Презентация ассоциального поведения
презентация к уроку

Факторы риска-значимый аспект семейной проблемы.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ АСОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ ПОДРОСТКА ШКОЛЫ ПРОФИЛАКТИКА АСОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ Подростки: профилактика асоциального поведения

Слайд 2

Российский закон об образовании: «Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами, различными расовыми, национальными, этническими, религиозными и социальными группами; способствовать реализации права граждан на свободный выбор взглядов и убеждений». Выполнить задачи, поставленные в этой статье закона, можно только формируя в ребенке с раннего возраста социально приемлемые нормы поведения, развивая его нравственные представления только через совместную деятельность взрослых и детей, детей друг с другом, в которой единственно возможно присвоение детьми ценностей. При этом воспитание должно охватывать и пронизывать собой все виды: учебную ( в границах разных образовательных дисциплин ) и внеурочную ( художественную, коммуникативную, спортивную, досуговую, трудовую и др .) деятельность.

Слайд 3

Успех социализации зависит, насколько личность, усвоив сформированные в данной культуре ценности, нормы поведения, наладив взаимодействие с партнерами, сумела реализовать свои способности, задатки, живет в социальном отношении комфортно и благополучно. три фазы социального развития личности: - адаптация индивида, выражающаяся в овладении нормами социальной жизни; - индивидуализация, выражающаяся в потребности индивида в максимальной персонализации, потребности «быть личностью»; - интеграция, выражающаяся в приобретении черт и свойств личности, отвечающих необходимости и потребности группового и собственного развития. Процесс социализации ребенка, его формирования и развития, становления как личности происходит во взаимодействии с окружающей средой, которая оказывает на этот процесс решающее влияние . Участники:  М олодежь, которая хочет жить в здоровом - духовно и физически - обществе.  Родители: страх за будущее детей.  Педагоги, обеспокоенные задачей сохранения нравственности и морали .  Подростки, у которых формируется мировоззрение в сложившемся социуме и не всегда хватает собственных моральных сил для того, чтобы противостоять асоциальным явлениям.

Слайд 4

Профилактика социальных девиаций среди несовершеннолетних может иметь положительные результаты только при комплексном воздействии на причины и условия, их порождающие. Деятельность специалистов по профилактике должна способствовать выявлению и устранению факторов, вызывающих социальные девиации у подростков, а также стимулировать поиск наиболее эффективных способов преодоления проблемы. Формы появлений асоциального поведения - школьная дезадаптация - конфликты между сверстниками и с учителями. - трудновоспитуемость (сопротивлении со стороны ребенка вступать в педагогическое взаимодействие с педагогами и родителями) - безнадзорность (отсутствие контроля за поведением несовершеннолетнего со стороны родителей) - скрытый отсев (непосещение или в пропуск учебных занятий без уважительной причины) - социальная запущенность (нарушение взаимодействия и отчуждение от семьи и школы) - беспризорность (отрыв детей от семьи с утратой постоянного места жительства) - буллинг (травля и унижение других обучающихся) Причины возникновения социальных девиаций • негативное влияние семьи ( низкий уровень педагогической культуры родителей, насилие со стороны родителей ) • размывание представлений о дозволенном и недозволенном ( обытовление нецензурной лексики, ложь является нормой общения и взаимодействия с другими людьми, не посещать занятия в школе, без уважительной причины, употреблять алкогольные напитки не достигнув возраста 18 лет и т.д.,) • отрицательное влияние ближнего окружения ( знакомство с алкоголем, курением происходит в равной степени под влиянием сверстников или по собственной инициативе ) • негативное влияние Интернета ( локализация в социальных сетях, которые могут являться серьезным девиантогенным фактором ) • социальное неравенство (неравенство возможностей) неудовлетворенность подростков и молодежи условиями обучения и труда, жилищными условиями, возможностями проявить себя в творческой деятельности

Слайд 5

Неудовлетворенная потребность своим социальным статусом приводит к попыткам реализовать себя не только в творчестве, но и в негативных формах активности. Подростков, чье поведение отклоняется от принятых в обществе правил, норм поведения, называют трудными , трудновоспитуемыми , с девиантным, отклоняющимся, асоциальным поведением. Преодоления проблем, связанных с отклонениями в поведении • профилактика социальных девиаций среди обучающихся образовательного учреждения; • социальная реабилитация обучающихся, имевших проявления девиантного поведения 1. Создание школьной среды - общность участников образовательных отношений 2. Информационно-просветительская деятельность социально-правовой направленности 3. Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения обучающихся 4. Контроль за соблюдением правил и норм поведения обучающихся, социально-педагогический анализ. 5. Организация совместной деятельности (ученического самоуправления в классе и школе, детские общественные объединения – клубы юных друзей правопорядка) по решению проблем профилактики асоциальных действий Наиболее часто встречающиеся проблемы - Конфликт между ребенком и родителями - Ребенок воспитывается одним из родителей (родители в разводе) - Низкие доходы, постоянная нехватка денег - Конфликтные, напряженные отношения между родителями ребенка противоречия между постоянно - Плохие жилищные условия - Низкий культурный уровень членов семьи

Слайд 6

физические психические педагогические социальные болезни нарушения зрения, слуха нарушения опорно-двигательного аппарата задержка психического развития умственная отсталость нарушения речи нарушения эмоционально-волевой сферы одаренность Отклонения Связаны с умственным развитием, психическими недостатками. Могут быть врожденными или являться результатом болезни, травмы или другой причины. Связаны с понятием «социальная норма» - правила, образец действия, мера допустимого поведения. Причины: трудности переходного возраста; неопределенность социального положения; нестабильность; экстремальные ситуации (сиротство). Связаны с нормами получения или неполучения общего или профессионального образования. Причины: нежелание учиться, неблагополучие в семье, экологические и социальные катаклизмы, отклонения в развитии. Связаны со здоровьем человека и определяются медицинскими показателями. Причины: наследственные факторы или внешние обстоятельства

Слайд 7

Э тап ы асоциального поведения определены на основе признаков: 1 ) степень нарушения общественных требований, норм, законов со стороны личности, которая определяется путем анализа совершенных действий; 2 ) степень несоответствия общественным требованиям, нормам и законам ; определяется через анализ отношения личности к этим требованиям и законам, а также оценку собственного поведения; 3 ) единичность и рецидивность асоциальных действий.

Слайд 8

Этапы формирования асоциального поведения На первом этапе доасоциального поведения характеристика нарушения включает несогласие, непослушание, отрицание, невыполнение некоторых социальных требований. Подлинно асоциальное поведение еще отсутствует. Личность воспринимает свое поведение как нормальное, соответствующее собственным социальным ценностям и установкам. Причины отклонения кроются прежде всего в неправильном воспитательном воздействии . Помощь здесь имеет два воспитательных аспекта: направлена на корректировку воспитательного воздействия либо на личность ребенка, имея характер измененной воспитательной деятельности На данном этапе могут иметь место начальные элементы негативного общественного мнения о личности ребенка; замечания, дисциплинарные меры со стороны родителей, воспитателей и др. Возможна помощь консультационных кабинетов при школах, клиниках, заведения социальной работы. При успешной работе прогноз может быть положительным . При отсутствии либо при неудачной помощи возможны два исхода: или личность сама справится с проблемами или нарушения в поведении углубятся.

Слайд 9

При начале асоциального поведения характеристика включает нарушение социальных требований, норм и проявления противозаконных действий (мелкие кражи, обман, хулиганство, драки, курение и распитие спиртных напитков в общественных местах). Возможно включение в группы с выраженным асоциальным характером поведения. Отношение личности к общественным нормам здесь может быть различным: - личность воспринимает свое поведение как нормальное - личность одобряет свое поведение, считает, что оно соответствует нормам и ценностям людей из близкого окружения; - личность оценивает отрицательно свое поведение, считает, что оно не отвечает ее собственным ценностям и установкам. Помощь и санкции общества здесь могут иметь два аспекта. Если ближайшее окружение, имеют асоциальную систему норм и ценностей, то необходимо, чтобы помощь была направлена на это окружение (советы, семейную терапию, работу социального работника, школьного педагога и психолога с семьей и малой группой. Помощь ребенку имеет характер коррекционной деятельности. Ее цель — разрушение проявившихся элементов готовности к асоциальному поведению и формирование устойчивой системы норм и ценностей, соответствующих нормам и ценностям общества (индивидуальная и групповая работа в школе и центрах внешкольной деятельности, работа с детскими объединениями). В случае своевременного внимания и успешной помощи прогноз будет положительным. Иначе более вероятно углубление нарушений в поведении .

Слайд 10

На третьем этапе асоциального поведения характеристика включает: рецидивы противозаконных действий и накопление опыта в этом отношении (кражи, насилие, грубое хулиганство), включение в группы с асоциальным характером поведения. Отношение личности к общественным нормам : -личность принимает свое поведение как нормальное, соответствующее ее собственным ценностям и установкам, -наступает кризис в представлении личности о себе и оценке общественного мнения о ней, что ведет к конфликту. Помощь должна носить характер интенсивной коррекционно-воспитательной деятельности с целью разрушения социально-отрицательных и формирования социально-релевантных, диспозиций (посредством индивидуальной и групповой воспитательной работы, индивидуальной и групповой терапии, труда и приобретения профессиональной квалификации, посредством создания условий для развития интересов). Санкции на этом этапе могут носить характер принудительного пребывания в специализированных воспитательных учреждениях открытого типа по решению суда, по предложению родителей, учителей, социальных работников с целью отрыва от вредного влияния окружающей среды. На данном этапе минимальна вероятность, что личность сама справится с проблемами. Более вероятно формирование устойчивой готовности к асоциальному поведению и обогащению усвоенного асоциального опыта.

Слайд 11

Четвертый этап — устойчивое асоциальное поведение: рецидив и утяжеление противозаконных действий, проявление опасных преступлений, включение в группы с выраженным асоциальным характером. Возможно, личность отрицательно оценивает свои действия, но она испытывает недоверие к собственным возможностям для их преодоления. Помощь со стороны общества должна состоять в создании учебно-воспитательных заведений открытого типа и специализированной подготовки учителей и воспитателей для них. Весьма незначительна возможность успешного решения проблем, возможен отказ от преступных действий , но благоприятный результат затруднен обстоятельством, что процессы «навязывания ярлыка» уже устойчивы. Пятый этап — устойчивое, особо опасное асоциальное поведение ; характеризуется устойчивыми противозаконными действиями и тяжелыми преступлениями. Санкции: принудительное пребывание в заведении закрытого типа. На данном этапе существует незначительная вероятность благо-приятного исхода , т. к. отчуждение личности от общества стабильное.

Слайд 12

ДЕВИАЦИИ Девиантное поведение Делинквентное поведение Криминальное поведение Девиантное поведение один из видов отклоняющегося поведения, связанный с нарушением соответствующих возрасту социальных норм и правил поведения, характерных для микро социальных отношений (семейных, школьных). Проявления: демонстрация, агрессия, вызов, отклонение от учебы; уходы из дома бродяжничество, пьянство и алкоголизм; ранняя наркотизация; антиобщественные действия сексуального характера; попытки суицида. Делинквентное поведение повторяющиеся асоциальные проступки, которые складываются в определенный устойчивый стереотип действий, нарушающих правовые нормы, но не влекущих уголовной ответственности из-за ограниченной общественной опасности или недостижения ребенком возраста, с которого начинается уголовная ответственность. Проявления: оскорбления, побои, поджоги, садистские действия, мелкие кражи, вымогательство, распространение и продажа наркотиков. Криминальное поведение противоправный поступок, который по достижении возраста уголовной ответственности служит основанием для возбуждения уголовного дела и квалифицируется по определенным статьям уголовного кодекса. Негативные формы девиаций являются социальной патологией: Они дезорганизуют систему, подрывают ее основы и наносят значительный ущерб, в первую очередь, личности самого подростка.

Слайд 13

1. Авторитарный характер работа направлена на достижение послушания, дисциплины, порядка. Из педагогических средств преобладают санкции, наказания, ограничения. Отсутствует индивидуальная и дифференцированная работа. 2. Либеральный характер о тносится к некоторым группам учителей. При этом нередко отсутствует систематическая и последовательная работа, необходимая для достижения воспитательных целей. 3. Вся работа направлена на усвоение знаний ; не уделяется необходимого внимания воспитательной работе. Необходимо сотрудничество с подготовленными кадрами — психологами, социальными педагогами для работы с трудными детьми. - Низкая устойчивость к психическим перегрузкам и стрессам. - Частая неуверенность в себе, низкая самооценка, завышенные требования к себе . - Трудности в общении со сверстниками на улице. Факторы, влияющие на возникновение асоциального поведения - Тревога и напряжение в общении по месту учебы. - Стремление к получению новых ощущений, причем, как можно быстрее. -Чрезмерная зависимость от друзей, стремление к подражанию приятелям . -Непереносимость конфликтов, стремление к уходу в мир иллюзий. - Навязчивые формы поведения; переедание, азартная и компьютерная игромания. -Отклонения в поведении в связи с травмами, заболеваниями, мозговая патология . -Посттравматический синдром; перенесенное насилие. -Уходы из дома, принадлежность к неформальным объединениям. -Отягощенная наследственность (алкоголизм, наркомания), явное неблагополучие в семье. Важный по значимости фактор, который может способствовать появлению и развитию асоциального поведения детей, - школа. Имеет значение стиль работы .

Слайд 14

Характеристики семей, вызывающих асоциальное поведение детей: семьи, члены которых имеют психические или другие тяжелые заболевания ; пристрастие к наркомании, алкоголю или асоциальное поведение. семьи, в которых во взаимоотношениях между родителями непонимание, дефицит любви , враждебность, доминирующее влияние одного из родителей, проявление насилия. семьи, в которых отец является авторитетом и в то же время не интересуется личностным развитием ребенка , а мать отвечает за воспитание ребенка семьи с дефицитом заботы и любви у одного или двух родителей к ребенку; штрафным воздействием; ограничивающим характером; авторитарным воспитательным воздействием направлено на формирование строгого послушания и дисциплины у ребенка; либеральным воспитательным воздействием, затрудняющим формирование системы ценностей и норм у ребенка; чрезмерной опекой над ребенком; воспитание ребенка в духе неуважения к общественным нормам и формам социального контроля. Малая или дружеская группа может также является фактором асоциального поведения, если присутствуют асоциальные элементы в системе норм , которыми руководствуются члены группы в своем поведении; во взаимоотношениях в группе господствует авторитарный стиль, проявляется насилие; если в группе распространена анти-школьная субкультура.

Слайд 15

Разновидности асоциального поведения: детский алкоголизм наркомания токсикомания беспризорность безнадзорность проституция Употребление психоактивных веществ, включая наркотические вещества, является одной из наиболее остро стоящих перед обществом проблем. Большинство наркоманов начинают употреблять наркотики в подростковом возрасте, и более половины лиц, регулярно употребляющих ПАВ - подростки. вод осо Особенности детского алкоголизма: быстрое привыкание к спиртным напиткам; злокачественное течение болезни; принятие больших доз; низкая эффективность лечения. Причины: неблагополучие семьи; позитивная реклама в СМИ; незанятость свободного времени; отсутствие знаний о последствиях; самоутверждение; уход от окружающих проблем. Для подростков особенно актуально мнение их возрастного окружения, являющегося референтной группой в этот период. Вопросы лечения наркотической зависимости разработаны только в общих чертах. Это долгий, многоступенчатый процесс с риском неудачи. Главное - это профилактика наркотической зависимости среди молодежи: разъяснение подросткам и медицинских последствий употребления ПАВ, о которых они в общих чертах осведомлены, и последствий социальных.

Слайд 16

вредно не вредно, если в меру вреда нет Курение 78% 16% 3% Наркотики 79% 4% 1% Алкоголь 75% 16% 6% 12% не знают о влиянии наркотиков на организм Мы видим, что наиболее лояльное отношение у подростков к употреблению алкоголя и курению. Необходимо значительно усилить работу по антиалкогольной и антиникотиновой пропаганде. Сочетать работу по пропаганде здорового образа жизни с организацией досуга. Подростки отмечали, что взрослые проводят с ними беседы по проблемам, затронутым в анкетах. Но чаще всего эти беседы носят характер нравоучений и запретов. Подросткам хотелось бы больше говорить о том, как надо строить свои отношения с лицами противоположного пола, понять, почему люди тянутся к алкоголю, курению и наркотикам, как противостоять соблазнам и давлению сверстников, чем можно заменить асоциальный образ жизни, чтобы не остаться одному . Таким образом, правильно организованная профилактическая работа позволит предупредить проявления асоциального поведения среди подростков.

Слайд 17

Задачи профилактической работы Профилактика - это система мер, направленных на предупреждение возникновения явления . Профилактическая работа Профилактика асоциального поведения – это научно-обоснованная, своевременная деятельность, направленная на предотвращение возможных отклонений подростков; максимальное обеспечение социальной справедливости , создание условий для включения несовершеннолетних в социально-экономическую и культурную жизнь общества, способствующую процессу развития личности, получению образования, предупреждению правонарушений. обеспечение и защита конституционных прав несовершеннолетних выявление и пресечение случаев жестокого обращения с подростками оказание помощи подросткам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации оказание помощи по предупреждению правонарушений профилактическая работа с семьями

Слайд 18

Типы профилактических мероприятий: предупреждающие возникновение обстоятельств, способствующих социальным отклонениям; устраняющие подобные обстоятельства; контролирующие проводимую работу и ее эффективность. Подходы: информационный ( информирование подростков о правах и обязанностях, о требованиях к выполнению установленных социальных норм через СМИ, кино, литературу, произведения культуры, систему правового обучения); социально-профилактический (выявление и устранение причин и условий возникновения негативных явлений); медико-биологический (целенаправленные меры лечебно-профилактического характера); социально-педагогический (восстановление и коррекция качеств личности подростка с девиантным поведением).

Слайд 19

РАБОТУ С ДЕТЬМИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ АСОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ОСУЩЕСТВЛЯЮТ : комиссия по делам несовершеннолетних подразделения органов внутренних дел органы опеки и попечительства органы управления образованием образовательные учреждения специальные и специализированные учебно-воспитательные учреждения органы социальной защиты учреждения труда и занятости населения учреждения по делам молодежи учреждения культуры и физической культуры учреждения здравоохранения общественные объединения и ассоциации

Слайд 20

Главная цель : Комплексная разработка и реализация в школе и семье результативной системы учебно-воспитательного воздействия на личность подростков с асоциальными проявлениями в поведении. Задачи: 1) Проанализировать причины девиантного поведения учеников, изучить их психологические особенности. 2) Разработать методику для выявления группы риска среди подростков с разными проявлениями девиантного поведения, проследить возрастную динамику этих проявлений. 3) Изучить особенности взаимоотношений родителей и подростков, выявить нарушения и психологические причины нарушений у детей. 4) Разработать рекомендации для учителей, классных руководителей по организации индивидуального учебно-воспитательного воздействия на подростков с учетом их психологических особенностей. Гипотезы: Если в организации учебно-воспитательного процесса изучить специфику и динамику проявления девиаций у подростков, выявить группу риска, вести индивидуальную работу; вооружить взрослых знанием особенностей личности, то можно ожидать позитивного влияния на подростков в отношении усвоения норм общественного поведения; сознательного и обоснованного выбора ими форм поведения, исключающих проявление девиаций.

Слайд 21

Задачи школы по профилактике асоциального поведения: создание гуманистической воспитательной системы, обеспечивающей детям интеллектуальную, социальную нравственную подготовку, необходимую для жизненной адаптации; целостность образовательного процесса, повышение воспитывающего характера обучения и обучающего эффекта воспитания; своевременное выявление неблагополучных семей; формирование у педагогов навыков конструктивного взаимодействия с подростками «группы риска»; создание форм просвещения родителей по актуальным проблемам коррекции отклоняющегося поведения у детей и подростков; недопущение немотивированного исключения детей из школы; совершенствование психолого-педагогической помощи детям со школьной дезадаптацией; работа по формированию и поддержанию стремления детей и подростков к позитивным изменениям в образе жизни через обеспечение их достоверными медико-гигиеническими и санитарными знаниями; развитие сети дополнительного образования, предоставляющей возможности для воспитания, развития творческого потенциала, самоопределения и самореализации подростков; организация оздоровительных мероприятий для подростков; развитие системы учебных курсов по вопросам правоведения; организация досуговой деятельности подростков, нравственного воспитание; профориентация и трудовое устройство; пропаганда и распространение среди детей здорового образа жизни; оказание социальной помощи семьям.



Предварительный просмотр:

                                                                          Выполнила:

                                                                 Братчикова Светлана Ростиславовна

                                                          Социальный педагог ГБОУ школа №370

                                                          Московского района, Санкт-Петербурга

"Деятельность социального педагога в контексте идей Национального проекта «Образование»

Санкт-Петербург

2020

Согласно новым федеральным государственным образовательным стандартам (далее – ФГОС), воспитание в школе должно идти только через совместную деятельность взрослых и детей, детей друг с другом, в которой единственно возможно присвоение детьми ценностей и должно охватывать и пронизывать собой все виды: учебную и внеурочную (художественную, коммуникативную, спортивную, досуговую, трудовую и др.) деятельность.

Таким образом, воспитание и социализация есть процессы становления личности.

Социализация – непрерывный и многогранный процесс, который наиболее интенсивно протекает в детстве и юности, когда закладываются все базовые ценностные ориентации, усваиваются основные социальные нормы и отклонения, формируется мотивация социального поведения.

1.  Окружающая среда, которая оказывает на ребенка, его формирование и развитие, становление как личности решающее влияние. Большое значение имеет, какие установки формирует та или иная среда, какой социальный опыт накапливаться у ребенка в этой среде – положительный или негативный.

2. Потребность в индивидуальном развитии. И здесь важно вовремя сориентировать ребенка.

3. Воспитание родителями, учителями, СМИ, и пр., нравственных качеств личности.

Задачи воспитания и социализации обучающихся направлены на формирование социально активной, физически здоровой, толерантной, творческой и трудолюбивой личности, способной адаптироваться в условиях постоянно меняющегося мира, путем создания оптимально благоприятных условий организации учебно-воспитательного процесса.

• формирование способности к духовному развитию, непрерывному образованию, самовоспитанию и универсальной духовно-нравственной компетенции – «становиться лучше»;

• принятие обучающимся базовых общенациональных ценностей, национальных и этнических духовных традиций;

• формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств, развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей;

• осознание ценности человеческой жизни, формирование умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья, духовной безопасности личности;

• формирование патриотизма и гражданской солидарности;

• развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;

• формирование отношения к семье как к основе общества;

• формирование у обучающихся почтительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим.

Результаты подобного процесса можно представить в трёх уровнях.

1. Приобретение ребенком социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), - достигается от взаимодействия ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

2. Получение ребенком опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом- достигается от взаимодействия школьников между собой на уровне класса, школы.

3. Получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.

О достаточно хорошем уровне социализации свидетельствует способность человека входить в различные социальные группы органично, без демонстративности и без самоуничижения.

Каждому уровню результатов соответствует своя образовательная форма и методы: экскурсии, выставки, встречи, круглые столы, познавательные беседы, тренинги, праздники, игровые программы, анкетирование, тестирование, наблюдение и т.д.

Первичной социализации для ребенка является семья.

Особое внимание в ГБОУ школе №370 уделяется профилактической работе с учащимися, требующими повышенного внимания со стороны администрации школы и педагогического коллектива.

Одним из ярких примеров случая девиантного поведения является ученик 6 класса Давид,13лет.

        Отклоняющиеся поведение у Давида выражено в систематическом опаздывание на уроки и пропусках их. В школе ребенок держится особняком, испытывает трудности в учебном процессе. Не стесняется выражаться нецензурной бранью в присутствии взрослых.

Во время уроков отвлекает одноклассников. Домашние задания не выполняет, от помощи учителей отказывается. Очень часто прячется в мужском туалете, откуда со скандалом приходится его выводить на занятия. В классе ни с кем не дружит, постоянно создает конфликтные ситуации, является зачинщиком и участником драк, наносит оскорбления по национальному признаку.

Обострение взаимоотношений с взрослыми, учителями, проявляющиеся в неадекватном чувстве взрослости и неприятии требований к себе, повышенная критичность в отношении поведения взрослых и их оценочных суждений.

            Доверительных отношений с родителями, нет. Не любит проводить время с семьей, старается скрываться в своей комнате, дабы никого не видеть и не слышать или уходит в компанию друзей. В общении с ровесниками ведет себя агрессивно без видимой причины.

          Причина этого отклонения лежит в особенностях взаимосвязи и взаимодействия несовершеннолетнего с окружающим миром, социальной средой и самим собой и прежде всего неблагоприятном климате в семье, а именно:

         Социально-экономические причины (социальный статус семьи- многодетная, малообеспеченная)

         Социально –психологические причины- неблагополучие семьи, связанное с нарушением выполнения воспитательной функции семьи отрицательно влияющих на формирование личности несовершеннолетнего.

        Психолого-педагогические причины (негативный опыт отношений в классном коллективе, грубость, хамство, агрессия по отношению к одноклассникам и учителям.

       Социально-педагогические причины как отсутствие контроля за поведением несовершеннолетнего со стороны родителей прогулы, низкая успеваемость, частые конфликтные ситуации в семье и школе.  

       Под влиянием данных причин, наблюдается устойчивое отклонение от социально-психологических и нравственных норм, социальной среде, ближайшем окружении, целей саморазвития ребенка вследствие воспитания одним родителем, низкого культурного и образовательного уровня членов семьи, бытовых трудностей.

Ребенок в такой семье рано утрачивает потребность в общении с родителями. Мною совместно с субъектами профилактики ведется индивидуально профилактическая работ с семьей на условиях конфиденциальности содержания и гласности положительных результатов.  

Образовательное учреждение в котором я работаю применяет модель социализации посредством групп продленного дня, с целью создания благоприятных условий для улучшения выполнения домашних заданий и  личностного роста детей.

Преимущества ГПД планирования заключаются в создании комплекса условий, чтобы успешно реализовать образовательный процесс на протяжении всего дня, в том числе и питание. Практика показывает, что группы продленного дня в школе являются наиболее эффективной формой социализации учащихся младших и средних классов. Продленный день в школе как особый способ формирования воспитывающей образовательной среды позволяет оказывать действенную помощь семье и детям.

Воспитательное пространство ГПД, как средство социализации школьников – это, во-первых, сама среда, в которой оказываются школьники после уроков, во-вторых, это специально организованный образ жизни детей в данной среде: их деятельность, отношения, события, с ними происходящие.

Воспитательное пространство продленного дня – безграничное пространство. Поле деятельности здесь не имеет границ, четко очерченных рамок. Творческий подход педагогов предметников позволяет создать во второй половине дня такие условия, чтобы дети младшего школьного возраста получили возможность выразить себя, познать окружающий мир и получили опыт позитивного общения.

Особое место и роль в социализации ребенка в условиях школы «полного дня» занимает проектная деятельность - совместная деятельность учителя и учащихся, направленная на поиск решения возникшей проблемы, проблемной ситуации.  Субъектами социализации в рамках моделеобразующей среды выступают (педагоги-предметники, педагог дополнительного образования, педагог-психолог, социальный педагог, классный руководитель, родители, и т.д.). Специально организованный образ жизни складывается из системы, включающей в себя занятия в творческих объединениях, кружках, клубах по интересам, часов общения, экскурсий и т. д.

Все вышеперечисленные условия дают возможность спрогнозировать развитие у детей таких ключевых компетентностей как: компетентности деятельности, познавательной деятельности, информационных технологий, ценностно-смысловой ориентации в мире, социального взаимодействия, компетентности в общении, саморазвития,  и т.д.

 Правительством РФ 29.09.2018 утверждены «Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года», которые направлены на реализацию положений Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Данные документы определяют цели, основные задачи и приоритеты деятельности Правительства Российской Федерации по осуществлению прорывного научно-технологического и социально-экономического развития. Значимость образования как основного ресурса научно-технологического и социально-экономического развития подтверждается включением в стратегию развития национального проекта «Образование».

Нормативным документом, учитывающим произошедшие изменения в качественном и количественном составе профессиональных обязанностей сотрудников образовательных организаций (использование цифровых образовательных ресурсов, цифрового учебного оборудования, развитие дистанционного и электронного обучения и др.) является профессиональный стандарт педагога.

Четыре вида цифровой компетентности:

1) информационная и медиакомпетентность – знания, умения, мотивация

и ответственность, связанные с поиском, пони манием, организацией, архивированием цифровой информации и ее критическим осмыслением, а также с созданием информационных объектов с использованием цифровых ресурсов (текстовых, изобразительных, аудио и видео);

2) коммуникативная компетентность – знания, умения, мотивация и ответственность, необходимые для различных форм коммуникации (электронная почта, чаты, блоги, форумы, социальные сети и др.) и с различными целями;

3) техническая компетентность – знания, умения, мотивация и ответственность, позволяющие эффективно и безопасно использовать технические и программные средства для решения различных задач, в том числе использования компьютерных сетей, облачных сервисов и т.п.;

4) потребительская компетентность – знания, умения, мотивация и ответственность, позволяющие решать с помощью цифровых устройств и интернета

различные повседневные задачи, связанные с конкретными жизненными ситуациями, предполагающими удовлетворение различных потребностей.

«ИКТ-компетентности» является кибербезопасность и безопасность в сети Интернет, как умение оценить достоверность информации, как умение сохранить свои личные и персональные данные, умение защитить свои и не нарушить чужие авторские и интеллектуальные права.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Профилактика ассоциального поведения"

Представлены основные причины и проявления ассоциального поведения. Проанализированы результаты диагностики предрасположенности подростков к отклоняющемуся поведению, даны рекомендации....

Презентация "Правила поведения учащихся".

Правила поведения учащихся....

Презентация "Манеры поведения в англо-говорящих странах"

Работа содержит информацию о манерах поведения в общественных местах в англо-говорящих странах...

Ассоциальное поведение подростков

Дети – это наша старость.Правильное воспитание – это наша счастливая старость,плохое воспитание – это будущее горе, это наши слезы,это наша вина перед другими людьми, перед всей страной.  ...

Преодоление и отказ от дурных привычек и форм ассоциального поведения

В «Программе воспитания в детском учреждении» большое внимание уделено формированию навыков и полезных привычек у детей, а также работе по избавлению от вредной/дурной привычки.Успехи здесь во многом ...

Презентация: «Трудное» поведение ребенка. Приемы управления «трудным» поведением ребенка.

Психологи выделяют четыре основные причины нарушений поведения детей....