Внедрение технологии проектного обучения в классно-урочную систему
опыты и эксперименты

Васюнова Наталья Михайловна

Учебная деятельность ученика и учителя в основном сосредотачивается на уроке, поэтому урок – главная составная часть образовательного процесса.                    

  В арсенале современного учителя существует много разнообразных  методов и форм обучения, способных поддерживать высокий уровень преподавания. Ведущее место среди таких методов принадлежит сегодня методу проектов, основная цель которого – развитие познавательных навыков учащихся, формирование  умений самостоятельно ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.           

Скачать:


Предварительный просмотр:

Внедрение технологии проектного обучения  в классно-урочную систему

Васюнова Наталья Михайловна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Кисловская СОШ»

 

Внедрение технологии проектного обучения  в классно-урочную систему                                                                                                      

Учебная деятельность ученика и учителя в основном сосредотачивается на уроке, поэтому урок – главная составная часть образовательного процесса.                                                                                                                                   В арсенале современного учителя существует много разнообразных  методов и форм обучения, способных поддерживать высокий уровень преподавания. Ведущее место среди таких методов принадлежит сегодня методу проектов, основная цель которого – развитие познавательных навыков учащихся, формирование  умений самостоятельно ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.            

На организацию исследовательской и проектной деятельности в школе существуют различные точки зрения. Так, И.С. Сергеев в работе «Как организовать проектную деятельность учащихся» (М.: Аркти, 2004, стр. 33) пишет: «На уроках метод проектов имеет относительно низкую эффективность». Конечно, не оспаривая необходимости использования метода проектов, большинство учителей занимаются этой работой во внеурочное время. Но, на наш взгляд, это нередко ведет к некоторой изолированности проектной деятельности от учебной работы.                                                                                                                      В этой связи разделяю мнение К.Н. Поливановой, высказанное в книге «Проектная деятельность школьников» (М.: Просвещение, 2008, стр. 113). Автор отмечает в ней, что «в традиционном обучении подростков задача обучения знаниям, умениям, навыкам не соответствует задачам развития самого подростка. Если же обучение происходит в форме проектной деятельности, то ситуация кардинально меняется. Это тот случай, когда важно не только стать взрослым, но и взрослеть». Ребенку предоставляется возможность «…испытать связь действия и результата. Если ситуации, в которых такое испытание возможно, созданы в школе на материале школьного содержания, подросток будет мотивирован находиться в школе, там он будет решать задачу собственного развития».                                                                                      Поэтому задача, которая уже несколько лет стоит перед нами, состоит в том, чтобы найти возможность интеграции проектирования в классно-урочную систему, найти точки соприкосновения этих видов деятельности.             Работа с использованием технологии проектного обучения – это относительно высокий уровень педагогической деятельности, предполагающий серьезную подготовку учителя. Требования к учебному проекту особые:

1. Необходимо наличие значимой задачи (проблемы) – исследовательской, информационной, творческой, практической. Поиск значимой проблемы – одна из наиболее трудных организационных задач, которую приходится решать учителю как руководителю проекта вместе с учащимися-проектантами.

2. Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы. Наиболее значимой частью плана является пошаговая разработка проекта, в которой указан перечень конкретных операций с указанием сроков и ответственных

3.Отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участниками проектной группы.

4. Результатом работы над проектом является продукт, т.е. средство, которое разработали участники проектной группы для разрешения поставленной проблемы.

5. Проект требует на завершающем этапе презентации продукта, т.е. подготовленный продукт должен быть убедительно представлен общественности как наиболее приемлемое средство решения проблемы.

   6. Проект должен иметь портфолио, т.е. папку, в которой собраны рабочие материалы проекта.                                                                                                                         Практика работы показывает, что проект сложно «вписать» в урок продолжительностью 40-45 минут, проектная деятельность очень энергозатратна, а свободного ресурса времени у учителя просто нет (выполнение программы строго регламентировано). Наиболее эффективные проекты занимают 4-7 уроков, где в качестве домашнего задания к очередному уроку учащиеся самостоятельно (индивидуально или в группах) выполняют тот или иной этап работы над проектом, отчитываясь о проделанной работе в начале следующего урока. Последние 2 урока (спаренные) используются для презентации подготовленных проектов.                                                                                                        Каждый учитель, приступая к реализации проектной деятельности, сам определяет оптимальное соотношение времени, отводимого на традиционную классно-урочную и на проектную деятельность. Но независимо от вариантов, роль системообразующего фактора всегда сохраняется за уроком.                           

В своей практике  использую метод проектов в качестве нетрадиционной формы подготовки к контрольным зачетам по окончании изучения одноименной темы по предмету. Выбираем наиболее сложные: «Причастие», «Правописание НЕ с различными частями речи», «Обособленные члены предложения» и др. Многолетний опыт работы показывает, что учащиеся испытывают огромные трудности при освоении данных тем. Материал заучивается, воспроизводится, однако вскоре «бесследно выветривается из детских голов». Поэтому создается необходимость более глубокого изучения учащимися теоретического материала по этим темам с использованием принципа «личностного проживания» проблемной ситуации с целью активизации присвоения информационного поля по данным темам.

Эту задачу успешно можно решить при помощи технологии проектного обучения, продуктом которого становятся презентации, «Сборники кластер-схем», таблицы, практические материалы, иллюстрации, лингвистические миниатюры, научные сочинения.                                                                                                              Основная трудность в организации внеурочной проектной  деятельности – перегрузка учащихся. Исследовательская работа объёмная, кропотливая, особенно,  если  это – поиск  информации, чтение научной  литературы, написание рефератов. Конечно, польза от такой деятельности  несомненная, но всё-таки стараемся избегать больших временных затрат.                                                                      При сегодняшней загруженности современного ученика реальным становится создание одного долгосрочного проекта, максимум двух в течение учебного года. Как правило, с долгосрочными проектами мы выходим на   научно-практические конференции различного уровня.                                        Проведённая  работа по использованию метода проектов показала эффективность предложенной методики, которая включает «активную» самостоятельную работу учащихся. Проектная деятельность в доступной для учащихся форме может быть использована на любом уровне и в любом возрасте. Думаю, что, накопив опыт использования данного метода при изучении русского языка и литературы, учащиеся смогут овладеть всеми ключевыми компетенциями (коммуникативной, культуроведческой, информационной, языковой, исследовательской), что позволит им не только успешно выдержать выпускные испытания, но и стать востребованными специалистами, занять достойное место в обществе.

   

Лист планирования содержания учебного проекта

и этапов его проведения

Продумывание учителем темы проекта

Лексика. Культура речи (в рамках предмета «Русский язык»)

Выбор возрастной категории учащихся

Учащиеся 6 классов

                                                             

Формулирование основополагающего вопроса

Почему мы так говорим?

Формулирование вопроса (-ов) учебной темы

  1. Диалектизмы.
  2. Жаргонизмы.
  3. Фразеологические обороты.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             

Формулирование содержательного (-ых) вопроса (-ов) для исследований учащихся

  1. Как появился первый толковый словарь?
  2. Почему пожилой человек иногда не может понять молодого?
  3. «В час по чайной ложке» – это много или мало?

Формулирование дидактических целей проекта

  • Познакомить учащихся с понятием «диалектизмы», жаргонизмы, фразеологические обороты.
  • Пробудить интерес учащихся к диалектизмам, жаргонизмам, фразеологизмам
  • Научить учащихся распознавать диалектизмы, жаргонизмы, фразеологизмы в тексте
  • Отмечать эмоционально-выразительные достоинства диалектизмов, жаргонизмов, фразеологизмов
  • Обогатить словарный запас учащихся
  • Научить правильно и умело пользоваться диалектизмами, жаргонизмами и фразеологическими оборотами, как в устной, так и в письменной речи.
  • Показать богатство русского языка, воспитать любовь к русскому языку

Формулирование методических задач

  • Научить пользоваться мультимедийной презентацией для оформления результатов своих работ
  • Научить пользоваться богатством русского языка
  • Выяснить смысл и цель использования диалектизмов, жаргонизмов и фразеологических оборотов в устной речи, художественных произведениях, публицистике
  • Применять в своей речи диалектизмы, жаргонизмы и фразеологизмы и в соответствии с этим грамотно строить предложения разных конструкций

Формулирование проблемы (выбор темы индивидуальных исследований учащихся)

  1. Как появился первый толковый словарь?
  2. Почему пожилой человек иногда не может понять молодого?
  3. «В час по чайной ложке» – это много или мало?

Выдвижение гипотез решения проблем

  1. Первый толковый словарь появился потому, что было много слов непонятных, их нужно было объяснить.
  2. Пожилой человек не может иногда понять молодого, потому что молодые люди используют в своей речи такие новые слова, какие человек в возрасте знать не может.
  3. В час по чайной ложке – это мало, так как объём вместимости чайной ложки слишком мал.

Определение творческого названия проекта

Наша речь разнообразна и прекрасна.

Формирование групп для проведения исследований и определение формы представления результатов

1. Исследователи 1 -  Что такое «диалект» и диалектная лексика? Почему появился первый толковый словарь? Использование диалектизмов в речи? - ПРЕЗЕНТАЦИЯ

2. Исследователи 2 –  Почему пожилой человек иногда не может понять молодого? Причина возникновения жаргонизмов в русском языке и ограниченность употребления данных слов - БУКЛЕТ

3. Исследователи 3 – Близость фразеологизмов к слову, их роль для эмоциональной окраски речи – ВЕБ-САЙТ

Обсуждение плана работы учащихся индивидуально или в группе

  • Определение источников информации
  • Исследование: сбор информации, решение промежуточных задач
  • Анализ информации, формулирование выводов
  • Представление результатов

Обсуждение со школьниками возможных источников информации, вопросов защиты авторских прав

  1. Сельская библиотека
  2. Интернет
  3. Социологический опрос

ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ДОСТОВЕРНЫ!!!

Самостоятельная работа групп

По плану

Учитель – наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью

Подготовка учащимися презентации по отчету о проделанной работе

Учащиеся готовят к  отчёту о проделанной работе презентацию, буклет, веб-сайт

Цель: мотивировать учащихся систематизировать полученные данные.

 Роль учителя – консультирование, помощь.

Защита полученных результатов и выводов

______________________________________________________________________________

Оценивание результатов проекта школьниками и учителем

Оценка работ учащихся по выбранным критериям

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Экспедиционно-методическая деятельность учителя по освоению опыта европейской системы образования как средство внедрения технологии компетентностного обучения в условиях перехода ОУ на новые ФГОС»

Основной проблемой национальной системы образования на сегодняшний день является ее низкая социальная эффективность, невостребованность получаемых учащимися образовательных результатов вне самой систе...

Проект «Освоение и внедрение технологии дифференцированного обучения учащихся на уроках биологии».

В проекте представлен теоретический материал о дифференцированном обучении и разработки типовых дифференцированных заданий по биологии....

Внедрение технологии проектного обучения

Совместная творческая работа учеников и учителей в ходе выполнения учебного проекта способствует демократизации учебно-воспитательного процесса, развивает креативные и коммуникативные способности учащ...

Внедрение технологии проектного обучения

Внедрение технологии проектного обучения....

Внедрение технологии проектного обучения

Внедрение технологии проектного обучения...

Обобщение опыта работы по теме "Внедрение технологии проектно - исследовательской деятельности обучающихся"

Данная методическая  статьясодержит теоретические  и практические советы по организации проектной деятельности обучающихся....

Статья «Современные педагогические технологии на уроках английского языка: технологии активного обучения, технология смыслового чтения, технология проектного обучения"

Основной задачей педагога в современных условиях является умение так организовать учебную деятельность, чтобы у ученика не было ни времени, ни желания, ни возможности отвлекаться на длительное время. ...