Отчёт по теме самообразования
опыты и эксперименты (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Самообразование. Доклад на МС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_otchet.docx23.41 КБ

Предварительный просмотр:

Ростовская областная спецшкола

Отчёт

по самообразованию

        учителя русского языка         

и литературы

Меняйловой В.А.

Использование игровых технологий на уроках русского языка как способ повышения уровня учебной мотивации обучающихся.

2019-2020 уч.г.

                     Отчет по самообразованию

                                   учителя русского языка и литературы

                                                     Меняйловой В.А.

                                             за 2019-2020 учебный год.

     В   2019-2020 учебном  году я работала над темой педагогического опыта «Использование игровых технологий на уроках русского языка как способ повышения уровня учебной мотивации обучающихся».

     В  течение года проводилась работа по   накоплению методического  материала, необходимого в дальнейшей работе по выбранной теме. В ходе работы была изучена  следующая  литература:

1.Амонашвили Ш.А. «Здравствуйте, дети!»: Пособие для учит. - 2-е изд., М.: «Просвещение», 1988
2. П.М. Баев /Играем на уроках русского языка, М., 1989
3. З. В. Дощицына. Готовность ребенка к школьному обучению и адаптация в школе / Оценка степени готовности детей к обучению в школе в условиях разноуровневой дифференциации. М.; 1994
4. Е. И. Коновалова / Нестандартные уроки. М.; Дрофа, 2002
5. Коменский А.Я. Великая дидактика. Прилож. к ж. «Начальная школа»,1975, с.108
6. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М., 1978.

     Обоснование актуальности опыта, его практическая значимость.

     В настоящее время современная школа  особое внимание  уделяет развитию творческой активности и интереса у школьников к предметам.  Проводятся различные конкурсы, олимпиады, чемпионаты. Это говорит о том, что принцип активности ребенка в процессе обучения был и остается одним из основных в дидактике. Под этим понятием подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений,  результативностью и соответствиям социальным нормам.

     Такого рода активность сама по себе возникает нечасто, она является следствием целенаправленных управленческих педагогических воздействий и организации педагогической среды, то есть  применяемой педагогической технологии.

Любая технология обладает средствами, активизирующими деятельность учащихся, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов.

     К таким технологиям можно отнести игровые технологии. Именно их я использую на уроках русского языка.

     Идея педагогического опыта.

     Цель игровых технологий – приобрести конкретные навыки, закрепить их на уровне моторики, перевести знания в опыт.

Девиз моей педагогической деятельности: «Учение без принуждения».

     Задача – сделать процесс обучения занимательным, создать у детей ситуацию успеха, переживание радости познания, облегчить преодоление трудностей в усвоении большого и сложного  учебного материала, а также повысить уровень учебной мотивации обучающихся.

     Девиз моей педагогической деятельности«Учение без принуждения».

     Я систематически совершенствую и углубляю знания по теории и методике преподаваемого мной предмета, обновляю методическую литературу, стараюсь использовать новые технологии в своей работе.
    Тема самообразования, взятая мной, звучит так: 
«Использование игровых  технологий на уроках русского языка как способ повышения уровня учебной мотивации обучающихся». К данной теме я обратилась в связи с тем, что уроки русского языка дети считают трудными, обилие правил в учебнике делает его в глазах детей скучным, наблюдается снижение интереса  к моему предмету. Пересмотрев ряд технологий, я остановилась на игровых технологиях, потому что они способствуют развитию познавательной активности на уроках.

   По определению, игра – это вид деятельности, направленный на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и  совершенствуется самоуправление поведением. ( Толковый словарь С.И. Ожегова)

     По теории  развития познавательного интереса Т.И. Щукиной      и теории активизации учебной деятельности школьников Т.И. Шамовой, педагогическая игра обладает существенными признаками – четко поставленной целью обучения, соответствующим ей педагогическим результатом и характеризуется учебно-познавательной направленностью.  

     Игровые технологии используются  для решения следующих задач:

- активизация познавательного интереса;

- развитие коммуникабельности;

- создание условий для творческого самовыражения;

- развитие памяти, внимания, мышления, воображения;

- конструктивное общение в составе социальной группы;

- создание позитивного психологического климата в коллективе.

     Игровые технологии – самые древние технологии в мире. Это способ передачи знаний, мудрости, житейского опыта новому поколению.

     Игра требует от участников сообразительности, внимания, учит выдержке, настойчивости, развивает у них воображение, любознательность, вырабатывает учение быстро ориентироваться, находить правильные решения, создает ситуацию азарта, поиска, вызывает стремление помочь своей команде.

 

     Технология опыта.

     По форме использования на уроке и содержанию игры делятся на настольные, дидактические, подвижные, деловые, интеллектуальные.

1. Настольные игры: ребусы, кроссворды, чайнворды и т.д. Особенность настольной игры – наличие игрового правила, в котором внутренне заключена игровая задача.
2. Дидактические игры являются важным средством активизации познавательной деятельности школьников, развития их самостоятельности и мышления. Они имеют некоторые особенности. В них нельзя играть слишком медленно или слишком быстро. Это снижает интерес к игре. Разновидности этих игр: словесная дидактическая игра, сопровождаемая передачей мяча от учителя к обучающемуся, различные формы диктантов (например, музыкальный), различные виды письма.
3. Подвижные игры: со стихотворением, сюжетные игры с личным участием детей и т.д.
4. Деловые игры развивают у детей фантазию, основанную на приобретенных знаниях, учат рассуждать, доказывать, сравнивать.
5. Интеллектуальные игры:  загадки, шарады, метаграммы, анаграммы, рассказы-загадки.

     Игры можно классифицировать по-разному. Они распределены по разделам лингвистики. Это фонетические игры, лексико-фразеологические, игры по морфемике и словообразованию, синтаксические. Такую классификацию предлагает Л.В. Петрановская.

     Я хочу поделиться с Вами, каким образом обучаю детей тонкостям родного языка, а тем самым развиваю интерес и любовь к предмету.

При изучении «Фонетики» с целью различения твердых и мягких  согласных звуков можно использовать интересную игру «Соберем букет».

Соберите в букет цветы, в которых есть хотя бы один мягкий звук. ( Цикорий, гладиолус, гвоздика, роза, ромашка, сирень, ландыш, астра,  нарцисс, настурция, шиповник, колокольчик, лютик)

Несколько шуточных вопросов потребуют знания алфавита. У учащихся вырабатывается умение различать звук и букву.

- Из названий каких двух  букв можно приготовить пищу? ( «К»  и «Ш»)

- Названия каких  двух  букв составляют целую эпоху? ( «Р» и «А»)

- В каких словах по СТО согласных? ( СТОл, СТОн, СТОй, СТОп)

- Какое слово состоит из семи одинаковых букв? (семья)

- Есть в реке и в озере, а в воде нет; есть в огурце и арбузе, а в дыне нет. Что это?( «Р»)

- Во время грозы мы наблюдаем молнию и гром. А что вы слышите между ними? («И»)

Такие игре учат мыслить, сопоставлять, развивают языковое чутье, фонематический слух.

     Следующая группа игр – это лексические игры.

При изучении омонимов, детям нравится отгадывать загадки. Давайте и мы попробуем их отгадать:

Право, я прическа – чудо.

Заплести меня не худо.

И на лугу с шипеньем острым

Управляюсь с сенокосом.   (коса)

Я и шуба длинная до пят,

И в фигурном катанье меня

Всякий увидеть рад. (тулуп)

Я и приправа хорошая к столу

И в цель могу пустить певучую стрелу. (лук)

     Таким образом, у ребят в игровой форме формируется умение определять лексическое значение омонимов.

     Игра «Собери фразеологизмы»

Кто-то подшутил над вами и рассыпал на отдельные слова шесть фразеологических единиц. Соберите их за одну минуту.

Куда Макар телят не гонял.

Гусь свинье не товарищ.

У него язык без костей.

Семь пятниц на неделе.

Из огня да в полымя.

Как в воду канул.

В результате подобной работы речь учащихся обогащается, расширяется кругозор.

       «Перевертыши», или «Шифровальщики» (сточки из стихотворений, названия сказок, книг)

Ваша Маша тихо смеется.- Наша Таня громко плачет.

Ты ненавидишь мою коровку. – Я люблю свою лошадку.

Король под фасолью. – Принцесса на горошине.

Падающий деревянный генерал.- Стойкий оловянный солдатик.

Пес без босоножек.- Кот в сапогах.

Великолепный индюк. – Гадкий утенок.

Квадратик. – Колобок.

Синяя бейсболка. – Красная шапочка.

Солнечный принц.- Снежная королева.

     «Угадай-ка» (игра с подсказками)

Живет в море…. Бывает на эстраде… Видна в ночном небе… (звезда).

Был такой  композитор…  Растет на дереве…. Выпал из тетради… (лист)

Ее можно брать… У всех она своя… Самая большая у Эвереста … (высота)

Бывает толстый и тонкий… Бывает научный и детский… Есть такой… «Крокодил» (журнал).

     Такие игры обогащают словарный запас, воспитывают стремление к самосовершенствованию.

                   

     Игра «Третий лишний»

 Найдите лишнее слово, обоснуйте свой выбор.

Желток, железо, желтый

Носильщик, нос, носатый

Часовщик, часть, час

Печурка, печать, печка

Циркуль, цирк, циркач.

     Ребята любят шарады «Составь слово».

Корень тот же , что и в слове СКАЗКА,

Суффикс тот же, что и в слове ИЗВОЗЧИК,

Приставка та же, что и в слове РАСХОД.

Корень мой находится в ЦЕНЕ.

В ОЧЕРКЕ найди приставку мне.
Суффикс мой в ТЕТРАДКЕ вы встречали,
Вся же в дневнике я и в журнале.

В СПИСКЕ вы мой обнаружите корень,
Суффикс в СОБРАНИИ встретите вскоре,
В слове РАССКАЗ вы приставку найдете,
В целом – по мне на уроки пойдете.

      В результате подобных заданий у учащихся формируется умение определять состав слова, выделять нужные морфемы, различать однокоренные слова, лучше усваиваются способы образования слов.

     Как бы не классифицировались игры, их значение в развитии обучающихся велико. Игру можно считать выполнившей свои функции на уроке в том случае, если она обеспечивает не только освоение ребенком конкретных учебных умений, но и воспитание у школьников умения учиться; осознание школьником своих занятий в классе не как игры в школу, а как учение.
    Применение игровых технологий помогает в той или иной степени снять ряд трудностей, связанных с запоминанием материала, вести изучение и закрепление материала на уровне эмоционального осознания, что, несомненно, способствует развитию познавательного интереса к русскому языку как к учебному предмету. Немаловажно также и то, что игра на уроках русского языка способствует обогащению словарного запаса обучающихся, расширяет их кругозор. Она несет в себе огромный эмоциональный заряд, решает не только общеучебные и развивающие задачи, но и воспитывает качества творческой личности: инициативу, настойчивость, целеустремленность, умение находить решение в нестандартной ситуации и, конечно, позволяет детям чувствовать себя детьми.
Систематическое включение занимательного материала в уроки позволяет не только обогатить учебно-воспитательный процесс, но и заставляет детей по-другому взглянуть на предмет. Это взгляд любознательной, ищущей, пытливой личности.

     Игровые технологии я использую в основном в 5-6 классах. Это связано с тем, что 5 класс – переходный этап в жизни детей: из начальной школы – в среднюю, в мир новых учителей, новой программы, новых предметов.

     Моя задача, как учителя русского языка, в это время – сделать так, чтобы встреча с незнакомым не испугала, не разочаровала, а, наоборот, способствовала возникновению интереса к учению. Игровая деятельность как элемент урока может применяться на любом его этапе и как самостоятельное учебное занятие: уроки-игры, уроки-соревнования.

     Я убедилась, что на таких уроках ученики работают более активно. Особенно радует, что те ученики, которые учатся неохотно, на таких уроках работают с большим увлечением.

     В следующем учебном году планирую продолжить работу по накоплению теоретического и практического материала по теме самообразования, продолжить использовать игровые технологии на уроках русского языка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчёт по теме самообразования

Использование ИКТ на уроках биологии, химии....

Отчёт по теме самообразования

Отчёт учителя физики МОУ Буравцовской СОШ по теме самообразования  "Использование информационных (компьютерных)  технологий и элементов интеграции как средство повышения эффективности обучен...

Отчёт по теме самообразования

Применение метода проектов при изучении информатики На протяжении последних лет моя личная методическая тема самообразования звучит следующим образом: «Метод проектов, как технология формирования ключ...

Отчёт по теме самообразования

План работы по теме самообразования "Блочная система сруктурирования учебного материала, как условие оптимизации современного урока истории", цели, задачи, литература, этапы работы....

Отчёт по теме самообразования "Активные формы работы на уроках английского языка и во внеурочное время в процессе обучения и развития творческого потенциала и самостоятельности учащихся"

По данной теме работаю уже третий год. Накоплено много интересных и занимательных находок. Работа опубликована в ежегодном школьном методическом сборнике за 2012 - 2013 учебный год....

ОТЧЁТ по теме самообразования «Использование игровых моментов на уроках английского языка в начальной школе».

Существует много приемов и методов повышения творческой активности учащихся. Эмоциональные и игровые приемы являются необходимыми элементами в решении познавательных, воспитательных задач в обуч...