Понятие развивающей среды в профессиональной деятельности и способы ее формирования
статья

Асянов Фаиль Ибрагимович

Понятие развивающей среды в профессиональной деятельности и способы ее формирования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 000b9072-7c15c0af.docx20.14 КБ

Предварительный просмотр:

Понятие развивающей среды в профессиональной деятельности и способы ее формирования.

Ключевым компонентом управления в профессиональной сфере является мотивация в саморазвитии сотрудников и формирование ответственности руководителей за развитие персонала.

Не всякая производственная среда способствует развитию:

  • работники не поучают новых профессиональных знаний или их приобретение не поощряется;
  • работники не проявляют свои таланты, и как следствие не развивают их;
  • люди не несут ответственности за свою работу и не имеют возможности влиять на решения или внедрение новых идей;
  • их работа однообразна, отсутствует выбор определенных задач, интересующих работника;
  • их желание опробовать новые виды деятельности и исследовать результаты не поощряется;
  • их коллеги и руководители не заинтересованы в привлечении их к новаторской деятельности.

Зачастую предприятия с подобной средой становятся малоэффективными, их работники перестают развиваться и самосовершенствоваться, что неприемлемо в современном мире, который постоянно совершенствуется. Поэтому вводится понятие - развивающая среда.

Развивающая среда – среда, способствующая росту компетентности находящихся в ней работников.

Рассмотрим развивающую среду в учебном учреждении. Компетентность учителя – это в первую очередь формирование компетентности учащихся, и развивающая среда выступает средством формирования компетентности учащихся.

Развивающая образовательная среда – это созданная, учащимися атмосфера интеллектуального поиска и творческой деятельности в ходе специально организованной профессиональной деятельности. Она предполагает в себе новое содержание деятельности, инновационные  технологии.

Критериальные признаки формирования компетентности учащихся:

  • открытость в обсуждении своих ценностей и разрешении ценностных конфликтов;
  • возможность опробовать различные способы деятельности без серьезных последствий для будущего;
  • поощрение в развитии новых способов деятельности в процессе достижения поставленных целей;
  • Могут размышлять о своей организации и обществе, в котором живут, приходить к новому пониманию и восприятию их деятельности и менять на этой основе свое поведение.
  • совершенствование или самосовершенствование, путем получения новых знаний, изменением способов мировосприятия;
  • общение с людьми, чье поведение адекватно их желаниям и приносит удовлетворение;
  • постановка трудных, но выполнимых задач обучения;
  • получение поддержки, поощрение и помощь в случаях, когда они допускают ошибки;
  • получение поощрений в форме признания и обсуждения их достижений.

Формирование развивающей среды заключается в образовании всех вышеперечисленных критериев. Однако, есть несколько условий для учителя:

  • стремление учителя распознавать и выявлять мотивации и внутренние качества каждого учащегося с целью дальнейшего развития и успешной практической реализации;
  • ожидание учителем высокого качества работы и поддержка положительных изменений без силового побуждения к достижению результата;
  • доверие учителя своим ученикам, и наоборот, доверие  учеников своему учителю;
  • укрепления учителем уверенности в способностях своих учащихся;
  • возможность учеников участвовать в руководстве учебного процесса, изучать его цели  и влиять на решения учителя.

Существует множество путей формирования развивающей среды. Вот один из некоторых, предложенных Макклелландом, он состоит из нескольких этапов:

  1. Выявление преобладающих ценностей и главных компонентов компетентности с целью помощи учащимся в изучении своих систем ценностей и внутренних мотиваций, а так же их дальнейшем усвоения.
  2. Проведение ролевых игр. Участники представляют то, как  бы они отреагировали на изменения в своем поведении, как влияет  это изменение на других людей, и наоборот. Изучаются данные, полученные после их проведения, и отдельные случаи, показывающие последствия изменения поведения.
  3. Группы продолжают встречаться, чтобы поддерживать друг друга в трудных ситуациях.

Рассмотрим подробнее развивающую среду, которая должна быть сформирована в школе, для помощи в организации процесса овладения компетентностей учащимися. По результатам исследования были перечислены необходимые критерии развивающей среды:

  • выявление учителем индивидуальных интересов и видов компетентности каждого вовлеченного в деятельность ученика, с целью последующей его мотивации;
  • открытость в общении с учащимися (делиться своими идеями, чувствами, результатами), проявление заинтересованности к данной деятельности;
  • приобщение учеников к своей внутренней системе ценностей, демонстрирование компетентного поведение;
  • знакомство  учеников  с тем, как нужно учиться и как придумывать что-то новое, на собственном примере;
  • создание между учениками отношения партнерства;
  • развитие навыков лидера и руководителя в учащихся в процессе их взаимопомощи;
  • воспитание в учениках способности восприятия правил не как ограничений, но как подспорья в выполнении деятельности;
  • учить школьников задавать  вопросы, а не только отвечать на них;
  • учить вступать в  дискуссии, высказывать свои мысли не боясь последствий, перенимать опыт других;
  • упор на самостоятельную внеклассную исследовательскую деятельность учащихся;
  • помощь в уяснении своих собственных ценностей.

В полностью сформированной развивающей среде учащиеся начинают осознавать уровень своей компетентности, они становятся менее беспомощными в овладении огромного массива материала и более гибкими в этом процессе. В целом обучение в такой среде не только перестает быть в тягость для учащихся, но и приносит удовольствие от процесса.

Однако, стоит помнить, что в процессе создания развивающей среды в школе можно столкнуться с трудностями, препятствиями:

  • трудности в изменении системы ценностей родителей, влияющие на ценности  учащегося;
  • скованность деятельности учителя временем, и как следствие постоянная спешка в работе с учащимися;
  • обучение понимается учителями скорее как объяснение, а не как содействие развитию;
  • не способность показать необходимость организуемой учителями развивающей деятельности руководству и родителям;
  • учителя не могут продемонстрировать результаты своей работы;
  • у учителя отсутствует доверие со стороны учащихся, необходимое для формирования компонентов компетентности;
  • учителем не выявляются интересы ребенка, а следовательно, и те виды деятельности, которые его мотивируют;
  • ошибки в самооценке учителя на этапе обучения, и как следствие дальнейшее неправильное планирование деятельности;
  • отсутствие в процессе обучения и воспитания учета различий в родительских приоритетах;
  • отсутствие определения учителем собственной позиции по заданному вопросу;
  • учителя не владеют необходимым аппаратом о системе ценностей учащихся и о помощи в их развитии;
  • отсутствие поддержки родителей в развитии независимости, уверенности в себе и любознательности;
  • отсутствие у учителя понимания целей развивающего обучения;
  • невозможность учесть интересы, мотивации и умения учащихся, и как следствие создать индивидуальные учебные планы;
  • отсутствие осознания важности  управленческой деятельности;
  • оказание давления с целью получить результат;
  • отсутствие у руководителя уверенности в своих управленческих способностях;
  • озабоченность продвижением по служебной лестнице или получением званий и сертификатов;
  • отсутствие средств, позволяющих определить таланты, потребность в развитии тех или иных качеств и меру вклада других людей в общий результат.

Как можно было заметить, трудностей в формировании развивающей среды достаточно, что в последствии затрудняет  развитие компетентностей.

Все-таки, основными причинами не способности создания развивающей среды являются следующие ситуации.

  1. Учителя не ценят те качества, которые могли бы развиться у учащихся в подобной среде.
  2. Учителю не достает тех организационных способностей, которые потребуются, если их учащиеся станут самостоятельными, предприимчивыми, уверенными в себе и способными на решение любой проблемы людьми.
  3. Отсутствие инструментов для измерения заинтересованности в развитии, для наблюдения за поведением людей в развивающей среде, для создания программ индивидуального поэтапного развития и поощрения за участие в них и для того, чтобы вдохновить учителей на использование талантов своих подчиненных.

Без создания развивающей среды учебные учреждения оказываются неспособны обеспечить рост тех внутренних качеств учащихся, в которых заключены компетентности. На настоящий момент учебные заведения в большинстве своем тормозят их рост. Потому просто необходимо пересмотреть политику государства направленную на образования, с цель создания благоприятной обстановки для развитии школы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Категория духовности в контексте понятия музыкально - развивающей среды.

В статье "Категория духовности в контексте понятия   музыкально - развивающей среды" речь идёт о том, как музыкальная среда в школе способна воздействовать на духовное развитие школьников.О...

Современные технологии в УВП с целью создания коррекционно-развивающей среды как способ коррекции недостатков в личности обучающихся с ОВЗ.

Современная педагогическая технология в УВП --- это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безу...

Особенности создания коррекционно-развивающей среды на урока профессионально-трудового обучения в школе VIII вида

Создание развивающей среды на уроках швейного дела в коррекционной школе VIII вида...

Особенности создания коррекционно-развивающей среды на урока профессионально-трудового обучения в школе VIII вида

Создание развивающей среды на уроках швейного дела в коррекционной школе VIII вида...