Опыт по отработке форм контроля и системы требований технологических, организационно-содержательных основ проектно-исследовательской деятельности для объективной и достоверной оценки достижения планируемых результатов освоения ООП ООО; ООП СОО
опыты и эксперименты

Гасилина Галина Анатольевна

Описание опыта организации проектно-исследовательской деятельности, апробоции критериеа оценивания проектов .

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ Ново-Харитоновская СОШ №10

с углубленным изучением отдельных предметов

Опыт по отработке форм контроля и системы требований технологических, организационно-содержательных основ проектно-исследовательской деятельности для объективной и достоверной оценки достижения планируемых результатов освоения ООП ООО; ООП СОО

Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования (ФГОС ООО) ставят перед школой  следующиезадачи: создание обучающей среды, мотивирующей обучающихся самостоятельно добывать, обрабатывать полученную информацию, обмениваться ею. В связи, с чем  одним из приоритетных направлений работы школы в 2016-2017 учебном году была проектно-исследовательская деятельность школьников.

Особая педагогическая значимость данного направления в том, что она способствует актуализации знаний, умений, навыков ребёнка, их практическому применению, помогает сформировать   следующие  умения:

  • видеть проблему и преобразовывать ее в цель собственной деятельности;
  • ставить стратегическую цель (отдаленную по времени, но значимую) и разбивать ее на тактические шаги;
  • оценить имеющиеся ресурсы, в том числе собственные силы и время, и распределить их;
  • добывать информацию, критически оценивать ее, ранжировать по значимости, ограничивать по объему, использовать различные информационные источники;
  • планировать свою работу;
  • выполнив работу, оценить ее результат, сравнить его с тем, что было заявлено в качестве цели работы;
  • видеть допущенные ошибки и не допускать их в будущем.

Системность работы в данном направлении представлена в следующей схеме:

  • организация методической работы учителей;
  • организация проектно-исследовательскойдеятельности на учебном занятии;
  • организация проектно-исследовательской деятельности во внеурочное время;
  • участие в конкурсах, конференциях  различного уровня.

Управление качеством образования через технологию проектно - исследовательской деятельности создает условия для самореализации учащихся и учителей, осуществления сотрудничества на равных.

Для эффективной реализации данного направления была создана творческая группа педагогов.

Цель работы: способствовать реализации деятельностного подхода в работе посредством проектной технологии, способствовать развитию самостоятельной познавательной деятельности обучающихся в процессе работы над проектом.

ФИО учителя

Название темы методической работы

Выход

Любцова В.А.

«Исследовательская деятельность учащихся на уроках окружающего мира»

Открытый урок окружающего мира (октябрь)

Аксенова Л.В.

Исследовательская деятельность учащихся по формированию регулятивных УУД на уроках и во внеурочной деятельности через систему оценки»

Окружающий мир (октябрь)

Козулицына С.Г.

Внедрение  технологии проектной деятельности как способа формирования и развития интеллектуальных умений критического и творческого мышления школьников

Папка с материалами, участие в ШНПК

Касиянчук Т.К.

Исследовательская деятельность как инструмент реализации требований ФГОС по формированию познавательных УУД на уроках русского языка и литературы

Папка с материалами, участие в ШНПК

Суровцева Т.А.

Внедрение  технологии проектной деятельности как способа формирования и развития интеллектуальных умений критического и творческого мышления школьников

Папка с материалами, участие в ШНПК

Тимолянова А.В.

Внедрение  технологии проектной деятельности как способа формирования и развития интеллектуальных умений критического и творческого мышления школьников

Папка с материалами, участие в ШНПК

Дианова Ю.И.

Проектная и исследовательская деятельность в развитии познавательных УУД в 6 классе

Папка с материалами

Свиридова М.И.

Проектная и исследовательская деятельность в развитии личностных УУД в 4 классе

Папка с материалами

Бученкова В.И.

Проектная и исследовательская деятельность в развитии личностных и познавательных УУД в 8 классе

Папка с материалами, участие в ШНПК

Барсукова А.А.

Проектная деятельность школьников в условиях реализации ФГОС

Папка с материалами

Киреев Е.А.

 Организация проектной деятельности во внеурочной деятельности «Занимательная информатика»

Папка с материалами, участие в ШНПК

Петухова И.В.

Проектная деятельность школьников в условиях реализации ФГОС

Папка с материалами, участие в ШНПК

Сошкин В.К.

Проектная и исследовательская деятельность школьников в профильной школе (создание экспериментариума)

Папка с материалами

Тимофеева Г.Г.

Проектная и исследовательская деятельность школьников при изучении углубленно курса физики в основной школе

Папка с материалами

Шишкова Л.В.

Комплексное использование ЭОР, цифрового и лабораторного оборудования для формирования проектно-исследовательских компетенций обучающихся в области естественных наук

Папка с материалами

Серебрянская Н.А.

Комплексное использование ЭОР, цифрового и лабораторного оборудования для формирования проектно-исследовательских компетенций обучающихся в области естественных наук

Папка с материалами, участие в ШНПК

Богданюк В.А.

Исследовательская деятельность учащихся при создании проектов как обязательная составляющая учебного процесса в соответствии с требованиями ФГОС ООО

Папка с материалами, участие в ШНПК

В ходе методической работы:

  • изучена литература:
  1. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников. – М.: просвещение, 2012.
  2. Ступницкая М.А. Новые педагогические технологии: организация и содержание проектной деятельности. – М.: Первое сентября, 2014.
  • проведены заседания учителей творческой группы. 1) «Требования к оформления проектной папки» (октябрь, выступление  Петуховой И.В), 2) «Критериальное оценивание в проектной деятельности» (декабрь, выступление  Петуховой И.В).

Результатом работы стала разработка паспорта проектной папки, а также  критериев оценки проектной деятельности.

В 5 «б» классе в рамках внеурочной деятельности «Проектная деятельность» (программа была составлена на основе авторской программы по основам проектной деятельности Г.Б. Голуб, Е.А Перелыгиной, О.В.Чураковой)обучающиеся познакомились со способами первичной обработки информации, научились проводить эксперименты, вести дискуссии, оформлять паспорт проекта и проектные папки. Были разработаны следующие учебные проекты: «Рукотворные меры», «Геометрические фигуры вокруг нас», «Оригами и математика», «Дуб – символ мужества и долголетия», «Славные страницы Российского флота», «Рассвет космической эры». Первые три работы были представлены ученикам 5-6 классов на уроках математики в рамках предметной недели.

В системе личностно-ориентированного образования учебный  проект является также перспективной  формой  оценки достижения планируемых результатов освоения ООП ООО.

В 2016-2017 учебном году для реализации проектной деятельности обучающихся 9 классов была выбрана модель  доктора педагогических наук Е. С. Полат.  

1)        В начале учебного года  каждый обучающийся 9-х классов выбрал предметную область. В результате выбор распределился следующим образом: биология – 25%, физ. культура – 10%, история – 10%, география – 7%, физика – 7%, английский язык – 7%, информатика – 6%, обществознание – 4%, ОБЖ – 4%, химия – 3,5%, литература – 3,5%, экономика – 1,7%, геометрия – 0,9%, искусство – 0,9%.

2)        В октябре в каждом классе прошли установочные  лекции, в ходе которых обсуждались общие требования к учебному проекту: цели, задачи, основной замысел, примерная тематика и формы продуктов будущих проектов. А также были выданы письменные рекомендации по оформлению проектной папки, паспорта проектной работы.

3)        Затем учителя-предметники провели консультации по выбору и утверждению тематики учебных проектов, формулирование идей и замыслов,  индивидуальных планов работы.

4)        С октября по январь учебного года длился поисковый этап. Оформлялись промежуточные отчеты, доработка с учетом замечаний и предложений руководителей.

5)        Защита проекта  проходила согласно графику  с 13 февраля по 1 марта.

Результаты защиты проектов

Класс

Классный руководитель

Кол-во обучающихся

в классе

Кол-во обучающихся представивших проект к защите

Средний балл

(max 30)

9 а

ДербуковаО.Е.

30

30

21,3

9 б

Дунашова О.В.

15

5

13

9 в

Бунина А.А.

23

21

17

9 г

Янина Е.С.

24

13

19,3

9 д

Шишкова Л.В.

22

4

        1        9,5

Критерии оценивания проектов

Критерии

Баллы

Процент обучающихся, получивших баллы от 0 до 3

Критерий «Постановка цели, планирование путей ее достижения»

Цель не сформулирована

0

0%

Цель сформулирована, но план ее достижения отсутствует

1

32,8%

Цель сформулирована, обоснована, дан схематичный план ее достижения

2

57%

Цель сформулирована, четко обоснована, дан подробный план ее достижения

3

10,8%

Критерий «Постановка и обоснование проблемы проекта»

Проблема проекта не сформулирована

0

4%

Формулировка проблемы проекта носит поверхностный характер

1

37%

Проблема проекта четко сформулирована и обоснована

2

36%

Проблема проекта четко сформулирована, обоснована и имеет глубокий характер

3

23%

Критерий «Глубина раскрытия темы проекта»

Тема проекта не раскрыта

0

0%

Тема проекта раскрыта фрагментарно

1

0%

Тема проекта раскрыта, автор показал знание темы в рамках школьной программы

2

63,4%

Тема проекта раскрыта исчерпывающе, автор продемонстрировал глубокие знания, выходящие за рамки школьной программы

3

36,6%

Критерий «Разнообразие источников информации,
целесообразность их использования»

Использована не соответствующая теме и цели проекта информация

0

0%

Большая часть представленной информации не относится к теме работы

1

0%

Работа содержит незначительный объем подходящей информации из ограниченного числа однотипных источников

2

65,8%

Работа содержит достаточно полную информацию из разнообразных источников

3

34,2%

Критерий «Соответствие выбранных способов работы
цели и содержанию проекта»

Заявленные в проекте цели не достигнуты

0

0%

Значительная часть используемых способов работы не соответствует теме и цели проекта

1

0%

Использованные способы работы соответствуют теме и цели проекта, но являются недостаточными

2

47%

Способы работы достаточны и использованы уместно и эффективно, цели проекта достигнуты

3

53%

Критерий «Анализ хода работы, выводы и перспективы»

Не предприняты попытки проанализировать ход и результат работы

0

3%

Анализ заменен кратким описанием хода и порядка работы

1

33%

Представлен развернутый обзор работы по достижению целей, заявленных в проекте

2

26%

Представлен исчерпывающий анализ ситуаций, складывавшихся в ходе работы, сделаны необходимые выводы, намечены перспективы работы

3

38%

Критерий «Личная заинтересованность автора,
творческий подход к работе»

Работа шаблонная, показывающая формальное отношение автора

0

3%

Автор проявил незначительный интерес к теме проекта, но не продемонстрировал самостоятельности в работе, не использовал возможности творческого подхода

1

19%

Работа самостоятельная, демонстрирующая серьезную заинтересованность автора, предпринята попытка представить личный взгляд на тему проекта, применены элементы творчества

2

45%

Работа отличается творческим подходом, собственным оригинальным отношением автора к идее проекта

3

33%

Критерий «Соответствие требованиям оформления

письменной части»

Письменная часть проекта отсутствует

0

0%

В письменной части работы отсутствуют установленные правилами порядок и четкая структура, допущены ошибки в оформлении

1

18%

Предприняты попытки оформить работу в соответствии с установленными правилами, придать ей соответствующую структуру

2

59%

Работа отличается четким и грамотным оформлением в точном соответствии с установленными правилами

3

23%

Критерий «Качество проведения презентации»

Презентация не проведена

0

0%

Материал изложен с учетом регламента, однако автору не удалось заинтересовать аудиторию

1

26%

Автору удалось вызвать интерес аудитории, но он вышел за рамки регламента

2

25

Автору удалось вызвать интерес аудитории и уложиться в регламент

3

49%

Критерий «Качество проектного продукта»

Проектный продукт отсутствует

0

25%

Проектный продукт не соответствует требованиям качества (эстетика, удобство использования, соответствие заявленным целям)

1

16%

Продукт не полностью соответствует требованиям качества

2

30%

Продукт полностью соответствует требованиям качества (эстетичен, удобен в использовании, соответствует заявленным целям)

3

29%

В результате данной работы к защите были представлены 73 проекта (64% обучающихся 9-х классов). Каждый проект оценивался по 10 критериям (max 30 б). Наибольшие затруднения возникали при создании проектного продукта. По данному критерию многие получили 0-1 балл, так как либо продукт отсутствовал, либо не соответствовал требованиям качества.

Лучшими признаны следующие проекты:

•        «Оптические иллюзии» (Борискина Софья, 9а, руководитель проекта  Тимофеева Г.Г.);

•        «Символ года» (Литова Анна, 9а, руководитель проекта Ромашкина С.А.);

•        «Именные подушки» (Числова Надежда, 9а, руководитель проекта Ромашкина С.А.);

•        «Плакаты во время ВОВ» (Чекан Дарья, 9а, руководитель проекта Дербукова О.Е.);

•        «Авиация во время ВОВ» (Василевский Олег, 9а, руководитель проекта Дербукова О.Е.);

•        «Изобретения Н. Теслы» (Сосенкин Андрей, 9а, руководитель проекта Загоруй С.А.);

•        «Мобильные вирусы – миф или угроза» (Шерепитко Диана-Мария, 9а, руководитель проекта Загоруй С.А.);

•        «Школьный спектакль как средство привлечения внимания к проблеме экономии энергии» (Кочеткова Мария, 9в, руководитель проекта Серебрянская Н.А.);

•        «Изучение каталитической активности ферментов в живых системах» (Митякова Дарья, 9в, руководитель  проекта Серебрянская Н.А.);

•        «Как доказать, что семена дышат» (Кутикина Елена, 9д, руководитель проекта Серебрянская Н.А.);

•        «Народный танец как элемент культуры» (Первозванская Алёна, 9д, руководитель проекта Фортальнова Н.Н.)

•        «Солнцезащитные очки» (Межуева Вика, 9в, руководитель проекта Серебрянская Н.А.)

•        «Сновидения» (Железова Ксения, 9а, руководитель проекта Бунина А.А.).

В течение учебного года обучающиеся выполняли как индивидуальные, так и групповые проекты.

Итоги проектно-исследовательской деятельности школьников были подведены на общешкольной научно-практической конференции, которая состоялась 19.05.17.

Интеллектуальные, серьезные  исследователи  собрались  в актовом зале  для  участия  в  общешкольной научно-практической конференции. Вместе  с ними  пришли их  наставники – педагоги.  Они помогали проводить опыты, были  помощниками в поисках информации.

Цели конференции:

•        стимулирование учебного творчества школьников и выработка практических навыков работы в информационных технологиях;

•        углубление и расширение знаний, умений и навыков обучающихся школы;

•        развитие творческой и познавательной активности обучающихся;

•        формирование навыков сотрудничества и планирования деятельности;

•        развитие презентационных умений и навыков.

В начале конференции Петуховой И.В. был представлен отчет о работе школы в направлении проектно-исследовательской деятельности, а в продолжение Стрелков Влад, ученик 5 «б» класса, рассказал о внеурочной деятельности кадетского класса инженерной направленности: проектно-исследовательской деятельности, программировании, робототехнике. В ходе выступления  познакомил участников конференции с тематикой проектов, с перечнем научных экспериментов, выполнивших в данном году. Затем ученикам 2-11 классов, педагогам школы были представлены лучшие проектно-исследовательские работы по итогам текущего года.

Участники общешкольной научно-практической конференции

№ п/п

Тема работы

Ф.И. участника

Класс

Руководитель проекта

Результат

1

Театрализованное представление по сказке «Щелкунчик»

Коллективный проект

4 г

Мамонтова Н.В.

победитель

2

Подарок школе

Коллективный проект

4 а

Мартынова В.Г.

участник

3

«Нет беды, коль вместе мы»

Сухов Т.,

Сучков И.

2 г

Кунакова М.В.

участник

4

Социальные сети в жизни школьников

Тращеева К.

5 в

Киреев Е.А.

призер

5

        

Существование НЛО

Воропай Д.,

Голышева А.,

Черныш Д.

8 в

Воробьева А.Б.

        

участник

6

Школьный спектакль как средство привлечения внимания к проблеме экономии энергии

Кочеткова М.

9 в

Серебрянская Н.А.

победитель

7

Как доказать, что семена дышат

Кутикина Е

9 д

Серебрянская Н.А.

участник

8

Влияет ли псевдоним на судьбу

Кафорина Л.

10 в

Козулицына С.Г.

участник

9

Коллекция платков «Времена года»

Исаева М.

10 а

Ромашкина С.А.

победитель

10

Экология традиций на примере сохранения и развития Гжельского народного промысла

Зайцева В., Акентьева П., Кафорина Л.

10 б, в

Богданюк В.А.

победитель

11

Герои Сталинграда

Наседкина Е.

10 б

Богданюк В.А.

участник

12

Новогодняя гирлянда

Рахов И.

11 а

Ромашкина С.А.

победитель

13

Женские образы в романе «Капитанская дочка»

Сазонова Е.,

Чернова М.,

Ризина А.

8 в

        

Шишкова Е.С.

участник

14

Наша школа

Иванов А,

Ильченко Д.

8 д

Бученкова В.И.

участник

15

Как я поняла роман Булгакова  «Мастер и Маргарита»

Панова А.

9 д

Козулицына С.Г.

участник

16

Влияние интернета на нашу речь

Егоренкова П.

6 в

Суровцева Т.А.

участник

17

Изучение каталитической активности ферментов в живых системах

Митякова Д.

9 в

Серебрянская Н.А.

призер

18

Значение и происхождение фамилий учеников 6 «а» класса

Лавров Т.,

Мохнина А., Лукашенкова А.

6 а

Тмолянова А.В.

участник

19

«Сорняки» нашей речи

Алексина А., Сидякина Д.

7 г

Касиянчук Т.К.

участник

Типология представленных на конференции проектов:информационные;практико-ориентированные;исследовательские;творческие.

Авторы лучших проектов были награждены грамотами и дипломами.

Такие мероприятия нужны нашим детям. Ребята учатся радоваться победам и достойно принимать поражения, получают навыки публичных выступлений и импровизации, увлекаются поиском материала для будущего проекта. А педагоги увидели своих воспитанников другими глазами - увлеченных, активных, способных отстаивать свою точку зрения, отвечать на поставленные вопросы.  Каждый участник конференции словно окунулся  в мир творчества.

Важным компонентом проектно-исследовательской  деятельностиобучающихся школы  является представлениеработна конкурсах и конференциях муниципального, всероссийского, международного  уровней.

№ п/п

Ф.И.  участника

Класс

Тема проекта

Руково

дитель проекта

Название конкурса, уровень

Результат

1

Воропай Дмитрий, Голышева Анастасия,

Черныш Дарья

8 в

Существование НЛО

Воробьева А.Б.

Районная научно-практическая конференция по английскому языку

Победитель в номинации «Лучший научный руководитель»

2

Кафорина Лиана

10 в

Влияет ли псевдоним на судьбу

Козулицына С.Г.

Районная конференция проектно-исследовательских работ «Гранит науки»

Призер

3

Литова Анна

9 а

Символ года

Ромашкина С.А.

Муниципальный этап

ВОШ по техноло

гии

Призер

4

Числова Надежда

Именные подушки

Ромашкина С.А.

Муниципальный этап

ВОШ по техноло

гии

Призер

5

Исаева Мария

10 а

Коллекция платков – Времена года

Ромашкина С.А.

Муниципальный этап

ВОШ по техноло

гии

Победитель

6

Рахов Илья

11 а

Новогодняя гирлянда

Ромашкина С.А.

Муниципальный этап

ВОШ по техноло

гии

Победитель

7

Сухов Тимофей,

Сучков Илья

2 Г

Нет беды,

коль вместе мы

Кунакова М.В.

Междуна

родная научная конференция молодых ученых «Студенческая наука Подмосковья»

Диплом II степени в номинации «Прикладная информатика»

8

Кизимов Даниил, Сидоренко Илья

8 а

Дом XXI  века

Янина Е.С.

Междуна

родная научная конференция молодых ученых «Студенческая наука Подмосковья»

Участник

9

Макаров Денис

5 б

Рукотворные меры

Петухова И.В.

IXмеждуна

родная конференцияшкольни

ков «Перегу

довские чтения»

Участник

10

Стрелков Владислав

5 б

Геометрические фигуры вокруг нас

Петухова И.В.

IXмеждуна

родная конференцияшкольни

ков «Перегу

довские чтения»

Диплом III степени

11

Зайцева Лера

10 б

Экология традиций на примере сохранения и развития Гжельского народного промысла

Богданюк В.А.

IXмеждуна

родная конференцияшкольни

ков «Перегу

довские чтения»

Диплом II степени

12

Наседкина Елизавета

10 б

Герои Сталинграда

Богданюк В.А.

IXмеждуна

родная конференцияшкольни

ков «Перегу

довские чтения»

Участник

13

Алексина Агата,

Сидякина Дарья

7 г

Страна, опомнись и очисти слово!!!

Касиянчук Т.К.

Районная научно-практическая конференция по русскому языку

Участник

14

Наседкина Елизавета

10 б

Герои Сталинграда

Богданюк В.А.

Всероссийский конкурс проект

ных и исследовательских работ «Юность. Наука. Культура»

Лауреат III степени

15

Кладничкин Кирилл

5 б

Физиология человека. Дыхательная система

Петухова И.В.

Всероссийский конкурс Эврикум - «TERRA-EXPERIMENTUM»

Лауреат II степени

16

Ярославцева Аяна

5 б

Тайны звука

Петухова И.В.

Всероссийский конкурс Эврикум - «TERRA-EXPERIMENTUM»

Лауреат I степени

В процессе реализации данного направления были выявлены некоторые  проблемы и трудности,  пути преодоления которых мы видим в следующем:

  • необходимо совершенствовать курсовую подготовку учителейдля работы с детьми, склонными к творческой и научно-исследовательской деятельности;
  • необходимо продолжать целенаправленную работу по совершенствованию технологии проектного обучения;
  • необходимо проведение психологических тренингов, направленных на формирование навыков уверенного поведения участников конкурсов,  конференций.

Задачи реализации направления на 2017-18 учебный год

  •  отработка форм контроля и системы требований технологических, организационно-содержательных основ проектно-исследовательской деятельности для объективной и достоверной оценки достижения планируемых результатов освоения ООП ООО;
  • формирование условий для развития индивидуальных способностей обучающихся; развитие познавательного интереса, повышение интеллектуальной, духовной, физической и правовой культуры учащихся; формирование потребности в саморазвитии, формирование и развитие у учащихся ключевых компетентностей;
  • формирование условий для участия в сетевых проектах;
  • создание научного общества «Школьная академия наук».

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система оценки достижения планируемых результатов освоения программы по предмету «Английский язык» в свете требований ФГОС

Система оценки достижения планируемых результатов освоения программы по предмету «Английский язык» представляет собой один из инструментов реализации Требований стандартов к результатам освоения основ...

Система оценки достижения планируемых результатов освоения программы по предмету «Английский язык» в свете требований ФГОС.

Система оценки достижения планируемых результатов освоения программы по предмету «Английский язык» представляет собой один из инструментов реализации Требований стандартов к результ...

Система оценки достижения планируемых результатов освоения программы по предмету «Английский язык» в свете требований ФГОС.

Сегодня мы работаем по стандартам II поколения, где одним из базовых положений является формирование мотивации к обучению, познанию творчества в течение всей жизни. Изменения, произошедшие в содержани...

Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП НОО, ООО (использование результатов мониторинговых исследований по предметам, ВПР, ГИА)

ВПР как средство диагностики уровня досижения предметных и метапредметных результатов освоения ООП ООО...

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в «Школе 2100» (технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов)

Система оценкидостижения планируемых результатовосвоения основной образовательной программыначального общего образованияв «Школе 2100»(технология оценивания образовательных достижений (уче...

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в «Школе 2100» (технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов)

Система оценкидостижения планируемых результатовосвоения основной образовательной программыначального общего образованияв «Школе 2100»(технология оценивания образовательных достижений (уче...