Доклад на тему: «Базовые национальные ценности – основное содержание нравственно-патриотического развития и воспитания подрастающего поколения»
статья

Перегудова Светлана Михайловна

Духовно-нравственное развитие гражданина формирует его способность сознательно выстраивать отношения к себе, своей семье, другим людям, к жизни и труду, к обществу, государству, миру в целом на основе общепринятых моральных норм, нравственных установок, традиционных национальных духовных идеалов.

 Основным содержанием духовно-нравственного развития гражданина России являются базовые национальные ценности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx31.32 КБ

Предварительный просмотр:

Школа х. Ямы филиал МОУ СОШ х. Клетский

Доклад на тему:

«Базовые национальные ценности – основное содержание нравственно-патриотического развития и воспитания подрастающего поколения»

 

Перегудова Светлана Михайловна,

учитель истории и обществознания

 «Русских невозможно победить, мы убедились в этом за сотни лет.

Но русским можно привить лживые ценности, и тогда они победят сами себя!»

Отто фон Бисмарк

слайд 4

Современного молодого человека, беря во внимание его потребности и приоритеты, чаще можно охарактеризовать как «человек-масса», так как он, не требует от себя многого, предпочитает не усложнять жизнь.

Между тем, цивилизация развивается тогда, когда каждое следующее поколение по уровню развития выше, образованнее, мудрее и духовнее своих предков

слайд 5

Сегодня,  как никогда, духовно-нравственное воспитание нуждается в современном осмыслении, разработке целостного подхода так как, оно вскрывает новые противоречия  постиндустриального общества.

слайд 6

Практика социального реформирования сделала необычайно востребованными проблемы  духовно-нравственного характера.

С научной точки зрения, это понятие является целесообразным, так как в нем нравственное начало в жизни непосредственно связывается  с духовным миром личности.

В условиях социальных перемен необходимо оказывать позитивное влияние на воспитание со стороны государственных и общественных структур, чтобы стимулировать развитие процесса самосовершенствования личности.

слайд 7

То есть, любой человек живет в социуме, является частью своего коллектива, общественной группы, мирового сообщества и таким образом, цель современного образования определяется  как «формирование духовно – нравственной личности» и проблема воспитания вновь выходит на передний план в системе российского  образования.  

слайд 8

Эта установка отражена в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина, во ФГОС второго поколения и в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года.

Основная цель Стратегии  направлена на «становление российской гражданской идентичности, укрепление нравственных основ общественной жизни, успешную социализацию детей, их самоопределение в мире ценностей и традиций многонационального народа Российской Федерации, межкультурное взаимопонимание и уважение».

слайд 9

Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных  задач общества и государства является  воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного и компетентного гражданина России.

Основные задачи духовно-нравственного развития и воспитания гражданина лежат в сферах:

Личностного развития

Общественных отношений

Государственных отношений

слайд 10

В сфере личностного развития воспитание должно обеспечить

  • Готовность и способность  к  нравственному самосовершенствованию, самооценке,  пониманию смысла своей жизни, индивидуально-ответственному поведению;
  • Формирование морали – осознанной необходимости определенного поведения, основанного на принятых в обществе традиционных нормах;
  • Развитие совести – нравственного самосознания личности;
  • Усвоение базовых национальных ценностей, духовных традиций;
  • Готовность и способность открыто выражать и отстаивать свою общественную позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки;
  • Способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремленность и настойчивость в достижении результата;
  • Трудолюбие, бережливость, оптимизм, способность к преодолению трудностей;
  • Осознание ценности  других людей (ближних), ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью и духовной безопасности личности, умение им противодействовать;
  • Укрепление веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество перед будущими поколениями.

слайд 11

В сфере общественных отношений воспитание обучающихся должно обеспечить

  • Осознание себя гражданином России
  • Готовность граждан солидарно противостоять внешним и внутренним вызовам
  • Развитость патриотизма и гражданской солидарности
  •   Заботу о благосостоянии многонационального народа России, поддержание межэтнического мира и согласия
  •  Осознание безусловной ценности семьи как первоосновы нашей принадлежности к народу, Отечеству.
  • Понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, почитание родителей, забота о младших и старших, ответственность за другого.
  • Бережное отношение к жизни человека, забота о продолжении рода
  • Законопослушность и сознательно поддерживаемый гражданами правопорядок
  • Духовную, культурную и социальную преемственность поколений  

слайд 12

В сфере государственных отношений воспитание должно обеспечить

  • Укрепление и совершенствование демократического федеративного правового государства с республиканской формой правления
  • Повышение доверия к государственным институтам со стороны граждан и общественных организаций
  • Повышение эффективности усилий государства, направленных на модернизацию страны
  • Укрепление национальной безопасности.

слайд 13

Духовно-нравственное развитие гражданина формирует его способность сознательно выстраивать отношения к себе, своей семье, другим людям, к жизни и труду, к обществу, государству, миру в целом на основе общепринятых моральных норм, нравственных установок, традиционных национальных духовных идеалов

Вывод:

основным содержанием духовно-нравственного развития гражданина России являются базовые национальные ценности

слайд 14

Базовые национальные ценности – это основные моральные ценности, приоритетные нравственные установки, существующие в культурных, семейных, социально-исторических, религиозных традициях многонационального народа РФ, передаваемые из поколения в поколение и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях.

слайд 15

Базовые национальные ценности определяют:

  • сохраняются в религиозных, культурных, социально-исторических, семейных традициях народов России;
  • передаются от поколения к поколению;
  • поддерживают эффективное развитие страны в современных условиях.

слайд 16

Система базовых национальных ценностей включает в себя

Патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству);

Социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство);

Гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и  семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);

Семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода);

Труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость);

Наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание);

Традиционные российские религии (представления о вере, духовности, религиозной жизни человека и общества, религиозной картине мира);

Искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие);

Природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля);

Человечество (мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество).

слайд 17

Уклад школьной жизни

  • Формируется на основе базовых национальных ценностей и воспитательных идеалов;
  • Включает урочную, внеурочную и общественно значимую деятельность, систему воспитательных мероприятий, культурных и социальных практик;
  • Учитывает историко-культурную, этническую и региональную специфику;
  • Обеспечивает усвоение обучающимися нравственных ценностей, приобретение опыта нравственной, общественно значимой деятельности;
  • Организуется педагогическим коллективом образовательного учреждения при поддержке семей обучающихся,  общественных организаций, включая детско-юношеские движения и организации, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ, традиционных религиозных объединений

И тогда овременный педагог становится носителем личностно и социально значимых качеств, способный профессионально передавать и развивать эти качества у других. Важнейшая компетенция педагога – способность к личностному саморазвитию.

В заключение

«Духовный и нравственный кризис, переживаемый нашим обществом, особенно остро затрагивает молодежную среду. Именно поэтому вопрос о духовном здоровье молодых людей становится сегодня во главу угла. Без решения этого вопроса невозможно совершенствование образования, прогресса науки, развития культуры»

               Патриарх Кирилл


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступления на семинарах по темам : "Формирование и развитие социальных ценностей у детей на примере ИЗО деятельности"; "Патриотическое воспитание как одна из задач воспитания подрастающего поколения"

Формирование и развитие социальных ценностей у детей в системе дополнительного образования на примере изодеятельности   Процесс творчества - это не только практическое действие, формирование из...

Доклад на тему «Формирование общечеловеческих ценностей подрастающего поколения».

Подготовил:  Дарбинян Арам Генрикович, учитель математики, руководитель МО учителей математики....

Родительское собрание по теме "Базовые национальные ценности в семейном воспитании"

Тема собрания: «Базовые национальные ценности в семейном воспитании».  (На примере родительской любви)Цель:...

История казачества как фактор духовно-нравственного, патриотического воспитания подрастающего поколения

Актуальность данной темы заключается в том, что резкое ухудшение духовно-нравственной обстановки в обществе, постепенная утрата традиционно российского патриотического сознания, истинного значения пон...

Вопросы преемственности начальной и основной школы, роль классного руководителя в воспитании подрастающего поколения. Воспитательная система класса на основе концепции духовно-нравственного развития личности учащегося.

Здравствуйте, хочу поделиться с вами моей воспитательной системой.Это продолжение работы, а точнее результат, с которым мне довелось столкнуться в основной школе. Дело все в том, что ранее я работала ...

Выступление по теме "Опыт МБОУ "Гимназия № 4" г. Смоленска по духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения"

Программа городского форума "Актуальные проблемы патриотического воспитания школьников: опыт и перспективы", посвященный 74-й годовщине освобождения Смоленска от немецко-фашистских захватчик...