эмоциональных переживаний и в будущем. Следовательно, этот этап должен служить своеобразным «подкреплением» учебной мотивации, что приведет к формированию её устойчивости.

Коллективная (групповая) форма деятельности. Известно, что во многих случаях групповая форма учебной деятельности создает лучшую мотивацию, чем индивидуальная. Групповая форма «втягивает» в активную работу даже пассивных, слабо мотивированных учащихся, так как они не могут отказаться выполнять свою часть работы, не подвергнувшись обструкции со стороны товарищей. Кроме того, подсознательно возникает установка на соревнование, желание быть не хуже других.

Включение учащихся в коллективную деятельность осуществляется через организацию работы в группах, в парах, игровые и соревновательные формы, взаимопроверку, коллективный поиск решения проблемы,  оказание учащимися помощи друг другу. Работа в группах и в парах, способствует созданию атмосферы сотрудничества, развитию самодисциплины и саморегуляции, вызывает положительные эмоции, обучающиеся испытывают радость творчества, чувство удовлетворения от проделанной совместно работы.  При групповой работе происходит диалог между детьми, т.е. взаимодействие на уровне «ученик» - «ученик». А такая совместная работа со сверстниками способствует обучению детей и их когнитивному развитию, что очень важно для учащихся со слабой мотивацией.

Так, например, в классах, где велика доля слабо мотивированных детей, я часто организую работу в малых группах, используя элементы инновационных педагогических технологий, каждая из которых направлена в том числе и на повышение мотивации обучающихся. При проведении урока-практикума «Составление пищевого рациона» я использовала элементы кейс-технологии. Каждая группа получила описание конкретной ситуации и необходимые справочные материалы. Опираясь на изученные принципы здорового питания, обучающиеся должны были представить свой обоснованный вариант меню на день, соответствующий ситуации, представленной  в кейсе. Обсуждение результатов проходило очень эмоционально, свою точку зрения высказывали даже те, кто обычно предпочитает отмалчиваться. После урока ребята просили справочные материалы, чтобы продолжить работу дома и составить личный суточный рацион. Более  того, две ученицы, заинтересовавшись поднятыми проблемами, подготовили работы о разных системах питания  и представили ее на конференции НОУ.

Оценка результатов учебной деятельности. Мотивирующая роль оценки результатов учебной деятельности не вызывает сомнения. Однако слишком частое оценивание (выставление отметок) приводит к тому, что получение хороших отметок становится для учащихся самоцелью. Происходит сдвиг учебной мотивации с самой деятельности, с ее процесса и результата на отметку, которая «добывается» многими школьниками нечестными способами. Это приводит к угасанию мотива собственно учебной (познавательной) деятельности и к деформации развития личности учащегося.

Важно, чтобы в оценке давался качественный, а не количественный (валовой) анализ учебной деятельности учащихся, подчеркивались положительные моменты, сдвиги в освоении учебного материала, выявлялись причины имеющихся недостатков, а не только констатировалось их наличие.

В то же время принижать мотивирующую роль отметок (балльного оценивания) при существующей у нас  системе аттестации не стоит. Плохо это или хорошо, но отметки имеют юридическую силу. Именно на их основании учащихся переводят из одного класса в другой, хвалят и поощряют или, наоборот, порицают и наказывают.

Стиль деятельности учителя. На формирование мотивов учения оказывает влияние стиль педагогической деятельности учителя, различные стили формируют различные мотивы. Авторитарный стиль формирует «внешнюю» (экстринсивную) мотивацию учения, мотив «избегания неудачи», задерживает формирование «внутренней» (интринсивной) мотивации. Демократический стиль педагога, наоборот, способствует интринсивной мотивации; а попустительский (либеральный) стиль снижает мотивацию учения и формирует мотив «надежды на успех».

В формировании мотивации значительную роль играет также ощущение обучающимися свободы выбора. Ведь потребность чувствовать себя свободным, самостоятельно определяющим ход своей жизни — базовая психологическая потребность. В учебной деятельности

предоставление права выбора достигается через разноуровневые задания, дозированность и вариантность домашних заданий, совместное планирование деятельности на уроке, варьирование заданий по степени значимости.

Так,  на контрольно-обобщающих уроках я предлагаю набор вопросов и биологических задач разного уровня сложности. За каждое  правильно выполненное задание  можно получить определенное количество баллов (чем выше уровень задания, тем больше баллов). Здесь же приводится схема оценивания: какое количество баллов нужно набрать соответственно на «3», «4» и «5». Нужно сказать, что даже слабо мотивированные  стараются набрать большее количество баллов. Часто дети просят разрешения взять задания домой, чтобы выполнить их полностью.

Хочу отметить немаловажную роль, которую играет организация внеурочной деятельности. Участие детей в различных конкурсах, фестивалях, олимпиадах, конференциях, мероприятиях в рамках предметных декад, несомненно, способствует развитию познавательных мотивов, позволяет обучающимся испытать ощущение успеха, собственной компетентности.

Подводя итог, напомню, что учебная деятельность ребенка побуждается не одним мотивом, а целой системой разнообразных мотивов, которые переплетаются, дополняют друг друга, находятся в определенном соотношении между собой. Задача учителя в условиях совершенствования качества образования: создать  для обучающихся со слабой мотивацией все необходимые условия, чтобы у них появился интерес к познанию, желание учиться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграция учебных дисциплин, как условие формирования компетенции студентов.

В работе рассмотрены основные способы решения проблемы межпредметных связей в содержании обучения...

Презентация к Пед.совету «Взаимосвязь основного и дополнительного образования, как обязательное условие совершенствования учебно-воспитательного процесса»

Презентация демонстрирует материал, который дети изучают на занятиях курса дополнительного образования "Компьютерная графика", творческие работы учащихся....

«Формирование ключевых компетенций учащихся через совершенствование учебно- интеллектуальных умений и навыков на уроках математики»

Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования.Основной задачей обучения является формирование ключевых (базовых) компетенций, необходимых для практической деят...

Проект «Учебное сотрудничество как условие и средство формирования универсальных учебных действий»

Проект создан группой учителей русского языка и литературы МКОУ "Глушковская средняя общеобразовательная школа"...

Консультация «Формирование учебной мотивации в условиях учреждения как одна из первоочередных задач педагогического сопровождения участников образовательного процесса»

Неуспеваемость - извечная «головная боль» педагогов. Проблема неуспеваемости - это проблема, появившаяся не у современной школы. Над поиском решения этой проблемы уже давно работают м...