Обучающий коучинг "Диалоговое обучение как одна из форм эффективных педагогических технологий по развитию речи учащихся"
опыты и эксперименты
Целью данного коучинга являлось: оказать содействие участникам занятия в понимании «что такое диалоговое обучение» и в применении данного модуля в учебном процессе.
Учителя будут информированы об основных стратегиях ведения 3 видов бесед. Смогут проанализировать свою систему работы через новый подход, вывести основные положения и стратегии ведения исследовательской беседы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kouch.docx | 34.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Обучающий коучинг "Диалоговое обучение как одна из форм эффективных педагогических технологий по развитию речи учащихся"
Цели:
- оказать содействие участникам коучинга в понимании «диалогового обучения» и в применении данного модуля в учебном процессе;
- раскрыть понятия «таксономия Блума» для дальнейшего составления заданий на всех этапах урока с учетом индивидуальных особенностей учащихся для развития аналитических навыков.
Ход занятия
Ведущий:
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Большое вам спасибо за то, что вы пришли сегодня на коучинг. Мы пригласила вас на совместное активное сотрудничество, в процессе которого, обмениваясь мнениями, идеями, вы совершенствуете свои профессиональные знания, навыки, опыт в целях повышения своей компетентности.
Психологический настрой
Ведущий:
Но прежде чем мы начнем, хотелось бы посмотреть, насколько вы сегодня готовы принять предлагаемую ситуацию…
Как известно, точное чувство времени является свидетельством адекватного восприятия действительности и высокой работоспособности человека.
Я предлагаю вам приготовиться, сесть свободно, расслабиться, закрыть глаза. По моему сигналу «начали» вы все одновременно начнете отсчитывать про себя минуту, т.е. считать до 60. После команды “закончили” каждый запоминает число, на котором остановился (произносить его вслух необязательно).
Итак, если счет закончился на числах 40-56 - это свидетельствует о Вашей низкой работоспособности сегодня.
Если Ваш счет закончился цифрами от 57-63 - у вас на данный момент высокая работоспособность, вы готовы к открытиям.
Цифры от 63 и выше говорят о том, что вы находитесь в состоянии стресса, поэтому вам надо улыбнуться, привести свои мысли в порядок, тем самым настроиться на работу.
Д. Карнеги говорил: «Улыбайтесь, и вы будете нравиться людям». А теперь давайте все вместе хором повторим то, что написано на экране. (Слайды о настроении )
Ведущий:
Я надеюсь, что Вы настроились на нашу работу.
Просмотр видео (беседа близницов)
Определяют тему коучинга.
Ведущий:
Как вы думаете, что происходит между детьми? (диалог, беседа). (Слайд-тема занятия)
Презентация «Типы бесед». Знакомит участников коучинга с тремя видами бесед: «беседа-дебаты», «кумулятивная беседа» и «исследовательская беседа» (комментируя каждый слайд)
Беседа-дебаты, в которой:
1) Существует принципиальное расхождение во мнениях и каждый приходит к своему решению.
2) Предпринимаются попытки к объединению ресурсов.
3) Общение часто происходит по типу «Да, это - так!» – «Нет, это - не так!».
4) Атмосфера скорее конкурентная, нежели ориентированная на сотрудничество.
Кумулятивная беседа, в которой:
1) Каждый принимает и соглашается с тем, что говорят другие участники.
2) Беседа используется для обмена знаниями, но участники беседы терпимы по отношению к идеям других.
3) Идеи повторяются и разрабатываются, но не всегда тщательно оцениваются
Исследовательская беседа, в которой:
1) Каждый участник предлагает контекстуально уместную информацию.
2) Идеи каждого участника расцениваются как эффективные, но подвергаются тщательному оцениванию.
3) Участники задают друг другу вопросы.
4) Участники спрашивают и обосновывают то, что сказано, и подобное обоснование является основой беседы.
5) Участники группы стремятся достичь согласованности (хотя важен не факт достижения согласованности, а стремление к нему).
Ведущий:
«Умный вопрос – уже половина знаний» Ф. Бэкон
Вопросы – это тот инструмент, который мы часто используем, чтобы помочь нашим ученикам продумать сложную проблему или спорный вопрос. Наши вопросы должны быть тщательно разработаны, иначе мы не получим от учеников предполагаемый результат. Таксономия (от др. греч. – расположение, строй, порядок) вопросов, созданная известным американским психологом и педагогом Бенджамином Блумом, достаточно популярна в мире современного образования. Эти вопросы связаны с его классификацией уровней познавательной деятельности: знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка. Опыт использования этой стратегии показывает, что учащиеся всех возрастов (начиная с первого класса) понимают значение всех типов вопросов (то есть могут привести свои примеры).
(см. приложение 1)
Для чего нужна таксономия Блума?
Полезная схема, которая помогает соотнести вопросы с определенной категорией. Бенджамин Блум располагал уровни познавательной деятельности в виде пирамиды, предполагая, что в основании её находятся знания. Он идет от простейшего к наиболее сложному. (презентация)
Ведущий:
На столах у вас, уважаемые коллеги, лежат таблицы с моделями вопросов по таксономии Блума (это листы жёлтого цвета). Пожалуйста, внимательно рассмотрите их, также вы видите готовые вопросы по сказке Оскара Уальда «Соловей и роза» - зелёные листы, пирамида и маленькие листочки с теми же вопросами, что и на зелёных листах, которые Вы будете крепить к пирамиде.
Обсудив в группе эти вопросы, нужно расположить их на пирамиде в соответствии с классификацией уровней познавательной деятельности Б. Блума.
По прошествии 5 минут, проверяем, обосновывая свои ответы. (слайд с проверкой)
Ведущий:
Сейчас, коллеги, мы усложняем нашу работу: нужно составить вопросы по детской сказке «Теремок» (см. приложение 2), но каждая группа будет придумывать вопросы только по двум уровням пирамиды Блума. Прежде чем мы приступим к работе, проведём жеребьёвку.
По прошествии 5 минут, проверяем, обосновывая свои ответы. (презентация вопросов по группам)
Ведущий:
Искусство задавания вопросов является очень важным:
- оно поощряет самостоятельный поиск ответов, а также побуждает школьников задавать свои собственные вопросы;
- школьники с большей вероятностью станут заниматься самостоятельно, потому что им интересен поиск ответов на задаваемые вопросы;
- школьники видят взаимосвязи между изучаемым школьным предметом и реальным миром – это может изменить их взгляд на сам процесс обучения.
Рефлексия
Ведущий:
-Наш коучинг заканчивается. За это время выросло удивительное дерево, благодаря которому каждый из вас может показать пользу или бесполезность полученной информации. (На доске закреплено сделанное из бумаги дерево; у каждого участника коучинга набор самоклеющихся листиков с изображением плодов-яблок, цветов, листьев).
Если Вам было все понятно, и вы хотели бы применять полученные знания на практике – прикрепите к дереву плоды.
Если Вас заинтересовала предложенная информация, но ещё остались вопросы – прикрепите к дереву цветы.
Если же информация была для Вас не новой, то прикрепите листья.
Спасибо всем за работу, проходившую в атмосфере взаимного доверия, сотрудничества и взаимодействия.
Нашу встречу я хочу закончить притчей.
* * *
Три человека ворочали камни.
Одного из них спросили:
– Что ты делаешь?
Он вытер пот со лба и ответил:
– Горбачусь.
Подошли ко второму и спросили:
– А ты что делаешь?
Он закатал рукава и деловито сказал:
– Деньги зарабатываю.
Спросили у третьего:
– А что делаешь ты?
Он посмотрел вверх и сказал:
– Храм строю.
Мораль: Жизнь наполнена смыслом только у того, кто преследует великую цель.
Приложение1
Таксономия мыслительных умений Блума (глаголы действия)
Таблица описывает специфику каждого уровня, а также действия, посредством которых реализуются соответствующие умения
Уровень | Что делает учащийся | Задания | Примерные вопросы, которые можно задать обучающимся |
Знание | Воспринимает запоминает распознает показывает рассказывает | Назовите … В каком году … Где происходит … Перечислите … | - Кто написал это произведение? - Когда происходили описанные в былине события - Что такое подлежащее? |
Понимание | Объясняет сравнивает противопоставляет преобразовывает пересказывает своими словами. | Закончите фразу … Что вы узнали … Почему … Преобразуйте выражение … Объясните взаимосвязь … Расскажите своими словами… | Перескажите сюжет своими словами. Приведите примеры …. Объясните своими словами данный термин. |
Применение | Решает проблемы, демонстрирует знания | Объясните цель применения Какая теория позволит объяснить данное явление… Проверьте предложенную гипотезу … Выводы … | Учащиеся имеют по литературе представление о метафоре и сравнении (запоминание), они знают и их различие (понимание). Теперь они должны применить эти сведения и выяснить (рассказать), какие образы они конструируют в стихотворении А.Пушкина «Зимнее утро». Как можно применить? Попробуй сделать. Что вы хотите узнать? Сделайте таблицу, схему. |
Анализ | Разделяет, раскрывает. | Какова структура … | 1. Выяснение сути – Приведите различия элементов сюжета рассказа; - Сравните героев… 2. Выявление подтекста - В чем суть теории нигилизма? - Как вы понимаете суть поговорки «Нет пророка в своем Отечестве»? 3. Мотивация - Каковы причины духовной деградации Ионыча? - Почему герой носит фамилию Простаков?
|
Синтез | Обобщает, формулирует, планирует, создаёт. | Найдите собственное решение … | 1. Творческие жанры – эссе, сочинения, стихи, доклад, выступление, сценарий, проект, компьютернаяпрезентация. 2. Сбор и конкретизация знаний по теме, приведение к единой системе, составление плана или схемы /планирование опыта, контроль за результатами/. 3. Конструирование и предложение научной гипотезы (предсказывания). |
Оценка | Дискутирует, даёт оценку, приводит доводы, выбирает. | Оцените логику … | Осуществляется через постановку вопросов, вызывающих дискуссию и споры, например: «По вашему мнению это правильно/неправильно, важно/неважно, Вы «за» или «против»?
|
Приложение 2
Сказка «Теремок»
Стоит в поле теремок. Бежит мимо мышка-норушка. Увидела теремок, остановилась и спрашивает:
— Терем-теремок! Кто в тереме живет? Никто не отзывается. Вошла мышка в теремок и стала там жить.
Прискакала к терему лягушка-квакушка и спрашивает:
— Терем-теремок! Кто в тереме живет?
— Я, мышка-норушка! А ты кто?
— А я лягушка-квакушка.
— Иди ко мне жить! Лягушка прыгнула в теремок. Стали они вдвоем жить.
Бежит мимо зайчик-побегайчик. Остановился и спрашивает:
— Терем-теремок! Кто в тереме живет?
— Я, мышка-норушка!
— Я, лягушка-квакушка!
— А ты кто?
— А я зайчик-побегайчик.
— Иди к нам жить! Заяц скок в теремок! Стали они втроем жить.
Идет мимо лисичка-сестричка. Постучала в окошко и спрашивает:
— Терем-теремок! Кто в тереме живет?
— Я, мышка-норушка.
— Я, лягушка-квакушка.
— Я, зайчик-побегайчик.
— А ты кто?
— А я лисичка-сестричка.
— Иди к нам жить! Забралась лисичка в теремок. Стали они вчетвером жить.
Прибежал волчок-серый бочок, заглянул в дверь и спрашивает:
— Терем-теремок! Кто в тереме живет?
— Я, мышка-норушка.
— Я, лягушка-квакушка.
— Я, зайчик-побегайчик.
— Я, лисичка-сестричка.
— А ты кто?
— А я волчок-серый бочок.
— Иди к нам жить!
Волк влез в теремок. Стали они впятером жить. Вот они в теремке живут, песни поют.
Вдруг идет медведь косолапый. Увидел медведь теремок, услыхал песни, остановился и заревел во всю мочь:
— Терем-теремок! Кто в тереме живет?
— Я, мышка-норушка.
— Я, лягушка-квакушка.
— Я, зайчик-побегайчик.
— Я, лисичка-сестричка.
— Я, волчок-серый бочок.
— А ты кто?
— А я медведь косолапый.
— Иди к нам жить!
Медведь и полез в теремок. Лез-лез, лез-лез — никак не мог влезть и говорит:
— А я лучше у вас на крыше буду жить.
— Да ты нас раздавишь.
— Нет, не раздавлю.
— Ну так полезай! Влез медведь на крышу и только уселся — трах! — развалился теремок.
Затрещал теремок, упал набок и весь развалился. Еле-еле успели из него выскочить мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, волчок-серый бочок — все целы и невредимы.
Принялись они бревна носить, доски пилить — новый теремок строить.
Лучше прежнего выстроили!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование инновационных технологий по развитию речи учащихся в условиях реализации ФГОС
Задания и упражнени, направленные на формирование комуникативных УУД учащихся....
Использование современных педагогических технологий для развития личности учащихся на уроках английского языка.
Использование современных педагогических технологий для развития личности учащихся на уроках английского языка....
Юрченко Е.Ф. "Словарная работа на уроках истории как одна из форм развития речи учащихся, имеющих недостатки в интеллектуальном развитии".
В статье расрываются приёмы организации словарной работы на уроках истории в коррекционной школе VIII вида....
«Метод проектного обучения как педагогическая технология для развития творческого потенциала обучающихся»
Проектная деятельность на уроках изобразительного искусства 5, 6 классы....
Эффективные приемы и способы развития речи учащихся на уроках русского языка
В статье представлен практический опыт по развитию письменной речи учащихся и формированию их лингвистической компетенции...
Развитие творческого потенциала учителя и обучающегося посредством применения эффективных педагогических технологий на уроках технологии
Развитие творческого потенциала учителя и обучающегося на уроках технологии....
«Развитие творческого потенциала учителя и обучающегося посредством применения эффективных педагогических технологий на уроках музыки»
quot;Педагогический труд не творческим не бывает..."...