Мотивация учебной деятельности
статья

Проблема мотивации является одной из важнейших в современной психологии и педагогике обучения. Мотивация учебной деятельности очень важна для развития учеников. Именно в период обучения в школе начинают формироваться нравственные ценности, жизненные перспективы, происходит осознание самого себя, своих возможностей, способностей, интересов, т.е. формируются личностные смыслы жизни, происходит становление системы мотиваций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_motivatsiya_uchebnoy_deyatelnosti.docx20.95 КБ

Предварительный просмотр:

Мотивация учебной деятельности

Проблема мотивации является одной из важнейших в современной психологии и педагогике обучения. Мотивация учебной деятельности очень важна для развития учеников. Именно в период обучения в школе начинают формироваться нравственные ценности, жизненные перспективы, происходит осознание самого себя, своих возможностей, способностей, интересов, т.е. формируются личностные смыслы жизни, происходит становление системы мотиваций.

В качестве мотива может выступать все то, в чем нашла свое воплощение потребность. С возрастом растет устойчивость возникшей мотивационной структуры, что увеличивает роль доминирующих мотивов в поведении и развитии ученика.

Разработка вопросов мотивации ведется интенсивно в различных областях психологической науки с использованием множества методов. Эти активные методы предполагают не только серьезную разработку психологического содержания работы с учениками, но и глубокое обоснование ее формы.

Взаимосвязь методов проявляется, с одной стороны, в том, что любой из методов может органично включать в себя другие и сам может быть их составной частью, с другой в том, что она является необходимым условием эффективности любого исследования мотивации.

Усиление системы внешней и внутренней мотивации. Когда мы хотим понять, почему и как человек чего-то достигает, почему он так или иначе относится к учению, мы должны выделить личностные и ситуационные предпосылки его поведения.

Система внешней мотивации связана с инструментальной деятельностью и внешней системой контроля. Система внутренней мотивации это система самодеятельности и внутреннего контроля, поиска напряжения и трудностей, сопровождаемых интересом и воодушевлением. У психически здорового и зрелого человека эффективно функционируют обе системы при относительном доминировании последней. Система обучения должна быть такой, чтобы полноценно реализовывать задачу развития двух ведущих систем личности.

Центральным звеном в формировании личности является развитие мотивационной сферы человека, его потребностей, желаний, стремлений и намерений. Многие стороны мотивации достижения связаны с субъективным представлением человека о целях деятельности и трудностях их достижения, о самом себе и своих способностях, об уровне своих результатов и возможных причинах их получения. Эти представления относительно изменчивы и динамичны. Поэтому на них можно воздействовать, их можно изменять, т.е. корректировать процесс мотивации. Формирование в процессе школьного обучения новых мотивов и новых задач деятельности предполагает коренное изменение внутренней позиции ученика, переход от позиции, которая может быть условно названа практической, или утилитарной, к позиции теоретической, или познавательной.

Известно, что неформальное освоение высших интеллектуальных умений возможно только при познавательной мотивации. Тем не менее даже в случае преобладания познавательней мотивации ученику все равно будут свойственны и другие мотивы широкие социальные, достижения успеха, избегания наказания и др. Учителю приходится ориентироваться на весь широкий спектр мотивов. Ставя цель обучить определенному умению, он должен дать возможность каждому ученику понять, какой личностный смысл заключен в этой работе, зачем ему нужно это умение.

Побудительная сила самодеятельности внутренняя мотивация. По мере взросления у ученика формируется важная потребность в структурировании будущего. Степень выраженности и осознанности такой потребности является одним из показателей социальной личностной зрелости. По мере созревания личности у нее должна определяться все более дальняя жизненная перспектива и формироваться представление о том, что учеба и ее итоги это важный шаг на жизненном пути. Таким образом, на более высоком уровне формируется внутренняя мотивация.

Организация учебной деятельности. Главная задача мотивации учения такая организация учебной деятельности, которая максимально способствует раскрытию внутреннего мотивационного потенциала личности ученика.

Особое значение для формирования мотивации имеет правильный отбор форм учебной деятельности. Программа мотивационного действия построена на воспитании у учеников чувства причастности к делу, которое они выполняют. Это чувство складывается из следующих компонентов:

  • вера в эффективность собственной деятельности;
  • получение обратной связи о достижении цели;
  • переживание ответственности за свои действия и их последствия.

Для психологически грамотной организации мотивации учебы важна ориентация учителя на индивидуальные стандарты достижений учеников. Учитель ставит перед каждым учеником индивидуальные задания, ориентированные на его возможности и цели. Так как эти нормы соответствуют возможностям ученика и нередко им самим и установлены, то итоги объясняются внутренне контролируемыми причинами. Такой характер объяснений при наличии ответственности за выполняемое дело создает высокую мотивацию и пробуждает интерес к учению. Итогом подобной стратегии обучения является возрастание привлекательности успеха, уверенности в своих силах, оптимальная мотивация и успешная учеба.

Учителю прежде всего необходимо создать ситуацию, которая формирует у учеников общее положительное отношение к учебной деятельности. Задачи обучения должны исходить из запросов, интересов и устремлений ученика, результаты обучения соответствовать его потребностям и быть значимыми. Урок следует организовать так, чтобы ученику было интересен сам процесс учения и он испытывал радость от общения с учителем. В классе должна быть атмосфера сотрудничества, доверия и взаимного уважения. Интерес и радость должны быть основными переживаниями ученика в школе и на уроках.

Личность учителя и характер его отношения к ученику. В психологическом развитии ученика определяющим является не только характер его ведущей деятельности, но и характер той системы взаимоотношений с окружающими его людьми, в которые он вступает на разных этапах своего развития. Важная роль в этом процессе принадлежит воспитателю. Ведь вся наша работа сводится к ежедневному взаимодействию с учеником, постепенному накоплению у ученика знаний, умений, привычек; к нивелированию недостатков, чтобы в итоге вышел из школы человек грамотный, воспитанный, умеющий жить в окружающем его мире. Владение педагогом культурой общения, понимание и осуществление целенаправленной работы обусловливает успешность усвоения учеником социальных отношений.

Учитель может сформировать у каждого ученика нужную положительную устойчивую мотивацию к учебной деятельности. Учитель организует деятельность ученика по освоению предмета; его функции: мотивация ученика, планирование, контроль и коррекция его деятельности. Сам учитель должен являть собой образец внутренне мотивированной деятельности достижения, чтобы показать ученикам чрезвычайную важность определения собственных целей, убедить их в том, что предстоящая учебная деятельность даст им в руки такие психологические инструменты, которые позволят добиться успеха в жизни, использовать все свои лучшие, сильные стороны, чтобы достичь цели.

В школьном возрасте ученик переходит на новую, более высокую ступень усвоения общественного опыта, накопленного предыдущими поколениями. Закон перехода количества в качество можно назвать не только основным законом диалектики, но и основным законом педагогики.

Многогранное интеллектуальное и личностное развитие учеников требует создания оптимальных психологических и педагогических условий, обеспечивающих полноценное переживание учениками каждого возрастного периода и тем самым способствующих реализации их индивидуальных творческих потенциальностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование мотивации учебной деятельности младших подростков с отклонениями в развитии.

Разработана система работы по формированию мотивации учебной деятельности младших подростков с отклонениями в развитии....

Мотивация учебной деятельности

 Сегодняперед каждым  учителем, какой бы предмет он ни преподавал, поставлены задачи  формирования нового человека, повышения его творческой активности.  А для нынешнего вре...

Из опыта работы по теме "Мотивация учебной деятельности обучающихся на уроках русского языка"

Представлен самоанализ работы по теме "Повышение  мотивации учебной деятельности обучающихся на уроках русского языка"...

Мотивация учебной деятельности учащихся

Создание оптимальных условий функционирования и совершенствования сотрудничества в организации работы с родителями....

Мотивация учебной деятельности и её формирование

Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом  и желанием занимались в      школе.  Но подчас  приходится с сожалением  констатироват...

«Повышение мотивации учебной деятельности учащихся как важнейшая составляющая эффективного учебно- воспитательного процесса»

МБОУ «Нижнесаянтуйская СОШ»Методический семинар«Повышение мотивации  учебной деятельности учащихсякак важнейшая составляющая эффективного учебно-воспитательного процесса»Ц...