Эссе «Моя педагогическая философия»
статья

Бачурина Наталия Викторовна

В данном эссе я попыталась изложить свое видение нашей профессии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse.docx18.14 КБ

Предварительный просмотр:

Бачурина Наталия Викторовна, учитель биологии МБОУ ЦО №24 г. Тулы

Эссе «Моя педагогическая философия».

Педагог в переводе с древнегреческого «детоводитель», а в переводе с латинского – «скалистая лестница духовного, нравственного восхождения». Куда же я веду своих учеников? Несомненно, в их будущее! Какое? А это будет зависеть от того, какими они вырастут, с каким багажом уйдут из школы… Мне бы хотелось видеть их добрыми, умными, справедливыми людьми, способными любить и быть любимыми. Я мечтаю, чтобы они стали настоящими гражданами своего Отечества.

А смогу ли я повести за собой своих учеников, имею ли право на это? Какими качествами должен обладать учитель, чтобы повести за собой? На мой взгляд, это любовь к детям, умение общаться с ними, умение доверять, понимать, быть терпеливым, доброжелательным, искренним во взаимоотношениях, ведь дети как никто другой  чувствуют фальшь  и не прощают равнодушия. Учитель должен глубоко знать свой предмет, обладать высоким уровнем интеллектуального развития, уметь интересно и доступно объяснять материал. Педагогу необходим высокий уровень культуры, широкий кругозор, личное обаяние, чувство юмора (ученики очень ценят его), находчивость. И, конечно же, учитель как личность должен обладать твёрдостью и решительностью характера, уверенностью в себе (не путать с самоуверенностью), силой воли и способностью к самоотдаче. И во все времена  преподаватель не может обойтись без собственной гражданской позиции.  Ему должны быть присущи честь и достоинство, духовность и милосердие, принципиальность и толерантность.

Все эти качества помогают, по моему мнению,  становлению личности ученика. Моя задача, нет, наша задача – воспитание думающей, самостоятельной личности, а не «винтиков» государственного механизма.

Ученики все разные, но и учителя тоже все  разные. Все мы родом из детства.

Как я пришла в профессию?.. Наверно, случайно. В школе мне всегда нравилась биология, я выигрывала олимпиады одну за другой… По окончании школы задумала поступать в Дальневосточный государственный университет на специальность «ихтиология». Но судьба  распорядилась иначе! Родители во Владивосток не отпустили. Так я оказалась в тульском пединституте. Поступила легко, без проблем. Учиться нравилось, но по мере приближения первой педпрактики меня все больше охватывала паника: мне казалось, что я никогда не смогу встать на место учителя! Как, что, каким образом объяснить ученикам? Как построить общение с ними? Ведь я не намного старше их.  А главное - как удержать дисциплину? Чувства страха и сомнения охватывали меня.

Но  смогла. Сумела.

Великая русская актриса Фаина Раневская как - то сказала, что научиться нельзя трем профессиям. Это профессии врача, артиста  и учителя. Разве можно научить любить детей? Нет, не своего ребенка, а тех девчонок и мальчишек, которые не так уж  прилежны и умны, тех, кто порой просто невыносим. Любить таких детей дано не всем.

Так что же для меня главное в работе, в учениках, в себе? Какие они,  мои ученики? Очень разные.  Любознательные и не очень, открытые и замкнутые, импульсивные и рассудительные, беззаботные и с недетской печалью в глазах… Но одно могу  сказать точно: каждый из них неповторим и уникален и каждый ждёт от меня любви, терпения, доброго и чуткого отношения. Мне так нравится их непосредственность, их тяга к независимости, их «всемогущее «Я», их очень выразительная мимика. У каждого ученика своя жизнь, свои особенности развития. Так интересно раскрывать их личность, искать резервы к их новым  победам. Общаться с ними  как с равными (что в одинаковой степени подразумевает как отсутствие «командного» тона, так и неуместного «сюсюканья»), относиться серьезно к их «несерьезным проблемам» (кстати, далеко не всегда несерьезным), ведь это важно и для них, и для меня. Иногда пожалеешь «ежика» и он превратиться в «пушистика». Мне важно, чтобы в общении с моими учениками не нужны были слова, чтобы ребята следили только за выражением моих глаз, отмечали изменение цвета, улыбку, искры, сожаление и любовь.   Я искренне убеждена, что даже самый  «плохой» ученик талантлив, может быть, даже гениален в литературе, музыке, спорте…просто он еще не раскрылся, ему нужна помощь педагогов, значит  и моя тоже. Ведь  в детях от рождения живет исследователь, важно не погасить огонь любопытства, не остудить интерес к познанию.

Я знаю и люблю свой предмет, мне интересно готовиться к своим урокам, находить новые методы и внедрять новые технологии.  Вторжение компьютеров  и  ИКТ в образовательную систему влило новую свежую струю в преподавание биологии, и я с удовольствием их осваиваю и активно применяю на уроках. И рассказывая своим ученикам, например,  о разнообразии голосеменных, я включаю красочную презентацию и вижу, насколько легче усваивается материал.  За свою бытность учителем  я  пока еще не встречала учеников необучаемых, с отсутствием элементарных мыслительных операций. Есть сотни детей способных, ярких. Почему им порой так трудно осознать и применить учебный материал? Ведь  сколько возможностей для развития определенных групп УУД предоставляют электронные образовательные ресурсы! Приведу пример опыта развития познавательных универсальных действий (общеучебных – поиск и выделение необходимой информации; и логических – анализ объектов с целью выделения признаков). Включаю анимацию с мультимедийного учебного издания  для 7 класса о разнообразии простейших и прошу смотреть внимательно, так как в анимации имеет место ошибка. И ничего. Совсем ничего. Пока сама не показала. Мы, учителя, экономя  время, договариваем,  домысливаем, торопим детей, надеясь на более полные, прочные знания. Оказываем себе и детям «медвежью» услугу. Отсюда неумение работать с учебником, с текстом, отсутствие анализа и, наконец, неумение ставить и задавать вопросы.  В  результате трехкратного просмотра  во  всех классах параллели только одна ученица робко спросила: «Мне показалось или там была хламидомонада (растение)?» Подключились другие ученики, началось  бурное обсуждение, почему так могло получиться.  На душе стало чуть теплее, пошел мыслительный процесс, впереди еще масса работы, но именно в такие моменты понимаешь: шаг к воспитанию человека мыслящего сделан! Главное не останавливаться!  Будем работать. Долго, настойчиво.  

А  работать нужно не только над развитием учеников, нужно работать и над собой.  Если рядом с детьми будет педагог, который перестал внутренне развиваться, учиться, искать что-то новое, то он становится неинтересен учащимся. Задача педагога не «дотянуть» ученика до своего уровня, а помочь ему превзойти себя.  Я не стесняюсь учиться у своих учеников, всегда помню, что каждый мой неправильный шаг, случайно сказанное слово впитываются ими как губкой, поэтому и не мыслю себя без постоянного самосовершенствования.  Ведь ничто так прочно не запоминают ученики, как ошибки своих учителей. Поэтому – учиться, учиться и еще раз учиться, постоянно  находиться в творческом поиске, находить ответы  и тут же ставить новые вопросы.

И тогда обязательно придёт успех. И к ним. И ко мне.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе «Моя педагогическая философия».

Давным-давно зимой, а может летомИли когда тоскливый дождик моросилСвоей душой всем солнышком согретыйВ мое ты сердце лучик поместил. Учитель! (Гаджаева Айша,  4класс)...

Эссе "Моя педагогическая философия"

Я стала Победителем в номинации "эссе" (конкурс "Педагог-года- 2005")...

эссе "Моя педагогическая философия"

Эссе о моем понимании профессии педагог....

Эссе "Моя педагогическая философия"

Эссе "Моя педагогическая философия"...

Эссе «Моя педагогическая философия»

"Распахни своё сердце!"  Так называется эссе, которое я писала для  конкурса "Учитель года"....

Педагогическое эссе "Моя педагогическая философия"

Мировоззренческая и психолого-педагогическая позиция учителя....

Педагогическое эссе "Моя педагогическая философия"

Педагогическое эссе учителя английского языка "Моя педагогическая философия"...