Доклад на тему: «Базовые национальные ценности – основное содержание нравственно-патриотического развития и воспитания подрастающего поколения»
статья
Духовно-нравственное развитие гражданина формирует его способность сознательно выстраивать отношения к себе, своей семье, другим людям, к жизни и труду, к обществу, государству, миру в целом на основе общепринятых моральных норм, нравственных установок, традиционных национальных духовных идеалов.
Основным содержанием духовно-нравственного развития гражданина России являются базовые национальные ценности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 31.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Школа х. Ямы филиал МОУ СОШ х. Клетский
Доклад на тему:
«Базовые национальные ценности – основное содержание нравственно-патриотического развития и воспитания подрастающего поколения»
Перегудова Светлана Михайловна,
учитель истории и обществознания
«Русских невозможно победить, мы убедились в этом за сотни лет.
Но русским можно привить лживые ценности, и тогда они победят сами себя!»
Отто фон Бисмарк
слайд 4
Современного молодого человека, беря во внимание его потребности и приоритеты, чаще можно охарактеризовать как «человек-масса», так как он, не требует от себя многого, предпочитает не усложнять жизнь.
Между тем, цивилизация развивается тогда, когда каждое следующее поколение по уровню развития выше, образованнее, мудрее и духовнее своих предков
слайд 5
Сегодня, как никогда, духовно-нравственное воспитание нуждается в современном осмыслении, разработке целостного подхода так как, оно вскрывает новые противоречия постиндустриального общества.
слайд 6
Практика социального реформирования сделала необычайно востребованными проблемы духовно-нравственного характера.
С научной точки зрения, это понятие является целесообразным, так как в нем нравственное начало в жизни непосредственно связывается с духовным миром личности.
В условиях социальных перемен необходимо оказывать позитивное влияние на воспитание со стороны государственных и общественных структур, чтобы стимулировать развитие процесса самосовершенствования личности.
слайд 7
То есть, любой человек живет в социуме, является частью своего коллектива, общественной группы, мирового сообщества и таким образом, цель современного образования определяется как «формирование духовно – нравственной личности» и проблема воспитания вновь выходит на передний план в системе российского образования.
слайд 8
Эта установка отражена в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина, во ФГОС второго поколения и в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года.
Основная цель Стратегии направлена на «становление российской гражданской идентичности, укрепление нравственных основ общественной жизни, успешную социализацию детей, их самоопределение в мире ценностей и традиций многонационального народа Российской Федерации, межкультурное взаимопонимание и уважение».
слайд 9
Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного и компетентного гражданина России.
Основные задачи духовно-нравственного развития и воспитания гражданина лежат в сферах:
Личностного развития
Общественных отношений
Государственных отношений
слайд 10
В сфере личностного развития воспитание должно обеспечить
- Готовность и способность к нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуально-ответственному поведению;
- Формирование морали – осознанной необходимости определенного поведения, основанного на принятых в обществе традиционных нормах;
- Развитие совести – нравственного самосознания личности;
- Усвоение базовых национальных ценностей, духовных традиций;
- Готовность и способность открыто выражать и отстаивать свою общественную позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки;
- Способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремленность и настойчивость в достижении результата;
- Трудолюбие, бережливость, оптимизм, способность к преодолению трудностей;
- Осознание ценности других людей (ближних), ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью и духовной безопасности личности, умение им противодействовать;
- Укрепление веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество перед будущими поколениями.
слайд 11
В сфере общественных отношений воспитание обучающихся должно обеспечить
- Осознание себя гражданином России
- Готовность граждан солидарно противостоять внешним и внутренним вызовам
- Развитость патриотизма и гражданской солидарности
- Заботу о благосостоянии многонационального народа России, поддержание межэтнического мира и согласия
- Осознание безусловной ценности семьи как первоосновы нашей принадлежности к народу, Отечеству.
- Понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, почитание родителей, забота о младших и старших, ответственность за другого.
- Бережное отношение к жизни человека, забота о продолжении рода
- Законопослушность и сознательно поддерживаемый гражданами правопорядок
- Духовную, культурную и социальную преемственность поколений
слайд 12
В сфере государственных отношений воспитание должно обеспечить
- Укрепление и совершенствование демократического федеративного правового государства с республиканской формой правления
- Повышение доверия к государственным институтам со стороны граждан и общественных организаций
- Повышение эффективности усилий государства, направленных на модернизацию страны
- Укрепление национальной безопасности.
слайд 13
Духовно-нравственное развитие гражданина формирует его способность сознательно выстраивать отношения к себе, своей семье, другим людям, к жизни и труду, к обществу, государству, миру в целом на основе общепринятых моральных норм, нравственных установок, традиционных национальных духовных идеалов
Вывод:
основным содержанием духовно-нравственного развития гражданина России являются базовые национальные ценности
слайд 14
Базовые национальные ценности – это основные моральные ценности, приоритетные нравственные установки, существующие в культурных, семейных, социально-исторических, религиозных традициях многонационального народа РФ, передаваемые из поколения в поколение и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях.
слайд 15
Базовые национальные ценности определяют:
- сохраняются в религиозных, культурных, социально-исторических, семейных традициях народов России;
- передаются от поколения к поколению;
- поддерживают эффективное развитие страны в современных условиях.
слайд 16
Система базовых национальных ценностей включает в себя
Патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству);
Социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство);
Гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);
Семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода);
Труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость);
Наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание);
Традиционные российские религии (представления о вере, духовности, религиозной жизни человека и общества, религиозной картине мира);
Искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие);
Природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля);
Человечество (мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество).
слайд 17
Уклад школьной жизни
- Формируется на основе базовых национальных ценностей и воспитательных идеалов;
- Включает урочную, внеурочную и общественно значимую деятельность, систему воспитательных мероприятий, культурных и социальных практик;
- Учитывает историко-культурную, этническую и региональную специфику;
- Обеспечивает усвоение обучающимися нравственных ценностей, приобретение опыта нравственной, общественно значимой деятельности;
- Организуется педагогическим коллективом образовательного учреждения при поддержке семей обучающихся, общественных организаций, включая детско-юношеские движения и организации, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ, традиционных религиозных объединений
И тогда овременный педагог становится носителем личностно и социально значимых качеств, способный профессионально передавать и развивать эти качества у других. Важнейшая компетенция педагога – способность к личностному саморазвитию.
В заключение
«Духовный и нравственный кризис, переживаемый нашим обществом, особенно остро затрагивает молодежную среду. Именно поэтому вопрос о духовном здоровье молодых людей становится сегодня во главу угла. Без решения этого вопроса невозможно совершенствование образования, прогресса науки, развития культуры»
Патриарх Кирилл
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступления на семинарах по темам : "Формирование и развитие социальных ценностей у детей на примере ИЗО деятельности"; "Патриотическое воспитание как одна из задач воспитания подрастающего поколения"
Формирование и развитие социальных ценностей у детей в системе дополнительного образования на примере изодеятельности Процесс творчества - это не только практическое действие, формирование из...
![](/sites/default/files/pictures/2014/08/13/picture-469223-1407933285.jpg)
Доклад на тему «Формирование общечеловеческих ценностей подрастающего поколения».
Подготовил: Дарбинян Арам Генрикович, учитель математики, руководитель МО учителей математики....
БАЗОВЫЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ КАК ОСНОВНОЙ ЭЛЕМЕНТ ФУНДАМЕНТАЛЬНОГО ЯДРА СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Презентация для учителей иностранных языков...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/03/picture-129199-1380787269.jpg)
Родительское собрание по теме "Базовые национальные ценности в семейном воспитании"
Тема собрания: «Базовые национальные ценности в семейном воспитании». (На примере родительской любви)Цель:...
История казачества как фактор духовно-нравственного, патриотического воспитания подрастающего поколения
Актуальность данной темы заключается в том, что резкое ухудшение духовно-нравственной обстановки в обществе, постепенная утрата традиционно российского патриотического сознания, истинного значения пон...
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/15/picture-284679-1410784669.jpg)
Вопросы преемственности начальной и основной школы, роль классного руководителя в воспитании подрастающего поколения. Воспитательная система класса на основе концепции духовно-нравственного развития личности учащегося.
Здравствуйте, хочу поделиться с вами моей воспитательной системой.Это продолжение работы, а точнее результат, с которым мне довелось столкнуться в основной школе. Дело все в том, что ранее я работала ...
Выступление по теме "Опыт МБОУ "Гимназия № 4" г. Смоленска по духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения"
Программа городского форума "Актуальные проблемы патриотического воспитания школьников: опыт и перспективы", посвященный 74-й годовщине освобождения Смоленска от немецко-фашистских захватчик...