Ассоциальное поведение подростков
учебно-методический материал на тему

Шишкина Ирина Валентиновна

 

Дети – это наша старость.
Правильное воспитание – это наша счастливая старость,
плохое воспитание – это будущее горе, это наши слезы,
это наша вина перед другими людьми, перед всей страной.

                                                                                                      А.С. Макаренко

Работа классного руководителя по профилактике асоциального поведения учащихся

Признаки проблемных детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon assotsialnoe_povedenie.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

Дети – это наша старость.
Правильное воспитание – это наша счастливая старость,
плохое воспитание – это будущее горе, это наши слезы,
это наша вина перед другими людьми, перед всей страной.

А.С. Макаренко

Работа классного руководителя по профилактике асоциального поведения учащихся

Признаки проблемных детей
1. Уклонение от учёбы вследствие:
- неуспеваемости по большинству предметов
- отставания в интеллектуальном развитии
- ориентация на другие виды деятельности
- отсутствие познавательных интересов
2. Общественно - трудовая активность:
- отказ от общественных поручений
- пренебрежительное отношение к делам класса
- демонстративный отказ от участия в трудовых делах
- пренебрежение к общественной собственности, её порча
3 Негативные проявления:
- употребление спиртных напитков
- употребление психотропных и токсичных веществ
-тяга к азартным играм
- курение
- нездоровые сексуальные проявления
4. Негативизм в оценке явлений действительности
5. Повышенная критичность по отношению к педагогам и взрослым:
- грубость
- драки
- прогулы
- пропуски занятий
- недисциплинированность на уроках
- избиение слабых, младших
- вымогательство
- жестокое обращение к животным
- воровство
- нарушение общественного порядка
- немотивированные поступки
6. Отношение к воспитательным мероприятиям:
- равнодушное
- скептическое
- негативное
- ожесточённое
7. Педагогическая реабилитация.
Выводы относительно причин отклоняющего поведения и возможные пути их устранения 

Памятка:

Кого можно считать трудным подростком 

У многих учителей нет достаточно чётких представлений о том, кого из подростков следует считать трудным, педагогически запущенным. Они относят к ним детей, имеющих аномалии и отклонения в развитии, в основе которых лежат этиологические факторы; всех подвижных, недостаточно организованных учеников, допускающих частичные нарушения дисциплины вследствие особенностей своего темперамента: всех подростков, у которых ярко проявляются такие качества, как стремление к самостоятельности, крепнущее чувство собственного достоинства, нетерпимость к нарушениям педагогического такта. Всё это мешает чёткому пониманию сущности вопроса.
Рекомендуется при определении трудновоспитуемости учитывать следующие признаки:
1. Наличие исходной физической и психической полноценности ребёнка (в отличие от детей с аномалиями и подлежащих обучению в специальных школах).
2. Наличие отрицательных проявлений и отклонений от нормального в нравственном развитии, поведении и учебной деятельности со значительной степенью устойчивости( в отличие от детей, эпизодически проявляющих отклонения такого порядка)
3. Обусловленность этих отклонений недостатками воспитания и особенно отрицательным влиянием неуправляемых факторов (улица, среда).
4. Постоянное устойчивое сопротивление воспитанию
Таким образом, трудные - это здоровые в физическом и психическом отношении дети, проявляющие сопротивление воспитанию вследствие наличия значительных по степени устойчивости и разнообразных по форме проявления отклонений в нравственном развитии и поведении, обусловленных недостатками воспитания. Трудный подросток постоянно нуждается в помощи, нужно помочь ему в учёбе, выполнении общественного поручения, в выборе любимого занятия, в использовании свободного времени. Помогать и систематически контролировать, опираясь на актив класса. Всесторонне изучать личность подростка, знать его дарования, интересы, увлечения и использовать их в воспитательных целях. Быть объективным по отношению к трудному подростку, никогда не обвинять его в том, в чём его вина не доказана. Критика подростка должна быть конкретной, по существу. Критиковать не вообще, а за совершённый поступок, ничего к нему не прибавляя. Осуждая подростка за проступок, неблаговидное действие, нужно проявлять при этом уважение к личности школьника. Можно сказать: «Ты плохо поступил, ты совершил хулиганский поступок», но не надо говорить:«Ты плохой мальчик, ты хулиган». Нельзя учителю в пылу нервного возбуждения дать волю чувствам, изливая их в оскорбительных эпитетах типа «бездельник», «лодырь», «хам», «негодяй». Это отталкивает подростка, озлобляет его и ещё более затрудняет процесс общения с ним. Классный руководитель должен быть всегда оптимистом и открыто выражать надежду на исправление трудного подростка, не закрывая перед ним перспективы положительных изменений. Трудный школьник, давно привыкший к критическим замечаниям в свой адрес, особенно чувствителен к похвале, поощрению своих действий. Поэтому нам всегда надо видеть и отмечать в поведении подростка даже незначительные попытки сделать что- то хорошее, не оставляя без внимания малейшие сдвиги в лучшую сторону. Быть доброжелательным и строгим, уступчивым и принципиальным: не делать поблажек трудному подростку, не заигрывать с ним и в тоже время уметь кое-что прощать, «не заметить». В педагогической практике самое трудное - установление положительного контакта с подростками, проявляющими жестокость, изучение мотивов их поведения.
Опыт показывает, что к трудным, как правило, относят подростков, которые:
- часто бывают невыдержанными;
- спорят со взрослыми;
- отказываются выполнять необходимую общественную работу;
- делают то, что раздражает других
 - часто обвиняют других в своих ошибках;
- часто сердятся и возмущаются;
- недоброжелательны и мстительны;
- сквернословят и говорят непристойности;
- жестоки к младшим и животным и др.
Устойчивое негативное поведение, в отличие от временных вспышек негативизма, создает трудности, как для окружающих, так и для собственного развития подростка.
Педагогу очень важно понять, что стоит за негативистским поведением. Это может быть:
- способ самоутверждения, защита от беспомощности, тревоги, потеря самоуважения;
- стереотипы поведения, ориентация на  «лидеров»;
- устойчивый комплекс ценностных норм.
Наиболее  сложно складываются общение с подростками, чьи установки уже имеют устойчивый характер. Сформированный образ действительности, нежелание идти на  контакт, поддержка со стороны подростковой группы, основанной на асоциальных нормах, чаще всего сводят воспитательные усилия на «нет». Обычно общение педагога и подростка состоит из нотаций, длительных бесед и поучений. При этом педагоги не отличаются знанием о современных молодёжных субкультурах, сленге, музыкальных группах и др. Наибольшее влияние на проявления агрессии и жестокости в поведении подростка могут оказать: дезаптация в учёбе и труде; отношения со сверстниками и учителями. Наибольшее количество детей со школьной дезаптацией приходится на средние классы, то есть на подростковый возраст. Школьная дезаптация в младших классах встречается в 5-8% случаяв, а у подростков - в 18-20%. Чаще всего школьные проблемы возникают у подростков с низким интеллектом и выраженной сенситивностью. Пристальному вниманию подлежит правильная трактовка агрессивного поведения детей и подростков в школьном коллективе и за его пределами, выявление девиантных форм поведения и соответственно применение дифференцированных профилактики и социальной реабилитации. Этиология аффективных переживаний может быть понята в свете описанного в психологической литературе конфликта между уровнем притязаний и  неуверенностью в себе. Такой конфликт, вовремя не снятый ни педагогами, ни родителями, углубляясь, может стать причиной антиобщественных поступков. В этом случае для подростка вызывающее поведение является выражением протеста против не удовлетворяющей его оценки со стороны окружающих, недовольства своим положением среди сверстников, уродливой формой самоутверждения, поисками общественной позиции (хотя бы и отрицательной), способной удовлетворить его притязания. Как показывают наблюдения и данные психологических исследований, этот внутренний источник отрицательного поведения подростка (неудовлетворённые социальные потребности и своеобразный способ их удовлетворения) часто не распознаётся педагогами, а потому и не всегда учитывается ими при организации воспитательного воздействия на этих подростков. Подлинная причина антиобщественного поведения часто бывает не осознана и самим подростком. Вначале у него возникает недисциплинированное поведение, а затем, если вовремя не устранить вызывающую его причину, оно может стать и девиантным. И то и другое возникает в результате сложного внутреннего конфликта, сущность которого заключается в столкновении двух противоположных тенденций: стремления утвердить себя в своём собственном мнении и мнении товарищей, с одной, и (часто неосознанного переживания своей несостоятельности) - с другой. Обычно это переживание является результатом постоянного неуспеха (как правило, будущие правонарушители плохо учатся), который порождает неверие в себя, потерю перспективы, нарушение нормальных взаимоотношений с окружающими. Не до конца осознанная неудовлетворённость своим положением в семье и в учебном заведении вызывает устойчивые отрицательные эмоциональные переживания, от которых подросток стремится избавиться, добиваясь хотя бы кратковременного признания со стороны коллектива сверстников. Это приводит к желанию «показать себя», пусть даже с отрицательной стороны. В дальнейшем это перерастает в позицию противопоставления себя коллективу, а затем обществу с его общественной моралью  Методика работы по преодолению  у  учащихся вредных привычек Классный руководитель должен уделять большое внимание в работе с классом по формированию у учащихся умения противостоять и бороться с вредными привычками.  Но для того чтобы бороться с вредными привычками учащихся, необходимо в первую очередь сформировать у ребят отрицательное к ним отношение. С этой целью необходимо организовать в классе серьёзную профилактику. Просветительскую работу через систему внеклассных мероприятий. Внеклассные мероприятия должны быть направлены на демонстрацию последствий для организма человека и для его личностного становления вредных привычек.
Для эффективности внеклассной работы в этом направлении можно и нужно использовать следующие
формы работы:
- просмотр видеофильмов с последующим обсуждением;
 - просмотр кинофильмов, которые отражают ситуации борьбы людей с собственными пороками и пути их преодаления;
- встречи с людьми, сумевшими преодолеть свои вредные привычки, выжившими в трудных ситуациях жизни;
- встречи со специалистами;
- изучение отношения взрослых к проблемам учащихся;
 - чтение и обсуждение журнальных публикаций о силе и стойкости человеческого духа в самых трудных жизненных ситуациях;
 - тематические викторины, устные журналы;
- создание антирекламных роликов по проблеме;
- конкурсы на лучшее художественное произведение, направленное против вредных привычек человека, демонстрирующее силу человеческого духа;
- конкурсы  рекламных щитов по данной проблеме;
- выставки рисунков, акции в защиту человека от влияния вредных привычек;
- нравственные классные часы;
- интерактивные игры;
- пресс-конференции, брифинги по данной теме;
необходимые условия, которые нужно соблюдать при подготовке мероприятия по профилактике вредных привычек: 
- Мероприятия должны быть актуальны. Если мероприятие запоздает, оно может вызвать иронию и сарказм учащихся.
- Подготовка мероприятия должна быть очень детальной и достоверной. Разговор на данную тему не терпит фальши и формализма.
- мероприятия такого рода должны быть искренними и максимально откровенными со стороны взрослого.
- Форма общения - не назидание с позиции своего опыта, а совместный поиск истины.
- Факты и события, статистика должны быть очень впечатляющими, чтобы затронуть внутренние механизмы личности ученика.
- такие мероприятия не должны требовать от ученика единства взглядов со всеми остальными. Они должны поставить ученика в позицию раздумий.

Классный час на тему  “Я – человек…”

Цель игры: профилактика вредных привычек у школьников и пропаганда здорового образа жизни с помощью элементов математики.
Условия игры: игра проводится по типу телеигры “Кто хочет стать миллионером?”
Играют 3-4 команды.
Для отборочного тура выбирается один представитель от каждой команды.
В основную игру попадает тот, кто быстрее других ответил на один вопрос.
Ассистенты следят за быстротой и правильностью ответов.
В основной игре 9 вопросов и две несгораемые цифры.
Подсказки:
1. “Помощь зала”.
Зрителям раздаются жетоны 4 цветов соответственно 4 вариантам ответов: красный, желтый, зелёный, синий.
2. “50х50”
Два оставшихся варианта ответов в тексте обозначены кружком.
3. “Звонок другу”.
Играющий выбирает друга из сидящих в зале.

Задания отборочного тура:
Расположите слова по порядку в высказывании:
- убивает
- никотина
- лошадь
- капля
(“Капля никотина убивает лошадь”)

Основная игра:
1.
100 баллов.
“Человек – это…”

а) венец природы,
б) корона природы,
в) голова природы,
г) шлем природы.

2. 200 баллов.
“В каком фильме Леонида Гайдая герой учит танцевать твист, туша окурки то одной, то другой ногой”:

а) “Кавказская пленница,
б) “Операция “Ы” и другие приключения Шурика”,
в) “Бриллиантовая рука”,
г) “Пёс Барбос и необыкновенный кросс”.

3. 300 баллов. ( Первая несгораемая цифра).
“Что поражается у курильщика прежде всего?”

а) печень,
б)
лёгкие,
в) сердце,
г) почки.

4. 600 баллов.
“Пьяный человек – не человек, ибо он потерял…”

а) 1000 рублей,
б) друзей,
в)
разум,
г) голову.

5. 1000 баллов.
“Через сколько секунд после первой затяжки яд – никотин поступит в мозг?”

а) 7 секунд,
б) 10 секунд,
в) 20 секунд,
г) 1 секунда.

6. 1500 баллов. ( Вторая несгораемая цифра).
Писатель Василий Белов называл курящих женщин

а) гусынями,
б)
курицами,
в) индюшками,
г) утками.

7. 2000 баллов.
По мнению известного хирурга Фёдора Григорьевича Углова, после приёма спиртного в коре головного мозга остаётся:

а) кладбище нервных клеток, которые не восстанавливаются,
б) заряд бодрости веселья,
в) боль,
г) тошнота и рвота.

8. 2500 баллов.
Рак лёгких у курящих встречается чаще, чем у некурящих:

а) в 20-30 раз,
б) в 10-15 раз,
в) в 5- 10 раз,
г) в 15-20 раз.

9. 3000 баллов.
В 1880-1890 гг. во Франции из 1000 опрошенных детей было установлено, что у 471 ребёнка были:

а) отцы – пьяницы,
б) матери – пьяницы,
в) оба родителя,
г) бабушки и дедушки.

Вручение приза победителю.

Второй отборочный тур.
Расположите слова по порядку в высказывании:
- вина,
- ума,
- много,
- мало.
(“Много вина – мало ума”)

Основная игра:

1. 100 баллов.
“Курение – это частые болезни и преждевременная…”

а) старость,
б)
смерть,
в) молодость,
г) получка.

2. 200 баллов.
Сколько процентов краж совершается в состоянии алкогольного опьянения:

а) 1%
б) 27%
в) 39%
г)
55%.

3. 300 баллов. (Первая несгораемая цифра) часто при курении повышается:

а) артериальное давление,
б) атмосферное давление,
в) давление газа,
в) давление пара.

4. 600 баллов.
При курении в организм человека попадает вредных веществ около:

а) 30,
б) 10,
в) 5,
г) 2.

5. 1000 баллов.
“Выпил водки на копейку, а дури прибавилось на…”:

а) пятак,
б) десятку,
в)
рубль,
г) сотню.

6. 1500 баллов. (Вторая несгораемая цифра).
Пить вино так же вредно, как принимать:

а) таблетку,
б) уколы,
в)
яд,
г) врача.

7. 2000 баллов.
Болезнь заядлых курильщиков:

а) насморк,
б) грипп,
в)
бронхит,
г) кашель.

8. 2500 баллов.
За 10 лет через дыхательные пути курящего проходит табачного дёгтя:

а) 8 литров,
б) 10 литров,
в) 5 литров,
г) 1,5 литров.

9. 3000 баллов.
Где опьянение, там и …

а) кража,
б) драка,
в) синяк,
г)
преступление. 

Вручение приза победителю.

Третий отборочный тур:
Расположите слова по порядку в высказывании:
- пьянство,
- спутник,
- хулиганство,
- верный.
(“Пьянство – верный спутник хулиганства”)

Основная игра:

1. 100 баллов.
Никотин всегда задерживает:

а) рост,
б) преступление,
в) машину,
г) очередь.

2. 200 баллов.
Не в вине преступление, виновен…

а) милиционер,
б
) пьющий,
в) математик,
г) учебник.

3. 300 баллов. (Первая несгораемая цифра). Курение – это скрытая…

а) болезнь,
б)
наркомания,
в) привычка,
г) кинокамера.

4. 600 баллов.
Во сколько раз смертность детей в пьющих семьях выше, чем в семьях непьющих родителей:

а) в 3 раза,
б) в 2 раза,
в) в 1,5 раза,
г) в 0,5 раза.

5. 1000 баллов.
Что делали Александр и Яна в программе “Последний герой”, укрывшись от других игроков?

а) ловили рыбу,
б) чистили зубы,
в) искали пищу,
г)
курили.

6. 1500 баллов. (Вторая несгораемая цифра).
Какое воздействие оказывает алкоголь на центральную нервную систему?

а) положительное,
б
) отрицательное,
в) доброжелательное,
г) агрессивное.

7. 2000 баллов.
В 1 кг табака, который человек выкуривает за месяц, содержится табачного дёгтя:

а) 70 мл,
б) 10 мл,
в) 50 мл,
г) 28 мл.

8. 2500 баллов.
Во времена Петра I говорили:
“Кто курит табак, тот хуже…”

а) свиньи,
б) козы,
в
) собаки,
г) серого волка.

9. 3000 баллов.
“Эпидемия” курения ежегодно уносит жизни россиян:

а) 400 тысяч человек,
б) 100 тысяч человек,
в) 15 тысяч человек,
г) не уносит жизни ни одного человека.

Вручение приза победителю.

Стихотворение “Я – человек…”

Запомни – человек не слаб.
Рожден свободным.
Он не раб.
Сегодня вечером,
Как ляжешь спать,
Ты должен так себе сказать:
"Я выбрал сам дорогу к свету
И, презирая сигарету,
Не стану ни за что курить.
Я – человек!
Я должен сильным быть!"

Конец игры


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Профилактика ассоциального поведения"

Представлены основные причины и проявления ассоциального поведения. Проанализированы результаты диагностики предрасположенности подростков к отклоняющемуся поведению, даны рекомендации....

Педагогический совет Тема: Суицидальное поведение, как особый вид отклоняющегося поведения подростка.

Педагогический совет Тема: Суицидальное поведение, как особый вид отклоняющегося поведения подростка.Суицидальное поведение– это проявление суицидальной активности – мысли, намерения, выска...

Девиантное поведение подростка. Технологии работы социального педагога с подростками девиантного поведения.

Причины, которые являются источником девиантного поведения, требуют особого изучения, так как их учет будет способствовать эффективной организации социально-педагогической деятельности с такими ...

Преодоление и отказ от дурных привычек и форм ассоциального поведения

В «Программе воспитания в детском учреждении» большое внимание уделено формированию навыков и полезных привычек у детей, а также работе по избавлению от вредной/дурной привычки.Успехи здесь во многом ...

Профилактика агрессивного поведения у школьников. Причины агрессивного и суицидального поведения подростков. Раннее выявление агрессивного поведения подростков.

В статье рассмотрены вопросы раннего  выявления агрессивного поведения подростков. Представлены причины агрессивного и аутоагрессивного  поведения. Подробно  рассмотрены  факторы, ...

Презентация ассоциального поведения

Факторы риска-значимый аспект семейной проблемы....