Использование народных традиций в воспитательной работе классного руководителя.
статья по теме

 

На современном этапе в школьном образовании ведущим направлением педагогического процесса является акцентирование внимания на развитие личности ребенка. Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит формированию системы традиций. Академик Г. Н. Волков так охарактеризовал народную педагогику: «Без памяти нет традиций, без воспитания нет духовности, без духовности нет личности, без личности нет народа как исторической общности»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование народных традиций в воспитательной работе классного руководителя.

На современном этапе в школьном образовании ведущим направлением педагогического процесса является акцентирование внимания на развитие личности ребенка. Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит этнопедагогике. Академик Г. Н. Волков так охарактеризовал народную педагогику: «Без памяти нет традиций, без воспитания нет духовности, без духовности нет личности, без личности нет народа как исторической общности»

В последние годы в системе образования прослеживается тенденция возвращения к народной педагогике, что является главным условием национального возрождения и основой познания духовного наследия каждого народа.

Следовательно, этнопедагогика является ведущей концепцией дальнейшего развития национальной школы, так как воспитание на основе народной педагогики дает возможность привить любовь к ценностям материальной и духовной культуры своего народа.

Использование близкого и понятного для конкретного народа воспитательного опыта способствует повышению качества учебно-воспитательной работы, сближает взгляды участников педагогического процесса, укрепляет связь между образовательными учреждениями и социокультурной средой, в целом, повышает педагогический результат.

Содержание воспитания в дошкольных учреждениях составляет национально-региональный компонент. Дети дошкольного возраста воспитываются в среде с национальным колоритом, знакомятся с произведениями устного народного творчества на родном языке, учатся исполнять народные песни и танцы, играют в народные подвижные игры. Это способствует пробуждению в ребенке национального самосознания, воспитанию чувства уважения к другим нациям, обучению основным правилам поведения в обществе.

С самого раннего детства ребенок встречается с игрой, в которой, участвуя, примеряет на себя различные роли. Именно в игре ребенок впервые сталкивается с творчеством. В этом как раз и заключена основная проблема - за плечами не у каждого (это дань «компьютерного» времени) есть опыт игры. Уже несколько лет назад я обнаружила, что очень не многим ребятам 8-10 лет известны коллективные игры: «воротца», «платочек», «третий лишний», «цепи кованные».

   А ведь народная игра и народная песня,  как синкретическое искусство, как нельзя лучше воспитывает творческое начало в каждом ребенке, позволяет раскрыть интеллектуальные, нравственные и творческие способности. Наконец, в игре ребенок учится взаимоотношениям со сверстниками. Чуткий слух ребенка, воспитанный на народных традициях, становится избирательным и требовательным к музыкальным произведениям в жизни. Народные традиции, как чистейший живительный источник подпитывают детскую душу, готовую творить неустанно.

Примеряя на себя роль то «Бабы Яги», то « растяпы Пети», то «злой свекровки», то «ленивой Дремы» ребенок входит в образ и придумывает движения, мимику, жесты, подачу звука. Вот так в игре ребенок, преодолевая стеснительность, учится творчески подходить к поставленной задаче.

Средняя общеобразовательная школа прививает учащимся практические умения импровизации в жанрах фольклора, умения в национальной резьбе, шитье, вышивании, продолжается знакомство с произведениями устного народного творчества, разновидностями прикладного искусства. Учащиеся осваивают национальные игры и виды спорта, получают представления о народных обычаях и ритуалах. Также средняя школа углубляет познания учащихся в различных видах национальной культуры, развивает художественные особенности, эстетический вкус учащихся. Знакомит с традиционной культурой жизни, труда и быта народа. Совершенствуются знания учащихся по философии, истории, литературе народа.

Календарные праздники являлись отражением взаимосвязи человека с природой. Бытовые обряды, появившиеся вместе с мифологическими, определяли бытие, и регулировали отношения между людьми. Календарные праздники и обряды в наше время – это составляющая часть культуры и народа. Это то, что отражает жизнь, помогает помнить доброе и хорошее, что оставили для потомков прошлые поколения. С каким удовольствием дети участвуют в мероприятиях, посвященных встрече нового года, масленицы, пасхи. Ведь можно не только участвовать самому в празднике, но и устроить праздник для близких и друзей, в своем же детском творческом объединении.

Важным фактором сохранения и развития национальной культуры является сохранение и развитие традиций народной педагогики. Национальное возрождение невозможно без возрождения традиций, которые по сути своей соответствуют народным идеалам: доброта, труд, мудрость, нравственность, уважение старости, любовь ко всему живому.

Этнокультурное воспитание основывается на идеях патриотизма и родной культуры. Воспитание детей  на народных традициях проникнуто высоконравственным национальным идеалом.  Содержание идей народной педагогики глубинно заложены в таких широко известных воспитательных средствах, как пословицы и поговорки, загадки, сказки, игры, песни.

Педагоги школы должны и обязаны в совершенстве владеть родным и русским литературным языками, обладать знаниями по родной, русской и мировой культуре, обучать детей с учетом принципов этнопсихологии и этнопедагогики, готовить их как продолжателей национальных традиций, воспитывать у них терпимость и уважительное отношение к людям любой национальности, любого вероисповедания и культуры.

        Нужно учитывать, что использование материалов народной педагогики не должно ограничиваться только программами учебных занятий, так и во внеурочное время.

        Без традиций не может быть ни национальной души, ни цивилизации. Поэтому то одним из главных занятий человека с тех пор как он существует, было создание сети традиций.

        Таким образом, воздействие и влияние народной педагогики в воспитательный процессе в образовательных учреждениях, а также использование народных традиций огромны.

        Построение образовательного процесса на принципах народной педагогики, или, по крайней мере, использования материалов народной педагогики в учебных программах, решает одну из важнейших проблем современной школы – интернациональное воспитание, воспитание в духе терпимости к другим культурам, народам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных технологий в воспитательной работе классного руководителя

Внедрение технологий  во внеурочную деятельность – это повышение интереса многих детей и  подростков, и именно этот ресурс необходимо использовать для активизации воспитательной работы в нов...

Обобщение опыта "Использование программ «Без агрессии», «Дисциплина», «Секреты успешной учебы» в воспитательной работе классного руководителя"

В последнее время использование программ сопровождения в школе получило широкое распространение и предоставило классному руководителю возможность создать условия для гармоничного развития, самореализа...

«Использование коллективной творческой деятельности в воспитательной работе классного руководителя».

laquo;Использование коллективной творческой деятельности в воспитательной работе классного руководителя»....

Доклад на ШМО классных руководителей на тему «Система воспитательной работы классного руководителя как условие социализации выпускников»

Доклад на ШМО классных руководителей на тему «Система воспитательной работы классного руководителя как условие социализации выпускников»...

Планирование воспитательной работы классного руководителя с классным коллективом 9 "Г" класса

Воспитание в том и заключается, что более взрослое поколение передает свой опыт, свою страсть, свои убеждения младшему поколению.Макаренко А.В воспитании детей подросткового возраста (уровень основног...