Оценка качества знаний: портфолио и он-лайн тесты
учебно-методический материал

Сорокина  Елена Валерьевна

Трансляция педагогического опыта
Учитель истории и обществознания: Сорокина Е.В.

Выступление на педагогическом совете по теме:

 «Оценка качества знаний: портфолио и он-лайн тесты»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

10.01.2019

Учитель истории и обществознания: Сорокина Е.В.

Выступление на педагогическом совете по теме:

 «Оценка качества знаний: портфолио и он-лайн тесты»

Одной из самых распространенных форм текущей качественной оценки признана диагностическая оценка, направленная на контроль знаний и умений обучающегося с целью создания для него соответствующей траектории обучения. Она включает самооценку (и перспективную оценку.

По другой классификации различают неформальную (наблюдение, каталогизация, технологические карты, рейтинговое шкалирование, портфолио) и формальную (письменные документы) оценки.

В настоящее время в системе требований ФГОС появилась необходимость вести предметные портфолио всем обучающимся. Портфолио используется учащимися школ для:

а) оценки прогресса и успехов по различным предметам

или сферам интересов;

б) демонстрации своих возможностей и достижений при

поступлении на учебу или приеме на работу.

Функции портфолио:

  • Диагностическая – фиксирует изменения и рост за определенный период времени.

  • Целеполагания – поддерживает учебные цели. Мотивационная – поощряет результаты учащихся, преподавателей и родителей.

  • Содержательная – раскрывает весь спектр выполняемых работ.

  • Развивающая – обеспечивает непрерывность процесса обучения от года к году.

  • Рейтинговая – показывает диапазон навыков и умений. Все приведенные определения различаются в зависимости от вида портфолио.

Ниже перечислены виды, которые можно разделить на две группы – портфолио достижений, цель создания которых – показать итог, достигнутый результат в той или иной сфере, и портфолио процесса, которые направлены на фиксацию и последующий анализ процесса работы в той или иной области. В нашем случае предметное портфолио больше схоже на «Портфолио процесса», но оно может содержать и элементы «Портфолио достижений».

Оценка портфолио

Оценка портфолио проводится учащимися совместно с учителем один раз в четверть. Для того чтобы в ходе оценки у обучающихся развивались навыки самооценки и рефлексии, а также для экономии времени педагога, перед уроком по оценке портфолио каждый учащийся должен проделать подготовительную работу. В ходе ее ученик еще раз просматривает поставленные цели и задачи и подбирает материал, свидетельствующий о достижении поставленных задач или о работе в данном направлении. Можно разложить материал в соответствующем порядке или сделать закладки.

Правила оценки

До начала работы над портфолио учащиеся должны знать все критерии его оценки.

До начала работы над портфолио учащиеся должны знать все категории материалов и содержание обязательной категории.

Портфолио целесообразно оценивать не в баллах, а в уровнях. В случае крайней необходимости «самый высокий» уровень можно привести в соответствие с отметкой «5», «высокий» – «4», «средний» – «3», «слабый» – «2».

Критерии оценки (по С.Дж. Пейп, М. Чошанов)

Самый высокий уровень – портфолио характеризуется всесторонностью в отражении всех категорий материалов и высоким уровнем по всем критериям оценки. Содержание портфолио свидетельствует о больших приложенных усилиях и очевидном прогрессе учащегося, высоком уровне самооценки, творческом отношении к предмету. В содержании и оформлении портфолио ярко проявляются оригинальность и творчество.

Высокий уровень – в портфолио полностью представлены материалы обязательной категории, но могут отсутствовать некоторые элементы из остальных категорий. Может быть недостаточно выражена оригинальность и творчество в содержании и отсутствовать творчество в оформлении.

Средний уровень – в портфолио полностью представлена обязательная категория, по которой можно судить об уровне сформированности отраженных в Стандарте или учебной программе знаний и умений. Могут отсутствовать материалы из остальных категорий и творчество в оформлении.

Слабый уровень – портфолио, по которому трудно сформировать представление о процессе работы и достижениях учащегося. Как правило, в нем представлены отрывочные сведения из различных категорий, отдельные незаконченные работы и т. д. По такому портфолио практически невозможно определить прогресс в обучении и уровень сформированности качеств.

Категории материалов

 (по С.Дж. Пейп, М. Чошанов 

Обязательные: промежуточные и итоговые самостоятельные и контрольные работы, обязательная диагностика…  (В нашем случае выносятся в тетрадь для проверочных работ)

Поисковые: выполнение проектов (индивидуально или в группе), заданий повышенной сложности, решение нестандартных задач, рефераты, сочинения, другие виды творческих работ 

Ситуативные: приложение изученного материала к практическим ситуациям, решение прикладных задач, выполнение лабораторных работ, экспериментов 

Описательные: составление биографий, исторические описания, описания событий, ведение дневника, рефераты 

Внешние: отзывы учителей, родителей, одноклассников, проверочные листы, грамоты за участие в предметных конкурсах и др.

Второй блок моего выступления  - это он-лайн тестирования и критерии оценок он-лайн тестов.

Провожу я он-лайн тестирования через сервисные приложения системы «Дневник.ру».

Выбрав вкладку «Приложения» находим одно из приложений «Тесты».

Данный раздел включает в себя школьные и глобальные тесты различной тематики: оценка знаний, самостоятельная проверка, тесты к урокам, образовательные и развлекательные тесты. Организаторам доступен богатый функционал, который поможет сделать тест максимально эффективным, как то: подбор типа работы и модели оценивания, предмета и класса, периода проведения, возможности дополнительной регистрации, копирования теста или его частей, модели оценивания, лимита времени, количества попыток.

Оцениваются он-лайн тесты согласно критериям разработанным ШМО , а в основу этих критериев была положена шкала переводов ОГЭ по предметам история и обществознание из тестовых баллов в оценку.

Общие требования к оценке тестовой работы:

Тестовая работа проверяется в соответствии с критериями оценивания работы. Критерии оценивания работы - это процент выполнения работы учащимся от общего балла за всю выполненную работу 

Оценка «5» ставится за 100% - 80% выполненных заданий

Оценка «4» ставится за 79% - 60% выполненных заданий

Оценка «3» ставится за 59% - 45% выполненных заданий

Оценка «2» ставится за менее 45% выполненных заданий


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Ульяновская средняя школа ТЕМА: «Критерии оценки качества знаний: портфолио и он- лайн тесты» Учитель истории и обществознания: Сорокина Елена Валерьевна

Слайд 2

Функции портфолио Диагностическая – фиксирует изменения и рост за определенный период времени. Целеполагания – поддерживает учебные цели. Мотивационная – поощряет результаты учащихся, преподавателей и родителей. Содержательная – раскрывает весь спектр выполняемых работ. Развивающая – обеспечивает непрерывность процесса обучения от года к году. Рейтинговая – показывает диапазон навыков и умений. Все приведенные определения различаются в зависимости от вида портфолио.

Слайд 3

Оценка портфолио Правила оценки До начала работы над портфолио учащиеся должны знать все критерии его оценки. До начала работы над портфолио учащиеся должны знать все категории материалов и содержание обязательной категории. Портфолио целесообразно оценивать не в баллах, а в уровнях. В случае крайней необходимости «самый высокий» уровень можно привести в соответствие с отметкой «5», «высокий» – «4», «средний» – «3», «слабый» – «2».

Слайд 4

Категории материалов в портфолио Обязательные : Поисковые : Ситуативные : Описательные : Внешние :

Слайд 5

ОН-ЛАЙН тестирование https://tests.dnevnik.ru/?folder=my&context=school

Слайд 6

Критерии оценивания тестовых работ Общие требования к оценке тестовой работы: Тестовая работа проверяется в соответствии с критериями оценивания работы. Критерии оценивания работы - это процент выполнения работы учащимся от общего балла за всю выполненную работу Оценка «5» ставится за 100% - 80% выполненных заданий Оценка «4» ставится за 79% - 60% выполненных заданий Оценка «3» ставится за 59% - 45% выполненных заданий Оценка «2» ставится за менее 45% выполненных заданий

Слайд 7

ОН-ЛАЙН тестирование https://tests.dnevnik.ru/?folder=my&context=school


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Cистема КИМов и дидактических материалов - необходимый инструментарий оценки качества знаний(из опыта работы)

На современном этапе развития общества возросла потребность в подготовке школьника к тем условиям, в которых он будет жить. Новая концепция образования требует таких методов и приемов обучения, ...

Критерии оценки качества знаний, умений и навыков учащихся на логопедических занятиях

В данной работе даются рекомендации по комплексной и щадящей оценке работы ученика на логопедических занятиях. Представлены нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся с ЗПР по русскому языку: дикт...

Тестовое задание для оценки качества знаний учащихся

Тестовое задание для оценки качества знаний учащихся, 9 класс...

Рейтинговая система как оценка качества знаний учащихся по истории и обществознанию в старших классах.

Данные материалы являются тезисными и находятся в стадии разработки, в ближайшее время работа будет выложена полностью....

Тест как современный подход к оценке качества знаний

Рабта посвещена вопросу оценки качества знаний в современных условиях ФГОС второго поколения....

Управление качеством образования в условиях реализации ФГОС: инновационные системы оценки качества знаний обучающихся

Современный мир характеризуется множеством альтернатив, обилием разнообразной и противоречивой информации. В этих условиях каждому человеку важно владеть умениями и инструментарием оценочной деятельно...

Тесты по оценке качества знаний по программе «Югорская палитра» (ИЗО)

Цель: мониторинг и оценка качества учебных достижений обучающихся по ОП "Югорская палитра" - изобразительное искусство....