«Использование коллективной творческой деятельности в воспитательной работе классного руководителя».
статья

Поспелова Лидия Николаевна

«Использование коллективной творческой деятельности в воспитательной работе классного руководителя».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение

 «Байкаловская средняя общеобразовательная школа»

Педагогические чтения-2020

«Национальный проект «Образование»: от государственных стратегий к педагогическим практикам»

                                                 

                                          Выступление по теме:

«Использование коллективной творческой деятельности в воспитательной работе классного руководителя»

(Из опыта работы)

                                               Автор работы:  Поспелова Лидия Николаевна,

                                              учитель русского языка и литературы МАОУ

                                              «Байкаловская СОШ»

Краткая аннотация работы.

Одной из современных продуктивных технологий, используемых в воспитательном процессе, является методика коллективной творческой деятельности. Данная технология способствует сплочению детского коллектива, повышению самооценки младших школьников, что является наиболее актуальным в организации воспитательного процесса при переходе детей из начальной школы в основную.

Введение.

Актуальность и практическая значимость выбранной темы

Федеральный закон  «Об образовании» и ФГОС основного общего образования определяют  приоритет в воспитании школьников - всестороннее развитие личности, которая способна успешно сотрудничать с людьми в коллективе. Во многом данное умение зависит от того, насколько качественно организована классным руководителем воспитательная работа в детском коллективе и помогает ли она сплочению детей.

Таким образом, актуальность, на мой взгляд, приобретает реализация в воспитательном процессе методики коллективной творческой деятельности, которая, безусловно, обеспечивает всестороннее развитие личности и сплочение коллектива младших подростков. Кроме того, методика коллективной творческой деятельности развивает умение детей общаться со сверстниками, обучает подрастающего человека уважать чужое мнение и позволяет сформировать такие практические навыки, которые позволяют в дальнейшем успешному утверждению себя в обществе.

Тема, цель и задачи работы

Тема моего исследования - использование методики коллективной творческой деятельности в воспитательной работе классного руководителя.

Целью исследования я считаю выяснение, насколько эффективно использование методики коллективной творческой деятельности в воспитательной работе с детским коллективом.

Объектом исследования является воспитательная работа классного руководителя.

Предметом  исследования, как я уже сказала, является методика коллективной творческой деятельности в воспитательной работе с младшими школьниками.

Гипотезой исследования я определяю, изучение сущности методики коллективной творческой деятельности, выявление ее особенностей использования в воспитательной работе классного руководителя, а также разработка и использование КТД с последующим выявлением его эффективности.

Задачи исследования:

  1. Изучить методику коллективной творческой деятельности;
  2. Обосновать необходимость ее использования, исходя из особенностей классного коллектива;
  3. Разработать, использовать в своей работе  КТД и проверить его эффективность.

Теоретическая основа исследования:

Всесторонним изучением методики коллективной творческой деятельности и использованием ее в воспитательном процессе занимались С.Т.Шацкий, И.П.Иванов, Н.Е.Щуркова и многие другие

Вопросами воздействия коллектива на воспитание личности занимался А.С.Макаренко, который считал, что воздействовать на отдельную личность можно, действуя на коллектив, в котором находится эта личность. Однако это не исключает, по мнению А.С.Макаренко,  прямого, непосредственного воздействия педагога на отдельного воспитанника.

Творчество как важный элемент современного образования, способствующий развитию мышления учащегося, рассматривает Л.И.Иванкина.

Научная новизна исследования заключается в выявлении педагогических особенностей применения методики коллективной творческой деятельности в воспитательной работе с детьми.

Практическая значимость исследования состоит  в составлении и использовании КТД, основанного на методике коллективной творческой деятельности.

Основная часть.

     Коллективное творческое дело- это содружество приемов и действий, используемых в определенной последовательности. Методика коллективной творческой деятельности предусматривает создание свободных групп, сотрудничество и сотворчество, коллективную работу, игровую деятельность и саморазвитие личности. Единицей методики коллективной творческой деятельности является коллективное творческое дело. Суть каждого дела- это забота о своем коллективе, друг о друге, об окружающей среде. Например, объединяясь в малые группы, ребята отправляются оказывать помощь пожилым людям, распределяют самостоятельно роли между собой, а затем по окончании работы творчески представляют результаты своей работы. Прижился в коллективе детей и такой прием выпуска газеты по итогам дежурства в школе. В малых группах по 2-3 человека отражаем в рисунках положительные и отрицательные явления в школьной жизни за неделю дежурства, а затем все рисунки соединяются в одну большую газету. Таким образом, каждый член классного коллектива имеет уникальную возможность почувствовать свою значимость, пользу, в осуществлении коллективного дела.

     Дело является творческим и коллективным, потому что представляет собой совместный поиск лучших решений поставленной задачи, творится сообща - не только выполняется, но и организуется: задумывается, планируется, оценивается. Оно творческое, потому что не может твориться по шаблону, по строгому алгоритму, всегда проявляется в разных вариантах, порой неожиданных, рождая новые возможности. Здесь уместно, на мой взгляд, следует сказать о конкурсе «Живая классика». Уже стало доброй традицией проводить этот конкурс сначала внутри класса с приглашением учителей, родителей, библиотекарей школьной и сельской библиотек, затем на школьном уровне с приглашением ветеранов педагогического труда, работников ДК затем в сети филиалов школы с последующим определением самых лучших чтецов, выходящих на муниципальный тур. Свободные пятницы- это тоже один из путей сплочения детского коллектива (защита костюма, изучение традиций цыганского, например, народа, национальных блюд, когда мы всем классом представляли цыганский табор.

      КТД, как справедливо считал И.П.Иванов,- это практическая забота обо всех сторонах жизни, а не воспитание тех, кто все исполняет по сценарию педагога. Любое дело становится коллективным и творческим, если его придумали, подготовили и провели сами, а не предложили со стороны в готовом виде. Так, например, ребята решили устроить праздник для  мам к Дню матери.  Это позволило уйти от привычных форм проведения родительского собрания. В малых группах распределили роли: оформление пригласительных билетов, подготовка концертных номеров, подготовка презентации, ответственных за музыкальное оформление, сервировка столов. На этапе анализа все единодушно выразили удовлетворение от самостоятельно подготовленного родительского собрания. Дети очень полюбили дни здоровья, устраиваемые  в выходные дни. Это классные походы (пешие, на велосипедах, лыжах). Предварительно определяется маршрут движения, распределяются роли (костровые, спортивные организаторы игр, состязаний, конкурсов др.). Например, во время осеннего похода определился лучший рыбак -  Абдубаков Айдар, поймавший на блесну щуку, лучший грибник, собравший наибольшее количество грибов, - Федосеев Сергей. А в походе в деревню Куприна с посещением местного музея мы обнаружили там фотографии дедов двух девочек (Смирных В. и Самойловой Ю.), участвовавших в Великой Отечественной войне. Во время трудовых десантов определяется объем работы для малых групп, происходит состязание на наиболее качественно выполненную работу. По итогам проведения КТД происходит выпуск информационного листа для классного уголка, где отмечаются наиболее отличившиеся ученики. Доброй традицией стали выпуски поздравительных газет (мальчики- для девочек, девочки- мальчикам)

    Как можно заметить, в своей работе использую различные виды КТД:  трудовые, познавательные, художественные, спортивные, общественные праздники.  В системе воспитательной работы уже выработался алгоритм создания и осуществления КТД:

  • Выбирается дело, проводится конкурс между малыми группами на лучший проект;
  • Заслушиваются лучшие предложения, отбираются для осуществления;
  • Разрабатывается вариант проведения КТД, распределяются поручения, осуществляется руководство выполнением задуманного;
  • Проведенное дело обсуждается, анализируется  (Что удалось и почему? Что не получилось и почему? Что предлагаем на будущее?)

Обсуждение позволяет детям научиться аргументировать свое мнение, продвигать его среди сверстников, а также развивает умение прислушиваться к мнению сверстников. Творческий процесс же развивает эстетическое восприятие мира, способствует обогащению личного художественного опыта и подталкивает к сплочению коллектива.  

Заключение.

Результативностью осуществления методики коллективной творческой деятельности можно считать позитивную активность и конечную удовлетворенность всех участников, которые воспринимают свое участие как коллективное авторство. Успех проведения одного КТД - стимул к дальнейшей активной работе.

Результативность использования методики коллективной творческой деятельности в воспитательном процессе можно проследить через положительную динамику межличностных отношений учащихся, а также изменения уровня их самооценки.

Проведенные исследования показали, что социометрический статус детей изменился в сторону улучшения: стало меньше детей со статусом «отверженные». Стало больше «лидеров» и «предпочитаемых». Кроме того, детей с низким уровнем самооценки также стало меньше. Это означает, что большинство детей чувствуют себя уверенно и комфортно, уважают себя и окружающих.

Таким образом, разработанное и реализованное коллективное творческое дело способствует повышению социометрического статуса в группе и самооценки младших подростков.

Приложение 1.

Методика  «ОЦЕНКА ГРУППОВОЙ СПЛОЧЕННОСТИ»

 (СИШОРА – ХАНИНА)

Цель : оценить уровень  сплоченности  классного коллектива.

Инструкция  для  школьников :

Внимательно  прочитайте  каждый вопрос и выберите  один  из ответов, наиболее точно  соответствующий Вашему мнению.

I. Как бы вы оценили свою принадлежность к своему  классу?

    1. Чувствую себя членом, частью коллектива (5).

    2. Участвую  в большинстве видов деятельности (4).

    3. Участвую в одних  видах деятельности и   не участвую в других (3).

    4. Не чувствую, что являюсь членом коллектива (2).

    5. "Существую" отдельно от других членов коллектива (1).

    6. Не знаю,  затрудняюсь  ответить (1).

II.Перешли бы вы учиться в другой класс, если бы  представилась такая возможность?

     1. Да, очень хотел бы перейти (1).

     2. Скорее бы  перешел. чем остался (2).

     3. Не вижу никакой разницы (3).

     4. Скорее всего,  остался бы в своем классе (4).

     5. Очень хотел бы остаться в своем классе (5).

     6. Не знаю,  трудно ответить (1).

III.а)  Каковы взаимоотношения между  учениками  в Вашем классе на уроках?

     1.Лучше, чем в большинстве  классов (3).

     2. Примерно такие же, как  в большинстве  классов (2).

     3. Хуже, чем  в большинстве классов (1).

     4. Не знаю (1)

    б) На различных мероприятиях ( "огоньках",  культпоходах,  экскурсиях и т.п.)

     1. Примерно такие же, как в большинстве классов (2).

     2. Лучше, чем в большинстве классов (3).

     3. Хуже, чем в большинстве классов (1).

     4. не знаю (1).

     в) Вне школы:

     1. Лучше, чем в большинстве классов (3).

     2. примерно такие же, как и  в других  классах (2)

     3.Хуже, чем в других классах (1).

     4. Не знаю (1).

IV. Каковы взаимоотношения с классным руководителем?

      1. Лучше, чем в большинстве классов (3).

      2. Примерно такие же, как в других классах (2).

      3. Хуже, чем в других классах (1).

      4. Не знаю (1).

V. Каково отношение к делу на уроках и различных мероприятиях?

     1. Лучше, чем в большинстве классов (3).

     2. Примерно такие же, как  в других классах (2).

     3. Хуже, чем в других классах (1).

     4. Не знаю (1).

     ОБРАБОТКА  РЕЗУЛЬТАТОВ.

(Для нахождения коэффициента групповой сплоченности необходимо суммировать баллы, указанные в скобках)

     КЛЮЧ  К  МЕТОДИКЕ:

Высокий уровень групповой сплоченности - 25 баллов.

Средний уровень групповой сплочённости – 22 баллов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование народных традиций в воспитательной работе классного руководителя.

На современном этапе в школьном образовании ведущим направлением педагогического процесса является акцентирование внимания на развитие личности ребенка. Огромная роль в развитии и воспитании реб...

Использование современных технологий в воспитательной работе классного руководителя

Внедрение технологий  во внеурочную деятельность – это повышение интереса многих детей и  подростков, и именно этот ресурс необходимо использовать для активизации воспитательной работы в нов...

Обобщение опыта "Использование программ «Без агрессии», «Дисциплина», «Секреты успешной учебы» в воспитательной работе классного руководителя"

В последнее время использование программ сопровождения в школе получило широкое распространение и предоставило классному руководителю возможность создать условия для гармоничного развития, самореализа...

Роль коллективных дел в воспитательной работе классного руководителя

В статье анализируется значение коллективной деятельности в сплочении классного коллектива...

Доклад на ШМО классных руководителей на тему «Система воспитательной работы классного руководителя как условие социализации выпускников»

Доклад на ШМО классных руководителей на тему «Система воспитательной работы классного руководителя как условие социализации выпускников»...

Планирование воспитательной работы классного руководителя с классным коллективом 9 "Г" класса

Воспитание в том и заключается, что более взрослое поколение передает свой опыт, свою страсть, свои убеждения младшему поколению.Макаренко А.В воспитании детей подросткового возраста (уровень основног...