Основополагающие идеи построения школы
методическая разработка

Колесник Валентина Алексеевна

В раоте представлены основыные идеи посторения новой школы, которые можно использовать при создании эффективной школы на любом этапе ее развития 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Основополагающие идеи построения новой школы

  1. Деятельность образовательной организации должна строиться в строгом соответствии с действующим законодательством, предусматривающим гуманистический характер образования, обеспечивающий интересы ребёнка и заботу о нём

В первую очередь, необходимо исходить из общепризнанных принципов и норм международного права, и деятельность образовательной организации строить исходя из Конвенции о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989, вступившей в силу для СССР 15.09.1990, в которой, государства – участники,

напоминая, что  согласно Всеобщей декларации прав человека дети имеют право на особую заботу и помощь, что семье как основной ячейке общества и естественной среде для роста и благополучия всех ее членов и особенно детей должны быть предоставлены необходимые защита и содействие, с тем чтобы она могла полностью возложить на себя обязанности в рамках общества,

признавая, что ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания,

считая, что ребенок должен быть полностью подготовлен к самостоятельной жизни в обществе и воспитан в духе мира, достоинства, терпимости, свободы, равенства и солидарности,

принимая во внимание, что, как указано в Декларации прав ребенка, "ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения", согласились о нижеследующем: (статья 3:

1. Во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка.

2. Государства - участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные и административные меры.

3. Государства - участники обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.

Таким образом, образовательная организация должна обеспечить каждому школьнику особую заботу и помощь, стремиться к созданию благоприятной атмосферы, направляя свою деятельность на наилучшее обеспечению интересов каждого ребенка.

В Законах Российской Федерации об образовании (1992 г. и 2013 г.) провозглашён гуманистический характер образования, признанный ведущим принципом государственной политики в области образования. Согласно этому принципу именно личность ребёнка, развивающегося человека с её духовным миром, индивидуальностью, потребностями, способностями, интересами и жизненными целями должна быть поставлена в центр работы школы.

Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» в качестве ведущих принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования сохранил также приоритет жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитание гражданственности и трудолюбия. Вместе с тем, продекларированный в утратившем силу Законе об образовании принцип уважения к правам и свободам человека новый закон заменил на более чёткие формулировки: приоритет прав и свобод личности, воспитание взаимоуважения, правовой культуры, ответственности.

Новое законодательство последних лет, сохраняя приоритеты в образовании, даёт ориентиры деятельности образовательного учреждения по различным её направлениям.

Таким образом, руководство деятельностью образовательной организации должно опираться на знание действующего законодательства и умение им пользоваться. Вместе с тем, руководителю предстоит развивать правовую культуру участников образовательных отношений, обеспечивая приоритет их прав и свобод, взаимной ответственности, требовательности и взаимоуважения.

  1. Деятельность образовательной организации необходимо строить  на основе четко установленных в Законе об образовании в РФ понятий, определяющих смысл её деятельности 

В настоящее время необходимо исходить из вступившего в силу с 01.09.2013 года Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации», который четко выделил понятия, определяющие смысл деятельности образовательной организации:

  • образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов;
  • воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства;
  • обучение - целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни.

Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» гарантирует общедоступность и бесплатность общего образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, устанавливающими требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения обучающимися основной образовательной программы по уровням начального общего, основного общего и среднего общего образования.

Осмысление федеральных государственных образовательных стандартов приводит к мысли, что стандарты являются новым термином требований, обеспечиваемых до их введения многими  творческими  учителями и целыми педагогическими  коллективами, стремящимися к созданию условий для сотрудничества школьников и педагогов, реализующими такую модель педагогического взаимодействия, в процессе которой ученик выступал как самостоятельный, активный, свободный деятель, партнёр, а не как пассивный объект обучения.

Вместе с тем, с введением образовательных стандартов перед многими педагогическими коллективами и отдельными педагогами встала проблема достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования всеми обучающимся как обязательных требований и ориентиров деятельности. Естественно предположить, что для новой школы (с новым кадровым составом и новым контингентом обучающихся) основная задача и будет заключаться в такой организации процесса воспитания и обучения, чтобы обеспечить достижение личностных, метапредметных и предметных результатов в освоении образовательной программы. В этом и будет миссия школы, её призвание и предназначение. Школа должна стать творческой лабораторией, организующей поиск, разработку и внедрение нового содержания, форм и методов образования.

Опираясь на мысль Я.А. Коменского, полагаю, что, при соответствующей организации учебно-воспитательного процесса, «школа, исполненная красоты, любви и внимания к детям, может превратиться в храм разумного, приносящего радость воспитания и обучения, где ребёнок  сможет взойти на самую высокую ступень «лестницы образования». 

Весьма продуктивными для построения новой школы будут педагогические выводы исследований сотрудников лаборатории социологии Института образования взрослых РАО (С,Г, Вершловского, Н. В. Зубрицкой, Л. Г. Петряевской, А. И. Ходакова, Е. Г. Королёвой, М. Д. Махлина), которые,  исходя из понятия зрелости выпускника, сформулировали условия эффективной школы:

  • «Школа эффективна в той мере, в какой она формирует личность, способную жить в ситуации социальной неопределенности, ставящей перед личностью вопросы и требующей от нее самостоятельных ответов.
  • Школа эффективна в той степени, в какой она готовит учащихся к позитивной самореализации в основных сферах жизнедеятельности: в познавательной, профессиональной, семейной, духовно-культурной, общественно – политической».

  1. Деятельность образовательной организации должна опираться на лучшие достижения педагогической науки и практики

При построении новой школы весьма полезно осознавать необходимость взаимодействия и интеграции педагогической пауки и практики.

Изучение историко-педагогических традиций, использование и развитие педагогических идей и позитивного опыта в современных условиях является наиболее перспективным способом развития новой образовательной организации. Уместно при этом применить мысль С.Т.Шацкого: «Нельзя, разумеется, думать, что  мы создадим абсолютные вечные ценности: мы можем пройти только один из этапов педагогической мысли. Ведь начало новых педагогических идей заложено в очень давние времена. Мы – преемники, и потому не надо обольщаться и придавать себе чересчур большое значение. Но иногда хорошо повторить кое-что хорошее старое с новой силой».

Лучшие традиции педагогического опыта, основанные на  научных идеях прошлого, базируются на принципах гуманизма, приоритета нравственного воспитания личности;  субъектного подхода к воспитанию; внимательного отношения к индивидуальным  и возрастным особенностям школьников.

Осмысливая организацию единого целенаправленного процесса воспитания и обучения, следует учитывать основополагающие идеи прошлого:

  • Ключевой идеей образования остаётся, прежде всего, воспитание человека: общественное, государственное, гражданское воспитание «совестливого, честного, искреннего, самоотверженного и вместе с тем чуткого к нуждам других людей, гражданина России» (Н. И. Пирогов).
  • Воспитание - дело трудное, и улучшение его условий - одна из священных обязанностей каждого человека» (Сократ).
  • Воспитание в образовании играет ведущую роль по отношению к обучению: «напитать ум воспитанника», чтобы «внести порядок в его нравы и чувства, научить познавать самого себя, а также жить и умереть подобающим образом» (М.Монтень).
  • «Кто двигается вперёд в науках, но отстаёт в нравственности, тот более идёт назад, чем вперёд» (Аристотель).

Весьма полезными при построении новой школы, создании образовательной программы являются выводы современных ученых-педагогов:

  • «Практика показывает, что родители и дети в большинстве своем уже не воспринимают образовательную программу школы, как только программу обучающую. Родители выбирают для своего ребенка школу, где его не только хорошо учат, но и где ему психологически комфортно, интересно, где он может развиваться как самоценная, уникальная личность - как творческая индивидуальность. Образовательная программа - это не только, как думают многие педагоги, учебный план школы, реализуемые в ней учебные программы, программы внеурочной деятельности. Образовательная  программа - это образ жизни школы, ее дух, культура, уклад, эстетика, материальное обеспечение, стиль взаимодействия всех участников образовательного процесса» (Тряпицына А.П.).
  •  «Обеспечивают становление образованности учеников в любом образовательном учреждении и предметное наполнение учебного плана, и весь дух учебного заведения, который складывается из стилей взаимодействия всех участников образовательного процесса, эстетического оформления помещений, уровня материального обеспечения учебного процесса» (Максимова В.Н.).
  • «Достаточно познакомиться с интерьером учебного заведения, с содержанием объявлений, стенных газет, побывав на внеурочных мероприятиях, послушав, о чём говорят дети на переменах, почти безошибочно можно судить о том, чему и как учат в той или иной школе, каким видят своего выпускника» (Кузнецова Е.В.).
  •  «Из всех показателей оценки школы главным следует считать самочувствие в ней человека. Школа хороша, если в ней хорошо каждому ребёнку и взрослому» (В.А.Караковский).

Таким образом, необходимо создавать  школу, где не только хорошо учат, но и где ребёнку комфортно, интересно, где он может развиваться как самоценная уникальная личность, творческая индивидуальность, где цели и методы приспосабливаются к индивидуальному развитию ребёнка, чтобы помочь ему эффективнее взаимодействовать с окружающим миром.

  1. Основополагающие идеи создания новой школы

Опираясь на лучшие достижения науки и педагогической практики, собственный опыт и 14-летний опыт возглавляемого педагогического коллектива, выделим наиболее значимые идеи для построения новой школы:

  • - гуманистически направленная, последовательно развивающаяся система учебно-воспитательной работы, ориентированная на личностное развитие школьников, продуманность всех звеньев;
  • система мер, способствующая сохранению и укреплению здоровья обучающихся как главной ценности человека;
  • благоприятный социально-психологический климат в коллективе, поддержка и внимание другому, культура взаимоотношений;
  • -творческий подход к организации жизнедеятельности коллектива;
  • развитие традиций на основе постоянного роста и движения вперёд, своеобразного "духа", атмосферы школы;
  • демократичность школьного уклада;
  • реализация права каждого на инициативу и участие во всем, на участие в управлении;
  • гуманизм, неповторимость, торжественность, художественность, эмоциональность, душевность, творчество, новизна во всем;
  • --создание благоприятных материально-технических условий для достижения целей.

  1. Ключевым направлением деятельности по управлению новой школой является работа с педагогическими кадрами

Основными требованиями к педагогам являются доброжелательное отношение к ученикам и окружающим, готовность к сотрудничеству, высокая культура поведения, высокий профессиональный уровень, владение педагогическими технологиями и способами их использования в зависимости от педагогических ситуаций, умение добиваться результатов в воспитании и обучении, готовность и стремление к исследовательской и научно-методической работе.

Педагогический совету должен стать органом коллективной мыследеятельности, способным. вырабатывать совместные решения для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса, работы школы в режиме развития.

Основной заботой руководителя должно стать формирование педагогических взглядов на назначение школы и  назначение педагогов, вытекающие из этого требования к процессу оптимального функционирования образовательной организации, на целесообразность применения в школе различных педагогических систем и технологий, их оптимальное соотношение.

Коллективный труд должно направить на создание концепции и программы развития школы, обоснование ведущих идей, конструирование целостного педагогического процесса.

  1. Ожидаемые результаты и показатели  эффективности деятельности образовательной организации

В разработке критериев и показателей эффективности и ожидаемых результатов деятельности новой школы можно опираться  на наиболее близкие нам исследования Н.В.Седовой, Т.В. Бондарук, И.С.Петренко, Л.А. Николенко, выполненные под руководством З.И.Васильевой и Е.И. Казаковой,  в которых объектом исследования были общеобразовательные учреждения, и выделена система критериев функционирования и  развития:

  • соответствие образовательным стандартам (показатели – стабилизация и рост объективных результатов);
  • рост научно-методического обеспечения (показатели - рост образованности педагогов, научно-методические разработки, повышение  педагогического мастерства);
  • наличие тенденции к развитию всех подсистем учреждения;
  • рост достижений;
  • личностные характеристики воспитанников, отношения, интересы;
  • удовлетворённость результатами преобразований, самочувствие всех субъектов образовательного процесса;
  • непротиворечивость;
  • экономическое и материальное развитие (ресурсы, материально-техническое обеспечение);
  • открытость (показатели - изменение состава «авторов» социального заказа системе образования; увеличение уровня информированности населения о деятельности учреждения; наличие управленческих структур, участвующих в управлении);
  • результаты практической деятельности;
  • формирование устойчивых двусторонних связей школы с внешней средой.

Эффективность деятельности будет обеспечена за счет внедрения новых подходов, методик и технологий на всех уровнях педагогического процесса, во взаимодействии с Управлением образования Пушкинского района и других субъектов,  анализа  полученных результатов, использования принципов программно-целевого подхода и  управления, направленного на результат.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система профилактической и коррекционной работы логопункта ГОУ СОШ «Школа здоровья» № 1062 СЗОУО. Построение образовательного пространства «Школы здоровья» на основе комплексного системно – профилактического подхода к формированию устной и письменной реч

Система профилактической и коррекционной работы логопункта ГОУ СОШ «Школа здоровья» № 1062 СЗОУО. Представляет собой построение образовательного пространства «Школы здоровья» на основе комплексного си...

Основные идеи национальной образовательной инициативы "Наша новая школа"

Школьное образование обеспечивает переход от дошкольного детства, семейного воспитания к осознанному выбору последующей профессиональной деятельности. От того, как будет устроена система отношений шко...

"Реализация идей стандарта нового поколения в УМК "Счастливый английский.ру" К.и М. Кауфман для начальной школы".

Выступление на Международной конференции для учителей английского языка "Актуальные проблемы иноязычного образования в условиях реализации ФГОС нового поколения  в рамках творческой мастерс...

Выступление "Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования: от идей к практике. Примерная основная образовательная программа основного общего образования. Требования к результатам обучения учащихся по географии (основная школа)"

Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования: от идей к практике. Примерная основная образовательная программа основного общего образования. Требования к результа...

Социальный проект спортивно-оздоровительной направлености "Мы идем в школу"

Социальный проект спортивно-оздоровительной направлености "Мы идем в школу"...

Проект развития конкурсного движения учащихся как средства реализации идей профильной школы.

В проекте предлагаются общие и конкретные методы  организации конкурсного движения учащихся....

Мышление - основополагающий фактор успешного обучения в школе

Повышение эффективности коррекционно-образовательной работы по развитию мыслительных операций младших школьников...