Переход на линейную систему обучения по курсу «История» - «За» и «Против»
статья

Аксенова Татьяна Александровна

В работе представлены этапы перехода на линейную систему преподавания истории с ориентацией на Концепцию преподавания истории России, принятую 23 октября 2020 г.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа им. Г.И. Марчука р.п. Духовницкое Духовницкого района Саратовской области»

Переход на линейную систему обучения по курсу «История» - «За» и «Против»

Аксенова Татьяна Александровна

учитель истории и обществознания МОУ «СОШ им. Г.И. Марчука р.п. Духовницкое»

2020

В 2020 году девятиклассники впервые будут сдавать ОГЭ по истории, пройдя курс предмета в рамках линейной системы.

Есть две системы, по которым выстраивается обучение по любому школьному предмету, в том числе по истории. При линейной системе материал излагают последовательно: ученики изучают исторические события в хронологическом порядке, не возвращаясь к пройденным темам.

При концентрической системе школьники проходят курс истории дважды. До девятого класса изучают события в хронологическом порядке, а в старшей школе упор делается на изучение и анализ различных теорий, трактовок вопроса и работу с источниками. К примеру, если шестиклассник просто знакомится с биографией первых Московских князей, запоминает карты и читает отрывки из летописей, то десятиклассник постигает и сравнивает концепции нескольких ученых-историков о возвышении Москвы. Занимающихся по профильной программе старшеклассников педагоги учат по специально разработанным учебникам.

Системы сменяли друг друга несколько раз. До революции в классических гимназиях историю изучали по концентрической системе. Упор делался на прошлое Отечества и античность.

После прихода к власти большевиков настала череда радикальных реформ в образовании. Некоторое время история вообще отсутствовала в расписании. Лишь в 30-х годах предмет вернулся в школу, и в его основу, как пишет М. Т. Студеникин в пособии «Методика преподавания истории в школе», был положен принцип линейности. Возврат к «концентризму» произошел в 1959 году и продолжался до 1964 года. Затем материал преподносился вновь на линейной основе.

В 1993 г. произошел очередной возврат к концентрической системе. Причиной этого стал переход школ на всеобщее девятилетнее образование, а также отход от советской идеологии. Но со временем подход стал вызывать критику, как у педагогов, так и у историков. 

На протяжении двадцати лет, с 1996 по 2016 год в российской школе история России изучалась по концентрической системе. Несомненный плюс данной системы, это то что к 9 классу ученики изучали весь курс истории, а в 10-11 классах повторяли изученный материал. Несомненно, можно согласится с Е.Е. Вяземским, «концентрическая система исходит из конституционной нормы обязательного девятилетнего образования. Согласно этому положению, учащиеся должны получить за девять лет обучения полное представление об истории, начиная с древнейших времён и кончая сегодняшним днём. Спорить на этот счёт просто бессмысленно. В конце концов, Конституция РФ была принята в рамках демократической избирательной системы, авторы не скрывали её целей и положений, касающихся образования. Поэтому соответственно стали подстраиваться под конституционные требования. Вот почему логика введения концентрической системы преподавания в этом плане понятна и оправданна».[1] В то же время для учеников 5-7 классов, преподавание по концентрической системе вызывали затруднения ряд исторических вопросов, что несомненно является большим минусом в преподавании.

В 2013 году было дано поручение президента о разработке единых концептуальных основ преподавания отечественной истории. Предполагалось, что новая Концепция решит сразу несколько задач: унификация учебного материала, терминологических понятий и представлений, перечня имен и персоналий. Список самих дат и перечень источников тоже предполагалось унифицировать.

В 2014 году появилась единая концепция новых учебников, и, поскольку в 2015 году они начали вводиться в строй, часто стали возникать вопросы: что переделать? что доделать? от чего отказаться?

Переход на линейную систему начался в 2016−2017 годах. В каждом регионе он проходил по-разному. Новый подход внедрялся с трудом из-за отсутствия подробных указаний от Министерства образования. Академия дополнительного образования выпустила методические рекомендации, но официального статуса они не имели. 

В концепции оптимальной была названа модель, «при которой изучение истории будет строиться по линейной системе с 5-го по 10-й классы», а в последний год обучения старшеклассники будут повторять изученное по профильным для поступления в вуз предметам.

Но такая реализация проекта помешала бы синхронизировать события отечественной и всемирной истории. Поэтому в пятом классе начинают изучать историю Древнего мира и античности, а с шестого −  отечественную, как было и раньше.

Линия УМК по отечественной истории и у издательства «Просвещение» рассчитана на учащихся 6-10-х классов. В неё входят не только учебники, но и книги для чтения, рабочие тетради, пособия для педагогов. Делается упор на связи между историческими событиями и темами, изучаемыми на других предметах гуманитарного цикла, на изучение духовно-нравственной культуры народов России, а также на «региональный/локальный компонент», то есть на краеведение.

Изучение всеобщей и отечественной истории заканчивалось в 10-м классе. В одиннадцатом классе, согласно методическим рекомендациям, «возможны несколько вариантов изучения истории, а также их сочетания». 

В июне 2020 года состоялось собрание Российского Исторического Общества, на котором все заинтересованные стороны, в том числе Министерство просвещения, обсуждали новую Концепцию и внесли свои правки в составление документа.

23 октября 2020 года коллегия Министерства просвещения России приняла Концепцию преподавания истории России в образовательных организациях, реализующих основные образовательные программы.

Почему назрели изменения?

Для начала вспомним, что не устраивало учителей в старом формате преподавания истории.

Во-первых, много вопросов вызывал курс истории, который заканчивался для большинства учеников в 10 классе. Количество часов на изучение истории XX века уменьшилось — ведь раньше XX век изучали еще и в 9 классе.

Возврат к линейной системе преподавания истории требовал определения — что и как мы должны изучать по истории в 11 классе. Еще один насущный вопрос — определиться с тем, каким образом будет проходить итоговая аттестация в старшей школе.

Во-вторых, всех учителей волновала судьба интегративного курса «Россия в мире», который предлагалось проводить как курс по выбору в 10-11 классах.

В-третьих, необходимо было добиться того чтобы адаптировать все курсы, которые касаются региональной истории, к существующему историко-культурному стандарту.

В-четвертых, важна последовательность в изложении исторических материалов, которые даются на каждой ступени обучения в школе.

В-пятых, необходимо понимание, как контролировать содержание материалов. Ведь экспертиза новых учебников, которые издавались в последние годы, снимает все ранее существовавшие ограничения. Такое положение вещей может привести к возвращению в те времена, когда историко-культурный стандарт только начинал разрабатываться.

Что изменилось в новой концепции?

1. Сохранены методологические и содержательные основы Концепции 2014 года, а Историко-культурный стандарт не выступает обязательным положением — он включен в качестве приложения-ориентира, который охватывает формирование содержания курса истории России в школе через рабочие программы самих учителей.

2. Закреплен переход на линейную систему изучения истории России с 6 по 11 классы с увеличением учебного времени. Это происходит за счет того, что курс истории России и всеобщей истории не заканчивается в 10 классе.

Многие учителя считали, что это задача не концепции, а примерных программ, которые закрепляют содержание, но в данном случае концепция идет как раз вслед за примерными программами. Концепция имеет в виду возможности вариативного изучения истории.

3. Зафиксирована синхронность курсов и основных тем по истории России и всеобщей истории. И снова это не директива, а просто некий ориентир — где что изучать, чтобы не допустить асинхронности в изучении курсов.

4. Установлен принцип соответствия учебного содержания положениям Концепции историко-культурного стандарта при подготовке и оценке учебников по истории России и пособий по региональной истории и культуре.

5. Предусмотрено проведение обязательной проверки учебных достижений ребят основной и старшей школы в форме контрольной работы, которая имеет статус допуска к ГИА.

6. Отмечена необходимость привлечения РИО к экспертизе учебников по истории России. Это, естественно, делается для того чтобы реализовать Концепцию историко-культурного стандарта и других нормативных документов.

7. Материалы Историко-культурного стандарта, которые определяют события, персоны и источники, выведены в специальный раздел «Рекомендации». И это снижает нагрузку на учителя при формировании рабочей программы курса.

8. Предложены исторические наименования государственных территорий. Это была одна из тех особенностей, на которые обращали внимание учителя, преподавая по новым учебникам.

9. Устранен ряд содержательных противоречий. Проведена терминологическая унификация. Внесены изменения, которые отражают сюжеты, связанные со Второй мировой и Великой Отечественной войной:

  • Содержание генерального плана «Ост».
  • Сущность нацистского оккупационного режима захваченных территорий СССР.
  • Характер нацистской пропаганды.
  • Массовые преступления гитлеровцев против советских военнослужащих и мирных граждан.
  • Этнические чистки на оккупированных территориях СССР.
  • Трагедия военнопленных.
  • Медицинские эксперименты над заключенными нацистских лагерей и гетто.
  • Разграбление и уничтожение культурных ценностей.
  • Угон советских людей в Германию.
  • Холокост (тема обозначена особенно ярко).
  • Партизанское движение.
  • Националистические движения на оккупированных территориях.

Что изменилось в курсе отечественной истории?

Изучение истории России начинается, как и раньше, с 6-го класса. А с 5-го, как это и происходило, идет изучение истории древнего мира. Но есть и некий мостик, который связывает изучение истории в курсе основной школы, и знания по истории, полученные школьниками в начальных классах, — это рабочие тетради.

В 6-м классе показаны ранние периоды развития государства, особенности, которые предшествовали образованию государственных границ.

А в 7-м классе рассматривается уже Россия в XVI-XVII веках.

В 8-м изучается конец XVII века и весь XVIII век.

9-й класс — так называемый «долгий» XIX век до 1914 г.

В 10-м классе изучение отечественной истории начнется с событий Первой мировой войны и дойдет до завершения Второй мировой.

А в 11 классе будет изучаться послевоенный период нашей страны и современная история.

Кстати, разделы Историко-культурного стандарта современной истории России пересмотрены и приобрели более логичную структуру, стали более детализированными.

Плюсы и минусы действующего подхода

Главный недостаток линейной системы заключается в том, что ученикам пятого и шестого класса сложно осмыслить материал. Особенно непросто с ранним периодом Отечественной истории, начинающимся с расселения славян и заканчивающимся созданием Великим князем Иваном III централизованного государства. Кроме того, к сдаче ЕГЭ пройдет пять лет с момента знакомства с этим историческим периодом и школьнику вспомнить все, что он изучал в пятом классе и не очень хорошо тогда понял, будет непросто.

Задания Единого государственного экзамена требуют не только знания фактов, но и умения выстраивать суждения с опорой на эти знания. В основу вопросов нередко кладутся трудные, спорные темы, такие как, например, «норманнская проблема». При этом на развитии навыков рассуждения педагоги сосредотачиваются только в старших классах. 

Концентрическая система позволяла пройти материал еще раз, изучить его глубже, разобраться в нем и сделать собственные выводы по различным вопросам. При линейной системе изучения истории такой всесторонней проработки материала не предусмотрено.

Однако если педагог не укладывается в разработанный им же контрольно-тематический план, а это случается довольно часто, он имеет возможность остановиться на изучении той или иной темы или сосредоточиться на межпредметных связях. Это несомненной плюс.

Концентрическая система имела преимущества перед линейной – к изучению сложных вопросов того или иного исторического периода, их детальному разбору и анализу ученики приступали не в 5-7-х классах, а уже в более старшем возрасте, а значит рассматривали их более осознанно. Кроме того, имея возможность в старших классах вернуться к изучению исторического периода, учитель получал большую свободу в определении, как и когда подавать материал, какие темы оставлять на потом. 

Нынешняя, линейная система таких возможностей не предоставляет. Для ликвидации ее недостатков педагогу необходимо выстраивать индивидуальную работу с учениками, планирующими сдавать ЕГЭ по истории. 

При этом анализ преимуществ и недостатков линейной системы преподавания истории не приведет к ее отмене.

Но какой бы ни была система, уровень подготовки школьника зависит от умения педагога изложить материал и заинтересовать им ученика. 

При подготовке как к ОГЭ, так и к ЕГЭ необходимо ориентироваться на УМК нового стандарта.


Список использованной литературы и ресурсов:

1. Кацва Л.А. Преподавание истории в современной российской средней школе: проблемы и перспективы.

2. УМК «Истории Росси» издательство «Просвещения» в контексте историко-культурного стандарта

3. https://rosuchebnik.ru/material/kontseptsiya-prepodavaniya-istorii-rossii-v-shkolakh/

4. https://activityedu.ru/Blogs/method/kak-izuchayut-istoriyu-v-shkole-lineynaya-i-koncentricheskaya-sistemy/ 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по алгебре и истории математики в 7 классе по теме: "Решение линейных систем уравнений с двумя переменными". систем

Урок алгебры в 7 классе Тема урока: «Решение систем линейных уравнений»Ведущая идея урока: «Ученик учится САМ, учитель только помогает»Цели урока:а) показать алгоритм решения системы линейных ур...

"Достижение нового качества обучения на уроках истории и обществознания в условиях перехода к ФГОС нового поколения в основной школе"

ФГОС нового поколенния основны изменении образовательной парадигмы в основе которой лежит -компетентностный подход....

Анализ развития речевой деятельности учащихся при переходе с начальной ступени обучения в следующую (выступление на педагогическом совете школы по вопросу «Преемственность в преподавании русского языка на различных ступенях обучения»)

В соответствии с познавательными установками одной из приоритетных задач школы на современном этапе является формирование у учащихся потребности в овладении знаниями и способами действий с ними. Для д...

Доклад «Критическое мышление и основы обучения: характеристика стадий на примере преподавания курса «История»

Рассматриваются достоинства технологии критического мышления . Рассказывается, какие используются приёмы и разработки в других технологиях....

Рекомендации для молодых учителей по переходу на линейную систему обучения в 8 классе при одновременном функционировании прежних и новых УМК по отечественной истории

Рекомендации для молодых учителей по переходу на линейную систему обучения в 8 классе при одновременном функционировании прежних и новых УМК по отечественной истории. Необходимость создания новог...

Содержательные и методологические проблемы перехода на линейную систему школьного исторического образования в условиях реализации требований историко-культурного стандарта

Основой данной статьи стала статья Котенева В.А. кандидата исторических наук ТОГОАУ ДПО «Институт повышения квалификации работников образования» г. Тамбов, Россия и Кузьминой А.В. кандидат...

АИС "Сетевой город" Средневзвешенная система оценки образовательных достижений обучающихся. Презентация для учителей, родителей и учащихся при переходе на средневзвешенную систему оценки образовательных достижений обучающихся.

АИС "Сетевой город. Образование." Презентация для учителей, родителей и учащихся при переходе на средневзвешенную систему  оценки образовательных достижений обучающихся....