Использование эффективных дидактических средств при формировании УУД на уроках биологии.
материал

Кульбака Галина Владимировна

В связи с внедрением новых ФГОС в начальной школе буквально через пару лет в среднее звено придут выпускники, владеющие   определенным набором УУД. 

Поэтому перед нами ставится задача быть готовыми для осуществления преемственности между звеньями обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование эффективных дидактических средств при формировании УУД на уроках биологии.

Кульбака Галина Владимировна

Учитель биологии ТМК ОУ « Дудинская СОШ № 3»

Слайд 1

        Здравствуйте! Меня зовут Кульбака Галина Владимировна. Я учитель биологии Дудинской общеобразовательной школы № 3. Тема моего выступления «Использование эффективных дидактических средств при формировании УУД на уроках биологии.»

Слайд 2

Актуализация:

        В связи с внедрением новых ФГОС в начальной школе буквально через пару лет в среднее звено придут выпускники, владеющие   определенным набором УУД.  

Поэтому перед нами ставится задача быть готовыми для осуществления преемственности между звеньями обучения.                                

Слайд 3

Целью   дидактики является образ конечного результата, то, к чему стремится процесс обучения.

Следовательно, моей целью,  как учителя предметника, в данном контексте является:     подбирать и использовать наиболее  эффективные дидактические средства для  формирования УУД учащихся основной школы на уроках биологии.

 Слайд 4

Естественно, основными звеньями дидактики являются учитель и ученик. Оба эти звена должны тесно взаимодействовать в процессе обучения. Важнейшим моментом такого взаимодействия является мотивация. Т.к. педагог режиссирует образовательный процесс, он четко должен представлять не только конечный результат, но и конструировать весть путь к достижению этого результата. Учитель ставит перед собой конкретные цели, выбирает содержание образования (составляет рабочую программу, планирует урок), подбирает наиболее подходящие формы, методы и технологии обучения, развития и воспитания. В этом случае учитель сможет эффективно осуществлять преподавание, а ученик – обучение.

Используя эти технологии, методы,  формы работы и   средства обучения, современный учитель ведет учеников по пути открытий, развития, познания себя и окружающего мира.

Слайд 5

В помощь учителю существует большое многообразие дидактических средств. Одними мы пользуемся давно, другие вошли в нашу повседневность недавно, например компьютер, интерактивная доска и т.п.  Последнее время на первый план вышли средства автоматизации обучения. Прослушав курсы повышения квалификации, где нас обучали навыкам работы с этими средствами дидактики, я   очень широко стала использовать эти средства на уроках и обучать навыкам работы с ними своих учеников, формируя умения добывать информацию, анализировать полученные данные, представлять их в форме диаграмм, схем, графиков.

Это является мотивацией для личностного развития ученика. Я использую средства автоматизации обучения в зависимости от степени сформированности конкретного УУД, в зависимости от типа урока, этапа урока. 

Слайд 6

Гиперссылка 1 (слайд 7)

 При формировании личностных УУД   использую  интернет-источники для нахождения интересных фактов по какой-либо теме.

 Гиперссылка 2 (слайд 8)

При изучении темы «Строение и функции головного мозга» и рассмотрении асимметрии мозга, учащийся Ш.В. проводил исследование, собирал материал для работы на НПК. Далее давал анализ полученным результатом и рекомендации   для одноклассников, связанные с выбором профессии. Такие приёмы помогают привлекать ребят к исследовательской   деятельности, осуществлять индивидуальный подход.                           

 Гиперссылка 3 (слайд 9)

Мой предмет – благодатный материал для формирования позиции здорового образа жизни. И здесь очень наглядны фотографии, демонстрирующие проблемы со здоровьем, при не соблюдении правил здоровьесбережения.

Слайд 10

Очень важное значение имеет развитие метапредметных навыков, которые помогают ребенку обрести уверенность в себе, сформировать  умения, которыми ребенок может пользоваться и на уроках, и в повседневной жизни. Эти навыки и умения позволят выпускнику легче социализироваться и  реализовать себя в жизни.

Гиперссылка 1 (слайд 11)

        Многие учащиеся имеют проблемы с монологической речью, стесняются отвечать у доски.   С помощью автоматизирующих средств обучения    можно моделировать жизненные ситуации и предлагать ученику поучаствовать в ролевой игре. 

        Гиперссылка 2(слайд 12)

Старшеклассники, в отличие от младших школьников должны уметь адекватно оценивать свои знания и умения. И в этом случае может помочь ИКТ. Ребенок не только может увидеть правильные ответы и проверить себя, но и оценить свою работу согласно критериальной оценочной шкале.  

        Гиперссылка 3(слайд 13, 14)

Еще одним важным метапредметным УУД является умение работать со схемами, таблицами и знаками. Это умение позволяет научиться сворачивать большой объем информации и при необходимости разворачивать её.  

        Очень часто на своих уроках привожу примеры из смежных наук – географии, химии, физики, чтобы у детей сформировалась целостная картина мира, чтобы они могли легче ориентироваться в огромном фактическом предметном материале.

Развитые личностные и метапредметные УУД несомненно влекут за собой повышение интереса к предмету и улучшению качества знаний. Конечно, я, как учитель-предметник  наибольшее внимание на уроках уделяю формированию именно предметных УУД.

Слайд 15

И здесь можно использовать ИКТ практически на всех этапах урока.

Гиперссылка 1(слайд 16, 17)

Например, во время проверки усвоенных знаний (фронтальная или индивидуальная).

Очень большим подспорьем на этом этапе урока является набор разнообразных ЦОРов по предмету с готовыми тестами или тренажерами.

Гиперссылка 3 (слайд 18)

На этапе   формирования  новых знаний по изучаемой теме, большую помощь мне  оказывают презентации с динамическими таблицами и схемами. Благодаря таким презентациям, мы соблюдаем золотое правило дидактики, которое сформулировал Я.А.Коменский: привлекать к обучению все органы чувств. Презентации могут выполнять ещё одну функцию – помочь в организации групповой работы или работы с текстом.

 Гиперссылка 4 (слайд 19)

Очень удобно пользоваться фотографиями из интернета с изображениями биологических объектов, с которыми невозможно работать в классе.  

Гиперссылка 5 (слайд 20)

Современный выпускник должен научиться   оперировать полученными ранее знаниями, приводить примеры, применять эти знания в новых условиях. Для формирования этих навыков и умений  использую те же автоматизирующие средства обучения. Но в этом случае они будут играть роль не инструмента в руках учителя, а средства личного самовыражения ученика.   Например, ребята 8 класса при изучении темы «Дыхание» получили опережающее домашнее задание провести небольшие лабораторные работы по группам, проанализировать их и представить результаты в виде диаграмм  или графиков. На основании анализа, сделать выводы и на уроке все вместе делаем общий вывод. Таким образом, активно формируются навыки работы в группе, навыки работы с компьютером, умение сворачивать, анализировать информацию, делать выводы.

Гиперссылка 6 (слайд 21,22)

Активно пользуюсь автоматизирующими средствами обучения на этапе закрепления знаний. Очень удобен вариант с немым рисунком и возможностью самопроверки. Сейчас почти каждый кабинет оснащен интерактивной доской. Её также   использую  для формирования предметных УУД на разных этапах урока. Например, при обобщении знаний о строении кровеносной системы представителей разных классов позвоночных животных.

Безусловно, об эффективности выбранных средств обучения я могу судить по результативности:  

   слайд 23

Чтобы отследить сформированность УУД своих учеников я тоже использую ИКТ. Провожу диагностику сформированности УУД, анализирую результаты, делаю выводы и провожу коррекционную работу. Эта работа очень индивидуализирована, направлена на  создание психологически комфортных условий обучения и развития.  И вот какие результаты я фиксирую.  

 слайд 24

Растет число участников интеллектуальных конкурсов (Человек и природа). Практически стабильная по составу и сплоченная группа, работающая в интенсивных школах по предмету. Высокий процент ребят, участвующих во Всероссийском этапе предметной олимпиады по биологии.

Гиперссылка 1 (слайд 25)

Наблюдается  Улучшение качества знаний у слабо мотивированных учащихся. Учащийся Шароглазов Валерий в 6 классе  показывал слабые знания по предмету. Сейчас ребенок проявляет активный интерес к предмету, почувствовал уверенность в себе и смог не только  повысить успеваемость по предмету, но и занял 2 место в муниципальной олимпиаде, с удовольствием принимает участие в работе интенсивных школ, готовит работу на научно-практическую конференцию.

Хочется сказать, что работа по развитию учащихся ведется и среди слабо мотивированных,   и среди  одаренных детей. Кобец Виктория дважды участвовала в работе Форума «Одаренные дети Красноярья» и согласно базе данных у неё самый высокий рейтинг на сентябрь этого года. Она является победителем интенсивной школы естественнонаучного цикла в 2012 году. Эта девочка является совместным проектом семьи, школы и управления образованием. Она не только гордость родителей, школы, но и достойный представитель Таймыра на уровне Края. Тихонова Ирина – финалист интеллектуальной  игры «Самый умный».

Гиперссылка 2 (слайд 26)

О результатах работы с одарёнными детьми можно судить по победам в олимпиадах и интеллектуальных конкурсах.  

  Гиперссылка 3 (слайд 27)

Очень радует рост количества выпускников, выбирающих экзамен по биологии в 9 и 11 классах.

Такие результаты дает вся вышеозвученная работа.

   слайд 28

И я хочу вернуться к началу своего выступления. Функциями дидактики являются образовательная, развивающая.  Естественно, что обе эти функции объединены воспитывающей составляющей. Воспитание гармоничной личности происходит во время урока, во внеурочной деятельности выстраиванием … отношений между всеми участниками образовательного процесса: учитель-ученик-родитель-общество. И без души учителя, без его любви к детям и своей работе, невозможно добиться каких-либо стоящих результатов.

   слайд 29

  Учитель-предметник, приняв под свою опеку выпускника начальной школы, формирует у ребенка мечту, идет вместе с ним по пути достижения этой мечты и к моменту выпуска старшеклассника, у него есть все необходимое для того, чтобы мечта осуществилась. Значит, наша дидактическая цель достигнута.

   слайд 30

И в заключение, позвольте поздравить очаровательных женщин с наступающим праздником и пожелать, чтобы в Вашей душе всегда цвела весна! Спасибо за внимание.

 

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование эффективных дидактических средств при формировании УУД на уроках биологии. Кульбака Галина Владимировна, учитель биологии ТМК ОУ «Дудинская средняя школа № 3»

Слайд 2

Портрет выпускника: начальная школа – основная школа любознательный, проявляет исследовательский интерес, активно познаёт мир доброжелательный, умеет слушать и слышать партнера проявляет уважительное отношение к окружающим, к иной точке зрения умеет учиться готов самостоятельно действовать и отвечать перед семьёй и школой имеет навыки самоорганизации и здорового образа жизни готов к выбору проявляет избирательность интересов познающий себя, утверждающий себя как взрослый готов нести ответственность перед самим собой, другими умеет действовать с ориентацией на другую позицию умеет работать в группе и индивидуально осознанно выполняет правила здорового и безопасного образа жизни

Слайд 3

Целью дидактики является образ конечного результата, то, к чему стремится процесс обучения . Цель учителя-предметника: Подбирать и использовать эффективные дидактические средства для формирования УУД у учащихся на уроках биологии.

Слайд 4

Структурные компоненты целостного дидактического процесса Учит ель результат мотивация Цел ь содержание методы формы преподавание обучение технологии У Ч Е Н и к Средства обучения

Слайд 5

Словесные (учебник, научная литература) Визуальные (таблицы, модели) Аудиовизуальные (видеофильмы) Аудиальные (магнитофон) Механические (микроскоп) Средства, автоматизирующие процесс обучения (компьютеры)

Слайд 6

ЛИЧНОСТНЫЕ: ориентация ценностно-смысловая; в социальных ролях и меж- личностных отношениях Самоопределение: личностное, профес- сиональное, жизненное Смыслообразование: связь между целью (ре- зультатом) деятельности и ее мотивом Морально-этическая ориентация Развитие интереса к изучаемому. Профориентация и индивидуальное развитие учащегося. Формирование позиции здорового образа жизни.

Слайд 7

Интересные факты о мозге Мозг на 80 % состоит из воды. Самые высокие в мире показатели IQ по стандартным тестам принадлежат двум женщинам. Нервные импульсы в человеческом теле перемещаются со скоростью примерно 90 метров в секунду. В теле взрослого человека около 75 километров (!) нервов. В мозге человека за одну секунду происходит 100 000 химических реакций. Человеческий мозг генерирует за день больше электрических импульсов, чем все телефоны мира вместе взятые. Среди выдающихся математиков мужчин в 12 раз больше, чем женщин.

Слайд 8

Анализ результатов Ведущая рука Ведущий глаз Поза Наполеона Апплодисменты Мыслительный тип Художественный тип Смешанный тип П П Л П + Л Л П Л + П Л П Л + Мыслительный тип: Выбирать профессии, связанные с символами или механизмами – бухгалтер, инженер, архитектор, конструктор, изобретатель, механик, шофер, летчик и т.п. Художественный тип: Выбирать профессии, связанные с общением с людьми – учитель, врач, актер, режиссер, библиотекарь, экскурсовод, кассир, сфера обслуживания. Рекомендации по применению полученных данных на практике: Исследовательская деятельность учащихся Индивидуальная работа Привлечение учащихся для участия в научно-практических конференциях;

Слайд 9

Здоровьесбережение Физминутка – дыхательная гимнастика

Слайд 10

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ Регулятивные: организация деятельности Коммуникативные: речевые навыки и навыки сотрудничества Познавательные: общеучебные , в т.ч – знако - во-символические , логичес - кие, постановка и решение проблемы 1. Устный опрос. (развитие монологической речи) 2. Взаимопроверка и самопроверка (развитие умения работать согласно шкале критериев оценки, формирование адекватной самооценки) 3. Работа со схемами. (развитие умения работать с символами; развитие логического мышления; развитие умения доказывать свою точку зрения, подкрепляя их научными фактами)

Слайд 11

Формирование навыка монологической речи

Слайд 12

Дата Ф.И. класс Биологический диктант Критерии оценок: «5» – 11-12 баллов «3» – 6-7 баллов «4» - 8-9 баллов «2» – 5 и меньше Развитие навыков самопроверки и взаимопроверки 1. 7. 2. 8. 3. 9. 4. 10. 5. 11. 6. 12.

Слайд 13

Работа со схемами Рефлекс одергивания руки

Слайд 14

Тема: Кишечнополостные ЭктоД ЭнтоД КМ Н П С Среда обитания С П Симметрия тела С Р Щ П КП Движение Внешнее строение Внутреннее строение ПМ Ж Дыхание Выделение Раздражимость Внутреннее

Слайд 15

ПРЕДМЕТНЫЕ Основы системы научных знаний Опыт «предметной» деятельности по получению, преобразованию и применению нового знания Предметные и метапредметные действия с учебным материалом Проверка усвоенных знаний 2. Формирование новых знаний по изучаемой теме Ознакомление с научными фактами Развитие умения оперировать полученными ранее знаниями, приводить примеры, применять эти знания в новых условиях 5. Присовокупление полученных на уроке знаний к предыдущему опыту – применение их на практике: закрепление

Слайд 16

Соотнесите отделы головного мозга с их функциями: Большие полушария Мозжечок Продолговатый Мост Промежуточный Средний А. Центр координации движения Б. Центр б/у пищевых рефлексов В. Центр жажды, голода, сна Г. Проводит информацию от органов слуха Д. Дыхательный центр Е. Центр, регулирующий работу сердечнососудистой системы Ж. Мигательный, рвотный, чихательный рефлекс З. Центр, регулирующий величину зрачка И. Стекается вся информация и анализируется. К. Центр речи, ассоциативное мышление.

Слайд 17

Правильные ответы: А Б В Г Д Е Ж З И К 2 3 5 4 3 3 3 6 1 1

Слайд 18

Регуляция дыхания. Нервная Гуморальная Произвольная (сознательная) Центры - в коре больших полушарий. Сознательная задержка вдоха или выдоха; изменение частоты и глубины дыхания. Непроизвольная (бессознательная) Центры – в продолговатом мозге. Нервные импульсы влияют на сокращение межреберных мышц и диафрагмы (вдох, выдох) Срабатывает в моменты Эмоционального всплеска (выброс адреналина в кровь); Изменения уровня концентрации СО 2 в крови (снижения уровня рН крови).

Слайд 19

Натуральные недоступные объекты

Слайд 20

Опережающее домашнее задание

Слайд 21

3. Продолговатый мозг 2. Мозжечок 4. Мост 5. Средний мозг 1. Большие полушария 6. Промежуточный мозг

Слайд 22

Класс хордовых животных Количество предсердий Количество желудочков Класс Рыбы Класс Земноводные Класс Пресмыкающиеся Класс Птицы и класс Млекопитающие

Слайд 23

Анализ мониторинга развития УУД Сформированность ОУУН

Слайд 24

Результативность: Участие в интеллектуальных конкурсах («Человек и природа» – более 60%) Участие в школах интенсива (команда 12 человек) Высокий процент участия детей в школьном этапе Всероссийской олимпиады по биологии (86,1%) Улучшение качества знаний у слабо мотивированных учащихся Победы в олимпиадах Рост количества детей, выбирающих экзамен по биологии Стабильно высокие результаты ГИА и ЕГЭ по биологии (100% учащихся экзамен сдают успешно)

Слайд 25

Динамика роста качества знаний по биологии среди слабо мотивированных учеников

Слайд 26

Олимпиада школьников (муниципальный уровень) Кобец Виктория дважды участвовала в работе Форума «Одаренные дети Красноярья». Самый высокий рейтинг на сентябрь 2012г. 2010- 2011 год 2011 - 2012год 2012 - 2013год 3 место 1 место 2 место 3 место 1 место 1 место в интенсивной школе

Слайд 27

Количество учащихся, выбирающих экзамен по биологии 9 класс ЕГЭ

Слайд 28

Функции дидактики развивающая образовательная Воспитывающая

Слайд 29

Выпускнику

Слайд 30

С п а с и б о з а в н и м а н и е!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра как средство активизации познавательной активности на уроках биологии в малочисленной школе.

В современной методике и практике обучения биологии всё большее внимание уделяется оптимальному сочетанию самых разнообразных организационных форм и средств обучения. Это позв...

Методическая разработка на тему:Технология личностно-ориентированного обучения обучающихся на уроках математики путем индивидуализации и дифференциации обучения с использованием разнообразных дидактических средств обучения;

Использование дифференцированного и индиви дуального подходов на учебных занятиях являются эффективным условием достижение обязательного уровня подготовки отстающих учащиехся и продвинутого уровня хор...

ИТОГОВАЯ ВЫПУСКНАЯ РАБОТА Дидактические средства, обеспечивающие формирование понятий по теме: «Опорно-двигательная система человека»

В представленной выпускной работе описано использование дидактического материала, который в свою очередь способствует более полному раскрытию темы, развитию внутренней мотивации учащихся к учебной поз...

Использование ИКТ как средства формирования УУД на уроках биологии

Материал был использован на выступлении на девятой межрайонной научно-практической конференции "Мир вокруг нас", посвященной 70-летию Победы....

Эффективный урок как основная форма обучения и воспитания обучающихся через использование инновационных дидактических средств, образовательных технологий и методик

Статья  направлена  на  описание  различных  форм и методов   применяемые  на  уроках, использование   различных  приёмов   работы  с ...

Эффективный урок как основная форма обучения и воспитания обучающихся через использование инновационных дидактических средств, образовательных технологий и методик

В презентации  описаны  методы  и  формы  работы  с  обучающимися. Показаны  основные  приёмы  работы  с  обучающимися....